Летняя практика в школе

Отработка, часто практикуемая в школах, без согласия учеников и их родителей запрещена Международной Конвенцией о рабстве, Конвенцией Международной организацией труда о принудительном и обязательном труде и Конституцией России.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

В силу закона школа не может заставить вас приходить отрабатывать летом. Помимо прочего, это является нарушением права учащегося на отдых. Есть утвержденный график занятий и учебный план. Все что не предусмотрено учебным планом не может быть обязательным.

Поскольку отработка — дело это сугубо добровольное, то никакой ответственности и наказаний за отказ быть не может. Школа может просить и предлагать желающим, но не вправе угрожать и наказывать. Это будет прямым нарушением закона.

Если же со стороны администрации школы все-таки будут приняты меры по наказанию школьника (штраф) – пишите жалобу в прокуратуру (на принудительный труд и незаконное привлечение к ответственности).

Что делать если принуждают к отработке

Принуждение к отработке, принятие каких-либо санкций к тем, кто отказывается отрабатывать является незаконным и может быть основанием для обращения с жалобой в прокуратуру.

Шаг 1. Вы можете игнорировать требования об отработке или дежурстве в школе, либо обратиться с письменным заявлением на имя директора школы, где указать, что отказываетесь дежурить так как это противоречит нормам статьи 34 Закона «Об образовании в РФ».

Шаг 2. Если в отношении вас применяются какие-либо санкции за отказ от дежурства или отработки — вы можете направить жалобу в органы управления образованием или в прокуратуру. Прокуратура вынесет представление об устранении нарушений.

Обязательно только то, что предусмотрено учебным планом

В школьной программе может быть учебная практика, которая предусматривается учебным планом. Поэтому, если ребёнка направляют на прохождение практики, вы можете поинтересоваться на основании чего данное направление происходит. Если это не предусмотрено учебным планом или уставом школы, соответственно, вы имеете полное право туда не ходить. Этот отказ не может быть основанием, чтобы не перевели ребёнка в др.класс или не выдали учебники.

Например, согласия родителей на работу детей на уроках труда не требуется, так как эти мероприятия входят в учебный план и являются частью образовательной программы. Для учащихся они являются обязательными.

Могут ли привлекать к дежурству по школе

Школьники могут быть привлечены к дежурству на добровольной основе. Дежурство по школе может быть частью взятых на себя обязательств школьного актива. Активные школьники могут поошряться администрацией. Но дежурство не может быть принудительным.

В школах есть технический персонал, который обязан в силу своей должности мыть пол, накрывать столы в столовой. Если нужно расчистить территорию от снега или помыть окна, школа должна решать эти вопросы за счет привлечения сторонних организаций на условиях оплаты.

Верить ли угрозам наказания за отказ от отработки

Несмотря на прямой запрет Закона и активное вмешательство прокуратуры — многие школы продолжают использовать труд учащихся, как бесплатную рабочую силу и доступный способ сэкономить бюджет на услугах клининга.

Школьники и их родители, в большинстве случаев, сами поддерживают эту практику, со всем безропотно соглашаются и не идут на конфликт. А задумываются об отказе только в самых крайних случаях.

«Меня заставляют отрабатывать на пришкольном участке, очень сильно давят, угрожают выдать недействительный аттестат без печати или не выдать вообще.Каждый год с 6 класса заставляют отрабатывать по 8-9 дней летом, поливать и садить цветы, кустарники, красить бордюры, подметать, работать в библиотеке, количество часов я не знаю, но начинается в 9 утра, обычно 2-3 часа. Говорят, что написано в школьном уставе, и я не имею права отказываться, звонят родителям»
«Поступают угрозы, что у нас будут проблемы и грозятся не перевести в 11 класс»
«Сегодня нам объявили, что мы должны в обязательном порядке отработать в школе: красить, вытаскивать мешки с мусором и т.д. Все это будет продолжаться 5 дней по 4 часа»
«Завуч угрожает 2 годом если не буду ходить на отработки»
«В 10 классе у нас в школе обязательные 21-дневные летние отработки. Однако,мы не из этого города и вынуждены ездить в школу на транспорте, но на летний период автобус отменили и администрация школы сказали нам, что мы обязаны ездить на отработки, иначе мы не будем переведены в 11 класс. И если ездить на такси, то месяц выходит около 4500 рублей и нам это никто не собирается оплачивать»
«Моя дочь, ученица 8 класса. 31 мая она уезжает в детский оздоровительный лагерь по путевке. Преподаватель ей сказал, что у нее отработка и она не поедет. Если она не отработает, ее могут отчислить из школы. Моя дочь боится ехать в лагерь»

Угрозы учителей — это только слова. Нельзя просто так, взять и не выдать аттестат, поставить двойку или пе перевести в следующий класс. Это уже будет серьезным нарушением закона, за которым последует реальная ответственность школы. Поэтому можно просто не идти на отработку, понимая что это незаконное требование. Можно сослаться на закон и на то, что родители не дали свое согласие.
Любой факт принуждения на словах можно обжаловать в прокуратуру, указав, что дети выходят на отработку без письменного согласия от родителей.

Если школа ссылается на Устав и локальные акты

Как известно многие учебные заведения к закону написали еще свои локальные акты — положения о дежурстве в классах, о приеме в первый класс школы, о переводе учащихся — и еще много разных документов, регламентирующих жизнь и поведение ребенка в школе. Достаточно примеров, когда данные акты отменяли по протесту прокурора.

Истории по теме:

Прокуратура признала незаконными школьные дежурства

Прокуратура запретила школьникам убирать классы

Прокуратура Камчатки запретила привлекать школьников к уборке классов

Отсылки к Уставу школы не являются основанием для принуждения к отработке, так как положения локальных актов применяются только в части, которая не противоречит федеральному законодательству. Закон же накладывает однозначный запрет на принуждение школьников к труду без добровольного согласия родителей.

Что касается поборов деньгами взамен отработки, то это тоже выходит за рамки правомерного поведения. Школа может оказывать только платные образовательные услуги в дополнение к основным — за это можно деньги платить, но не за отработку.

Попросите показать документы, где данные вопросы закреплены (то есть, где сказано, что ребёнок должен отработать или заплатить). В ситуации конфликта можете направить заявление о нарушении прав ребёнка в отдел образования города и Прокуратуру.

Можно ли привлекать к отработке по время каникул и на каких условиях?

Можно только на условиях добровольности. Школа может предложить желающим принять участие в проведении работ по благоустройству школы. Но это допускается только по желанию, без принуждения и при наличии согласия родителей. Школа может доказать факт согласия на летнюю отработку — предъявив соответствующее письменное согласие от родителей. При отсутствии согласия в письменном виде, прокуратура может привлечь администрацию школы к ответственности.

Наступает лето, а вместе с ним — пора школьных отработок, пятой трудовой четверти. В это время школьники работают на благо школ: моют полы и парты, ухаживают за садом и огородом, протирают книги в библиотеке. Родители, памятуя о том, как сами отрабатывали практику в школах, не возмущаются. На самом деле это — нарушение прав ребёнка.

Самое главное, что родители должны знать, что согласно главе пятой, статье 50, пункту 14 Закона РФ «Об образовании…» привлечение школьников к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их самих и их родителей (письменного!) запрещён! Отсюда следует вывод: школьная практика может быть только на добровольной основе. Не сомневайтесь, все учителя об этом знают. Но некоторые недобросовестные руководители до сих пор стараются экономить на детях. Ведь сделать школу чистой можно двумя способами:

  1. наняв профессиональных рабочих — и заплатив им соответствующую заработную плату;
  2. заставив работать школьников — под присмотром взрослого человека они выполнят всю работу не так быстро, зато бесплатно.

Чем пугают родителей и школьников?

За пропуск летней практики учителя грозят:

  • не перевести в следующий класс (оставить на второй год);
  • не выдать бесплатно учебники;
  • заставить мыть класс после уроков в новом учебном году;
  • создать им «весёлые» условия для обучения, то есть — устроить травлю одноклассниками, прошедшими практику.

Что придумали родители

Нежелающих проходить школьную практику было достаточно во все года. Поэтому родители давно научились решать подобные проблемы несколькими способами.
Самый безотказный — медицинская справка. По состоянию здоровья нельзя ребёнку заниматься трудом на благо школы и точка. Никаких претензий. Как взять справку знают все.
Ещё один, ещё более безотказный, способ — деньги или другое подношение. Нужен школе песок? А я как раз на песчаном карьере работаю — привезу грузовичок. А может быть, вам бумагу купить для факса? Порой просто 100-500 рублей в руки учителю творят чудеса.
Однако родители должны понимать, что эти методы незаконны. И пусть они идут в ответ на незаконное действие школы — всё равно, это — плохой пример для ребёнка, который запоминает: нарушать закон можно, так как это делают самые близкие люди и самые ответственные учителя.

Что придумали школьники

Школьники — народ сообразительный. Чтобы быстрее управиться с практикой, они берут с собой друзей и подруг. Вместе веселее и быстрее.

Что придумали учителя

  • Внесли пункт об обязательной летней практике в Устав школы и заставляют подчиняться ему, так как вы его подписывали, отдавая ребёнка именно в эту школу.
  • Вы должны знать, что в данном случае Устав противоречит основному закону страны и закону об образовании, а потому в части летней практики точно не действует. Если учителя продолжают настаивать — можно подавать в суд.
  • Внесли прохождение летней практики в учебную программу, к примеру, по биологии. Дети на практике изучают рост растений и уход за ними. Понятно, что драить полы и мыть окна на этой практике они не должны.
  • Создали летние трудовые отряды. Дети работают в школе и получают за это деньги. Наиболее популярный вид практики, любимый и школами и учениками.

Теги

Дата: 6 июня 2015 Елена Рубрика: Каникулы

Практически все современные школы достаточно активно привлекают школьников к труду в виде летней школьной практики. Всё бы ничего, да многие учебные заведения грозятся не перевести ученика в следующий класс, если он не отработает определённое количество часов. Насколько же законна и полезна летняя практика для ребёнка? Об этом мы и расскажем в сегодняшней статье.

В чём заключается суть школьной летней практики?

Многие общеобразовательные заведения трактуют летнюю практику в школе как некую разновидность учебных занятий. Однако мы прекрасно понимаем, что это не так. На деле всё сводится к тому, что детишки несколько часов подряд моют окна и парты, а затем убирают школьный двор, выполняя работу техперсонала. В большинстве случаев подобная практика является инициативой администрации школы и даже не фигурирует в учебном плане. Что же она может дать? А ничего, кроме бесценного навыка махания веником. Безусловно, речь сейчас идёт лишь об общеобразовательных школах, поскольку в специализированных лицеях подобное не практикуют.

Не возникает сомнений в том, что подобной работой должен заниматься техперсонал школы

Вряд ли можно найти такого школьника, который бы с гордостью заявил: «А мне нравится летняя практика!» А всё потому, что ученики просто так теряют две, а порой и три недели каникул, которые они могли бы провести на берегу моря, в спортивном, оздоровительном лагере или где-то ещё, чтобы успеть отдохнуть и соскучиться по школе.

Что прописано в законе?

Не спешите вооружаться веником, шваброй и бежать отрабатывать необходимые часы. Оказывается, летняя практика в школе – совсем не обязательное мероприятие. Об этом говорится в федеральном Законе «Об образовании», где в ещё в далёком 1992 году была отменена принудительная отработка в школе. Достаточно заглянуть в статью 50, пункт 14 и 16. Если вкратце изложить суть данной статьи, то она сводится к следующему: школьники, учащиеся в общеобразовательных учреждениях, не имеют права быть привлечёнными к труду (если он не предусмотрен образовательной программой) без согласия самих учеников и их родителей. В 16 пункте статьи Закона указывается, что все школьники учреждения могут посещать мероприятия (которые не предусмотрены учебным планом) в свободной форме.

Как видите, школа не может просто так взять и заставить ребёнка отрабатывать школьную летнюю практику. Стоит также отметить, что и сами часы школьной практики давно не фигурируют в учебных планах. Получается, что отработка должна быть сугубо добровольным делом, и администрация школы не имеет конституционного права заставлять ребят трудиться без их согласия.

Поэтому, когда директор школы начнёт говорить о том, что не переведёт школьника в следующий класс, если тот не будет посещать практику, то смело можете привлекать администрацию учебного заведения к ответственности за принудительную отработку. А это может грозить большим штрафом или вовсе увольнением.

Владимир Филиппов подтвердил слова о том, что летняя практика является незаконным мероприятием

О том, что школьная летняя практика является незаконной, заявил и экс-министр образования РФ Владимир Филиппов. Он сказал, что любая школьная отработка без согласия учеников и их родителей может позиционироваться как чистый произвол администрации учебных заведения. Более того, если вы обратитесь к любому квалифицированному юристу, он подтвердит вышесказанные слова о том, что подобные обязательства просто-напросто противоречат Конституции РФ. Поэтому абсолютно любой ученик может не переживать и отказаться от подобной отработки.

Таким образом, летняя школьная практика не может быть принудительной (если она не предусмотрена образовательной программой) и является добровольным делом родителей и их детей.

  • Елена

В настоящее время не многие школы сохранили свои пришкольные участки. В полном объеме они функционируют, пожалуй, лишь в некоторых школах, в том числе и в нашей Лужковской средней школе. На протяжении последних пяти лет мы работали над проектом «Экологическое воспитание учащихся посредством пришкольного участка». Для его реализации у нас имеется хорошая база: музей природы, зимний сад, водный сад, дендрарий, экологическая тропа протяженностью 1,3 км, питомник древесных растений, сад лекарственных растений, фитобар, реализуется проект «Зеленая аптека», есть плодовый сад, сад черной смородины и сад черешни, дети ухаживают за сквером в агрогородке Лужки. Работает школьное лесничество «Первоцвет», налажено сотрудничество с Лужковским лесничеством. В 2018 году открыт экологический класс в рамках проекта «Развитие потенциала сельской территории Шарковщинского района», инициированного международной общественной организацией «Природа и мы». С 2003 года школа сотрудничает с ГНУ «Центральный ботанический сад» НАН Республики Беларусь. Мы считаем, что роль пришкольного участка очень велика в воспитании подрастающего поколения. Пришкольный участок — это для учащихся своего рода «азбука земли». Он является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде, примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Практические работы на пришкольном участке играют большую роль в трудовом и профориентационном воспитании учащихся. С малых лет у школьников формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям. Пришкольный участок используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого невозможно вести уроки трудового обучения и биологии на уровне современных требований, а также для выращивания овощей для школьной столовой. В летнее время традиционно в школе проходит летняя практика. Учащиеся участвуют в благоустройстве пришкольной территории, поддерживают идеальный порядок и чистоту, ухаживают за цветами, за овощными культурами, чтобы получить хороший урожай. Учащиеся своевременно выпалывают сорняки, рыхлят междурядья, обрезают боковые побеги у древесных растений, производят стрижку кустарников. В период летней трудовой практики школьники применяют теоретические знания, полученные на уроках биологии, учатся работать на земле, ухаживать за растениями. Дети выполняют несложные опыты с растениями, оформляют результаты наблюдений, изготавливают гербарии к различным разделам курса биологии. Тем самым дети закрепляют знания по биологии, осваивают методы выращивания растений, приобщаются к коллективному труду. Исследовательская работа воспитывает умение анализировать, сравнивать, делать выводы. В сентябре—октябре и весной обычно проводится посадка деревьев и кустарников, а также размножение многолетников. Наши школьники принимают участие в различных экологических акциях, пишут исследовательские работы и сочинения, рисуют плакаты. Одной из традиционных природоохранных акций для учащихся нашей школы является «Очистим берег от мусора», целью которой является приведение в порядок пляжа на школьном стадионе на летний сезон, чтобы дети могли здесь купаться без ущерба здоровью. Пришкольный участок, по мнению многих жителей нашего агрогородка Лужки, один из лучших в районе. И в этом неоспоримая заслуга нашего директора школы Ларисы Викторовны Гараниной, которая вкладывает душу в создание дизайна пришкольной территории. Геометрическая четкость линий в сочетании с красотой растений формируют эстетические чувства, воспитывает бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему. Наши цветники отличаются разнообразностью растений, яркостью и продолжительным цветением. Практически с ранней весны и до поздней осени «горят» яркими цветами многолетников и однолетников наши клумбы.

Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании бережного отношения к ней. При работе на пришкольном участке дети постигают закон рационального природопользования, который означает, что нельзя пытаться покорять природу, а нужно сотрудничать с ней. В сентябре—октябре 2018 года наша школа приняла участие в открытом конкурсе «Пришкольный участок как образовательная площадка для современных безопасных агротехнологий» среди школ Витебщины, Гомельщины и Минщины.

Организатором открытого конкурса среди сельских школ выступила общественная организация «Белорусский Зеленый Крест». Мероприятие прошло в рамках проекта международной технической помощи «EU4Youth: «Школьный сад» для развития сельскохозяйственного предпринимательства», финансируемого Евросоюзом и софинансируемого Международным Зеленым Крестом. Конкурс состоял из двух этапов. Первый был заочным. Во время него более чем из 100 заявок отобрали 25. Второй — очный —состоялся 5—6 ноября в образовательном центре ОО «Белорусский Зеленый Крест». В очном туре участвовали 11 школ Витебщины, 7 школ Гомельщины и 6 школ Минщины. Представители каждой школы за 15 минут должны были презентовать свой проект пришкольного участка, рассказать, какие плодово-ягодные и овощные культуры они выращивают, какие у них планы на ближайшее будущее, ответить на вопросы жюри и других участников конкурса. Также во время встречи прошел круглый стол на тему создания производственных инкубаторов и моделирования сети «Школьный сад», состоялась экскурсия на учебно-демонстрационную площадку по органическому земледелию образовательного центра ОО «Белорусский Зеленый Крест». Наша школа на очном этапе конкурса получила Диплом ІІ степени, а это значит, что в течении 4-х лет мы будем участвовать в проекте международной технической помощи «EU4Youth: «Школьный сад» для развития сельскохозяйственного предпринимательства».

Е. ОРЕХОВА,

заместитель директора по воспитательной работе.

До 18 лет они имеют право решать за вас. Единственным вариантом для вас может быть только эмансипация.

ГК РФ Статья 27. Эмансипация

Позиции высших судов по ст. 27 ГК РФ >>>

1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

либо официально трудоустраиваетесь чтобы родители не принимали за вас никаких решений, либо в брак)))

изучите

ГК РФ Статья 21. Дееспособность гражданина

1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.
При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Лайкните, если мой ответ вам помог Илья!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *