Международное соглашение по пенсиям

ТБИЛИСИ, 3 янв — Sputnik. В пенсионном фонде с момента введения в стране накопительной пенсионной системы собралось около 563,5 миллиона лари (более 196,6 миллиона долларов) сообщает Первый канал со ссылкой на Пенсионное агентство.

Система накопительной пенсии заработала в Грузии с 1 января 2019 года. Согласно разработанной схеме, при номинальном годовом доходе менее 24 тысяч лари (около 8,4 тысячи долларов) на пенсионный счет гражданина будет перечисляться по 6% от суммы его зарплаты: 2% он будет платить сам, 2% – его работодатель и еще 2% – государство. При ежегодной зарплате от 24 тысяч до 60 тысяч лари (более 20,9 тысячи долларов) государство будет перечислять лишь 1%.

© Sputnik / Vladimir Umikashvili.

По данным пенсионного агентства, в пенсионную систему включены около 61,2 тысячи организаций и около 959,7 тысячи граждан страны.

Накопленные деньги вернут пенсионерам с процентами – в среднем 7% годовых. На данный момент на счета пенсионеров уже начислено около 17,3 миллиона лари (более шести миллионов долларов).

До момента возвращения государство будет инвестировать эти деньги в различные проекты под контролем Национального банка. Осуществлять этот процесс будет Инвестиционная служба при пенсионном агентстве.

Новая пенсионная система является частично обязательной – она действует только для тех, кому еще нет 40 лет. У остальных есть право выбора. На конец июня количество вышедших из накопительной пенсионной схемы составило около 10% от общего числа зарегистрированных.

Глава Пенсионного агентства Грузии уходит, но будет молиться за успешность реформы>>

В пенсионном фонде заявляют, что у реформы есть две важнейшие цели. Одна из них является долгосрочной и подразумевает финансовое обеспечение граждан в пенсионном возрасте, чтобы у них была возможность достойной жизни. Вторая – развитие местного рынка капитала.

Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения подписан 6 июня 2016 года и вступил в силу с 01.10.2017 (в первый день третьего месяца, следующего за днем обмена ратификационными грамотами, который состоялся 11.07.2017).

  1. Договор основан на пропорциональном принципе. По общему правилу каждая Договаривающаяся Сторона назначает и выплачивает пенсию за те периоды страхования, которые были приобретены на ее территории.
  2. Договор для Российской Федерации распространяется на страховые пенсии по старости (в том числе досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца, фиксированную выплату к страховой пенсии, повышения и (или) увеличения данной выплаты и доплаты к страховой пенсии, накопительную пенсию и выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также социальные пенсии (статья 2 Договора).

При этом социальная пенсия назначается и выплачивается только тем лицам, которые постоянно проживают в России.

  1. Действие Договора распространяется на лиц, которые одновременно отвечают следующим условиям:

— являются гражданами России или Израиля;

— проживают на территории России или Израиля;

— подпадали или подпадают под действие законодательства России или Израиля (то есть работали или работают на их территориях).

Также право на пенсионное обеспечение в рамках Договора имеют члены семей указанных лиц, проживающие на территории России или Израиля.

Кроме того, действие Договора распространяется на беженцев в рамках статуса, определенного Конвенцией о статусе беженцев от 28.07.1951 в период проживания на территории России или Израиля, а также членов их семей.

Гражданам других государств, в том числе государств – бывших республик СССР, право на пенсионное обеспечение по нормам Договора не предоставлено.

Также, Договором не регулируются вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих вооруженных сил Договаривающихся Сторон и других, созданных согласно законодательству этих Сторон воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов их семей, приравненных к ним в пенсионном обеспечении лиц, пенсионирование которых осуществляется согласно специальному законодательству, а также на государственных гражданских служащих.

  1. Определение права на пенсию, исчисление ее размера, а также подсчет и подтверждение стажа каждая Договаривающаяся Сторона осуществляет в соответствии со своим законодательством.
  2. Согласно общему правилу, если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает без учета стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании стажа, приобретенного на ее территории.

В случае, когда общая продолжительность стажа, приобретенного на ее территории, не дает право на пенсию, то при определении права учитывается стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон (в том числе на территории бывшей РСФСР), за исключением случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Если продолжительность стажа, приобретенного на территории одной из Договаривающихся Сторон, составляет менее 12 месяцев и этот период не дает права на пенсию, то этот стаж засчитывается другой Договаривающейся Стороной, при условии, что с учетом этого стажа возникает право на пенсию.

Таким образом, при определении права на российскую пенсию в соответствии с Договором учитывается стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе, на территории бывшей РСФСР). Периоды стажа, приобретенные на территории других бывших республики СССР, а также на территории иных государств, не учитываются. При этом, если стажа, приобретенного на территории России (РСФСР) недостаточно для назначения пенсии, применяется правило суммирования и учитывается стаж, приобретенный на территории Израиля, за исключением случаев совпадения приобретения стажа одновременно в России и Израиле.

  1. Размер российской страховой пенсии, назначаемой в рамках Договора, исчисляется за периоды стажа, приобретенные исключительно на территории России (в том числе на территории бывшей РСФСР) и по ее законодательству.
  2. По законодательству Российской Федерации, наряду с достижением установленного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин) и наличием определенной продолжительности стажа, для права на страховую пенсию требуется наличие необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

При этом за один год стажа работы в Израиле применяется ИПК, равный единице, при определении величины ИПК, в случае определения права на российскую пенсию с учетом суммирования стажа.

Еще одним аспектом правового регулирования является установление фиксированной выплаты к страховой пенсии, (по старости, по инвалидности либо по случаю потери кормильца), повышения фиксированной выплаты и (или) увеличения повышения фиксированной выплаты, которая выплачивается одновременно с пенсией.

Право на указанную выплату по Договору имеют граждане, проживающие на территории Российской Федерации. Ее размер устанавливается пропорционально отношению фактической продолжительности стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР, к требуемой продолжительности стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данная пропорция применяется если продолжительность стажа работы на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР составляет менее требуемой продолжительности стажа для определения права на страховую пенсию на день назначения пенсии.

Например, гражданин, проживающий в Израиле, достигший 60 лет, имеющий 4 года российского стажа и 22 года стажа в Израиле, обратился за назначением страховой пенсии по старости. Поскольку для определения права на российскую пенсию в 2017 году необходимо 8 лет и величину ИПК 11,4 , производится суммирование израильского и российского страхового стажа гражданина. При этом 1 год стажа в Израиле учитывается как ИПК, равный 1.

Таким образом, все необходимые условия соблюдаются и его право на российскую пенсию определяется.

При этом размер страховой пенсии по старости будет определен из стажа, приобретенного на территории России, т.е. 4-х лет.

  1. Пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с его положениями на основании соответствующего заявления лица, с 1 числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления, но не ранее даты вступления в силу Договора, а также при условии, что заявление о пересмотре пенсии по Договору подано гражданином не позднее истечения 2 лет, начиная с даты вступления в силу Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит и не может повлечь уменьшения размера пенсии.

В случае если размер пенсии в результате пересмотра уменьшается, то такой пересмотр не производится и продолжает выплачиваться ранее назначенная пенсия в прежнем порядке.

  1. Порядок реализации Договора регламентируется Административным соглашением по его применению, согласно которому по вопросам реализации пенсионных прав по Договору граждане России и Израиля, а также члены их семей должны обращаться в компетентные учреждения России и Израиля по месту жительства, которыми в Российской Федерации являются Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, в Государстве Израиль – Институт национального страхования Государства Израиль

Таким образом, граждане, проживающие в Израиле, могут реализовать свои права путем обращения в Институт национального страхования Государства Израиль.

Для решения вопроса об установлении и выплате российской пенсии гражданам, проживающим в Израиле, формуляры, заявления граждан и иные представляемые ими в целях пенсионного обеспечения документы направляются Институтом национального страхования Государства Израиль в Отделение ПФР по Тульской области, являющееся уполномоченным по реализации Договора с Израилем.

  1. Назначение, перевод с вида на вид, перерасчет и пересмотр пенсий осуществляется на основании заявления, заполняемого по форме, применяемой в стране проживания гражданина, и необходимых документов, представляемых гражданином в компетентное учреждение той Договаривающейся Стороны, на территории которой он проживает.

Заявление о назначении и выплате пенсии по нормам Договора, поданное по законодательству одной Договаривающейся Стороны в компетентное учреждение этой Стороны считается одновременно поданным в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны и датой его подачи считается день обращения за назначением пенсии в компетентное учреждение первой Договаривающейся Стороны.

  1. В целях установления группы и причины инвалидности производятся медицинское освидетельствование (обследование) или переосвидетельствование по месту жительства застрахованного лица. Данная процедура носит безвозмездный характер, если иное не установлено законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которого она производится. В случае возмездного проведения указанного освидетельствования, расходы покрываются в порядке, установленном законодательством названной Договаривающейся Стороны.

В свою очередь решение о группе и причине инвалидности, на основании представленных результатов, принимает медико-экспертное учреждение той Договаривающейся Стороны, по законодательству которой производится назначение и выплата соответствующей пенсии или пособия.

Тем самым, в целях назначения российской страховой пенсии по инвалидности при обращении гражданина в компетентное учреждение Израиля с соответствующим заявлением и документами названное учреждение направляет формуляр и медицинские документы в ПФР. Для заочного медицинского освидетельствования ПФР перенаправляет эти документы в соответствующее медико-экспертное учреждение Российской Федерации, которое проводит указанное освидетельствование и сообщает о результатах в ПФР. На основании этих результатов ПФР выносит решение об установлении страховой пенсии по инвалидности.

  1. По желанию пенсионера на основании заявления назначенная ему пенсия может выплачиваться:

на территории Российской Федерации – путем ежемесячного зачисления на счет пенсионера в банке или иной кредитной организации либо путем перевода через организации почтовой связи при условии ежегодного подтверждения факта нахождения гражданина в живых;

переводиться в Государство Израиль – путем перевода сумм пенсий Пенсионным фондом Российской Федерации до 15 числа первого месяца каждого квартала за предшествующий квартал на банковский счет компетентного учреждения Израиля, которое в свою очередь обеспечивает доставку российской пенсии на банковский счет пенсионера, реквизиты которого он представил в компетентное учреждение Израиля. При этом, ежегодное подтверждение гражданином факта нахождения в живых не требуется.

При переселении гражданина, которому назначена пенсия в рамках Договора, из России в Израиль и наоборот выплату этой пенсии продолжает осуществлять государство, ее назначившее. В случае выезда указанного гражданина для постоянного проживания на территорию третьего государства, либо выхода из гражданства России или Израиля пенсия по Договору не выплачивается.

В этом случае гражданину (члену его семьи) компетентное учреждение дает разъяснения о действиях, которые ему (им) необходимо предпринять в целях решения вопроса о его (их) дальнейшем пенсионном обеспечении.

  1. Положения Договора предусматривают возможность обращения компетентного учреждения одной Договаривающейся Стороны, при выявлении факта выплаты пенсии в размере, превышающем полагающийся гражданину по закону размер пенсии, в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны с целью проведения процедуры удержания из выплачиваемой этим учреждением суммы пенсии в соответствии со своим законодательством. При этом удержанные суммы возмещаются компетентному учреждению первой Договаривающейся Стороны.

Далее – стаж.

Далее – периоды работы.

С 01.01.2019 поэтапно повышается возраст выхода на пенсию для мужчин с 60 до 65 лет и женщин с 55 до 60 лет (в течение 5 лет с шагом в один год в зависимости от года рождения и к 2023 году достигнет показателей — 65 и 60 лет соответственно.).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) продолжительность страхового стажа должна составлять 15 лет. При этом, согласно статье 35 Закона № 400-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляла шесть лет, и, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год, с достижением 15 лет в 2024 году.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее – ИПК) – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию и продолжительность страхового стажа. В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона № 400-ФЗ С 01.01.2015 требуемая величина ИПК должна быть не ниже 30. При этом в 2015 году эта величина должна была быть не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30 к 2025 году.

Один месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

Административное соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством социального обеспечения и услуг Государства Израиль по применению Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль от 06.06.2016, подписанное 11.07.2017.

Подтверждение данного факта производится путем представления документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, выданного компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства или нотариусом на территории Российской Федерации, а также составления акта о личной явке гражданина дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями России за границей либо Пенсионным фондом Российской Федерации или его территориальным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации (Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386).
Ознакомиться с лифлетом

Вопрос: С августа 2000 года я являюсь получателем трудовой пенсии по старости. В 2003 году я получил гражданство Республики Беларусь. Как осуществляется в этом случае пенсионное обеспечение?
Ответ: В связи с приобретением Вами гражданства Республики Беларусь в 2003 г. Ваше пенсионирование осуществлялось с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, равноправными участниками которого являлись, в том числе, Россия и Беларусь. Соглашение основано на территориальном принципе, согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств — участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, и распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого из государств.
Согласно ст.7 Соглашения от 13.03.1992 при переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства — участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 данного Соглашения.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты (в том числе и о выезде за пределы Российской Федерации на постоянное жительство).
С 29.03.2007 вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 (далее — Договор)1, согласно положениям статьи 23 которого предусмотрена возможность выбора одного из следующих способов реализации права на пенсионное обеспечение:
а) по пропорциональному принципу: назначение и выплата трудовой пенсии за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992 на территории бывшего СССР, по законодательству и за счет средств страны проживания; а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13.03.1992 на территориях Сторон, по законодательству и за счет средств Стороны, на территории которой этот стаж приобретен (пункт 1);
б) по принципу гражданства: назначение и выплата трудовой пенсии согласно законодательству Стороны, гражданином которой Вы являетесь, без применения положений Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 2 статьи).
Статьей 24 Договора предусмотрено, что при переезде пенсионера с территории одной Стороны на территорию другой Стороны для проживания выплата пенсии, назначенной за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992, по прежнему месту жительства прекращается с месяца назначения пенсии по новому месту жительства пенсионера.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Договора, в случае, если согласно законодательству Стороны по новому месту жительства пенсионера не определяется право на пенсию, выплата пенсии продолжается Стороной по прежнему месту жительства до приобретения такого права (в том числе на пенсию другого вида).
При этом п. 3 ст. 24 Договора предусмотрено, что при переезде с территории одной Стороны на территорию другой Стороны для проживания пенсионера, имеющего страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин), полностью выработанный на территории одной из Сторон (в том числе в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата пенсии продолжается Стороной, назначившей пенсию, без применения норм Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
1. Необходимое взаимодействие компетентные учреждения Сторон осуществляют в соответствии с Соглашением от 15.03.2011 между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора. Соглашением предусмотрено, что до принятия решения о назначении (пересмотре) пенсии может быть осуществлен предварительный расчет размера пенсии, который позволяет лицу, обратившемуся за установлением пенсии, выбрать наиболее выгодный для него вариант пенсионного обеспечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *