Льготы транспортный налог 2017

Федеральным законом от 24 июля 2002 года №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) введена глава 28 «Транспортный налог».
Кроме того, Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства:

  • Автомобили;
  • Мотоциклы;
  • Мотороллеры;
  • Автобусы;
  • Другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • Самолеты;
  • Вертолеты;
  • Теплоходы;
  • Яхты;
  • Парусные суда;
  • Катера;
  • Снегоходы;
  • Мотосани;
  • Моторные лодки;
  • Гидроциклы;
  • Несамоходные (буксируемые суда);
  • Другие водные и воздушные транспортные средства.

Согласно статье 362 НК РФ транспортный налог исчисляется отдельно по каждому автотранспортному средству, признававшемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения: «1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда; 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы».

Таким образом, в перечень транспортных средств, которые являются объектом налогообложения, фактически вошли транспортные средства, по которым уплачивается налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество физических лиц.

Налогоплательщики, на которых зарегистрированы транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения, обязаны встать на налоговый учет и представлять налоговую декларацию по транспортному налогу. В налоговой декларации указываются основания неприменения к транспортным средствам установленного порядка налогообложения, и представляются необходимые для этих целей документы.

Не являются объектами налогообложения:

  • Любые весельные лодки. К весельным лодкам относятся водные транспортные средства, не имеющие двигателей;
  • Моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; В связи с тем, что при отнесении моторных лодок к объекту налогообложения принципиальное значение имеет мощность двигателя, владельцам моторных лодок необходимо обратить внимание на мощность двигателя, которая указана в паспорте этого транспортного средства. В том случае, когда в паспорте транспортного средства указана мощность двигателя свыше 5 лошадиных сил, моторная лодка будет включаться в объект налогообложения транспортным налогом.
  • автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;

Для непризнания легкового автомобиля объектом обложения транспортным налогом налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через органы социальной защиты населения.

В Письме Минфина Российской Федерации от 8 июля 2004 года №03-06-11/100 приведены разъяснения по вопросу отнесения к транспортным средствам, не подлежащим обложению транспортным налогом, автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами, если данные автомобили куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет. Минфин Российской Федерации считает, что положение подпункта 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ, касающееся непризнания объектом налогообложения по транспортному налогу автомобилей легковых, специально оборудованных для использования инвалидами, не ставится в зависимость от порядка и источника приобретения данной категории транспортных средств.

В соответствии с Инструкцией о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей, утвержденной Постановлением Совета Министров Российской Федерации — Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года №156 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами», и Письмом Минсоцзащиты Российской Федерации и Минфина Российской Федерации от 23 марта 1993 года №1-707-18/28 «О порядке продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобиля «Запорожец» или мотоколяски и их реализации» при наличии у инвалида соответствующих медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих доступу к управлению ими, существует возможность покупки автомобиля с ручным и обычным управлением с зачетом стоимости специально модифицированных автомобилей. Разрешения на приобретение инвалидами легковых автомобилей с зачетом стоимости полагающихся бесплатно автомобиля с ручным управлением или мотоколяски выдаются Минсоцзащиты населения республик в составе Российской Федерации, комитетами, департаментами, главными управлениями, управлениями и отделами социальной защиты населения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по письменным заявлениям инвалидов.

Таким образом, легковые автомобили, приобретенные инвалидами за счет собственных средств и переоборудованные ими для использования в соответствии с медицинскими показаниями, не подлежат обложению транспортным налогом при наличии указанного разрешения и документов, подтверждающих факт возмещения данными органами расходов в размере фактической стоимости приобретенного автомобиля, но не выше стоимости полагающегося бесплатно автомобиля.

  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами;

Согласно разъяснениям УМНС Российской Федерации по городу Москве, приведенным в Письме от 1 марта 2004 года №23-10/3/13137, легковой автомобиль, перешедший в собственность наследников после смерти инвалида, не относится к категории автомобилей, полученных (приобретенных) через органы социальной защиты населения, так как получен наследниками в качестве имущества, переходящего к ним в порядке наследования. Такие автомобили снимаются с учета органов социальной защиты населения, и распоряжение ими осуществляется в обычном гражданском порядке. Следовательно, на лиц, получивших легковой автомобиль в порядке наследования, не распространяется льгота, установленная подпунктом 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ.

  • Любые промысловые морские и речные суда;

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359 «О принятии Общероссийского классификатора основных фондов», и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17 «Об утверждении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг» (ОК 004-93), к промысловым судам относятся добывающие, обрабатывающие и приемотранспортные суда (код ОКОФ 15 3511050). К ним относятся следующие суда:

  1. Морские добывающие самоходные суда, в том числе:
    • Траулеры;
    • Сейнеры рыболовные;
    • Суда для лова тунца и креветок;
    • Суда рыбомучные;
    • Боты рыболовные;
    • Мотоботы рыболовные;
    • Суда зверобойные;
    • Суда китобойные;
    • Суда добычи водорослей и других морских продуктов.
  2. Морские обрабатывающие самоходные суда, в том числе:
    • Базы рыбообрабатывающие;
    • Заводы краболовные;
    • Рефрижераторы производственные;
    • Базы для переработки морского зверя;
    • Базы рыбомучные.
  3. Морские приемотранспортные самоходные суда, в том числе:
    • Рефрижераторы приемотранспортные морские;
    • Рефрижераторы транспортные морские;
    • Суда приемотранспортные морские.
  4. Промысловые самоходные суда прибрежного плавания, в том числе:
    • Суда добывающие (мотоневодники);
    • Мотолодки промысловые;
    • Катера и баркасы промысловые;
    • Суда обрабатывающие;
    • Суда приемно-транспортные каботажные.
  5. Промысловые технические и вспомогательные самоходные суда, в том числе:
    • Суда промыслово-поисковые самоходные;
    • Суда научно-исследовательские самоходные промысловые.
  6. Несамоходные добывающие, обрабатывающие и приемотранспортные суда, в том числе:
    • Лодки рыбацкие;
    • Суда парусные рыбацкие.
  7. Несамоходные обрабатывающие суда.
  8. Плашкоуты, баржи приемотранспортные промысловые несамоходные суда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденных Приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 31 января 2001 года №30 «Об утверждении Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах», под рыболовным судном понимается судно, используемое для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей и иных водных биологических ресурсов.

  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся у организаций на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, которые не подлежат налогообложению при условии, если основным видом деятельности этих организаций является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, имеющие лицензию на данный вид деятельности.

Таким образом, в данном подпункте речь идет об организациях, основным видом деятельности которых являются пассажирские или грузовые перевозки (то есть перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки).

Организации освобождаются от уплаты налога, если оказываемые услуги и выполняемые работы связаны с деятельностью по осуществлению по установленным маршрутам пассажирских и грузовых перевозок по водным и воздушным путям, подчиняющиеся расписанию, а также не подчиняющиеся расписанию, при условии имеющейся лицензии на осуществление грузовых и пассажирских перевозок.

Подтверждением, что такая деятельность действительно является основной, могут служить:

  • учредительные документы организации, определяющие пассажирские и грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
  • действующая лицензия на осуществление пассажирских или грузовых перевозок;
  • превышение выручки от пассажирских и грузовых перевозок над выручкой от других видов деятельности;
  • систематическое осуществление пассажирских или грузовых перевозок в период навигации (для водных судов).

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договора перевозки регламентируются:

  • Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
  • Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  • Воздушным кодексом Российской Федерации.

Подпункт 5 исключает из объекта налогообложения тракторы, самоходные комбайны и специальные автомашины. Льгота распространяется только на те из них, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сельскохозяйственные организации не платят транспортный налог с машин, перечисленных в пункте 2 статьи 358 НК РФ:

  1. тракторы;
  2. самоходные комбайны;
  3. молоковозы;
  4. специальные машины для перевозки птицы, скота и минеральных удобрений;
  5. машины ветеринарной помощи и технического обслуживания.

Региональные органы власти вправе расширять этот список.
Однако данную льготу могут применять не все организации. Не платят налог те организации, у которых выручка от продажи сельхозпродукции составляет более 50 % от общего дохода. У рыболовецких предприятий — более 70 %. Такой вывод следует из статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Если налогоплательщики осуществляют наряду с производством сельскохозяйственной продукции иные виды деятельности, то они обязаны обеспечить раздельный учет выручки от производства сельскохозяйственной продукции, а также сельскохозяйственной (рыбной) продукции и вылова биоресурсов, транспортных средств, связанных с производством данной продукции.

Чтобы подтвердить статус сельхозпроизводителя, налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию расчет стоимости произведенной продукции за год, выделив отдельной строкой произведенную сельскохозяйственную продукцию. Ее стоимость определяется исходя из цен реализации в течение года.

Так как налоговый период по транспортному налогу — год, то и стоимость сельхозпродукции тоже надо рассчитывать по итогам года. Для этого берут сумму, полученную от продажи сельхозпродукции, и делят на общую годовую выручку организации. Результат надо умножить на 100 процентов. Если получилось более 50 процентов, то организация вправе не платить транспортный налог с вышеназванных видов сельскохозяйственной техники. А в налоговый орган необходимо представить соответствующий расчет.

Пример 1.
ООО «Овощевод» выращивает и продает овощи, и параллельно занимаются изготовлением картонной тары. Организация имеет на балансе тракторы и машины для перевозки минеральных удобрений. Чтобы узнать, может ли предприятие использовать льготу по транспортному налогу, надо определить долю сельхозпродукции в общей выручке.

Выручка предприятия за год составила 850 000 рублей, в том числе:
— от реализации овощей — 600 000 рублей;
— от продажи картонной тары — 250 000 рублей.

Следовательно, доля сельскохозяйственной продукции в общей выручке равна:
(600 000 рублей / 850 000 рублей) x 100% = 70,59%.

Следовательно, ООО «Овощевод» может не платить транспортный налог со стоимости тракторов и машин, на которых развозят удобрения.

Окончание примера.

Пример 2.
Ситуация 1

ООО «Новосергеевское» выращивает и продает овощи, и параллельно оказывает услуги в авторемонтной мастерской. На балансе организации есть трактора, машины для перевозки минеральных удобрений, машина техпомощи.

Выручка за год составила 930 000 рублей, в том числе:
выручка от реализации овощей — 600 000 рублей;
выручка от продажи услуг — 330 000 рублей.

Определим долю сельскохозяйственной продукции в общей выручке:
(600 000 / 930 000) х 100% = 64,51%.

Следовательно, организация в данной ситуации транспортный налог не платит. Ситуация 2

Та же ситуация, только:
Выручка за год составила 930 000 рублей, в том числе:
от реализации овощей — 464 000 рублей;
от продажи услуг — 466 000 рублей.

Определяем долю сельскохозяйственной продукции в общей выручке, она равна:
(464 000 / 930 000) х 100% = 49,89%.

Значит, ООО «Новосергеевское» должно заплатить транспортный налог со стоимости транспортных средств, находящихся на балансе организации, так как доля сельскохозяйственной продукции в общей выручке составила 49,89 %, а это меньше, 50 %. Следовательно, льгота в данной ситуации не применяется.

Окончание примера.

Согласно пункту 6 статьи 358 НК РФ транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба не являются объектом налогообложения транспортным налогом. При этом под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в государственных структурах, перечень которых приведен в статье 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:

«1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.»

В подпункте 7 сказано, что не подпадают под налог транспортные средства, находящиеся в розыске. При этом в налоговую инспекцию необходимо представить документы, выдаваемые органами милиции или другими государственными органами, расследующими преступления. В случае если машина нашлась, об этом необходимо письменно сообщить в инспекцию. В противном случае это будет считаться уклонением от уплаты налога.

В соответствии с подпунктом 8 от налогообложения освобождаются самолеты и вертолеты, предназначенные для выполнения полетов, по оказанию медицинской помощи и проведению санитарных мероприятий. Согласно статье 34 Воздушного кодекса Российской Федерации на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, наносится изображение Красного креста или изображение красного полумесяца в соответствии с ГОСТ 18715-74.

Организация, оказывающая медицинские услуги, финансируемая из средств федерального бюджета, на которую зарегистрирован легковой автомобиль, уплачивает транспортный налог в общеустановленном порядке. Об этом сказано в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 6 февраля 2004 года №23-10/3/7721.

Обратите внимание: согласно главе 28 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Статьей 356 НК РФ определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. На основании этого наличие или отсутствие налоговых льгот определенным категориям налогоплательщиков зависит от конкретного закона о транспортном налоге субъекта Российской Федерации.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения ТН признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень ТС, которые не являются объектом налогообложения. Соответственно, их владельцы имеют право на освобождение от транспортного налога. В числе таких объектов:

  • весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы соцзащиты;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которыми владеют перевозчики;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

С 03.07.2016 дополнительно введена льгота, позволяющая уменьшать налог, начисленный по большегрузам, вплоть до нуля на величину уплаченной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом дорогам. Льгота распространяется как на физлиц (ст. 361.1 НК РФ), так и на юрлиц (п. 2 ст. 362 НК РФ), и действует до 31.12.2018.

Подробнее о вычете читайте в статье «Транспортный налог и система Платон (нюансы)».

Льготы по уплате транспортного налога (освобождение от уплаты) в Москве

Рассмотрим перечень льготников на примере московского закона о транспортном налоге. В столице порядок уплаты транспортного налога регулирует закон г. Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33. Льготам посвящена ст. 4 этого закона.

Согласно этой статье в Москве право на льготы по транспортному налогу в 2018-2019 годах имеют:

  1. Организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, — по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).
  2. Резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» — по транспортным средствам, зарегистрированным на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны.
  3. Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней.
  4. Ветераны и инвалиды ВОВ.
  5. Ветераны и инвалиды боевых действий.
  6. Инвалиды I и II групп.
  7. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
  8. Один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида.
  9. Лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (51,49 кВт) включительно, — на одно зарегистрированное на них транспортное средство.
  10. Один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
  11. Физлица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, федеральными законами «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 № 175-ФЗ и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ.
  12. Физлица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
  13. Физлица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
  14. Один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным.
  15. Организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ и осуществляющие деятельность в целях реализации соглашений об управлении ОЭЗ, — в отношении транспортных средств, зарегистрированных на указанные организации, с момента заключения с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соглашений об управлении особыми экономическими зонами. Льгота предоставляется сроком на 10 лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства.
  16. Управляющие компании Международного медицинского кластера и участники проекта, заключившие соглашения об осуществлении проекта с управляющей компанией Международного медицинского кластера и осуществляющие на территории Международного медицинского кластера деятельность по реализации проекта (с 01.01.2018 по 31.12.2027 — ст. 4 закона № 33 в редакции закона г. Москвы о внесении изменений в отдельные законы г. Москвы в сфере налогообложения от 29.11.2017 № 45).

Физлицам льготы предоставляются только на одно зарегистрированное на них транспортное средство. При этом следует помнить, что льготы не действуют в отношении автомобилей с мощностью двигателя более 200 л. с. Данное правило не распространяется лишь на родителей многодетной семьи.

Правовые основы освобождения от уплаты транспортного налога

Использование льгот по транспортному налогу позволяет сэкономить неплохую сумму владельцам автомобилей, если речь идет о мощной машине. Но и хозяину небольшой мотоколяски налоговое освобождение будет приятным бонусом. Поэтому вопросы предоставления привилегий всегда актуальны среди пользователей.

Основные положения уплаты налога на транспорт предусмотрены 28 главой НК РФ. Ставки, льготы по транспортному налогу в субъектах РФ — компетенция региональных законодателей. Они вводят законы, действующие на конкретной территории. Региональные акты разрабатывают с учетом положений Налогового Кодекса России. Следствием такого положения является то, что освобождение от уплаты транспортного налога могут получить категории налогоплательщиков как на всей территории РФ, так и в пределах границ региона.

Налоговые льготы для всех россиян содержатся в 28 главе НК РФ. Региональные преференции следует искать в законах конкретного субъекта РФ. Законодательство территорий отличается. Нормативные акты носят разные названия, могут регулировать только транспортный налог или комплекс обязательных сборов. Некоторые регионалы разделили по разным законам расчет налога и льготы по нему. Следует учитывать и часто вносимые изменения в нормативную базу. При отсутствии регионального закона действуют ставки, предусмотренные ст. 361 НК РФ, и льготы, установленные ст. 361.1 НК РФ.

Все это затрудняет поиск информации на уровне субъекта РФ. Актуальная информация представлена на официальном портале налоговой службы. Можно обратиться в инспекцию ФНС по месту проживания для получения разъяснений.

Освобождение от транспортного налога независимо от места регистрации

Привычно считать транспортный налог обязательным платежом на автомобили, но под его действие также попадают воздушные и водные средства передвижения. Льготы есть по всем видам транспорта. Объекты, не подпадающие под обложение налогом независимо от места проживания хозяина (оно же место регистрации ТС), перечислены в ст. 358 НК РФ. Сюда включаются:

  1. Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.
  2. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
  3. Промысловые морские и речные суда.
  4. Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
  5. Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
  6. Транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
  7. Транспортные средства, находящиеся в розыске.
  8. Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
  9. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
  10. Морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Собственниками машин могут быть компании или физические лица. Включенный в список транспорт не подпадает под налог при условии подтверждения факта, исключающего его из объектов налогообложения. Владельцы автомобилей и других механизированных устройств должны принести доказательные документы в налоговую инспекцию по месту регистрации. Юридическим лицам не следует включать этот транспорт в налоговые декларации.

Еще одна группа льготников — хозяева большегрузных машин с разрешенным весом более 12 тонн, зафиксированный в системе Платон. Полное освобождение от платежа они получают, если сборы по сервису за отчетный год превысят размер налога (ст. 361.1 НК РФ). Чтобы воспользоваться льготой, собственники автомобилей представляют в ФНС заявление и бумаги, свидетельствующие об уплате сборов.

Кто освобождается от уплаты транспортного налога в Москве и Московской области

Москва и Московская область — отдельные территории РФ. Транспортный налог в каждом из них регулируется собственными законами.

В столице России обязательный платеж установлен Законом г. Москвы № 33 от 09.07.08. В нем же указано, кто освобожден от транспортного налога в 2019 году в Москве. В перечень налогоплательщиков со 100% льготой входят граждане и организации. Юридические лица, получившие преференции:

  • организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования;
  • резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград».

Первые получили освобождение по транспорту, используемому для оказания пассажирских услуг при передвижении по городу. Вторые — в отношении всех машин, зарегистрированных на них, но только 5 лет со дня оформления автомобиля.

Налогоплательщикам-физлицам столичные законодатели освободили от налога одно транспортное средство на выбор. Перечень льготников:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий;
  • инвалиды I и II групп;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида;
  • один из родителей (усыновителей) в многодетной семье;
  • физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки по законам, защищающим граждан, подвергшихся радиации в Чернобыле, Маяке, Семипалатинске;
  • физические лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физические лица, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации ядерных аварий.

Льготу нужно подтвердить. Список документов для процедуры зависит от категории льготника. Прочие граждане могут получить освобождение, если мощность транспортного устройства не превысит 70 лошадиных сил.

В Подмосковье транспортный налог и льготы по нему регулируются двумя законами. Региональный закон № 129/2002-ОЗ от 16.11.02 устанавливает ставки, принципы расчета, сроки уплаты, а закон области № 15/2016-ОЗ от 15.03.16 упорядочивает льготы по нескольким территориальным налогам. Искать, кто освобожден от уплаты транспортного налога в Московской области, следует во втором нормативном акте.

Среди юридических лиц льготы получили:

  • организации, созданные инвалидами либо использующие их труд (п. 2 ст. 7, п.2 ст.8, п.2 ст.9 закона Московской области № 15/2016-ОЗ от 15.03.16);
  • организации с участием религиозных объединений (п.2 ст.14 закона Московской области № 15/2016-ОЗ от 15.03.16).

Освобождение от налога они могут получить только на наземный транспорт. По религиозным предприятиям облагаются обязательным сбором легковые автомобили.

Список граждан-льготников находится в п. 3 ст. 25 закона № 15/2016-ОЗ. В него включены:

  • лица, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • лица, признанные участниками Великой Отечественной войны;
  • лица, признанные инвалидами I—II групп, инвалидами с детства (независимо от группы инвалидности).

Эти граждане могут использовать освобождение только по одному ТС. Есть категории налогоплательщиков, освобожденные частично от транспортного налога. Например, инвалиды 3 группы платят половину от стандартных начислений.

Кто освобождается от уплаты транспортного налога в Санкт-Петербурге

Культурная столица, как и Москва, является отдельным субъектом России. Закон № 487-53 от 04.11.02 устанавливает, как взимать платеж на автомобиль, а также кто освобожден от уплаты транспортного налога в Санкт-Петербурге.

Категории льготников установлены в статьях с 4-1 по 4-4 нормативного акта. Особо стоит отметить присутствие, помимо стандартных категорий освобожденных налогоплательщиков, владельцев экологичных автомобилей, и ТС, производимых на территории страны.

Полный список:

  • Герои Советского Союза;
  • Герои РФ;
  • Герои социалистического труда;
  • Полные кавалеры ордена Славы;
  • Полные кавалеры ордена трудовой Славы;
  • ветераны ВОВ;
  • ветераны боевых действий;
  • инвалиды ВОВ;
  • инвалиды боевых действий;
  • инвалиды 1 и 2 групп, а также признанные инвалидами до 1.01.10;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации;
  • родители (опекуны, попечители) детей-инвалидов;
  • супруги военнослужащих;
  • один из родителей семьи с 4 несовершеннолетними детьми.

Остальные граждане освобождаются от обязательных платежей:

  • по одному российскому автомобилю;
  • по одному российскому мотоциклу или мотороллеру;
  • по новым российским автомобилям, приобретенным в 2016 году;
  • по транспорту с электродвигателем.

Среди юрлиц налоговые льготы действуют в отношении машин на природном газе.

В других регионах РФ

Перечень льготников по субъектам очень разнообразен. Чаще всего в нем встречаются инвалиды 1-2 группы, участники ВОВ, герои и заслуженные работники, родители детей-инвалидов и один из супругов в многодетной семье, инвалиды с детства. Иногда власти региона освобождают пенсионеров, инвалидов 3 группы, социально значимые для региона предприятия.

Уточнить список льготников можно в отделении ФНС по месту регистрации автомобиля либо на официальном веб-ресурсе налоговой службы.

Ниже представлены налогоплательщики, освобожденные от налога на автомобиль в 2019 году в Новосибирской области (ст. 2.4 Закона №142-ОЗ от 16.10.03):

  • участники Великой Отечественной войны;
  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • инвалиды боевых действий;
  • ветераны боевых действий;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
  • один из родителей в многодетной семье, в том числе приемной семье, родители в которой имеют трех и более детей.

Закон накладывает ограничения на транспорт, в отношении которого действительна льгота.

Законодательная база для налога на транспорт

Основы налога на транспорт установлены в гл. 28 НК РФ. Но будучи региональным налогом, он в значительной степени зависит от решений, принятых в отношении него на региональном уровне.

Регионам дано право на установление:

  • Льгот.
  • Ставок с возможностью их увеличения или уменьшения, дробления, привязки к году выпуска или экологическому классу транспортного средства. Ограничение есть для ставок по автомобилям мощностью более 150 л. с.: они меняются не более чем в 10 раз по сравнению с приведенными в НК РФ. Если регион не установил ставки, применению в нем подлежат те, что указаны в НК РФ.
  • Порядка и сроков уплаты налога юрлицами.

В большинстве регионов РФ приняты соответствующие законы. Каждый из них по-своему использовал предоставленные ему права по уточнению порядка применения транспортного налога, из-за чего налицо значительные расхождения по всем 3 параметрам в разных регионах. Наиболее велики они в значениях ставок.

Периодически регионы корректируют установленные ими ставки налога, внося изменения в соответствующие законы. Изменения могут быть разного рода — от введения или отмены льгот до замены ставок (одной, нескольких или всех имеющихся). Большинство регионов РФ придерживается политики сохранения ставок. Но изменения в ставках тем не менее происходят.

Таблицы ставок транспортного налога по регионам 2019, 2018 и 2017 годов, относящихся к легковому автотранспорту, приведены в 2 следующих разделах нашей статьи. Они наглядно отражают как многообразие ставок, так и изменения, произошедшие с наступлением 2019 года. Ставки указаны в рублях.

Ставки транспортного налога по регионам на 2019 год

Ежегодно на каждое зарегистрированное средство в ГИБДД его хозяину присылается уведомление с рассчитанной суммой транспортного налога. Оно должно поступить не менее, чем за месяц до срока оплаты. При наличии такого документа владелец автомобиля в установленный законом временной интервал должен внести требуемую сумму по указанным в уведомлении реквизитам. Провести операцию оплаты можно:

  • в любом отделении банка;
  • в банкомате;
  • через интернет на сайте ФНС в разделе «Заплати налоги».
Название региона Легковые авто, имеющие мощность двигателя
Не больше 100 л. с. (до 73,55 кВт) Больше 100 л. с., но не выше 125 л. с. (больше 73,55 кВт, но не выше 91,94 кВт) Больше 125 л. с., но не выше 150 л. с. (больше 91,94 кВт, но не выше 110,33 кВт) Больше 150 л. с., но не выше 175 л. с. (больше 110,33 кВт, но не выше 128 кВт) Больше 175 л. с., но не выше 200 л. с. (больше 128,7 кВт, но не выше 147,1 кВт) Больше 200 л. с., но не выше 225 л. с. (больше 147,1 кВт, но не выше 165,5 кВт) Больше 225 л. с., но не выше 250 л. с. (больше 165,5 кВт, но не выше 183,9 кВт) Больше 250 л. с. (больше 183,9 кВт)
Москва 12 25 35 45 50 65 75 150
Санкт-Петербург 24 35 35 50 50 75 75 150
Севастополь 5 7 7 25 25 75 75 100
Амурская область 15 21 21 30 30 75 75 150
Магаданская область 7 10 10 15 15 23 23 45
Смоленская область 10 20 20 40 40 70 70 150
Пермский край 25 30 30 50 50 58 58 58
Ненецкий автономный округ 10 15 15 25 25 30 30 50
Республика Тыва 7,7 12,1 12,1 29,7 29,7 50,6 50,6 107,8
Республика Хакасия 6 15 15 29 29 50 50 104
Удмуртская Республика 8 20 20 50 50 75 75 100
Камчат-ский

край

Легковые авто, имеющие мощность двигателя
Количество лет, прошедших с года выпуска: Не больше 100 л. с. (до 73,55 кВт) Больше 100 л. с., но не выше 125 л. с. (больше 73,55 кВт, но не выше 91,94 кВт) Больше 125 л. с., но не выше 150 л. с. (больше 91,94 кВт, но не выше 110,33 кВт) Больше 150 л. с., но не выше 175 л. с. (больше 110,33 кВт, но не выше 128 кВт) Больше 175 л. с., но не выше 200 л. с. (больше 128,7 кВт, но не выше 147,1 кВт) Больше 200 л. с., но не выше 225 л. с. (больше 147,1 кВт, но не выше 165,5 кВт) Больше 225 л. с., но не выше 250 л. с. (больше 165,5 кВт, но не выше 183,9 кВт) Больше 250 л. с., но не выше 275 л.с (больше 183,9 кВт до 202,27 кВт) Больше 275 л. с., но не выше 300 л. с (больше 202,27 до 220,65 кВт) Свыше 300 кВт
До 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

Свыше 15 лет

25 33 35 47 50 65 72 90 105 135

Надо ли платить транспортный налог пенсионерам

В некоторых субъектах РФ законодательно предусмотрено несколько вариантов льгот, право выбора, какой из них воспользоваться, предоставляется самому пенсионеру

Оплата транспортного налога пенсионерам рассчитывается на общих условиях, а скидки пенсионерам по транспортному налогу формируются по их желанию и только после обращения в налоговый орган. Для получения льготы на транспортный налог для пенсионера в 2016 году необходимо подготовить комплект документов и лично направить их в ИФНС по месту регистрации. Это обязательная процедура, если пенсионер хочет воспользоваться полагающейся ему льготой, так как налог на ТС относится к категории активных, то есть приобрести право на данную льготу можно только в заявительном порядке.

Получается, что пенсионеры не платят транспортный налог, если местное законодательство это предусматривает, и они предъявили свое право на получение данной льготы.

В некоторых субъектах РФ законодательно предусмотрено несколько вариантов льгот, право выбора, какой из них воспользоваться, предоставляется самому пенсионеру. Льготы по уплате транспортного налога для пенсионеров зависят от технических характеристик транспорта и его количества в собственности человека.

При обращении в налоговый орган ФНС в заявлении на востребование соответствующей льготы человек должен указать:

  • основание для получения льготы (статус — пенсионера);
  • транспортное средство, которое находится у него в собственности;
  • государственный номер регистрации ТС.

К заявлению приложить копию пенсионного свидетельства, дающего ему право на получение льготы.

Платят ли инвалиды транспортный налог

В системе налогообложения России существует налоговый сбор за владение и использование транспорта. Но некоторые категории граждан имеют право на льготы, смысл которых заключается в полном или частичном освобождении от обязанности платить данный налог. К таким льготникам относятся инвалиды, поскольку в обязанности государства входит их защита и материальная поддержка.

Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года инвалиды разделяются на 3 группы, отдельно стоит категория «ребенок-инвалид».

К сожалению, не все инвалиды могут претендовать на освобождение от необходимости уплачивать в бюджет налог за наличие авто.

Например, в Москве транспортный налог для инвалидов 3 группы уплачивается в полном объеме, а льготу могут оформить только инвалиды 1 и 2 групп. Также дело обстоит и в Московской области. Но тут инвалиды 3 группы получают 50-процентную скидку по налогу.

Налоговая служба сама исчисляет сумму налога, для чего обрабатывает информацию о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах. Но льготы налоговая не применяет. Чтобы их засчитали, инвалид должен сам или через представителя обратиться в налоговую с заявлением, к которому необходимо также приложить документ, подтверждающий получение инвалидности с указанием группы.

Если владелец автомобиля обратился за получением льготы позже, чем получил инвалидность, а значит, и право на льготу, то в налоговой могут сделать перерасчет, но только за последние 3 года.

Чаще всего во всех регионах льготы получают инвалиды 1 и 2 групп. Для того чтобы понять, платят ли инвалиды 3 группы транспортный налог в конкретном субъекте федерации, необходимо обратиться к региональному законодательству, ведь именно там устанавливаются действующие ставки налога и категории льготников.

Льготы по транспортному налогу для юридических лиц

Юридические лица, имеющие на своем балансе транспорт, обязаны выплачивать за каждое из них налоговый сбор

Юридические лица, имеющие на своем балансе транспорт, обязаны выплачивать за каждое из них налоговый сбор. В отличии от физических лиц пересылка уведомлений для организаций с готовой расчетной цифрой к оплате не предусмотрена. Расчет налогового сбора производится непосредственно на предприятии. Разнятся и сроки оплаты транспортного налога юридических лиц от физических. Организация должна оплатить транспортный сбор до 1 февраля того года, который идет за отчетным. Например, налог за 2017 год предприятие должно самостоятельно рассчитать и оплатить до 1 февраля 2018 года.

Не только граждане имеют налоговые скидки на транспортное средство. Для некоторых организаций также установлены преференции, если они занимаются следующими видами деятельности:

  • перевозка пассажиров городским транспортом;
  • представители особых экономических зон;
  • предприятия дорожного хозяйства;
  • детские дома;
  • организации, предлагающие ритуальные услуги;
  • медицинские учреждения;
  • образовательные учреждения;
  • автомобили, используемые в организации, с мощностью менее 70 л.с.

Какие налоговые льготы действуют по транспортному налогу

Инфо Следует помнить, что при установлении срока полезной эксплуатации, то есть при определении «возраста» транспортного средства расчет ведут по состоянию на 1 января текущего года. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства.
Каждым субъектом установлены различные ставки транспортного налога. Действующие ставки транспортного налога можно найти по ссылке с указанием соответствующего субъекта РФ.
Начисление ТН установлено на государственном уровне, поэтому региональные законы должны находиться в рамках положений Налогового кодекса, где основным разделом по данному вопросу выступает глава 29. Она состоит из статей, регламентирующих: Основные положения в отношении начисления ТН 356 Основные признаки плательщиков 357 Объекты налогообложения 358 Налоговая база и правила ее вычисления 359 Налоговый и отчетный период, требования к вычислению этих величин 360 Размеры налоговой ставки 361 Понятие налоговых льгот и категорий граждан, которые могут под них попадать 361.1 Порядок исчисления суммы ТН и расчета авансовых платежей 362 Дата уплаты ТН и авансов по нему 363 Порядок составления налоговой декларации 363.1 Кто освобождается от уплаты Перечень ТС, которые являются объектами налогообложения, согласно ст.
358, п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *