Купил краденую машину, что делать?

Специалисты утверждают, что в случае покупки краденого автомобиля возможно не только его «отсудить», но и вернуть себе судебные издержки и потребовать с недобросовестного продавца моральную компенсацию.
Однако для того, чтобы случайно не приобрести краденый автомобиль, лучше заранее подстраховаться. Так, в нынешнем году ГИБДД России на своем сайте запустила онлайн-сервис по проверке истории подержанных авто. Этот сервис в режиме реального времени может по идентификационному номеру (VIN) автомобиля выдать запрашивающему данные о том, не числится ли машина в угоне, не находится ли в залоге у банка или нет ли у нее «двойника». Так что проверить машину перед покупкой можно самостоятельно. Однако возможны всякие ситуации. Например, вы приобрели машину за рубежом, где ее перед продажей украли и перепродали в Россию. Документы на нее оформлены фальшивые, однако сведения об угоне (краже) в ГИБДД РФ пока не поступали. А вот после покупки через некоторое время выясняется, что у машины есть другой владелец. Что делать?
На вопрос отвечает адвокат Ирина из компании «Автоюрист»: «Если подержанная машина куплена в Европе, и через некоторое время выясняется, что она, например, в Германии уже была украдена и перепродана, то ситуация будет сложной. Нужно смотреть документы, дело будет долгим, хлопотным, как правило, пройдут несколько судов, и если выясниться, что при перегоне машины из страны в страну оформлены поддельные документы, то, конечно, доказать правоту клиента, по незнанию приобретшего краденый автомобиль, будет сложно. Но можно! Есть соответствующие статьи в законе, которые это позволяют. Например, если все же возможно будет доказать, что машина приобреталась по проверенным таможней документам, которые изначально были фальшивыми, то машина останется в России. Но все это можно доказать только через суд. Мне доводилось сталкиваться с такими проблемами. Был у нас клиент, который машину приобретал в Болгарии, оплатил ее почтовым переводом и оформил при покупке обычную доверенность на право управления машиной. Затем уже в России выяснилось, что машина числится в угоне. Но мы смогли доказать, что были телефонные разговоры о продаже автомобиля, и остались чеки от переводимых денег, причем на них было указано, за что конкретно они переводились. Если бы их не было, то машину пришлось бы обратно вернуть по закону. Тем более, что автомобиль уже был в федеральном розыске. Однако нам удалось по результатам дела доказать добросовестность приобретателя и машина в итоге осталась ему. Вообще такие дела тянутся довольно долго. Тем не менее, вполне возможно отсудить машину и более того, получить некую моральную компенсацию с недобросовестного продавца. Плюс — возмещение всех судебных издержек».
Гораздо проще вести дело и доказать правоту клиента, если все происходит в России. «Сразу встает вопрос — где вы купили автомобиль, либо у дилера, либо с рук, — отмечает Ирина. — Если машина куплена у дилера, то тут все довольно просто: по бумагам сразу видно, что машина приобреталась у конкретного владельца посредником-дилером, при этом автомобиль должен быть был проверен ГИБДД, и не может быть, чтобы нигде не было зафиксировано, что автомобиль в угоне либо под арестом. А вот когда когда машину покупают с рук, то новый хозяин получает ПТС, в котором есть имя предыдущего владельца. Также когда ставится и снимается при передаче-продаже с рук эта машина, ее тоже везде проверяют — нет ли на ней ареста, не украдена ли она».
В дальнейшем также ясно, что нужно делать. В случае, если требуется защита клиента в случае приобретения краденого автомобиля, адвокат должен совершить следующие действия, сообщает автоюрист Георгий Назаров: «Вначале нужно узнать, есть ли уголовное дело по факту угона, а если такое дело заведено, то обнаружен ли собственник украденного автомобиля. Затем обычно следует доказательство, что данный собственник машины (клиент) не является автоугонщиком, для чего следует потребовать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. А уже затем речь заходит собственно о суде, на котором нужно доказать, что клиент является добросовестным приобретателем». Если в ходе следствия, объясняет Назаров, будет обнаружен мошенник, у которого клиент как у частного лица приобрел машину, то именно он выплатит потерпевшему стоимость машины и его издержки по суду. «Если же автомобиль после покупки был соответствующим образом зарегистрирован в ГИБДД и только спустя какое-то время обнаружилось, что машина краденая, то на основании ст. 53 конституции РФ «ущерб, причиненный неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, возмещается государством», можно будет по суду потребовать возместить убытки с ГИБДД».
Топ-20 самых угоняемых моделей-2014 (в целом по РФ, в скобках – данные за декабрь 2013 года)
1. Lada-2105-07 – 270 (400)
2. Lada Samara – 245 (304)
3. Lada Priora – 134 (185)
4. Toyota Сorolla – 92 (87)
5. Ford Focus – 83 (121)
6. Mazda3 – 69 (77)
7. Lada 2110 – 66 (104)
8. Toyota Camry – 49 (65)
9. Renault Logan – 45 (51)
10. Daewoo Nexia – 44 (52)
11. Mitsubishi Lancer – 41 (50)
12. Mazda6 – 35 (44)
13. Hyundai Solaris – 34 (45)
14. Kia Rio – 33 (–)
15. Toyota Land Cruiser – 32 (59)
16. Lada 4×4 – 29 (39)
17. Toyota Land Cruiser Prado – 28 (–)
18. Chevrolei Lacetti – 27 (–)
19. Toyota RAV4 – 27 (42)
20. BMW X5 – 24 (–)
ТОП-10 самых угоняемых автомобилей в мире
1. Dodge Charger
2. Mitsubishi Galant
3. Cadillac Sts
4. Lamborghini Gallardo
5. Hyundai Accent
6. Chevrolet Impala
7. Chevrolet Hrr.
8. Chevrolet Aveo
9. Infiniti Fx35
10. Nissan Gt-R

Напомним историю вопроса. После вступления в силу нового регламента о регистрации автомобилей, машины с криминальным прошлым перестали ставить на учет. Речь идет об автомобилях, на которых была изменена заводская маркировка, то есть идентификационный номер VIN. Представим себе ситуацию: у автовладельца угнали автомобиль. Найти его быстро не получилось. А когда нашли, то оказалось, что у него уже перебили номер. Прежний владелец вместо радости от неожиданно вернувшегося обратно транспортного средства испытывает только головную боль. Ведь что делать с этим «счастьем» — непонятно. Номера перебиты, значит, на учет ее уже не поставишь. Продать — не продашь.

Политика МВД в этом вопросе понятна. Криминальные машины необходимо удалить с рынка. То есть сделать так, чтобы не было даже лазейки, через которую ее можно легализовать. Таким образом, сам угон делается малорентабельным занятием. Однако пока все это налаживается, страдают в том числе и те, кто уже раз пострадал от действий угонщиков.

В связи с обращениями, Госавтоинспекция дала разъяснения по этому вопросу. Если маркировка не соответствует той, что указана в паспорте транспортного средства, в ГИБДД откажут в регистрационных действиях. Однако если эксперту удастся установить первоначальный номер, нанесенный заводом-изготовителем, то после проверок будет принято процессуальное решение о возможности проведения регистрационных действий либо об отказе в них.

При этом сведения о проведенных проверках будут внесены в особые отметки паспорта транспортного средства, а также в учетные данные автомобиля. Сейчас готовятся поправки в действующий регламент, которые отдельно пропишут порядок действий в отношении похищенных, но возвращенных машин.

Одновременно с этим готовятся и дополнения в проект закона «О регистрации транспортных средств», который ожидает второго чтения в Госдуме. В них предлагается наносить дублирующую маркировку, если родная была изменена угонщиками.

Надо сказать, что этот вопрос очень спорный. Дело в том, что для легализации криминального транспорта достаточно любого самого ничтожного пробела в законодательстве. Корреспонденту «РГ» довелось присутствовать на суде, где оспаривался отказ в регистрации ранее угнанной машины. Машину угнали, потом ее нашли. Прежний собственник ее продал, и новый автовладелец пытался через суд поставить ее на учет. При этом реальных доказательств того, что якобы найденный автомобиль действительно тот, практически не было. Некий непонятный эксперт установил номер этого автомобиля по наклейке под сиденьем. То есть по обычной бумажке. Понятно, что наклеить их можно в любом количестве и куда угодно. Суд согласился с доводами ГИБДД и оставил жалобу без удовлетворения. Примечательно, что подобных исков было огромное количество. И сценарий у них примерно одинаковый. То есть в суд обращается третье лицо, которое купило машину, бывшую в угоне, у собственника. Приметы, по которым эти машины были идентифицированы, — достаточно сомнительны. Даже неискушенный человек с легкостью увидит в этом откровенные попытки легализовать криминальный транспорт.

Примечательно, что при возможности легализации пышным цветом расцвел и другой вид криминального бизнеса. Якобы розыск похищенных автомобилей. У человека угнали машину. Некий предприниматель берется ее найти, и действительно находит нечто похожее той же марки и того же цвета. Только номера перебиты. И кузов сильно деформирован. В общем, внешнее сходство есть. А уверенности, что это та же машина нет. Тем не менее этот предприниматель получает свой гонорар. Но на самом деле никто машину не разыскивает. Просто угоняется другой похожий автомобиль, который уродуется до неузнаваемости и на котором перебиваются номера.

Так что любая возможность легализации криминального транспорта — палка о двух концах.

Существует множество способов проверки на угон, которые позволят максимально обезопасить себя при приобретении подержанного автомобиля, но стопроцентную гарантию того, что авто не краденое, не даст никто. Как действовать, если был куплен автомобиль, оказавшийся в угоне/розыске? Что делать в первую очередь? Куда нужно обратиться и зачем? Возможно ли вернуть деньги за покупку угнанной машины? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Варианты развития событий для владельца авто

Как правило, покупатели узнают неприятные новости о криминальном прошлом машины в двух ситуациях: во время попытки поставить авто на учет и на дороге в ходе проверки документов инспектором ГИБДД. В первом случае последствия будут менее тяжелыми. Транспортное средство, конечно, изымут и отправят на экспертизу, но вопросов к новому владельцу у полиции возникнет гораздо меньше (потому как маловероятно, что человек, замешанный в угоне, пойдет регистрировать ТС в Госавтоинспекцию, заранее зная о бесперспективности своих действий). Второй вариант более неприятный. У водителя, пойманного за рулем краденого автомобиля, отнимут права и документы на авто, а сам транспорт временно арестуют до полного выяснения всех обстоятельств дела. Гражданина также попросят написать подробную объяснительную и вполне вероятно предложат проехать в ближайшее отделение ГИБДД.

Процедура изъятия ТС сопровождается составлением протокола. Туда рекомендуется внести общие сведения о состоянии и внешнем виде машины (пробег, наличие царапин и сколов, комплектация и внутреннее оборудование) и дополнительно указать на элементы модернизации авто с момента покупки (например, замена обшивки салона). В дальнейшем это поможет вернуть часть средств, затраченных на реконструкцию автомобиля, в случае его возврата прежнему владельцу.

Порядок действий после обнаружения

Далее будет проведена проверка по факту угона (маловероятно, но иногда машины попадают в базу ГИБДД по ошибке) — на нее отводится трое суток, после чего в течение 10 суток ответственное по данному инциденту лицо решает вопрос о целесообразности возбуждения уголовного дела. На время разбирательств автомобиль может находиться на стоянке Госавтоинспекции либо у нынешнего собственника (такое происходит редко и разрешается только под расписку).

Если информация относительно угона подтвердится, и следователь заведет уголовное дело, то транспортное средство передадут истинному владельцу (он должен не только опознать ТС, но и предъявить ряд документов, обосновывающих его право владения). В противном случае (например, когда потерпевшего не удается найти) авто возвращается тому гражданину, у которого его изъяли. Решение следователя может быть обжаловано в судебном порядке.

На этом этапе самое главное — доказать свою непричастность к криминальной истории, для чего желательно собрать максимум подтверждений того факта, что автомобиль приобретен на законных основаниях (договор купли-продажи, расписка о передаче денежных средств и т.п.).

Если в момент задержания ТС водитель проконтролировал составление протокола (с учетом рекомендаций, описанных выше), то прежнего хозяина обяжут возместить затраты по модернизации и хранению транспорта (желательно предоставить соответствующие квитанции). Нередко во время нахождения на стоянке ГИБДД в машине что-нибудь пропадает или случайным образом увеличивается пробег — доказать факт противозаконных действий можно также при помощи протокола (в котором подробно описано исходное состояние авто).

Реально ли вернуть деньги?

Здесь все зависит от обстоятельств приобретения машины. Если подержанное авто покупалось в салоне и тот до сих пор работает, то вероятность возмещения ущерба весьма вероятна, поскольку проверка всей подноготной ТС — прямая обязанность сотрудников салона и именно они несут за это ответственность, поэтому с компенсацией денежных средств не должно возникнуть проблем. При отказе в возврате следует подавать исковое заявление в суд (наличие документальных подтверждений факта покупки почти наверняка убедит суд в правоте гражданина). Если организация уже прекратила свое существование, то можно попробовать найти ее правопреемников, но общие шансы на успех будут уже не так высоки.

Если машина была приобретена на рынке либо у частного лица, то шансы вернуть свои деньги гораздо ниже. При этом важно, известен ли продавец, нашли ли его правоохранительные органы. Если продавец ТС известен, и его личность установлена правоохранительными органами, то нужно подавать в суд на возмещение затраченных средств. Однако в случае неплатежеспособности ответчика ждать возврата денег придется очень и очень долго.

Если продавец угнанного авто скрывается от правосудия и найти его никак не удается, то соответственно взыскивать деньги не с кого и остается лишь ждать и надеяться на полицию. А если автомобиль куплен по доверенности, то вернуть деньги навряд ли получится, поскольку такое требование может предъявлять только законный собственник ТС, а доказать сам факт наличия сделки довольно сложно.

Если машину угнали за границей

Иногда в ходе выяснения всех обстоятельств дела оказывается, что подержанное авто было угнано вообще не в РФ, а на территории другой страны. Зачастую в подобных ситуациях все права на него принадлежат не конкретному лицу, а страховой компании, которая уже выплатила за него компенсацию. Скорее всего, в этом случае возникнет большое количество бюрократических проволочек: правоохранительные органы свяжутся с полицией иного государства, затем отправят запрос в страховую и предложат вернуть имущество (в СК в свою очередь оценят целесообразность такого шага, учитывая техническое состояние автомобиля и его ценность). По итогу даже если вопрос решится положительно (как правило, переправлять машину обратно на родину невыгодно и бессмысленно для страховщика) и ТС вернут российскому владельцу, сам процесс растянется на годы (в течение которых авто будет арестовано).

Таким образом, если небрежно подойти к сделке купли-продажи транспортного средства и не удостовериться в юридической чистоте автомобиля и его владельца, то велика вероятность приобрести транспорт с обременениями, находящийся в угоне или розыске. Если подобный факт будет обнаружен сотрудниками правоохранительных органов, то автомобиль будет арестован и размещен на спецстоянке, а его нынешний владелец будет обязан доказать факт своей непричастности к угону. При этом транспорт после разбирательства будет возвращен законному владельцу, а покупатель, скорее всего, останется ни с чем, поскольку вернуть свои деньги в таких случаях могут лишь у единицы.

Советуем почитать: Как проверить машину на угон и розыск? 0/5 (0 голосов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *