Международный дистрибьюторский договор

Понятие

По дистрибьюторскому договору «…одна сторона, поставщик, обязуется на постоянной основе поставлять другой стороне, дистрибьютору, продукт, а дистрибьютор обязуется покупать его либо принимать, оплачивать и продавать третьим лицам от своего имени и в своих интересах» (п. 1 ст. IV.E.-5:101 DCFR). Можно сказать, что дистрибьюторский договор – это договор об организации, систематическом заключении и исполнении договоров купли-продажи, отвечающих определенным родовым признакам (между определенными сторонами и об определенном товаре). Цель дистрибьюторского договора – та же, что и у договоров поручения, комиссии, консигнации и агентирования – обеспечить сбыт производимых или закупаемых оптом товаров более мелкими партиями. Разница в правовых средствах, используемых для достижения этой цели: если поверенный (комиссионер, агент) распространяет чужой товар, действуя, хотя, быть может, и от своего имени, но всегда за счет, в интересе, на страх и риск заказчика (представляемого, комитента, принципала), то дистрибьютор прежде чем начать распространение товара, выкупает его на свое имя, т.е. распространяет уже свой собственный товар, делая это, соответственно, не только всегда (!) от своего имени, но и всегда же за свой счет, в своем интересе, на свой страх и риск.

Оговорки дистрибьюторских договоров об избирательности и исключительности

Было бы, однако, ошибочно считать дистрибьютора рядовым посредником-перепродавцом. Дистрибьюторские отношения всегда характеризуются (а) длительностью и почти всегда (б) исключительностью в ту или другую сторону.

Первый тип дистрибьюторского договора мы имеем тогда, когда поставщик заинтересован в том, чтобы дистрибьютор всецело занимался бы деятельностью по распространению (перепродаже) его и только его продукции, не отвлекаясь на аналогичную деятельность вообще или но крайней мере в отношении продукции конкурентов поставщика. Выговаривая себе право рассчитывать именно на такое исключительное к себе и своей продукции отношение, мы получаем дистрибьюторский договор, который п. 4 ст. IV.Е.-5:101 DCFR называет исключительным договором о закупках.

Ему противостоит исключительный дистрибьюторский договор, в силу которого условием об исключительности связывается не дистрибьютор, а поставщик, обязующийся распространять продукт на определенной территории или для определенной группы потребителей только через одного данного, конкретного дистри- быотора-контрагента по договору (п. 2 указанной статьи). Дистрибьютор, работающий по договору с поставщиком, связанным условием об исключительности, па практике нередко называется эксклюзивным или официальным дилером.

Промежуточное положение занимает избирательный (selective) дистрибьюторский договор, по которому поставщик обязуется поставлять товар «…только дистрибьюторам, отвечающим определенному критерию» (п. 3 указанной статьи), например составляющим группу лиц, действующих на различных территориях, или подконтрольных одному лицу. Разумеется, нет ничего невозможного в сочетании двух условий об исключительности в рамках одного контракта, т.е. в заключении такого дистрибьюторского договора, который был бы исключительным для дистрибьютора, и в то же время исключительным (или избирательным) для поставщика.

Специфика дистрибьюторского договора (отличия его от купли-продажи). Такая специфика, очевидно, должна быть – в противном случае никакого смысла в отдельном регулировании этого типа контракта не было бы. И она действительно себя обнаруживает и заключается в следующем.

Во-первых, такое важное условие, как количество товара (продукта), подлежащего отгрузке поставщиком в адрес дистрибьютора по каждому конкретному договору продажи, определяется односторонней заявкой (заказом) дистрибьютора (ст. IV.E.-5:201). «Поставщик обязан поставить заказанный дистрибьютором продукт постольку, поскольку это осуществимо, а заказ является разумным». Главным средством обеспечения «разумности» дистрибьюторских заказов является обязанность поставщика своевременно информировать дистрибьютора «…об ожидаемом снижении объема поставок до уровня, ниже того, который дистрибьютор мог бы разумно ожидать» (п. 1 ст. IV.E.-5:203).

Во-вторых, продукт, проданный не абы кому, а именно дистрибьютору, считается проданным как бы не совсем окончательно. Проявляется это в двух следующих аспектах. Во-первых, поставщик (судя по п. (с) ст. IV.E.-5:202), сохраняет за собой некоторые права в отношении уже проданного товара, а именно – право устанавливать рекомендуемую цепу и условия перепродажи продукта потребителям, требовать от дистрибьютора принятия разумных мер в целях сбыта этого продукта (ст. IV.E.-5:301) и предоставления некоторого рода сведений о ходе такого сбыта и возникших при его осуществлении проблемах (ст. IV.E.-5:302, IV.E.-5:303), право давать дистрибьютору указания относительно сбыта продукта или поддержания общественного мнения о нем и контролировать исполнение таких указаний (ст. IV.E.-5:304, IV.E.-5:305).

С другой стороны, поставщик не имеет права совсем уж бросить дистрибьютора на произвол судьбы, будучи обязанным довести до его сведения информацию но п. (а), (b), (d), (е) ст. IV.E.- 5:202 (о характеристиках продукта, его ценах и условиях поставки, своих деловых связях с потребителями и рекламных кампаниях продукта), предоставить в его распоряжение рекламные материалы (ст. IV.E.-5:204) и заботиться о том, чтобы не повредить общественному мнению о продукте (ст. IV.E.-5:205). Аналогичная обязанность лежит на дистрибьюторе (ст. IV.E.-5:306).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *