Кто подлежит воинскому учету

2) Документы по ведению воинского учета в организациях

Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями.

В каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) должны разрабатываться (вестись):

  1. Приказ » Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе».

  2. План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

  3. Картотека личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

  1. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

  1. Расписки в приеме документов воинского учета.

б.Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.

7.Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций.

8. Справочная информация по обязанностям граждан по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Ведение воинского учета в организациях может осуществляться в совмещенной с военными комиссариатами Автоматизированной Системе Управления «Зарница- М».

Iy. Организация бронирования граждан — 10 мин.

Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и мирное время за органами гос. власти, органами местного самоуправления, а также организациями работающих в этих органах и организациях квалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем заблаговременного и рационального распределения их между ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Отсрочка от призыва граждан, пребывающих в запасе, на военную службу может предоставляться на срок от 1 до 6 месяцев со дня объявления мобилизации.

На граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию, в организациях по месту их работы заполняются, а в военных комиссариатах по месту нахождения (расположения) организаций оформляются в установленном порядке удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время и извещения о зачислении на специальный учет (форма №4 или 4а).

Все граждане, пребывающие в запасе, на которых оформлены отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время, в мирное время извещаются по месту работы, что они забронированы, а с объявлением мобилизации им вручаются удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу (форма №4 или 4а).

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от военных сборов в мирное время и зачисляются на специальный воинский учет.

Бронированию на период мобилизации и на военное время не подлежат граждане:

  • уволенные с военной службы в запас 1 разряда — в течение 5 лет пребывания в запасе 1 разряда;

  • не прошедшие по каким-либо причинам военную службу и зачисленные в запас — до достижения ими 27-летнего возраста;

  • Пребывающие в запас и работающие в организациях водителями автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов других машин и механизмов, предназначенных по нарядам военного комиссариата для поставки по мобилизации в ВС РФ, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования;

  • Пребывающие в запасе и предназначенные в специальные формирования и работающие в организациях, на которые мобилизационными заданиями возложено создание специальных формирований.

Основанием для проведения работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время в организациях является:

  • наличие мобилизационных заданий (заказов) на поставку продукции (выполнение работ, услуг) для государственных нужд РФ, установленных решениями президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, размещенных на договорной (контрактной) основе и финансированных в период мобилизации и в военное время за счет средств федерального бюджета.

В системе бронирования граждан, пребывающих в запасе, применяются следующие основные виды бронирования:

  • по перечням должностей и профессий, утверждаемым Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе;

  • персональное бронирование по постановлениям Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан пребывающих в запасе, отдельных граждан, пребывающих в запасе, не подлежащих бронированию по перечням должностей и профессий;

  • по отдельным постановлениям Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, по перечням должностей и профессий ведется по занимаемым должностям или рабочим профессиям с учетом условий бронирования, установленных этими перечнями.

Перечни должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на 2 категории по их предназначению:

  • для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работающих в федеральных органах гос. власти и организациях, находящихся в сфере их ведения или деятельность которых связана с их деятельностью;

  • для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работающих в органах гос. власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью этих органов или которые находятся вне сферы их ведения (территориальный перечень должностей и профессий).

Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан. пребывающих в запасе, в исключительных случаях предоставляет персональные отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, гражданам, пребывающим в запасе из числа квалифицированных рабочих и служащих, не подпадающих под действие условий бронирования,, установленных перечнями должностей и профессий, но крайне необходимых для обеспечения бесперебойной работы организации в военное время.

В мирное время организациями разрабатываются планы мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу забронированным гражданам, пребывающим в запасе (ф.15) и изготавливается необходимое количество бланков ведомости на выдачу гражданам, пребывающим в запасе, удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу (ф.9), заполнение которых проводится в процессе выдачи гражданам, пребывающим в запасе, удостоверении об отсрочке от призыва на военную службу (ф.4 и 4а).

(Выписка из Инструкции по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан РФ, пребывающих в запасе ВС РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденной Минздравом РФ 10.11.02 № 211-03/773 ДСП)

Как заполнить раздел «Сведения о воинском учете»?

Ответ на вопрос:

Рассмотрев Ваш вопрос можно сказать, что врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А — годен к военной службе;

Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В — ограниченно годен к военной службе;

Г — временно не годен к военной службе;

Д — не годен к военной службе.

А и Б — призывают.

В — в мирное время не призывают и зачисляют в запас, а в военное время призывают на нестроевую службу.

Г — временно не призывают до очередного переосвидетельствования.

Д — исключают с воинского учета вообще, т. е. гражданин становится невоеннообязанным и его вообще никогда не призывают.

Таким образом, годен к нестроевой службе будет – В.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Ответ: Как заполнить раздел «Сведения о воинском учете» личной карточки сотрудника (формы № Т-2)

Н.З. Ковязина

Все граждане, поступающие на работу, делятся на военнообязанных и невоеннообязанных. На военнообязанных лиц заполните раздел «Сведения о воинском учете». Порядок заполнения раздела описан в указаниях, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Основанием для заполнения раздела «Сведения о воинском учете» личной карточки являются либо военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) либо удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Пункт 1 раздела «Сведения о воинском учете» – «Категория запаса». Данный пункт не заполняйте на офицеров запаса и на будущих призывников. В остальных случаях ставьте цифры 1 или 2 в соответствии с данными военного билета.

Пункт 2 раздела «Сведения о воинском учете» – «Воинское звание». Заполняйте на всех военнообязанных. У бывшего военного в личной карточке запишите воинское звание согласно военному билету, а у будущего призывника сделайте запись: «Подлежит призыву».

Пункт 3 раздела «Сведения о воинском учете» – «Состав (профиль)». На призывников не заполняйте. У тех, кто не дослужился до офицерского звания, в этом пункте запишите состав, например «Солдаты», «Матросы», «Прапорщики». У офицеров вместо состава укажите профиль – «Командный», «Медицинский» и т. п.

Пункт 4 раздела «Сведения о воинском учете» – «Полное кодовое обозначение ВУС». Код военно-учетной специальности возьмите из военного билета сотрудника. На будущих призывников этот пункт не заполняйте.

Пункт 5 раздела «Сведения о воинском учете» – «Категория годности к военной службе». Ставьте только букву, без расшифровки:
А – годные к военной службе;
Б – годные к военной службе с незначительными ограничениями;
В – ограниченно годные к военной службе;
Г – временно не годные к военной службе;
Д – не годные к военной службе.

Пункт 6 раздела «Сведения о воинском учете» – «Наименование военного комиссариата по месту жительства». В пункте укажите название военкомата, в котором сотрудник состоит на учете.

Пункт 7 раздела «Сведения о воинском учете» – «Состоит на воинском учете». Заполняйте:

  • строку а) при наличии мобилизационного предписания и (или) отметки о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний;
  • строку б) если сотрудник забронирован на период мобилизации и на военное время.

Все записи в пункте 7 делайте простым карандашом.

Пункт 8 раздела «Сведения о воинском учете» – «Отметка о снятии с воинского учета». Если сотрудник достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан не годным к военной службе по состоянию здоровья, в пункте 8 сделайте отметку: «Снят с воинского учета по возрасту» или «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

Воинский учет на предприятии: веди или отвечай

воинский учет, админштрафы

Кто они — «потенциальные солдаты»? На этот вопрос нам ответит ч. 9 ст. 1 и ч. 1 ст. 15 Закона № 2232*.

* Закон Украины «О воинском учете и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

Так, призывники — это лица, приписанные к призывным участкам. Это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, которые пригодны к службе по состоянию здоровья и не имеют освобождений или отсрочек.

В свою очередь, к военнообязанным относятся лица, находящиеся в запасе для комплектования Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований на особый период, а также для выполнения работ по обеспечению обороны страны. Это те, у кого за плечами есть армейское прошлое, военная кафедра и т. д. (напомним, что для мужчин в звании от солдата и вплоть до старшего офицера предельный возраст пребывания в воинском запасе теперь составляет 60 лет, высших офицеров — 65 лет, а для женщин — 50 лет).

Вы уже мысленно прикинули, кто из ваших работников попадает под такие критерии? Вот мы сейчас и расскажем, что именно нужно от работодателя.

Между тылом и АТО — работодателей звено

Выполнение гражданами Украины воинской обязанности обеспечивают в том числе и предприятия, учреждения и организации ( ч. 7 ст. 1 Закона № 2232).

Как именно? С помощью целого ряда мероприятий, перечисленных в упомянутом Законе. В частности, они обязаны вести персональный воинский учет призывников и военнообязанных (а также резервистов).

Физлица-предприниматели не ведут воинский учет, поскольку не указаны в ч. 7 ст. 1 Закона № 2232.

Персональному учету подлежат военнообязанные и призывники, которые взяты на воинский учет в районных (городских) военных комиссариатах ( п. 1.2 Инструкции № 660**). Снятые или исключенные с воинского учета в военкоматах призывники или военнослужащие снимаются с учета на предприятиях.

** Инструкция по организации ведения воинского учета военнообязанных и призывников в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях, утвержденная приказом Министерства обороны Украины от 15.12.2010 г. № 660.

Ведение воинского учета на предприятии возложено на его руководителя ( ч. 5 ст. 34 Закона № 2232). Однако, как правило, такое дело поручают работнику кадровой службы, а на небольших предприятиях — и вовсе бухгалтеру. Далее будем называть таких лиц «военноответственные».

Если вы возлагаете обязанности по ведению воинского учета на одного из своих работников, то получите от него письменное заявление, для того чтобы инициатива исходила именно от работника. Ведь если инициатором выступит работодатель, то придется соблюсти уведомительную процедуру, которая обязательна при изменении существенных условий труда ( ч. 3 ст. 32 КЗоТ). То есть предупредить работника за два месяца и получить согласие выполнять обязанности по ведению воинского учета.

Кстати, если ведение воинского учета возложено, в частности, на работника кадровой службы (обычно, если число военнообязанных и призывников на предприятии не достигает 500 человек), то целесообразно установить ему доплату. Максимальный размер — 50 % должностного оклада (без учета других надбавок и доплат). Такое мнение озвучило Минсоцполитики в письме от 12.09.2013 г. № 1033/13/84-13.

«Военноответственный» только ведет учет, подписывает документы все равно руководитель.

Что же входит в обязанности «военноответственного»?

Трудовые будни «военноответственного»

Понятное дело, что на «военноответственного» ложится вся документальная волокита. Но это не все. Подробный перечень мероприятий, которые обязан проводить «военноответственный» на предприятии, определен п. 3.4 Инструкции № 660. Рассмотрим наиболее примечательные.

1. При приеме на работу в обязательном порядке проверяет наличие военно-учетных документов. Напоминаем, что призывников и военнообязанных принимают на работу, если они состоят на воинском учете в военкомате. За нарушение — штраф (см. п. 3 таблицы в конце статьи). Рекомендуем сделать копии таких документов и подшить их в личное дело вновь принятого сотрудника.

Военно-учетные документы — это удостоверение о приписке к призывному участку (у призывников), военный билет или временное удостоверение (у военнообязанных).

2. Ведет персональный учет всех военнообязанных и призывников.

«Военноответственный» заполняет реквизиты раздела II «Відомості про військовий облік» типовой формы первичного учета № П-2 «Особова картка працівника» (далее — личная карточка). Форма личной карточки утверждена совместным приказом Государственного комитета статистики Украины и Министерства обороны Украины от 25.12.2009 г. № 495/656. Порядок заполнения строк раздела II «Відомості про військовий облік» зависит от категорий лиц, подлежащих воинскому учету, и описан в пп. 3.6 — 3.10 Инструкции № 660.

Кроме того, «военноответственный» в течение 5 дней вносит в личные карточки «потенциальных солдат» изменения, касающиеся семейного положения, местожительства, образования, места работы и должности. Ежемесячно, до 5-го числа, сообщает в военкоматы донесением по форме приложения 1 к Инструкции № 660 о произошедших изменениях в учетных данных.

Также «военноответственный» периодически сверяет данные личных карточек с записями в военно-учетных документах работников. Внимание! Такие документы принимаются «военноответственным» под расписку, форма которой приведена в приложении 4 к Инструкции № 660. И не реже 1 раза в год проводит сверку личных карточек работников с учетными данными военкоматов.

Кстати, в письме от 07.02.2015 г. № 322/2/964 Минобороны отмечает — нужно заполнять, вести и подавать в соответствующие военкоматы три списка военнообязанных (отработкой списков занимаются разные структурные подразделения военкоматов), а именно на: военнообязанных рядового, сержантского и старшинского состава; офицеров запаса; призывников. Заметим: формально такие списки — это парафия учебных заведений. Но учитывая тот факт, что предприятия обязаны способствовать мобилизации (см. п. 3 ниже), формировать такие списки могут «напрячь» и предприятия.

3. Способствует мобилизации. Предприятия обязаны предоставлять соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления информацию, необходимую для планирования и осуществления мобилизационных мероприятий ( абз. 14 ч. 1 ст. 21 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII).

4. Сигнализирует о «текучке». В течение 7 дней уведомляет военкоматы о принятых или уволенных призывниках и военнообязанных. Письменное уведомление составляют отдельно по каждому принятому/уволенному работнику в произвольной форме за подписью руководителя предприятия.

Уведомление, как правило, предоставляют в военкомат по месту регистрации предприятия. Исключение: если не совпадают места прописки, фактического проживания и работы***.

*** Например, такая ситуация: работник зарегистрирован в одном населенном пункте, а проживает и работает в другом. По общему правилу работодатель должен уведомить военкомат по своему месту регистрации, что у него появился новый военнообязанный работник. Но мы рекомендуем уведомить и военкомат по месту прописки работника. По идее, «двойной сигнал» должен быть основанием для военкомата по месту регистрации военнообязанного о временном снятии его с учета, а для военкомата по месту регистрации предприятия — для постановки его на временный учет.

5. Оповещает военкоматы о наличии призывников. Не позднее 1 декабря текущего года составляет и предоставляет в военкоматы списки юношей, которые подлежат приписке к призывным участкам по форме приложения 2 к Инструкции № 660. Вот тут сразу успокоим: это «головная боль» скорее вузов, ведь на предприятиях такие работники трудятся крайне редко.

6. По требованию военкоматов оповещает работников предприятия, являющихся военнообязанными и призывниками, об их вызове в военкомат и обеспечивает их своевременное прибытие по этому вызову.

7. Своевременно оформляет бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время за предприятием, имеющим мобилизационные задания.

Пожалуй, больше всего напрягает уведомительно-обеспечивающая сторона воинского учета. Но ничего не попишешь. Сейчас выясним, как с этим справиться.

Миссия «уведомителя» и «связного»

Руководители предприятий обязаны обеспечивать своевременное прибытие работников по вызову военкомата, а также постоянно контролировать соблюдение работниками правил воинского учета.

В письме от 07.02.2015 г. № 322/2/964 Минобороны приводит примерный алгоритм действий «военноответственного»:

1) после того как из военкомата придет распоряжение о вызове работников, нужно издать приказ руководителя о направлении военнообязанных в военкомат. В приказе уточняют срок прибытия и назначают старшего от предприятия;

2) довести указанный приказ до военнообязанных;

3) если военнообязанные откажутся выполнять требования приказа и не прибудут в военкомат:

— письменно сообщить о нарушителях правил воинского учета в военкомат;

— направить уведомление в органы внутренних дел о доставке уклонистов.

Минобороны выдает желаемое за действительное, поскольку в обязанности предприятий не входит привлечение органов МВД для доставки уклонистов.

Внимание! Работодатель обязан отпустить работника с работы, не расценивая это как отсутствие по неуважительной причине.

А если «откосить»?

Действительно, а что будет, если «не заморачиваться» с воинским учетом? В таком случае руководителю или «военноответственному» грозит наказание в виде админответственности. «Тарифы» за нарушения приведем в таблице.

Вид нарушения

Мера ответственности

1. Нарушение должностными лицами законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации ( ст. 2101 КоАП)

Штраф от 30 до 100 ннмдг* (от 510 до 1700 грн.), а за повторное нарушение в течение года — от 100 до 300 ннмдг (от 1700 до 5100 грн.)

2. Непредоставление ежегодно не позднее 1 декабря текущего года в военкоматы списков работников, подлежащих приписке к призывным участкам, по форме приложения 2 к Инструкции № 660 ( ст. 2112 КоАП)

Штраф от 1 до 3 ннмдг (от 17 до 51 грн.), а за повторное нарушение в течение года — штраф от 3 до 7 ннмдг (от 51 до 119 грн.)

3. Прием на работу военнообязанных и призывников, не состоящих на воинском учете по месту жительства ( ст. 2113 КоАП)

4. Необеспечение по требованию военкоматов оповещения военнообязанных и призывников о их вызове в военкоматы или препятствие указанных должностных лиц своевременной явке граждан на сборные пункты или призывные участки ( ст. 2114 КоАП)

* Не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Полагаем, больше всего пугает п. 1 этой таблицы. И не зря! Норма прописана довольно скудно, и при этом под «наказание» может попасть практически любое «оборонно-мобилизационное» нарушение ☹…Таковы реалии нашего полувоенного времени.

Кстати, протоколы об админнарушениях составляют уполномоченные на то должностные лица военкоматов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *