Кто считается москвичом по закону?

Коренной москвич — это тот, у кого в столице родились родители и бабушки с дедушками. Так, согласно опросу фонда «Общественное мнение», считают большинство жителей города. По их мнению, исконных москвичей также отличают особое поведение и менталитет.

В опросе приняла участие тысяча жителей Москвы, половина из которых приезжие. 52% респондентов считают, что коренным жителем столицы можно назвать лишь москвича в третьем поколении. Таковыми среди респондентов назвали себя 27% опрошенных. Москвичей в первом поколении оказалось 14%, во втором — 9%. Однако, как считает декан факультета истории, политологии и права РГГУ Александр Логунов, не количество поколений определяет коренного москвича.

«Коренным москвичом является тот человек, который нигде, кроме Москвы, жить не может. А сколько это — три поколения, четыре — это детский математический подсчет, который ничего не значит. Вот некоторые народы, например, не понимают абстрактных математических чисел. Что такое два прибавить два, им непонятно. Потому что непонятно, что такое два банана прибавить два кирпича, можно ли вообще сложить между собой. Поэтому эта голая арифметика совершенно неприемлема», — отметил Логунов.

Издание w-o-s.ru ранее опубликовало шуточную инструкцию для провинциалов о том, как стать похожим на москвича. Тем, кто хочет быть, а не казаться коренным жителем столицы, журналисты советовали проводить больше времени вблизи дома, а не в центре, не тереть собаку по носу на «Площади Революции», читать в метро, боготворить Нью-Йорк и меньше смотреть телевизор. Как выяснили социологи, коренные москвичи в большинстве случаев представляются респондентам интеллигентными и, по мнению участников исследования, отличаются от приезжих поведением и менталитетом. Кроме того, они разговаривают по-особому и больше чтут и берегут город. Если бы опрос проводился не только среди жителей столицы, скорее всего, результаты были бы не в пользу москвичей, не исключает ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов.

«Дружественные отзывы исходят, скорее всего, от тех, кто нашел в столице свое место, смог себя реализовать. Но если мы проведем подобный опрос, например, в регионах, и выборка будет включать людей, бывавших ранее в Москве, то палитра мнений будет гораздо шире. Конечно, будут мнения очень нелицеприятные. Всегда человеку присущи такие чувства как зависть, сравнение себя с другими. К сожалению, людям, которые по каким-то причинам не смогли состояться, проще всего кого-то критиковать», — пояснил Белобородов.

Отрицательные отзывы о москвичах давали немногие. Меньше 5% назвали их равнодушными, корыстными, наглыми и бестактными. Эти качества все же вряд ли свойственны исконным жителям столицы, считает лидер Партии экономической свободы и коренной москвич Константин Боровой.

«По моему опыту коренные москвичи — это не бойцы выживающие, как это происходит с людьми приезжими, которые вынуждены выживать, вынуждены быть нахрапистыми, мало интеллигентными. Москвичи — это такая слабая порода людей. Скорее, это относится к приезжим», — сказал Боровой.

Согласно опросу, 60% горожан считают столицу гостеприимной. При этом среди коренных жителей 19% ответили, что не воспринимают Москву как свой город.

Полина Романова, Яна Пашаева

С таким вопросом обратилась жительница района Кузьминки к председателю комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Мосгордумы Михаилу Антонцеву.

В ходе разговора выяснилось, что уроженка из г. Раменское Московской области более 10 лет с 1985 года работала в московской школе и проживала на служебной квартире. Однако при начислении пенсии этот факт не учитывался, так как постоянная регистрация в Москве появилась только в 2015 году. А следовательно пенсионерке не положены доплаты до столичного социального стандарта.

Действительно, в 2013 году Правительство Москвы внесло дополнительную норму для получения московских доплат — ценз оседлости — наличие постоянной регистрации в Москве не менее 10 лет. Эта норма не противоречит ни федеральному, ни городскому законодательству. Правило действует только в отношении тех, кто вышел на пенсию после 2013 года.

Чем руководствовались власти города?

Опыт предыдущих лет показал, что появление так называемых «лужковских выплат» спровоцировало миграцию пенсионеров в Москву, но только по документам. Многие жители из других регионов страны стали регистрироваться в нашем городе у родственников и знакомых, получать повышенные выплаты и при этом продолжать жить в своих городах. Подчеркну, что выплаты эти начисляют не из пенсионного фонда, а из столичного бюджета. Москва не может взять заботу о пенсионерах всей нашей большой страны. С этой целью и были установлены такие ограничения.

Так, Московской городской Думой 24 декабря 1997 г. приняты Положение о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилья в городе Москве, которое вступило в силу с 1 февраля 1998 г. (далее — Положение), а также Закон города Москвы от 11 марта 1998 г. «Основы жилищной политики в городе Москве» (далее — Закон). Эти два акта на сегодняшний день определяют основные принципы реализации конституционного права москвичей на жилище, создают нормативную базу дальнейшего развития различных форм улучшения жилищных условий жителей Москвы.
Согласно правилам п. 2 ст. 14 Закона и п. 12 Положения возникновение права на улучшение жилищных условий связано с требованием о постоянном проживании граждан в Москве не менее 10 лет. Причем речь идет о легальном статусе на территории города, то есть с соблюдением правил регистрации. Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право здесь свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Никто не отменял и Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», который ввел уведомительный порядок регистрации граждан по месту пребывания или жительства в трехдневный срок. Московским органам по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует руководствоваться прежде всего нормативными актами федерального уровня. Так, Постановлением Совета Министров РСФСР от 27 февраля 1990 г. N 74 на местные органы исполнительной власти возлагается обязанность принимать на учет для улучшения жилищных условий граждан, выезжающих из населенных пунктов, подвергшихся радиационному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, вселившихся в качестве временных жильцов к родственникам, предоставлять им жилые помещения (пп. «б» п. 3). В этих случаях длительность проживания указанных граждан на жилой площади своих родственников не имеет значения.
Безусловно, критерием признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий является их обеспеченность жильем на момент постановки на учет. Согласно п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР минимальный уровень обеспеченности на одного члена семьи устанавливается правительством соответствующего субъекта Российской Федерации. Какой же размер следует понимать под нормой для постановки на учет жителей Москвы согласно Положению?
1. Занимаемая площадь менее 10 кв. м общей площади на члена семьи (для отдельных квартир) или менее 15 кв. м общей площади на члена семьи для коммунальных квартир (п. 12 (а)).
2. Менее 15 кв. м общей площади на члена семьи для отдельных квартир и без ограничения площади для коммунальных в случае болезни хотя бы одного из совместно проживающих граждан тяжелой формой хронических тяжелых заболеваний согласно Постановлению Правительства Москвы (п. 12 (б)).
3. До 15 кв. м общей площади на члена семьи при условии проживания в двух смежных комнатах или однокомнатной квартире более одной семьи или родителей со взрослыми детьми (п. 12 (в)).
Таким образом, московские законодатели ввели понятие нормы постановки на учет, под которой следует понимать размер площади, приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи, в том числе с учетом отсутствующих в связи с призывом в Вооруженные Силы, командированных на работу за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты и иных лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их временного отсутствия.
Как и в ранее действовавшем Положении, в отдельную категорию выделены коренные москвичи, проживающие в коммунальных квартирах. Условиями для них являются:
обязательное проживание в Москве более 40 лет;
трудовой стаж на предприятиях столицы (20 лет — для женщин, 25 лет — для мужчин).
Новое для этих граждан — проживание в коммунальной квартире последние 10 лет (для инвалидов — 5 лет).
Кроме того, в число нуждающихся, согласно Положению, включены и иные категории граждан, указанные в ст. 29 ЖК РСФСР.
Обеспечение жилой площадью нуждающихся, согласно московскому законодательству, ставится в зависимость от дохода на члена семьи. Способы обеспечения жильем можно разделить на четыре вида:
договор социального найма;
договор коммерческого найма с участием граждан, с правом выкупа (п. 8 Положения);
договор аренды, возможно, с правом выкупа (ст. 17 Закона), где арендатором выступает юридическое лицо;
приобретение жилья со льготами, предоставляемыми Правительством Москвы (посредством субсидий, ипотеки и т.д.)
Предоставление жилья по договору социального найма допустимо, если уровень дохода на каждого члена семьи менее 10 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15 Закона, п. 30 Положения). В случае если граждане отнесены к разряду нуждающихся, но доход у них выше, то улучшить свои жилищные условия они могут путем получения жилья коммерческого характера или приобретя жилье в собственность. Исключение из этого правила составляют категории государственных служащих, не имеющих жилой площади и претендующих на ее получение по договору социального найма согласно специальному действующему законодательству Российской Федерации и города Москвы (судьи, работники прокуратуры, уволенные в запас лица офицерского состава Вооруженных Сил и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *