Мега проект РФ

В России намечается очередная стройка века — президент России Владимир Путин дал добро на завершение знаменитого моста через Лену в Якутии, который не могут построить с 1980-х годов. Строительство неоднократно откладывалось из-за дороговизны и приоритетности других проектов, например, Керченского моста. Однако теперь в Кремле готовы принять вызов и закончить долгожданный мегамост, заплатив за него астрономические 83 миллиарда рублей. Строить придется при сильнейших перепадах температур и в тяжелых условиях вечной мерзлоты, что сделает мост через Лену уникальным не только для страны, но и для мира. Знаменитый советский долгострой — в материале «Ленты.ру».

В настоящее время Якутск — единственный из ста крупнейших городов России, не имеющий круглогодичного наземного выхода на федеральную дорожную сеть, а значит, и постоянной экономической и физической связи с другими регионами России. Причина изоляции — река Лена, которая делит регион на две части. Весной и осенью, когда река становится несудоходной, левобережная часть оказывается буквально отрезанной от правобережной. В результате Якутск и порядка 600 тысяч человек, проживающих на левом берегу, не имеют выходов на федеральные трассы «Лена» и «Колыма» и Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, по которым осуществляется связь с соседними регионами.

Серьезных проблем с транспортной доступностью и перевозками Якутск не испытывает только зимой и летом, когда бесперебойное наземное сообщение с правой стороной осуществляется с помощью зимников (дорог, проложенных прямо по льду) и речных переправ. Однако в последние годы и этот способ сообщения дал сбой из-за обмеления Лены — в некоторых местах река стала слишком мелкой даже для речных паромов.

Единственным надежным способом бесперебойного сообщения между Якутском и правобережной частью становится авиация. Транспортная изоляция бьет по экономическому развитию региона — многочисленные месторождения угля и алмазов недоступны для разработки. Отсутствие стабильного сообщения между берегами реки бьет и по простым гражданам, которые ежегодно сталкиваются с резким ростом цен после закрытия речной переправы.

«Складское хранение в условиях Севера нереально дорогое, что в конечном итоге ложится в продажную стоимость товаров, которые оттуда выходят. У нас существует сезонное повышение цен перед каждым закрытием переправы, и, как показывает мой жизненный опыт, цены потом обратно не снижаются», — поясняла глава Якутска Сардана Авксентьева. Якутск по соотношению зарплат и цен входит в пятерку самых дорогих городов России.

Советский долгострой

Необходимость изменить ситуацию была очевидна еще в середине 1980 годов — именно тогда впервые занялись проектом строительства моста через Лену. Первый мост был частью проекта Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. С ее помощью хотели соединить левобережную Якутию, где находится Якутск, с правобережной, БАМом и Транссибом. Однако с распадом СССР строительство железной дороги замедлилось, и в итоге она была сдана только в 2018 году. В процессе реализации проекта из него исчез мост — от него пришлось отказаться из-за его дороговизны и сложнейших условий строительства (Якутск расположен в вечной мерзлоте и зоне высокой сейсмичности). Конечная железнодорожная станция на Амуро-Якутской железнодорожной магистрали в результате оказалась по другую сторону реки от Якутска — рядом с поселком городского типа Нижний Бестях.

В 2000-х проект моста возродился уже как самостоятельная концепция. В 2006-м предлагалось строить автомобильно-железнодорожный мост. Тогда его стоимость оценивалась в 15,4 миллиарда рублей, а сам переход планировали сдать к 2012 году. Был даже создан проект моста, однако построить его так и не удалось из-за отсутствия средств. В 2011 году обсуждался вариант строительства тоннеля под Леной, однако этот вариант быстро отмели из-за дороговизны и сложности строительства в условиях вечной мерзлоты, а также высокой стоимости эксплуатации тоннеля. В дальнейшем мост неоднократно порывались строить снова, однако стоимость строительства постоянно менялась.

В конце 2012 года Росавтодор оценивал проект возведения моста вместе с его эксплуатацией в 66,5 миллиарда рублей. А спустя всего несколько месяцев премьер Дмитрий Медведев уже называл цифру в 80 миллиардов рублей. Однако вскоре от планов строить мост пришлось и вовсе отказаться — после присоединения Крыма было принято решение вложить деньги в Керченский мост как более приоритетный, а мост через Лену ушел на горизонт 2020 года.

В 2018-м российские власти вернулись к обсуждению проекта через Лену, однако возможность появления моста все еще казалась сомнительной. Так, во время большой пресс-конференции в декабре президент России Владимир Путин отметил, что Ленский мост очень дорогой, и строить его нужно, только если расходы будут сопоставимы с эффектом для экономики. Летом 2019 года он еще раз подтвердил свою позицию, отметив при этом важность и необходимость мостового перехода для Якутска.

Перелом в истории Ленского моста наметился в августе — его внесли в проект нацпрограммы развития Дальневосточного федерального округа, и основные федеральные ведомства дали положительное заключение на строительство. Кроме того, мост поставили в «лист ожидания» на включение в Комплексный план модернизации инфраструктуры — один из нацпроектов, в рамках которого власти до 2024 года планируют увеличить транспортную и экономическую связанность регионов России. Окончательное решение было принято в ноябре 2019 года, когда президент официально поддержал строительство моста, заявив, что «ситуация созрела до реализации».

Дотянули

В 2019 году стоимость моста уже оценивается в 83 миллиарда рублей. Сумма кажется астрономической, учитывая, что от железнодорожного перехода было решено отказаться и мост станет только автомобильным. Место под строительство моста уже выбрано — объект планируют возвести в районе села Старая Табага, которое входит в городской округ Якутска и расположено в 30 километрах южнее его. Село выбрано неслучайно — в этом месте ширина Лены составляет всего 3 километра, в то время как в районе Якутска она достигает 5-7 километров, а ниже по течению и вовсе 20 километров. По словам главы Якутии, строить планируют вантовый мост на трех опорах над рекой. Протяженность моста составит 3,12 километра, а длина подъездных дорог — 10,9 километра. Мост будет двухполосным — по одной полосе движения в каждую сторону.

Согласно планам российских властей, проект будут реализовывать на условиях государственно-частного партнерства. Капитальный грант на строительство моста составит 54,3 миллиарда рублей, из которых 47,9 миллиарда поступят из федерального бюджета, 6,4 миллиарда — из регионального. Остальные средства лягут на плечи инвестора (29,1 миллиарда рублей). Проектирование моста должно пройти в 2020-2021 годы, а непосредственно строительство — в 2021-2025 годы.

Ожидается, что интенсивность движения по мосту в первые годы эксплуатации будет более 1,5 миллиона автомобилей, 20 процентов машин будут грузовыми. К 2043 году трафик увеличится до двух миллионов автомобилей, а количество грузовиков, проходящих через мост, к этому моменту удвоится. Хотя в изначальных проектах предполагалось, что проезд по мосту будет бесплатным, в нынешней версии без оплаты по нему смогут проезжать только легковые автомобили. Грузовикам проезд по Ленскому мосту будет стоить от 944 до 2018 рублей в зависимости от габаритов, и до 2044 года общие сборы за проезд по Ленскому мосту могут составить 32 миллиарда рублей.

Проект позволит создать в Якутске транспортно-логистический узел, который объединит железнодорожные, речные и авиационные маршруты, автодороги «Вилюй», «Лена» и «Колыма», а также откроет левому берегу доступ к Транссибу, БАМу и портам Охотского моря. Помимо этого, объем грузоперевозок в регионе вырастет в три раза и составит шесть миллионов тонн в год. По прогнозу главы Якутии, валовый региональный продукт после ввода моста в эксплуатацию будет расти на 2,5-3 процента в год, а ежегодные затраты на северный завоз (мероприятия государства по обеспечению регионов Крайнего Севера основными жизненно важными товарами) снизятся на 4,1 миллиарда рублей. Кроме того, строительство моста обеспечит рост круглогодичной транспортной доступности с 21 процента в 2018 году до 83 в 2025-м. Также власти рассчитывают, что с появлением моста в Якутске исчезнет сезонное повышение цен, и каждая местная семья сможет экономить более пяти тысяч рублей в месяц.

В Якутске в связи с одобрением строительства моста буквально станцевали на радостях — мэр города пригласила в спортивный комплекс «Триумф» местных жителей, чтобы вместе исполнить традиционный древний якутский танец-хоровод осуохай. «Объединим наши мысли ради осуществления мечты! Бары кэлин (приходите все)», — сказала она. На мероприятие пришли 800 человек — одевшись в национальные костюмы и взявшись за руки, они устроили пляски в поддержку решения Владимира Путина.

МИФ. Российская промышленность находится в глубокой стагнации, за годы прошедшие советского времени у нас не построено ничего нового. Чудом сохранившиеся единицы советских заводов работают кое-как, площади сдаются в аренду, а новых не строится. Поэтому в России ничего не производится, мы только торгуем сырьем и занимаемся перекупками товаров, произведенными в других странах.

Несколько лет назад лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов в эфире телеканала «Россия 1» в программе «Вести» заявил следующее: «За 10 лет в России не построено ни одного современного завода или производства».

Эту цитату зюгановские агитаторы моментально растащили по интернету, превратили в агитационные картинки и демотиваторы. Народ привык не доверять либеральным политикам, но Зюганову верит больше, считается, что он болеет душой за людей. «Вот же, Зюганов сказал правду, у нас закрываются заводы, мы живем за счет одной нефтегазовой трубы, что теперь с этим делать? В России ничего не происходит».

Миф о том, что промышленность в нашей стране совершено не развивается, из года в год тиражируется оппозицией и является предметом постоянных спекуляций. И виноват в этом конечно ни кто иной, как Владимир Путин.

Наши корреспонденты вышли на улицы Москвы и спросили прохожих, что они думают по этому поводу.

Женщина средних лет: Я не слышала о том, были ли открыты новые заводы за последнее время, зато я много видела заводов, которые растасканы на офисные помещения.

Пожилая женщина: Я не слышала, чтобы что-то открылось…

Пожилая женщина 2: У нас в Коломне очень много закрыто и вот еще должны закрыть завод.

Пожилой мужчина: Банкротят (заводы) и закрывают. Торговля в основном, а так рабочих-то мест мало-мало.

Как видим, многие действительно уверены в том, что в России заводы и вообще любые производства только закрываются. Рабочих мест становится все меньше, а мы занимаемся только торговлей нефтью. Между тем, фраза Зюганова — это совершенно безапелляционное ложное заявление или, попросту говоря, фейк. Цифры статистики говорят о прямо противоположной картинен.

На самом деле за последние 17 лет в России каждый год открывалось от 200 до 500 новых цехов, предприятий и заводов. Например, в 2012 году 487 предприятий, в 2013 году 307 предприятий, в 2014 году 357 новых заводов. В 2015-2016 годы в связи с экономическим кризисом, режимом западных санкций заводов открывается действительно немного меньше, но все равно более 200 в год. Эксперты подсчитали, что за последние 17 лет в России в среднем открывалось 5 заводов в неделю, то есть один завод каждый рабочий день.

У кого-то эти слова, наверное, вызовут недоверие, настолько плотно в головах у людей засела картина умирающего производства в нашей стране. Кроме того, у нас до сих пор сохраняется советское понимание слова «завод». Завод — это обязательно должно быть что-то огромное, иногда он тянется на несколько километров. Завод стоит посреди большого города, к нему постоянно подъезжают электрички, автобусы, грузовики, он гремит и гудит, одним словом бурлит производственная жизнь.

Действительно, в советское время, в индустриальную эпоху заводы были именно такие, вся жизнь города строилась вокруг таких предприятий. Сейчас все изменилось. Современный завод, как правило, вынесен за черту города из соображений экологии и удобства. И работают на нем, конечно, не сотни тысяч людей, а всего лишь десятки или сотни человек. Это современные производства, полностью роботизированные, но, тем не менее, создающие продукцию и для страны, и для мирового рынка.

Именно из-за того, что старые заводы и производства стояли посреди городов, и мы видим, как они или разрушаются, или превращаются в торговые центры и модные лофты, создается впечатление, что промышленность в целом куда-то исчезает. Но на самом деле за последние 17 лет практически каждый год у нас был прирост промышленного производства.

Прироста промышленного производства у нас не было только в двух годах. В 2009 году, когда нас захлестнул мировой кризис, и промышленное производство действительно упало на 10%, но это только один год из 17. И в 2015 году после падения цен на нефть и после того, как против нашей страны ввели санкции, наше промышленное производство упало на 1%. Но уже в 2016 году наше производство опять выросло на 2%. Что, кстати, даже больше, чем в большинстве европейских стран, которым выгодны низкие цены на нефть и санкции, против которых никто не вводил.

Назовем несколько крупных промышленных предприятий, построенных с нуля в последнее время. Волгореченский трубный завод, Хакасский алюминиевый завод, Пуровский завод переработки газового конденсата, Цементный завод «ТулаЦемент», Птицефабрика «Акашевская» в республике Марий Эл, Фабрика «Брянский бройлер», Каспийский завод листового стекла, Деревоперерабатывающий комплекс «Аркаим», Антипинский нефтеперерабатывающий завод в городе Тюмени.

Как видим, предприятий много и строятся они по всей стране. Фактически в каждом регионе у каждого губернатора есть чем похвастаться, открываются по 3-5 крупных производств в год. У нас 85 регионов. Умножьте эти цифры, и вы получите, что заводы действительно открываются сотнями и тысячами.

Все дело еще и в том, что мы не очень любим слушать и смотреть хорошие новости. Допустим показывают какой-нибудь репортаж по телевизору, где рассказывается про то, что в том или ином регионе открыли какой-нибудь очередной цементный цех. Мы сразу же переключаем на другую программу, потому что это скучно. А вот если кто-то «удачно пошутил», что «заводы стоят, одни музыканты в стране», мы тут же вместе с ним смеемся и киваем головами. И руководители телеканалов прекрасно об этом знают, поэтому стараются не перекормить нас позитивными новостями. Гораздо лучше для них показать юмористическую передачу, где престарелый сатирик будет повторять не меняющиеся со времен перестройки шутки про убитое производство.

Но на самом деле все, конечно, не так, и статистика и рост промышленного производства это доказывают. Но люди этого и знать не хотят, чем пользуется разного рода манипуляторы в своих политических целях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *