Материально ответственное лицо водитель

Материальная ответственность водителя перед работодателем

Автомобиль является не только средством передвижения и источником опасности, но и обладает достаточно большой денежной стоимостью. Доверяя это имущество работнику, наниматель надеется на бережное и аккуратное отношение к машине со стороны подчиненного. В случае аварий, чрезвычайных происшествий или поломок часть последствий можно компенсировать за счет страховых выплат. Ущерб, превышающий размер выплат по страховке, можно попытаться взыскать с водителя.

Кроме трудового соглашения с водителем должен быть заключен договор о материальной ответственности.

В его положениях необходимо четко определить границы ответственности за автомобиль каждой из сторон договора. При этом необходимо помнить, что заключение соглашения, подразумевающего полную материальную ответственность водителя, является нарушением трудового законодательства.

Согласно положениям ТК РФ (ст. 244), Министерством труда разработаны перечни профессий и работ, для которых наступает полная материальная ответственность за причиненный ценностям или имуществу нанимателя вред. Профессия водителя транспортного средства в этих перечнях не указана.

Подтверждает это положение и судебная практика. В ходе неоднократных судебных разбирательств нанимателям указывалось, что договор о полной материальной ответственности водителей не соответствует требованиям трудового законодательства.

Полная материальная ответственность водителя

По общему правилу, отвечать за вред, причиненный транспорту нанимателя, водитель будет только в размере своей среднемесячной зарплаты (ТК РФ, ст. 241). Однако из этого правила есть несколько исключений. С водителя транспортного средства можно взыскать фактические убытки в полном объеме в следующих случаях (ТК РФ, ст. 243, постановление Минтруда № 85):

  1. Целью поездки являлась транспортировка самого автомобиля до места назначения. Когда машина выступает только как средство доставки грузов или пассажиров, речи о возмещении ущерба в полном объеме не идет. Полная материальная ответственность за автомобиль для водителя наступает только в том случае, если в его обязанности входило доставить машину, как товар, к ее владельцу или покупателю.
  2. Умысел шофера на причинение имуществу нанимателя ущерба. Он может выражаться как в определенных действиях, так и в бездействии водителя.

Например, элементарная лень не позволила шоферу отогнать машину на стоянку. Он оставил ее возле своего дома в не самом благополучном районе города. Ночью ее вскрыли и украли из салона магнитолу и коврики. Фактически умышленное бездействие привело к ущербу для имущества нанимателя.

  1. Противоправные действия, получившие свое подтверждение в ходе уголовного или административного разбирательства. Самым распространенным примером является совершение ДТП из-за несоблюдения правил дорожного движения.

Штрафы за несоблюдение ПДД также полностью оплачиваются шофером.

  1. Вред имуществу нанимателя причинен из-за нахождения водителя в состоянии какого-либо опьянения.

В случае несогласия с возмещением ущерба в полном объеме, решение о размере компенсации принимают только суды.

При этом наниматель должен помнить, что взыскать с нерадивого работника можно только фактический урон имуществу. Упущенная выгода не может быть возмещена виновным сотрудником.

Материальная ответственность за грузы и пассажиров

Еще одной ситуацией, которая вызывает множество споров и разногласий, является степень ответственности водителей, осуществляющих грузо- или пассажирские перевозки. Многие наниматели ошибочно полагают, что полная материальная ответственность за доставленный груз автоматически распространяется и на само транспортное средство.

Это не так. Автомобиль выступает только как средство передвижения, а водитель не отвечает в полном объеме за его сохранность и невредимость. Кроме того, парадоксальная ситуация складывается, когда в машине помимо водителя присутствует экспедитор, в обязанности которого входит доставка груза по назначению. Фактически за товар отвечает один человек, а за автомобиль — другой. При этом экспедитор не может повлиять, например, на дорожную обстановку или нарушение ПДД водителем. А шофер следить, чтобы экспедитор не причинил ущерб машине.

В таких случаях можно использовать два выхода из ситуации.

  • Во-первых, ввести бригадную материальную ответственность для водителя и экспедитора за целостность товара и транспорта.
  • Во-вторых, совместить должностные обязанности водителя и экспедитора для одного сотрудника. Такое решение позволяет заключать с шофером договор о полной материальной ответственности, так как профессия экспедитора есть в утвержденном Минтруда перечне.

Также типичной ошибкой нанимателей является возложение полной ответственности за транспортное средство на водителей, в обязанности которых входит осуществление пассажирских перевозок. Свое решение они мотивируют тем, что шофер автобуса одновременно осуществляет прием денежных средств в оплату за проезд, а кассовые операции находятся в перечне работ, утвержденном Минтруда.

Материальная ответственность водителя автобуса является полной в отношении денежных средств, собранных за проезд, и ограниченной в отношении транспорта как средства доставки пассажиров.

Освобождение от материальной ответственности

Вместе с тем, водитель не обязан возмещать любой вред, причиненный транспортному средству. Он может быть освобожден от материальной ответственности в следующих ситуациях:

  • ущерб причинен третьими лицами, а водитель сделал все возможное для его предотвращения;
  • наниматель не обеспечил условия для нормальной эксплуатации автомобиля;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • руководство компании-работодателя приняло решение о не взыскании ущерба с водителя.

Нельзя взыскивать средства за восстановление машины после аварии, виновником которой являлся не сотрудник фирмы, а другой участник дорожного движения. Или ущерб автомобилю нанесен противоправными действиями третьих лиц, при этом машина находилась на территории компании-владельца или платной автостоянке.

Кроме того, владелец транспортного средства (фирма) обязан своевременно осуществлять текущее обслуживание и ремонт автомобиля.

Например, в случае аварии, причиной для которой послужил отказ тормозной системы, водитель может быть освобожден от выплаты денег на ремонт, если докажет, что он ставил в известность свое руководство о неисправности.

Также не отвечает шофер за повреждения машины по причине различных природных или техногенных катастроф. Он не может предугадать, например, падение на машину кирпича из стены здания или ветки дерева.

Наниматель тоже имеет право «простить» водителю стоимость ремонта или восстановления машины.

При найме на работу водителя помимо трудового договора необходимо заключить с ним и соглашение о материальной ответственности за транспортное средство, на котором он будет выполнять свои должностные обязанности. По общему правилу, на автомобиль как средство передвижения или доставки товаров не распространяются положения о полной материальной ответственности. Исключение составляют ситуации, когда шофер виновен в причиненном ущербе.

В остальных случаях, распространение полной материальной ответственности за груз или денежные средства, уплаченные за проезд, на транспорт является нарушением. Шофер может возмещать ущерб автомобилю или автобусу только в размере своей месячной зарплаты. А при наличии определенных обстоятельств освобождаться от выплаты ущерба.

Можно ли заключить с водителем договор о полной материальной ответственности?

Компания ГАРАНТ

На одной машине посменно работают два водителя. С ними заключены индивидуальные договоры о материальной ответственности за груз, полученный для перевозки.

Несут ли водители полную материальную ответственность в случае повреждения транспортного средства, и можно ли заключать с ними договоры о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства?

Полная материальная ответственность работника состоит в обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере (ст. 242 ТК РФ).

Случаи полной материальной ответственности работника перед работодателем перечислены в ст. 243 ТК РФ. Одним из оснований привлечения к данному виду ответственности является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора (п. 2 части первой ст. 243 ТК РФ), под которым понимается именно договор о полной материальной ответственности.

В соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

На основании части второй ст. 244 ТК РФ постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (далее — Перечень). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.10.2006 N 1746-6-1).

Согласно абзацу четвертому раздела I Перечня письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться, в частности, с работниками таких должностей, как заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители; заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши; старшие медицинские сестры организаций здравоохранения; агенты по заготовке и (или) снабжению, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей.

Такая формулировка четвертого абзаца означает, что договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться с сотрудниками, чьи должности не поименованы в Перечне, при условии, что такие сотрудники осуществляют получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей. Исходя из самого названия и структуры Перечня следует, что основанием для заключения с работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности в равной степени могут являться либо занятие должности, либо выполнение работы, поименованных в Перечне. Подобное мнение высказывается и другими специалистами (смотрите, например, статью Переваловой Ж.А. «Все, что вы хотели узнать об индивидуальной материальной ответственности работника» в журнале «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», N 3, март 2008 г.).

Итак, если в должностные обязанности водителей входят виды работ, указанные в Перечне, то работодатель вправе заключить с ними договоры о полной материальной ответственности, несмотря на отсутствие занимаемой ими должности в Перечне.

Отметим, что заключение договора о полной материальной ответственности не означает, что работник несет ответственность в полном размере за все имеющееся у работодателя или используемое работником при выполнении его обязанностей имущество. Эта ответственность наступает только в случае недостачи того имущества, которое было вверено работнику. Так, например, если работа водителя связана с получением, выдачей, транспортировкой материальных ценностей, то с ним может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Следует также отметить, что заключение с водителем договора о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства в рассматриваемом случае не соответствует законодательству. В данной ситуации автомобиль не является транспортируемым объектом, а является лишь средством, с помощью которого водителем осуществляется транспортировка материальных ценностей. На наш взгляд, обязанность работника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате угона или повреждения закрепленного за водителем транспортного средства, из такого договора возникнуть не может.

В то же время согласно ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника в случаях:

— когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей (например, статья 277 ТК РФ устанавливает, что полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, несет руководитель организации);

— умышленного причинения ущерба;

— причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

— причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

— причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Таким образом, организация может привлечь водителя к полной материальной ответственности за повреждение автомобиля лишь в том случае, если будет доказан какой-либо из фактов, указанных в п.п. 3-6 части первой ст. 243 ТК РФ. Например, если работник организации в установленном законом порядке признан виновным в совершении административного правонарушения, в результате которого был поврежден принадлежащий организации автомобиль, то он обязан возместить организации прямой действительный ущерб в полном размере.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

>Санминимум для водителя экспедитора вопросы и ответы

Водитель экспедитор – вся логистика «в одном флаконе»

Поэтому, прежде соглашаться на заманчивое предложение надо узнать, что делает водитель экспедитор в этой конкретной фирме.

Вполне возможно, что обещанные деньги за экспедиционные услуги и расходы на содержание машины не окупят физических затрат, а получится примерно как в поговорке «дадут ломоть, да за него неделю молоть». Узнать должностные обязанности водителя экспедитора лучше на две недели раньше, чем на пять минут позднее.

Часто бывает, что благополучно доставив груз водитель экспедитор оказывается перед необходимостью его еще и разгрузить.

Споры о том, что «такого уговора не было» бесполезны, никакой суд не признает правоту водителя, если отношения с работодателем оформлены не в должной мере. Идеальное с юридической точки зрения оформление на работу водителем экспедитором выглядит примерно так: Заключение трудового договора о найме на работу, в котором, если водитель берется со своим транспортом, прописывается ответственность работодателя за содержание автомобиля (кстати, ее может и не быть, он вполне может заявить, что заработка вполне достаточно для содержания) и топлива.

Санминимум для общественного питания вопросы и ответы

Общие положения 1.1.

Настоящие Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые предприятия общественного питания независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и определяют санитарные требования к территории. Ассортимент выпускаемой предприятием общественного питания продукции. пройти медицинское обследование и сдать санитарный минимум.

  1. Основное требование к производственному инвентарю
  2. а) должен быть маркирован и закреплен за производственным цехом б) должен быть удобен в работе в) должен быть дешевым г) должен быть красивым
  • Сколько секций в моечной ванне для мытья столовой посуды?

а) 2 секции б) 3 секции в) 4 секции г) 5 секций д) 6 секций

  • Когда осуществляется дезинфекция всей столовой посуды?

а) при каждом мытье посуды б) в конце рабочего дня в) 1 раз в неделю г) во время проведения генеральной уборки

  • Какими основными документами представлено санитарное законодательство Российской Федерации?

а) федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» б) гигиеническими нормами и нормативами в) санитарными правилами и нормами г) государственными стандартами 18.

advocatus54.ru

Что это такое, и кто может столкнуться с такой обязанностью?

7 А, Бизнес центр «Преображенский» Телефоны: +7(812) 677-20-25, +7(812) 677-20-26(факс) Ответы на санминимум для общепита Где найти реальные вопросы и ответы сан. Лекция по санминимуму общепит Лекции по санминимуму.Санминимум для глаз вопросцы и ответы. Чтобы разобраться, каждому соискателю необходимо ознакомиться с понятием «санитарный минимум». Понятие Санитарный минимум – это специальная, но при этом обязательная подготовка лиц, представляющих определенные профессиональные группы, закрепляющая порядок действий, характерных для санитарно-противоэпидемического режима на объекте. Отказ от прохождения данных мероприятий влечет за собой негативные последствия, а именно невозможность претендовать на должность или продолжать ее занимать (в случае повторного прохождения).

Инфо Медкнижка и медосмотр Санитарный минимум предполагает выполнение нескольких важных мероприятий. Перед обучением нужно пройти медосмотр с внесением результатов в медкнижку.

Этот документ можно получить по направлению работодателя или на основе личного заявления.

О санитарном паспорте автомобиля и медицинской книжке водителя при перевозке алкогольной продукции

Условия перевозки алкогольной продукции напрямую зависят от ее крепости, а также от того, расфасована продукция в тару, или перевозится в цистерне. В соответствии с п. 3 ФЗ «Об алкогольной продукции» этиловый спирт (в т.ч.

денатурат) и нефасованная спиртосодержащая (т.е. в т.ч. алкогольная) продукция с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автотранспортом осуществляются только организациями, имеющими соответствующую лицензию и на автотранспорте, оборудованном специальными техническими средствами, обеспечивающими непрерывный контроль за местонахождением транспортного средства.

Исключение – перевозка указанной продукции для собственных нужд в объеме не более 200 декалитров в год (ст. 18 ФЗ «Об алкогольной продукции».) Статья 10.2.

ФЗ «Об алкогольной продукции» приводит перечень документов, которые обязательно должны сопровождать алкогольную продукцию в обороте.

Сколько стоит сан минимум повторный для водителя экспедитора

Вторая смена организована для проведения обучения по заявкам от юридических лиц на базе предприятия (при комплектовании групп однородных профессий не менее 10 человек) и руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц каждую вторую среду месяца на ул. Портовая, д. 57, кабинет 43. Регистрация слушателей в I смену начинается с 8.30 до 09.55, лекции с 10.00 до 13.15, аттестация с 13.25 до 14.20, выдача личных медицинских книжек с 14.30.Регистрация слушателей во II смену начинается с 13.45 до 13.55, лекции с 14.00 до 17.15, аттестация с 17.20 до 18.05.Очная форма гигиенического обучения ивоспитания576,27 руб.

(без НДС)Для уточнения информации обратитесь, пожалуйста, к специалистам:Калининградская область, город Калининград, улица Фрунзе, 50Спасибо за обращение в нашу службу!Полезно? Наталья ИвановнаОператор справочнойТабачные изделия

Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, работающие: 1.1.

В организациях торговли, в том числе продовольственных рынках, включая оптовые; 1.2. В организациях общественного питания (столовые, рестораны, кафе, бары, буфеты и др.); 1.3. На пищеблоках всех учреждений и организаций; 1.4.

В организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, базах, складах хранения и реализации; 1.5.

В транспортных организациях. 2.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *