Марвел права на персонажей

Студии не смогли договориться, как делить прибыль от фильмов

Актер Том Холланд в фильме «Человек-паук: Возвращение домой» Фото: Zuma\TACC

Москва. 21 августа. INTERFAX.RU — Противоречия между киностудиями Walt Disney и Sony Pictures Entertainment могут привести к разрыву партнерских отношений. Это приведет к тому, что из фильмов по вселенной комиксов Marvel может исчезнуть персонаж Человека-паука. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на информированные источники.

Студии зашли в тупик в переговорах об условиях новой сделки, в частности, по поводу распределения выручки от кассовых сборов. По некоторым данным, Disney потребовала от Sony 50% выручки от фильмов с Человеком-пауком, тогда как Sony настаивает на прежних 5%.

Между тем представители Sony написали в твиттере, что Disney отказалась отпустить главу Marvel Кевина Файги поработать главным продюсером нового фильма франшизы «Человек-паук». Возможное объяснение — его высокая занятость в связи с тем, что в рамках приобретения активов 21st Century Fox студии достались права на персонажей «Людей Икс», и Disney рассчитывает включить их в свои следующие фильмы.

Права на фильмы про Человека-паука принадлежат Sony, однако Disney договорился с ней об «аренде» персонажа для участия в своих фильмах, снятых на основе вселенной Marvel, в 2015 году. Sony приобрела права на киноперсонажа в 1999 году, до того, как Disney купила Marvel за $4 млрд.

Фильм 2019 года «Человек-паук: Вдали от дома» собрал в мировом прокате $1,1 млрд, что является рекордом для Sony Pictures. Также персонаж, сыгранный тем же актером Томом Холландом, был частью супергеройской команды в картине «Мстители: Финал», ставшей самым кассовым фильмом в истории ($2,79 млрд).

Жених и невеста прибыли около 11 утра

Фото: Иван МАКЕЕВ

С раннего утра пятницы, 13 сентября, у Грибоедовского ЗАГСа столицы в ожидании Ксении Собчак и Константина Богомолова дежурили журналисты. Пары, сочетающиеся браком перед звёздными молодоженами, были удивлены вниманием прессы — всех выходящих из Дворца бракосочетаний встречали три десятка камер.

Женних и невеста эффектно появились из катафалка

Фото: Иван МАКЕЕВ

Первыми на церемонию Ксении и Константина прибыли родители жениха, а вслед за ними — мама невесты Людмила Нарусова и немногочисленные гости, приглашённые на официальную часть.

Первыми на церемонию Ксении и Константина прибыли родители жениха

Фото: Иван МАКЕЕВ

Жених и невеста прибыли около 11 утра, эффектно подъехав на катафалке с надписью «Пока смерть не разлучит нас».

Свадебный катафалк

Фото: Иван МАКЕЕВ

Собчак в роскошном платье за пол-миллиона и Богомолов в костюме и цветастой рубашке широко улыбались прессе, но ни на один вопрос так и не ответили. В суматохе один из журналистов случайно наступил на длинный шлейф кружевного дизайнерского наряда невесты, заставив ее остановиться. Но Собчак, известная своей эмоциональностью, лишь скромно улыбнулась: «Осторожнее, осторожнее».

С раннего утра пятницы, 13 сентября, у Грибоедовского ЗАГСа столицы в ожидании Ксении Собчак и Константина Богомолова дежурили журналисты

Фото: Иван МАКЕЕВ

На саму церемонию журналистов не пустили, да и Ксения, увидев толпу, удивилась: «Откуда столько, кто сказал?». Чтобы оградить себя от фотографов, молодожёнам пришлось задействовать свою охрану — пара крепких молодых людей вывели прессу из здания, едва не выставив за дверь начальницу ЗАГСа.

Людмила Нарусова

Фото: Иван МАКЕЕВ

— Вы кто? — строго спросили ее секьюрити.

— Да начальница я! Пропускайте! — пришлось объясняться руководителю.

Церемония сотоялась

Фото: Иван МАКЕЕВ

Потом дверь во дворец ЗАГС и вовсе закрыли. Не пустили внутрь даже мужчину, который представился собственником здания, пришедшим на встречу с администрацией. А рядовым молодожёнам, которым посчастливилось жениться в один день с Собчак, пришлось стучаться в двери и всех гостей проводить чуть ли не по спискам.

Из-за звездной свадьбы Грибоедовский ЗАГС закрыли, не пустив даже собственника здания

Фото: Иван МАКЕЕВ

«Главное, что они счастливы»: будущие свекор и свекровь Собчак готовятся поздравлять молодоженов

Родители Константина Богомолова выехали в ЗАГС на такси

Вымышленная вселенная супергероев Marvel приносит реальные миллиардные доходы киностудиям. Цифра могла быть больше, если бы все права принадлежали только Marvel. Disney (он владеет марвеловской компанией) распоряжается 80% супергероев. Несколько героев разрешено использовать Sony Pictures и Universal.

Комиксы оказались благодатной почвой для создателей кино. Только с 1998 года на экраны вышло больше пятидесяти фильмов, основанных на мегапопулярных марвеловских картинках-приключениях. Только шесть из них создала сама Marvel Studios. В выигрышном положении среди гигантов киноиндустрии оказывается тот, кто обладает правами на вселенную героев Marvel.

Фото: Комиксы получили новое рождение в экранизациях

Общие сведения о вселенной супергероев

Киновселенная Marvel (КВМ) является вымышленным местом и одновременно самой удачной американской медиафраншизой. Она представляет собой серию фильмов о супергероях с общей сюжетной линией. Общие сборы по ним составили 22,5 млрд долларов (по подсчетам box office mojo), а сами кинокартины возглавили рейтинг кассовых сборов за всю историю кинематографа.

Фото: Харизматичные герои КВМ помогли собрать большой кассовый куш

Табл. 1. Список самых кассовых фильмов с КВМ за период 2009-2019 гг.

Название произведения/год выхода

Место в рейтинге

Сборы в миллиардах долларов

Мстители: Финал/2019

2,796

Мстители: Война бесконечности/2018

2,048

Мстители/2012

1,519

Мстители: Эра Альтрона/2015

1,405

Черная пантера/2018

1,347

Железный человек-3/2013

1,159

Первый мститель: противостояние/2016

1,153

Капитан Марвел/2019

1,128

Продажа прав

Marvel Entertainment начала продавать права на персонажей ещё в семидесятых и восьмидесятых годах. Но оживление героев в фильмах посторонними компаниями не вызвало должного интереса у зрителей.

В девяностых финансовая ситуация организации осложнилась банкротством. В этот период марвеловцы активно распродавали права на Вселенную, населенную героями Marvel, крупным кинокомпаниям. «Счастливчиками» стали многие студии:

Рождение Киновселенной

Из-за этой стратегии Марвел постоянно терял доход. Положение отлично иллюстрирует заработок Sony за первые две части «Человека-паука» – 1,6 млрд долларов. Marvel смогла получить только 62 млн с продажи комиксов и игрушек.

Фото: Человек-паук стал чем-то вроде «яблока раздора» для двух студий

Всё изменилось в 2003 году, когда в президентское кресло сел Дэвид Мейзел. Он смог убедить руководство запустить собственные проекты. Этот человек разработал план, в который вошли 10 фильмов с бюджетом 165 млн долларов каждый.

Концепция сработала – уже первые два фильма 2008 года «Железный человек» и «Невероятный Халк» принесли прибыль в 848 млн долларов. В 2009 году Marvel Studios попадает в собственность корпорации Disney, которая выкупила организацию за 4 млрд долларов.

Проблемы с правообладанием

После решения о создании собственной киновселенной покой для Marvel был потерян: правами на экранизацию супергероев владели посторонние компании. Порядка 900 персонажей были разбросаны по разным студиям.

В 2017 году Disney приобрела 20th Century Fox, что позволило многим героям Marvel (в том числе Дэдпулу, Людям Икс и Фантастической четверке) вернуться в «родные пенаты». Сделка обошлась в 52,4 млрд долларов. Однако ещё раньше к марвеловцам «вернулся» Сорвиголова – права на персонаж были потеряны из-за долгого «простоя» героя.

После этого «Люди Икс: первый класс» стали вынужденной мерой к возрождению мутантов X-Men.

Фото: Из марвеловских комиксов также родилась и киносага о мутантах

Как обстоит дело сейчас

Ситуация на сегодняшний день складывается следующим образом: права на 80% супергероев принадлежат Disney (владеющей Marvel Entertainment). Среди них «замечены» Сорвиголова, Каратель, Призрачный гонщик, Блэйд.

В дополнение: Сколько зарабатывают на комиксах Марвел актеры и студия Disney.

Что же касается посторонних студий, то такие «экспроприаторы» должны будут автоматически вернуть права на владение персонажами, если те не будут длительное время задействованы в проектах.

Особой «занозой в глазу» является Sony Pictures вместе с Человеком-пауком, права на экранизацию которого были приобретены в марте 1997 года. Sony Pictures пришлось идти на сделку с Marvel Studios. В 1999 году Marvel предпринимает попытку выкупить у нее практически всех персонажей. Оглашалась даже сумма сделки – 25 млн долларов. Однако в итоге решено было остановиться на Человеке-пауке и тем, кто имеет к нему отношение.

Переговоры привели к тому, что Sony сохранила права на некоторых героев, но только лишь формально. Большинство из них уже успели «засветиться» в масштабах марвелоновской киновселенной.

У Sony есть права на Чёрную пантеру и Люка Кейджа. А «Люди в черном», которые так упорно продвигает студия, оказывается, тоже были созданы на основе марвеловских комиксов.

Аналогичная ситуация складывается у Marvel Entertainment с Universal Pictures. У этой организации есть права на Халка, Нэмора и Прайма. Студия подписала аналогичный вышеприведенному договор – Marvel Studios разрешено использовать любого из этих супергероев в своих фильмах, но сольными проектами будет заниматься только Universal Pictures. Поэтому фанатам не стоит ждать появления в марвеловской киновселенной новых фильмов про зеленого здоровяка и его родственников.

Фото: Сольного фильма о Халке ждать пока не приходится

Планы голливудских студий на будущее

Появление «Мстителей» весной 2012 года полностью «разорвало» существовавшие в Голливуде шаблоны. До этого времени никто и не задумывался об идее общей киновселенной. Это стало стартом к созданию новых мегафраншиз.

Но такая «золотая жила» может очень быстро истощиться. Тем более, при желании выпускать несколько фильмов в год каждой из студий. Зритель просто пресытится, да и нет никакой уверенности, что при такой «гонке» кинокомпаний получится действительно качественный продукт.

Раньше было гораздо сложнее выяснить, какие персонажи Marvel попадают под какие зонтики студий.

Ранее Marvel продавала многих своих персонажей другим студиям, в том числе Paramount, Sony, 20th Century Fox, Universal и многим другим, но с тех пор, как Disney купили Marvel, компания медленно, но верно возвращала права. Теперь единственным большим игроком является Sony Pictures, владеющие права на Человека-паука и остальных персонажей, связанных с ним.

The Geek Twins обновили график, который отображает, кому какие персонажи принадлежат. Взгляните на картинку ниже:

График разделен на четыре пузыря, хотя некоторые из них перекрываются. Самый большой пузырь – это, конечно, Marvel Studios, поскольку со временем они заключили сделки с Universal для персонажей, связанных с Халком, и они недавно вернули Людей Икс и Фантастическую четверку.

За пределами Marvel существуют два пузыря: Netflix (зеленый) и Sony Pictures (синий). Netflix в течение двух лет по контракту владеют героями, которые появились в их сериалах.

Когда в середине 1990-х студия Marvel, воодушевленная успехами своих конкурентов из DC Comics, всерьез занялась переносом своих комиксов на большой экран, она не могла сама оплатить производство задуманных блокбастеров. Поэтому она заключила контракты с несколькими голливудскими гигантами и разделила между ними права на экранизации своих самых известных циклов. Студия Fox тогда получила «Людей Икс», «Сорвиголову» и «Фантастическую Четверку», Universal – «Халка», New Line Cinema – «Блейда», а Sony Pictures – «Человека-паука», самый яркий бриллиант в короне Marvel.

Десять лет спустя, накопив финансовый жирок, студия начала сама экранизировать свои хиты. Вышедший в 2008 году «Железный Человек» стал первым фильмом грандиозной киновселенной Marvel, в которой знаменитые супергерои не только переживают сольные приключения, но и сотрудничают, как в «Мстителях», или враждуют, как в выходящем в этом году блокбастере «Первый мститель: Противостояние». Все картины этой вселенной связаны единым сюжетным замыслом – даже «Стражи Галактики», действие которой развивается за много световых лет от Земли.

Кадр из фильма «Дэдпул»

Вскоре после рождения киновселенной Marvel студия влилась в империю Walt Disney и получила все необходимые ресурсы для съемки грандиозных комиксных фильмов. Теперь и речи быть не может о том, чтобы Marvel передала другой компании экранизаторские права, а студии, чьи контракты еще в силе, должны регулярно выпускать картины по мотивам «своих» комиксов. В противном случае права вернутся к Marvel, а та их больше не выпустит из рук. Так, Universal уже потеряла права на Халка, а Fox – на Сорвиголову. Это позволило Marvel включить первого супергероя в команду Мстителей и сделать второго главным героем телешоу «Сорвиголова». В свою очередь, вышедшая в прошлом году «Фантастическая Четверка» была снята в значительной мере для того, чтобы Fox сохранила права на классический цикл Marvel.

Успехи фильмов Marvel последних лет и не особенно впечатляющие (если не финансово, то художественно) ленты по мотивам комиксов студии, созданные другими голливудскими компаниями, заставили многих фанов Marvel жалеть, что знаменитые персонажи разделены корпоративными барьерами. Мол, было бы здорово, если бы Люди Икс, Мстители и прочие могли жить в одном экранном мире – так, как они уживаются, например, в видеоигре Marvel Heroes. Действительно, чем больше разных героев может появиться в комиксном блокбастере, тем больше неожиданных и интересных сюжетов могут придумать сценаристы. Но не все так просто. И «Дэдпул» – наглядное подтверждение того, что у разделения киномиров есть свои плюсы.

Киновселенная Marvel – превосходная «песочница» для обожающих комиксы творцов вроде режиссера «Мстителей» Джосса Уидона, но ее единство не только предоставляет возможности, но и сковывает. Все ее фильмы должны быть причесаны под одну гребенку, самым острым зубом которой является «подростковый» рейтинг PG-13. И с этим ничего не поделать. Во-первых, студия Walt Disney с самого начала своей истории ориентировалась на семейную аудиторию и избегала какой бы то ни было «жести». А во-вторых, нелепо было бы снять «взрослый» супергеройский фильм, а потом включить персонажа из такой картины в подростковую ленту. Что это значит для зрителей? Что в киновселенной Marvel не может быть жаркого секса, кровавых побоищ, непристойных шуток. Фильмы Marvel были, есть и будут сравнительно безопасными полотнами. Это жирный плюс для тех, кто ходит в кино с детьми, но беда для взрослых, которые предпочитают свободу скованности. А ведь все мы знаем, что значительная часть аудитории комиксных лент – молодые люди, которые уже повзрослели, но еще не обзавелись детьми.

Иными словами, если бы все права Marvel были под контролем Walt Disney, «Дэдпул» так бы и остался на страницах комиксов. Ведь вся суть этого полубезумного героя в том, что он некорректно шутит, крошит врагов в капусту и любит женщин не только платонически, но и физически. Если его кастрировать, он умрет как персонаж. За это его любят поклонники, и за это его ненавидят студийные начальники. По свидетельству Райана Рейнольдса, сыгравшего Дэдпула, картину несколько раз «открывали» и «закрывали», и всякий раз камнем преткновения была ее нарочитая взрослость. Которая, по обоснованному мнению продюсеров, ограничивала будущие сборы ленты в Америке и фактически закрывала для нее официально консервативные страны вроде очень важного для прокатчиков блокбастеров Китая.

Студия Fox, однако, не только боялась снимать фильм о Дэдпуле, но и была заинтересована в развитии вселенной «Людей Икс», к которой этот персонаж формально относится. Поскольку других размашистых и успешных комиксных циклов в распоряжении студии нет, Fox должна выдавить каждую зеленую каплю из популярности Профессора Икс, Магнето и прочих. А Дэдпул – поистине культовый персонаж, любимый герой американского молодежного Интернета. Сейчас из Людей Икс лишь Росомаха может сравниться с ним по фанатской любви, а с этим супергероем студия, кажется, сделала уже все, что только могла. Поэтому у Fox был мощный стимул для киноэксперимента, который, судя по рекордным сборам «Дэдпула», уже увенчался успехом. Понятно, прокатные подвиги «Аватара» и «Звездных войн» картина не повторит, но сейчас ей предсказывают сборы в 600 миллионов долларов, и это будет отличное достижение для ленты, которая обошлась менее чем в 60 миллионов долларов.

Решилась бы студия Walt Disney на такой эксперимент? Нет – по изложенным выше причинам. И еще потому, что он ей просто не нужен. У нее достаточно комиксного материала для десятков подростковых лент, и ей незачем ломать устоявшиеся традиции ради рискованного взрослого проекта. Хотя теперь, когда «Дэдпул» взорвал мировой прокат, диснеевцы могут изменить свое отношение к подобным картинам и начать выпускать собственные взрослые комиксные блокбастеры. Но даже если нет – у зрителей есть Fox. В этом прелесть художественной конкуренции. Она вынуждает студии мыслить и действовать нешаблонно. И она заставляет менее успешные компании заполнять пробелы более удачливых конкурентов.

Также существенно, что разделение комиксов Marvel между несколькими студиями увеличивает вероятность появления фильмов с некоторыми персонажами второго и третьего звена. Например, в прошлом году начал выходит комикс Spider-Gwen, описывающий альтернативную вселенную, в которой радиоактивный паук укусил не Питера Паркера, а его возлюбленную Гвен Стейси, известную нам по фильмам из цикла «Новый Человек-паук». И этот комикс сразу стал столь популярен, что фанаты заговорили о том, что было бы здорово, если бы кто-нибудь его экранизировал.

Сделает ли это Marvel? Почти наверняка нет – ее планы расписаны на десятилетие вперед, и ей некогда заниматься своими новыми персонажами. «Старичков» бы охватить! А вот Sony, которая уже третий раз «перезагружает» «Человека-паука», потому что больше ей в кинокомиксном мире делать нечего, может от отчаяния снять фильм о Паучихе-Гвен. И это, согласитесь, был бы любопытный эксперимент. Возможный лишь благодаря тому, что Marvel некогда разделила права на свои комиксы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *