Кто является платежным агентом

Платежные агенты и банковские платежные агенты

Определение платежных агентов дано в Законе о платежных агентах.

В соответствии со ст. 2 Закона платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые занимаются деятельностью по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью но приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств последнего перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств за минусом комиссионного вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

В соответствии с Законом о платежных агентах платежными агентами являются операторы по приему платежей и платежные субагенты.

Оператором по приему платежей является юридическое лицо, заключившее с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, основное отличие оператора по приему платежей от платежного субагента заключается в том, что первый взаимодействует с поставщиком товаров (работ, услуг) напрямую, а платежный субагент — только через оператора по приему платежей. При этом платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (т.е. заключать последующие субагентские договоры).

Требования, предъявляемые к деятельности операторов по приему платежей и платежных субагентов, состоят в следующем.

1. Оператор по приему платежей должен заключить с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков — физических лиц в целях исполнения их денежных обязательств перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком.

Аналогичный договор должен быть заключен между оператором по приему платежей и платежным субагентом с той лишь разницей, что платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями п. 2 ст. 1009 ГК о передоверии полномочий.

2. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после его постановки на учет в Росфинмониторинге и согласования правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей на сумму, превышающую 15 тыс. руб., по достижении которой начинается «противо- легализационный» контроль, а поэтому на него не возложена обязанность по постановке на учет в Росфинмониторинге и по согласованию правил внутреннего контроля.

  • 3. Операторы по приему платежей и платежные субагенты обязаны использовать специальные банковские счета для зачисления на них наличных денежных средств, полученных от физических лиц, и для осуществления последующих расчетов с поставщиком. По таким специальным банковским счетам могут осуществляться только следующие операции:
    • а) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
    • б) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
    • в) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика1;
    • г) списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету

платежного агента не допускается. Например, с такого счета нельзя списывать денежные средства на счета по вкладам (депозитам) или для оплаты банковских комиссий. На специальный банковский счет нельзя зачислять денежные средства с расчетных и иных «неспециальных» банковских счетов.

Платежные агенты обязаны сдавать в кредитную организацию все полученные от плательщиков наличные денежные средства для их зачисления на специальные банковские счета.

  • 4. Операторы по приему платежей и платежные субагенты обязаны использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой тех-
  • 1 Поставщик товаров, работ, услуг при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом от физических лиц в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться только следующие операции: а) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; б) списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика запрещено.

ники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

  • 5. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.11.2010 № 920 операторы по приему платежей и платежные субагенты не вправе принимать:
    • а) лотерейные ставки (за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени);
    • б) платежи за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее;
    • в) ставки для участия в азартных играх.
  • 6. Операторы по приему платежей и платежные субагенты при приеме платежей физических лиц вправе использовать платежные терминалы, функционирующие в автоматическом режиме. Требования, предъявляемые к платежным терминалам, установлены в ст. 6 Закона о платежных агентах.

В силу ч. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах кредитные организации не вправе выполнять функцию операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Соответственно, операторы по приему платежей и платежные субагенты не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями сг. 14 Закона о НГ1С.

Банковским платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией на основании агентского договора в целях оказания услуг по переводу денежных средств.

Смысл деятельности банковского платежного агента — выполнение от имени кредитной организации трех функций:

  • а) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств;
  • б) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования;
  • в) проведение в соответствии с требованиями Закона о противодействии отмыванию доходов идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.

Банковским платежным субагентом может быть юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которое привлекается банковским платежным агентом на основании субагентского договора в целях оказания услуг по переводу денежных средств.

Правом на использование услуг банковского платежного субагента обладают только банковские платежные агенты, являющиеся юридическими лицами, если такое право предусмотрено в агентском договоре с кредитной организацией. Банковские платежные агенты — индивидуальные предприниматели не вправе привлекать для осуществления своей деятельности банковских платежных субагентов. При этом банковский платежный субагент осуществляет свои функции от имени кредитной организации. Функции банковского платежного субагента следующие:

  • а) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств в суммах, не требующих идентификации физического лица в соответствии с Законом о противодействии легализации;
  • б) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования в случаях, не требующих идентификации физического лица в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов.

Банковскому платежному субагенту запрещено заключать последующие субагентские договоры.

Банковский платежный агент и банковский платежный субагент обязаны использовать специальные банковские счета для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств. По такому счету могут осуществляться только следующие операции:

  • а) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
  • б) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
  • в) перечисление денежных средств на банковские счета.

Осуществление иных операций, помимо перечисленных, но специальному банковскому счету платежного агента (субагента) не допускается.

Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты вправе использовать в своей деятельности платежные терминалы и банкоматы, соответствующие требованиям Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Таким образом, основное отличие между банковским платежным агентом и банковским платежным субагентом состоит в том, что банковский платежный агент взаимодействует напрямую с кредитной организацией, а банковский платежный субагент — только с банковским платежным агентом. Второе важное отличие — ограниченный функционал банковских платежных субагентов: они могут осуществлять только те операции, которые согласно Закону о противодействии отмыванию доходов не требуют идентификации физического лица.

  • Такая формулировка исключает прием платежным агентом в пользу поставщика безналичных платежей, например, с использованием банковских платежных карт. Прием подобных платежей не разрешен и банковским платежным агентам.
  • Поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе за жилое помещениеи коммунальные услуги), а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими соответствующих функций.
  • Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику — физическому лицу, установлены ст. 5 Закона о платежных агентах.
  • Специальные требования к выдаваемым ими кассовым чекам установлены ч. 10—13ст. 14 Закона о IIПС.

Наемная курьерская служба

По вопросу является ли курьерская служба платежным агентом и обязана использовать для перечисления полученных наличных денежных средств спецсчет существует два мнения.

Согласно первой позиции, курьерская служба, занимающаяся доставкой товаров, в случае приема платежей от физических лиц за реализованные товары в пользу поставщика, является платежным агентом. В этом случае интернет-магазин несет риск привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.

Согласно второй позиции, если деятельность курьерской службы не связана исключительно с получением денежных средств от плательщиков (физических лиц), но включает доставку товаров и иную оплачиваемую деятельность, она не подпадает под действие Закона о платежных агентах. Согласно данной позиции курьерская служба в этом случае не является платежным агентом и не обязана использовать спецсчет (Постановление 9 ААС от 11.03.2016 №А40-206174/2015).

Дополнительно Вы можете ознакомится с рекомендацией: Как оспорить штраф за нарушение требований об использовании специальных банковских счетов (ч. 2 ст.15.1 КоАП РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) данный Федеральный закон № 103-ФЗ регулирует, в частности, отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона № 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Таким образом, курьерская служба, занимающаяся доставкой товаров, в случае приема платежей от физических лиц за реализованные товары в пользу поставщика, является платежным агентом,* при этом положения Федерального закона № 103-ФЗ на расчеты по оплате доставки товара, осуществляемые непосредственно курьерской службой с физическими лицами, в силу подпункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 103-ФЗ, не применяются.

При этом организация — курьерская служба, как платежный агент при приеме платежей физических лиц, обязана, в частности, выдавать кассовые чеки в момент осуществления платежей (часть 1 статьи 5 Федерального закона № 103-ФЗ) и использовать специальный банковский счет (счета) (часть 14 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ)».*

  1. Письмо ФНС России от 18.09.2013 № АС-4-2/16820 «О рассмотрении обращения»
  2. Решение АС Москвы от № А40-159765/2014

«В соответствии со ст. 3 Закона № 103-ФЗ деятельность по приему платежей предполагает осуществление платежными агентами последовательности действий, связанных с получением от физических лиц (плательщиков) наличных денежных средств, предназначенных для использования их денежных обязательств перед поставщиками товаров (работ, услуг), перечислением указанных средств поставщикам товаров (работ, услуг).

Курьерская служба, занимающаяся доставкой товаров, в случае приема платежей от физических лиц за реализованные товары в пользу поставщика, является платежным агентом, при этом положения Федерального закона №103-Ф3 на расчеты по оплате доставки товара, осуществляемые непосредственно курьерской службой с физическими лицами, в силу подпункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона №103-Ф3, не применяются.

При этом организация — курьерская служба, как платежный агент при приеме платежей физических лиц. обязана, вчастности, выдавать кассовые чеки в момент осуществления платежей (часть 1 статьи 5 Федерального закона №103-ФЗ) и использовать специальный банковский счет (часть 14 статьи 4 Федерального закона №103-Ф3).*

РЕШИЛ:

Отказать ООО «Аскари» в удовлетворении заявления о признании незаконным, отмене постановления ИФНС № 43 по г. Москве от 15.09.2014г. № 21/14/19/С/Ю года о привлечении ООО «Аскари» к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ».

  1. Постановление 9 ААС от 11.03.2016 № А40-206174/2015

«Постановлением от 22.07.2015 №21/05/05/С/Ю ООО «Интернет-Решения» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи со следующим.

Согласно ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии сФедеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Вместе с тем, ООО «Интернет Решения» является владельцем интернет-магазина Ozon.ru и осуществляет деятельность по продаже товаров путем формирования заказов и их доставки клиентам курьерской службой.
Доставка заказа, его вручение, а при необходимости также получение от клиента денежных средств по оплате заказа осуществляется на основании агентских договоров агентами общества. Одним из таких агентов общества является ООО «О-Курьер» на основании агентских договоров № ОКО 109/2004-1/70-А от 13.09.2004 и № ОК/ИР-2 от 01.04.2012.

Согласно ст. 1 Закона о платежных агентах он регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг). Статьями 2,3 Закона о платежных агентах, установлены следующие понятия: платежный агент — это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей — платежный агент-юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; платежный субагент — платежный агент-юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; деятельность по приему платежей физических лиц — прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

При этом положения Закона о платежных агентах не распространяются на отношения, связанные с деятельностью при проведении расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами.

Таким образом, Закон о платежных агентах прямо устанавливает круг лиц и деятельность, к которым применимы соответствующие специальные требования. Данная правовая позиция подтверждается в Письме ФНС России от 20.07.2015 № ЕД-4-2/12735 «О привлечении к административной ответственности».

Вышеуказанные нормы в их совокупности и взаимной связи однозначно закрепляют, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств у плательщика (физического лица) и их передаче поставщику и не может включать какую-либо иную деятельность. Поставщик не может поручать платежному агенту оказание плательщикам каких-либо услуг и/ или осуществление какой-либо деятельности, кроме приема и передачи денежных средств. Платежный агент также не может оказывать плательщикам самостоятельных услуг.

Данная позиция также отражена в постановлении Верховного суда Российской Федерации от 10.06.2015 по делу А45-22729/2013, в котором суд указал, что действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги — услуги по приему платежей с их последующей передачей поставщикам и иным субъектам, указанным в законе, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), выступая в качестве платежного агента, не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств).

Таким образом, основной деятельностью ООО «О-Курьер» является доставка товаров (заказов) покупателям, а не прием от них платежей. Кроме того, ООО «О-Курьер» оказывает целый ряд иных дополнительных услуг как клиентам (прием возвращаемого товара и т.д.), так и самому обществу (подготовка документов, уведомления и др.). При этом, поручение общества агенту ООО «О-Курьер» может не включать прием денежных средств у физического лица по оплате товара (а может и вообще не касаться физических лиц); все дополнительные услуги, оказываемые ООО «О-Курьер» в рамках данной деятельности, являются возмездными и оплачиваются обществом ( Приложение 2 к агентскому договору № ОКУИР-2 от 01.04.2012).

Ввиду изложенного, деятельность ООО «О-Курьер» является неотъемлемой частью исполнения договора купли-продажи и признается реализацией (ч. 1 ст. 39 НК РФ).

Эта деятельность не связана исключительно с получением денежных средств от плательщиков (физических лиц), но включает доставку товаров и иную оплачиваемую деятельность.

Кроме того, в части принятия денежных средств от физических лиц данная деятельность связана исключительно с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами. То есть денежные средства от физических лиц принимаются с одновременной передачей им товаров, входящих в оформленный заказ.

Следовательно, данная деятельность в силу прямого указания закона не подпадает под регулирование Закона о платежных агентах, а ООО «О-Курьер» не является платежным агентом по смыслу указанного закона».*

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *