Может ли журналист отозвать публикацию?

Договориться с журналистом о публикации — только полдела. Как подготовить материал, в котором будут соблюдены интересы компании и издания? Мила Зарецкая, генеральный директор агентства Zetta Priori, предлагает 5 правил, которые помогут получить качественную статью и не испортить отношения с журналистом.

Начнем не с того момента, когда пиарщик, едва сдерживая волнение, звонит в уважаемое издание и предлагает конкретный информационный повод или тему, которую тянет за собой этот самый инфоповод. Допустим, нужный журналист найден, предварительные переговоры по телефону проведены и вашей новостью заинтересовались. Неопытный пиарщик на радостях расслабится, выдохнет и пойдет пить кофе. Человек, обеспечивающий связи с общественностью не один год, знает: все самое сложное только начинается. Он приготовится к долгой и трудной работе.

Правило №1: подумай, куда девать свои «скелеты»

Часто у молодых компаний (особенно связанных с технологиями) есть события, которые лучше не делать достоянием широкой общественности. Компании, уже имеющие историю, давно и надежно припрятали свои «скелеты» или придумали о них правдоподобную историю. Новичкам на рынке это необходимо сделать перед встречей с прессой. Не нужно надеяться, что факты, о которых руководители компании хотели бы забыть, не всплывут. Дотошный журналист докопается.

Бывают ситуации, когда и сам спикер во время интервью упоминает то, что не следовало бы. И тут же просит журналиста не использовать эту информацию в статье — «не для записи». Но запись идет, факты озвучены. Недобросовестные журналисты могут этим воспользоваться. Выйдет публикация, совсем не такая, как хотелось бы спикеру. Начнутся обиды. Дескать, как же так: я ему, как человеку, все рассказал, а он не выполнил мою просьбу. Гнев выльется и на голову пиарщика: как же не досмотрел, как позволил появиться такому в прессе?

Чтобы этого не случилось, необходимо четко знать, что можно озвучивать, а о чем лучше умолчать, как отвечать на неудобные вопросы, если они возникнут. И хорошо бы использовать встречи с журналистами, чтобы ненавязчиво рассказывать рынку свой вариант истории компании.

И еще один момент с интервью. Не нужно видеть в журналисте личного друга: если для получения читабельного материала понадобится добавить в него не только позитив (с точки зрения вашего клиента), он это сделает. Но и монстра лепить из него не стоит: журналист просто делает свою работу и решает конкретную задачу. По-большому счету, он пишет не о конкретной компании, он пишет о рынке и о вашей роли в развитии этого рынка.

Таковы правила игры. Если по какой-то причине вашу компанию они не устраивают, есть два выхода. Первый — оплачивать статьи, и тогда результат будет гарантирован. Второй — создать собственное издание, блог или другой канал коммуникации, который позволит достучаться до потребителей, минуя официальные СМИ.

Правило №2: не звони мне, не звони

Итак, интервью получено, авторская колонка отправлена и начинается этап ожидания. Многие используют его для слишком частых напоминаний о себе. Будет правильным созвониться и уточнить дошел ли текст и когда можно ожидать обратной связи, если речь о колонке. Или поинтересоваться, нужна ли еще информация и когда можно ожидать публикацию, если журналист брал интервью или комментарий. Названивать каждый день с вопросом: «Когда?» — верный путь потерять контакт в этом издании.

Правило №3: умерьте свой редакторский «зуд»

Журналисты по-разному реагируют на просьбу прислать материал на «посмотреть». Чаще всего в качестве ответа звучит «нет». Иногда присылают согласовать только цитаты спикера. Если очень повезет или тема достаточно сложная, журналист пришлет текст для ознакомления. Подчеркиваю, для ознакомления.

Предлагать свои правки можно только в случае, если в статье есть фактические ошибки. Это же правило касается и цитаты спикера: редактировать только некорректно изложенные факты. Оцените добрый жест журналиста и не «учите» его, как нужно делать свою работу. Даже если вы точно знаете, что справились бы лучше.

Правило №4: адаптируй или отказывайся

До сих пор бытует заблуждение, что в авторскую колонку издание не вносит правок. Еще как вносит! Авторская колонка — это просто рубрика газеты или журнала, как «Экономика» или «Технологии». Только пишет ее конкретный автор. И если от журналиста приходят вопросы и комментарии, на вопросы лучше ответить, а комментарии принять к сведению.

Разумеется, автор колонки — эксперт, иначе его не пригласили бы к сотрудничеству. Однако он демонстрирует свою экспертизу на сторонней площадке, и именно площадка устанавливает правила публикации. Поэтому нужно адекватно воспринимать замечания и правки сотрудника издания.

Правило №5: постарайтесь остаться в хороших отношениях

Статья вышла. Дальше идут эмоции — удовлетворение либо разочарование и даже гнев. В последнем случае рука сама тянется к телефону, чтобы сказать журналисту все, что вы о нем думаете. Очень рекомендую перед решительным разговором выйти и подышать воздухом.

Безусловно, просто промолчать в этой ситуации будет неправильным. Но разговор должен быть аргументированным и выдержанным в конструктивном ключе. Орать в трубку, брызжа слюной и грозя всеми смертными карами, точно не стоит. Выдержка — одно из главных качеств хорошего пиарщика. Возможно, это был первый и последний опыт вашей совместной работы. Но оставлять после себя «выжженную землю» — не лучшая тактика, просто поверьте на слово.

28 июля 2015

Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее Закон) гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

В соответствии со ст. 43 Закона в опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Согласно ст. 45 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения является злоупотреблением свободой массовой информации, противоречит вступившему в законную силу решению суда или является анонимным.

В опровержении может быть отказано, если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации; если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Источник: Прокуратура Тюменской области
Дата создания: 28.07.2015
Дата обновления: 28.07.2015

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *