Микрофинансирование и развитие

Микрофинансирование и малый бизнес. Микрофинансирование и его роль в поддержке малого бизнеса

Микрофинансирование малого и среднего бизнеса чаще всего оказывается единственной возможностью получить средства для открытия и развития своего дела. Сама по себе предпринимательская деятельность сопряжена с высоким риском финансовых потерь, поэтому первоочередной задачей предпринимателей и учредителей является поиск доступных источников для старта и расширения.

Традиционные кредиты в этой связи не всегда выгодны из-за:

  • отсутствия свободного доступа к этим источникам, наличию законодательных и документальных преград для их получения;
  • длительной процедуре согласования и оформления;
  • высоких рисков, особенно для ИП, которые несут ответственность по обязательствам всем своим имуществом, включая личное;
  • необходимости предоставить обеспечение под их выдачу, что сложно для начинающего бизнесмена, вкладывающего все имеющиеся у него средства в старт собственного дела;
  • высокой плате за кредит.

Практика микрофинансирования малого бизнеса давно и с успехом применяется развитыми государствами в различных точках земного шара. Фактически этот инструмент регулирования делового рынка представляет собой предоставление целевых займов малым предприятиям на определенных условиях по льготной цене.

Это выгодно и государству, и банковской сфере, и самому получателю, поскольку:

  1. Позволяет развивать именно приоритетные отрасли экономики страны и региона.
  2. Обеспечивает рост спроса на банковский продукт, привлечение клиентов, развитие денежного сектора.
  3. Оказывает положительное влияние на создание и успешное развитие новых отраслей, организаций, способствует росту количества рабочих мест, уровня заработных плат, налоговых поступлений в бюджеты.

В нашей стране практика микрокредитования пока только начинает складываться. В некоторых регионах она является частью приоритетных экономических программ, в других реализуется слабо или не используется вообще как фактор экономического стимулирования предпринимательства.

Условия и выгоды для предпринимателей

  1. Минимальные сроки. Порядка 1-2 месяца. Взять традиционный целевой или потребительский кредит в банке на такой срок вряд ли получится. А возврат до срока в ряде случаев грозит заемщику штрафами за недополученные банком платежи. И занесением заемщика в черный список, затрудняющий дальнейшее общение не только с этим, но и с другими кредитными учреждениями.
  2. Ставка процента. При успешно развивающемся деле, она не сильно отличается от стандартной кредитной. Если последняя в среднем составляет 20%, то микрозаймовая — 32%. Учитывая сложности в получении традиционных кредитов, многие представители малого бизнеса решаются на микрофинансирование. Кроме того, существуют программы по начислению бонусов за регулярное участие в заемных операциях. А это позволяет снизить ставку практически до уровня стандартной кредитной.
  3. В связи с небольшой суммой займа (например, в Москве и Подмосковье ее диапазон: 30 000 — 800 000 рублей), обеспечение под такую операцию не требуется.

Но и здесь есть свои «подводные камни». Как правило, микрофинансирование начинающих предпринимателей практически не ведется. Условия многих договоров подразумевают ведение деятельности минимум 3-6 месяцев до обращения за финансами на развитие и сдачу хотя бы одного квартального отчета.

(Visited 1 times, 1 visits today)

Известно, что около 80% ВВП развитых стран обеспечивают именно малые предприятия. Они являются своеобразной основой экономики государства. Микрофинансирование малого бизнеса играет важнейшую роль в антикризисных программах поддержания субъектов малого предпринимательства.

В последнее время во многих странах довольно часто обсуждаются вопросы поддержания и стимулирования малых предприятий (МП). На территории Российской Федерации был предпринят ряд важнейших мер в данном направлении, а именно:

  1. Началось формирование особых муниципальных и региональных перечней имущества, которое необходимо предоставить в аренду малым и средним субъектам предпринимательства.
  2. Для МП были установлены льготные тарифы на потребление электроэнергии.
  3. Во многих регионах РФ стали разрабатываться программы по выдаче грантов, субсидированию процентных ставок и т. д.

Банк Развития выделил специальную кредитную линию на поддержание МП размером около 30 млрд рублей. Из Федерального бюджета на подобные мероприятия было выделено почти 10,5 млрд рублей.

Которые являются самыми востребованными, могут охватить лишь 2% всех субъектов предпринимательства.

В докризисном периоде кредитованием пользовалось около 36% всех субъектов МП. На сегодняшний день ситуация намного хуже. Это привело к тому, что за последние годы заметно сократилось число новых и значительно выросло количество ликвидированных предприятий.

Что собой представляет микрофинансирование

Важнейшим фактором выживания и развития отечественного МП является доступность финансовых ресурсов. Микрофинансированием называется перечень финансовых услуг, связанных с поддержкой малого и среднего бизнеса. В этот перечень входят:

  • выдача займов;
  • оформление и выдача депозитов;
  • предоставление расчетно-кассового обслуживания;
  • страховые услуги;
  • микролизинг и пр.

Главной целью микрофинансирования является то, что финансовые услуги предоставляются в первую очередь тем малым и средним предприятиям, которые не в состоянии получить возможность пользования кредитными услугами некоторых банков.

Фонд микрофинансирования

Фонд микрофинансирования малого бизнеса – это некоммерческая организация, которая занимается поддержанием .

Микрофинансирование малого бизнеса как одна из форм государственной поддержки имеет большое значение в развитии экономики России. Ведь предприятия сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ)всегда играли ведущую роль в финансовой и хозяйственной жизни любой страны: они практически полностью формируют ВВП, в них работает основная масса работоспособного населения; уровень развития МСБ является индикатором легкости ведения предпринимательства и качества жизни в государстве.

С целью развития малого предпринимательства в разных регионах РФ были созданы специальные некоммерческие фонды поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Правовой базой для их деятельности служат: ФЗ № 151 от 02.07.2010 «О микрофинансовой деятельности…», Гражданский кодекс, Конституция РФ.

Главной задачей этих структур является упрощение доступа мелких фирм и предпринимателей к финансовым ресурсам, что особо актуально для новосозданных субъектов хозяйственной деятельности, так как банки практически их не кредитуют.

Также сложности могут возникнуть, если предпринимателю или фирме необходима будет ссуда небольшого размера: здесь финансовые учреждения могут отказать в рассмотрении кредитной заявки, ссылаясь на свои внутренние порядки, которые устанавливают минимальный размер кредита.

Фонд микрофинансирования малого бизнеса представляет собой некоммерческое юридическое лицо, информация о котором внесена в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Основные требования к заемщикам

Так как в каждом регионе РФ создан свой фонд поддержки малого бизнеса, то критерии, выставляемые ими к потенциальному заемщику, могут несколько отличаться. Но некоторые правила являются одинаковыми для всех:

  • потенциальный заемщик должен проживать на территории, где действует региональный фонд;
  • быть зарегистрированным и работать не меньше 3 месяцев;
  • не иметь задолженности перед фискальными органами и внебюджетными фондами;
  • на момент обращения в фонд не иметь кредитной истории или иметь положительную. Не иметь нарушений условий кредитования или лизинга в течение последних 6 месяцев до даты подачи заявления на кредит;
  • чтобы к заемщику не применялись процедуры банкротства в течение последних двух лет (в некоторых регионах может быть установлен другой временной промежуток или наличие процедуры банкротства может считаться стоп-фактором при рассмотрении заявления на кредитование);
  • необходимо предоставить обеспечение по выполнению обязательств – поручительство или залог движимого или недвижимого имущества;
  • вести прибыльную деятельность.

ЦБ ужесточит требования к микрофинансовым организациям

Решение внутри ЦБ уже принято, сообщил Кочетков, а альтернатива – еще хуже: к внесению в Госдуму подготовлен законопроект, который ограничивает предельную выплату 1,5 размера займа уже с лета 2019 г. «Призываю вас положить на чашу весов тот вариант, о котором сказал я, и те предложения, которые будут внесены в Госдуму», – предложил Кочетков.

ЦБ хочет, чтобы недобросовестные МФО ушли с рынка. Всего зарегистрирована 2271 МФО, за 2017 г. их стало меньше на 12%, сообщил Кочетков.

На МФО в прошлом году подано 12 700 жалоб – на 6,7% больше, чем в 2016 г., более половины – жалобы на взыскание, сообщил руководитель службы по защите прав потребителей ЦБ Михаил Мамута: «В несколько раз снизилось число жалоб на непосильность долга. Это хороший сигнал – значит, «иксы» (коэффициенты, ограничивающие сумму долга) работают».

Ужесточение регулирования может спровоцировать рост серого рынка МФО, солидарны микрофинансисты. Доступность МФО снизится в регионах и небольших населенных пунктах: там компании в предложенных условиях не смогут оперативно переформатировать бизнес-модели, покинут рынок или уйдут в тень, говорит директор саморегулируемой организации «Микрофинансирование и развитие» Елена Стратьева. ЦБ ужесточал регулирование весь прошлый год, компании еще адаптируются к тем новациям, сетует она.

Серый рынок значительно больше белого, именно он представляет угрозу, говорит президент СРО МФО «Единство» Павел Сигал: «Чтобы бороться с серым рынком, нужен комплекс мер, в том числе изменение Гражданского кодекса и работа с правоохранительными органами».

Многие крупные игроки, за исключением неэффективных, к новым ограничениям приспособятся, считает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин: поменяют бизнес-модель, модифицируют продуктовую линейку в сторону более длительных займов.

Микрофинансовые компании, которые входят в группу Eqvanta, уже давно расширяют продуктовую линейку и диверсифицирует бизнес, говорит гендиректор группы Юрий Провкин: «Более 70% займов выдается онлайн, также делается упор на развитие потребительских и залоговых займов».

Новые регуляторные изменения снизят доходность бизнеса, но некритично, говорит управляющий директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Светлана Гайдукова. А вот выдача «займов до зарплаты» в офлайне станет нерентабельной, уверена она.

По оценке гендиректора MoneyMan Ирины Хорошко, доходность бизнеса ее МФО снизится более чем в 2 раза – с 9 до 4%. Компании придется уменьшить долю одобренных займов, чтобы снизить просроченную задолженность, объясняет она: «Но, безусловно, эти меры не смогут компенсировать снижение доходности».

Было очевидно, что регулирование будет ужесточаться, говорит гендиректор МФК «Мани фанни» Александр Шустов, его компания уже учла в продуктовой линейке еще не введенные ограничения: «иксы» равняются 1, ежедневная ставка – от 0,35%.

В таких условиях неизбежна и консолидация рынка, продолжает Уклеин, требования ЦБ будут ужесточаться, маржинальность МФО – падать.

К концу 2018 г. состоятся первые объединения игроков рынка МФО, прогнозирует главный исполнительный директор «Домашних денег» Андрей Бахвалов: «Мы уже разработали специальный проект. Предлагаем компаниям, выдающим займы до зарплаты, войти в нашу группу компаний. Проект предполагает распределение акционерных долей между «Домашними деньгами» и такими компаниями, а также совместную выдачу среднесрочных займов». Бахвалов сообщил, что на данный момент «Домашние деньги» не рассматривают возможность покупки других МФО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *