Лифт в 6 этажном доме

ГОСТ 5746-2015
(ISO 4190-1:2010)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ

Основные параметры и размеры

Passenger lifts. Basic parameters and dimensions

МКС 91.140.90

Дата введения 2017-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством «Российское лифтовое объединение» (НП «РЛО»), Обществом с ограниченной ответственностью «Серпуховский лифтостроительный завод» (ООО «СЛЗ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)
За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

Кыргызстандарт

Россия

Росстандарт

Таджикистан

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2016 г. N 486-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 5746-2015 (ISO 4190-1:2010) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 4190-1:2010 «Лифтовая установка. Часть 1. Лифты классов I, II, III и IV» («Lift (Elevator) installation — Part 1: Class I, II, III and IV lifts», MOD) путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5* (подразделы 4.2 и 4.3).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 1.5, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
Дополнительные положения и требования, включенные в текст настоящего стандарта для учета потребностей национальной экономики указанных выше государств и/или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом

7 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»

8 ВЗАМЕН ГОСТ 5746-2003
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Содержание

1 Область применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на пассажирские лифты для зданий (сооружений) различного назначения.

1.2 Пассажирские лифты, включенные в настоящий стандарт, предназначены для установки в новые здания (сооружения).
Настоящий стандарт может быть использован в качестве нормативной базы при установке новых лифтов в существующие здания (сооружения).

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на пассажирские лифты со скоростью движения кабины более 6,0 м/с.

1.4 Основные параметры и размеры лифтов могут отличаться от включенных в настоящий стандарт при условии соблюдения требований безопасности, установленных в техническом регламенте .

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8032-84 Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел
ГОСТ 30471-96 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по техническому регламенту , а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.2 дверь кабины (шахты) горизонтально-раздвижная телескопическая: Дверь, створки которой перемещаются в параллельных плоскостях, при открывании заходя одна за другую.

3.3 дверь кабины (шахты) горизонтально-раздвижная центрального открывания: Дверь, створки которой при движении перемещаются в противоположных направлениях от центра (к центру).

3.4 дверь кабины (шахты) горизонтально-раздвижная одностороннего открывания: Дверь, створка (створки) которой перемещается(ются) в одну сторону.

3.6 дверь кабины (шахты) складчатая: Дверь кабины (шахты), створка (створки) которой состоит(ят) из двух и более панелей, соединенных между собой шарнирами с возможностью складывания при открывании, а крайние полотна перемещаются вокруг шарнирного крепления к порталу двери.

3.7 кабина пассажирского лифта: Грузонесущее устройство, предназначенное для размещения и транспортирования людей и/или людей и грузов, оборудованное ограждением в виде стен, пола, потолка и двери.

3.8 лифт пассажирский: Грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для транспортирования людей и/или людей и грузов в зданиях и сооружениях, перемещающаяся по жестким направляющим, угол наклона которых к вертикали не превышает 15°.

3.9 лифт пассажирский категории А: Пассажирский лифт, полезная площадь кабины которого не превышает указанную в таблице 1 настоящего стандарта для соответствующей номинальной грузоподъемности.

3.10 лифт пассажирский категории В: Пассажирский лифт, полезная площадь кабины которого превышает указанную в таблице 1 настоящего стандарта для соответствующей номинальной грузоподъемности.

3.11 лифт пассажирский для лечебно-профилактических зданий (больничный лифт): Пассажирский лифт, размеры и конструкция которого позволяют перевозить пациентов на средствах горизонтального транспортирования (каталках, кроватях и т.п.) и/или медицинское оборудование.

3.12 внутренние размеры кабины, шахты, машинного помещения: (см. рисунки 1-3).

3.12.1 ширина кабины : Расстояние по горизонтали между внутренними поверхностями стен кабины, измеренное параллельно передней стенке входа в кабину.
При наличии декоративных или защитных панелей, поручней они входят в этот размер.

3.12.2 глубина кабины : Расстояние по горизонтали между внутренними поверхностями передней и задней стен кабины, измеренное перпендикулярно к ширине кабины.
При наличии декоративных и защитных панелей, поручней они входят в этот размер.

3.12.3 высота кабины : Расстояние по вертикали между полом и конструктивным потолком кабины.
Устройства освещения кабины и декоративные потолки входят в этот размер.

3.12.4 ширина дверного проема : Ширина входа в свету, измеренная при полностью открытых дверях кабины и шахты.

3.12.5 высота дверного проема : Высота входа в свету, измеренная при полностью открытых дверях кабины и шахты.

3.12.6 ширина шахты : Расстояние по горизонтали между внутренними поверхностями боковых стен шахты, измеренное параллельно ширине кабины.

3.12.7 глубина шахты : Расстояние по горизонтали между внутренними поверхностями передней и задней стен шахты, измеренное перпендикулярно к ширине шахты.

3.12.8 глубина приямка : Расстояние по вертикали от уровня пола крайней нижней этажной площадки до пола шахты.

3.12.9 высота шахты от верхней этажной площадки : Расстояние по вертикали от уровня пола верхней этажной площадки до нижней части перекрытия шахты.

3.12.10 ширина машинного помещения : Расстояние по горизонтали между внутренними поверхностями стен машинного помещения, измеренное параллельно ширине кабины.

3.12.11 глубина машинного помещения : Расстояние по горизонтали между внутренними поверхностями стен машинного помещения, измеренное перпендикулярно к ширине машинного помещения.

3.12.12 высота машинного помещения : Расстояние по вертикали между уровнем пола машинного помещения, на котором размещено оборудование лифта, и потолком машинного помещения.

3.13 система управления лифта: Совокупность устройств управления, обеспечивающих работу лифта в соответствии с заданным алгоритмом.

3.14 система управления лифта внутренняя: Вид управления, при котором команда управления на пуск лифта подается только из кабины лифта.

4 Основные параметры лифтов

4.1 Ряд номинальных грузоподъемностей

Значения номинальных грузоподъемностей (кг) выбирают из ряда чисел, близких к ряду предпочтительных чисел R10 по ГОСТ 8032: 320; 400; 450; 500; 630; 800; 1000; 1275; 1600; 1800; 2000; 2500.
Значения номинальных грузоподъемностей являются рекомендуемыми.
Допускается использовать другие значения грузоподъемности, соответствующие требованиям рынка.

4.2 Ряд номинальных скоростей

5 Основные размеры

5.1 Внутренние размеры кабины пассажирского лифта

Полезная площадь кабины — это площадь кабины, измеренная при закрытых дверях на высоте 1 м от уровня пола кабины, используемая для размещения транспортируемых пассажиров и/или грузов.
Размеры (полезная площадь) кабины лифтов категории А не должны превышать значений, установленных в таблице 1 для соответствующих номинальных грузоподъемностей. Ограничение полезной площади имеет целью предотвратить перегрузку кабины пассажирского лифта пассажирами.
Таблица 1 — Соотношение номинальной грузоподъемности и полезной площади кабины пассажирских лифтов категории А

В пассажирских лифтах категории В, полезная площадь кабины которых превышает указанную в таблице 1 для соответствующих грузоподъемностей, предусматривается:

a) исключение возможности пуска лифтов из кабины или с посадочной площадки при нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность лифтов на 10 кг, но не менее чем на 75 кг;

b) оборудование кабины лифта сигнальным устройством о перегрузке (световое и/или звуковое);

c) применение средств, препятствующих опусканию кабины за нижнюю границу зоны отпирания дверей при нахождении в кабине груза, масса которого равна полуторной грузоподъемности лифта, определенной по фактической полезной площади кабины;

d) обеспечение прочности элементов при размещении в неподвижной кабине равномерно распределенного по площади ее пола груза, определенной по фактической полезной площади кабины;

e) обеспечение прочности элементов при посадке на буфера и на ловители кабины с грузом, масса которого равна номинальной грузоподъемности лифта, определенной по фактической полезной площади кабины.
В пассажирских лифтах для лечебно-профилактических учреждений (больничных лифтах) с внутренней системой управления, полезная площадь кабины которых превышает указанную в таблице 1 для соответствующих грузоподъемностей, предусматриваются:

a) внутренняя система управления (с проводником);

b) исключение возможности пуска лифта из кабины или с посадочной площадки при нахождении в кабине груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность лифта на 10%, но не менее чем на 75 кг;

c) оборудование кабины лифта сигнальным устройством о перегрузке (световое и/или звуковое);

d) допуск к управлению лифтом обученного и аттестованного персонала.
Размеры кабины лифтов, предназначенных для использования пожарными во время пожара, должны обеспечивать размещение и транспортирование в кабине пожарных с оборудованием для борьбы с пожаром и/или для спасения людей.
Размеры кабины лифтов, предназначенных для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения на креслах-колясках, должны обеспечивать их въезд-выезд, размещение и транспортирование в кабине на кресле-коляске.
Размеры кабины лифтов для лечебно-профилактических учреждений (больничных лифтов) должны обеспечивать перевозку пациентов на средствах горизонтального транспорта (каталках, кроватях) с сопровождающим персоналом и/или медицинского оборудования.
Размеры кабины пассажирских лифтов приведены в таблицах 2, 3 и 5 и на рисунках 4, 5а, 5b, 6 и 8.

5.2 Размеры дверного проема пассажирских лифтов

_________________
* В бумажном оригинале наименования пунктов 5.2-5.4 выделены курсивом. — Примечание изготовителя базы данных.
Размеры дверного проема пассажирских лифтов должны обеспечивать безопасный вход в кабину и выход из нее пользователей.
Высота дверного проема пассажирских лифтов должна быть не менее 2000 мм.
Ширина дверного проема пассажирских лифтов, предназначенных для использования пожарными во время пожара, должна быть не менее 800 мм.
Ширина дверного проема пассажирских лифтов, предназначенных для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения на креслах-колясках, должна быть не менее 800 мм.
Ширина дверного проема пассажирских лифтов для лечебно-профилактических учреждений (больничных лифтов) должна обеспечивать перевозку пациентов на средствах горизонтального транспорта (каталках, кроватях) с сопровождающим персоналом и/или медицинского оборудования.
Размеры дверного проема пассажирских лифтов приведены в таблицах 2, 3 и 5 и на рисунках 4, 5а, 5b, 7 и 8.

5.3 Внутренние размеры шахты лифта

5.3.1 Внутренние размеры шахты лифта должны обеспечивать размещение и безопасную работу лифтового оборудования, а также безопасность персонала при техническом обслуживании, ремонте и оценке соответствия лифта, предусмотренные техническим регламентом .

5.3.2 Высота шахты лифта от верхней посадочной площадки должна обеспечивать выполнение требований безопасности.

5.3.3 Глубина приямка шахты лифта должна обеспечивать выполнение требований безопасности.

5.4 Размеры машинного помещения лифта

Размеры машинного помещения лифта приведены в таблицах 3 и 4.

5.4.1 Размеры машинного помещения лифта должны обеспечивать размещение и безопасную работу лифтового оборудования, а также безопасность персонала при техническом обслуживании, ремонте и оценке соответствия лифта, предусмотренные техническим регламентом .

5.4.2 Площадь машинного помещения лифта (ширина и глубина машинного помещения) должна обеспечивать зону обслуживания устройств управления и подвижных частей механического оборудования, расположенных в машинном помещении.

5.4.3 Высота машинного помещения лифта должна обеспечивать безопасность персонала при проходе к зонам обслуживания устройств управления и механического оборудования и при работе в зонах обслуживания.
Таблица 2 — Вертикальные размеры кабины и шахты пассажирских лифтов с машинным помещением

Таблица 3 — Вертикальные размеры кабины и шахты пассажирских лифтов без машинного помещения

Параметр

Номинальная скорость движения лифта, м/с

Номинальная грузоподъемность лифта, кг

Высота кабины , мм

Высота дверного проема , мм

Глубина приямка , мм

1,0

*

1,6

Высота шахты от верхней этажной площадки , мм

1,00

1,60

* Размеры устанавливает изготовитель.

Таблица 4 — Размеры машинного помещения

Параметр

Номинальная скорость , м/с

Номинальная грузоподъемность, кг

320-630

800-1000

1250-1600

1800-2000

Машинные помещения для электрических лифтов, мм, не менее

0,63-1,6

2500×3200 (3000х3900)

3200×4900 (4800х4000)

2,0-3,0

3,5-6,0

Машинные помещения для гидравлических лифтов, мм, не менее

0,4-1,0

Ширина или глубина шахты 2000 мм для лифтов в жилых зданиях. Размеры для зданий с интенсивным пассажиропотоком устанавливает изготовитель

Таблица 5 — Вертикальные размеры кабины, шахты, размеры машинных помещений лифтов для лечебно-профилактических учреждений (больничных лифтов)

Параметр

Номинальная скорость , м/с

Номинальная грузоподъемность, кг

Высота кабины , мм

Высота дверного проема кабины и шахты , мм

Глубина приямка , мм

0,50

0,71

1,00

1,60

2,00

2,50

Высота шахты от верхней этажной площадки , мм

0,50

0,63

1,00

1,60

2,00

2,50

Размеры машинного помещения, не менее, мм

От 0,50 до 2,50

Площадь, м

10,8

Ширина*

Глубина*

* Размеры и — минимальные. Фактические размеры должны обеспечивать площадь машинного помещения не менее А.

Рисунок 1 — Пассажирские лифты. Обозначение размеров кабины и дверного проема

— ширина кабины; — ширина дверного проема; — глубина кабины; — высота дверного проема; — высота кабины

1 — облицовка купе кабины; 2 — устройство освещения или декоративные элементы

Рисунок 1 — Пассажирские лифты. Обозначение размеров кабины и дверного проема

Рисунок 2 — Электрические пассажирские лифты. Обозначения размеров шахты и машинного помещения

a — машинное помещение (вход в машинное помещение не показан); — ширина шахты; — ширина машинного помещения; — глубина шахты; — глубина приямка; — глубина машинного помещения; — высота шахты от верхней этажной площадки; — высота машинного помещения

1 — машинное помещение; 2 — люк; 3 — верхняя остановка; 4 — нижняя остановка

Рисунок 2 — Электрические пассажирские лифты. Обозначения размеров шахты и машинного помещения

Рисунок 3 — Гидравлические пассажирские лифты. Обозначения размеров шахты и машинного помещения

a — машинное помещение (вход в машинное помещение не показан); — ширина шахты; — ширина машинного помещения; — глубина шахты; — глубина приямка; — глубина машинного помещения; — высота шахты от верхней этажной площадки; — высота машинного помещения

1 — машинное помещение; 2 — верхняя остановка; 3 — нижняя остановка

Рисунок 3 — Гидравлические пассажирские лифты. Обозначения размеров шахты и машинного помещения

Рисунок 4 — Электрические пассажирские лифты без машинного помещения. Обозначения размеров шахты

— ширина шахты; — глубина шахты; — глубина приямка; — высота шахты от верхней этажной площадки

1 — верхняя остановка; 2 — нижняя остановка

Рисунок 4 — Электрические пассажирские лифты без машинного помещения. Обозначения размеров шахты

Рисунок 5 — Пассажирские лифты категории А, рекомендуемые для жилых зданий

Примечания

1 На рисунке представлены размеры для лифтов со скоростью до 2,5 м/с включительно.

2 Лифты с символом обеспечивают доступность для инвалидов на кресле-коляске по ГОСТ 30471.

3 Лифты с символом обеспечивают возможность транспортирования носилок размером 600х2000 мм.

Рисунок 5 — Пассажирские лифты категории А, рекомендуемые для жилых зданий

Рисунок 6 — Пассажирские лифты категории В, рекомендуемые для жилых зданий

Примечания

1 На рисунке представлены размеры лифтов со скоростью до 2,5 м/с включительно.

2 Лифты с символом обеспечивают доступность для инвалидов в кресле-коляске по ГОСТ 30471.

3 Лифты с символом обеспечивают возможность транспортирования носилок размером 600х2000 мм.

Рисунок 6 — Пассажирские лифты категории В, рекомендуемые для жилых зданий

Рисунок 7 — Пассажирские лифты категории А, рекомендуемые для общественных зданий

Примечания

1 Лифты с символом обеспечивают доступность для инвалидов в кресле-коляске по ГОСТ 30471.

2 Лифты с символом обеспечивают возможность полного разворота кресла-коляски в кабине.

Рисунок 7 — Пассажирские лифты категории А, рекомендуемые для общественных зданий

Рисунок 8 — Пассажирские лифты категории А, рекомендуемые для высотных зданий с интенсивными пассажиропотоками

Примечания

1 Размеры для лифтов со скоростью от 2,5 до 6,0 м/с включительно.

2 Лифты с символом обеспечивают возможность полного разворота кресла-коляски в кабине.

3 Обозначение «**» означает, что размер относится только к лифтам грузоподъемностью 1275 кг со скоростью 2,5 м/с.

Рисунок 8 — Пассажирские лифты категории А, рекомендуемые для высотных зданий с интенсивными пассажиропотоками

Рисунок 9 — Пассажирские лифты категории А для лечебно-профилактических учреждений (больничные лифты)

Примечания

1 На рисунке представлены размеры для лифтов со скоростью до 2,5 м/с включительно.

2 Размеры в скобках указаны для гидравлических лифтов с боковым расположением гидроцилиндра.

3 Лифты с символом обеспечивают доступность для инвалидов на кресле-коляске.

4 Лифты с символом обеспечивают возможность полного разворота кресла-коляски в кабине.

5 Размеры кабин лифтов обеспечивают транспортирование больных на кроватях с максимальными габаритными размерами:
a — 900х2000 мм;
b — 1000х2300 мм;
c — 1000х2300 мм с дополнительным медицинским оборудованием.

Рисунок 9 — Пассажирские лифты категории А для лечебно-профилактических учреждений (больничные лифты)

Рисунок 10 — Пассажирские лифты категории В для лечебно-профилактических учреждений (больничные лифты)

_______________
* Размер для проходной кабины.
Примечания

1 Лифты с символом обеспечивают доступность для инвалидов в кресле-коляске.

2 Размеры кабин лифтов обеспечивают транспортирование больных на кроватях с максимальными габаритными размерами 900х2000 мм.

Рисунок 10 — Пассажирские лифты категории В для лечебно-профилактических учреждений (больничные лифты)

Приложение ДА (справочное). Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта

Приложение ДА
(справочное)

Структура настоящего стандарта

Структура международного стандарта
ISO 4190-1:2010

Раздел

Раздел

1

2

3

4

5

Библиография

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011

«Безопасность лифтов» (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824)

УДК 692.66:006.354

МКС 91.140.90

Ключевые слова: пассажирские лифты, здания и сооружения различного назначения, основные параметры и размеры

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

ГОСТ 5746-2003

(ИСО 4190-1-99)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ

Основные параметры и размеры

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 «Лифты, строительные подъемники и эскалаторы»

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 23 от 22 мая 2003 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикстандарт

Туркменистан

Главгосслужба «Туркменстандартлары»

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

3 Разделы (подразделы) настоящего стандарта, за исключением 4.1 (таблица 1) и 4.3 (таблица 2), представляют собой аутентичный текст ИСО 4190-1:1999 «Установка пассажирских и служебных лифтов. Часть 1. Лифты классов I, II, III и VI» с Изменением от 01.03.2001 (ISO 4190-1:1999 «Installation of passenger and service lifts — Part 1: Class I, II, III and VI lifts») (with corrections of 01.03.2001)

4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 23 октября 2003 г. № 300-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 5746-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 5746-83

6 ИЗДАНИЕ (август 2006 г) с Поправкой (ИУС 8-2004)

Введение

Настоящий стандарт содержит требования к основным параметрам и размерам лифтов, изложенным в международном стандарте ИСО 4190-1-99 «Установка пассажирских и служебных лифтов. Часть 1. Лифты классов I, II, III и VI».

Стандарт разработан с целью:

— создания благоприятных условий для потребителей лифтов за счет значительного увеличения номенклатуры и исполнений пассажирских лифтов, в том числе лифтов с гидроприводом, а также лифтов, оснащенных телескопическими дверями;

— расширения возможностей использования пассажирских лифтов инвалидами;

— обеспечения перевозки лежачих больных на носилках, каталках и других средствах горизонтального транспортирования с различными системами жизнеобеспечения;

— расширения ряда грузоподъемностей и скоростей пассажирских лифтов для зданий большой заселенности и этажности с интенсивными пассажиропотоками;

— уменьшения объемов, занимаемых лифтами в зданиях, за счет сокращения размеров шахт.

ГОСТ 5746-2003

(ИСО 4190-1-99)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ

Основные параметры и размеры

Passenger lifts.
Basic parameters and dimensions

Дата введения 2004-07-01

1.1 Настоящий стандарт распространяется на пассажирские электрические и гидравлические лифты, устанавливаемые в глухих шахтах.

1.2 Пассажирские лифты, включенные в настоящий стандарт, предназначены для оборудования зданий (сооружений):

— строящихся;

— эксплуатирующихся (при замене лифтов);

— реконструируемых.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на лифты номинальной скоростью более 6 м/с. Требования стандарта являются рекомендуемыми, кроме требований, регламентированных национальными «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ 8032-84 Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел.

3 Определения

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1 грузоподъемность лифта номинальная: Значение, равное массе груза, на транспортирование которого рассчитан лифт.

3.1.3 дверь кабины (шахты) телескопическая: Горизонтально-раздвижная дверь, створки которой перемещаются в параллельных плоскостях, при открывании заходя одна за другую.

3.1.4 дверь кабины (шахты) центрального открывания: Горизонтально-раздвижная дверь, створки которой перемещаются в противоположных направлениях от центра.

3.1.5 здания с интенсивными пассажиропотоками: Здания большой этажности и (или) заселенности.

3.1.6 кабина: Грузонесущее устройство, предназначенное для размещения людей (пассажиров).

3.1.7 лифт: Стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.

3.1.8 лифт гидравлический: Лифт с электронасосным гидроприводом поступательного движения.

3.1.9 лифт пассажирский: Лифт, предназначенный, в основном, для подъема и спуска людей.

3.1.10 лифт электрический: Лифт с электроприводом.

3.1.11 лифт пассажирский для зданий лечебно-профилактических учреждений (больничный лифт): Пассажирский лифт, размеры кабины и конструкция которого позволяют перевозить пациентов лечебно-профилактических учреждений, в том числе на средствах горизонтального транспортирования (каталках, кроватях и т.д.) и (или) медицинское оборудование.

3.1.12 машинное помещение: Огороженное со всех сторон пространство, оснащенное дверью, в котором размещаются привод, вводное устройство, станция управления и другое оборудование лифта.

3.1.13 приямок шахты: Часть шахты, расположенная ниже уровня пола нижней посадочной (погрузочной) площадки.

3.1.14 скорость номинальная: Скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт.

3.1.15 шахта: Сооружение, в котором движутся кабина и противовес.

3.2 Обозначение размеров

3.2.1 Внутренние размеры кабины и дверного проема (см. рисунок 1)

3.2.1.1 Ширина кабины b1* — горизонтальное расстояние между внутренними поверхностями стен кабины, измеренное параллельно передней стенке входа в кабину.

3.2.1.2 Глубина кабины d1* — горизонтальное расстояние между внутренними поверхностями передней и задней стен кабины, измеренное перпендикулярно ширине кабины.

* Должны измеряться, как указано на рисунке 1а, на высоте 1 м от уровня пола кабины. Декоративные или защитные панели или поручни (при наличии) должны размещаться внутри этих размеров.

3.2.1.3 Высота кабины h4 — вертикальное внутреннее расстояние между порогом входа в кабину и конструктивным потолком кабины.

Устройства освещения кабины и декоративные потолки размещены внутри этого размера.

3.2.1.4 Ширина дверного проема b2 — размер ширины входа в свету, измеренный при полностью открытых дверях кабины и шахты.

3.2.1.5 Высота дверного проема h3 — размер высоты входа в свету, измеренный при полностью открытых дверях кабины и шахты.

3.2.2 Внутренние размеры шахты (см. рисунки 2а и 2б)

3.2.2.1 Ширина шахты b3 — горизонтальное расстояние между внутренними поверхностями стен шахты, измеренное параллельно ширине кабины.

3.2.2.2 Глубина шахты d2 — горизонтальное расстояние, перпендикулярное ширине шахты.

3.2.2.3 Глубина приямка d3 — наименьшее расстояние, измеренное параллельно направляющим, от уровня пола нижней посадочной (погрузочной) площадки до пола шахты.

3.2.2.4 Высота шахты от верхней посадочной (погрузочной) площадки h1 — наименьшее расстояние, измеренное параллельно направляющим, от уровня чистого пола верхней посадочной (погрузочной) площадки до выступающих частей перекрытия над шахтой.

3.2.3 Внутренние размеры машинного помещения (см. рисунки 2а и 2б)

3.2.3.1 Ширина машинного помещения b4 — горизонтальный размер, измеренный параллельно ширине кабины.

3.2.3.2 Глубина машинного помещения d4 — горизонтальный размер, измеренный перпендикулярно ширине машинного помещения.

3.2.3.3 Высота машинного помещения h2 — наименьший размер между уровнем размещения лебедки (гидроагрегата) и потолком машинного помещения, измеренный в соответствии с положениями ПУБЭЛ.

4 Основные параметры

4.1 Числовые значения грузоподъемностей пассажирских лифтов выбирают из ряда чисел, близких к ряду предпочтительных чисел R10 по ГОСТ 8032.

Рекомендуемые значения номинальных грузоподъемностей пассажирских лифтов соответствуют ряду: 320, 630, 800, 1000, 1275, 1600, 1800, 2000, 2500 кг.

Значения грузоподъемностей пассажирских лифтов для зданий различных видов рекомендуется выбирать согласно таблице 1.

Таблица 1 — Значения грузоподъемностей лифтов для зданий различных видов

Вид здания

Жилые

Общественные
и промышленные (сооружения)

Большой этажности
и (или) заселенности
(с интенсивными
пассажиропотоками)

Лечебно-профилактические учреждения

Номинальные грузоподъемности лифтов, кг

400, 630, 1000

630, 800, 1000

1275, 1600, 1800, 2000

1275*, 1600*, 2000*, 2500*

* Для больничных лифтов.

4.2 Числовые значения скоростей пассажирских лифтов выбирают из ряда чисел, близких к ряду предпочтительных чисел R5 по ГОСТ 8032.

Номинальные скорости для пассажирских лифтов в зависимости от привода следует принимать в диапазоне:

0,63 — 6,00 — электрический привод;

0,40 — 1,00 — гидравлический привод.

4.3 Для зданий различных видов высотой до 25 этажей включительно скорость лифта, как правило, принимают согласно таблице 2.

Для зданий высотой более 25 этажей выбор скорости лифта производят при проектировании в соответствии с расчетом и по согласованию с производителем лифта.

Таблица 2 — Значения скорости лифта в зависимости от этажности здания

4.4 При невозможности оборудования зданий (сооружений) лифтами в соответствии с требованиями настоящего стандарта, применяют лифты с параметрами и размерами, отвечающими требованиям национальных ПУБЭЛ.

5.1 Основные размеры (внутренние) кабин, шахт, машинных помещений выбирают по таблицам 3, 3.1, 4 и рисункам 1 — 6. Электрические лифты могут иметь исполнения, которые не предусматривают машинного помещения.

(Поправка).

5.2 Рисунки не определяют конструкцию лифтов, а также расположение машинных помещений (в плане) относительно шахт и входных дверей в машинное помещение.

Размеры машинных помещений указаны с учетом наличия демонтажного люка в полу и расположения оборудования одиночного лифта. Расстояние от уровня площадки, где располагается привод лифта, до выступающих частей перекрытия машинных помещений, а также размеры общего машинного помещения для двух и более лифтов определяются производителем лифтов с учетом требований ПУБЭЛ.

Пассажирские лифты могут иметь исполнение, не требующее наличия машинного помещения (лифты без машинных помещений).

Таблица 3 — Высота кабины, дверного проема, частей шахты пассажирских лифтов

Размеры в миллиметрах

Размер

Номинальная скорость νном, м/с

Жилые здания

Здания общественные и промышленные (сооружения)

Здания большой этажности и заселенности

Номинальная грузоподъемность, кг

Высота кабины h4

Высота дверного проема кабины и шахты h3

Глубина приямка d3

0,40

*

0,63 — 1,00

*

1,60

2,00

2,50

3,00

*

3,50

4,00;

5,00

6,00

Высота шахты от верхней посадочной (погрузочной) площадки h1

0,40

*

0,63

*

1,00

1,60

2,00

*

*

2,50

3,00

*

3,50 — 5,00

6,00

* Определяется поставщиком лифта.

Примечания

1 Высота кабины допускается 2100 мм.

2 Высота дверного проема лифтов грузоподъемностью более 320 кг допускается 2000 мм.

3 Высота верхнего этажа допускается 3500 мм для лифтов номинальной скоростью менее 1,00 м/с при высоте кабины 2100 мм.

Таблица 3.1 — Габариты машинного помещения пассажирских лифтов

Размеры в миллиметрах

Размер

Номинальная скорость νном, м/с

Номинальная грузоподъемность, кг

320; 630

800; 1000

1275; 1600

1800; 2000

Машинное помещение (в плане b4 × d4)

Электрический лифт

0,63 — 1,60

2500 × 3700

3200 × 4900

3200 ´ 4900

3000 × 5000

2,00 — 3,00

2700 × 5100

3000 × 5300

3300 × 5700

3,50 — 6,00

3000 × 5700

3000 × 5700

Гидравлический лифт

Ширина или глубина шахты × 2000

Таблица 4 — Высота кабины, дверного проема, частей шахты, габариты машинного помещения электрических больничных лифтов

Размеры в миллиметрах

Грузоподъемность, кг

Высота кабины h4

Высота дверного проема кабины и шахты h3

Глубина приямка d3для лифтов номинальной скоростью νном, м/с

0,63

1,00

1,60

2,00

2,50

Высота шахты от верхней посадочной (погрузочной) площадки h1 для лифтов номинальной скоростью νном, м/с

0,63 — 1,60

2,00

2,50

Машинное помещение для лифтов номинальной скоростью νном, м/с

0,63

Площадь, м2

Ширина b4

Глубина d4

1,60 — 2,50

Площадь, м2

Ширина b4

Глубина d4

5500 (3500*)

* Только для номинальной скорости 2,00 м/с.

Примечания

1 Значения b4 и d4 минимально допустимые. Фактические размеры должны обеспечить площадь машинного помещения.

2 Высота кабины h4 допускается 2200 мм.

Рисунок 1 — Обозначения основных размеров кабины и дверных проемов,
а также внутренних размеров шахты

b3 — ширина шахты; b4 — ширина машинного помещения; d2 — глубина шахты; d3 — глубина приямка;
d4 — глубина машинного помещения; h1 — высота шахты от уровня верхней посадочной площадки до
выступающих частей перекрытия над шахтой; h2 — высота машинного помещения

Примечания

1 Машинное помещение должно быть оснащено дверью (на рисунке не указана).

2 Электрические лифты могут иметь исполнение, не предусматривающее машинное помещение.

Рисунок 2а — Регламентированные размеры шахты и машинного
помещения электрических лифтов (одиночная установка)

b3 — ширина шахты; b4 — ширина машинного помещения; d2 — глубина шахты; d3 — глубина приямка;
d4 — глубина машинного помещения; h1 — высота шахты от уровня верхней посадочной (погрузочной)
площадки до выступающих частей перекрытия над шахтой; h2 — высота машинного помещения

Примечание — Машинное помещение должно быть оснащено дверью (на рисунке не указана)

Рисунок 2б — Регламентированные размеры шахты и машинного помещения
гидравлических лифтов (одиночная установка)

Примечания

1 Шахты лифтов скоростью более 2,50 м/с должны быть увеличены по ширине и глубине на 100 мм.

2 Лифты, обозначенные символом , доступны для инвалидов.

3 Лифты с кабинами в плане 1100 × 2100 мм доступны для транспортирования больного на носилках с убирающимися ручками (размер носилок 600 × 2000 мм).

Рисунок 3 — Пассажирские лифты для жилых зданий

Примечания

1 Шахты лифтов скоростью более 2,50 м/с должны быть увеличены по ширине и глубине на 100 мм.

2 Лифты, обозначенные символом , доступны для инвалидов.

3 Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, позволяющие инвалиду в кресле-коляске маневрировать.

4 Лифты с кабинами в плане 1100 × 2100 мм доступны для транспортирования больного на носилках с убирающимися ручками (размер носилок 600 × 200 мм).

Рисунок 4 — Пассажирские лифты для общественных и промышленных зданий (сооружений)

1) Только для лифтов скоростью 2,50 м/с.

Примечание — Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, позволяющие инвалиду в кресле-коляске маневрировать.

Рисунок 5 — Лифты скоростью 2,50 м/с и более для зданий большой этажности и
заселенности с интенсивными пассажиропотоками

Примечания

1 Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, доступные для инвалидов.

2 Лифты, обозначенные символом , имеют габариты кабины, позволяющие инвалиду в кресле-коляске маневрировать.

3 Кабины лифтов предназначены для транспортирования больного на кроватях, максимальные габариты которых (см. символы на чертеже):

Блоги экспертов Анна Хрюкина Шушары. жить в Шушарах хорошо или плохо? Дмитрий Луцевич Что будет осенью на рынке недвижимости в ожидании второй волны пандемии? Пандемия с самоизоляцией изменили нашу жизнь в этом году и многие люди поняли, что все может изменит… Анна Хрюкина Гатчина. Где жить и стоит ли переезжать? Обзор города Гатчина. Элла Дворниченко ПУШКИН И ПУШКИНСКИЙ РАЙОН г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (пост №2) О Пушкинском районе Санкт-Петербурга, плюсы и минусы. И о том, почему следует присмотреться к Пушкинскому… Статья. 15.02.2017 Версия для печати ЖК «Перемена»

Вы знаете своих соседей в лицо? Думаю, что нет. Времена, когда жильцы ходили друг к другу в гости «на телевизор» канули в небытие. В лучшем случае вы киваете при виде своего соседа.

Конечно, хорошие отношения с соседями зависят во многом от того, сколько лет вы живёте в доме, а так же, какое количество квартир размещается на одном этаже.

Эконом-класс

В эконом-классе, зачастую, этот количественный показатель приближается к двузначному числу и тогда всплывают на поверхность неудобства, сопряженные с этим фактором. Одно из таких неудобств – недостаточное количество лифтов на дом.

Существует СНиП (СНиП 31-01-2003), разработанный в 2003 году, который устанавливает приемлемое количество лифтов на этажность. Так, в 9-этажной доме должен быть 1 лифт; в доме, где построено 10-19 этажей количество лифтов должно равняться двум; 3 лифта требует 20- этажное здание; а если поэтажная площадь квартир 450 м² — то лифтов должно быть 4.

ЖК «Собрание»

Фото: razned.ru

Представьте себе 24-этажное здание с 10 квартирами на этаже и 4 лифтами. На один лифт в таком случае приходится 60 квартир. Утром ожидание лифта может занимать до 5-10 минут.

По словам начальника отдела продаж ИСК «Отделстрой» Николая Гражданкина, квартирография домов эконом-класса, как правило, состоит из студий и малометражных «однушек». Из-за мелкой «нарезки» количество квартир на этаже возрастает, и в отдельных проектах достигает 18-20 штук. Согласитесь, это больше похоже не общежитие, чем на дом комфорт-класса, как заявляют эти застройщики в рекламе.

Комфорт-класс

Небольшое количество квартир на этаже (до 8-ми штук) является для покупателей обязательным условием новостройки комфорт-класса. В «Новом Оккервиле» на этаже в среднем 4-6 квартир – подчёркивает Николай Гражданкин. Это одно из преимуществ компании, которые ценят покупатели. Количество лифтов определяется высотностью дома и количеством квартир на площадке. В домах «Отделстроя», как правило, устанавливается 3-4 лифта.

«Количество квартир на площадке, как правило, зависит от класса дома. В комфорт-классе максимум – 6-8 квартир на этаже, большее количество может снизить комфортность проживания. В бизнес-классе – не больше 4-6 квартир, в элитном жилье – до 4. Как правило, клиенты интересуются этим параметром. Они разделяют мнение о том, что меньшее количество соседей по лестничной клетке создают более камерную и спокойную обстановку в доме, снижает общий уровень шума, и в целом – делают жизнь комфортнее» — рассказывает Михаил Гущин, директор по маркетингу Холдинга RBI (входят компании RBI и «Северный город»).

Чаще всего наличие большого количества студий негативным образом сказывается не только на квартирографии, но и на безопасности жилой среды.

Согласно отчету о проведении пилотного исследования привлекательности прогнозируемой инфраструктуры на основании статистических данных МВД (заказчик «Ленстройтрест»), студии чаще всего выкупаются с целью сдачи в аренду, что некоторым образом снижает престижность и ценность жилья, а так же провоцирует появление лиц с криминальными наклонностями.

В последнее время потребитель стал более грамотным и всё чаще интересуется количеством студий в ЖК, стараясь обезопасить себя от нежелательных соседей.

Сергей Степанов, директор по продажам компании «Строительный трест»: «Сбалансированная квартирография помогает создавать комфортную среду для жителей. При проектировании домов мы закладываем по 4-6 квартир на этаж. Считаю, что это оптимальное количество. В домах с большим количеством квартир на площадке должно быть предусмотрено зонирование по секциям».

Бизнес-класс

Стоит отметить, что тренд для домов бизнес класса и элитных построек – небольшое количество квартир на этаже – вещь не такая уж и новая. Несмотря на то, что первые дома хрущёвского типа возводились с целью как можно быстрее и экономичнее решить вопрос расселения большого количества людей, зачастую, количество квартир в таких домах не больше четырёх на этаж. Малоэтажные дома с четырьмя квартирами на этаже решали проблему расселения быстро и экономично. В нынешних же реалиях редко какой застройщик займётся малоэтажным строительством, ведь по мнению многих девелоперов это экономически нецелесообразно.

Давайте подведём итоги, привязав количество квартир на этаже к классовости объекта. Эконом-класс позволяет себе эту цифру доводить до двузначного числа. В комфорт-классе эта цифра снижается до десяти. В бизнес-классе по словам Екатерины Немченко, директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank St Petersburg, допустимо 4-5 квартир, в элитном – 2-3 квартиры на площадке.

Руслан Ярмош, ведущий специалист по работе с клиентами E3 Investment, отмечает, что для комфорт и бизнес-класса приемлемо не больше 7 квартир на этаже с продуманной планировкой. Важно учитывать, что конкретных ограничений показателя количества квартир в цифровом эквиваленте нет. Что касается потребителей – для них действует принцип выбора по персональным, субъективным, критериям. Конечно, люди задают вопрос о том, сколько квартир на лестничной площадке или сколько у нас будет соседей, а что это за люди? К примеру, если вокруг Вас трех и четырех комнатные квартиры , то это явно дает понять что будет много детей и площадка со временем будет заставлена детскими велосипедами, санками и колясками. А если рядом одни студии то вполне возможно соседи будут часто меняться.

Так же очевидно, что чем больше соседей вас окружает, тем больше вызывает сомнений шумоизоляция, а при возгорании большему количеству людей технически сложнее эвакуироваться по чёрной лестнице. Здесь многое зависит от сознательности застройщика и от того, каким образом он смог обеспечить безопасность жильцов во время подобной экстренной ситуации.

Если застройщик относит свой объект к комфорт-классу, при этом вы видите, что количество квартир на этаже более десяти, а здание при этом двадцатиэтажное, это серьёзный повод задуматься о своём будущем комфорте. И сделать это желательно перед покупкой жилья, а не ожидая лифт в очереди с соседями по лестничной площадке где-нибудь на Парнасе или в Мурино…

Разумная Недвижимость

По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.

Ливни обрушившиеся на Тверскую область 14 октября на себе прочувствовали жители города Конаково Тверской области. Причем не только на улице, но и дома.

К 17 часам огромные ниспадающие потоки дождевой воды хлынули с 9 этажа в лестничные проемы и вниз по ступенькам, вплоть до первого этажа в доме №6, расположенного на улице Строителей.

— Я до сих пор на работе и муж мне говорит домой не идти. Потому что там всё ужасно, — делится жительница дома №6. Вот я и не знаю, что теперь делать…

На устранение ЧП потребовалось почти два часа. Сначала управляющая компания ООО «Жилфонд» прислала по адресу сантехника, но тот лишь растерянно сказал, что справиться с проблемой не в силах. Оказалось, что водосток, расположенный на крыше дома, забил какой-то мусор и, скопившись, вода нашла обходной путь — внутрь подъезда.

Спустя полтора часа на место прибыли сотрудники МЧС, которые и пробили пробку.

К 19 часам дождевая вода поступать в дом перестала. Но та, что уже в помещении по-прежнему продолжает струиться по стенам. Остальную воду, которая дошла до первого этажа, жители дома сами пытаются убрать подручными средствами.

Залило и счетчикиФото: Ирина СЕРГЕЕВА

В результате потопа в доме планируют отключить электричество, чтобы не произошло замыкание. Электрические щитки залиты водой, и это уже может привести к другому ЧП. Поэтому специалисты обходят каждую из квартир и проверяют степень урона.

Но вот сколько людям придется жить без света, им не сообщают. Погода на улице сырая, естественным путем всё будет сохнуть очень долго. Поэтому оставлять произошедшее безнаказанным жители дома не собираются.

— Считаем, что в произошедшем виновата управляющая компания. Почему было заранее не расчистить водосток? Тем более о дождях было известно. А теперь в результате невнимательности пострадало много квартир.

Однако виноватых еще предстоит установить.

Кстати, в ГУ МЧС по Тверской области предупреждают, что сильный дождь на территории региона сохранится еще в течение нескольких часов. Будьте внимательны и осторожны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *