Массовое мероприятие

Правовая характеристика, понятие и виды массовых мероприятий

В настоящее время различные массовые мероприятия являются одной из популярных форм общественной активности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности в непосредственном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры, искусства.

Массовым признается мероприятие доступное неопределенному числу граждан.

На практике все массовые мероприятия условно подразделяются на общественно-политические, культурно-массовые, спортивно-зрелищные и религиозные обряды. Они различаются по целям их организации, характеру и количеству участников и зрителей, местам проведения, по степени влияния на охраняемые общественные отношения и другим факторам.

К общественно-политическим мероприятиям относятся демонстрации, митинги, шествия, съезды политических партий и общественных организаций, выборы депутатов различных уровней, президента страны и др. Этому виду мероприятий присущи, как правило, высокий уровень организации, качественная однородность состава участников, официальность, а также общность мотивов и стереотипов поведения людей.

В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004года № 54 – ФЗ, публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Публичные мероприятия подразделяются на:

— собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;


— митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

— демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

— шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

— пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Организатором публичного мероприятия могут быть: один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

— территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

— путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

— территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

— Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Культурно-массовые мероприятия: народные гулянья; выставки, вернисажи; карнавалы, маскарады; театрализованные представления, фестивали; ярмарки, концерты и др. Для этих мероприятий характерны различные формы поведения людей, складывающиеся в условиях произвольно формирующихся общностей граждан, стремящихся удовлетворить свои культурные, эмоциональные и духовные потребности. Однако, несмотря на неоднородность состава, различия в образовании, возрасте, наличие различных интересов и устремлений, в целом поведение лиц, посещающих упомянутые мероприятия, укладывается в общепринятые нормы.

Спортивно-зрелищные мероприятия: международные и всероссийские состязания по различным видам спорта; олимпийские игры; спартакиады всех масштабов; кроссы, пробеги, эстафеты, гонки и др. Характерной чертой рассматриваемых массовых мероприятий является присутствие определенного контингента спортивных болельщиков, так называемых фанатов, принадлежащих к различным спортивным клубам. Как правило, их поведение характеризуется пристрастным отношением к своей команде, доходящим до фанатизма.

Религиозныемероприятия: религиозные праздники; траурные процессии. В последние годы благодаря демократическим преобразованиям в стране значительно возрос интерес населения к религии. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и относящихся к ним территориях (на кладбищах, крематориях) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

> Понятие и виды массовых мероприятий. Задачи органов внутренних дел и особенности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий

Основные понятия и виды массовых мероприятий

Массовое мероприятие — это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан. Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Виды массовых мероприятий: По содержанию:

— общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);

— культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);

— спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады). По значимости:

— международные;

— региональные;

— местные.

По способу возникновения:

— организованные;

— спонтанные.

По месту проведения:

— в зданиях, сооружениях:

— на открытой местности.

По периодичности проведения:

— разовые;

— повседневные;

— периодические.

По возможности участия:

— общедоступные;

— ограниченные количеством участников или социальным статусом.1

Задачи ОВД и особенности охраны во время мероприятий

Задачи ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

1. Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан.

2. Оказание содействия в организации массового мероприятия.

3. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других нарушений, обеспечение общественной безопасности.

4. Обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями.. установленных правил поведения.

5. Обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

6. Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.

Силы ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

— силы милиции общественной безопасности: строевые части патрульно-постовой службы милиции, в т.ч. ОМОН; личный состав строевых подразделений ДПС ГИБДД: строевых подразделений милиции ведомственной охраны: строевых подразделений медицинских вытрезвителей; участковые уполномоченные милиции;

— специальные моторизованные оперативные части внутренних войск;

— силы криминальной милиции и других служб: уголовный розыск, ОБЭП, следствие, экспертно-криминалистические подразделения, сотрудники штабов, кадров и др.

Мероприятия, проводимые в подготовительный период:

1. Создается оперативный штаб. Определяется его состав и обязанности членов.

2. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.

3. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

4. Производится расчет необходимого количества сил и средств.

5. Осуществляются дополнительные меры по усилению борьбы с преступностью и другими правонарушениями (комплексные операции).

6. Проводятся совещания, инструктажи, тренировки личного состава.

7. Осуществляется проверка транспорта, средств связи и других средств.

Виды нарядов:

— группа оцепления, включая милицейские и войсковые цепочки;

— пост наблюдения;

— группа сопровождения, патруль;

— КПП;

— резерв.

Мероприятия, проводимые в исполнительный период:

1. Проверка личного состава, его внешний вид, знание ими общих и особых обязанностей.

2. Непосредственное выполнение нарядами своих служебных обязанностей.

3. Вводятся предусмотренные планом ограничения в движении транспорта и пешеходов, удаляются из зоны оцепления, лица, не имеющие отношение к мероприятию.

Заключительный период:

1. Поддержание порядка в местах рассредоточения участников

мероприятия, обеспечение их безопасности (особенно футбольных, хоккейных команд и музыкальных ансамблей и др.).

2. Наряды обеспечивают также выход зрителей и других участников мероприятий к остановкам общественного транспорта.

3. Разбор службы нарядов руководителями участков и оценка мости личного состава органов внутренних дел и приданных сил.

Понятие и виды массовых мероприятий.

⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 28

Под массовыми мероприятиямиследует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:

— большое количество людей;

— организованность действий;

— наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам:по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

По содержанию и направленности массовые мероприятия можно разделить на:

1. Общественно-политические(демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание– совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие– массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование– форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

2. Культурно-массовые(народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).

3. Спортивно-массовые(олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

4. Религиозные(обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)

5. Специальные мероприятия(траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).

6. Смешанные мероприятия,когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:

Сабантуй, Акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

по значимости –международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);

по периодичности проведения –разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);

по способу возникновения –организованные, спонтанные;

по возможности участия –общедоступные, ограниченные количеством участников.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы » О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) Цель публичного мероприятия;

2) Форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Проведение публичных мероприятий.

Одной из специфических форм участия граждан в управлении делами общества и государства, в проявлении социальной и политической активности гражданина выступает его право проводить публичные мероприятия (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования). Это право регламентируется ст. 31 Конституции РФ, федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004.

Осуществляя это право, граждане выражают коллективное мнение по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлекают к ним внимание населения, соответствующих органов власти и управления, общественных объединений, предъявляют к ним определенные требования, защищают или поддерживают какие-либо социально значимые инициативы. Статья 31 Конституции РФ предусматривает следующие виды публичных мероприятий:

1) собрание- совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;

2) митинг — массовое собрание граждан для публичного выражения отношений к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;

3) демонстрация- публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств агитации и пропаганды;

4) шествие- организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы с целью привлечения общественного внимания к каким-либо проблемам;

5) манифестация — сочетание различных видов публичных мероприятий (в проекте закона «О публичных мероприятиях»).

6) пикетирование- наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления путем размещения участников возле пикетируемого объекта и использования различных средств наглядной агитации.

Проведение подобных публичных мероприятий обусловлено следующими факторами:

— их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, а также общественный порядок (ст. 17 Конституции РФ);

— они должны преследовать мирные конституционные цели (не допускаются требования насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности России, подрыв безопасности государства, призывы к созданию вооруженных форми­рований, не входящих в систему Вооруженных Сил РФ, пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду во время проведения этого мероприятия);

— они должны проводиться без оружия.

Существуют основания для запрещения публичного мероприятия в следующих случаях:

1) не было подано заявление о его проведении (стихийный митинг, шествие, блокирующие работу общественного транспорта, две демонстрации противников на одной и той же территории и т.д.);

2) если состоялось решение о запрете на его проведение, а организаторы все-таки стали его проводить;

3) когда нарушен порядок его проведения (лозунги и транспаранты содержат призывы, оскорбительные для населения);

4) при возникновении опасности для жизни и здоровья граждан.

В существующем законодательстве России предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения в этой сфере. Статья 20.2.КоАП РФНарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

1. Нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования — влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования -влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на участников — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

3. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 149. УК РФ Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Представительная форма осуществления власти.

Согласно ч.2 ст. 3 Конституции РФ “народ осуществляет свою власть… через органы государственной власти и органы местного самоуправления”. В этой формулировке выражена сущность самого представительства и его назначение. Отметим, здесь три важных аспекта.

Во-первых, Конституция РФ четко характеризует сущность представительства. Формулировка “Народ осуществляет свою власть… через органы государственной власти и органы местного самоуправления” означает, что народ не передает свою власть, а остается субъектом власти и осуществляет ее через представительные органы.

Во-вторых, в этой формулировке есть указание на то, что власть народа осуществляют представительные органы государственной власти, к которым относятся Президент России, Федеральное Собрание, а также органы государственной власти субъектов Федерации.

В-третьих, власть народа осуществляется не только через органы государственной власти, но и через представительные органы местного самоуправления являющегося важнейшей формой самоуправления народа. Следовательно, важная черта представительной системы Российской Федерации состоит в том, что она включает в себя не только представителей — депутатов федеральных и региональных (субъектов Федерации) законодательных органов власти, но и выборных органов местного самоуправления. Такая разветвленная система представительных органов характеризует демократический характер власти.

Всеохватывающий характер представительной системы состоит и в том, что в ее составе кроме депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления находятся другие институты власти, избираемые народом непосредственно — институт президентской власти, главы правительств и администраций субъектов Федерации.

Представительная природа органов, через которые осуществляется народовластие, проявляется в том, что: эти органы образуются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; депутаты представительных органов ответственны и подотчетны перед избирателями, которые могут отозвать депутатов, не оправдавших их доверие; представительные органы работают под непосредственным контролем граждан и при широком участии последних в их деятельности (Конституция РФ, ст.32).

Представительные органы, составляющие основу государственного аппарата образуют и избирают органы федеральной, региональной и местной исполнительной власти, определяют основы их организации и деятельности; образуют федеральные суды и органы прокуратуры.

Таким образом, представительная демократия- это система институтов власти, избираемых народом непосредственно на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, через которые народ осуществляет принадлежащую ему власть.

Исходя из изложенного можно определить, в чем состоят основы народовластия.

Полновластие многонационального народа России базируется, прежде всего, на конституционных основах общественного строя Российской Федерации, на закреплении в качестве политической основы общественной жизни принадлежность всей власти народу и каждому гражданину (Конституция РФ, ст. ст. 2,3,17,30,32).

Экономической основой народовластия являются разнообразные формы собственности, признаваемые и защищаемые государством равным образом, а также свобода экономической деятельности и разнообразные организационно-правовые формы производства. Закрепление в Конституции РФ этих важнейших экономических принципов ставит в равное экономическое и социальное положение всех граждан России и обеспечивает им одинаковые права и возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами. (Конституция РФ, ст.ст.8,34,35)

Важнейшим условием полновластия российского народа является полнота и реальность социальных и политических прав и свобод граждан, необходимых им для активного участия в осуществлении власти. К этим условиям относится право граждан на объединение для защиты своих интересов и свобода деятельности общественных объединений.

Другим обязательным условием осуществления полновластия народа является равноправие всех граждан, которое обеспечивает им равные возможности принимать участие в управлении делами общества и государства (Конституция РФ, ст.19).

Полнота и реальность социальных и политических прав и свобод в сочетании с равным правом граждан по их реализации есть яркое выражение свободы личности. Свобода личности — важная основа полновластия народа.

К основам полновластия народа, единства его государственной воли относится равноправие всех наций и народностей Российской Федерации, получившее правовое закрепление в федеративном устройстве России. Всем им конституционно обеспечено равное и свободное политическое, экономическое и духовное развитие. Названные основы народовластия являются одновременно и гарантиями, обеспечивающими его реальность.

Наряду с этим существует ряд специальных гарантий полновластия народа. К их числу относятся:

— конституционные принципы деятельности органов государственной власти, обеспечивающие эффективное сочетание непосредственной и представительной демократии;

— демократическая избирательная система, дающая возможность гражданам свободного выбора своих представителей в органы государства;

— ответственность представителей народа перед своими избирателями и право досрочного отзыва депутатов, не обеспечивающих выражение воли избирателей, воли народа;

— правовой статус депутатов и других представителей народа, обеспечивающий им возможность выражать и утверждать волю и интересы избирателей, волю и интересы всего народа;

— выборность и сменяемость руководящих работников государственных и общественных органов;

— обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и Законы, ответственность за их нарушение (Конституция РФ, ст.15);

— запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя (Конституция РФ, ст.13).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в лекции понятие и содержание народовластия, как социального явления, основные формы его проявления и механизм реализации являются основой для понимания и изучения всей системы органов государственной власти – как федеральных, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, правового положения всех участников властных отношений, их компетенции и принципов деятельности.

Классификация массовых мероприятий как объектов предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

бителей товаров, развивая в сетевых экономических структурах маркетинг рекомендаций, а также специальным образом сформированную информацию, распространяемую по сети подобно вирусу (viral marketing) в виде рекомендаций для потенциальных потребителей.

Литература:

1. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. — М.: МИФИ, 2003. — 388 с.

3. Лондон Дж., Лондон К. Управление информационными системами. — 7-е изд., сер. «Классика MBA» / Пер. с англ. под ред. Д.Р. Трутнева. — СПб.: Питер, 2005 — 912 с.

4. Технология анализ клиентских сред. : http://www.forecsys.com/ru/site/tech/cea/

5. Луценко Е.В., Коржаков В.Е. Метод когнитивной кластеризации или кластеризации на основе знаний //Научный журнал Куб ГАУ, 2011. № 71(07). — С. 1-48. : http:// ej.kubagro.ru/2011/07/pdf/40.pdf

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. — М.: ИД «Вильямс», 2007. — 656 с.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ОБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Виленский В.Л., преподаватель МГИИТ

В статье проведена классификация основных массовых мероприятий и выявлены наиболее перспективные направления развития предпринимательства в сфере организации и проведения массовых мероприятий.

Ключевые слова: классификация, массовое мероприятие, предпринимательство.

CLASSIFICATION OF MASS ACTIONS AS OBJECTS OF BUSINESS

Vilensky V., Lecturer, MGIIT

Keywords: classification, mass action, business.

Актуальность научной задачи развития предпринимательства в сфере организации и повеления массовых мероприятий обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, организация бизнеса в индустрии развлечений носит ярко выраженный предпринимательский характер, так как даже крупные развлекательные корпорации, как правило, имеют закрытый характер собственности и управления с фактическим смешением данных функций в руках конкретных предпринимателей. Данная проблема предполагает, что предприниматель, занимающийся организацией и проведением массовых мероприятий, должен обладать не только навыками квалифицированного менеджера, но и владеть компетенциями промоутера, а также финансового менеджера и специалиста по безопасности.

Во-вторых, бизнес в сфере организации и проведения массовых мероприятий в настоящее время сильно персонализирован, то есть подвержен репутационным рискам, его успешность во многом зависит от имени владельца. В этом направлении развитие предпринимательства возможно как улучшение культуры инициативы и ответственности, личностного роста предпринимателя как субъекта специфического рынка, а также его социальной ответственности, поскольку массовые мероприятия оказывают влияния на поведение и вкусы конкретных потребителей.

В-третьих, предпринимательство в сфере проведения массовых развлекательных мероприятий является обособленным направлением бизнеса, так как его результатом является достаточно специфический продукт, который является сбалансированным симбиозом продукции (например, сувениры), работ (строительство декораций) и услуг (услуги тамады, ведущего, участников концерта). Специфика продукта накладывает определенные ограничения на организацию бизнеса. Прежде всего, предприниматель должен четко позиционировать себя в конкретной потребительской нише, для этого необходима классификация массовых мероприятий и выбор конкретного вида мероприятий как продукта. Не менее важной проблемой развития предпринимательства в рассматриваемой сфере является повышение культуры бизнес-планирования и деловых коммуникаций с основными стейкхолдерами мероприятий.

В-четвертых, развитие предпринимательства в сфере организации и проведения массовых мероприятий в условиях экономического кризиса идет по пути сокращения количества мероприятий при одновременном росте количества участников, что нередко предъявляет дополнительные требования к организаторам. В частности, снижение покупательского спроса населения в сфере мате-

риальных благ заставляет людей искать источники положительных эмоций в нематериальной сфере, что ведет к усилению спроса со стороны малоимущего населения и существенно удешевляет продукт. В этой связи, одной из задач предпринимателя является поиск задач баланса между неудовлетворенным массовым спросом на развлечения со стороны наименее обеспеченных слоев населения и предложением развлечения со стороны потенциальных участников, предъявляющих завышенные требования по обеспечению своего участия.

Проведение массовых развлекательных мероприятий является ресурсоемким и многогранным процессом. Эффективная деятельность в сфере массовых развлекательных мероприятий требует наличия у предпринимателя коммуникативных и организационных навыков. В отечественной и зарубежной литературе имеется незначительное количество работ, в которых исследуются теоретические и практические проблемы эффективной предпринимательской деятельности в сфере массовых развлекательных мероприятий. Однако в этих работах затронуты отдельные элементы предпринимательской деятельности в сфере массовых развлекательных мероприятий, такие как маркетинг услуг, управление продажами и т.п., а также рассмотрены вопросы личностного развития предпринимателя. Исходя из этого, в работе сделана попытка обобщения накопленного опыта в единый подход по развитию предпринимательской деятельности в сфере массовых развлекательных мероприятий

Массовое мероприятие — это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи. Наиболее важными признаками классификации массовых мероприятий являются следующие:

• цель и задачи;

• значимость;

• способ возникновения;

• количество участников;

• место проведения;

• возможность участия;

• уровень безопасности.

В частности, по целям и задачам массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

• культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные представления.

• рекламно-коммерческие (ярмарки, презентации, распродажи и т.д.).

• деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).

• иные массовые мероприятия: к ним можно отнести свадьбы, банкеты и собрания по поводу различных юбилеев, торжеств.

По содержанию массовые мероприятия подразделяются на следующие виды:

• общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);

• культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);

• спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады);

• событийные (выставки, свадьбы, дни рождения).

Основными видами массовых мероприятий по значимости являются:

• международные массовые мероприятия (олимпийские игры, чемпионаты мира по видам спорта, международные конкурсы искусств);

• региональные мероприятия (фестивали, национальные праздники);

• местные мероприятия (городские конкурсы, выставки);

• локальные мероприятия (районные ярмарки по профессиям, приемы);

• частные мероприятия (свадьбы, юбилеи, переговоры).

Наиболее важными видами массовых мероприятий по способу

возникновения являются:

• организованные мероприятия (выставки, концерты);

• спонтанные (демонстрации, народные гуляния).

Приоритетными видами мероприятий по месту проведения

являются:

• в зданиях, сооружениях (выставка картин, камерный концерт, спектакль);

• на открытой местности (футбольный матч, соревнования по лыжным гонкам, стадионный концерт, народные гуляния).

По периодичности проведения массовые мероприятия делятся на следующие виды:

• разовые (гастроли мировых звезд, крупные соревнования);

• повседневные (спектакли в театре, банкеты в ресторане);

• периодические (национальные фестивали, религиозные праздники).

По возможности участия целесообразно разделять массовые мероприятия следующим образом:

• общедоступные (концерт, региональный праздник);

• ограниченные количеством участников или социальным статусом (прием, деловая встреча).

По уровню безопасности массовые мероприятия делятся на:

• высшей категории (присутствие высших должностных лиц государства, крупных зарубежных гостей);

• первой категории (присутствие руководителей регионального уровня, крупных бизнесменов, звезд спорта и культуры);

• второй категории (без присутствия важных персон).

Разработанная расширенная классификация массовых мероприятий позволила разработать наиболее перспективные направления развития предпринимательства в сфере проведения массовых мероприятий.

Безупречно организованное мероприятие может не привести к желаемым целям, а мероприятие с не идеальной организацией — блестяще решать поставленные задачи. Самый правильный, на наш взгляд, подход заключается в разделении оценки мероприятия по этим двум показателям. Смешение этих подходов мешает оценить мероприятие правильно.

Разработаем более детальные критерии для оценки. Разделим понятия event-менеджмент и event-маркетинг. Также мы будем рассматривать качество маркетинга мероприятия (marketing of event) и оценку мероприятия участниками (success of event).

Под event-менеджментом мы будем понимать профессиональное управление мероприятием, другими словами, то, насколько успешно было реализовано мероприятие. В данном случае следует оценивать реализацию сценария мероприятия, выполнение всех заданий, соблюдение временного плана, регламента, соответствие оговоренной смете. Именно эти показатели в первую очередь должны интересовать профессионального event-менеджера, и по этим показателям менеджер и агентство отчитываются перед руководителем и заказчиком.

Добился заказчик поставленной цели или нет — этот вопрос находится вне компетенции агентства. Не участвуя в принятии стратегических решений, не формулируя цель, агентство не может повлиять на конечный результат мероприятия для заказчика. Агентство может лишь рекомендовать, как в рамках данного мероприятия лучше всего достичь поставленной цели, как привлечь аудиторию.

Кроме того, результат вряд ли проявится непосредственно на самом мероприятии, оценить его можно лишь с течением времени, и это сможет сделать только сам заказчик.

Основное правило при оценке качества услуг по управлению мероприятием — критерии должны быть определены заранее и зафиксированы на стадии переговоров. Включать их в договор об оказании услуг или не включать — зависит от ваших договоренностей, но в любом случае их следует оговорить заранее.

Event-маркетинг — это использование мероприятия для реализации стратегических или тактических целей компании. Оценка эффективности мероприятия в данном случае будет решать следующие задачи и отвечать на следующие вопросы:

• Какова цель мероприятия и реализована ли она?

• Какова отдача от инвестиций в мероприятие (ROEM, Return of Event Marketing) по сравнению с другими каналами коммуникаций?

• На какую аудиторию ориентировано мероприятие?

• Нужно ли для достижения целей использовать мероприятие или следует обратиться к другим инструментам?

• Какой бюджет должен быть выделен на мероприятие?

• Какой формат мероприятия следует выбрать?

• Как мероприятие должно повлиять на мнение и дальнейшее поведение Клиентов?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *