Лечебно оздоровительная местность

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

1578

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

В земельном законодательстве существует такое понятие, как земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Определение термину дается в ст. 96 Земельного кодекса РФ. Это площади, на которых имеются ресурсы природного происхождения, применяющиеся для излечения ряда болезней, а также с целью проведения профилактических процедур.

На таких площадях размещаются округа санитарной охраны, а также назначается правовой режим охраны курортов федерального значения.

Если земли, лежащие в пределах таких границ, состоят в пользовании граждан или в распоряжении третьих лиц, они не подлежат выкупу или отчуждению, кроме ситуаций, когда назначен режим землепользования, который предусматривает изъятие наделов из оборота. В этом случае земли первой санитарной зоны выкупаются у собственников, а обладатели земель второй и третьей зон вправе эксплуатировать свои участки только в рамках назначенного режима.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Все вопросы, связанные с этой темой, регулирует Федеральный закон № 26-ФЗ от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Земли лечебно-оздоровительного типа имеют определенный состав. В данный комплекс входят участки, принадлежащие к природным комплексам, подходящим для выполнения мероприятий лечебного и профилактического характера:

  • минеральные источники и водные месторождения;
  • лечебные грязи;
  • рапа (соляной раствор) лиманов, озер;
  • курорты с благоприятными для здоровья климатическими условиями;
  • иные зоны, имеющие возможности лечебного характера.

В зависимости от уровня значимости определяется принадлежность данных земель. Участки могут состоять в распоряжении государства, региональных или муниципальных ведомств.

Округа санитарной охраны

В зависимости от того, какое значение имеет местность, зона признается курортной уполномоченным ведомством. Для определения ценности земельной зоны проводится ряд тестов курортологической и гидрогеологической направленности. Федеральное, региональное или местное значение земли могут получить при наличии конкретного законодательного акта.

Для сохранения благоприятных лечебных условий, а также соблюдения должной экологической обстановки природной зоны, на землях устанавливаются санитарные округа или зоны. В России для федеральных курортов зоны определяет Правительство РФ, для регионов – руководство субъектов, а для местных земель – муниципалитет. Выделяется три зоны, каждая из которых имеет определенный природоохранный режим. При высокой вероятности нанесения вреда массиву назначается первая зона, а во второй и третьей зонах располагаются участки, в отношении которых установлен режим ограниченного пользования.

Изъятие земельных участков в границах санитарных зон

Если земельные участки располагаются в пределах санитарных зон, то они не подлежат отчуждению или выкупу кроме случаев, когда предусмотрено полное изъятие таких земель из оборота.

Обычно такой порядок устанавливается в отношении территорий первой санитарной зоны. В таком случае собственник надела получает компенсацию за отчужденный участок в размере рыночной стоимости участка.

Что касается земель первой и второй зон, то такие территории можно эксплуатировать, но в порядке, определенном земельным законодательством относительно зон, требующих установки особого охранного режима.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. В рамках землепользования выделено такое понятие, как лечебно-оздоровительные зоны и курорты.
  2. В состав таких земель входят минеральные источники, лечебные грязи, солевые озера, курортные зоны.
  3. Относительно природных зон назначается определенный режим землепользования с обязательным разграничением на санитарные зоны.
  4. Если в комплекс земель входят частные земли, собственники не лишаются в отношении них своих прав кроме случаев, когда земли изымаются из оборота.
  5. При отчуждении участков собственники получают материальную компенсацию в размере рыночной стоимости.
  6. Если массив расположен во второй или третьей санитарных зонах, то собственник или пользователь вправе и дальше распоряжаться земельным участком, но в режиме эксплуатации особо охраняемой зоны.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям

Вопрос: Добрый день. Меня зовут, Наталья. Подскажите мне, пожалуйста, как поступить в сложившейся ситуации.

У меня есть земельный участок, который я приобрела пять лет назад у своей подруги. Разумеется, на него имеются все необходимые документы. Места там красивые, однако, приобретала я его по невысокой цене, поскольку планировала строительство домика.

Недавно выяснилось, что на моем участке существует минеральный источник, который благотворно влияет на здоровее человека и администрация нашего поселка прислала мне уведомление о предстоящем изъятии территории из оборота, так как рядом с источником установлена первая санитарная зона.

Как я поняла из документа, никакой компенсации мне не полагается. Подскажите, положена ли мне выплата? И что мне необходимо сделать, чтобы ее получить. Могу ли я не отдавать участок?

Ответ: Здравствуйте, Наталья. Согласно ст. 96 ЗК РФ, лечебно-оздоровительные зоны и курорты могут быть определены федеральными, региональными или местными властями при наличии законных оснований. То есть земля должна располагать лечебными возможностями природного происхождения.

В вашем случае это действительно так – обнаруженный источник представляет собой лечебную ценность. Поскольку существует вероятность причинения вреда минеральному месторождению, в отношении него устанавливается первая санитарная зона. Соответственно изъятие земли из оборота вполне возможно и уполномоченное ведомство имеет на это действие законное право.

Так как вы являетесь собственником территории, то при изъятии вам положена компенсация рыночной стоимости участка, установленной на момент исчисления возмещения. При несогласии с размером выплаты, вы имеете полное право обратиться в суд.

Что касается отказа в передаче земли в распоряжение исполнительного ведомства, то вы не имеете на это законного права, а любое препятствие в данном случае будет являться нарушением требований законодательства.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Земли природоохранного назначения
  2. Земли рекреационного назначения
  3. Земли историко-культурного назначения и особо ценные земли
  4. Земли лесного и водного фонда, земли запаса

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ОКРУГОВ САНИТАРНОЙ (ГОРНО-САНИТАРНОЙ) ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2015 года N 437

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ОКРУГОВ САНИТАРНОЙ (ГОРНО-САНИТАРНОЙ) ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Законом Воронежской области от 09.10.2007 N 96-ОЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах на территории Воронежской области» правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области — руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Увайдова М.И.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОКРУГОВ САНИТАРНОЙ (ГОРНО-САНИТАРНОЙ) ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Утвержден
постановлением
правительства Воронежской области
от 26.05.2015 N 437

1. Настоящий Порядок организации округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения (далее — порядок), разработанный в соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Законом Воронежской области от 09.10.2007 N 96-ОЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах на территории Воронежской области», определяет порядок установления границ и режимов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, а также особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
2. Для обеспечения режима охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения создаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
3. Округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам.
4. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если в лечебно-оздоровительных местностях и курортах регионального и местного значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории природных лечебных ресурсов).
5. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
— месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;
— месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
— лечебный климат;
— акватории озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
— пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
— леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
— участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
6. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к природным лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать законодательству Российской Федерации и Воронежской области.
7. Территория и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, документации по планировке территории и генеральных планов развития территорий.
8. Разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения производится организациями по заданиям заказчика.
Проекты округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения разрабатываются для территорий, признанных в установленном порядке лечебно-оздоровительными местностями или курортами регионального или местного значения, и направляются заявителями в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов на территории Воронежской области (далее — уполномоченный орган) для принятия указанным органом решения по организации округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения.
9. Заявителями могут выступать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, физические и юридические лица, в ведении которых находится лечебно-оздоровительная местность или курорт регионального и местного значения.
10. Для принятия уполномоченным органом решения по организации округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального и местного значения в указанный орган заявителем направляются следующие документы на бумажном носителе и в электронном виде:
— заявление (в произвольной форме), содержащее следующие сведения:
1) для юридических лиц — полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, юридический и фактический адрес, телефон, факс, адрес электронной почты, фамилия, имя, отчество руководителя; для физических лиц — фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, телефон, адрес электронной почты;
2) наименование и место расположения лечебно-оздоровительной местности или курорта с указанием их координат в системах WGS-84, МСК-36;
3) опись (перечень) представляемых документов;
— проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны соответствующей лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального и местного значения, подготовленный с использованием схем для формирования документов в формате XML, содержащий сведения о режимах охраны и сведения о границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны в форме описания и в системах координат WGS-84, МСК-36, согласованный с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения и органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого находится лечебно-оздоровительная местность или курорт регионального и местного значения.
Ответственность за достоверность и полноту представленных данных несет заявитель.
11. Срок рассмотрения материалов, представленных для организации округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального и местного значения составляет 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.
По результатам рассмотрения уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
— об организации округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального и местного значения;
— об отказе в организации округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального и местного значения и возвращении материалов заявителю для устранения имеющихся замечаний и доработки проекта.
12. В случае принятия решения об организации округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального и местного значения уполномоченный орган готовит приказ об организации округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального и местного значения и в течение 7 рабочих дней со дня его издания направляет копию данного приказа заявителю, органам местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которого находится лечебно-оздоровительная местность или курорт, исполнительному органу государственной власти, обеспечивающему разработку и реализацию государственной политики в сфере здравоохранения на территории Воронежской области, исполнительному органу государственной власти, обеспечивающему на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сфере архитектуры и градостроительной деятельности, а также в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области.
13. В случае принятия уполномоченным органом решения о несоответствии документации требованиям, установленным пунктами 8, 10 настоящего Порядка, уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней со дня принятия данного решения направляет заявителю соответствующее письменное уведомление об отказе в организации округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального и местного значения.
14. На территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных и природоохранных мероприятий.
15. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения.
Округ горно-санитарной охраны может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей).
Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта регионального и местного значения.
В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, — до одной (второй) зоны. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.
16. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров — по его противоположному берегу.
17. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:
— строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
— строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
— размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
— строительство транзитных автомобильных дорог;
— строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;
— размещение кладбищ и скотомогильников;
— устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;
— складирование и захоронение отходов производства и потребления;
— массовый прогон и выпас скота;
— использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;
— сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски);
— вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода и санитарных рубок, согласованных с уполномоченным органом.
Границы второй зоны устанавливаются:
— для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;
— для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
— для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;
— для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.
18. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
19. Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального и местного значения совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны — с внешними границами этих зон.
20. Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения осуществляются в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования территорий, утвержденными в установленном порядке.
21. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения осуществляют:
— в первой зоне — пользователи природных лечебных ресурсов;
— во второй и третьей зонах — пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, собственники земельных участков и проживающие в этих зонах граждане.
22. Вынесение на местность установленных границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется заявителем не позднее чем через двенадцать месяцев после утверждения округа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, производится соответственно уполномоченным органом и органом местного самоуправления через средства массовой информации или официальные сайты указанных органов в сети Интернет.

Дата: 03.03.2010

В современных условиях развития экономики государства, реализации мер, направленных на укрепление малого и среднего бизнеса в России, актуальными являются вопросы применения законодательства, регулирующего земельные правоотношения.

Фактически по стране идет вторая волна приватизации, связанная с приобретением в собственность земельных участков, что обусловливает значительное увеличение судебных споров.

Об этом свидетельствует увеличение в 2008 г. почти в два раза количества дел с применением законодательства, регулирующего земельные правоотношения. Так, если в 2007 г. арбитражными судами было рассмотрено 8 150 дел по спорам, предметом которых являлись земельные участки, то в истекшем году таких дел рассмотрено 15 279. Около половины рассмотренных дел (48,2%) связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств из совершения сделок с землей.

В первом полугодии 2009 г. Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа рассмотрено 103 дела соответствующей категории.

При рассмотрении таких споров зачастую возникают вопросы о правомерности заключения договоров купли-продажи, о действительности ненормативных правовых актов и о законности действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц по предоставлению (отказу в предоставлении) в собственность индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам земельных участков, входящих в состав особо охраняемых природных территорий.

Земельные участки в Российской Федерации являются объектами гражданских прав и согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу.

Отнесение земельных участков к объектам недвижимости явилось основанием закрепления специального правового режима их определения в гражданском обороте.

В частности, при отчуждении земельного участка требуется указание данных, позволяющих определенно установить земельный участок (данные кадастрового учета). Продавец обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка, ограничениях его использования, о государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на него, особенностях момента возникновения права собственности у приобретателя этого имущества, его передачи и т д.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ, По общему правилу земельные участки могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица), если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте законодательными актами.

Пунктом 4 ст. 27 ЗК РФ устанавливается исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых из оборота.

При этом к земельным участкам, изъятым из оборота, отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории, находящиеся в федеральной собственности.

Изъятыми из оборота являются земли, на которых расположены объекты, обеспечивающие государственную безопасность и оборону, а также объекты атомной промышленности государства.

Поскольку п.. 2 указанной статьи не позволяет предоставлять такие участки в собственность, у судов не возникает вопросов при рассмотрении споров, объектом которых являются земельные участки, изъятые из оборота.

Вместе с тем суды испытывают затруднения при рассмотрении споров, объектом которых являются земельные участки, ограниченные в обороте.

В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ к таковым относятся земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ.

Охрана курортов и их земель, относящихся к особо охраняемым природным территориям, согласно п. 2, 3 ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

В соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» постановлением Правительства РФ от 07.12.96 № 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которым установлено, что для охраны особо охраняемых природных территорий создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны. В составе округа выделяется до трех зон.

Из п. 2 ст. 27 ЗК РФ следует, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежат отчуждению земельные участки, в том числе в составе земель особо охраняемых природных территорий.

Практика рассмотрения таких дел различна.

Так, по одному из дел Общество в порядке ст. 36 ЗК РФ обратилось в администрацию Кировского района с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 18 575 кв.м, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий Обществу на праве собственности.

Арбитражный суд Приморского края, рассмотрев 22.02.06 дело по заявлению Общества о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Кировский район» об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в пгт. Кировский, отказал в удовлетворении требования Общества.

При этом суд сослался на п. 5 ст. 27 ЗК РФ, п. 3, 4 ст. 32 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», постановление Минздрава СССР и ВЦСПС от 28.02.78 № 8-68.

Судами апелляционной и кассационной инстанций решение суда оставлено без изменения.

Определением ВАС РФ отказано в передаче в Президиум данного дела для пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов.

Состав судей ВАС РФ указал на установление судебными инстанциями того обстоятельства, что границы округов санитарной охраны курортов общесоюзного значения были определены в порядке, установленном законодательством, и на момент рассмотрения настоящего требования не изменены Земельный участок, с заявлением о приобретении которого в собственность обратилось Общество, расположен в границах округа санитарной охраны зоны курорта и в силу законодательства относится к земельным участкам, ограниченным в обороте.

Таким образом, подход судов, поддерживающих позицию органов самоуправления о невозможности предоставления в собственность земельных участков, расположенных в третьей зоне санитарной охраны курорта, был обоснован и оправдан.

Однако в дальнейшем судами была изменена правовая позиция по этому вопросу.

Так, в рамках разрешения другого дела установлено, что по договору купли-продажи предприниматель Г. приобрел земельный участок площадью 9719 кв.м, на котором находятся принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.

Арбитражный суд Приморского края, рассмотрев 08.04.08 дело по заявлению первого заместителя прокурора Приморского края к Фонду имущества Приморского края, индивидуальному предпринимателю Г. о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, расположенного в пгт. Кировский, применении последствий недействительности ничтожной сделки, об обязании предпринимателя возвратить в муниципальную собственность указанный земельный участок, отказал в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование данного судебного акта суд указал, что спорный земельный участок относится к категории «земли поселений», поскольку на сегодняшний день зонирование на территории пгт. Кировский в соответствии со ст. 85 ЗК РФ не проведено, официальный статус в соответствии с п. 10 ст. 85 ЗК РФ спорному участку не присвоен, нормативно-правового акта, которым вторая и третья зоны округа горно-санитарной охраны были бы отнесены к особо охраняемым природным территориям, не принято, земельный участок не исключен из оборота.

Кроме того, суд сослался на п. 2 ст. 95, п. 3 ст. 96 ЗК РФ, в соответствии с которыми в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности Земельные участки в границах санитарных зон из числа земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов у собственников земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением прямо установленных случаев.

Применив п. 4 ст. 28 ЗК РФ, суд пришел к выводу о возможности приватизации земельных участков, входящих в состав второй и третьей зон округа санитарной охраны курорта.

Суд апелляционной инстанции решение суда оставил без изменения.

Суд кассационной инстанции не согласился с выводом судов о возможности предоставления в собственность земельных участков, входящих в состав зоны округа санитарной охраны курортов, поскольку п. 2 ст. 95 и п. 3 ст. 96 ЗК РФ не содержат таких положений, а направлены на защиту права собственности лиц, уже владеющих на праве собственности земельными участками, включаемыми в границы санитарных зон.

Вместе с тем кассационный суд оставил судебные акты без изменения, исходя из того, что спорный земельный участок относится к категории земель «земли поселений» и надлежащих сведений о включении его в состав земель, отнесенных к особо охраняемым природным территориям на момент заключения договора, в дело не представлено.

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Постановлением Правительства РФ от 19.10.96 № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

Кадастр по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, ведется федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории.

Определением ВАС РФ от 31.03.09 указанное дело передано в Президиум для пересмотра в порядке надзора.

В данном определении суд указал, что земельный участок расположен в третьей зоне округа санитарной охраны курорта Шмаковка. Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.

Состав судей надзорной инстанции указал на то, что факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со ст. 85 ЗК РФ и ст. 35 ГрК РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.

При этом в соответствии со с., 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» на проведение мероприятий по зонированию установлен пятилетний срок с момента введения ГрК РФ – 10.01.05, который на данный момент не истек, поэтому выводы суда о том, что у спорного участка отсутствует статус особо охраняемой территории, являются не основанными на законе,

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте и в соответствии с п. 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен ст. 28 (п. 8) Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Президиум ВАС РФ постановлением от 16.06.09 отменил судебные акты всех судебных инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Вместе с тем следует отметить, что, исходя из содержания постановления ВАС РФ от 16.06.09, судебные акты следовало отменить и удовлетворить требования заместителя прокурора, однако Президиум счел необходимым направить дело на новое рассмотрение для выяснения вопроса о вхождении спорного земельного участка в земли особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что приватизация земельных участков независимо от того, в какую зону санитарной (горно-санитарной) охраны они входят, действующим законодательством не допускается.

Основным вопросом исследования суда по таким делам является вхождение спорного земельного участка в состав земель особо охраняемых природных территорий.

Согласно Федеральному закону 1995 г., к особому типу ООПТ относятся территории (с прилегающими к ним акваториями), обладающие лечебными ресурсами и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Они носят название лечебно-оздоровительных местностей. Их экосистемы нередко характеризуются значительными изменениями в результате хозяйственной деятельности человека. Отнесение же их к ООПТ связано главным образом с тем, что они используют природный ресурс и нуждаются в его сохранении в естественном виде на неопределенно долгое время. В понятие лечебных ресурсов входят минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат и некоторые другие природные объекты и условия.

К этому же типу охраняемых объектов относится и курорт — освоенная территория, располагающая не только природными лечебными ресурсами, но и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями и уже используемая в лечебно-профилактических целях. Если несколько курортов расположены близко один от другого и объединены общим так называемым округом санитарной охраны, выделяется курортный район.

Как лечебно-оздоровительные местности, так и курорты могут быть федерального, регионального и местного значения и соответственно находиться в ведении федеральных органов государственной власти, субъекта федерации или органов местного самоуправления.

Упомянутый выше округ санитарной охраны устанавливается, как правило, вокруг лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Его задача — обеспечить защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и всего природного комплекса от загрязнения и истощения. Там, где в состав природных лечебных ресурсов входят минеральные воды, лечебные |рязи и другие ресурсы недр, организуются округа горно-санитарной охраны, включающие не только территорию (и акваторию), но и участки земной коры на определенную глубину. При этом за границу лечебно-оздоровительной местности или курорта принимается внешний контур округа санитарной охраны.

В зависимости от природных и социально-экономических условий округа санитарной охраны по защитному режиму могут подразделяться на ряд зон:

  • • зона, ближняя к охраняемому объекту, где запрещены проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов;
  • • зона, в пределах которой запрещено размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих и истощающих лечебные ресурсы и окружающую природную среду;
  • • зона с ограничениями на размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, которая приводит к загрязнению и истощению ресурсов лечения и отдыха.

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 марта 1995 г. N 44, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. N 9 ст. 713

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *