Кто занимается закупками в бюджетном учреждении

Содержание

Контрактный управляющий по 44-ФЗ: функции, обязанности, ответственность, профстандарт + образец должностной инструкции

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).

1. Кто такой контрактный управляющий?
2. Контрактная служба или контрактный управляющий?
3. Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ
4. Контрактный управляющий требования к должности
5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция
6. Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы
7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт
8. Поиск вакансии контрактного управляющего

3. Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:

  1. разработка плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе плана закупок и внесенных в него изменений;
  1. разработка плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;

  1. подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  1. осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  1. участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  1. организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  1. иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.

Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.

5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция

У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:

Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;

Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:

  • введение новой должности в штатное расписание организации;
  • разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);

  • издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).

(doc, 41 Кб).

(doc, 32 Кб).

6. Ответственность контрактного управляющего по 44-ФЗ: штрафы

Согласно ч.5 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий. В должностной инструкции КУ в обязательном порядке должны быть прописаны должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.

Контрактный управляющий несет ответственность по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.

Также КУ несет административную, уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности. Контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Более подробно ознакомиться с ответственностью должностных и юридических лиц за нарушение 44-ФЗ, а также с размерами штрафов за эти нарушения можно .

Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт

Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).

Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Профессиональное обучение контрактных управляющих осуществляется в профильном учреждении образования (высшее и среднее специальное). Обучение может проходить, как в очной форме, так и в заочной. Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, такие программы включают в себя, как теоретические, так и практические занятия.

В настоящее время большую популярность приобретают дистанционные курсы повышения квалификации. В современных условиях, когда у сотрудника нет возможности оторваться от работы, дистанционные курсы являются самым оптимальным решением. От человека потребуется наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет.

С 1 июля 2016 года действуют положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт “Специалист в сфере закупок”. А приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н утвержден профессиональный стандарт “Эксперт в сфере закупок”.

Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

  • Специалист по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Ведущий специалист;
  • Работник контрактной службы;
  • Контрактный управляющий;
  • Консультант по закупкам;
  • Заместитель руководителя подразделения;
  • Руководитель подразделения;
  • Руководитель контрактной службы;
  • Советник;
  • Руководитель.

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (уровень квалификации с 6 по 8) разработан для группы должностей:

  • Консультант по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Эксперт по закупкам;
  • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • Контрактный управляющий;
  • Руководитель контрактной службы.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет.

8. Поиск вакансии контрактного управляющего

Меня часто спрашивают — “Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:

  1. www.hh.ru (HeadHunter);
  2. www.superjob.ru (SuperJob);
  3. www.rabota.ru (Rabota);
  4. www.job.ru (Job);
  5. www.avito.ru (Avito).

Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.

Иногда подобные объявления размещаются на специализированных форумах по госзакупкам или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.

Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Цели и задачи формирования государственных закупок в системе здравоохранения

Здравоохранение является одним из главных сфер деятельности социальной политики любого государства. Известно, что здоровое население является интегрированным показателем экономического, научного и культурного развития страны, уровня экологического благополучия и уровня организации медицинской помощи населению.

Государственные закупки в лечебных учреждениях являются одним из важных процессов, который фактически обеспечивает качество отношений государства, общества и бизнеса.

Государственные органы в сфере закупок представляют интересы общества и призваны максимально эффективно распоряжаться бюджетными средствами, обеспечивая высокий уровень качества жизни населения.

Сфера здравоохранения является одной из самых важных сфер социально-экономического развития страны. Управление закупками в сфере здравоохранения основано на мониторинге потребностей в товарах, работах и услугах организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Тверской области, контроля проведения закупок и исполнения государственных контрактов. Данный управленческий подход позволяет решать целый комплекс первоочередных задач:

– сбор, обработка и анализ заявок подведомственных учреждений на медицинские изделия, используемые в медицинских целях, услуги для обеспечения деятельности медицинских организаций в целях осуществления централизованных закупок и закупок в форме совместных конкурсов и аукционов мониторинга потребностей подведомственных учреждений;

– реализация процедур деятельности комиссий по рассмотрению заявок на целесообразность закупки;

– планирование, реализация и контроль проведения централизованных закупок и закупок в форме совместных конкурсов и аукционов сетей здравоохранения;

– мониторинг использования закупленных медицинских изделий, контроль проведения планового обслуживания и замены дорогостоящих запасных частей;

– формирование аналитической отчетности.

В 2015 году Министерством здравоохранения Тверской области был осуществлен сбор потребностей подведомственных учреждений, на основании которых осуществляется закупка расходных материалов, изделий медицинского назначения и лекарственных средств централизовано и в форме совместных аукционов.

В настоящее время разрабатывается дополнительная номенклатура для обеспечения централизации закупок , увеличения доли совместных открытых конкурсов и аукционов при закупках для нужд медицинских организаций в 2017 году. Инструментом для выполнения вышеуказанных задач является информационный сайт размещения заказов Тверской области.


Рисунок 1 – Страница по ссылке «Информационный сайт размещения заказов Тверской области»

Таким образом, управление закупками в сфере здравоохранения характеризуется качественными и количественными изменениями в содержании, структуре, технологиях управления .В зависимости от характера заданных параметров и критериев ожидаемого результата осуществления закупок для обеспечения нужд медицинских организаций , управление закупками позволяет достичь существенных преобразований в исследуемом процессе, а часто и обуславливает ожидаемые изменения. Современному этапу управления закупками в сфере здравоохранения характерны его интеграция с общей теорией и практикой управления.

Система здравоохранения как в нашей стране, так и в других развитых странах сталкивается сейчас с необходимостью сдерживания расходов. Поэтому основная задача организации процесса госзакупок — добиться значимых результатов в лечении пациентов при эффективном расходовании бюджетных средств.

«Дело в том, что средства, выделяемые на госзакупки, «распущены» по всему бюджету — они присутствуют в расходных статьях по отдельным ведомствам, в федеральных целевых программах, социальных расходах бюджета. Но целостной картины по таким расходам нет. Есть проблемы и с отслеживанием государственных контрактов. Так, Федеральное казначейство регистрирует их в реестре, Федеральная антимонопольная служба следит за тем, чтобы их размещение шло по закону. Но полный цикл госзакупок не отслеживает никто. И потому часто невозможно понять, насколько оправданы планы ведомств по госзакупкам, как идет их выполнение, какой ценой и в какой срок достигаются результаты и достигаются ли вообще»


Также, важнейшей проблемой в сфере госзакупок является коррупция, причем ее масштабы можно оценить, исходя из заявления, сделанного президентом РФ. По его словам , «размеры коррупции в этой сфере достигли столь огромных размеров, что они сопоставимы по объему со всеми другими сферами, где существуют коррупционные преступления». В последнее время эта проблема привлекает всё больше внимания руководства страны.

Поскольку система государственных закупок служит реализацией рационального и эффективного использования бюджетных средств, то ее совершенствование можно отнести к категории самых важных задач страны.

Учитывая масштабы закупок, осуществляемых в рамках государственного заказа, а также многообразие влияния сферы государственного заказа на развитие государства и регионов, ее целесообразно рассматривать в нескольких аспектах: государственно-управленческом, нормативно-правовом и социально-экономическом

«Система государственных закупок имеет своей целью удовлетворение интересов участников данного процесса: поставщика (деятельность в здоровой конкурентной среде и обеспечение рынка сбыта); государственного органа-заказчика (экономия бюджетных средств, приобретение качественного товара, борьба с коррупцией); общества — как конечного потребителя (удовлетворение общественных нужд через потребление качественного товара по приемлемой цене). Независимо от способов размещения , главными условиями эффективности и основными целями госзакупок в конечном счете, являются обеспечение в полной мере государственных нужд и рациональное использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов при реализации госзакупок».

Реализуя вышеперечисленные цели и задачи , система государственных закупок решает не только задачу обеспечения государственных нужд, но и выступает в качестве одного из основополагающих институтов государственного регулирования, в качестве важнейшего инструмента экономической политики государства.

Таким образом, вопросы регулирования государственных закупок во всем мире являются объектом пристального внимания со стороны законодателей, ведь в данном случае сам покупатель, то есть государство, заинтересован в максимальной эффективности процесса. Государственные закупки подразумевают выполнение государством разнообразных функций, ориентированных на повышение централизованной управляемости, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат, сокращение расходов государственного бюджета, управление материальными потоками при условии соответствия их рыночным отношениям. Поскольку государственные закупки занимают значительное место в затратной части бюджета большинства развитых стран, то они являются действенным инструментом управления экономикой. Посредством государственных контрактов многие государства решают свои социально-экономические проблемы, а также обеспечивают проведение научных исследований, создание и внедрение новых технологий и разработок. Поэтому система государственных заказов, закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд является мощным рычагом влияния государства на экономику.

Следование определенным принципам

При осуществлении закупок бюджетное учреждение должно руководствоваться следующими принципами:

— информационная открытость закупки;

— равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (например, нарушением этого принципа может быть недопущение к участию в закупке индивидуальных предпринимателей);

— целевое и экономически эффективное расходование денежных средств (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (примером нарушения этого принципа может быть закупка каких-то товаров, назначение и характеристики которых не связаны напрямую с осуществлением уставной деятельности учреждений, — скажем, закупка кресел из крокодиловой кожи);

— отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (например, если от участников закупки требуется, чтобы они обладали «деловой репутацией», и нет каких-либо уточнений, что подразумевается под этим понятием, то данное требование может считаться неизмеряемым).

Рассмотрим более подробно такой принцип, как информационная открытость закупки. Информацию о своих закупках бюджетное учреждение должно размещать на официальном сайте www.goszakupki.gov.ru в разделе «223-ФЗ». При этом Закон N 223-ФЗ устанавливает следующие требования:

  1. Положение о закупке должно размещаться на сайте не позднее чем через 15 дней после утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  2. На сайте должен размещаться план закупки учреждения товаров, работ и услуг на срок не менее чем 1 год (ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  3. По конкретной закупке на сайте должна размещаться информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, разъяснения, протоколы, составляемые в ходе закупки. Если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор на сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  4. Изменения, вносимые в извещение или документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются на сайте не позднее чем в течение 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений, предоставления разъяснений. Если проводятся торги и изменения в извещение или документацию о закупке внесены позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, то срок подачи заявок должен быть продлен. Причем со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений до даты окончания подачи заявок такой срок должен составить не менее чем 15 дней (ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  5. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются на сайте не позднее чем через 3 дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
  6. Извещение о проведении конкурса или аукциона должно размещаться на сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания приема заявок (ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
  7. Ежемесячно (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем) бюджетное учреждение обязано размещать на сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров:

— заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг;

— заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

  1. Информация должна размещаться бюджетным учреждением на сайте в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ.

Прочие обязанности

Согласно Закону N 223-ФЗ у бюджетного учреждения имеются следующие обязанности:

1) предусматривать в своем положении о закупке применение таких способов закупки, как конкурс и аукцион (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

2) не предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Например, если документация о закупке не требует того, чтобы заявка участника закупки имела сквозную нумерацию и была прошита нитками, то учреждение не имеет права отказывать в участии в закупке на основании того, что заявка не оформлена таким образом;

3) осуществлять закупку установленного перечня товаров, работ и услуг (например, автомобилей, услуг по уборке зданий и т.д.) в электронной форме;

4) направлять в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 Закона N 223-ФЗ);

5) не размещать в Интернете сведения о закупке, составляющие государственную тайну, если такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке товаров, работ, услуг, по которым Правительством РФ принято отдельное соответствующее решение.

Права бюджетного учреждения

Закон N 223-ФЗ предоставляет бюджетному учреждению при осуществлении закупок следующие права:

1) предусматривать в своем положении о закупке иные (помимо конкурса и аукциона) способы закупки. Например, такими способами могут быть запрос предложений, конкурентные переговоры, запрос цен, сравнение цен, закупка у единственного поставщика — последний способ напрямую упоминается в законе. При этом в положении о закупке должен быть обязательно определен порядок осуществления закупки тем или иным способом;

2) устанавливать требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

3) дополнительно размещать информацию об осуществлении закупок на собственном интернет-сайте (ч. 7 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);

4) не размещать в Интернете сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.; в случае если годовая выручка учреждения за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., можно не размещать в Интернете сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Документация о закупке

Документация о закупке является еще одним информационным блоком, размещаемым на официальном сайте. Она должна содержать:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Положение о закупке

В соответствии с Законом N 223-ФЗ утверждать положение о закупке в автономном учреждении должен его наблюдательный совет, а вот в отношении бюджетного учреждения в этом законе ничего не говорится. Однако основываясь на формулировках Закона о контрактной системе, можно сделать вывод, что в бюджетном учреждении такой документ должен утверждаться руководителем учреждения.

Закон N 223-ФЗ устанавливает, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке. По сути, содержание положения о закупке должно состоять из двух смысловых блоков: первый блок должен фактически повторять те требования, которые содержатся в самом законе, а другой — излагать те позиции, которые упомянуты в законе, но раскрытие которых отдано на откуп самим заказчикам.

Первой частью должна быть преамбула, которая помимо ссылки на закон, в соответствии с которым разрабатывается положение о закупке, должна определять функцию данного документа — регламентация закупочной деятельности бюджетного учреждения и соблюдение требований к закупке, в том числе порядка подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условий их применения, порядка заключения и исполнения договоров, а также иных связанных с обеспечением закупки положений. Кроме того, рекомендуется указать в преамбуле изложенные в законе принципы осуществления закупок.

Вторая часть положения должна касаться способов закупки. Здесь должны быть перечислены все способы закупки, которые бюджетное учреждение может использовать в своей закупочной деятельности, а также условия их применения — например, стоимость закупки, при которой применяется тот или иной способ.

В третьей части речь должна идти об участниках закупок. Возможность участия в закупках как можно более широкого круга поставщиков является одной из целей Закона N 223-ФЗ, поэтому в положении о закупке обязательно нужно изложить информацию, которую определяет закон в отношении возможных участников закупки: какие к ним могут предъявляться требования и какие у них есть права. Отдельное внимание следует уделить вопросу, установит ли бюджетное учреждение требование о том, что участником закупки не может быть лицо, включенное ранее в реестр недобросовестных поставщиков.

Четвертая часть положения может отражать порядок осуществления закупок. Здесь рекомендуется ориентироваться на описание процедур применения тех или иных способов закупки, которые приведены в федеральном законодательстве о закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако важно помнить: в Законе N 223-ФЗ не содержится каких-либо требований, что при создании положения о закупке необходимо руководствоваться законодательством о закупках. Поэтому, копируя данные описания, необходимо подходить к ним критично, переносить в положение то, что является целесообразным, уместным и реалистичным с точки зрения установленных принципов закупки и реальных условий функционирования бюджетного учреждения, и отказываться от того, что таковым не является. Например, учреждение может само решить, в каких случаях решение о выборе поставщика должно приниматься комиссионно, а в каких — нет. Скажем, комиссионное решение может быть целесообразно при проведении конкурса, где заявки потенциальных поставщиков оцениваются по разным критериям, в том числе сложным — таким, например, как качество услуги или товара, — и где оценка критерия может потребовать учета мнения разных специалистов. А при запросе котировок или аукционе, где единственным критерием является цена, комиссионное решение может быть излишним. Наконец, в этом разделе следует указать и сами критерии, по которым будут оцениваться заявки участников закупки. Если при аукционе и запросе котировок единственным критерием является цена предложения, то, например, при конкурсе критерии оценки заявок должны быть сформулированы таким образом, чтобы оценка равным образом учитывала качество товаров, работ и услуг, сроки поставки, квалификацию и опыт работы поставщика, а также иные значимые факторы. В данной части, руководствуясь соображениями целесообразности и реалистичности, следует указать четкие сроки тех или иных процедур, связанных с осуществлением закупок (например, срок заключения контракта после подведения итогов конкурса или аукциона или любые сроки, связанные с осуществлением закупки другим способом).

В пятой части документа необходимо прописать порядок заключения и исполнения договоров — сроки их согласования и заключения, те или иные обязательные требования к содержанию договоров, определение лиц, ответственных за контроль за исполнением договоров поставщиками, и т.д.

Наконец, шестая часть документа должна касаться информационного обеспечения осуществления закупок. Здесь рекомендуется изложить позиции, касающиеся информационного обеспечения осуществления закупок, которые содержатся в рассматриваемом законе. Если бюджетное учреждение будет размещать информацию о закупке не только на официальном сайте, но и на своем собственном интернет-сайте, то здесь необходимо указать, что такое размещение будет иметь место. Если считается целесообразным размещать на сайте (сайтах) какую-то дополнительную информацию кроме той, которая предусмотрена законом, это тоже должно быть отражено в данном разделе.

План закупок

План закупок должен формироваться бюджетным учреждением в соответствии с Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требованиями к форме такого плана.

В плане закупки бюджетное учреждение вправе не отражать сведения о закупке товаров (работ, услуг), если их стоимость не превышает 100 тыс. руб. Также учреждение имеет право не включать в план закупок сведения о закупке товаров (работ, услуг) стоимостью менее 500 тыс. руб., если годовая выручка учреждения за отчетный финансовый год составила более 5 млрд. руб. Кроме того, в план закупки не включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, сведения о которой не составляют государственную тайну, но по которой принято решение Правительства РФ не размещать сведения о ней на официальном сайте. Сведения обо всех других закупках бюджетного учреждения подлежат включению в план.

План закупки формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами РФ, локальными актами, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг). Обратим внимание, что к локальным актам могут быть, например, отнесены распорядительные документы руководителя бюджетного учреждения о подготовке плана, определении сроков его подготовки и ответственных за его подготовку должностных лиц.

План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. Иными словами, планирующиеся закупки должны группироваться по месяцам или кварталам — например, в октябре учреждение планирует осуществить такие-то закупки, в ноябре — такие-то и т.д. Для самого учреждения при составлении плана удобнее, конечно, использовать более широкую поквартальную разбивку, так как в условиях слабой предсказуемости точных сроков появления у учреждения средств на ту или иную закупку при месячной разбивке может возникнуть необходимость постоянно вносить в план изменения, касающиеся сроков закупки. Однако следует отметить, что утвержденная табличная форма плана не позволяет реализовывать поквартальную разбивку, поскольку требует указания конкретного месяца осуществления закупки (см. ниже).

Корректировка плана закупки может осуществляться в следующих случаях:

1) изменение потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора. Иными словами, корректировать план закупок необходимо, когда появилась потребность в новых товарах (работах, услугах), исчезла потребность в уже заложенных в план, изменились объемы потребности, сроки приобретения, необходимые сроки поставки и т.д.;

2) изменение более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленное в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки. Соответственно, если изменение стоимости составляет менее 10%, то новая стоимость должна обозначаться бюджетным учреждением лишь в извещении и документации о конкретной закупке, а цифры в плане закупок могут оставаться прежними;

3) иные случаи, установленные положением о закупке и другими документами заказчика. Например, таким случаем может быть внесение дополнений в план по причине превышения стоимости какой-то закупки 100 тыс. руб. — теперь ее следует отразить в плане.

В случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, изменения в план закупки этих товаров (работ, услуг) вносятся не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. То есть изменения в плане закупок, размещенном на официальном сайте, должны появляться по крайней мере одновременно с размещением на этом же сайте извещения о проведении конкурса или аукциона на эти товары (работы, услуги) в соответствии с измененными параметрами.

Сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки бюджетным учреждением проекта плана закупки определяются самим учреждением с учетом установленных требований. Названные сроки и порядок, лица, ответственные за такую подготовку, могут быть определены отдельным распорядительным документом руководителя учреждения. Проект плана закупок лучше готовить после появления в бюджетном учреждении проекта государственного или муниципального задания и проекта плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год (период), так как эти документы являются содержательным основанием для определения, какие товары (работы, услуги) могут понадобиться учреждению, в каком объеме и сколько денег учреждение сможет потратить на их приобретение. Утверждать план закупок имеет смысл уже после утверждения вышеперечисленных документов.

При составлении плана закупок необходимо заполнять конкретную табличную форму следующими сведениями:

1) наименование, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты заказчика, его ИНН, КПП и код ОКАТО;

2) порядковый номер планируемой закупки, который формируется последовательно с начала года;

3) предмет планируемого договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с ОКВЭД с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и ОКДП с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг;

4) минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренные планируемым договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости);

5) единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и их код по ОКЕИ;

6) сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении. Данные сведения должны приводиться с учетом единиц измерения товаров (работ, услуг), указанных в предыдущем пункте;

7) регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по ОКАТО;

8) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

9) планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);

10) срок исполнения договора (год, месяц);

11) способ закупки. Здесь необходимо ориентироваться на правила выбора способа закупки, установленные в положении о закупке;

12) закупка в электронной форме («да», если применяется, или «нет», если не применяется).

В случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждается план закупок (то есть речь идет о долгосрочном договоре), в план закупок включаются сведения по этой закупке на весь период ее осуществления до момента исполнения договора.

Наконец, следует помнить, что заказчик составляет план закупок в виде единого документа в электронном формате, который может обеспечить возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускает возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы просмотра. Иными словами, план должен оформляться не в виде отсканированного изображения в графическом файле, а оптимально — оформляться в виде документа в формате Microsoft Word, Microsoft Excel или аналогичном.

Планирование закупок учреждениями здравоохранения (Сувернева А.)

Медицинские учреждения (вне зависимости от того, по какому закону они осуществляют закупки — по Закону N 44-ФЗ <1> или Закону N 223-ФЗ <2>) должны планировать закупочную деятельность. Для этого названными Законами предусмотрено составление определенных документов. Сегодня мы расскажем о планировании закупок бюджетных учреждений здравоохранения в соответствии с Законом N 44-ФЗ, ведь средства ОМС поступают в большом объеме, а их нужно расходовать именно по Закону N 44-ФЗ.
———————————
<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
<2> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Правовые основы
Как нам известно, в силу ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения здравоохранения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями указанного Закона. Исключение — случаи, когда бюджетное учреждение приняло правовой акт (например, положение о закупках) согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ и разместило его до начала года в единой информационной системе (ЕИС) об осуществлении закупок:
— за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами;
— за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
— за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности;
— в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения.
Подчеркнем: если медицинское учреждение не приняло такой акт, значит, оно осуществляет закупочную деятельность по Закону N 44-ФЗ.
Обратите внимание! Если в 2014 г. такой правовой акт можно было принять и разместить до 1 апреля (переходный период в связи с началом действия Закона N 44-ФЗ), то для осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ в 2015 г. учреждению нужно разместить такой акт до нового года, то есть до 1 января 2015 г.
А теперь перейдем к планированию закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями здравоохранения за счет средств ОМС.
Планы закупок
С 1 января 2015 г. при планировании закупок придется соблюдать требования Закона N 44-ФЗ. Сразу скажем, что учреждения здравоохранения и ранее занимались планированием закупочной деятельности, однако теперь необходимо такое планирование осуществлять посредством составления планов закупок и планов-графиков.
Планы закупок формируются медицинскими учреждениями:
— для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами (в том числе федеральными целевыми программами), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;
— с учетом требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг).
В планы закупок в силу ст. 17 Закона N 44-ФЗ включаются:
1) идентификационный код закупки (ст. 23 Закона N 44-ФЗ).
К сведению. Идентификационный код закупки формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Порядок его формирования пока еще не утвержден;
2) цель осуществления закупки, определенная с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ;
3) наименование объекта (объектов) закупки;
4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
6) обоснование закупки. Согласно ст. 18 Закона N 44-ФЗ обоснование заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок. Обоснованию подлежат объект или объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели закупки и установленных требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге;
7) информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги в соответствии со ст. 20 Закона N 44-ФЗ (положения о таком обсуждении закупок вступают в силу с 01.01.2016).
Обратите внимание! В настоящее время на основании Приказа Минэкономразвития России от 10.10.2013 N 578 проводится общественное обсуждение лишь закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд руб.
Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043. А вот для закупок для обеспечения федеральных нужд такой нормативный акт Правительством РФ пока не принят.
На основании названного Порядка высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, местные администрации должны разработать порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд конкретного субъекта РФ, утвердить и разместить на сайте www.zakupki.gov.ru в течение трех дней с момента утверждения.
Планы закупок формируются и утверждаются в течение 10 рабочих дней:
а) государственными и муниципальными казенными учреждениями здравоохранения — после доведения до соответствующего учреждения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
б) бюджетными учреждениями здравоохранения субъекта РФ или муниципального образования — после утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.
Планы закупок формируются на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год) в сроки, установленные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), с учетом следующих положений:
— государственные и муниципальные заказчики в сроки, установленные главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), но не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), представляют планы закупок не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ (не позднее 1 августа — главным распорядителям средств местного бюджета) для формирования на их основании обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок;
— бюджетные учреждения в сроки, установленные органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), должны сформировать и представить планы закупок не позднее 1 июня текущего года (при формировании плана закупок муниципального учреждения — не позднее 1 июля текущего года) органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для формирования на их основании обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.
Примечание. Планы закупок могут быть изменены при необходимости.
Утвержденный план закупок подлежит размещению в ЕИС в течение трех рабочих дней со дня его утверждения или изменения (ч. 9 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).
Планы-графики
После того как составлен план закупок, составляется план-график. Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 44-ФЗ это документ, содержащий перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год. Именно план-график является основанием для осуществления закупок.
В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
1) идентификационный код закупки;
2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование этих требований;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
5) дата начала закупки;
6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
7) информация о применении указанного в ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ.
Обратите внимание! План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ч. 10 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона N 44-ФЗ при формировании плана-графика обоснованию подлежат:
— начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта (Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567);
— способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки. Согласно гл. 3 Закона N 44-ФЗ учреждения здравоохранения могут осуществлять закупки с использованием конкурентных способов (конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок) или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Отметим, что по результатам мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.
Требования к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1044 (вступит в силу с 01.01.2015).
Обратите внимание! Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). То есть заказчик не может размещать в ЕИС извещения об осуществлении закупки, направлять приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
План-график можно изменить в случаях, установленных ч. 13 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, при этом корректировка по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Согласно ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ утвержденный план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
* * *
Итак, согласно Закону N 44-ФЗ каждая закупка должна быть запланирована, поэтому медицинским учреждениям нужно заранее подготовиться и изучить постановления Правительства РФ, устанавливающие требования к порядку составления и утверждения планов закупок и планов-графиков. В заключение добавим, что согласно ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. публикуются в ЕИС по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, с учетом требований, установленных Приказом Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *