Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый медосмотр в службах такси

Таксисты – особая категория водителей, к которым выдвигаются повышенные требования. Получить лицензию на данный вид деятельности могут не все, а лишь те, кто имеет соответствующий стаж вождения, договор о прохождении предрейсовых (послерейсовых) медосмотров с лицензированной организацией. Пройдя психиатра, нарколога и других врачей, человек допускается к перевозке пассажиров.

Закон требует прохождения медосмотра перед выездом на линию от таксистов любого ранга. Это не зависит от вида транспорта или статуса водителя. Главное – обезопасить пассажиров, воспользовавшихся такси. Ответственность, в первую очередь, ложится на водителя. Отсутствие отметки о прохождении медосвидетельствования перед рейсом влечет за собой немалый штраф.

Мнения и закон по проведению предрейсовых осмотров в службе такси

Согласно КоАП, в статье 11.32 перечислены нарушения и указаны суммы штрафов для лиц, ответственных за проведение предрейсовых осмотров.

Величина взыскания штрафа при отсутствии предрейсового медосмотра:

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тыс. р.;
  • для лиц, ответственных за организацию медосмотров – от 2 до 3 тыс. р.;
  • для юрлиц (ИП) – от 30 до 50 тыс. р.

Важно! Таксисты обязаны иметь путевые листы, недействительные без предрейсового медосмотра. Работник ГИБДД может наложить за это немалый штраф. Иногда выгоднее не показывать «путевку» вовсе, получив минимальное наказание за ее отсутствие, чем предъявить документ без штампа медика.

Предрейсовый медосмотр водителей грузового автотранспорта

Предрейсовый медосмотр водителей грузового автотранспорта подчинен общим правилам, но имеет специфические нюансы и отличия от остальных. Это зависит от продолжительности рейса, т. к. иногда он превышает дневную норму, на которую рассчитывается медицинское заключение. Как же быть, если есть путевой лист со штампом медика, а транспорт находится в пути несколько суток?

Обратившись к постановлению ВС от 5.10.12 №46-АД12-18, можно рассчитывать на то, что достаточно пройти медицинское освидетельствование до начала командировки и после ее окончания. За этот период вас не имеют права оштрафовать за «просроченный» штамп о прохождении предрейсового медосмотра.

Если вы оказываете услугу по перевозке грузов, значит, должны иметь документы: накладную на груз, путевой лист, договор на оказание услуги. Путевой лист без штампа медика о прохождении медосмотра недействителен. За это полагается штраф. Если же вы на личном транспорте перевозите свои вещи, как простое частное лицо (не ИП), требовать от вас «путевку» не имеют права.

Когда в распоряжении автомобиль ИП, нужен ли предрейсовый осмотр?

Согласно новым поправкам к закону «О безопасности движения», проходить предрейсовый (предсменный) медосмотр необходимо всем водителям. Исключение — экстренные службы. Эти водители проходят медосмотр в рабочее время медперсонала, но в остальное время освобождены от этой обязанности.

Если, например, магазин имеет в распоряжении один автомобиль, неважно арендован он, нанят ли водитель или работает индивидуальный предприниматель на своем транспорте (грузовом или легковом), отметка о прохождении предрейсового медосмотра должна быть.

Игнорируя данное предписание, вы рискуете получить немалый штраф при проверке как работниками ГИБДД, так и трудовой инспекцией. Получив взыскание, придется заключать договор с лицензированным медучреждением на прохождение предрейсового медосмотра.

Сделав это самостоятельно, вы выбираете более выгодные условия обследования. По предписанию, после выявленного нарушения, условия договора могут быть более затратными. Поэтому не стоит ждать, пока вас поймают, обезопасьте свою деятельность заранее.

Что включает предрейсовый медосмотр?

Медицинское обследование проводит медперсонал, прошедший специальный курс обучения. Обычно такую подготовку проводят на базе имеющегося психдиспансера. По окончании обучения медик получает сертификат, дающий право на проведение данной процедуры.

Предрейсовый медосмотр включает:

  1. Опрос водителя о жалобах на самочувствие.
  2. Визуальный осмотр: походка, разговорчивость, реакция на вопросы.
  3. Измерение артериального давления, пульса, температуры.
  4. Анализ (с помощью алкотестов) на наличие остатков алкоголя в организме, похмельный синдром.

При обнаружении алкоголя или неудовлетворительного состояния здоровья водителя его направляют для обследования в поликлинику. Брать анализ крови и мочи на выявление наркотических средств и опьянения пациента, можно только с его согласия (если обратное не оговорено в договоре с работодателем).

При отсутствии нарушений в состоянии здоровья водителя медработник ставит штамп в путевой лист, где прописывает допуск к работе. Ставит свою подпись и расшифровывает ее, указывая свои инициалы и фамилию. Об отстранении водителя по медпоказаниям от выезда на линию сообщается работодателю.

>Организация предрейсового медосмотра водителей

Предрейсовые медосмотры водителей – обязательная мера для обеспечения безопасности. Регулируются они соответствующими нормативными актами.

Что представляет собой предрейсовый медосмотр?

Обязательность прохождения предрейсового осмотра установлена законом. Это одно из условий безопасности. Если водитель будет пьян или болен, он не сможет в полной мере гарантировать пассажирам безопасность. Поэтому осмотры проводятся перед каждым рейсом. Если у водителя выявятся нежелательные состояния или болезни, он отстраняется от работы и направляется на дальнейшее обследование.

Предрейсовые осмотры проводятся в отношении следующих водителей:

  • Транспортирующих опасные грузы.
  • Перевозящие пассажиров.

Медосмотр не обязателен для лиц, работающих:

  • В скорой помощи.
  • В полиции.
  • В пожарной службе.

То есть обследование могут не проходить лица, служащие в экстренных службах, работающих по оперативным вызовам. Противопоказание, выявленное при предрейсовом осмотре, – это состояние, которое препятствует безопасному управлению ТС. Обследование проводятся врачами, фельдшерами.

Осмотр предполагает прохождение следующих шагов:

  • Ознакомление врача с жалобами водителя.
  • Измерение артериального давления.
  • Замер пульса.
  • Проверка на алкогольное или наркотическое опьянение.

Если будут обнаружены настораживающие признаки, врач направляет человека на расширенное обследование. Рассмотрим эти признаки подробнее:

  • Симптоматика временной нетрудоспособности.
  • Воздействие на организм алкогольных, наркотических, психотропных средств.
  • Влияние лекарственных средств, которые негативно влияют на способность к концентрации.

Если водитель прошел медосмотр, врач ставит соответствующую отметку на путевом листе. Также он обязан поставить свою подпись.

Если водитель не явился на медосмотр, он не сможет приступить к работе, работодатель просто не имеет права его допустить к рейсу. В случае, если такое нарушение допущено, и в рейс вышел водитель без отметки врача в путевом листе, это чревато административной ответсвенностью для виновных – по ст. 11.32 КоАП РФ либо ст. 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Если причина неявки не зависит от работодателя, сотрудник допустил ее по своим личным причинам, пусть даже уважительным, заработная плата за период до прохождения предрейсового осмотра водителю начисляться не будет.

Законодательная база

Предрейсовые осмотры регулируются целым рядом нормативных актов:

  • Приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835.
  • Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32.
  • Приказом Минздрава от 29 сентября 1989 года №555.

Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196. Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года.

ВАЖНО! Практически все нормативные акты устанавливают необходимость ведения в компании журнала регистрации. В нем фиксируются итоги обследования. Обязанность ведения журнала возлагается на работодателя. Указания по форме журнала зафиксированы в приказе Минздраваот 29 сентября 1989 года №555.

Особенности проведения предрейсового осмотра по новому закону

Новые требования к обследованию устанавливаются приказом Минздраваот 15 декабря 2014 года №835. Рассмотрим некоторые из них:

  • Обследование проводится перед рабочей сменой для того, чтобы человек с противопоказаниями не попал на рейс.
  • Оплачивается и организуется осмотр работодателем.
  • Обследовать водителя могут только квалифицированные сотрудники медицинских учреждений с соответствующей лицензией.

В новом законе прописаны следующие ступени предрейсового осмотра:

  • Сбор анамнеза.
  • Визуальный осмотр человека.
  • Замер температуры тела.
  • Замер артериального давления и пульса.
  • Проверка на предмет алкогольного опьянения.
  • Определение содержания алкоголя в крови (в процентах).
  • Проверка наличия в крови психоактивных элементов.

Результаты обследования докладываются работодателю. Если противопоказания есть, человеку выписывается направление на полный осмотр.

Последние законодательные новшества о предрейсовых осмотрах

29 июля 2017 года был принят новый Федеральный закон № 242 о предрейсовом осмотре водителей автобусов и таксопарков. Он вступил в силу в начале 2018 года, и в нем содержатся некоторые принципиально новые моменты, с которыми необходимо ознакомится водителям и работодателям.

Самая главная новинка заключается в возможности дистанционного предрейсового осмотра. Врач может находиться на своем рабочем месте, далеко от пациента, а заключение давать посредством телеметрии. Доктор не будет лично ставить свою подпись на путевом листе, как это было ранее, а отправлять свой вердикт в электронной форме, скрепляя его ЭЦП – электронной цифровой подписью. Планируется, что подвергаться осмотру водители будут непосредственно за рулем перед самым началом рейса. Механизм подобной процедуры пока не разработан, но такая задача поставлена перед Минздравом РФ. Телемедицина поможет сберечь время на осмотры и средства на их организацию.

Второе изменение касается ужесточения самих требований к осмотру. Увеличилось количество поводов, по которым врач законно сможет отстранить водителя от участия в рейсе. К ним добавились:

  • повышенное артериальное давление;
  • значительно участившиеся сердцебиение;
  • острая форма заболевания.

Прочие детали

Обследование засчитывается в рабочее время сотрудника. Для проверки работодатель должен предусмотреть специальное помещение. Минимальная площадь его – 12 кв. м. Человек также может быть направлен на проверку в специализированное учреждение. Ответственность за транспортировку несет работодатель. Для этого можно, к примеру, воспользоваться корпоративным транспортом. Приблизительная продолжительность одного осмотра – 10-15 минут. При наличии настораживающих признаков обследование может быть расширено до анализов крови и мочи. В этом случае время проверки увеличивается до 20 минут.

Человек отстраняется от рейса при обнаружении признаков наличия алкоголя или наркотиков в крови, при учащенном пульсе, повышенном давлении. Итоги обследования должны быть зафиксированы в путевом листе и журнале осмотров. В частности, туда заносится следующая информация:

  • Дата и время осмотра.
  • ФИО врача, который проводил обследования.
  • Подпись врача.

Информация из путевого листа и данные из журнала должны совпадать.

ВНИМАНИЕ! Если в процессе осмотра выявится содержание в крови алкоголя или наркотиков, на сотрудника может быть наложен штраф.

Как работодателю организовать медосмотр?

Существует три формы организации предрейсового медицинского осмотра:

  • Привлечение стороннего медицинского учреждения. У учреждения обязательно должна иметься лицензия на осуществление медосмотров. Работодатель заключает с организацией соответствующий договор.
  • Устройство в компанию врача. У врача должен быть соответствующий сертификат. Со специалистом заключается соответствующий трудовой договор.
  • Получение лицензии самим предприятием. Получение лицензии имеет смысл только в том случае, если это большая компания, сотрудники которой должны регулярно проходить медосмотр. В данном случае работодателю придется организовывать медицинский кабинет, нести ответственность за его содержание. Если предприятие получило лицензию, оно может оказывать услуги предрейсового осмотра другим компаниям.

Какую форму лучше выбрать? Все зависит от величины компании. Обращение в стороннюю компанию – наиболее популярная форма. Если в организации в рейс выходят более 15 водителей, имеет смысл взять медицинского работника в штат.

К СВЕДЕНИЮ! Получение лицензии предприятием – крайне затратный процесс. Он предполагает получение множества документов. На все это нужно время, а потому в процессе оформления все равно придется обращаться к сторонним организациям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *