Кто назначает судей

Срок полномочий судьи Конституционного суда

Законом РСФСР от 6 мая 1991 г. № 1175-I «О Конституционном Суде РСФСР», устанавливалось, что Конституционный Суд РСФСР состоит из 15 судей, избираемых Съездом народных депутатов РСФСР (избраны были только 13, 2 судей так и не были избраны вплоть до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.). Полномочия судьи не ограничивались определенным сроком, устанавливался предельный возраст пребывания в должности судьи — 65 лет. Конституционный Суд РСФСР избирал из своего состава Председателя, заместителя Председателя и секретаря.

Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлено, что Конституционный суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи Конституционного Суда, избранные до вступления в силу Конституции 1993 г. сохраняли свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, т.е. до достижения 65-летнего возраста. До принятия Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 г. № 2-ФКЗ для судей, избранных Съездом народным депутатов РСФСР срок полномочий по-прежнему огранивался достижением 65-летнего возраста.

Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» устанавливалось, что судья Конституционного суда Российской Федерации назначается на должность на срок 12 лет. Устанавливался предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Законом устанавливалось, что полномочия судьи прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет. Судья Конституционного суда, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Конституционный суд в пленарном заседании избирает из своего состава Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря сроком на 3 года (допускается возможность переизбрания на новый срок).

Федеральным конституционным законом от 8 февраля 2001 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» установлен новый срок полномочий судьи — 15 лет (вместо 12). Предельный возраст пребывания в должности (70 лет) отменялся. Данные нормы распространены на всех действующих судей, назначенных Советом Федерации с 1994 г.

Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» вновь введена норма о предельном возрасте пребывания в должности судьи — 70 лет (вступала в силу с 1 января 2005 г.). Срок полномочий остался прежним — 15 лет.

Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 г. № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» отменено ограничение полномочий судьи определенным сроком (15 лет). Предельный возраст пребывания в должности остался прежним — 70 лет (за исключением Председателя). Данные положения распространены на всех действующих судей Конституционного Суда (в т.ч. и избранных еще Съездом народных депутатов РСФСР в 1991 г.).

Судьи Конституционного суда

После даты избрания (в 1991 г.) или назначения (с 1994 г.) указан номер постановления Съезда народных депутатов РСФСР или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которым произведено избрание или назначение. После истечения срока полномочий судья обычно исполнял обязанности в течение нескольких месяцев до назначения нового судьи.

  1. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Аметистов Эрнест Михайлович (умер 7 сентября 1998 г.)
  2. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Ведерников Николай Трофимович (полномочия прекратились 31 декабря 1999 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 16 февраля 2000 г.)
  3. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Витрук Николай Васильевич (полномочия прекратились 30 ноября 2002 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 12 февраля 2003 г.)
  4. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Гаджиев Гадис Абдуллаевич
  5. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Зорькин Валерий Дмитриевич
  6. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Кононов Анатолий Леонидович (ушел в отставку с 1 января 2010 г.)
  7. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Лучин Виктор Осипович (полномочия прекратились 31 марта 2004 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 25 февраля 2005 г.)
  8. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Морщакова Тамара Георгиевна (полномочия прекратились 31 марта 2001 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполняла обязанности судьи до 29 марта 2002 г.)
  9. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Олейник Владимир Иванович (умер 17 февраля 1999 г.)
  10. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Рудкин Юрий Дмитриевич
  11. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Селезнёв Николай Васильевич (полномочия прекратились 31 мая 2015 г. в связи с достижением 70-летнего возраста)
  12. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Тиунов Олег Иванович (полномочия прекратились 31 октября 2002 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 12 февраля 2003 г.)
  13. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Эбзеев Борис Сафарович (4 сентября 2008 г. вступил в должность Президента Карачаево-Черкесской Республики)
  14. 25 октября 1994 г., № 223-I СФ — Туманов Владимир Александрович (полномочия прекратились 31 октября 1996 г. в связи с достижением 70-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 11 июня 1997 г.)
  15. 25 октября 1994 г., № 224-I СФ — Хохрякова Ольга Сергеевна
  16. 25 октября 1994 г., № 225-I СФ — Ярославцев Владимир Григорьевич
  17. 15 ноября 1994 г., № 248-I СФ — Данилов Юрий Михайлович
  18. 6 декабря 1994 г., № 276-I СФ — Стрекозов Владимир Георгиевич (полномочия прекратились 31 мая 2010 г. в связи с достижением возраста 70 лет, исполнял обязанности судьи до 6 июля 2010 г.)
  19. 7 февраля 1995 г., № 337-I СФ — Баглай Марат Викторович (полномочия прекратились 1 января 2005 г. в связи с вступлением в силу нормы о 70-летнем предельном возрасте, исполнял обязанности судьи до 25 февраля 2005 г.)
  20. 11 июня 1997 г., № 191-СФ — Жаркова Людмила Михайловна
  21. 14 октября 1998 г., № 408-СФ — Слива Анатолий Яковлевич (полномочия прекратились 28 февраля 2010 г. в связи с достижением возраста 70 лет, исполнял обязанности судьи до 18 марта 2010 г.)
  22. 18 мая 1999 г., № 207-СФ — Жилин Геннадий Александрович (полномочия прекратились 31 августа 2016 г. в связи с достижением 70-летнего возраста)
  23. 16 февраля 2000 г., № 10-СФ — Бондарь Николай Семёнович
  24. 29 марта 2002 г., № 166-СФ — Казанцев Сергей Михайлович
  25. 12 февраля 2003 г., № 26-СФ — Клеандров Михаил Иванович (полномочия прекратились 31 августа 2016 г. в связи с достижением 70-летнего возраста)
  26. 12 февраля 2003 г., № 27-СФ — Красавчикова Лариса Октябриевна
  27. 25 февраля 2005 г., № 37-СФ — Маврин Сергей Петрович
  28. 25 февраля 2005 г., № 38-СФ — Мельников Николай Васильевич
  29. 15 октября 2008 г., № 330-СФ — Князев Сергей Дмитриевич
  30. 3 марта 2010 г., № 44-СФ — Арановский Константин Викторович
  31. 3 марта 2010 г., № 45-СФ — Кокотов Александр Николаевич
  32. 14 июля 2010 г., № 269-СФ — Бойцов Александр Ильич

Список отклоненных кандидатур на должность судьи Конституционного суда

В период президентства Б.Н. Ельцина Совет Федерации нередко отклонял по результатам тайного голосования представленные Президентом Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда. При президентах В.В. Путине и Д.А. Медведеве таких случаев не было.

  1. Краснов Михаил Александрович (кандидатура отклонялась трижды — см. постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ, от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ и от 16 апреля 1997 г. № 93-СФ)
  2. Митюков Михаил Алексеевич (кандидатура отклонялась дважды — см. постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ и от 31 марта 1999 г. № 122-СФ)
  3. Савицкий Валерий Михайлович (кандидатура отклонялась дважды — см. постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ и от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  4. Биктагиров Раиф Терентьевич (см. постановление Совета Федерации от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  5. Калмыков Юрий Хамзатович (см. постановление Совета Федерации от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  6. Вицин Сергей Ефимович (см. постановление Совета Федерации от 6 декабря 1994 г. № 277-I СФ)
  7. Цивилев Роберт Макарович (кандидатура отклонялась дважды — см. постановления Совета Федерации от 16 декабря 1994 г. № 299-I СФ и от 17 января 1995 г. № 310-I СФ)
  8. Федотов Михаил Александрович (см. постановление Совета Федерации от 5 марта 1997 г. № 62-СФ)

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ и к судьям этого суда.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену

Требования, предъявляемые к кандидатам:

Судьей Конституционного Суда РФ может быть только человек:

— гражданин Российской Федерации;

— возраста не менее сорока лет;

— обладающий безупречной репутацией;

— имеющий высшее юридическое образование;

— имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет;

— обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Каждый судья Конституционного Суда РФ Советом Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Срок полномочий Конституционного Суда РФ не ограничен.

Между тем судья Конституционного Суда РФ назначается на должность не пожизненно, а на срок пятнадцать лет. При этом предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ семьдесят лет. К тому же назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации:

1. не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

2. не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

3. не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

4. не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

Судья России

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Судья Российской Федерации — это лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе.

На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей: принятие общеобязательных решений, затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций, от них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность (ст. 1 ч. 6 закона О статусе судей в РФ).

Совокупность государственных служащих, занимающих должность судей называется судейским корпусом. Он охватывает всех судей, начиная от Председателей федеральных судов РФ до мировых судей. Круг этот очень широк и разнообразен. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом (ст. 2 ч. 1 закона О статусе судей в РФ).

Формирование судейского корпуса

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи (ст. 4 закон О статусе судей в РФ)

  1. Гражданство РФ (И только РФ);
  2. Иметь высшее юридическое образование (Не ниже магистратуры или специалитета);
  3. Возраст не моложе 25 лет:
    • Судья среднего звена — 30 лет.
    • Судья Верховного Суда РФ — 35 лет.
    • Судья Конституционного Суда РФ — 40 лет.

    (предельный возраст 70 лет).

  4. Стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет:
    • Судья среднего звена — 7 лет.
    • Судья Верховного Суда РФ — 10 лет.
    • Судья Конституционного Суда РФ — 15 лет.
  5. Не признанный судом недееспособным, не состоящий на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Отбор кандидатов в судьи (ст. 5 закон О статусе судей в РФ)

Обращения гражданина с заявлением в суд на должность судьи. Проверка о пригодности, мед. освидетельствование, специальная проверка на его отсутствие связи с криминалом. Судебный департамент формирует квалификационную комиссию, численный состав которой одобряется. Кандидат сдаёт экзамен, при положительной сдаче результаты действуют в течение 3 лет. После сдачи квалификационного экзамена гражданин вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Председатель суда направляет эти рекомендации в вышестоящий суд, далее администрации президента РФ (Комиссия Совета по кадровой политике при Президенте РФ для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов). Решение выносится указом президента РФ о назначении на должность судьи.

Требования, предъявляемые к судьям (пример, законодательство РФ)

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, сформулированы в ст. 119 и 128 Конституции РФ, ст. 13 Закона «О судебной системе РФ», ст. 4-6 Закона «О статусе судей в РФ», ст. 8 и 9 Закона «О Конституционном суде РФ», ст. 27 Закона «О военных судах РФ», ст. 5 и 6 Закона «О мировых судьях в РФ».

Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными, поскольку они установлены ст. 119 Конституции РФ. Эти требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности. Статья119 Конституции РФ указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет», иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами.

Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы.

Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ (например, для судьи Конституционного Суда РФ – безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права).

Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации.

Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство (подданство) иностранного государства.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей.

В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий.

Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству – Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Следующее базовое требование — наличие высшего юридического образования. Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца.

Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобразование РФ полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества России придерживаются иного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет.

Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция».

Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков.

Во-первых, в этом механизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению в судейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям (например, кандидат связан с оргпреступными группировками или является любителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр.).

Ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. В России сегодня нет законодательного акта, регулирующего спецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличия фактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. И хотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующие органы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы таких проверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. За рубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован, например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР.

Возможно, следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет.

Во-вторых, в этом механизме пока отсутствует обязательность обследования кандидата на должность судьи. Поскольку работа судьи сопряжена с высокими психоэмоциональными нагрузками, то подобное обследование должно отвечать на вопрос: может кандидат или нет в силу своих индивидуально-психологических особенностей занимать должность судьи. Необходимо отметить, что Судебный департамент Верховного Суда Российской Федерации провел специальное исследование и эксперимент по психодиагностическому обследованию кандидатов в судьи. Фактически обследование прошли 334 человека из 337. Предложение о прохождении обследования кандидатами в судьи воспринималось, в основном, положительно. Некоторые кандидаты высказывали мнение, что в психодиагностическом обследовании нет необходимости, что процедура не вполне обоснованна и унижает их человеческое достоинство. Любопытно, что в последующем психодиагностическое обследование показало, что у этих лиц заниженный интеллект, им свойственны социальная незрелость, эмоциональная неустойчивость, узкий кругозор и т.п. Полная информация о результатах обследования получена только в отношении 223 кандидатов. Из этого числа соответствует требованиям профессии 41 кандидат (18 %), соответствует в основном – 89 человек (39,9 %), соответствует частично (группа риска) – 69 человек (30,9 %), не соответствует – 24 кандидата (10,8 %). Проведенный эксперимент подтвердил целесообразность использования психодиагностики при отборе кандидатов на должность судьи. Президиум Совета судей Российской Федерации своим постановлением от 26 июля 2002г. одобрил проделанную работу и предложил Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации решить вопросы организационно-методического обеспечения психодиагностического обследования при изучении личности претендентов на должность судьи. Такое психодиагностическое тестирование кандидатов на должности судей проводится в ряде регионов, в частности в Приморском крае на добровольной основе, квалифицированными специалистами Центра психодиагностики УВД Приморского края, на основе специально разработанных методик.

Важность этого вопроса понимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств». Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен.

В-третьих, в п. 1 ст. 5 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» провозглашено, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Суть любого конкурса — определение победителя среди его участников по заранее зафиксированным критериям. Однако по каким параметрам и критериям выявляется победитель конкурса — также официально нигде не определяется.

В-четвертых, обозначенный механизм не включает в себя организацию прохождения профессиональной специальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендации квалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи.

Таким образом, действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки, поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду.

Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1000;

52. Порядок назначения на должность судей Конституционного Суда и их правовой статус.

Судьей КС может быть гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должность судей КС могут вноситься Президентом рФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации.

Судья КС не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской и научной деятельности.

Судья КС не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья КС не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

Судья КС не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

На судей КС распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации. Независимость судьи КС обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению.

Деятельность КС включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом КС.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

53. Законодательство о судебной системе.

Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *