Лицензия на кредитование

Виды банковских лицензий

Банки, которые только начинают свою деятельность получают лицензии на:

  • Осуществление операций с деньгами в национальной валюте (без права использования вкладов граждан).
  • Осуществление операций в национальной и иностранной валюте (без права использования вкладов граждан). На основании выданного разрешения банк может формировать корреспондентские связи с любыми иностранными финансовыми структурами вне зависимости от их нахождения.
  • Хранение драгоценных металлов, с последующим использованием их в качестве вкладов. Лицензия выдается вместе с документом из второго пункта.

В случае успешной деятельности в течение следующих двух лет банк может получить расширенные полномочия, например, право принимать вклады.

Организация, претендующая на активацию дополнительных разрешений, должна подтвердить свою финансовую стабильность за последние полгода и выполнить все условия ЦБ РФ. Например, у банка должны отсутствовать долги перед любыми бюджетными и внебюджетными фондами. При этом в финансовом учреждении должна быть иерархическая структура, включающая отдел внутреннего контроля.

При выполнении всех требований возможна активация:

  • Лицензии на использование в качестве вкладов денег частных лиц в рублях.
  • Лицензии на использование в качестве вкладов денег частных лиц в отечественной и иностранной валюте.

Банк, который получил все вышеперечисленные разрешения, при устойчивой работе и величине собственного капитала не менее 5 миллионов евро при переводе в рубли, может оформить генеральную лицензию.

Она не расширяет список осуществляемых операций, но дает право образовывать филиалы за границей, покупать акции или доли в уставных фондах иностранных финансовых структурах.

Как банки получают лицензии

Получение разрешений возможно, когда уставной капитал юридического лица полностью оплачен, и его размер составляет не менее 300 млн рублей. Из документов нужно предоставить:

  • Заявление о регистрации и выдачи разрешений.
  • Учредительное соглашение.
  • Устав учреждения.
  • Бизнес-план, одобренный всеми учредителями, протокол их собрания, список лиц, претендующих на руководящие посты.
  • Документ, подтверждающий выплату госпошлины за выполнение всех государственных процедур.
  • Письменный вывод аудиторов о прозрачной финансовой деятельности учредителей.
  • Бумаги, подтверждающие формирование средств, включенных в уставной капитал.
  • Анкеты руководителей.

Все перечисленные документы предоставляются в ЦБ, который дает подтверждение в письменном виде о получении бумаг. Рассмотрение заявлений и принятие решений о предоставлении разрешений либо об отказе в выдаче осуществляется регулятором в течение шести месяцев.

В случае одобрения заявки ЦБ направляет документы и сведения для внесения организации в Единый государственный реестр юридических лиц. На процедуру отводится не более 5 дней. После информирования о ее проведении регулятор в течение 3 дней передает данные сведения учредителям банка для оплаты уставного капитала. Кроме этого, банку выдается документ, подтверждающий факт регистрации в Едином реестре. После проведения всех процедур ЦБ выдает организации разрешение на осуществление деятельности.

Лицензирование банковской деятельности

Поиск Лекций

Банк начинает свою деятельность с момента своей государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности. Как уже было отмечено, регистрацию и лицензирование банков осуществляет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством Республики Беларусь банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия. Большинство банков Республики Беларусь образовано в форме акционерного общества.

Упрощенно процесс создания банка можно представить следующим образом:

1. Формирование уставного фонда.Уставный фонд банка формируется из вкладов (имущества) его учредителей. Минимальный размер уставного фонда банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован в полном объеме из денежных средств до государственной регистрации банка. Денежные вклады, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный счет, открываемый учредителями банка в Национальном банке, или по согласованию с Национальным банком на временные счета, открываемые в других банках.

2. Согласование представителем банка или его учредителем с Национальным банком названия банка.

3.Предоставление в Национальный банк документов, необходимых для государственной регистрации банка. Основными документами, предоставляемыми для регистрации банка, являются:

Ø заявление;

Ø устав банка;

Ø выписка из протокола учредительного собрания об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя, главного бухгалтера банка;

Ø документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме и наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций;

Ø сведения об учредителях банка (физических и юридических лицах);

Ø анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка;

Ø бизнес-план;

Ø платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию банка;

Ø эскизы печатей в двух экземплярах и другие документы, определенные нормативными актами Национального банка.

Национальный банк выдает учредителям банка, представившим документы, письменное подтверждение об их получении.

4. Принятие решения о государственной регистрации банка, лицензирование. Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка. Национальный банк в случае принятия решения о государственной регистрации банка уведомляет об этом в письменной форме в пятидневный срок его учредителей.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в течение десяти рабочих дней выдает одновременно со свидетельством о государственной регистрации банка лицензию на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять (приложение А).

Лицензии, выданные Национальным банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности.

Право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц может быть предоставлено банку не ранее двух лет с даты его государственной регистрации при условиях его устойчивого финансового положения в течение последних двух лет и наличия нормативного капитала в размере, эквивалентном не менее 25 миллионам евро на дату представления документов для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии. Кроме того, для того чтобы банк мог осуществлять операции с драгоценными металлами и камнями, он должен также обладать устойчивым финансовым положением, работать на рынке банковских услуг в течение двух лет, при этом размер нормативного капитала банка не может быть менее суммы, эквивалентной 10 миллионам евро. Критерии определения устойчивого финансового положения банка устанавливаются Национальным банком и могут учитывать прозрачность структуры собственности банка, достаточность и структуру капитала банка, качество его активов, финансовую эффективность, а также состояние ликвидности и качество управления банком.

Национальный банк при наличии основания может отказать в государственной регистрации банка, о чем уведомляет его учредителей в письменной форме в пятидневный срок со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

В ходе своей деятельности банки могут принимать решения о создании своих структурных подразделений: представительств, филиалов (отделений), центров банковских услуг, расчетно-кассовых центров, обменных пунктов.

Прекращение деятельности банка может выступать в виде его ликвидации или реорганизации. Реорганизация банка проводится путем его разделения или выделения, а также слияния, присоединения. Порядок реорганизации и ликвидации банка регулируется Банковским кодексом, а также нормативными актами Национального банка Республики Беларусь.

Ликвидация банка по инициативе его учредителей (самоликвидация) или органа банка, уполномоченного учредительными документами, производится с письменного согласия Национального банка. Для получения согласия на ликвидацию банк представляет в Национальный банк следующие документы:

ходатайство на получение согласия с указанием причин, повлекших необходимость ликвидации банка;

решение учредителей банка либо органа банка, уполномоченного учредительными документами, о его ликвидации.

Правление Национального банка в срок не позднее двадцати дней после представления в Национальный банк данных документов выносит решение о возможности предоставления согласия на ликвидацию и отзыве лицензии.

О создании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), назначении председателя ликвидационной комиссии учредители банка информируют Национальный банк в срок не позднее 5 дней с даты принятия соответствующего решения. Банк считается ликвидированным после исключения его из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании решения Правления Национального банка.

Также Национальный банк Республики Беларусь может принять решение о принудительной ликвидации банка, что регламентируется отдельными нормативными правовыми актами Национального банка.

Какие бывают лицензии?

ЦБ выдает несколько видов лицензия на осуществление банковской деятельности:

  • На проведение операция с рублями без привлечения во вклады.
  • На проведение операций в рублях и валюте без привлечения денег во вклады.
  • На привлечение денег во вклады в рублях и валюте.
  • На проведение клиринга, инкассации, работу с ценными бумагами и проч.
  • Генеральная лицензия.

Новому банку могут быть выданы только три вида лицензий. После успешной работы и выполнения требований ЦБ банк вправе ходатайствовать о получении других видов лицензий. По итогам все полученные лицензии заменяются на единую генеральную лицензию. При этом размер уставного капитала должен достигнуть 900 млн.руб.

Выданные лицензии учитываются в реестре лицензий, который публикуется в печатном издании «Вестник Банка России» один раз в год. Все изменения и дополнения вносятся в данный реестр в течение месяца с момента из предоставления.

Совершение банком операций без наличия лицензии влечет за собой суровые санкции. С банка будет взыскана вся сумма операции и штраф в размере двухкратной суммы в бюджет.

В каких случаях отзывается лицензия?

Лицензия может быть отозвана ЦБ после выявления нарушений. Основными причинами являются:

  • Снижение достаточности капитала ниже 2%.
  • Снижение уровня собственных средств ниже значения уставного капитала.
  • Неисполнение в установленный срок требований ЦБ о приведении в соответствие значений уставного капитала и собственных средств.
  • Неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов в течение 14 дней. Размер требований должен быть не меньше тысячекратного размера минимального размера оплаты труда.
  • Выявление недостоверности сведений при получении лицензии.
  • Выявление фактов недостоверных данных в сдаваемой отчетности.
  • Задержка в предоставлении отчетности более чем на 15 дней.
  • Проведение операций, не предусмотренных лицензией.
  • Неисполнение нормативных актов, нарушение требований ФЗ № 115.
  • Неисполнение решений суда и проч.

При принятии решения об отзыве лицензии, ЦБ назначает временную администрацию. При достаточности средств проводится ликвидация, а при недостатке – банкротство. Если банк сможет вывести свои показатели в норму при временной администрации, то ЦБ рассмотрит возможность восстановления лицензии. В данный момент ЦБ проводит санацию банков. Если за время санации показатели нормализуются, то есть вероятность восстановления досанационной деятельности.

Стоит ли требовать предоставления лицензии при обслуживании?

Банк обязан размещать сведения о лицензии в общем доступе: на сайте или информационных досках в отделениях. Узнать о наличии лицензии у банка можно в публикуемом реестре, а о легальности работы МФО – в госреестре МФО на сайте ЦБ. Распечатанная копия в цветном или черно-белом исполнении должна находится в отделении и предоставляться по требованию клиента. Никакой секретной информации или коммерческой тайны здесь нет.

Таким образом, отдельной лицензии на кредитовании у банков нет. Возможность выдачи кредитных средств подразумевается в деятельности кредитной организации при наличии у нее лицензии на проведении банковских операций. Довольно много сейчас встречаются мнений, что, поскольку в лицензии ничего не сказано про кредиты, то их можно не платить.
Это неверное суждение. Платить по кредитам все равно придется, согласно подписанному договору, поскольку кредитная деятельность заложена в определении кредитной организации по ГК РФ. Верить обещаниям фирм об избавлении от кредитных долгов ссылкой на это не стоит. Дело будет однозначно проиграно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *