Льготы сиротам 2018

Льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Предоставление льгот детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с этим законом к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Под детьми, оставшимися без попечения родителей, понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Также законодатель отдельно выделяет такую категорию как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Законодательство предусматривает наличие льгот и дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в следующих сферах:

1. В сфере образования:
а) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.
б) Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы.
в) Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного роди-
теля, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
г) Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
д) Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 % заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении региональных органов исполнительной власти, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.
е) Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.
ж) Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.
з) При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
и) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. В сфере медицинского обслуживания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
а) Предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
б) Могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

3. В жилищной сфере:
а) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Региональное законодательство может предусматривать дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение.
б) Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

4. В сфере труда:
а) Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
б) Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в соответствующем регионе Российской Федерации.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
в) Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакциях, действовавших до 1 января 2013 года к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 названной статьи предусматривала регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приёмная семья).

Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2013 года, статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ была изложена в новой редакции.

В п. 2 новой редакции предусмотрено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В п. 9 новой редакции указано, что «право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями».

При этом, в силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ названные положения распространяется на ранее возникшие правоотношения в случае, если дети указанных категорий не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона – 01.01.2013.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет лица указанной категории в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Уважительными причинами несвоевременной постановки на учёт судом могут быть признаны, в частности:

— состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учёт;

— ненадлежащее выполнение обязанностей опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями;

— незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учёт; незаконное снятие с учёта (в т.ч. в связи с отсутствием доказательств постановки на учёт до 23 лет);

— установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учёт из-за отсутствия всех необходимых документов и т.д.

Данные выводы изложены в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот им детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.

Таким образом, лица из числа детей-сирот, по не уважительным причинам не вставшие на учет нуждающихся в жилье в возрасте до 23 лет до 01.01.13 г., по прежнему нуждающиеся в получении жилых помещений, не вправе претендовать на его предоставление, несмотря на ч.9 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ. Такие граждане могут обратиться за получением жилья в органы местного самоуправления в общем порядке обеспечения жильём на праве социального найма, предусмотренном п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса, в случае, если являются малоимущими.

Вместе с тем лица данной категории, вставшие на учет до достижения возраста 23 лет и до настоящего времени являющиеся нуждающимися в жилье, несмотря на возраст, вправе рассчитывать на получение жилого помещения специализированного жилого фонда. Лица указанной категории граждан, которые до настоящего времени не обеспечены жильём или по уважительным причинам своевременно не были поставлены на учёт нуждающихся могут обратиться в прокуратуру района по месту жительства за защитой своих жилищных прав.

Управление по работе со студентами Наша деятельность Стипендии и материальные выплаты Социальное обеспечение детей-сирот

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159- ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Частью социальной политики университета является социальная поддержка студентов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам за счет бюджетных средств (далее – студенты-сироты).

Социальная поддержка студентов-сирот включает в себя следующие гарантии:

  • выплата государственной социальной стипендии;
  • зачисление на полное государственное обеспечение;
  • получение материальной поддержки;
  • назначение материальной поддержки остронуждающимся студентам.

Зачисление на полное государственное обеспечение осуществляется со дня зачисления в РГГУ до завершения обучения. В случае достижения студентами, зачисленными на полное государственное обеспечение, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Студентам, зачисленным на полное государственное обеспечение, предоставляются следующие гарантии по социальной поддержке:

  • компенсация расходов на питание (выплата производится ежемесячно);
  • компенсация расходов на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря (выплата производится один раз в квартал);
  • пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей (выплата производится один раз в квартал);
  • денежная компенсация проезда на общественном городском, пригородном транспорте (кроме такси) от места проживания до места учебы и обратно (выплата производится ежемесячно);
  • денежная компенсация проезда к месту постоянного жительства и обратно к месту учёбы (выплата производится один раз в год).

Порядок назначения

Для оформления полного государственного обеспечения необходимо обратиться в отдел по социальным вопросам студентов Управления по работе со студентами и предоставить следующие документы:

  • заявление о зачислении на полное государственное обеспечение;
  • свидетельство о смерти родителей (либо документ, подтверждающий назначение опеки над несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, иные документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей) (копия);
  • постановление/ справка из органов социальной защиты населения о прекращении выплаты ежемесячного пособия.

Для возмещения оплаты проезда от места учебы до места постоянного жительства и обратно необходимо обратиться в отдел по социальным вопросам студентов Управления по работе со студентами, написав заявление на возмещение потраченной суммы и приложив билеты (в случае покупки электронных авиабилетов, необходимо также приложить посадочные талоны).

Для оформления государственной социальной стипендии необходимо обратиться в отдел по социальным вопросам студентов Управления по работе со студентами и предоставить документы, подтверждающие статус студента- сироты.

При предоставлении студентам-сиротам академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за ними на весь период данных отпусков сохраняется полное государственное обеспечение и выплачивается государственная социальная стипендия.

При завершении обучения студентам-сиротам выплачивается денежная компенсация на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования и единовременное денежное пособие. Выплата производится в течение месяца после издания приказа об отчислении в связи с получением образования.

Данная гарантия не распространяется на студентов-сирот, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным образовательным программам за счет средств федерального бюджета.

Размер

Размер денежных компенсаций устанавливается ежегодно в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  • Обеспечение питанием (в день) – 466, 36 рублей (выплата производится один раз в месяц);
  • Обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и другими предметами вещевого довольствия – 102148, 20 рублей (в год) (выплата производится один раз в квартал);
  • Государственная социальная стипендия (ежемесячно) – 2560 рублей;
  • Обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (единовременно, при выпуске) – 112329, 83 рублей;
  • Единовременное денежное пособие (при выпуске) – 500 рублей;
  • Ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей – 7453 рублей (в год) (выплата производится один раз в квартал);
  • Возмещение оплаты проезда на общественном городском транспорте (в месяц) – 670 рублей.



6 Малышева Д. Ислам в современном мире. URL: http:// magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/2/maly.html (дата обращения: 13.11.2015).

9 Там же.

10 ВагабовН. М. Указ соч. С. 5.

12 Сеидова Г. Н. Указ. соч.

13 СинелинаЮ. Религия в современном мире. URL: http://

УДК 316.356.2-058.862

А. В. Стукалова

Российский государственный социальный университет, Москва E-mail: abcd271@yandex.ru

Выбрав актуальную и малоизученную политической наукой тему исследования, автор статьи анализирует деятельность московских региональных властей в области политики государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, реализацию модели профилактики социального сиротства.

Ключевые слова: дети-сироты, опыт Москвы, политика государственной поддержки.

A. V. Stukalova

DOI: 10.18500/1818-9601-2016-16-1 -84-88

expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/ (дата обращения: 22.11.2015).

14 Там же.

19 См.: Сеидова Г. Н. Указ. соч.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее — дети-сироты), оказавшись в эпицентре кризисных процессов общества, нуждаются в особом внимании и поддержке государства и региональных властей, задача которых — формирование адекватных времени концептуальных подходов к интеграции этой категории россиян в общество.

За последние пять лет в Москве количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но нашедших себе вторую семью, увеличилось на 42% (2010 г. — 12 665 детей, 2015 г. — 18 031 ребенок). В настоящее время в семьях воспитываются 87% всех московских детей-сирот. Доля детей-сирот, проживающих в интернатных учреждениях, сократилась с 25% в

2010 г. (4640 чел.) до 13% в 2015 г. (2682 чел.).

Только за последний год количество детей,

2011 г. — 75,3%, в 2010 г. — 74,8%!.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За это время серьезно изменилась ситуация с обустройством детей-сирот. Положительная динамика в их устройстве наблюдается в столице благодаря внедрению новой модели профилакти-

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (опыт Москвы)

© Стукалова А. В., 2016

ки социального сиротства и развития семейного устройства детей (далее — модель)2. Организационно-правовые основы ее реализации разработаны с учетом Указов Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»3 и «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»4, столичными Законами «О социальном обслуживании населения города Москвы»5, «Об организации опеки, попечительства и патроната в городе Москве»6.

Один из важнейших — Закон «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиям в сфере опеки и попечительства»7. Это позволяет решать проблемы сиротства, начиная с районных управ, органов опеки и попечительства и комиссий по делам несовершеннолетних до структурных подразделений городского правительства.

В Законе «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»8 власти учли пожелания приемных родителей и законодательно упростили условия приема детей в семьи, существенно расширив круг людей, которые могут их усыновлять. Был изменен и принцип по подбору замещающих семей — от заявительного к активно-поисковому. Также утверждена концепция квалифицированного воспитания детей-сирот в приемных и патронатных семьях.

Московская практика ориентирована на сохранение и воспитание детей-сирот в биологических семьях, оказание им адресной помощи. И только если это объективно нереально, нужно решать проблему ребенка, не помещая его в государственное учреждение, а подобрать ему замещающую семью, приемных родителей или усыновителей.

Прогресс в развитии института усыновления очевиден. В 2015 г. число детей, воспитывающихся в безвозмездной форме опеки, составляет 8844. В семьях усыновителей воспитываются 4784 ребенка, в приемных семьях — 2824, что почти на 30% больше, чем по состоянию на 1 января 2014 г. Увеличилось количество детей-сирот, имеющих проблемы со здоровьем, устроенных в семьи москвичей: в 2014 г. на воспитание в семьи передан 31 ребенок-инвалид, за 11 месяцев 2015 г. этот показатель составил 65, а из организаций для детей-сирот на воспитание в семьи передан 751 ребенок, 324 возвращены в кровные семьи9.

Первоочередная задача модели в сфере семейного устройства сирот — сокращение количества детей, находящихся на воспитании в специальных учреждениях и недопущение вторичного социального сиротства, когда ребенок воспитывается в замещающей семье. Исторически сложилось, что в России детей-сирот передавали

для воспитания в государственные детские дома, социальные приюты и интернаты.

Московские власти вовремя поняли, что институциональная форма их защиты работает неэффективно. Прежде всего, не решается проблема успешности их социализации, да и затратность на содержание велика. Поэтому, чтобы преодолеть у таких детей социальную дезадаптацию, проводить профилактику их социальных отклонений, социальные службы используют принцип деинституализации — вывод ребят из сиротских учреждений на альтернативные семейные формы устройства, позволяющие им комфортно жить и нормально развиваться.

Департаменту социальной защиты населения города Москвы переданы в ведомственное управление 107 детских домов, школ-интернатов, коррекционных, специализированных школ и др. Около 7% ребят-сирот останутся в прежних учреждениях из-за тяжелых ограничений возможностей здоровья.

Что касается числа детей-сирот, проживающих в них, то оно сократилось с 25% в 2010 г. (4640 чел.) до 13% в 2015 г. (2682 чел.). Согласно проведенному департаментом социальной защиты населения мониторингу и оценочным данным, 35% воспитанников могут быть возвращены в кровную семью, а 58% переданы в семьи родственников или приемные семьи.

На базе переданных департаменту учреждений в 11 округах Москвы открыты многопрофильные центры семейного воспитания, основная задача которых заключается не в содержании детей, а в активной работе по возвращению их в кровные семьи, если это возможно, либо определению в замещающиеся семьи. Кроме того, на многофункциональные центры возложены полномочия по выявлению неблагополучных семей.

Центры — это не общие дома, в них созданы условия квартирного типа, трех-четырех-комнатные. В каждой квартире вместе с «социальной мамой» проживают не более восьми детей. Здесь есть группы как постоянного, так и временного проживания с условиями, максимально приближенными к семейным.

Объединение учреждений позволило скоординировать их работу в одном ведомстве. В результате, с одной стороны, была выработана единая политика региональных властей по защите и поддержке детей-сирот, а с другой — создана целостная система, позволяющая проводить с ними индивидуальную воспитательную, профилактическую и реабилитационную работу.

В 26 центрах и 72 отделениях помощи семье и детям, 11 социально-реабилитационных центрах специалисты по социальной работе, педагоги, психологи, юристы и врачи проводят индивидуальную профилактическую работу с приемными семьями. В том числе помогают родителям в воспитании детей, трудоустроиться или пройти курсы переподготовки для освоения

профессий, в организации лечения от алкогольной и наркотической зависимости.

Кандидаты в замещающие родители проходят специальную подготовку. Здесь важно не только их желание взять на воспитание детей-сирот, необходимо в полном объеме пройти курсы и овладеть программой школы замещающих родителей. Сейчас по данной проблеме нет федерального закона, поэтому правительство Москвы представило в Государственную думу РФ проект федерального закона «Об обязательной подготовке замещающих родителей».

Но пока он не принят, столичные власти приняли Положение «О сопровождении семьи, принявшей ребенка на воспитание». И на основании этого в Москве действует 80-часовая программа подготовки будущих приемных родителей, а также эффективно работает договорная система оказания уполномоченными организациями (а их 83) консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи.

Чтобы успешно решать проблемы детей-сирот, столичные власти учли пожелания приемных родителей и законодательно упростили условия приема детей-сирот в семьи, существенно расширив круг людей, которые могут их усыновлять. Это очень важный момент в реализации модели профилактики социального сиротства.

Но не менее важны предусмотренные в модели инновационные формы и методы работы с детьми-сиротами. В частности, уникальный проект, касающийся имущественной поддержки приемных семей, воспитывающих детей-сирот, реализован департаментом социальной защиты населения. В 2014 г. участниками проекта стали 20 приемных семей, в которые были переданы 102 ребенка, а в 2015 г. уже 35 семей подали заявки на участие в этом проекте. Новация состоит в том, что такие семьи получают безвозмездно жилье.

Для приемных родителей, которые готовы взять на воспитание детей-сирот, депутаты Московской городской думы законодательно установили ограничения. Это должны быть семейные пары, состоящие в браке не менее трех лет. Причем возраст жены — не старше 45 лет, а мужа -не более 50. Что касается получения бесплатной квартиры, то и здесь есть особое условие — приемные родители должны взять на воспитание не менее пяти сирот, причем троих — старше десяти лет или которые имеют инвалидность. Квартиры они получают по договору безвозмездного пользования, и только после десяти лет имеют право оформить их в собственность.

Если происходит передача детей в приемные семьи, а не усыновление, то между ними и департаментом социальной защиты населения заключается гражданско-правовой договор, в котором предусмотрено выполнение конкретной работы по воспитанию ребенка на дому. Время работы

приемных родителей в случае отчисления соответствующих платежей в соцстрах засчитывать-ся им в трудовой стаж. Москва — единственный регион, где эта льгота предоставляется.

В 2015 г. впервые в России московские власти в качестве эксперимента использовали социальный аутсорсинг — разместили детей-сирот, которые воспитывались в государственных детских домах, в негосударственные организации. Департамент социальной защиты населения на год выделяет каждой из них по 18 млн руб. Этот эксперимент был успешным и получил дальнейшее распространение. Сейчас правительство Москвы сотрудничает с десятью такими учреждениями, в которых воспитываются 150 ребятишек-сирот от 4 до 12 лет.

Уникален и другой пилотный проект по постинтернатной адаптации сирот. Он рассчитан на воспитанников детских домов, достигших 18-летия, и направлен на обеспечение защиты их прав. Первый Центр социальной постинтернатной адаптации открыт в московском районе Западное Дегунино. Это жилой дом, где живут выпускники детских сиротских учреждений, в том числе дети-инвалиды, колясочники. До 23 лет их будут сопровождать психологи и воспитатели. Это поможет решить проблему с так называемым вторичным сиротством. Суть в том, что многие из них рано женятся, рожают детей и отдают их в детдома. Специалисты же сделают все, чтобы не допустить этого.

Модель предусматривает для родителей, воспитывающих детей-сирот, материальную поддержку. Это не только единовременное пособие, которое выплачивается при передаче ребенка (до 121 тыс. руб.), но и ежемесячные выплаты усыновителям, приемным родителям и патронатным воспитателям, а также выплата на содержание детей, воспитывающихся в замещающих семьях (по 15-25 тыс. руб.). Сумма выплат зависит от возраста, состояния здоровья и количества детей.

Кроме того, приемные семьи получают денежную компенсацию (35 500 руб.) за самостоятельно приобретенные путевки на совместный отдых с подопечными детьми, решен вопрос обеспечения бесплатным детским питанием детей до трех лет, воспитываемых в замещающих семьях. Дети-сироты и их приемные родители пользуются бесплатным проездом на всех видах городского транспорта.

Те семьи, которые взяли на воспитание детей-сирот, будут и дальше получать финансовую помощь от столичных властей. По словам мэра Москвы, в 2016 г. выплаты им будут проиндексированы. «Мы можем и должны морально и материально поддерживать семьи, которые берут сирот на воспитание. Что мы, собственно, и сделали, увеличив вознаграждение таким семьям в два раза, но прошло время, и стоит подумать об индексации этих выплат, этих вознаграждений, что мы сделаем в ближайшее время»10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный отдел

Рассматривая политику государственной поддержки социального сиротства и развития системы семейного устройства детей-сирот на примере Москвы, автор определяет социальную политику как упреждающую и стимулирующую.

По большинству показателей столица является лидером среди субъектов Российской Федерации, в частности, по объему и стандартам материальной социальной помощи детям-сиротам. Из городского бюджета на их поддержку ежегодно выделяется более 1,5 млн руб.

Для подготовки москвичей, желающих взять на воспитание детей-сирот, разработаны специализированные программы для школы приемных родителей. Особые полномочия получили от московских властей органы опеки для сопровождения приемных семей. Сформировали и банк данных кандидатов в так называемые замещающиеся родители. Этого раньше никогда не было.

Политика московских властей эффективная. Наблюдается тенденция увеличения количества детей-сирот, устроенных в семьи. Так, за последние два года в три раза возросло их число, а по сравнению с 2014 г. в два раза стало больше ребят, воспитывающихся в опекунских семьях. В детдомах не осталось ни одного семилетнего ребенка-сироты. А численность детей, устроенных в семьи, на 600 человек превышает количество вновь выявленных.

К тому же данная политика целенаправленная. Проблемами этой категории детей занимаются семь департаментов социального комплекса правительства Москвы, органы внутренних дел, опеки и попечительства. Их действия скоординированы и целенаправленны, что дает основание считать успешной реализацию политики социальной поддержки не только детей-сирот, но и их приемных родителей. В частности, решены проблемы подготовки замещающих семей, улучшилась работа специализированных профильных клубов, педагогических, медицинских и психологических служб.

Региональная модель поддержки детей-сирот является и корпоративной. Это предполагает максимальную ответственность предприятий, благотворительных фондов, бизнес-структур, НКО и других акторов за судьбу сотрудников, воспитывающих детей-сирот. Им оплачивают медицинские услуги, они получают бесплатные путевки в санатории и дома отдыха и пользуются социальной инфраструктурой, а также услугами организаций, оказывающих психологическую, юридическую и педагогическую помощь.

Принцип солидарной ответственности московского сообщества за судьбу детей-сирот -один из основополагающих рассматриваемой модели. И поэтому она является общественной и административной. Основные общественные институты, осуществляющие политику их государственной поддержки, — правительство Москвы и Московская городская дума. Столич-

ные власти успешно добились того, чтобы эта политика была социально ориентированной, адресной, целенаправленной и перераспределительной. Финансовый механизм перераспределения — городской бюджет и городские социально-страховые фонды. В столице ежегодно почти 70% бюджета направляется на социальную поддержку москвичей, в том числе детей-сирот. Например, дополнительно к федеральным выплатам и компенсациям из городского бюджета им предоставляются льготы, они обеспечиваются одеждой и обувью, предметами первой необходимости, получают единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные компенсации.

Что касается административной стороны модели, то она предполагает активное сотрудничество городских властей с бизнес-структурами. Побуждая их выполнять социальные функции, столичное правительство добивается положительного решения обязательного отчисления налогов в социальные фонды, выплаты зарплаты родителям или опекунам не ниже установленного уровня.

Региональная модель поддержки детей-сирот и развития системы их семейного устройства является также стимулирующей. Она реализуется не только потому, что в Москве высокий уровень экономического развития, но и благодаря многочисленной и качественной социальной инфраструктуре.

Ее создание — заслуга столичных властей. Но не только — здесь важна и позиция активно действующего гражданского общества. Московские власти верно определили принцип взаимодействия с организациями городского сообщества — их косвенное участие в решении социальных проблем детей-сирот. Им установили правовые, кредитно-финансовые и налоговые «правила игры». Созданы такие системы налогообложения и поддержки, которые взаимовыгодны для всех акторов сотрудничества. Например, выделяются из городского фонда помещения для их работы, причем аренда или стопроцентно оплачивается из столичного бюджета, или организации оплачивают ее по минимальной льготной цене. Выделяются субсидии после проведенных конкурсов социально значимых проектов и программ. А предприятия, бизнес-структуры и другие направляют вложения и инвестиции на реализацию городских социальных проектов и программ, касающихся в том числе детей-сирот.

Реализация модели рассчитана не на год или два, она долгосрочная. Сейчас московские власти реализуют 16 государственных программ («Социальная поддержка», «Столичное образование», «Столичное здравоохранение», «Жилище» и др.), в которых предусмотрено решение проблем семей, воспитывающих детей-сирот.

Анализируя политику региональной государственной поддержки социального сиротства и развития системы семейного устройства детей-сирот, автор делает следующие выводы.

1. Накопленный в Москве опыт развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот может быть успешно использован в других российских регионах. Рассматриваемая модель характеризуется высокой эффективностью ее реализации.

2. Московская практика модели ориентирована на особое внимание роли биологической семьи в воспитании детей-сирот. Главным приоритетом московских властей и социальных служб является сохранение связей детей с кровной семьей. Это позволяет одновременно решить две проблемы — оказывать детям помощь, которую они получают в семье, и помогать быстро решать ее трудные жизненные ситуации.

3. Реализация модели обеспечивается на основе таких ключевых мероприятий, как проведение индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении; преобразование детских домов, школ-интернатов, реабилитационных центров, домов ребенка в центры содействия семейному воспитанию; появление новых форм работы с детьми-сиротами и их родителями, в частности, изменение подхода к подбору замещающих семей — вместо существующего преимущественно заявительного на активно-поисковый.

4. Без развития системы стимулирования, и не только материального, повышения социального статуса усыновителей, опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей невозможно решать проблемы рассматриваемой категории москвичей. Не будут решаться и задачи преодоления социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот, если не вовлечены в работу с ними организации, благотворительные фонды, НКО и бизнес-структуры и др.

Примечания

1 См.: Собянин С. С. В Москве число детей-сирот увеличилось вполовину. URL: http://www.mos.ru (дата обращения: 17.11.2015).

3 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиям в сфере опеки и попечительства : закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 51. URL: http://www.spravka@.duma.mos.ru (дата обращения: 01.05.2015).

9 См.: Дзугаева А. З. Счастливое детство должно быть у каждого // Моск. правда. 2015. 16 нояб.

10 Собянин С. С. Указ соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 32.019.52

ПРОБЛЕМА «ЭЛЕКТРОННОЙ СОВЕСТИ» В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

с. В. дубровская

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: dubrik80@mail.ru

В статье дается характеристика понятия «электронная совесть». Рассматриваются примеры электронного взаимодействия населения и государственных структур. Приводится пример использования репутации как ключевого инструмента оценки общечеловеческих и профессиональных качеств индивида и организации.

Ключевые слова: «электронная совесть», интернет-портал «Госуслуги», репутация, «идеальная демократия».

Статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Федеральным Законом №159 от «21» декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» далее ФЗ №159, а также Семейным Кодексом Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации в статье 121 объединяет всех детей в одну категорию, как детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, а ФЗ №159 делит их на две подкатегории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует мнение, что эти дети отличаются тем, что дети-сироты – это, как правило, дети из благоприятных семей, чьи родители внезапно погибли при трагических обстоятельствах, например, в автокатастрофе. И что такие дети более социализированы, образованы и т. п. Данное мнение, на наш взгляд является в корне не верным. Как такой вывод можно сделать о детях, которые потеряли родителей в возрасте полугода? Или как можно судить насколько была благоприятна обстановка в семье до гибели родителей? На наш взгляд такое деление является формальным, так как все эти лица имеют равные права на защиту государства и по нашему мнению это всего лишь дань традиции. Например, не до конца ясно, чем отличаются дети, чьи родители умерли, от детей, чьи родители признаны умершими по решению суда. Только тем, что у одних есть только свидетельства о смерти родителей, а у других решение суда и свидетельства о смерти родителей.

Рассмотрим более подробно, какие дети приобретают статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все указанные лица должны быть не старше восемнадцати лет.

  1. Лица, у которых умерли оба либо единственный родитель. Подтверждается свидетельством о смерти родителей, или решением суда об объявлении родителей умершими.
  2. Лица, родители которых лишены в их отношении родительских прав либо ограничены в родительских правах. Подтверждается решением суда о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав. Здесь следует учесть, что при ограничении родителей в родительских правах, если причины такого ограничения не были устранены, то в течение шести месяцев органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
  3. Лица, родители которых отсутствуют (неизвестны). Подтверждается свидетельством о рождении, решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими.
  4. Лица, родители которых являются недееспособными либо ограниченно дееспособными либо находятся в лечебном учреждении. Подтверждается решением суда о признании недееспособными или ограниченно дееспособными. Как правило, ограниченно дееспособными признаются лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, в таком случае они должны быть также лишены по этим основаниям родительских прав. И справкой из медицинского учреждения о заболевании родителей, препятствующем выполнению родительских обязанностей.
  5. Лица, родители которых находятся под стражей или в местах лишения свободы. Подтверждается справкой из мест заключения.

Кроме того Федеральный Закон №159 вводит понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. То есть это лица, которые в возрасте до 18 лет приобрели статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Данное определение используется только в рамках ФЗ №159 и в других законах не содержится. Такой возраст (23 года), установлен государством не случайно. Так как по достижении совершеннолетия люди обычно поступают в учебные заведения, и установление такого возраста позволяют человеку пройти обучение, и находиться при этом под дополнительной государственной защитой. А лица старше 23 лет уже являются социально зрелыми и могут обеспечивать себя самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *