Молодая семья программа 2018

Государственная поддержка молодых семей в вопросах приобретения жилья оказывается в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Содержание

Какие нормативные акты регламентируют порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям?

На федеральном уровне:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила).

На областном уровне:

  • постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 642 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области»;
  • постановление Правительства Ростовской области от 27.02.2014 № 135 «О порядке реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Ростовской области».

На муниципальном уровне:

  • программы, подпрограммы улучшения жилищных условий молодых семей.

Какая молодая семья считается нуждающейся в улучшении жилищных условий?

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи:

  • поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.;
  • признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Куда должна обратиться молодая семья, чтобы стать участником мероприятия ведомственной целевой программы?

Одному из совершеннолетних членов семьи необходимо обратиться в жилищный отдел администрации муниципального образования по месту постоянного проживания.

Какие документы для участия в мероприятии ведомственной целевой программы должна предоставить молодая семья?

Для участия в мероприятии молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

  • заявление по установленной форме в 2 экземплярах;
  • копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
  • копии свидетельства о браке;
  • документ, подтверждающий признание семьи нуждающейся;
  • документ, подтверждающий признание молодой семьи имеющей доходы;
  • копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Для участия в мероприятии с целью погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным:

  • заявление по установленной форме в 2 экземплярах;
  • копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
  • копии свидетельства о браке;
  • выписку (выписки) из ЕГРН о правах на жилое помещение, приобретенное с использованием средств ипотечного кредита;
  • копию кредитного договора (договора займа);
  • документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора;
  • справку кредитора о сумме остатка основного долга и по выплате процентов;
  • копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Как может распорядиться социальной выплатой молодая семья? На какой объем денежных средств может рассчитывать при получении социальной выплаты?

Социальные выплаты используются:

  • для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения;
  • для оплаты цены договора строительного подряда;
  • для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса;
  • для уплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита;
  • для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи стандартного жилья на первичном рынке;
  • для погашения долга и уплаты процентов по ипотечным кредитам;
  • для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу.

Социальная выплата предоставляется в размере:

  • 30 % расчетной стоимости жилья – для молодых семей, не имеющих детей;
  • 35 % расчетной стоимости жилья – для молодых семей, имеющих детей.

Как производится расчет размера социальной выплаты?

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения и норматива стоимости 1 кв. метра жилья.

Размер общей площади жилого помещения составляет:

  • для семьи, состоящей из 2 человек – 42 кв. метра;
  • для семьи, состоящей из 3 или более человек – по 18 кв. метров на человека.

Расчетная стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется как произведение норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с Правилами.

Кто имеет право воспользоваться социальной выплатой на приобретение (строительство) жилья?

Участником может быть молодая семья, в том числе имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, соответствующая следующим требованиям:

  • возраст каждого из супругов не превышает 35 лет;
  • молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;
  • наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Какой порядок признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы?

В целях подтверждения наличия доходов, молодая семья представляет в орган местного самоуправления заявление (в произвольной форме), подтверждающее наличие собственных и (или) заемных средств, с приложением документов:

  • справки из банка о сумме возможного ипотечного кредита гражданину – члену данной молодой семьи;
  • оригинала выписки из банковского лицевого счета или копии сберегательной книжки, содержащих сведения о размере денежных средств;
  • оригиналов и копий государственного сертификата на материнский капитал и свидетельства о рождении второго, третьего или последующих детей.

Из каких финансовых источников молодой семье предоставляется социальная выплата?

  • средства федерального бюджета;
  • средства областного бюджета;
  • средства местных бюджетов муниципальных образований.

Что является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы?

  • несоответствие семьи установленным требованиям;
  • представление не в полном объеме необходимых документов;
  • недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
  • ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального и (или) областного бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Какой документ подтверждает выделение молодой семье социальной выплаты на приобретение жилья, строительство индивидуального жилого дома?

Право молодой семьи на получение социальной выплаты удостоверяется именным свидетельством о праве на получение социальной выплаты.

Каковы действия молодой семьи после получения свидетельства?

Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в документах, удостоверяющих личность владельца свидетельства.

Банк заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.

Может ли молодая семья приобрести жилье площадью меньше расчетной площадь, и стоимостью 1 кв. м. меньше или больше, чем та, с учетом которой определялся размер социальной выплаты?

Площадь приобретаемого жилого помещения может быть больше или меньше чем расчетная площадь, с учетом которого определяется размер социальной выплаты. Однако общая площадь приобретаемого жилого помещения не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения.

В соответствии с Положением, стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения может быть больше или меньше норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, используемого при расчете размера социальной выплаты, при этом размер социальной выплаты перерасчету
не подлежит.

Кто имеет право на получение дополнительной социальной выплаты?

В соответствии с разделом 7 Положения, в случае рождения ребенка молодой семьей в период после утверждения в сводном списке претендентов на получение социальной выплаты и до приобретения жилого помещения, ей предоставляется дополнительная социальная выплата в размере 5 процентов от расчетной стоимости жилья, исчисленной на дату утверждения семьи в списке претендентов.

Как устанавливается очередность участников мероприятия и где узнать, когда будут предоставлены социальные выплаты молодой семье, включенной в список участников мероприятия?

Органы местного самоуправления до 1 мая года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляют эти списки в Министерство строительства РО.

Министерство строительства РО на основании списков, поступивших от органов местного самоуправления, формирует сводный список молодых семей – участников мероприятия. Сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой молодые семьи были признаны участниками мероприятия.

Молодые семьи, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие трех и более детей, включаются в список участников в первоочередном порядке.

Информацию о предполагаемом сроке предоставления социальной выплаты молодая семья, включенная в сводный список участников мероприятия, может узнать в органе местного самоуправления.

Может ли молодая семья, являющаяся участником мероприятия ведомственной целевой программы, приобрести жилье до получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты?

Молодая семья может приобрести жилое помещение с использованием жилищного кредита, в том числе ипотечного, до включения ее в число получателей социальной выплаты в соответствующем (планируемом) году. В данном случае социальная выплаты будет использована на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по кредиту или займу.

Восемь простых вопросов о том, как войти в федеральную программу и получить поддержку государства в приобретении жилья. Несколько дней назад правительство утвердило правила предоставления молодым семьям государственных субсидий для приобретения квартиры или дома (опубликованы в «РГ» 19 мая). Сегодня мы отвечаем на вопросы читателей по этой программе.
Кто и при каких условиях может получить помощь государства?
Участницей подпрограммы может быть молодая семья — возраст обоих супругов не превышает 30 лет — без детей или с детьми, а также неполная молодая семья — мама или папа до 30 лет и ребенок (дети).
Решение о включении в список претендентов на получение субсидии (этот единый по всей стране список формируется в Росстрое) в текущем году принимают органы исполнительной власти субъекта РФ и передают эти данные в Росстрой. Чтобы попасть в число претендентов, нужно, чтобы молодая семья, помимо возрастного критерия, соответствовала еще двум требованиям:
— была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (то есть уже стояла в очереди на получение муниципального жилья до 1 марта 2005 года или была признана нуждающейся и поставлена в очередь органами местного самоуправления после 1 марта 2005 года);
— имела доходы или какие-то иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер субсидии.
Сколько раз можно получить субсидию и в каком размере?
За счет средств федерального бюджета субсидия молодой семье предоставляется только один раз. Ее размер зависит от расчетной (средней) стоимости жилого метра в конкретном муниципальном образовании и того, есть ли в семье дети. Кроме того, в расчетах учитывается размер общей жилой площади, положенной семье в зависимости от ее численного состава.
Для молодых семей без детей субсидия составит 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья. Для семей с одним и более детьми — 40 процентов. Размер общей площади для расчета субсидии:
— для семьи из двух человек (молодожены или один родитель и ребенок) — 42 кв.м;
— для семьи из трех и более человек — 18 кв. м на одного человека.
Что такое расчетная (средняя) стоимость квадратного метра и как она считается?
Этот норматив будут рассчитывать органы местного самоуправления. Пока такой практики у нас в стране нет, при расчете господдержки в приобретении жилья по всем видам гособязательств до сих пор использовались только данные об усредненной стоимости жилого метра по региону, которые раньше считал Росстрой, а теперь — министерство регионального развития. (Эти данные пересчитываются и публикуются ежеквартально. Последняя таблица средней рыночной стоимости квадратного метра жилья по регионам на второй квартал 2006 года также опубликована в «РГ» 19 мая на с. 17).
В нынешних правилах сказано, что норматив расчетной стоимости по муниципальному образованию в том или ином регионе не должен превышать показатель, утвержденный минрегионом для этого региона. Поэтому, не имея пока данных по каждому городу или муниципалитету, в расчетах можно ориентироваться на цифры из таблицы, опубликованной 19 мая. Теперь мы можем посчитать размер субсидии и оценить, какую часть стоимости квартиры придется доплатить.
В качестве примера возьмем «среднюю» молодую семью: папа, мама и ребенок, проживающие, скажем, в Самаре. Для такой семьи субсидия рассчитывается исходя из того, что площадь будущей квартиры будет равна 18 кв.м x 3 чел = 54 кв.м.
Максимально возможный размер норматива стоимости 1 кв. метра в Самарской области на сегодняшний день составляет 13 850 руб. за кв.м (см. таблицу минрегиона в «РГ» за 19 мая).
Расчетная стоимость квартиры для нашей семьи: 54 кв.м x 13 850 руб/кв.м = 747 900 руб.
Семья с ребенком имеет право на субсидию в размере 40 процентов от расчетной стоимости квартиры. Значит, она получит помощь в размере 0.4 x 747 900 = 299 160 руб.
А теперь попробуем прикинуть, какую же часть квартиры семье придется оплачивать самой.
Средняя рыночная стоимость кв. метра в новостройках Самары составляет $ 717 (данные Ассоциации строителей России на апрель 2006 года). То есть в коммерческой продаже «наша» квартира будет стоить: 54 кв.м x $ 717 = $ 38 700.
Размер субсидии, если его пересчитать в доллары по курсу 27 рублей за 1 доллар, равен $ 11 080.
Значит, из своих собственных сбережений (или с помощью родителей) семье придется доплатить $ 38 700 — $ 11 080 = $ 27 620.
Таким образом, государство обещает оплатить нашей «средней» семье 11 080 x 100/38 700 = 28,6 процента рыночной стоимости квартиры. Остальное — дело семейное.
Если в семье рождается ребенок, изменится ли размер субсидии?
Да, программа предусматривает, что если молодая семья-участница программы обзаводится ребенком (причем допускается его усыновление), она может получить дополнительную субсидию за счет регионального бюджета в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Какие документы нужно представить для участия в программе?
— заявление по особой форме в двух экземплярах, один из которых после регистрации возвращается заявителю;
— паспорта взрослых и свидетельства о рождении детей;
— свидетельство о браке (для неполных семей, естественно, не нужно);
— документ, подтверждающей, что семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий;
— документы, подтверждающие признание семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для погашения кредита на оплату части квартиры, превышающей размер субсидии;
— выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
Что происходит после того, как орган местного самоуправления, проверив исходные документы, принимает решение включить молодую семью в программу?
Муниципалитеты передают сформированные ими списки семей-участниц в субъекты РФ до 1 сентября года, предшествующего планируемому. Субъект сводит списки, поступившие из всех муниципальных образований, в один и на его основании формирует заявку на выделение бюджетных средств. Все это представляется в Росстрой (который на сегодняшний день является государственным заказчиком программы) до 1 октября. На основании этих данных в следующем году происходит выделение денег. Обо всех движениях сначала документов, а потом — выделении субсидий — семьи информируют органы местного самоуправления.
Что является подтверждением того, что семья попала в программу?
Ей выдается специальное свидетельство. Этот документ оформляет и выдает орган местного самоуправления по мере поступления бюджетных средств. Семьи получают свидетельства в порядке очередности, определенной списком семей-претендентов.
Как перечисляются деньги?
Субсидия предоставляется в безналичной форме — соответствующая сумма зачисляется на банковский счет владельца свидетельства, открытый в банке, отобранном для участия в программе. Для этого в течение двух месяцев после получения свидетельства его надо сдать в банк.
Субсидию можно использовать на уплату первоначального взноса в счет оплаты приобретаемого жилья, при получении ипотечного кредита на покупку квартиры или строительство индивидуального дома.

ФОРУМ НА РУСИПОТЕКЕ — НИ ОДИН ВОПРОС НЕ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ОТВЕТА

Президент РФ Владимир Путин объявил о запуске специальной ипотечной программы для молодых семей на Дальнем Востоке с 2019 года. Им предоставят кредит на жилье со ставкой 2% годовых сроком на пять лет, заявил российский лидер на Восточном экономическом форуме в четверг, 5 сентября.

Как пояснил глава государства, данный вопрос он обсудил накануне с руководителями регионов.

«Прежде всего нам необходимо значительно повысить объемы строительства современного жилья, причем оно должно быть максимально доступным», — добавил Путин, его слова приводит «Интерфакс».

Как подчеркнул политик, Дальний Восток — это молодой регион с хорошим демографическим потенциалом, который важно сохранить и приумножить. По его словам, суммарный коэффициент рождаемости в ДФО выше среднероссийского: на 8,5 млн жителей приходится почти 1,5 млн представителей молодежи — школьников, учащихся колледжей и студентов.

«Молодая семья» — это государственная программа обеспечения комфортным и доступным жильем граждан России, ее срок действия продлен до 2025 года. Государство предоставляет возможность рассчитывать на предоставление льгот и гарантий.

С 1 января 2018 года под действие программы попадают россияне до 35 лет, без детей или с одним и более детьми (в этом случае один супруг может иметь гражданство другой страны), а также неполные семьи с детьми.

Пятый Восточный экономический форум проходит 4–6 сентября во Владивостоке. В программу включено более 70 деловых мероприятий, в том числе панельные сессии, бизнес-завтраки, круглые столы и бизнес-диалоги.

Традиционно центральным событием ВЭФа станет пленарная сессия, в которой примут участие президент РФ Владимир Путин, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, премьер-министр Индии Нарендра Моди, премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.

02 марта 2018

Форма государственной поддержки

Предоставление государственной поддержки осуществляется в форме социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее — мероприятие).

Направления государственной поддержки

Социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения;

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива);

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;

д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

ж) для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу.

Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

Участники мероприятия:

Участником мероприятия является молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области решения о включении молодой семьи — участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в установленном порядке;

в) все члены молодой семьи постоянно проживают (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области, не включая Ханты-Мансийский автономный округ — Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, и имеют доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Первоочередное право на предоставление государственной поддержки:

— молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;

— молодые семьи, имеющие трех и более детей.

Размер государственной поддержки:

Социальная выплата предоставляется не менее:

— 30% расчетной (средней) стоимости жилья, для молодых семей, не имеющих детей

— 35% расчетной (средне) стоимости жилья, для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более.

Получатели государственной поддержки

Получателями государственной поддержки являются молодые семьи, включенные в список молодых семей — претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году. Право молодой семьи на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом – свидетельством о праве на получение социальной выплаты.

Срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве.

Требования к приобретаемому жилому помещению (в том числе являющемуся объектом долевого строительства), создаваемому объекту индивидуального жилищного строительства:

— должно находиться в Тюменской области (территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа не включаются);

— должно отвечать требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (износ приобретаемого по договорам купли-продажи жилого помещения не должен превышать 25 процентов на дату последнего обследования), быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается жилое помещение или строится жилой дом для постоянного проживания (в случае приобретения жилого помещения в строящемся многоквартирном доме посредством участия в долевом строительстве или в многоквартирном доме введенном в эксплуатацию после 1 марта 2008 года, такое жилое помещение признается соответствующим требованиям, предусмотренным настоящим абзацем);

— должно быть общей площадью в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения (строительства жилого дома) в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «а» — «д» и «ж» пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050.

В случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (жилой дом) не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.

Приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.

Прием, рассмотрение документов в целях признания участником основного мероприятия, выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства.

Дополнительная социальная выплата при рождении ребенка

Молодой семье, получившей свидетельство, при рождении (усыновлении) одного ребенка в срок со дня подачи заявления в орган местного самоуправления об участии в основном мероприятии до окончания срока действия свидетельства предоставляется дополнительная социальная выплата.

Размер дополнительной социальной выплаты — 5% от расчетной (средней) стоимости жилья, использованной при расчете размера социальной выплаты, но не более размера собственных или заемных средств, использованных на приобретение жилого помещения (строительство жилого дома).

Нормативные правовые акты, являющиеся основанием для оказания и закрепляющие порядок предоставления государственной поддержки:

• Постановление правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

• Закон Тюменской области от 03.08.1999 № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета»;

• Постановление правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства».

Льготные займы молодым семьям:

— дополнительная мера государственной поддержки молодых семей получивших свидетельство в рамках мероприятия;

— направления использования:

  • строительство индивидуального жилого дома;
  • погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;
  • оплата договора купли-продажи жилого помещения либо погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (исключительно молодым семьям, имеющим трех и более детей, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты);

— предоставляются:

  • в пределах объемов средств, ежегодно предусматриваемых на эти цели областным бюджетом;
  • под процент, ежегодно устанавливаемый одновременно с утверждением ежегодных ассигнований, не более 1/8 учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент предоставления займа, но не менее 1% годовых
  • в размере не более 30% от расчетной (средней) стоимости жилья, использованной при расчете размера социальной выплаты, за счет средств областного бюджета;
  • сроком на 10 лет.

Уполномоченная организация — государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Водопроводная, 12, тел. 8 (3452) 46–42–41.

Нормативные правовые акты, являющиеся основанием для оказания и закрепляющие порядок предоставления государственной поддержки:

• Закон Тюменской области от 03.08.1999 № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета»;

• Постановление правительства Тюменской области от 08.08.2006 № 190-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления займов молодым семьям на строительство (приобретение) жилья».

Источник: Главное управление строительства Тюменской области
Дата создания: 02.03.2018
Дата обновления: 01.03.2019

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жилье как социальная проблема современной российской молодой семьи: на примере Краснодарского края»

Актуальность темы исследования. Молодая семья является одной из самых незащищенных социальных групп в российском обществе. Кризисные явления, произошедшие в России и мире в последнее десятилетие усугубили и без того сложное социально-экономическое положение этой социальной группы, и, соответственно, усилили негативные процессы в сфере брачно-семейных отношений (разводы, аборты, рост числа бездетных семей), асоциальное поведение молодежи (пьянство, отказы от детей, расстройства поведения и психики).

Главная проблема, с которой сталкиваются молодожены и молодые люди, желающие создать семью, — жилищная. Отсутствие собственного жилья, его неблагоустроенность (непригодность для жизни), финансовые проблемы сильнее всего сказывается на внутрисемейном климате, душевном состоянии членов молодой семьи. Материальные трудности и проблемы с жильем вполне объяснимо вызывают страх у молодых людей перед рождением ребенка, содержание и воспитание которого сопряжено с серьезными вложениями семейного капитала. Для решения жилищной проблемы многие молодые семьи надеются на активно рекламируемую поддержку со стороны государства, но на практике чаще всего сталкиваются с большим количеством сложностей и редко получают ожидаемую помощь.

Решение жилищных проблем молодых семей является одной из главных, но, в то же время, трудновыполнимых задач, стоящих перед органами государственной власти на федеральном, краевом уровне и на местах. Одним из способов государственной помощи гражданам, нуждающимся в жилье, является приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России», в рамках которого в настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 — 2015 годы, предусматривающая меры направленные на помощь молодым семьям. За годы существования программы «Жилище» многие семьи обрели собственную крышу над головой, но все же исполнение мероприятий целевых программ направленных на решение жилищных проблем сопряжено с существенными трудностями, прежде всего в связи с бюджетным и жилищным дефицитом на макроуровне и низким материальным состоянием российских молодых семей на микроуровне. Так, в Краснодарском крае, имеющем особое стратегическое, экономическое и демографическое положение, основными причинами, сдерживающими рост строительства жилья, являются следующие: 1) ограниченные территориальные ресурсы из-за наличия особо ценных сельскохозяйственных земель; 2) ограниченные возможности финансирования жилищного строительства; нестабильная кредитная политика, при которой платежеспособный спрос населения не позволяет большинству граждан воспользоваться ипотечными кредитами; 3) сравнительно высокие в отношении к мировой практике процентные ставки по предлагаемым кредитными организациями ипотечным кредитам.

Все перечисленные факторы обуславливают все возрастающую потребность молодых семей края в благоустроенном жилье. Так, по данным администрации Краснодарского края в регионе в 2011 году 3648 молодых семей были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Для сравнения, в 2010 году получили государственную поддержку в приобретении жилья только 265 молодых семей. И это только официальная статистика, которая, конечно, не учитывает те семьи, которые по различным причинам не обратились в государственные органы, но испытывают жилищные затруднения. И таких семей в десятки раз больше. Основная причина неучастия молодежи в жилищных программах — отсутствие веры в успех. Однако существуют и другие не менее важные причины, которые и следует подробно изучить.

Таким образом, ощущается явный недостаток научной информации о положении молодых семей в плане удовлетворения потребности в комфортном жилье, проблемах, связанных с государственной помощью данной социальной группы в области решения жилищного вопроса, отношении молодых семей к существующим на сегодняшний день мерам господдержки. Выявление роли и значения для института семьи условий проживания как таковых, изучение мероприятий государственных программ, направленных на улучшение жилищных условий, а также степень осведомленности целевой группы о приоритетном национальном проекте, основной целью которого является обеспечение жильем граждан России и пути их решения на различных уровнях — было обозначено в качестве научной проблемы данного социологического исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Обозначенная выше проблема носит сложный междисциплинарный характер, предполагая обращение к таким научным направлениям, как социология семьи и молодежи, социальная политика, социальная работа, экономика, право.

1 Нравственный облик советской молодежи: (Опыт социологического анализа) / Под ред.

Е.М. Бабосова, М.Х. Титмы. — Минск: Наука и техника, 1985; Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т.

Студент 90-х — социокультурная динамика // СОЦИС. — 2000. — №12. — С. 56-63; Ильинский И.М.

Правовой аспект взаимоотношений молодой семьи и других социальных институтов, проблема реализации прав семьи и молодежи, специфика интерпретации понятия «семья» и «молодая семья» в российском законодательстве отражены в работах A.B. Вишняковой, М.В. Власовой, Ю.А. Зубок, О.Ю. Ильиной, Е.В. Лазоревой, Е.А. Певцовой, В.И. Чупрова и

Большой интерес для нашего исследования представляет теория и практика социальной работы, которая позволяют получить представление об особенностях работы с семьями и молодежью, практиках адресной социальной помощи проблемным социальным группам, в том числе молодым семьям. Указанные вопросы отражены в трудах В.Н. Гурова, Т.С. Зубковой, Ф.А. Мустаевой, К.М. Оганян, П.Д. Павленок, Е.И. Холостовой и др.5

5 Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. — М.:

Педагогическое общество России, 2006; Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по 7

Конкретно жилищным проблемам молодой семьи посвящены исследования A.C. Барашковой, A.A. Дельбеевой, Г.А. Резника, Н.И Шалаевой, М.И. Шалаева9. Также проблема жилья для молодых семей

Таким образом, анализ научной литературы по исследуемой проблематике обнаружил недостаток комплексных работ, в которых поставлена и глубоко исследована конкретная проблема жилья современной молодой российской семьи в условиях кризиса, пути решения данной проблемы, проанализированы институциональные способы решения жилищных проблем молодой семьи, дано комплексное научное определение молодой семьи.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в исследовании жилищных проблем молодых семей и институциональных возможностей их решения.

Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:

1) дать развернутое определение понятия «молодая семья» с различных точек зрения;

2) изучить социально-экономическое положение молодых семей, акцентируя внимание на их жилищных условиях и возможностях улучшения последних;

3) провести анализ российского законодательства на предмет действенности и практичности институциональных механизмов реализации потребности молодых семей в жилье;

4) проанализировать перспективы реализации мер государственной поддержки молодой семьи в сфере обеспечения жильем на примере конкретного региона (Краснодарский край);

5) с помощью эмпирического исследования выяснить отношение

10 См. напр.: Сборник материалов научно-практической конференции «Молодая семья в XXI веке». — М.: Комитет по делам молодежи Московской обл., 2000; Сборник материалов научно-практической конференции «Современные социальные подходы к работе с молодой семьей». — Оренбург: ИПК ОГУ, 2005. молодых семей Краснодарского края к институциональным средствам решения жилищных проблем, выявить наиболее популярные среди молодых семей способы улучшения жилищных условий;

6) дать конкретные рекомендации по повышению эффективности мер государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в жилье.

Объектом диссертационного исследования являются российские молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Предметом исследования являются: социально-экономические, социокультурные и институциональные характеристики молодой семьи, актуальные потребности молодых семей (в частности потребность в комфортном жилье); отношение молодых семей к институциональным механизмам поддержки молодых семей в сфере обеспечения жильем, (мероприятия программ государственной поддержки, система ипотечного кредитования), ориентации и возможности решения жилищных проблем в процессе становления молодой семьи; направления социальной политики российского государства, касающиеся обеспечения жильем молодых семей.

Гипотеза исследования. Нуждаемость российских молодых семей в жилье имеет большое распространение. Институциональные возможности решения жилищных проблем молодых семей, существующие на сегодняшний день, являются недостаточно эффективными, что требует разработки более продуктивных действенных институциональных механизмов поддержки данной социальной группы ввиду ее особой ценности для социально-демографического и экономического развития России и ее регионов.

Теоретические и методологические основы исследования.

Т.С. Зубкова, Е.И. Холостова) и права (напр.: A.B. Вишнякова, М.В. Власова, Ю.А. Зубок).

Нормативной основой исследования явилась Конституция Российской Федерации, нормотворческие акты отражающие право граждан РФ, в том числе, молодых семей на жилье, нормативные правовые акты разработанные с целью реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» как на территории Российской Федерации так и на территории Краснодарского края.

В процессе проведения диссертационного исследования использовались некоторые частные методы исследования:

— формально-логический, заключающийся в поиске особенностей и закономерностей развития молодых семей под влиянием нуждаемости в жилье;

— сравнительно-правовой, включающий изучение опыта существования и применения институциональных практик в отношении молодой семьи, помощи в решении жилищных проблем данной социальной группы;

— статистический, основанный на анализе федеральной и региональной статистики в области социально-экономических и демографических характеристик молодых семей России, нуждаемости в жилье.

Эмпирическая база исследования образована материалами прикладного исследования «Отношение молодых семей к системе ипотечного кредитования и господдержки в сфере обеспечения жильем», проведенного в марте-апреле 2010 года посредством фокус-групповой дискуссии (3 группы) и анкетного опроса (квотная выборка, которую составили 215 человек от 18 до 35 лет, представляющих молодые семьи Краснодарского края). В результате были получены качественные и количественные данные, которые подвергались как описательному, так и многомерному статистическому анализу, проведенному в программах ECXEL 2007 и STATISTICA 6.0.

В работе также представлены результаты некоторых исследований федерального уровня, опубликованные на интернет — страницах Фонда общественного мнения, Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦМОМ), Центральной базы статистических данных (ЦБСД) на портале Федеральной службы государственной статистики.

Научная новизна работы нашла свое отражение в авторском подходе к интерпретации понятия «молодая семья», исследованию проблемы жилья для молодых семей (основанном на комплексном междисциплинарном подходе и учитывающем взгляд на данную проблему со стороны несоциологических наук). Это позволило автору сформулировать конкретные рекомендации по улучшению жилищной политики государства и практике работы с молодыми семьями. К наиболее существенным результатам научно-поисковых действий можно отнести следующие:

— на основе междисциплинарного анализа дано развернутое понятие молодой семьи;

— на базе статистических данных описаны особенности жилищных условий молодых семей современной России, определена распространённость нуждаемости в комфортном жилье среди молодых семей, определена значимость молодой семьи для функционирования и развития российского общества, даны рекомендации по повышению рождаемости в стране;

— проведена систематизация российского законодательства на предмет действенности и практичности институциональных механизмов реализации потребности молодых семей в жилье;

— определены основные меры государственной поддержки молодой семьи в сфере обеспечения жильем на примере конкретного региона (Краснодарский край);

— в результате самостоятельного эмпирического исследования выявлен характер отношения молодых семей Краснодарского края к институциональным средствам решения жилищных проблем, определены наиболее популярные среди молодых семей края способы улучшения жилищных условий, а также основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые пары при решении «квартирного вопроса»;

— даны конкретные рекомендации по повышению эффективности мер государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в жилье.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Концептуальный анализ показал, что развернутая интерпретация понятия «молодая семья» должна включать социологический, юридический и экономический аспекты. С социологической точки зрения молодая семья рассматривается как социальный институт и малая группа, имеющие уникальные социокультурные особенности, которые имеют огромное значение, как для конкретной семьи, так и для общества в целом. Юридическое понятие «молодая семья» должно учитывать такие параметры как возраст супругов, наличие регистрации брака, наличие детей, стаж совместной жизни, в том числе в зависимости от наличия (количества) детей, полноту семьи. Молодая семья — это пара, состоящая в официальном браке и проживающая совместно в случае бездетности более 2-х лет, но менее 10 лет (в случае наличия детей без ограничения стажа семейной жизни), с возрастом одного из супругов, не превышающем 35 лет. К молодой семье также относится неполная семья, состоящая из одного родителя до 35 лет с ребенком (детьми). С экономической точки зрения молодая семья представляется как домохозяйство, которое состоит из молодых людей, состоящих в официальном браке, проживающих в одном жилье, ведущих совместное хозяйство и являющиеся трудовой единицей с собственным производственным потенциалом и потребительскими запросами.

2. Анализ социальной и демографической статистики позволяет заключить, что молодую семью необходимо рассматривать как неотъемлемый элемент системы национальной безопасности в виду ряда причин: многочисленности молодых пар, трудовой, экономической и демографической значимости семейной молодежи. Поведение семейной молодежи во многом определяет складывающуюся демографическую ситуацию и будущее состояние процессов народонаселения в стране. Позитивных изменений в области государственной помощи молодым семьям можно достичь при разумной грамотной политике и целенаправленных действиях государства, которые в целом можно свести к следующим шагам:

1) учет специфики каждой отдельной молодой семьи (типа семьи),

2) широкий охват помощи нуждающихся в жилье молодых семей,

3) стремление к обеспечению экономической независимости молодых семей от государственных субсидий, пособий и льгот; 4) информационная пропаганда стабильной многодетной семьи.

3. Анализ нормативных актов, касающихся удовлетворения закрепленного в Конституции права граждан в собственном жилье показал следующее: 1) в действующем законодательстве отсутствует определение понятия «молодая семья», что делает необходимым включение понятия «молодая семья» с его расшифровкой в нормативно-правовую базу РФ; 2) цель выделения категории «молодая семья» в федеральных нормативных актах — улучшение демографической ситуации в стране, стимул к повышению качества трудовой деятельности, формирование экономически активного слоя населения; 3) использование термина «молодая семья» не вступает в противоречие с действующей системой нормативных актов, а является дополнением к ней. Потребность в осмыслении процессов социально-экономической обеспеченности молодой семьи диктует необходимость придания институту молодой семьи особого социокультурного и правового статуса в обществе, прогнозирования и разработки концептуальных основ молодежной семейной политики как самостоятельного направления государственной семейной политики.

4. Реализуемые в Краснодарском крае мероприятия, направленные на обеспечение молодых семей жильем достаточно разнообразны, однако эффективны в отношении очень малой доли молодых семей, реально нуждающихся в улучшении своих жилищных условий. Причина заключается в том, что только государство, пусть даже в лице субъекта федерации или муниципального образования, не сможет решить весь спектр проблем, связанный с жилищным обеспечением молодых семей. Для решения поставленных государством задач укрепления России посредством укрепления молодой семьи, необходимо чтобы все участвующие в этом процессе субъекты: и государство, и субъекты РФ, и муниципальные образования, и молодые семьи действовали слаженно, и имели возможность воздействовать друг на друга посредством как письменного или устного обращения, так и привлечения различного рода организаций, контролирующих процесс выполнения мероприятий государственных программ.

5. Результаты проведенного автором эмпирического исследования показывают, что базовыми причинами низкой заинтересованности молодых семей мерами господдержки и системой ипотечного кредитования являются: слабая информированность молодых людей о государственных механизмах поддержки в части приобретения жилья, низкий семейный доход и страх перед будущим, порождаемый, недостатком информации. Отсюда следует, что в формировании позитивного отношения к институциональным средствам поддержки молодых семей в решении их жилищных проблем важное значение имеет повышение информированности данной категории граждан. Наиболее действенной мерой, которая могла бы более приблизить систему господдержки и ипотечного кредитования потребностям молодых семей, является снижение годовых процентных ставок по кредитам (до 7-8%).

6. Выводы, сделанные в ходе проведения исследования, позволили сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию институциональных механизмов поддержки молодых семей:

1) формулировка на законодательном уровне четкого, полного и недвусмысленного определения понятия «молодая семья», прогнозирование и разработка концептуальных основ молодежной семейной политики как самостоятельного направления государственной семейной политики;

2) молодую семью необходимо рассматривать как стратегический ресурс и элемент системы национальной безопасности, что, соответственно, предполагает отдельную статью бюджета; 3) активное включение молодых семей в социально-политическую сферу, что предполагает усиление, совершенствование методов работы с молодежью, гражданского воспитания молодых людей; 4) придание институту молодой семьи особого социокультурного и правового статуса в обществе; 5) разработка действенных мер по повышению информированности молодых семей о системе господдержки и ипотечного кредитования; 6) снижение для молодых семей процентных ставок по жилищным кредитам (примерно до 7-8% годовых); 7) повышение размера материнского капитала; 8) создание негосударственных фондов помощи молодым семьям.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенный теоретический анализ, конкретно-социологические материалы, научно-практические выводы диссертации могут быть востребованы:

-в процессе разработки методико-технических рекомендаций и социальных технологий по работе с молодыми семьями;

-в практике принятия административных решений и реализации управленческих действий в области государственной (и иных форм) поддержки молодых семей в сфере решения жилищных проблем;

-при чтении курсов по социологии семьи и управления, демографии, жилищному праву, а также ряда спецкурсов, связанных с проблемами молодых семей;

-в образовательном процессе при подготовке специалистов социально-гуманитарного профиля: социологов, управленцев, социальных работников, специалистов в области работы с молодежью.

Апробация основных положений диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии Кубанского государственного университета и рекомендована к защите. Материалы диссертации прошли апробацию на научно-практических семинарах аспирантов, соискателей и преподавателей по месту выполнения диссертации, а так же на всероссийских и региональных научно-практических конференциях. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 5 научных публикациях общим объемом 1,8 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии, состоящей из 163 источников и трех приложений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *