Кто может проверить финансовую деятельность управляющей компании?

Процесс лицензирования управляющих компаний завершился в своей активной фазе. По идее, в ходе него отсеялись организации, допускавшие злоупотребления или оказывавшие некачественные услуги. Но, естественно, о полном финансовом и моральном оздоровлении рынка управления МКД, остается только мечтать. Однако есть возможность самостоятельно ограничить возможности УК для злоупотреблений. Для этого нужно контролировать их деятельность.

Запрос тарифов

Самым распространённым способом обманывать жителей домов, находящихся в ведении управляющей организации, является махинация с тарифами и обязательными платежами. Для того чтобы выяснить, не переплачиваете ли вы по квитанции, приходящей вам каждый месяц, нужно запросить в УК перечень и размер тарифов. Отказать вам в предоставлении такой информации не могут.

Если с получением важных данных все же возникли проблемы, необходимо оформить официальный письменный запрос, зарегистрировать его у секретаря УК с проставлением входящего номера. Игнорирование такого запроса для управляющей компании чревато крупными неприятностями.

После того, как вы получили перечень и размеры обязательных платежей, нужно взять свою квитанцию и калькулятор и проверить, не «ошиблись» ли в УК. Структура платежей указана в ст.154 ЖК РФ. Если ошибка обнаружится, следует скооперироваться с соседями и выяснить, нет ли и у них таких же «ошибок». Как правило, от злоупотреблений управляющей компании страдают не отдельные жильцы, а весь дом. Типичный случай – в УК «забыли», что в доме стоит общедомовой прибор учета теплоэнергии и начисляют плату по нормативам так, как будто его нет. Следует знать, что в России далеко не редки случаи, когда жильцы дома, обнаружившие ошибки в начислении сумм платежей, добивались возврата денег. Зачастую эти суммы превышают сотни тысяч рублей.

Отчет

При составлении договора с УК нужно обязательно указывать периодичность и требования к содержанию отчета о проделанной работе. Там должны указываться такие моменты как услуги по благоустройству территории, обслуживанию общедомового имущества, ремонту и стоимость этих услуг. Также там должны быть сведения об объеме и стоимости закупаемых коммунальных услуг у ресурсоснабжающих организаций.

И главное – финансовая деятельность. Бухгалтерская отчетность, сведения о доходах и расходах – обязательные статьи отчета любой УК. Опять же, изучите этот отчет, если возникнут вопросы, не лишним было бы привлечь к его обсуждению соседей с экономическим образованием или даже вынести на домовое собрание. Также требуйте акты выполненных работ, приложение к отчету, платежные поручения. В этих документах могут содержаться интересные нюансы, которых вдруг может не оказаться в красиво составленном отчете. Также вы можете потребовать смету расходов на будущий год.

Получив отчет, нужно его взять и сверить то, что там написано с тем, что есть на самом деле. Например, в отчете может быть указано, что были заменены окна на лестничной клетке, на что была потрачена энная сумма денег. А по факту никто эти окна не менял и рабочих никто из соседей не видел. Проверить нужно все, вплоть до расхода воды на влажную уборку. За непредоставленные услуги УК тоже может понести финансовую ответственность.

Госжилинспекция

Если вы только сейчас осознали, что в договоре с УК у вас не прописана периодичность предоставления отчета, не беда. Согласно п.11 ст.162 Жилищного кодекса, УК должна предоставлять собственникам годовой отчет о своей деятельности в течение первого квартала следующего года. Если вы не планировали проверять финансовую деятельность своей управляющей компании, отчет — хороший повод это сделать. И в том случае, если вы или ваши инициативные соседи с юридическим или экономическим образованием нашли несоответствия, ошибки в тарифах, то следует обратиться с жалобой в Государственную Жилищную Инспекцию. Также перспективным будет обращение в Роспотребнадзор. Кроме того, есть прокуратура и, в конце концов, суд. Прокуратура регулярно возбуждает дела против директоров управляющих компаний, решивших потратить собранные с жильцов деньги на оплату коммунальных услуг на свои нужды. Эти дела возникают, в том числе, и благодаря внимательности жителей. Помните, что после лицензирования управляющих компаний достаточно двух жалоб от жителей, чтобы отстранить УК от управления домом. Так что дело только за инициативностью самих собственников. Но важно и не перегнуть палку. Право на ошибку имеют все, в том числе и управляющие компании. Если эти ошибки не носят системного или преднамеренного характера, то лучше не рисковать со сменой УК. Новая может оказаться ничуть не лучше.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Взаимодействие с собственниками-важная составляющая работы управляющей организации в многоквартирном доме.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим работу с заявлениями (жалобами, претензиями) граждан РФ является Федеральный закон № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года (далее-Закон № 59-ФЗ). До недавнего времени считалось: в силу того, что управляющие организации заняты публично значимой деятельностью, на них распространяются требования частей 1,2 Закона 59-ФЗ, которым установлено, что ответ на обращение граждан отправляется не позднее 30 дней со дня его регистрации.

Это подтверждала судебная практика, к примеру, постановление Забайкальского краевого суда от 01.12.2016 по делу № 4А-559/2016, постановление Верховного Суда Республики Марий Эл от 19.07.2016 по делу № 4А-186/2016.

Однако Верховный суд Российской Федерации в своих Постановлениях:

  • № 88-АД19-1 от 14 февраля 2019 года;

  • № 48-АД19-2 от 15 февраля 2019 года

указал: управляющая организация не обязана давать письменные ответы согласно требованиям Федерального закона № 59 –ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

ВС РФ отменил штрафы по статье 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, штраф 5-10 тысяч рублей) руководителям управляющих организаций, которые не давали письменный ответ на обращения граждан в 30-дневный срок, как это предписано Законом № 59-ФЗ.

Нижестоящие суды соглашались с законностью такого штрафа, полагая, что поскольку требования Закона № 59-ФЗ распространяются и на юридических лиц, осуществляющих публично значимые функции, а деятельность управляющей организации по управлению МКД затрагивает права и законные интересы значительного числа граждан, ввиду чего направлена на выполнение публично значимых функций, должностное лицо компании обязано отвечать гражданам на их обращения письменно, по существу, в течение месяца.

Верховный Суд РФ, отменяя судебные постановления, указал следующее:

  • обязанность по рассмотрению обращений граждан теми организациями, которые осуществляют социально-культурные или иные функции некоммерческого характера, предполагается постольку, поскольку на них возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования. Эту правовую позицию сформулировал Конституционный Суд РФ;

  • эта обязанность есть элемент конституционных гарантий защиты прав личности и её взаимоотношений с государством;

  • а следовательно, её нельзя распространять на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами;

  • управляющая организация является обычным юридическим лицом, созданным для получения прибыли, и не относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции;

  • в рассматриваемом случае правоотношения собственника помещений в МКД и УК носят гражданско-правовой характер, и требования Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ на них не распространяются.

Означает ли это, что теперь на письменные обращения собственников помещений МКД можно вовсе не отвечать? Будем разбирать данный вопрос в настоящей статье.

1.Обязанностей по раскрытию информации действующее законодательство не отменяет, и управляющая организация обязана раскрывать информацию в соответствии со Стандартами, установленными Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 (далее-Постановление № 731).

Следует отметить, что 11 апреля 2018 года Федеральным законом № 331 от 27 марта 2018 года утратили силу подпункты пункта 5 данного Постановления об обязанности управляющей организации предоставления информации на основании запросов, поданных в электронном или письменном виде и на информационных стендах.

В соответствии с п.8 Постановления № 731 раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

На основании пункта 6 Постановления № 731 информация размещается управляющей организацией… на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией… из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5.1 Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.

Управляющая организация обязана сообщать по запросу потребителей — граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее — потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.

2.Подробный порядок раскрытия информации обозначен в Разделе 8 Постановления Правительства № 331от 27 марта 2018 года, ачеткое разграничение той информации, которую по запросу собственников обязана предоставлять управляющая организация указана в пункте 34 Постановления Правительства № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению управления многоквартирными домами» от 15 мая 213 года:

Управляющая организация… предоставляет по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме:

  • в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), — любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 настоящих Правил….

  • в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) — письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

  • в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) — сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний;

  • в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) — копию акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен, предусмотренного, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354;

  • в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) — копию акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, предусмотренного Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491;

  • в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) — копию акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354;

  • иную информацию — в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

3.Раздел 4 Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» от 06 мая 2011 года (далее-ПП № 354) предусматривает в обязанностях Исполнителя:

  • производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии) – подпункт.д) п.31;

  • вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа (подпункт к) п.31);

  • при поступлении жалобы (заявления, обращения, требования и претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в помещениях либо на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы и в случае обнаружения утечки газа обеспечить безопасность людей и ликвидацию обнаруженной утечки (подпункт л) п.31);

  • предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды(подпункт р) п.31).

Учитывая вышеизложенное, управляющей организации необходимо разбирать зёрна от плевел:если письменный ответ на запрос (обращение) предусмотрен в соответствии с содержащейся в запросе информацией действующим законодательством, то ответ должен быть дан и направлен заявителю также в письменном виде.

Положениями Постановлений Верховного суда РФ на управляющие организации не распространяются лишь требования Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ. А вот нормы Постановления № 731, Постановления № 354 и Правил № 416-ФЗ никто не отменял. Таким образом, ошибочно считать, что при поступлении письменного запроса собственников у управляющих компаний нет обязанности по направлению письменного ответа.

Компания «Бурмистр.ру» разработала сервис «Тестирование». Здесь любой тест можно пройти без учета времени и после ответа пользователь может сразу проверить, правильно ли он ответил, а также посмотреть норму законодательства, откуда взят ответ. Это позволит не бездумно выучить ответы, а вдумчиво подготовиться и значительно расширить или «обновить» свои знания.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Если Вы установили новую операционную систему Windows 10 и не знаете, как найти панель управления (Control Panel), это руководство поможет Вам. Мы приведем несколько способов открытия панели управления.

Как открыть панель управления в Windows 10

С помощью меню Power User

Откройте меню Power User, щелкнув правой кнопкой мыши на Start:


Выберите в списке Панель управления, и Вы перейдете прямо на нее:

С помощью окна Поиска

Введите Панель управления в строке Поиск и нажмите Enter:


Вы можете подключить панель управления к меню Пуск для упрощения доступа. Щелкните правой кнопкой мыши значок Панель управления > Открыть:

Панель управления теперь появится в меню Пуск.

С помощью команды Выполнить

Вы можете запустить определенные инструменты панели управления, введя соответствующие команды в строку Выполнить:


Нажмите поддержка, чтобы получить подробный список команд панели управления.

Создать на рабочем столе ярлык для Панели управления

Из настроек Windows 10

Нажмите Пуск, откройте Настройки > Персонализация > Темы > Связанные параметры и выберите Настройки ярлыков рабочего стола:


Установите флажок на Панель управления , нажмите Применить > ОК:

Закройте окно Настроек.

С рабочего стола

Щелкните правой кнопкой мыши на рабочем столе и выберите Создать > Ярлык. Скопируйте и вставьте следующую строку в поле Тип местоположения объекта: %windir%\system32\control.exe. Нажмите Далее, чтобы перейти к следующему окну:

Присвойте имя новому ярлыку Панель управления и нажмите Готово.

Необходимость контроля

ТСЖ, как и любая хозяйственная организация, через которую проходят большие суммы денег, не всегда действует в рамках закона.

Существует несколько схем мошенничества, которым часто занимаются председатели управляющих организаций.

  1. Самая распространенная из них – заключение фиктивного договора с субподрядчиками и вывод денег через подставные фирмы на банковские счета третьих лиц. Деньги берутся из фонда поддержки материального состояния дома, который формируют платежи жильцов.

    У ТСЖ остается меньше денег, чтобы обслуживать дом и дворовую территорию. Страдают все жители дома.

  2. Другая схема, которую гораздо труднее заметить юридически неподготовленным жильцам – обход налогового законодательства и требований к аудиту юридических лиц.

    Правоохранительные органы регистрировали случаи, когда председатели товариществ брали деньги по счетам наличными.

    Сперва кажется, что в этом нет ничего плохого, так как часть денег все равно дойдет до фондов ТСЖ. Но это открывает большие возможности для отмывания денег, воровства и расценивается как незаконное уклонение от налогов.

    Если ваш председатель ТСЖ решил пойти на такой шаг, незамедлительно жалуйтесь в прокуратуру.

  3. Помимо мошенничества и отмывания денег, возможны случаи халатного отношения руководства товарищества к своим обязанностям.

    Из этого следует плохое качество оказываемых организацией услуг.

Последствия неграмотного или халатного руководства не лучше, чем от растрат: неубранный двор и подъезды, задержки по ремонтным работам, плохое освещение на территории рядом с домом.

И это тоже повод для жалобы, ведь вы имеете право на хорошее обслуживание по Закону «О защите прав потребителей».

Кто может проводить инспектирование?

В первую очередь такое право имеете вы, как клиент этой организации. Если вы заподозрили свое товарищество в растратах или некомпетентности, не поленитесь сперва достать копию договора, который вы заключали с ним.

Найдите там пункты, по которым вы можете получать полную информацию о деятельности ТСЖ, и начинайте действовать.

В 150 статье ЖК РФ прописано положение о ревизионной комиссии. Это орган при ТСЖ, набираемый из жильцов, которые одновременно не состоят в правлении.

Ревизионная комиссия обязана проверять деятельность текущего правления. Но при этом не может вмешиваться в его решения.

Таким правом наделена прокуратура. ФЗ «О прокуратуре» от 17.01.1992 года наделяет ее полномочиями по надзору за действиями юридических лиц. ТСЖ имеет право заниматься своей деятельности только при наличии регистрации, так что полномочия по надзору распространяются и на товарищества жильцов.

ВНИМАНИЕ! Хотя прокуратура специализируется на жалобах о несоблюдении организациями уголовного законодательства, не бойтесь подавать туда свои жалобы. Даже если прокурор сочтет их непрофильными, все данные перенаправят в нужный орган для проверки.

Возможность для проверки деятельность товариществ есть у Госжилинспекции и Роспотребнадзора. Компетенции этих органов схожи в вопросе инспекции жилищного хозяйства.

Жилищная инспекция проверяет состояние инфраструктуры дома и придомовой территории на предмет ее соответствия санитарным и противопожарным нормам.

Роспотребнадзор может проводить проверку на соответствие оказываемых услуг заключенному с жильцами договору и санитарным нормам. Его компетенция уже, чем у жилищной инспекции.

Работники Роспотребнадзора проверяют скорее конкретные факты некачественного оказания услуг ТСЖ.

Как контролировать?

Самый легкий способ проверить деятельность такой организации, имея сомнения в ее честности – направить жалобу в компетентный орган.

Юридически грамотные люди из Прокуратуры или Госжилинспекции проведут экспертную проверку на предмет нарушений законов РФ и назначат штрафные санкции.

Если вы не доверяете правоохранительным органам, то организуйте проверку сами. Сперва подайте жалобу в ревизионную комиссию при ТСЖ. После этого сами начните сверять хозяйственные данные.

Потребуйте инвентаризационный список и бухгалтерские отчеты. Сверяйте их. Требуйте отчетов по проведенным работам. Если ТСЖ заказывали работы у субподрядчиков, узнавайте все об этих организациях через ЕГРП.

Как выявить воровство?

Либо сразу направив жалобу на товарищество в Прокуратуру, либо самостоятельно проведя проверку.

В рамках самостоятельной проверки можно нанять компанию, которая проведет аудиторскую проверку и выявит возможные случаи растраты и присвоения.

Аудиторская проверка

Аудиторская проверка является инспекцией на предмет честности финансовой деятельности организации. Компания, проводящая проверку, запрашивает данные по бухучету, оценивает законность действий правления товарищества, проверяет инвентаризационные списки.

Будет также проверено, действовало ли руководство организации в рамках своих полномочий. Иногда главы правления товариществ жильцов в обход 145 статьи ЖК РФ назначают тарифы, тратят по своему усмотрению средства резервного фонда, повышают себе зарплату.

Аудиторская проверка легко обнаружит эти факты, даже просто опросив жильцов.

Кто может инициировать

Предметом проверки аудиторской компании является финансово-хозяйственная деятельность, касающаяся общего имущества жильцов. Поэтому решать вопрос о начале аудиторской проверки может общее собрание жильцов.

Согласно 45 статье ЖК РФ, любой собственник имеет право созвать внеочередное собрание.

ВНИМАНИЕ! Чтобы внеочередное собрание, созванное инициативным жильцом, имело законную силу, на нем должно присутствовать 50% или более жильцов.

Стоимость аудита

Стоимость услуг аудиторов не установлена твердо и зависит от масштаба работы.

Обычно товарищества жильцов не располагают капиталом больше 20 миллионов рублей, а также не могут переходить на специфические системы налогообложения, поэтому аудит обойдется вам сравнительно дешево – от 25 до 70 тысяч рублей, в зависимости от фирмы, в которую вы обратитесь.

Чем занимается счетная комиссия?

Если устав это предусматривает, то при жилищном товариществе можно образовывать специальную комиссию по подсчету голосов. Она считает голоса и утверждает результаты собраний.

Ее активность приходится исключительно на время голосования жильцов по вопросам, касающихся управления общим имуществом. Если решено провести заочное голосование, то именно члены этой комиссии ходят по квартирам и проводят опрос.

Проверку товарищества жильцов можно осуществить как самостоятельно, так и с помощью компетентных органов. Аудит является особой экспертизой, выявляющей нечестность при ведении хозяйственной деятельности.
Счетная комиссия – это орган, занимающийся подсчетом голосов на собраниях товарищества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *