Многоженство плюсы и минусы

В связи со скандальным заявлением Чубака ажы о том, что он решил жениться во второй раз, разъясняем читателям некоторые аспекты статьи 153 Уголовного кодекса КР, предусматривающей уголовную ответственность за двоеженство и многоженство.

Во-первых, возникает вопрос, если ЗАГС просто не регистрирует второй и последующие браки, что подразумевается под женой в слове многоженство? Уголовный кодекс подразумевает под женой в слове многоженство, женщину с которой мужчина сожительствует и ведет общее хозяйство. В соответствии с комментариями к Уголовному кодексу под ведением общего хозяйства понимается совместное осуществление с женщинами трудовых функций в одном хозяйстве (например, содержание общего скота, покупка мебели, других предметов домашнего хозяйства), содержание домовладения или квартиры, а также совместное пользование доходами от ведения общего хозяйства.

Во-вторых, двоеженство/многоженство карается лишением свободы до двух лет, а значит является преступлением небольшой тяжести и относится к делам частно-публичного обвинения. Дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. То есть, если все жены и дети многоженца не имеют к нему претензий, то и привлекать его к уголовной ответственности нельзя. А значит и Чубака ажы нельзя привлекать к ответственности, если только с заявлением не обратится его первая жена или её дети.

В-третьих, представим, что первая жена священнослужителя недовольна и обратилась с заявлением в милицию. Его привлекают к ответственности, он отбывает наказание и продолжает свое сожительство со всеми своими женщинами. Возможно ли снова привлечь его к ответственности? С точки зрения конституционного принципа о том, что никто не может повторно нести юридическую ответственность за одно и то же правонарушение, его за сожительство с теми же самыми женами, уже наказывать нельзя. Вот если он неугомонно обзаведется очередной женщиной с заведением нового хозяйства, тогда возможно снова привлечь его к уголовной ответственности повторно.

Так что злостным многоженцам можно посоветовать вначале взять себе столько жен, сколько они осилят, потом уговорить первую жену инициировать уголовное преследование, отбыть наказание, а потом спокойно спокойно жить «счастливым” многоженцем. Как тут не вспомнить анекдот о том, как беседуют двое заключенных. Один спрашивает другого, что он будет делать после освобождения. Второй отвечает, что женится. Тогда первый удивленно говорит: «Странное у тебя представление о свободе”.

Это юмористическое отклонение вполне уместно с точки зрения следующего аспекта этой проблемы. Преступлением считается деяние, которое представляет общественную опасность. А в чем, собственно говоря, общественная опасность многоженства? Мы не беремся в данной статье раскрывать этот вопрос, так как полемика по нему затрагивает множество других, связанных с семейным и гражданским законодательством, с уязвимым положением женщин и, конечно-же, острый вопрос светскости и религиозности.

Остается добавить, что законы Узбекистана и Таджикистана также предусматривают уголовную ответственность за двоеженство, а в России и Казахстане это не считается преступлением.

Многоженство в Исламе

Многоженство в Исламе является разрешенным, но данное положение обладает различными степенями свободы исходя из ситуаций, связанных с человеком, когда он желает жениться больше чем на одной. Иногда оно бывает желательным, нежелательным, а иногда и запретным.

Сколько жен разрешено в исламе

Ислам разрешает мужчине иметь только до четырех жен. В доисламские времена имелась неограниченная полигамия, когда можно было иметь неограниченное число жен. У некоторых мужчин их были сотни. Однако ислам ставит жесткое ограничение – мужчина может иметь не более четырех и то с условием, что он будет справедлив к ним, одинаково относиться к ним, а это бывает довольно затруднительно.

В результате на практике лишь немногие мусульмане имеют свыше одной жены. Можно сказать, что многоженство – это исключение из правила.

Почему было разрешено многоженство в исламе

Причиной легализации многоженства является не стремление удовлетворить желание мужчины в биологическом смысле, а предоставить ему возможность обеспечить, взять «под свое крыло» и защиту разведенных, одиноких женщин-вдов.

В некоторых ситуациях, особенно в послевоенные времена, иногда и в мирное время образуется сильный демографический дисбаланс, при котором многие женщины не могут найти супруга. А так как у женщин все равно имеется желание реализоваться, раскрыть биологическое женское начало, то они стремятся заиметь хотя бы ребенка, если не получается завести полноценную семью. В результате в обществе появляются негативные явления – разводы, драмы, адюльтеры и дети, растущие без отцов.

Многоженство в исламе имеет исключительно одну цель – защиту прав детей, сохранение института семьи, защиту общества от разложения и аморальных явлений.

Мудрость и польза многоженства в исламе

Необходимо отметить, что многоженство – не обязанность, а дозволенное решение, которое позволяет разрешить множество моральных и социальных проблем в обществе. Дозволение исламом многоженства принесло большую мудрость и пользу для людей:

  1. Защита мужчины от прелюбодеяний.
  2. Оберегание от греха тех, кто не способен удовлетвориться лишь одной женой.
  3. Оберегание женщины, за которой присматривают любители страстей.
  4. Возможность увеличения потомства.
  5. Сохранность народа от болезней и нечестия.

Исламом разрешено жениться мужчине несколько раз, однако в каждом случае должны соблюдаться и иметься полное признание прав каждого из супругов. Должен соблюдаться основной принцип Ислама: мужчины ответственны за их отношение к женщинам, как и женщины – ответственны за их отношение к своим мужьям.

Наверное, мало какой из моментов исламской религиозной практики вызывает в наше время столько споров, возражений, непонимания и недоумения, как разрешение мужчине иметь до четырех жен единовременно. Многие мужчины – особенно те, кто плохо себе представляет всю сложность и ответственность этого вопроса – обычно выступают горячими защитниками этой практики. Женщины – наоборот, чаще бывают против многоженства.

Что говорит о многоженстве исламская религия, в чем плюсы и достоинства полигамии; только ли мусульмане являются многоженцами; каково отношение к этой практике в современном российском обществе – обо всем этом мы, с дозволения Аллаха, поговорим далее.

Далее хотелось бы кратко затронуть эту проблему – что говорится о многоженстве в религиозных источниках ислама, какой смысл оно имело, как выглядит современное многоженство.

Что говорит о многоженстве наша религия?

Для начала отметим, что иметь не одну жену дозволил мужчине Сам Всевышний Аллах. В Священном Коране говорится об этом:

«Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – на двух, (или) на трёх, (или) на четырёх» (4, 3).

Однако, многие забывают о продолжении аята:

«А если боитесь, что не будете справедливы (между несколькими жёнами), то ограничьтесь одной».

То есть, главным условием дозволенности многоженства является справедливое и равное отношение ко всем женам.

Под равным отношением к женам исламские ученые подразумевают равное обеспечение жильем (у каждой жены должно быть отдельное), питанием, одеждой, равное содержание детей (сколько бы их не родилось) и иными вещами по мере необходимости — лекарствами, допустим, во время болезни. Также мужчина обязан проводить с каждой женой равное количество времени – день у одной, день у другой. Если он делает подарки, то следует делать всем одинаковые – либо на одинаковую сумму денег. Каждой из жен следует уделять равное внимание – к примеру, если муж взял одну семью на прогулку в парк или сводил в кафе, то подобное внимание нужно оказать и другой семье.

В Коране также признается невозможность соблюдать справедливость в отношении чувств ко всем женам:

«Вы никогда не сможете быть справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь» (Св. Коран, 4:129).

То есть, во всем, что касается чувств, мужчина всегда будет пристрастен – какая-то жена будет более любимой, чем другие, но во всяком случае, он должен соблюдать равенство во всем, что касается материальной стороны вопроса.

В пророческом хадисе делается строгое предупреждение подобным мужчинам, которые не соблюдают права жен:

«У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела!»

Желающие иметь несколько жен часто ссылаются на практику Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), у которого, действительно было 9 – или по некоторым источникам, — 11 жен. Однако, они забывают, что мужем многих жен он стал уже под конец жизни, а все свои молодые годы он провел, будучи мужем одной единственной женщины – своей жены Хадиджи (да будет доволен ей Аллах), которая была его намного старше. Так что, можно сказать, что наш Пророк (мир ему и благословение) являет собой образец не только справедливого отношения ко многим женам, но и верного и преданного мужа одной жены. Исламские источники сообщают, что он хранил память о первой жене Хадидже до конца жизни – его молодая жена Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказывала, что не ревновала мужа ни к одной из жен так, как к памяти покойной Хадиджи. Также, следует отметить, что почти все жены Пророка (мир ему и благословение) – кроме Аиши – были вдовами, а некоторые имели детей от предыдущих браков, так что брак с ними часто был актом милосердия, желанием поддержать женщину, которая осталась одна.

Таким образом, исламский шариат, хотя и признает дозволенность многоженства, но не считает его обязательным – поскольку это огромная ответственность для мужчины.

Многоженство в других культурах

Следует отметить, что, хотя многие люди считают мусульманскую религию единственной, где разрешается многоженство, однако полигамия практиковалась во многих местах Земли – она сохранилась у многих народов Африки, например. Славяне до принятия христианства также допускали многобрачие (согласно летописям, у князя Владимира, при котором Русь стала христианской – было семь или восемь жен разных национальностей, а также 800 наложниц). В средневековых Китае и Японии мужчина мог иметь только одну официальную жену, но сколько угодно наложниц – сожительство с которыми также оформлялось специальным контрактом.

О дозволенности практики многоженства говорится в предыдущих Писаниях христиан и иудеев – в Ветхом Завете Библии. В качестве первого многоженца, в Библии упоминается человек по имени Ламех – восьмой потомок Адама, отец пророка Ноя, мир ему: «Ламех взял себе двух жён». (книга Бытие, 4:19).

В Законе Моисея дается подробное указание мужчине, если у него больше одной жены: «Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой…» (книга Второзаконие, 21:15).

У пророка Моисея (Мусы, мир ему) было две жены. У царя и пророка Давида (Дауда, мир ему) было пять жен, но больше всего жен, согласно Библии, имел царь Соломон (пророк Сулейман, мир ему) – имевший 700 жен и 300 наложниц.

Согласно библейским преданиям, вторую жену мужчина чаще всего брал, если первая жена не могла иметь детей – так, к примеру, пророк Авраам (Ибрагим, мир ему), взял в жены Агарь (Хаджар), после того, как его первая жена Сара не смогла родить ему ребенка. Пророк Иаков (Якуб, мир ему), помимо двух жен – Лии и Рахили, также жил с двумя их служанками, на которых ему предложили жениться сами его жены, когда они по каким-то причинам переставали рожать.

Современное христианство отказалось от этой практики еще в античные времена, поскольку христианство начало распространяться у народов Римской империи, где такого обычая не было. Многие исследователи считают, что запрет на многоженство в христианстве сложился под влиянием римской морали – поскольку в Новом завете Библии не говорится ничего о запрете этой практики.

Полигамия сохранилась только в христианской секте мормонов – возникшей в Соединенных штатах в 30-40-е годы 19 века. У основателя этой секты Джозефа Смита было – по разным источникам – от 28 до 33 жен, а его преемник Бригам Янг вообще был «чемпионом» по количеству спутниц жизни – их у него насчитывалось около 55 человек! Следует сказать, что в наше время почти все мормоны запретили у себя полигамию, ее практикуют только отдельные общины.

Преимущества многоженства

Как и всякое действие, которое установлено Всевышним, полигамия имеет свои плюсы и достоинства:

Если в обществе складывается такая ситуация, что мужчин по каким-то причинам меньше, чем женщин, одинокие женщины и вдовы имеют шанс найти себе мужа и защитника, и создать полноценную семью. Подобная ситуация часто складывалась в древнее время, когда народы часто воевали между собой, так что мужчин в обществе всегда было меньше, чем женщин – и многие женщины оставались вдовами.

Многоженство помогает мужчине защитить себя от прелюбодеяния, незаконных связей – если он, по каким-то причинам, вынужден подолгу жить вне дома (у него сезонная работа, к примеру).

Многоженство способствует увеличению потомства и повышению рождаемости – хотя не во всех случаях.

В чем сложность практики полигамии?

В многих странах — в частности, в России и других республиках бывшего СССР, в странах Европы и Америки – многоженство официально не узаконено, так что вторая и следующие жены мужчины будут перед законом не женами, а лишь сожительницами. Они не имеют права на наследство мужа в случае его смерти и на обеспечение детей в случае развода. Таким образом, принцип равенства всех жен здесь нарушается изначально.

Практика полигамии требует от мужчины большой ответственности и тщательного соблюдения прав всех своих супруг. Чтобы обеспечить несколько семей, ему придется много работать – а значит, в семьях его будут видеть не часто, что помешает ему полноценно общаться с женами и участвовать в воспитании своих детей.

Для женщин такая практика тяжела тем, что большинство женщин склонны к ревности, так что мужчине придется все время находиться «между двух огней» — между двух (а то и более) женщин, которые будут ревниво следить за тем, сколько времени муж провел с другой женой и сколько уделил ей внимания.

И как пелось в известном фильме, «Три жены – красота, как ни посмотри, но с другой стороны, тещи тоже три» — с каждым новым браком мужчина получает новых родственников, с которыми тоже придется поддерживать отношения и оказывать им внимание.

С сожалением следует отметить, что многие современные мусульмане склонны злоупотреблять дозволенностью многоженства в религии, считая его чем-то вроде «узаконенного прелюбодеяния» — когда на вторую жену смотрят как на любовницу, временную подругу для развлечения, с которой можно в любой момент расстаться, когда она надоест и станет в тягость.

Второй (и последующие браки) часто заключаются в тайне от первой жены и ее родных – либо наоборот, мужчины скрывают от второй жены тот факт, что у него уже есть первая семья, а тайный брак есть весьма нежелательное дело с точки зрения религии. Были ученые, которые вообще считали, что никях, заключенный втайне, недействительным, ведь в хадисе сказано: «Оглашайте брак» (Ахмад, Ибн Хиббан). И в любом случае, тайное когда-то станет явным, что принесет человеку множество проблем – вплоть до разрушения семьи. А какой смысл заключать второй брак, если при этом ставишь под удар первый?…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *