Лицензионный платеж

Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость — рекомендации и судебная практика.

Вопрос включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров в настоящее время является одним из самых актуальных и спорных среди представителей государственных органов и участников внешнеторговой деятельности. Все чаще данный вопрос является предметом судебных разбирательств в арбитражных судах России.

Понятие лицензионного договора и лицензионных платежей. В соответствии с частью 1 статьи 1235 Гражданского кодекса РФ по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицезиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Следует отметить, что исключительное право, которое выступает объектом лицензионного договора, по своей природе является имущественным правом. Это означает, что названное право оборотоспособно, динамично и имеет меновую стоимость (Ю.Т.Гульбин. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации // Законодательство, 2010. № 4). По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лизензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное (П. 5 ст. 1235 ГК РФ.). Если лицензионным договором прямо не предусмотрена его безвозмездность, но при этом в нем не согласовано условие о размере вознаграждения или о порядке его определения, соответствующий договор в силу абзаца второго пункта 5 статьи 1235 Гражданского кодекса РФ считается незаключенным (П. 13.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29.).

Таким образом, лицензионные платежи, или роялти (от английского royalty) — это вознаграждение продавцу (лицензиару) за предоставленное покупателю (лицензиату) право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (изготовление ввозимых товаров, «ноу-хау», продажу на экспорт ввозимых товаров, в том числе торговых марок, использование и перепродажу ввозимых товаров).

Согласно российскому законодательству, лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности подлежат включению в таможенную стоимость товаров. Таможенная стоимость является основой для исчисления таможенных платежей. В связи с тем, что таможенные платежи составляют более 50 процентов доходной части федерального бюджета, становится очевидной важность включения всех дополнительных начислений в таможенную стоимость товаров, в том числе и лицензионных платежей.

Обязанность по взиманию таможенных платежей возложена на таможенные органы РФ. Кроме того, таможенные органы выполняют функцию по пресечению незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности. При проведении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы особое внимание уделяют проверке наличия у импортера лицензионного соглашения и факта уплаты импортером платежей за использование объектов интеллектуальной собственности.

На практике сложилась следующая ситуация: если декларантом при наличии возмездного лицензионного договора не включены в таможенную стоимость лицензионные платежи, таможенный орган осуществляет корректировку таможенной стоимости и выставляет требование об уплате таможенных платежей. При этом в отношении декларанта или таможенного брокера (представителя) (Согласно статье 12 Таможенного кодекса таможенного союза, вступившего в силу с 01.07.2010, таможенные операции от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель) на основании части 2 статьи 16.2 КоАП РФ может быть возбуждено дело об административном правонарушении.

Позиция участников внешнеторговой деятельности. Уплатив по требованию таможенного органа недостающие таможенные платежи, участники внешнеторговой деятельности и таможенные брокеры (представители) обращаются в арбитражный суд в целях обжалования решений таможенных органов на основании условий включения лицензионных платежей в таможенную стоимость, предусмотренных законодательством.

В соответствии с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 19.1 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», действовавшими до 1 июля 2010, лицензионные платежи подлежали включению в таможенную стоимость товаров при соблюдении следующих условий: лицензионные платежи должны относиться к оцениваемым товарам; покупатель прямо или косвенно должен уплатить их в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионные платежи должны относиться только к ввозимым товарам.

Судебная практика. Судебная практика относительно включения лицензионных платежей в таможенную стоимость складывается следующим образом. ФАС МО своими постановлениями от 20.04.09 № КА-А40/2009, от 05.05.09 № КА-А40/3422-09 признал несостоятельными доводы заявителя о том, что лицензионные платежи не являются условием продажи товаров, ни прямо, ни косвенно не перечисляются поставщику товаров, не относятся к ввозимым товарам. В судебных постановлениях указано, что Законом РФ «О таможенном тарифе» не установлено, что обязанность уплаты лицензионных платежей должна быть одним из условий продажи в рамках внешнеторгового контракта. В связи с этим возникает вопрос, в каких случаях вообще соблюдается это условие, предусмотренное Законом РФ «О таможенном тарифе», из каких документов должно следовать, что уплата лицензионных платежей является условием продажи товаров?

ФАС Московского округа своими постановлениями от 23.03.10 № КА-А41/2243-10 и от 26.03.10 № КА-А41/2366-10 также оставил без удовлетворения кассационные жалобы, в которых заявитель ссылался на несоответствие выводов судов о правомерности включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров требованиям Закона «О таможенном тарифе».

Таким образом, при формировании судебной практики намечается следующая тенденция: если товары, ввозимые на территорию РФ, содержат объект интеллектуальной собственности в виде товарного знака, за использование которого уплачиваются лицензионные платежи, не включенные в цену товаров, то такие платежи должны быть включены в структуру таможенной стоимости. Доводы импортеров о несоответствии требований о включении платежей по отдельно взятым лицензионным договорам в таможенную стоимость законодательству РФ, признаются судами несостоятельными. Вместе с тем, подобные дела до сих пор не рассматривались Высшим арбитражным судом РФ.

Не лицензиат, а уполномоченный импортер. Следует отметить, что нередко импортеры известных торговых марок не заключают лицензионные соглашения и не перечисляют платежи за использование объектов интеллектуальной собственности правообладателю. Такие организации называются уполномоченными импортерами, не являясь при этом лицензиатами. Возможность перехода права собственности на вещь без перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, закреплена частью 2 статьи 1227 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, согласно статье 1487 Гражданского кодекса РФ, не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

Федеральная таможенная служба РФ ведет Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Согласно п. 2 статьи 330 Таможенного кодекса Таможенного союза, вступившего в силу с 01.07.2010, таможенный орган включает в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства — члена таможенного союза, объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат защите на территории государства — члена таможенного союза, в соответствии с законодательством этого государства. Кроме того, п. 3 статьи 330 Таможенного кодекса таможенного союза, а также Соглашением от 21.05.2010 «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов таможенного союза» предусмотрен Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств — членов таможенного союза.

Если сведения об объекте интеллектуальной собственности отсутствуют в Таможенном реестре, для того, чтобы получить информацию о регистрации товарного знака в соответствии с законодательством РФ, необходимо обратиться к базам данных Роспатента. Однако даже при зарегистрированном товарном знаке платежи за использование объектов интеллектуальной собственности могут импортером не перечисляться. Лицензиатом может являться иностранная компания, которая уплачивает все лицензионные платежи за использование торговой марки ее дочерними предприятиями.

Таким образом, о факте перечисления роялти можно достоверно узнать только у самого импортера или у правообладателя. Именно поэтому факт уплаты лицензионных платежей нередко выявляется только в результате таможенной ревизии уже после выпуска товаров в свободное обращение.

Лицензионное соглашение или иной договор? Согласно Закону «О таможенном тарифе», а также действующему в настоящее время законодательству таможенного союза (п. 1 ст. 5 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза».), к таможенной стоимости ввозимых товаров помимо лицензионных платежей добавляются иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, если у декларанта имеется не лицензионное соглашение, а договор коммерческой концессии, либо иной договор, котором предусмотрены перечисления за использование объектов интеллектуальной собственности, такие платежи добавляются к таможенной стоимости. Письмо Минфина России от 03.12.09 № 03-10-06/80 разъясняет, что не установлен конкретный вид договора, в котором должна определяться необходимость уплаты лицензионных платежей в качестве условия продажи товаров, так как эти вопросы являются частью договорных отношений между лицензиатом и правообладателем, которые могут быть оформлены лицензионным договором, договором купли-продажи товаров либо иным видом договора.

Рекомендации импортерам — как снизить затраты. Если у организации имеется лицензионное соглашение, либо иной договор, предусматривающий перечисление платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, в интересах лицензиата предоставить таможенному органу все документы, подтверждающие наличие и размер лицензионных платежей. Информация об условиях лицензионного соглашения, бухгалтерские справки с приведением расчета лицензионных платежей помогут избежать лишних расходов, так как при отсутствии подробного расчета со стороны импортера таможенный орган рассчитает роялти самостоятельно.

В письме ФТС России от 22.09.2008 № 05-33/39045 указано, что не представляется возможным выработать универсальные способы расчета лицензионных платежей, такой расчет должен производиться применительно к конкретным обстоятельствам и условиям лицензионного договора, в зависимости от имеющихся у декларанта документов. Таким образом, в интересах декларанта сделать расчет лицензионных платежей простым и понятным, подготовить пакет документов и свою методику расчета лицензионных платежей, исходя из конкретных обстоятельств сделки, включив в расчет те платежи, уплата которых предусмотрена законодательством.

О перспективе включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров необходимо задуматься уже на стадии согласования условий лицензионного соглашения. Например, в лицензионном соглашении должны быть разделены суммы роялти за ввозимые товары и суммы роялти за передачу прав за производство товаров, их продажу, рекламу и пр. Если такого разделения не будет, таможенный орган рассчитает размер роялти по максимуму.

Немаловажным на стадии подготовки лицензионного соглашения является проработка условий уплаты лицензионных платежей. В качестве основы для расчета лицензионного платежа стороны могут выбрать как стоимость, установленную внешнеторговым контрактом («инвойсную» стоимость), так и стоимость продажи товара на территории России. Расчет роялти от «инвойсной» стоимости представляется наиболее простым и удобным с точки зрения расчета таможенной стоимости, так как цена товаров по инвойсу известна на момент их ввоза. Однако, здесь следует учитывать, насколько выгодным такой расчет роялти является для обеих сторон, и возможно ли убедить иностранного контрагента в целесообразности такого расчета.

Смотрим вперед — перспективы законодательства. В настоящее время Россия, Беларусь и Казахстан находятся в процессе формирования таможенного союза и единого экономического пространства. С 1 января 2010 года действует Единый таможенный тариф, а с 1 июля 2010 вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза.

В ходе формирования таможенного союза был принят ряд международных соглашений и протоколов, регулирующих вопросы таможенной стоимости, в том числе Соглашение от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза». Согласно статье 5 указанного Соглашения, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенным в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

При этом в Соглашении указано, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза. Таким образом, если из документов импортера будет следовать, что лицензионные платежи, уплачиваемые за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, не являются условием продажи этих товаров для вывоза на территорию таможенного союза, то такие платежи, в соответствии с законодательством таможенного союза не будут включаться в таможенную стоимость товаров.

Немаловажным для импортеров является тот факт, что согласно Концепции совершенствования Раздела VII Гражданского кодекса РФ предполагается ввести уведомительный порядок регистрации лицензионных договоров (без проверки самого договора), что позволит упростить процедуру его вступления в силу и сократить сроки рассмотрения соответствующих заявлений регистрирующими органами (П. 3.6. Концепции совершенствования Раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»). Очевидно, что намечается тенденция упрощения процедуры регистрации лицензионных договоров.

Таким образом, планирование ввоза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, должно осуществляться импортерами с учетом положений национального законодательства и законодательства таможенного союза. Только комплексный подход участников внешнеэкономической деятельности к заключению лицензионного соглашения и формированию пакета документов для таможенных целей позволит избежать серьезных проблем при совершении таможенных операций в отношении данной категории товаров.

Ионичева Валентина Николаевна

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Смотреть что такое «ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ» в других словарях:

  • ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ — выплата физическим или юридическим лицом владельцу интеллектуальной собственности или создателю ч. л. (товарного образца, произведения искусства и т.д.) за право использования этой собственности в коммерческих целях. Л.п. устанавливаются в… … Юридическая энциклопедия

  • Лицензионные платежи — (Royalty) — плата получателя лицензии (лицензиата) продавцу (лицензиару) за право заниматься определенным видом деятельности (напр., в торговле, в оценке бизнеса и аудите), а также использовать патенты и некоторые другие результаты… … Экономико-математический словарь

  • ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ — та или иная форма вознаграждения лицензиара за предоставление права на использование предмета лицензионного соглашения. Обычно выплачивают паушальную сумму или роялти … Российская энциклопедия по охране труда

  • лицензионные платежи — Плата получателя лицензии (лицензиата) продавцу (лицензиару) за право заниматься определенным видом деятельности (напр., в торговле, в оценке бизнеса и аудите), а также использовать патенты и некоторые другие результаты интеллектуальной… … Справочник технического переводчика

  • Лицензионные платежи — см. Платежи лицензионные … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ — (англ. royalty) – плата получателя лицензии (лицензиата) продавцу (лицензиару) за право заниматься определенным видом деятельности. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (1998) право давать… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ — (licen e payment ) денежное вознаграждение, выплачиваемое лицензиаром лицензиату за передачу прав на промышленную собственность. Основные формы Л.п.: выплата твердой суммы (lump sum payment), когда заранее рассчитанная сумма выплачивается… … Внешнеэкономический толковый словарь

  • ПЛАТЕЖИ — (англ. payments) – денежные средства, которые надлежит уплачивать за приобретенные товары и предоставленные услуги, используемые ресурсы, предоставленный кредит, а также установленные законом взносы в форме расчетов по обязательствам. Пр тия… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • ПЛАТЕЖИ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ — (см. ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ), (см. ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Платежи лицензионные — выплата юридическим или физическим лицом денег владельцу собственности или создателю чего либо (товарного образца, произведения искусства и т.д.) за право использования этой собственности в коммерческих целях. см. также Ройялти1 … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

27. Порядок выдачи и действия лицензии.

  • •Вопросы к коллоквиуму
  • •1. Организация и экономика фармации как учебная дисциплина и научная специальность. Цели и задачи преподавания. Методы дисциплины.
  • •2. Основные разделы и содержание дисциплины «Организация и экономика фармации». Интеграция дисциплины с общеспециальными и профильными фармацевтическими дисциплинами.
  • •4. Основные положения Закона Республики Беларусь «о нормативных правовых актах Республики Беларусь».
  • •5. Фармацевтическая служба как составляющая часть системы здравоохранения Республики Беларусь. Общая схема управления фармацевтической службой Республики Беларусь.
  • •6. Органы управления аптечными организациями на республиканском уровне. Организационная структура, цель деятельности, задачи и функции.
  • •9. Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения.
  • •10. Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области обращения лекарственных средств.
  • •11. Понятие Национальной лекарственной политики. Основные составляющие Национальной лекарственной политики.
  • •2. Национальная лекарственная политика и ее роль в обеспечении доступности лекарственных средств.
  • •12. Национальная лекарственная политика стран Евросоюза и снг.
  • •13. Концепция лекарственных средств Республики Беларусь.
  • •14. Понятие Перечня основных лекарственных средств. Характеристика Перечня основных лекарственных средств Всемирной организации здравоохранения.
  • •4. Перечень основных лекарственных средств
  • •5. Перечень основных лекарственных средств Республики Беларусь
  • •16. Понятие юридического лица. Коммерческие и некоммерческие организации. Классификация.
  • •18. Унитарные предприятия, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, их характеристика. Объединения коммерческих и некоммерческих организаций.
  • •4. Унитарные предприятия
  • •5. Хозяйственные товарищества
  • •6. Хозяйственные общества
  • •7. Объединение организаций
  • •19. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации субъектов хозяйствования.
  • •20. Порядок государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования.
  • •8. Порядок государственной (ликвидации) регистрации субъектов хозяйствования
  • •21. Нормативное правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности в Республике Беларусь. Основные термины и определения.
  • •2. Нормативное правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности в Республике Беларусь. Основные термины и определения
  • •22. Общие принципы лицензирования в Республике Беларусь.
  • •3. Общие принципы лицензирования
  • •23. Лицензирующие органы и их полномочия.
  • •25. Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензии на фармацевтическую деятельность.
  • •26. Перечень документов, представляемых соискателем лицензии на фармацевтическую деятельность.
  • •27. Порядок выдачи и действия лицензии.
  • •28. Форма и содержание лицензии.
  • •Специальное разрешение (лицензия)
  • •29. Порядок внесения в лицензию изменений и дополнений.
  • •30. Порядок продления, приостановления, прекращения, возобновления действия, аннулирование лицензий.
  • •31. Особенности лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
  • •36. Требования к регистрационному досье на лекарственные средства и фармацевтические субстанции.
  • •37. Порядок проведения экспертизы при регистрации лекарственных средств и фармацевтических субстанций.
  • •38. Организация деятельности лаборатории фармакопейного и фармацевтического анализа.
  • •39. Республиканская клинико-фармакологическая лаборатория, основные задачи и функции.
  • •40. Комиссия по лекарственным средствам Министерства здравоохранения, ее задачи и функции.
  • •41. Аптека. Категории аптек.
  • •42. Задачи и функции аптек различных категорий.
  • •43. Порядок открытия, комплекс помещений и площади аптек различных категорий в соответствии с требованиями нап.
  • •44. Требования к территории аптек.
  • •46. Санитарно-эпидемиологические требования к личной гигиене работников аптек.
  • •47. Требования к получению, транспортировке и хранению воды очищенной и воды для инъекций.
  • •48. Требования к содержанию и эксплуатации помещений, оборудования, мебели и инвентаря аптек.
  • •50. Требования к обработке и дезинфекции (стерилизации) аптечной посуды, средств малой механизации и вспомогательных материалов.
  • •6. Режим стерилизации отдельных объектов паровым и воздушным методами
  • •7. Режим стерилизации отдельных объектов химическим методом
  • •1. Номенклатура должностей служащих с высшим фармацевтическим образованием
  • •53. Номенклатура должностей и квалификационные требования к служащим со средним фармацевтическим образованием.
  • •54. Понятие материальной ответственности и ее виды. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие материальную ответственность работников.
  • •Условия привлечения работника к материальной ответственности
  • •Виды материальной ответственности
  • •5. Полная индивидуальная материальная ответственность на основании письменного договора
  • •Договор об индивидуальной материальной ответственности
  • •56. Коллективная (бригадная) материальная ответственность в аптечных организациях и ее оформление.
  • •57. Условия привлечения работника к материальной ответственности. Порядок возмещения ущерба, причиненного нанимателю.
  • •Полная материальная ответственность за имущество и другие ценности, полученные под отчет по разовой доверенности или другим разовым документам
  • •Полная материальная ответственность за ущерб, причиненный преступлением
  • •Полная материальная ответственность за ущерб, причиненный работником в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения
  • •Полная материальная ответственность за ущерб, причиненный не при исполнении трудовых обязанностей
  • •Ограниченная материальная ответственность
  • •8. Порядок возмещения материального ущерба работником

Виды лицензий. Их краткая характеристика

Лицензирование Э и И товаров — это мера оперативного регулирования внешнеторговых связей государством, применяемая на определенные периоды времени по отдельным товарам, включ. в перечень продукции общегосударственного назначения, а также по отдельным странам или группам стран в тех случаях, когда это обусловлено экономическими и политическими условиями государства.

Соглашение Правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 (ред. от 22.06.2011) «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами».

Виды лицензий: разовые, генеральные и исключительные, за их выдачу отвечает уполномоченные государственные органы исполнительной власти государств-Сторон (в РФ — МИНПРОМТОРГ, ФСТЭК — на продукцию двойного назначения, ФСВТС — на продукцию военного назначения).

Разовая лицензия — выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки.

Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии. Владельцы разовых лицензий в течение 15 дней по истечении срока действия лицензии обязаны представлять в уполномоченный орган справку об исполнении лицензии.

Примеры предоставления разовой лицензии

*на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено (не распространяется на охотничьих животных, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения).

Генеральная лицензия — выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения Стороны и предоставляющая право на Э и (или) И отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии Таможенного Союза (ЕЭК).

Примеры выдачи генеральной лицензии:

  • *выдача Банку России генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
  • ** перемещение выставочных экспонатов из одной страны в другую (из Франции в Россию).

Исключительная лицензия — предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара. Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии в каждом конкретном случае.

Основное отличие исключительной лицензии состоит в том, что лицензиар (продавец лицензии) не может пользоваться правами сам или переуступать их третьему лицу в оговоренных пределах. В рамках исключительной лицензии могут быть установлены:

квоты на выпуск изделий;

предельные цены на продукцию

другие условия, определяющие границы исключительных прав лицензиата.

Примеры предоставления исключительной лицензии:

*Договоры о передаче ноу-хау или Исключительная лицензия на использование товарных знаков ОАО «Газпром», зарегистрированных в синем, голубом, белом цвете / цветовом сочетании в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

Владельцы генеральных и исключительных лицензий обязаны ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в уполномоченный орган отчет о ходе исполнения лицензии.

Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, взимаемой за выдачу лицензии. Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче принимается уполномоченным органом на основании представленных документов в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов.

Особенности таможенного контроля лицензируемых товаров.

Решение КТС от 22.06.2011 N 687 «О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на ТТ ТС в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров»

Владельцем лицензии является лицо, получившее лицензию в соответствии с действующим законодательством ТС — юр или физ лицо, явл. экспортером или импортером и указанное в графе 1 лицензии.

Владелец лицензии должен до фактического перемещения товаров через таможенную границу представить оригинал лицензии для регистрации в таможню, в регионе которой находится владелец лицензии (таможня оригинала лицензии). Т.е. оригинал лицензии (вместе с заявлением о постановке ее на контроль, копиями, количество которых = количеству таможенных органов, в которых будет проходить таможенное оформление груза и копиями для ее последующего представления в таможенные органы, в регионах деятельности которых расположены места прибытия (убытия) товаров на ТТ ТС) необходимо поставить на контроль в там. органе по месту регистрации юр или физ лица. Постановка на контроль осущ. в теч. 3-х раб. дней после предоставления всех документов и регистрации заявления. Далее таможенный орган регистрирует лицензию и отдает владельцу заверенные копии такой лицензии с инфломацией: — оттиск штампа либо запись «Поставлено на контроль»; — подпись и ЛНП д.л.т.о.; дата постановки; и номер. Данная информация размещается на лицевой стороне копий лицензии в правом верхнем углу или в другом свободном месте.

Возможен отказ в постановке лицензии на контроль:- таможенный орган не уполномочен на это;- представлены не все документы и сведения; документы оформлены не соответствующ. образом; — выявлены несоответствия сведений, содержащихся на оборотной стороне копии лицензии, сведениям, указанным в оригинале лицензии (высылается письменный отказ в теч. 3 дн.).

Отдел таможни оригинала лицензии формирует электронную базу данных зарегистрированных лицензий и не позднее 5 числа каждого календарного месяца, следующего за отчетным, направляет ее в ГНИВЦ ФТС России по электронным каналам связи.

Владелец лицензии направляет заверенные в таможне оригинала лицензии копии лицензии в таможни, которые будут производить таможенное декларирование лицензируемых товаров, и в таможни, через пункты пропуска которых будет осуществляться ввоз (вывоз) этих товаров. Изначально данная копия попадает в ОДО (отдел документац. обеспечения), затем в отдел торговых ограничений и экспортного контроля, а затем уже в ОТО и ТК. Лицензируемые товары должны быть перемещены через таможенную границу Российской Федерации до истечения срока действия лицензии.

При снятии лицензии с контроля таможенный орган, поставивший лицензию на контроль, на основании письменного заявления владельца лицензии в срок, не > 5 рабочих дней, направляет владельцу лицензии справку об исполнении лицензии.

Цена лицензии и принципы ее расчета. Виды лицензионных платежей.

Согласованное сторонами вознаграждение является компенсацией за предоставление прав на использование запатентованных объектов и ноу-хау, передачу технической документации, знаний и опыта, оказание технической помощи. Цена лицензии зависит и от других зафиксированных в лицензионном договоре услуг, оказываемых лицензиаром, а также от поставки оборудования, образцов, комплектующих и сырья, если последние имеют место. Размер лицензионного вознаграждения должен не только компенсировать расходы лицензиара по предоставлению лицензии, но и обеспечить получение им оптимальной прибыли.

Наиболее часто используются три альтернативных варианта платежей:

  • — роялти — процентные отчисления от стоимости реализованной лицензиатом продукции по лицензии;
  • — паушальный, то есть фиксированный платеж;
  • — комбинированный платеж, при котором определенная сумма выплачивается лицензиатом в виде единовременного платежа, а оставшаяся часть — в форме роялти.

Следует отметить, что оплату технической помощи, поставок оборудования, образцов и т.п. целесообразно осуществлять отдельно по договорам иным, нежели лицензионный.

Общие принципы расчета цены лицензии, как правило, сводятся к выявлению возможного объема прибыли лицензиата и определению пропорций раздела ее между лицензиатом и лицензиаром. Доля лицензиара обычно исчисляется не от всей прибыли, а только от той ее части, которая получена благодаря использованию лицензируемого объекта.

Для определения расчетной цены лицензии необходимо иметь следующие данные (их прогноз):

  • — база роялти (цена единицы или всей продукции по лицензии; объем продукции, изготовленной с применением способа; при широком ассортименте продукции стоимость определенного сырья; прибыль);
  • — объем производства и/или продаж продукции по лицензии по годам прогнозного периода (производственная программа лицензиата);
  • — ставка роялти (типовая для данной отрасли или для других лицензий того же лицензиара и/или лицензиата);
  • — срок лицензии (определяется сроком морального старения объекта лицензии, не может быть больше срока действия патента или меньше, чем характерный срок освоения производства в данной отрасли).

Даже при количественных подходах к расчету цены лицензии существует много субъективных факторов: например, потенциальная технологическая и рыночная конкурентоспособность изобретения, его особенности, преимущества и предоставляемые выгоды, а также является ли оно эволюционным или революционным. Кроме того, расчеты должны включать оценку как самих конкурирующих продуктов, уже имеющихся на рынке, так и возможности их производителей. Обязательно учитываются затраты и экономия для каждой стороны. Лицензия будет малополезной для лицензиата, когда существуют ценные альтернативные технологии или способы получения сходного конечного результата или если изобретение можно легко «обойти». Немаловажным фактором являются рыночные прогнозы и жизненный цикл изделия: чем больше рынок и дольше изделие будет покупаться, тем ценнее технология.

Согласно американской практике, роялти по патентным лицензиям должны обеспечивать вознаграждение лицензиару в среднем от 25 до 35% от предполагаемой прибыли. В большинстве случаев роялти составляют 5% от стоимости проданной по лицензии продукции. Но роялти значительно колеблются по отраслям. Так, в авиационной промышленности размер роялти достигает 7-10%, в автомобильной — в пределах 1-4%. Такое колебание объясняется тем, что объем производства в авиационной промышленности небольшой по сравнению с автомобильной. В ряде случаев для товаров массового производства рекомендуются роялти на уровне от 0,5 до 4%, а для средств производства — 3-7%.

Анализ лицензионных соглашений японских фирм показывает, что роялти значительно колеблются по отраслям промышленного производства. Так, роялти в размере от 2 до 10% предусматривались в 75% лицензионных соглашений; в 12% соглашений они не достигали 2%, а в 13% — превышали 8%.

Отрасли промышленности

Роялти (%)

Авиационная

(Ь-го

Автомобильная

Металлургическая

Потребительских товаров длительного пользования

Станкостроительная

4,7-7,5

Текстильная

Фармацевтическая

Химическая

Электронная

4-ХО

Электротехническая

г-5

Азгальдов Г.Г, Карпова Н.Н. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов — М.: РИО МАО К, 2006. — 400 с.

Практика заключения лицензионных соглашений на ноу-хау свидетельствует о том, что цена на право использования ноу-хау колеблется в пределах 20-40% от стоимости патентных лицензий. Однако не следует забывать, что в основе цены лицензии лежит прибыль, которую получит лицензиат от использования технического решения, права на которое передаются. Поэтому если прибыль от использования ноу-хау выше, чем от использования изобретений, то цена беспатентной лицензии на ноу-хау будет выше, чем цена патентного лицензионного договора.

После определения расчетной цены при условии выплаты лицензионного вознаграждения в виде роялти может быть осуществлен ее пересчет для иных видов выплат: паушальных, комбинированных или фиксированных платежей.

Лицензионный договор: размер платежей

Мы продолжаем разговор об объектах интеллектуальной собственности <1>. Существенным условием лицензионного договора является размер платежей. Определение размера платежей по лицензионному договору — вопрос весьма непростой, поскольку в данном случае необходимо определить цену пользования какой-либо уникальной разработкой, средняя рыночная цена в отношении которой отсутствует. В настоящей статье предлагаем рассмотреть правовое регулирование этого вопроса.

<1> См. статьи А.В. Сохан «Право интеллектуальной собственности: виды прав на объекты интеллектуальной собственности и способы распоряжения ими» (N 10, 2009) и «Составление и регистрация лицензионных договоров» (N 11, 2009).

Размер платежей является существенным условием лицензионного договора. В ГК РФ прямо предусматривается, что при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные в п. 3 ст. 424 ГК РФ, которые обычно применяются, когда цена в договоре не указана, в данном случае не используются. Таким образом, в договоре обязательно должен быть указан либо непосредственно размер вознаграждения, либо порядок его определения.

Виды лицензионных платежей

Не существует каких-либо нормативно определенных видов лицензионных платежей. Вместе с тем в теории и на практике такие виды выработаны были.

Лицензионные платежи делятся на:

  • паушальные;
  • роялти;
  • комбинированные.

Паушальный платеж представляет собой определенную, четко зафиксированную в тексте лицензионного договора сумму (не зависящую от фактического объема производства и реализации продукции по лицензии), выплачиваемую в один, несколько приемов либо периодически, например раз в месяц.

К платежам роялти относятся платежи, непосредственно зависящие от фактических результатов коммерческого использования лицензии, выплачиваемые лицензиатом лицензиару в течение всего срока действия лицензионного договора по окончании каждого отчетного периода начиная с даты вступления соглашения в силу.

Комбинированный платеж представляет собой комбинацию из авансового платежа и последующих роялти, выплачиваемых лицензиатом лицензиару в течение всего срока действия лицензионного договора. То есть рассчитываются роялти, а какая-то оговоренная их часть (обычно не более 30%) выплачивается в виде паушального платежа после заключения лицензионного договора. Комбинированная форма платежа за лицензию, как правило, позволяет наиболее полно учесть интересы сторон.

Говоря о лицензионных платежах, следует иметь в виду, что они могут принимать разнообразные формы, например денежную или товарную, когда оплата лицензии производится продукцией, произведенной по лицензии. Формы могут быть смешанными, даже с частичной предоплатой до заключения лицензионного договора. Возможна также оплата акциями лицензиата (в этом случае лицензиар становится совладельцем компании лицензиата) и т.д.

Взаимосвязь вознаграждения лицензиара и использования объекта интеллектуальной собственности лицензиатом

Еще в Письме ФНС России от 20.07.2007 N СК-9-02/110 было указано, что в случае, если осуществленные расходы, в том числе и лицензионные платежи, не направлены на получение дохода (экономической выгоды), они не должны учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. На практике это могло быть связано с тем, что объект интеллектуальной собственности не использовался непосредственно в деятельности предприятия. В разъяснениях налоговиков речь идет о налогооблагаемой базе по налогу на прибыль, но на практике, если объект не используется (да еще и эти расходы нельзя учесть при расчете налога на прибыль), велик соблазн за него и не платить. Таким образом, уплата вознаграждения лицензиару ставится в зависимость от применения того или иного объекта интеллектуальной собственности в деятельности лицензиата, что весьма сложно устанавливается и несправедливо по отношению к лицензиару.

Совсем недавно новые разъяснения были даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». В п. 13.7 указанного Постановления определено: по смыслу п. 5 ст. 1235 ГК РФ в его взаимосвязи с п. 4 ст. 1237 ГК РФ вознаграждение по возмездному лицензионному договору уплачивается за предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. В связи с этим лицензиару не может быть отказано в требовании о взыскании вознаграждения по мотиву неиспользования лицензиатом соответствующего результата или средства. В случае, когда стороны лицензионного договора согласовали размер вознаграждения в форме процентных отчислений от дохода (выручки) (п. 4 ст. 1286 ГК РФ), а соответствующее использование произведения не осуществлялось, сумма вознаграждения определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Ограничения при определении размера лицензионных платежей

Согласно п. 5 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Каких-либо специальных ограничений в отношении размера вознаграждения, уплачиваемого по лицензионному договору в связи с приобретением прав на какой-либо результат интеллектуальной деятельности, законодательство не предусматривает. Следовательно, здесь применяются общие правила. В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Однако необходимо обратить внимание на пп. 4 п. 2 ст. 40 и п. 3 ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении цены сделки более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Согласно п. 3 ст. 40 НК РФ в случае обнаружения такого отклонения налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Необходимо определить, применяется ли ст. 40 НК РФ к определению размера вознаграждения по лицензионному договору. Статья 40 НК РФ применяется к определению цены товаров, работ и услуг. Право пользования результатом интеллектуальной деятельности не может быть признано ни работой, ни услугой в понимании ст. 38 НК РФ. Можно ли отнести данное право к товару, под которым согласно п. 3 ст. 38 НК РФ для целей налогообложения понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации? Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ). Согласно ст. 1226 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности является имущественным правом. Соответственно, исходя из анализа законодательства можно утверждать, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности не относится к категории товара в понимании Налогового кодекса и ст. 40 НК РФ не подлежит применению к размеру вознаграждения по лицензионному соглашению.

Рассмотрим судебную практику по данному вопросу.

В силу Постановления ФАС ВВО от 19.09.2005 N А79-806/2005 налоговый орган не вправе проверять правильность цен по сделкам, предметом которых являются имущественные права, и, следовательно, доначислять налоги. Имущественные права для целей налогообложения не являются товаром.

Такого же мнения придерживались судьи, вынося Постановление ФАС ЗСО от 30.01.2006 N Ф04-3154/2005(19197-А27-35): имущественные права не являются имуществом, а соответственно, и товаром, поэтому сделки по реализации имущественных прав не подпадают под действие ст. 40 НК РФ.

Несмотря на это, ФАС СЗО не возражает против применения ст. 40 НК РФ к порядку определения размера лицензионных платежей (Постановление ФАС СЗО от 06.10.2005 N А66-5524/2004). А в качестве экспертов по определению рыночных ставок роялти в данном случае выступило, например, отделение общественных наук Российской академии наук.

То есть судебная практика по данному вопросу противоречива, и однозначного ответа на рассматриваемый вопрос не существует.

Впрочем, следует отметить, что наличие такой арбитражной практики указывает на тот факт, что налоговые органы на местах предпринимают попытки контролировать цены по сделкам, предметом которых является реализация имущественных прав. Однако с учетом имеющейся арбитражной практики представляется возможным утверждать, что попытку налоговых органов доначислить налоги на основании ст. 40 НК РФ можно будет оспорить в судебном порядке.

Кроме того, необходимо добавить, что объекты интеллектуальной собственности по своей природе уникальны, это означает, что нельзя определить какой-либо среднерыночный размер платежей. От использования одного промышленного образца можно получать один доход, от другого — совершенно другой. В связи с этим многие специалисты-оценщики отказываются произвести оценку размера платежей, которые можно получать от того или иного объекта интеллектуальной собственности. Это можно установить только на практике в результате его использования в деятельности конкретного субъекта.

Таким образом, ст. 40 НК РФ не подлежит применению для определения размера лицензионных платежей, что следует из законодательства и подтверждается судебной практикой, и каких-либо ограничений на размер рассматриваемых платежей не существует. Размер лицензионных платежей определяется исключительно по соглашению сторон лицензионного договора.

В заключение остановимся на Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановой период 2011 и 2012 годов (одобрены 25.05.2009 Правительством РФ). В качестве мер в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2010 г. и в плановом периоде 2011 и 2012 гг., для сокращения возможностей по минимизации налогообложения предлагается, в частности, следующее: вопрос об определении рыночного уровня процентов по кредитам, займам, векселям и прочим операциям, доходы по которым не относятся к доходам от реализации товаров (работ, услуг), необходимо решать в связи с тем, что к доходам от таких операций в настоящее время неприменимы положения ст. 40 Кодекса, т.к. эти правила относятся только к ценам реализации товаров (работ, услуг). В рамках совершенствования норм законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием в налоговых целях следует распространить правила определения рыночной цены с необходимой спецификой и на финансовые операции, совершаемые между взаимозависимыми лицами.

А.В.Сохан

Эксперт журнала

«Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *