Льготы УФСИН

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.1993. 25 дек.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// СЗ РФ от 17.06.1996, № 25. Ст. 2954.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ// СЗ РФ от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.

4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // СЗ РФ ред. от 28.12.2013 // СЗ РФ 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.

5. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах исполняющих наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 25 ноября 2013 г.) // СПС «Консультант Плюс»

6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ от 17 июля 1995 г., № 29, ст. 2759.

7. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в рел. от 2 декабря 2013г.) // СЗ РФ. 31.12.2012, №№53 (ч. 1), ст. 7608.

8. Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // СПС «Консультант Плюс»

9. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // СЗ РФ от 18 октября 2004 г. № 42 ст. 4109.

10. Постановление Правительства РФ от 24.01.1994 № 40 «Об утверждении норм обеспечения оружием, боеприпасами к нему и специальными средствами сотрудников уголовно-исполнительной системы» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 31.01.1994, № 5, ст. 385.

11. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» // СЗ РФ 2004, № 52 (часть 2), ст. 5516.

12. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» // СЗ РФ от 10 января 2005 г. № 2 ст. 166.

13. Постановление Правительства РФ от 05.02.2013 № 89 «О порядке обеспечения проездными документами сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ, 2013, № 6, ст. 568.

14. Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2013 № 517-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» // СЗ РФ 08.04.2013, № 14, ст. 1743.

15. Приказ Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 2005 г., № 9.

16. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 мая 2006 г. № 223 «Об утверждении Инструкции о порядке постоянного ношения и хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2008 г., № 6.

17. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 29 февраля 2008 г. № 128 «Об аккредитации журналистов средств массовой информации при Федеральной службе исполнения наказаний» // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 2008 г., № 4.

18. Приказ Минюста РФ от 09.08.2011 № 283 «Об утверждении Инструкции по организации социальной работы с членами семей сотрудников уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками уголовно-исполнительной системы, ставшими инвалидами вследствие военной травмы» // Бюллетень Минюста РФ, 2012, №2.

19. Приказ ФСИН России от 31.01.2013 № 44 «Об определении стоимости путевки и установлении размера выплаты за санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета, № 92, 26.04.2013.

20. Приказ ФСИН России от 09.04.2013 № 174 «Об утверждении порядка выплаты подъемного пособия и суточных при переезде сотрудников уголовно-исполнительной системы на новое место службы в другой населенный пункт» // Российская газета, № 96, 07.05.2013.

21. Приказ ФСИН России от 27.05.2013 № 269 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы» // Российская газета, № 136, 26.06.2013.

22. Приказ ФСИН России от 05.08.2013 № 439 «Об утверждении правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей» // Российская газета, № 190, 28.08.2013.

Судебная практика

23. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.12.2002 № 17-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» в связи с жалобой гражданина М.А. Будынина» // СЗ РФ 06.01.2003, № 1, ст. 152.

24. Апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 23 января 2014 г. по делу № 33-160/2014 // СПС «Консультант Плюс»

Литература

25. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2007.

27. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 1998.

28. Гулягин А.Ю. Правоохранительная система: обусловленность законностью // Российский следователь. 2012. № 9.

29. Забелин А. Социальная защита семей сотрудников, погибших или получивших ранения при выполнении служебного долга // Преступление и наказание. 2013, № 4.

30. Заболонкова О. Социальные гарантии сотрудникам УИС, ФПС, органов наркоконтроля, таможенных органов с 2013 года // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 4.

32. Зарипова М. Денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 9.

33. Заяц О.В. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003.

36. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» // Трудовое право. 2008. № 3.

37. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций / Под ред. А.С. Мордовца. — Саратов, 2007.

38. Перова С.Н. Обеспечение благосостояния сотрудников правоохранительных органов — обеспечивая качественную защиту прав и свобод каждого // Закон и право. 2007. № 7.

39. Петухова И.В. Определение понятия «социальная защита населения» // Экономика труда, 2013. № 3.

40. Соколова О.С. Объекты унификации норм законодательства о правоохранительной службе // Административное и муниципальное право. 2013. № 8.

42. Социальная защита сотрудников уголовно-исполнительной системы, лиц, уволенных со службы, и членов их семей, организация воспитательной работы с личным составом и психологическое обеспечение в УИС: сб. норматив. правовых актов и информационно-справочных материалов / сост.: М. Ю. Винокуров и др. ; под общ. ред. А. А. Рудого. – М., 2013.

43. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертное Бюро, 1997.

44. Фурагина О. Переезд сотрудника на новое место работы в другой населенный пункт // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, 20013. № 9, сентябрь.

45. Фурагина О. Решение жилищной проблемы в новом Законе № 283-ФЗ для сотрудников УИС, ФПС, органов наркоконтроля, таможенных органов // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 3

46. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учеб.-метод. Пособие. — Казань: Казан.гос. технол. ун-т, 1995.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2019 г. N АКПИ19-96

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре К.Н.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.С. об оспаривании подпункта «г» пункта 20 Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2019 г. N АКПИ19-96

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре К.Н.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.С. об оспаривании подпункта «г» пункта 20 Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденных приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 5 августа 2013 г. N 439,

установил:

приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 5 августа 2013 г. N 439 (далее — Приказ) утверждены Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей (далее — Правила). Нормативный правовой акт 16 августа 2013 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России), регистрационный номер 29420, и опубликован 28 августа 2013 г. в «Российской газете».

Согласно подпункту «г» пункта 20 Правил для рассмотрения вопроса о выплате ежемесячной денежной компенсации в постоянно действующую комиссию, созданную в Федеральной службе исполнения наказаний, территориальных органах ФСИН России, образовательных организациях ФСИН России (далее — комиссия), представляется заключение военно-врачебной комиссии (далее — ВВК) о категории годности сотрудника к службе в формулировке «ограниченно годен к военной службе» или «не годен к военной службе» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма».

К.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующей указанной нормы в той мере, в какой приведенное положение по смыслу, придаваемому ему в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, служит основанием для отказа в выплате сотруднику уголовно-исполнительной системы в случае причинения ему в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия, как не соответствующей части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 283-ФЗ).

В обоснование своего требования административный истец указал, что он был уволен со службы из органов уголовно-исполнительной системы 6 октября 2004 г. по пункту «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее — Положение о службе), 8 сентября 2005 г. ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» ему установлена III группа инвалидности, причина инвалидности — военная травма, степень ограничения способности к трудовой деятельности — первая. 15 мая 2017 г. он обратился в УФСИН России по Тамбовской области с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ, однако в назначении указанной выплаты ему было отказано, поскольку формулировка о степени годности его к трудовой деятельности не соответствует требованиям названного закона и Приказа, так как ВВК в свидетельстве о болезни в разделе категории годности к дальнейшему прохождению службы указано о том, что он годен к военной службе с незначительными ограничениями и не годен к службе в должности заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе, может быть использован на должностях 4 группы предназначения. Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Тамбова от 14 сентября 2017 г. ему было отказано в удовлетворении требования к УФСИН России по Тамбовской области о назначении ему ежемесячной денежной компенсации.

В судебном заседании К.С. и его представитель — адвокат К.Д. поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Минюст России и Федеральная служба исполнения наказаний (далее — ФСИН России) указали, что Приказ принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах установленной компетенции, оспариваемое нормативное положение не противоречит актам большей юридической силы, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

В судебном заседании представители ФСИН России — О., Д. и Минюста России — К.А. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции, просили отказать в удовлетворении заявленного требования.

Выслушав стороны, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее — сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее — учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом N 283-ФЗ.

Статьей 12 указанного федерального закона установлены страховые гарантии сотрудникам и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация.

Так, частью 5 названной статьи закона установлено, что при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: 1) в отношении инвалида I группы — 1; 2) в отношении инвалида II группы — 0,5; 3) в отношении инвалида III группы — 0,3.

Правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 названной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 этой же статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 10 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ).

ФСИН России в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Во исполнение приведенных предписаний Федерального закона N 283-ФЗ ФСИН России Приказом утвердила Правила.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Правила, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие Положения о службе, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

19 июля 2018 г. принят Федеральный закон N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который вступил в силу с 1 августа 2018 г. (далее — Федеральный закон N 197-ФЗ).

Правоотношения, связанные с увольнением административного истца из органов уголовно-исполнительной системы, возникли до принятия Федерального закона N 197-ФЗ.

В статье 58 Положения о службе предусмотрены основания увольнения со службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Так, в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 58 Положения о службе сотрудник может быть уволен со службы по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 данного положения.

Пунктами «ж» и «з» статьи 58 Положения о службе предусмотрена возможность увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы соответственно по болезни — на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе и по ограниченному состоянию здоровья — на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и об отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья.

Аналогичные положения содержатся в действующем Федеральном законе N 197-ФЗ, статья 84 которого предусматривает увольнение сотрудника со службы в уголовно-исполнительной системе по достижении предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, установленного статьей 91 данного федерального закона (пункт 2 части 1), а также по состоянию здоровья — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в уголовно-исполнительной системе и о невозможности исполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе либо при отказе сотрудника от перемещения по службе (пункт 8 части 2).

Статьей 69 названного закона закреплено, что предоставление гражданину, уволенному со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, социальных гарантий осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом N 283-ФЗ.

Из приведенных нормативных положений следует, что для сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы действующим правовым регулированием установлены гарантии в связи с прохождением ими службы, в том числе выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. К таким гарантиям относится ежемесячная денежная компенсация, выплата которой осуществляется в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ.

Обязательными условиями выплаты ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ являются установление гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей, и невозможность продолжения им службы в связи с получением увечья или иного повреждения здоровья при осуществлении служебной деятельности.

Исходя из положений части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее — Положение о ВВЭ), определение годности к военной службе (приравненной к ней службе) и установление причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) осуществляется военно-врачебной экспертизой, для проведения которой в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).

На ВВК возлагаются: проведение медицинского освидетельствования, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции (далее — сотрудники); определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее — органы и организации прокуратуры), граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (подпункты «а», «г» пункта 3 Положения о ВВЭ).

Освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, и сотрудников, получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы) и военных сборов увечье, заболевание, проводится для определения категории годности к военной службе (приравненной службе) при определившемся врачебно-экспертном исходе. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе). Формы документации (кроме унифицированных форм медицинской документации), необходимые для деятельности ВВК, определяются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба) (пункт 4 Положения о ВВЭ).

ВВК выносит заключение о причинной связи увечья с формулировкой «военная травма», если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (пункт 94 Положения о ВВЭ).

Невозможность прохождения службы подтверждается установлением сотруднику органов и учреждений уголовно-исполнительной системы на основании заключения военно-врачебной комиссии определенной категории годности к службе и увольнением с нее по соответствующему основанию, предусмотренному Положением о службе или Федеральным законом N 197-ФЗ.

Следовательно, заключение ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке «ограниченно годен к военной службе» или «не годен к военной службе» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма» необходимо для решения вопроса о выплате уволенному сотруднику ежемесячной компенсации.

Ссылка административного истца на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от 10 февраля 2015 г. N 1-П и от 26 мая 2015 г. N 11-П, является несостоятельной.

Постановлением от 26 мая 2015 г. N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений части 5 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 197-ФЗ). Оспариваемые положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они служат основанием для решения вопроса о возможности предоставления предусмотренной ими ежемесячной денежной компенсации лицам, уволенным со службы в органах уголовно-исполнительной системы — инвалидам вследствие военной травмы, получающим пенсию за выслугу лет. Конституционный Суд признал оспоренные законоположения не соответствующими Конституции Российской Федерации, распространив правовые позиции, выраженные в постановлении от 10 февраля 2015 г. N 1-П, на всех имеющих специальные звания сотрудников учреждений и органов, перечисленных в названном федеральном законе, которые признаны инвалидами вследствие военной травмы, независимо от вида назначенной им пенсии, в том числе на лиц, уволенных со службы в органах уголовно-исполнительной системы. Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 5 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ были внесены изменения, позволяющие гражданам Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячной денежной компенсации, при наличии у них выслуги лет, дающей право на получение пенсии за выслугу лет, получать ежемесячную денежную компенсацию независимо от выбранной ими пенсии (пенсия по инвалидности или пенсия за выслугу лет).

Между тем вступившим в законную силу решением суда установлено, что в качестве основания для отказа К.С. в выплате ему ежемесячной денежной компенсации было указано не на вид получаемой им пенсии, а на то обстоятельство, что им не представлено необходимое для решения вопроса о выплате ежемесячной денежной компенсации заключение ВВК о категории годности к службе в формулировке «ограниченно годен к военной службе» или «не годен к военной службе» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма».

Принимая во внимание, что положения Правил в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К.С. об оспаривании подпункта «г» пункта 20 Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденных приказом Федеральной службой исполнения наказаний от 5 августа 2013 г. N 439, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

— Виктор Владимирович, какие льготы и гарантии предоставляет государство сотрудникам ФСИН?

— Самый важный момент – льготный расчет трудового стажа: один месяц службы засчитывается за полтора. А есть подразделения, где месяц службы засчитывается за два. В итоге, придя работать в колонию в 20 лет, сотрудник уже в 33 года имеет право на минимальную пенсию. Для примера отмечу, что у нас есть сотрудники 1990 года рождения, которые уже вышли на пенсию.

Те, кто приходит на работу в систему УИС, могут рассчитывать на стабильную зарплату. В начале службы в должностях младшего начсостава ее размер составляет 23-25 тысяч рублей, у офицеров – 35 тысяч рублей. В ходе движения по службе, присвоения званий зарплата растет. При службе длительное время без нареканий сотрудники получают награды, которые в дальнейшем позволяют получить статус «Ветеран труда» и соответствующие льготы.

С первого года службы сотрудники имеют 30-дневный ежегодный отпуск, после 10 лет службы он вырастает на 5 дней, постепенно достигает 45 дней. Есть одна особенность исчисления отпуска: в него входят только будние дни, то есть 30 дней по факту превращаются в 38 календарных дней. Кроме того, в период отпуска сотрудникам предоставляется право бесплатного проезда туда и обратно в любую точку России. В список гарантий сотрудников входят оплата больничных листов, а при серьезных травмах – страховые выплаты. Сотрудникам, нуждающимся в собственном жилье, выделяют квартиры.

— Каковы требования к претендентам на службу в исправительных учреждениях?

— К нам могут прийти на работу мужчины и женщины в возрасте от 18 до 40 лет. При приеме на работу необходимо пройти врачебную комиссию, отмечу, что требования к здоровью у нас серьезные. Но если человек не имеет серьезных хронических заболеваний, ведет здоровый образ жизни и занимается спортом, он успешно пройдет медкомиссию.

— Сотрудников с каким образованием вы принимаете на работу?

— Для категории «младший начсостав» достаточно школьного образования, 11 классов. Молодые люди, отслужившие в армии, имеют приоритет при принятии на работу. В категориях «средний» и «старший начсостав» мы принимаем людей со средним профессиональным и высшим образованием.

— Какие вакантные должности сегодня есть в колониях Копейска и Челябинска?

— Актуальный перечень всех вакансий публикуется на официальном сайте ФСИН. В последние годы количество вакансий постепенно сокращается, я связываю это с тем, что в обществе формируется понимание, что государственная служба – это надежно, перспективно, а также на ней предоставляется ряд льгот. В основном сегодня вакантны должности младшего начсостава, но есть и свободные офицерские должности.

Отмечу, что в Копейске расположены 6 учреждений уголовно-исполнительной системы: колони №№1, 6, 11, 15, уголовно-исполнительная инспекция и исправительный центр. В каждом из них имеются вакантные должности.

Ранее мы писали о том, как поступить в ведомственный вуз ФСИН России.

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение 2
к Инструкции о порядке применения
Положения о службе в органах
внутренних дел Российской Федерации
в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Город__________ «__»____________ Министр юстиции Российской Федерации*(1), Федеральная служба исполнения наказаний в лице директора (заместителя директора) Федеральной службы исполнения наказаний, начальника (заместителя начальника) территориального органа ФСИН России, начальника учреждения уголовно-исполнительной системы _________________________________________________________________________ (должность, специальное звание, _________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество) именуемого в дальнейшем «Начальник», с одной стороны, и сотрудник уголовно-исполнительной системы__________________________________________ (специальное звание, _________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество) именуемый в дальнейшем «Сотрудник», с другой стороны, далее — Стороны, руководствуясь Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, заключили Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе (далее — Контракт) в должности___________ _________________________________________________________________________ на следующих условиях: 1. Предмет Контракта: прохождение службы в уголовно-исполнительной системе. 2. Наименование учреждения или органа уголовно-исполнительной системы _________________________________________________________________ 3. Срок действия Контракта*(2) _____________________________________ 4. Начальник обязуется: 4.1. Назначение на указанную выше должность произвести в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. 4.2. В трехдневный срок после подписания Контракта издать приказ о назначении Сотрудника на указанную выше должность. 4.3. Обеспечить Сотруднику необходимые условия для выполнения служебных обязанностей. 4.4. Своевременно представлять Сотруднику установленные по занимаемой должности денежное и вещевое довольствие, продовольственное обеспечение и медицинское обслуживание, а также другие установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации социальные гарантии для него и членов его семьи. 4.5. Устанавливать Сотруднику режим службы согласно правилам внутреннего распорядка в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы. 4.6. За два месяца до окончания срока Контракта уведомить Сотрудника о дате окончания действия Контракта*(3) и о дальнейшей его службе. 4.7. При невыполнении условий Контракта учреждением (органом) уголовно-исполнительной системы принимать меры к устранению причин их невыполнения и возмещению Сотруднику материального и морального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Сотрудник обязуется: 5.1. Служить по Контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, и Контрактом. 5.2. Соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, Присягу, внутренний распорядок. 5.3. Честно и добросовестно выполнять предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности. 5.4. Нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязательств. 5.5. По окончании срока действия Контракта освободить занимаемую должность, если срок службы по ней не продлен в установленном порядке. 6. Дополнительные условия Контракта: _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 7. Условия Контракта могут быть изменены по взаимному соглашению Сторон путем заключения его на новых условиях до истечения срока действия Контракта. В случае служебной необходимости Сотрудник может привлекаться для выполнения обязанностей, не предусмотренных контрактом, на срок до одного месяца в течение календарного года с выплатой должностного оклада не ниже, чем по занимаемой должности. 8. Основания досрочного расторжения Контракта: 8.1. Прекращение Сотрудником гражданства Российской Федерации. 8.2. Нарушение условий Контракта. 8.3. Сокращение штатов. 8.4. Состояние здоровья Сотрудника, исключающее выполнение им обязанностей по занимаемой должности. 8.5. Служебное несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации. 8.6. Грубое нарушение либо систематические нарушения дисциплины Сотрудником. 8.7. Осуждение за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу. 8.8. Иные основания, предусмотренные законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 9. Правовые последствия досрочного расторжения Контракта: Досрочное расторжение Контракта по инициативе Начальника по пункту «д» (в случаях нарушения условий Контракта по вине Сотрудника), пунктам «к» и «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации влечет за собой возмещение Сотрудником расходов уголовно-исполнительной системе на обеспечение его обмундированием и другим имуществом в сумме, исчисляемой пропорционально срокам носки и использования имущества. При досрочном расторжении Контракта по инициативе Начальника по пункту «е» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации Сотруднику выплачивается компенсация в размере, предусмотренном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 10. В случае возникновения между Сторонами спора по выполнению условий Контракта и недостижения соглашения между Сторонами спор может быть разрешен вышестоящим начальником или в судебном порядке. 11. Контракт составлен и подписан Сторонами в двух экземплярах, один из которых приобщается к личному делу Сотрудника, второй выдается на руки и вступает в действие с момента его подписания Сторонами, если иное не предусмотрено в дополнительных условиях Контракта. Министр юстиции Российской Федерации, Сотрудник директор (заместитель директора) ФСИН ___________________________ России, начальник (заместитель начальника) (фамилия и инициалы, территориального органа ФСИН России, начальник учреждения ____________________________ уголовно-исполнительной системы*(4) личная подпись) ___________________________________ (специальное звание), ___________________________________ личная подпись, фамилия и инициалы) М.П. 12. Запись о перемещении____________________________________________ (фамилия, инициалы сотрудника) по службе в уголовно-исполнительной системе на период действия контракта: _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (дата и номер приказа, наименование должности, на которую назначается сотрудник) 13. Срок службы в уголовно-исполнительной системе продлен___________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (дата и номер приказа, наименование должности, по которой сотруднику продлена служба) ——————————

*(1) С лицами, замещающими должности высшего начальствующего состава, контракт заключается Министром юстиции Российской Федерации.

*(2) Контракт заключается на срок от 3 до 5 лет или на неопределенный срок.

*(3) Если срок действия Контракта истекает в выходной или праздничный день, его действие продлевается до первого рабочего дня.

*(4) При заключении контракта с лицами, замещающими должности высшего начальствующего состава, контракт подписывается Министром юстиции Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *