Льготы УСН 2017

Предыстория

Первоначально п. 3.4. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — ФЗ № 212) было установлено, что в течение 2012–2018 годов для плательщиков страховых взносов, (в нашем случае, организаций, основной деятельностью которых является управление недвижимым имуществом, применяются пониженные тарифы страховых взносов, а именно: в Пенсионный фонд РФ — 20%, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0.

Однако ФЗ № 212 утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с принятием нового Федерального закона от 03 июля 2016 г № 250-ФЗ, все вопросы, связанные с регулированием страховых взносов, перешли в главу 34 НК РФ.

В соответствии с пп. 3 п. 1.1 ст. 427 НК РФ для плательщиков, основным видом деятельности, которых является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, в течение 2017–2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование — 0%.

Таким образом, с 2012 г. по 2016 г. (ФЗ № 212) и с 2017 г. по 2018 г. (НК РФ) в отношении организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения (далее — УСН) и осуществляющим управление недвижимым имуществом, действовали пониженные тарифы страховых взносов. Продление пониженных страховых взносов для таких организаций на 2019 г. не предусмотрено.

В 2019 г. пониженные тарифы останутся еще на несколько лет для следующих категорий плательщиков (пп. 7 и 8 п. 1 ст. 427 НК РФ):

  1. социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — НКО), применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  2. благотворительных организаций, применяющих УСН.

Размер страховых взносов для УО и ТСЖ с 2019 года

Плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ)

До конца 2018 года действует ст. 426 НК РФ, которая устанавливает общие тарифы страховых взносов, и которую мы могли бы применять в будущем для определения размера страховых взносов. Вместе с тем, она с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 303-ФЗ ст. 426 признается утратившей силу, соответственно, применить ее к ТСЖ, ЖСК и УО в 2019 г. мы не можем.

Вместе с тем, есть ст. 425, которая в связи с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2019 г. устанавливает следующий размер страховых взносов:

«1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации — 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1 процента».

Таким образом, с 2019 г. взнос в ПФ РФ увеличится с 20 до 22%, в ФСС РФ составит 2,9%, а ФФОМС — 5,1%, что в сумме составит 30%. То есть размер страховых взносов, отчисляемых в бюджетные фонды, увеличится на 10% с 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. ТСЖ, ЖСК, УК, применяющее упрощенную систему налогообложения, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, а должны руководствоваться ст. 425 НК РФ.

Заключение

В своем Письме Минфин России от 01 августа 2018 г. № 03-15-06/54260 указал, что в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 г. № 2 в основном одобрен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, которым продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено.

Таким образом, на настоящий момент продление пониженных тарифов страховых взносов не планируется, однако неизвестно, будут ли предприняты какие-то меры в дальнейшем, ведь нельзя исключать, что, опираясь на статистику, по прошествии времени законодатель сформирует иное мнение.

Очевидно негативным последствием складывающейся ситуации для УО/ТСЖ/ЖСК является недопустимость применения с 1 января 2019 года пониженных тарифов страховых взносов, что, разумеется, приведет к увеличению расходов по статье «Отчисления в страховые фонды».

Необходимо отметить, что с 01.01.2019 изменяются только страховые взносы, изменений (повышения, снижения) иных налогов и взносов, предусмотренных законодательством для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не вводится.

Хочется предостеречь специалистов жилищной отрасли от необоснованного предположения, якобы законодатель повышением страховых взносов ухудшает положение именно организаций жилищно-коммунального комплекса — ведь нововведение касается не только лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, но и всех прочих организаций (с учетом некоторых указанных ранее исключений).

Описание видов деятельности, дающих право на льготу

Пониженные тарифы при исчислении взносов на страхование работников при УСН применяются не ко всем группам ОКВЭД. Перечень видов, дающих право на льготу, приведен в пп.5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Список содержит преимущественно виды, направленные на создание материальных благ, включая производство:

  • Пищевых продуктов, безалкогольных напитков, изделий из текстиля, кожи, древесины, целлюлозы, бумаги.
  • Машин, оборудования, транспортных средств, металлопроката, стального профиля,
  • Бытовых изделий, игрушек, спортивного инвентаря, мебели и других видов продукции, не указанных в перечне.

Льгота также предусмотрена для предприятий, работающих в области строительства, здравоохранения, культурной деятельности, оказания бытовых услуг, обработки вторсырья, розничной торговле фармакологическим товарами, ведения спортивной деятельности.

Предприятия, ведущие указанную деятельность, но применяющие иные режимы налогообложения, не могут воспользоваться правом на применение пониженных тарифов (Читайте также статью ⇒ Порядок расчета льгот по страховым взносам в 2018 году).

Дополнительные условия для получения льготы

Льгота предоставляется предприятиям, ведущим деятельность социальной и производственной направленности (ст. 427 НК РФ) в размере более 70% общего объема. Для получения возможности применить пониженные ставки указанный ОКВЭД должен быть заявлен предприятием в учредительных документах и реестре как основной. Если льготируемый вид деятельности не будет признан в документах предприятия основным, организация или ИП на УСН лишится права на пониженные ставки. Назовем основные требования для получения льготы:

Обязательное условие для льготы Критерий
Вид деятельности, осуществляемый предприятием Установлен для основного вида ОКВЭД и совпадает с перечнем пп.5 п. 1 ст. 427 НК РФ.
Выручка основного вида деятельности 70% в общем объеме поступлений
Предельный доход предприятия Годовой доход предприятия не должен превышать 79 млн рублей

Для определения показателя преимущественного поступления по основному виду деятельности допускается сложение выручки по одному классу ОКВЭД. При отсутствии выручки, иного дохода отсутствует возможность определить право на пониженный тариф. Компании на УСН определяют доход без учета расходов предприятия.

Для применения льготы предприятия не должны обращаться с заявлением и оправдательными документами. Налогоплательщики на УСН заполняют приложение 6 раздела 1 расчета по взносам. При заполнении данных необходимо соблюсти соответствие сведений об ОКВЭД титула и указанных в приложении поступлений по основному виду. В расчете требуется верно указать код плательщика в зависимости от применяемой льготы. При утрате права на пониженный тариф и представлении корректировочных расчетов с доплатой приложение 6 не представляется.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Льгота некоммерческих предприятий на УСН

Кроме компаний коммерческого назначения, право на пониженные тарифы имеют некоммерческие предприятия, за исключением государственных и муниципальных учреждений. Возможность использования льготы возникает при соблюдении условий:

  • НКО должно иметь регистрацию в Минюсте. При проведении реорганизации и преобразовании компании в коммерческую организацию право на льготу для НКО на УСН по данному основанию утрачивается.
  • Вести деятельность в областях здравоохранения, образования, культуры, научных разработок, социального обслуживания и прочих, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ.
  • Иметь доход от ведения поименованных видов деятельности в размере не менее 70% общей величины поступлений. Предприятия НКО имеют возможность вести коммерческую деятельность, если только в уставных документах не установлено иное. Исполнение условия соблюдения порога дохода должно соблюдаться по результатам поступлений года, предшествующего переходу.
  • В составе сумм доходов учитываются поступления целевого характера – гранты, субсидии и прочие средства, используемые для ведения НКО.

Предприятия НКО для получения льготы должны соблюдать требования по ведению УСН, касающиеся общих показателей. Система обязывает учитывать показатели численности, остаточной стоимости имущества, критерии категорий учредителей. При соблюдении условий применяется тариф для отчисления на ОПС в размере 20%, на ОМС и ОСС – 0%.

Определение соответствия видов деятельности установленным для льготы ОКВЭД

Имеется особенность в определении видов деятельности, утвержденных в учредительных документах предприятия указанным в перечне ст. 427 НК РФ. При разработке видов применялся квалификационный справочник ОКВЭД1, действующий до 2017 года. После ввода в действие справочника ОКВЭД2 возникло противоречие в точной формулировке видов деятельности.

О подтверждении возникшего противоречия и путях разрешения спорных ситуаций указано в письме Минфина № 03-15-06/2197 от 19.01.2017. Предприятиям предложено воспользоваться переходными ключами для получения данных о соответствии кодов, указанных в классификаторах. Прямые и обратные ключи размещены на официальном портале Минэкономразвития РФ. Данный способ идентификации льготных видов деятельности применяется на переходный период с последующим устранением несоответствий в данных.

С 27 ноября 2017 года вступил в силу ФЗ № 335-ФЗ, уточняющих нестыковки, имеющиеся между справочниками по ОКВЭД. Предприятия с невыясненным вопросом о применении пониженного тарифа, получившие право в связи с нововведением, могут представить корректировочные расчеты с начала налогового периода 2017 года.

Превышение показателей, обязательных для получения льготы

Порядок определения возможности применения льготы и действия при утрате права на нее имеет ряд особенностей.

Условие для использования льготы Особенности применения
Превышение показателей обязательных критериев применения пониженных ставок В случае утраты права на применение льготы производится пересчет сумм по обычным ставкам с начала налогового периода. Сумма недоимки, образовавшаяся в связи с пересчетом, уплачивается в бюджет
Отсутствие дохода в отчетном периоде Критерий не реализуется с связи с отсутствием фактического ведения льготного вида деятельности
Соответствие критериям в последующем отчетном периоде При подтверждении права на льготу в последующем отчетном периоде внутри налогового года право восстанавливается, суммы, переплаченные в бюджет, будут возвращены или зачтены по запросу

Данное условие имеет значение при совмещении режимов налогообложения, например, УСН и ЕНВД. Предприятие должно вести основную деятельность на УСН согласно перечня видов, обозначенных в ст. 427 НК РФ и иметь доход более 70% от общей величины. Показатель выручки для ЕНВД определяется по вмененному доходу, установленного для конкретного вида деятельности. Если часть основной деятельности попадает под другой режим, льгота не применяется.

На практике возникают случаи, когда предприятия утрачивают возможность применения УСН в середине налогового периода. Требуется пересчитать уплаченные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Данное условие касается и страховых взносов, рассчитанных и уплаченных по льготному тарифу. Пересчет сумм и уплата их в бюджет производится одновременно со сдачей уточненных расчетов по взносам. Скорректировать суммы доплаты в более поздних отчетных не представляется возможным в связи с отсутствием в расчете соответствующих строк.

Вопрос № 1. Требуется ли учитывать внереализационные поступления при определении дохода, к общей сумме которого рассчитывается 70% предел по основному виду деятельности?

В общей сумме дохода предприятий на УСН для определения права на льготу учитываются все суммы, включая те, что получены от ведения неосновных видов деятельности и прочие поступления.

Вопрос № 2. Имеет ли право предприятие на УСН применять пониженные льготы при ведении 2 видов деятельности с равным доходом, каждый из которых принадлежит к льготному виду?

Предприятие на УСН не может применить льготу по взносам, если поступления по основному виду ОКВЭД менее 70% общего объема.

Какие ОКВЭД не попадают под УСН

Некоторые виды деятельности, прописанные в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, — одно из оснований, ограничивающих применение УСН. Все виды деятельности имеют цифровой код (ОКВЭД), приведенный в соответствующем классификаторе. На сегодняшний день используется классификатор ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Но для многих налогоплательщиков еще актуален старый ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст. Несмотря на то, что он не действует с начала 2017 года, во многих документах (например, информационном письме Госкомстата или выписке из ЕГРЮЛ (если не было необходимости получать свежую) до сих пор фигурируют коды именно старого классификатора.

С 11.07.2016 регистрация юрлиц и ИП осуществлялась с присвоением кодов из нового справочника, а до этой даты — старых кодов (письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@).

Соответствие между новыми и старыми кодами нужно искать на сайте Минэкономразвития России по адресу http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/.

Согласно положениям п. 3 гл. 26.2 НК РФ плательщики не имеют возможности воспользоваться спецрежимом УСН по следующим кодам ОКВЭД:

Старый классификатор

Новый классификатор

Расшифровка кода

65.21; 65.22; 65.23

64.91; 64.92; 64.99

Коды, имеющие отношение к банковской деятельности

66.01–66.03

65.11; 65.30; 65.12

Деятельность по страхованию (за исключением страховых брокеров и агентов) и негосударственному пенсионному обеспечению

Осуществление операций с ценными бумагами

Инвестиционная деятельность

Осуществление ломбардной деятельности

Игорный бизнес

ОКВЭД при реализации подакцизных товаров и полезных ископаемых определяется в зависимости от вида продукции. Существуют ограничения для частнопрактикующих нотариусов и адвокатов, а также для сельхозпредприятий, но они скорее касаются не самих кодов ОКВЭД, а характера деятельности таких фирм.

Таким образом, на вопрос «Какие ОКВЭД попадают под УСН?», можно ответить так: если вид деятельности не перечислен в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, значит, на него распространяется данный спецрежим.

О том, как правильно указать код ОКВЭД, см. в материале «Нюансы порядка составления и сдачи декларации по налогу на прибыль».

По каким ОКВЭД действуют льготы по страховым взносам для плательщиков на УСН

С учетом положений подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ до конца 2018 года ИП и предприятия могут осуществлять расчет по льготным ставкам страховых взносов по таким, например, ОКВЭД:

Старый классификатор

Новый классификатор

Расшифровка

15.1–15.8

10.1–10.8

Деятельность по изготовлению пищевых продуктов

Химпроизводство

Деятельность по НИОКР

Образовательная деятельность

Деятельность в области соцобеспечения и здравоохранения

Строительство

Изготовление минеральных вод и других безалкогольных напитков

17, 18

13, 14

Текстильное и швейное производство

Изготовление кожи, изделий из нее и обуви

Обработка древесины и производство изделий из дерева

Изготовление резиновых и пластмассовых изделий

Изготовление прочих неметаллических минеральных продуктов

Изготовление готовых изделий из металла

Изготовление машин и оборудования

28.23; 26.2; 27; 26; 32

Изготовление электрооборудования, электронного и оптического оборудования

34, 35

Изготовление транспортных средств и оборудования

Изготовление мебели

Изготовление спорттоваров

Изготовление игр и игрушек

Обработка вторсырья

Деятельность в сфере транспортных услуг и связи

Деятельность спортобъектов

Прочая деятельность в области спорта

47.73; 47.74

Осуществление торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями в розницу

Техобслуживание и ремонт автотранспортных средств

Удаление сточных вод, отходов, другая аналогичная деятельность

Предоставление персональных услуг

Изготовление целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

Изготовление музыкальных инструментов

Прочая деятельность

Полный перечень пока еще «льготируемых» в части страховых взносов видов деятельности содержится в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В 2018 году по льготной деятельности взносы на ОПС начисляются по ставке 20%, а на ОМС и страхование от ВНиМ не уплачиваются.

Подробнее о размерах пониженных страховых взносов читайте .

Обратите внимание! С 2019 года действие этой льготы заканчивается, и платить взносы упрощенцы (за небольшим исключением) будут по общим тарифам.

Об общих ставках страховых взносов читайте в этом материале.

Применение пониженного тарифа, если льготный вид деятельности не основной

Да, вы можете применять пониженный тариф взносов. Главное, чтобы код по ОКВЭД льготного вида деятельности был внесен в реестр (ЕГРЮЛ или ЕГРИП).

Если в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) код льготного бизнеса не значится, пониженный тариф применять нельзя. Ведь вид деятельности с льготным кодом ОКВЭД обязательно должен быть отражен в госреестре. Причем не обязательно в качестве основного.

Для целей применения пониженных тарифов основным считается тот вид деятельности, который дает вам не менее 70% доходов. А не тот, что числится в выписке основным.

Плюс с 2017 года действует новое условие для применения пониженного тарифа- ваши годовые доходы не должны превышать 79 млн. руб. (п. 2 и 6 ст. 427 НК РФ).

Поскольку вы получаете доходы только от льготного вида деятельности, он автоматически будет основным.

Причем применять пониженный тариф вы можете как по одному направлению в рамках группы ОКВЭД по льготному бизнесу, если доля доходов не менее 70% (п. 3, 6 ст. 427 НК РФ, письмо Минтруда России от 18 сентября 2014 № 17-4/В-442). Так можете и суммировать доходы по нескольким льготным видам деятельности. При условии, что они входят в одну группу кода. Тогда суммарный доход вы будете считать от общего объема доходов по группе. Если он 70% и более, можете применять пониженные ставки.

Правомерность такого подхода подтверждена в письмах Минтруда России от 29 сентября 2015 № 17-4/10/ООГ-1357, от 3 апреля 2013 № 17-4/551, ФСС России от 18 декабря 2012 № 15-03-11/08-16893 и арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 14 февраля 2013 № Ф09-2/13).

Уважаемый Владимир Владимирович! Приходится к Вам обращаться повторно. Первое письмо я отправила 25 сентября 2018г., регистрационный номер 968104, но получила ответ от советника департамента письменных обращений граждан и организаций Управления Президента РФ Сафьянникова С.

, что в моем заявлении отсутствуют сведения о рассмотрении поставленных вопросов Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития РФ и оно будет направлено в эти ведомства. 24 октября 2018г. Я получила ответ от Министерства экономического развития РФ. Ответ этого министерства является отпиской и содержит ссылки на различные постановления Правительства РФ, Налоговый и Гражданский кодексы РФ.

Я не являюсь индивидуальным предпринимателем (далее ИП) и мои вопросы касались тех субъектов малого предпринимательства, которые не являются ИП, в основном это общества с ограниченной ответственностью (далее ООО). Вместо того, чтобы помогать и отстаивать интересы малого бизнеса, за что, наверное, отвечает и получает заработную плату такой крупный чиновник как заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России госпожа Тетерина А. А., в своем письме-ответе ссылается на пункт 1 статьи 2 Гражданского Кодекса РФ и предлагает своими проблемами и недополученными доходами заниматься нам самим.

В недавнем Вашем выступлении на пленарном заседании ежегодного форума» ОПОРА России» Вы сказали, что» малый бизнес — это национальный проект России!». Из Вашей речи я поняла, что в качестве основной меры поддержки предполагается сокращение отчетности для тех, кто применяет упрощенный режим системы налогообложения (далее УСН). И это хорошо, но не является препятствием для бизнеса, а вот отмена государственной поддержки в форме установления пониженных тарифов страховых взносов для субъектов малого предпринимательства (не ИП) — это серьезный удар по нам.

С 2019 года субъекты малого предпринимательства должны будут перейти на общий тарифы страховых взносов. Общий процент отчислений в фонды как для крупных компаний, так и для микропредприятий составит 30%, из них 22% — в Пенсионный фонд РФ; 2, 9% — в Фонд социального страхования; 5, 1% — в Фонд медицинского страхования. Нагрузка по взносам возрастет в полтора раза у тех упрощенцев, которые ранее применяли пониженный тариф. В планы Минфина РФ не входит дальнейшее продление периода применения пониженных страховых взносов для малых предприятий (Письмо Минфина России от 23.

Реклама:

10. 2018г. №03-15-05/75886), что сильно ухудшит наше положение и сделает невозможным конкуренцию со средним и крупным бизнесом. В конечном итоге мы просто не сможем платить людям нормальную зарплату.

Что еще больше усложнит их и так не блестящую жизнь. Разве в России все наладилось и кризис миновал? Почему не продлен период для единственно работающей нормы поддержки малых предприятий — льготное налогообложение? Неужели у нас так и будут» доить» тех, кто не может никак ответить, кроме как сгинуть?

Есть ли у нас в стране здравомыслящие люди во власти или только равнодушные чиновники с миллионными зарплатами за счет государства? Для чего была придумана УСН? Она позволяла снизить налоговое бремя, упростить бухгалтерский учет и сократить отчетность. После отмены пониженных тарифов по страховым взносам для малых предприятий с годовым оборотом не более 79 млн.

Рублей, УСН становится практически бесполезной. Это произойдет, потому что единый налог при УСН уплачивается взамен: налога на прибыль (или НДФЛ для ИП); НДС, хотя от обязанностей этого налога как налогового агента нас никто не освобождал; налога на имущество юридических лиц при определенных ограничениях. Для большинства малых предприятий на УСН экономия на налогах (в сравнении с другими предприятиями) с 1 января 2019 года составит 5%, так как ставка налога на прибыль организации составляет 20%, а налог на УСН — 15%. При этом при применении системы УСН-15% (доходы за вычетом расходов) многие затраты нельзя учесть в расходах, потому что их перечень органичен и строго прописан в статье 346.

16 НК РФ. Ко всему прочему расходы можно принять только после их оплаты. Резюмируя все вышеизложенное хотелось бы сказать следующее. Алые предприятия и так находятся в режиме выживания из-за сузившейся по ряду причин как внешних, так и внутренних экономики.

Сложно найти работу (подряды), слишком высокая стоимость аренды помещений, велики различные взносы и сборы для ведения деятельности: ежеквартальные членские взносы в СРО; внесение обеспечений заявок и исполнения договоров при госзакупках; платежи на прохождение специальной оценки условий труда (даже для офисных работников), а также неравная конкуренция со средним и крупным бизнесом, которые используют дешевую рабочую силу из стран ближнего зарубежья. Прошу Вас не допустите ухудшения и так сложного положения малых предприятий, которое приведет к увеличению безработицы, а следовательно снижению уровня жизни наших людей. Помогите!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *