В связи со скандальным заявлением Чубака ажы о том, что он решил жениться во второй раз, разъясняем читателям некоторые аспекты статьи 153 Уголовного кодекса КР, предусматривающей уголовную ответственность за двоеженство и многоженство.
Во-первых, возникает вопрос, если ЗАГС просто не регистрирует второй и последующие браки, что подразумевается под женой в слове многоженство? Уголовный кодекс подразумевает под женой в слове многоженство, женщину с которой мужчина сожительствует и ведет общее хозяйство. В соответствии с комментариями к Уголовному кодексу под ведением общего хозяйства понимается совместное осуществление с женщинами трудовых функций в одном хозяйстве (например, содержание общего скота, покупка мебели, других предметов домашнего хозяйства), содержание домовладения или квартиры, а также совместное пользование доходами от ведения общего хозяйства.
Во-вторых, двоеженство/многоженство карается лишением свободы до двух лет, а значит является преступлением небольшой тяжести и относится к делам частно-публичного обвинения. Дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. То есть, если все жены и дети многоженца не имеют к нему претензий, то и привлекать его к уголовной ответственности нельзя. А значит и Чубака ажы нельзя привлекать к ответственности, если только с заявлением не обратится его первая жена или её дети.
В-третьих, представим, что первая жена священнослужителя недовольна и обратилась с заявлением в милицию. Его привлекают к ответственности, он отбывает наказание и продолжает свое сожительство со всеми своими женщинами. Возможно ли снова привлечь его к ответственности? С точки зрения конституционного принципа о том, что никто не может повторно нести юридическую ответственность за одно и то же правонарушение, его за сожительство с теми же самыми женами, уже наказывать нельзя. Вот если он неугомонно обзаведется очередной женщиной с заведением нового хозяйства, тогда возможно снова привлечь его к уголовной ответственности повторно.
Так что злостным многоженцам можно посоветовать вначале взять себе столько жен, сколько они осилят, потом уговорить первую жену инициировать уголовное преследование, отбыть наказание, а потом спокойно спокойно жить «счастливым” многоженцем. Как тут не вспомнить анекдот о том, как беседуют двое заключенных. Один спрашивает другого, что он будет делать после освобождения. Второй отвечает, что женится. Тогда первый удивленно говорит: «Странное у тебя представление о свободе”.
Это юмористическое отклонение вполне уместно с точки зрения следующего аспекта этой проблемы. Преступлением считается деяние, которое представляет общественную опасность. А в чем, собственно говоря, общественная опасность многоженства? Мы не беремся в данной статье раскрывать этот вопрос, так как полемика по нему затрагивает множество других, связанных с семейным и гражданским законодательством, с уязвимым положением женщин и, конечно-же, острый вопрос светскости и религиозности.
Остается добавить, что законы Узбекистана и Таджикистана также предусматривают уголовную ответственность за двоеженство, а в России и Казахстане это не считается преступлением.
Многоженство в Исламе
Многоженство в Исламе является разрешенным, но данное положение обладает различными степенями свободы исходя из ситуаций, связанных с человеком, когда он желает жениться больше чем на одной. Иногда оно бывает желательным, нежелательным, а иногда и запретным.
Сколько жен разрешено в исламе
Ислам разрешает мужчине иметь только до четырех жен. В доисламские времена имелась неограниченная полигамия, когда можно было иметь неограниченное число жен. У некоторых мужчин их были сотни. Однако ислам ставит жесткое ограничение – мужчина может иметь не более четырех и то с условием, что он будет справедлив к ним, одинаково относиться к ним, а это бывает довольно затруднительно.
В результате на практике лишь немногие мусульмане имеют свыше одной жены. Можно сказать, что многоженство – это исключение из правила.
Почему было разрешено многоженство в исламе
Причиной легализации многоженства является не стремление удовлетворить желание мужчины в биологическом смысле, а предоставить ему возможность обеспечить, взять «под свое крыло» и защиту разведенных, одиноких женщин-вдов.
В некоторых ситуациях, особенно в послевоенные времена, иногда и в мирное время образуется сильный демографический дисбаланс, при котором многие женщины не могут найти супруга. А так как у женщин все равно имеется желание реализоваться, раскрыть биологическое женское начало, то они стремятся заиметь хотя бы ребенка, если не получается завести полноценную семью. В результате в обществе появляются негативные явления – разводы, драмы, адюльтеры и дети, растущие без отцов.
Многоженство в исламе имеет исключительно одну цель – защиту прав детей, сохранение института семьи, защиту общества от разложения и аморальных явлений.
Мудрость и польза многоженства в исламе
Необходимо отметить, что многоженство – не обязанность, а дозволенное решение, которое позволяет разрешить множество моральных и социальных проблем в обществе. Дозволение исламом многоженства принесло большую мудрость и пользу для людей:
- Защита мужчины от прелюбодеяний.
- Оберегание от греха тех, кто не способен удовлетвориться лишь одной женой.
- Оберегание женщины, за которой присматривают любители страстей.
- Возможность увеличения потомства.
- Сохранность народа от болезней и нечестия.
Исламом разрешено жениться мужчине несколько раз, однако в каждом случае должны соблюдаться и иметься полное признание прав каждого из супругов. Должен соблюдаться основной принцип Ислама: мужчины ответственны за их отношение к женщинам, как и женщины – ответственны за их отношение к своим мужьям.
Наверное, мало какой из моментов исламской религиозной практики вызывает в наше время столько споров, возражений, непонимания и недоумения, как разрешение мужчине иметь до четырех жен единовременно. Многие мужчины – особенно те, кто плохо себе представляет всю сложность и ответственность этого вопроса – обычно выступают горячими защитниками этой практики. Женщины – наоборот, чаще бывают против многоженства.
Что говорит о многоженстве исламская религия, в чем плюсы и достоинства полигамии; только ли мусульмане являются многоженцами; каково отношение к этой практике в современном российском обществе – обо всем этом мы, с дозволения Аллаха, поговорим далее.
Далее хотелось бы кратко затронуть эту проблему – что говорится о многоженстве в религиозных источниках ислама, какой смысл оно имело, как выглядит современное многоженство.
Что говорит о многоженстве наша религия?
Для начала отметим, что иметь не одну жену дозволил мужчине Сам Всевышний Аллах. В Священном Коране говорится об этом:
«Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – на двух, (или) на трёх, (или) на четырёх» (4, 3).
Однако, многие забывают о продолжении аята:
«А если боитесь, что не будете справедливы (между несколькими жёнами), то ограничьтесь одной».
То есть, главным условием дозволенности многоженства является справедливое и равное отношение ко всем женам.
Под равным отношением к женам исламские ученые подразумевают равное обеспечение жильем (у каждой жены должно быть отдельное), питанием, одеждой, равное содержание детей (сколько бы их не родилось) и иными вещами по мере необходимости — лекарствами, допустим, во время болезни. Также мужчина обязан проводить с каждой женой равное количество времени – день у одной, день у другой. Если он делает подарки, то следует делать всем одинаковые – либо на одинаковую сумму денег. Каждой из жен следует уделять равное внимание – к примеру, если муж взял одну семью на прогулку в парк или сводил в кафе, то подобное внимание нужно оказать и другой семье.
В Коране также признается невозможность соблюдать справедливость в отношении чувств ко всем женам:
«Вы никогда не сможете быть справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь» (Св. Коран, 4:129).
То есть, во всем, что касается чувств, мужчина всегда будет пристрастен – какая-то жена будет более любимой, чем другие, но во всяком случае, он должен соблюдать равенство во всем, что касается материальной стороны вопроса.
В пророческом хадисе делается строгое предупреждение подобным мужчинам, которые не соблюдают права жен:
«У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела!»
Желающие иметь несколько жен часто ссылаются на практику Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), у которого, действительно было 9 – или по некоторым источникам, — 11 жен. Однако, они забывают, что мужем многих жен он стал уже под конец жизни, а все свои молодые годы он провел, будучи мужем одной единственной женщины – своей жены Хадиджи (да будет доволен ей Аллах), которая была его намного старше. Так что, можно сказать, что наш Пророк (мир ему и благословение) являет собой образец не только справедливого отношения ко многим женам, но и верного и преданного мужа одной жены. Исламские источники сообщают, что он хранил память о первой жене Хадидже до конца жизни – его молодая жена Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказывала, что не ревновала мужа ни к одной из жен так, как к памяти покойной Хадиджи. Также, следует отметить, что почти все жены Пророка (мир ему и благословение) – кроме Аиши – были вдовами, а некоторые имели детей от предыдущих браков, так что брак с ними часто был актом милосердия, желанием поддержать женщину, которая осталась одна.
Таким образом, исламский шариат, хотя и признает дозволенность многоженства, но не считает его обязательным – поскольку это огромная ответственность для мужчины.
Многоженство в других культурах
Следует отметить, что, хотя многие люди считают мусульманскую религию единственной, где разрешается многоженство, однако полигамия практиковалась во многих местах Земли – она сохранилась у многих народов Африки, например. Славяне до принятия христианства также допускали многобрачие (согласно летописям, у князя Владимира, при котором Русь стала христианской – было семь или восемь жен разных национальностей, а также 800 наложниц). В средневековых Китае и Японии мужчина мог иметь только одну официальную жену, но сколько угодно наложниц – сожительство с которыми также оформлялось специальным контрактом.
О дозволенности практики многоженства говорится в предыдущих Писаниях христиан и иудеев – в Ветхом Завете Библии. В качестве первого многоженца, в Библии упоминается человек по имени Ламех – восьмой потомок Адама, отец пророка Ноя, мир ему: «Ламех взял себе двух жён». (книга Бытие, 4:19).
В Законе Моисея дается подробное указание мужчине, если у него больше одной жены: «Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой…» (книга Второзаконие, 21:15).
У пророка Моисея (Мусы, мир ему) было две жены. У царя и пророка Давида (Дауда, мир ему) было пять жен, но больше всего жен, согласно Библии, имел царь Соломон (пророк Сулейман, мир ему) – имевший 700 жен и 300 наложниц.
Согласно библейским преданиям, вторую жену мужчина чаще всего брал, если первая жена не могла иметь детей – так, к примеру, пророк Авраам (Ибрагим, мир ему), взял в жены Агарь (Хаджар), после того, как его первая жена Сара не смогла родить ему ребенка. Пророк Иаков (Якуб, мир ему), помимо двух жен – Лии и Рахили, также жил с двумя их служанками, на которых ему предложили жениться сами его жены, когда они по каким-то причинам переставали рожать.
Современное христианство отказалось от этой практики еще в античные времена, поскольку христианство начало распространяться у народов Римской империи, где такого обычая не было. Многие исследователи считают, что запрет на многоженство в христианстве сложился под влиянием римской морали – поскольку в Новом завете Библии не говорится ничего о запрете этой практики.
Полигамия сохранилась только в христианской секте мормонов – возникшей в Соединенных штатах в 30-40-е годы 19 века. У основателя этой секты Джозефа Смита было – по разным источникам – от 28 до 33 жен, а его преемник Бригам Янг вообще был «чемпионом» по количеству спутниц жизни – их у него насчитывалось около 55 человек! Следует сказать, что в наше время почти все мормоны запретили у себя полигамию, ее практикуют только отдельные общины.
Преимущества многоженства
Как и всякое действие, которое установлено Всевышним, полигамия имеет свои плюсы и достоинства:
Если в обществе складывается такая ситуация, что мужчин по каким-то причинам меньше, чем женщин, одинокие женщины и вдовы имеют шанс найти себе мужа и защитника, и создать полноценную семью. Подобная ситуация часто складывалась в древнее время, когда народы часто воевали между собой, так что мужчин в обществе всегда было меньше, чем женщин – и многие женщины оставались вдовами.
Многоженство помогает мужчине защитить себя от прелюбодеяния, незаконных связей – если он, по каким-то причинам, вынужден подолгу жить вне дома (у него сезонная работа, к примеру).
Многоженство способствует увеличению потомства и повышению рождаемости – хотя не во всех случаях.
В чем сложность практики полигамии?
В многих странах — в частности, в России и других республиках бывшего СССР, в странах Европы и Америки – многоженство официально не узаконено, так что вторая и следующие жены мужчины будут перед законом не женами, а лишь сожительницами. Они не имеют права на наследство мужа в случае его смерти и на обеспечение детей в случае развода. Таким образом, принцип равенства всех жен здесь нарушается изначально.
Практика полигамии требует от мужчины большой ответственности и тщательного соблюдения прав всех своих супруг. Чтобы обеспечить несколько семей, ему придется много работать – а значит, в семьях его будут видеть не часто, что помешает ему полноценно общаться с женами и участвовать в воспитании своих детей.
Для женщин такая практика тяжела тем, что большинство женщин склонны к ревности, так что мужчине придется все время находиться «между двух огней» — между двух (а то и более) женщин, которые будут ревниво следить за тем, сколько времени муж провел с другой женой и сколько уделил ей внимания.
И как пелось в известном фильме, «Три жены – красота, как ни посмотри, но с другой стороны, тещи тоже три» — с каждым новым браком мужчина получает новых родственников, с которыми тоже придется поддерживать отношения и оказывать им внимание.
С сожалением следует отметить, что многие современные мусульмане склонны злоупотреблять дозволенностью многоженства в религии, считая его чем-то вроде «узаконенного прелюбодеяния» — когда на вторую жену смотрят как на любовницу, временную подругу для развлечения, с которой можно в любой момент расстаться, когда она надоест и станет в тягость.
Второй (и последующие браки) часто заключаются в тайне от первой жены и ее родных – либо наоборот, мужчины скрывают от второй жены тот факт, что у него уже есть первая семья, а тайный брак есть весьма нежелательное дело с точки зрения религии. Были ученые, которые вообще считали, что никях, заключенный втайне, недействительным, ведь в хадисе сказано: «Оглашайте брак» (Ахмад, Ибн Хиббан). И в любом случае, тайное когда-то станет явным, что принесет человеку множество проблем – вплоть до разрушения семьи. А какой смысл заключать второй брак, если при этом ставишь под удар первый?…