Кто может быть признан банкротом

Комментарий к Ст. 65 ГК РФ

1. Участники имущественного оборота, как правило, действуют самостоятельно, на свой риск и отвечают за исполнение своих обязательств принадлежащим им имуществом. Это правило действительно для всех сфер оборота, но особенно для того сегмента, который определяется как предпринимательская деятельность.

Во все времена существования имущественных отношений ряд их участников по разным — объективным и субъективным — причинам периодически и в немалом количестве «выпадают из обоймы». Иными словами, прекращают исполнение обязательств и обязанностей, что немедленно сказывается и на их благосостоянии, и на финансовом положении их кредиторов. После возникновения такого рода ситуации (в экономическом обиходе декларируемой как банкротство) начинается конкуренция между должником и кредиторами, между кредиторами, целями которой является: для должника — сохранение остатков имущества, для кредиторов — получение преимуществ в получении того имущества должника, которое позволяет хотя бы в части покрыть возникшие из-за неплатежей убытки.

Вполне естественное стремление участников оборота к сохранению себя в качестве таковых и к минимизации убытков без надлежащей правовой регламентации влечет хаос, создает реальные предпосылки для коллапса экономических отношений на любом уровне. В целях избежать все это «необходимо установить известный порядок возможно более равного и справедливого распределения имущества должника между всеми его кредиторами. Такой порядок будет служить не только интересам кредиторов, но нередко и самого должника. Довольно часто наступает расстройство дел без всякой вины… по стечению несчастных обстоятельств, и этот порядок удовлетворения кредиторов освободит его от тяжести лежавших на нем долгов и даст возможность продолжать деятельность частного хозяйства» .

———————————
Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М.: Статут, 2000. С. 87 — 88.

Именно как механизм решения проблем, возникающих при неплатежеспособности участника имущественного оборота, в ходе развития цивилизации создан и функционирует важнейший институт гражданского права — институт банкротства. Основной правовой целью банкротства как института права является упорядочение производства расчетов с кредиторами должника либо путем принудительной распродажи имущества, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность (опять же для удовлетворения требования кредиторов).

В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Акцент в нормативной формулировке понятия банкротства, сделанный на удостоверении денежной и в целом имущественной несостоятельности только через решение суда, связан с тем, что институт банкротства — это комплексный правовой институт. Ядром этого института является принципиальная возможность публичного (не путем распространения соответствующей информации или слухов), официального, исходящего от имени государства признания лица банкротом, предоставляемая нормами гражданского права, в частности комментируемой статьей, оболочкой же этого ядра, определяющей порядок признания банкротом, являются нормы процессуального права.

Помимо введения в правовую реальность права на признание лица банкротом п. 1 комментируемой статьи посвящен в том числе конкурсноспособности юридических лиц, т.е. способности быть признанным банкротом .

———————————
Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М.: Норма, 2001. С. 51.

Основными участниками экономического (в широком смысле) оборота являются субъекты гражданско-правовых отношений: физические и юридические лица. Последние в большей степени, особенно те, кто занимается предпринимательской деятельностью, подвержены риску несостоятельности.

Вместе с тем особенности правовой формы юридических лиц, определяемой прежде всего целью их создания и функционирования, а также вещно-правовым отношением к находящемуся в их владении имуществу, предполагают и различное «отношение» таких лиц к институту банкротства. Иначе говоря, все юридические лица могут быть градированы и по такому признаку, как конкурсноспособность: от обладателей абсолютной способности быть признанным банкротом относительно конкурсноспособных и не обладающих такой способностью.

К обладающим абсолютной конкурсноспособностью — возможностью быть признанными банкротами по решению суда при наличии признаков несостоятельности — относятся все юридические лица — коммерческие организации, за исключением казенных.

Указанное свойство коммерческих организаций объяснимо — в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческие организации создаются исключительно для извлечения прибыли, т.е. для осуществления предпринимательской деятельности. Соответственно, деятельность, осуществляемая самостоятельно, в качестве потенциальных последствий влечет не только увеличение благосостояния, но и риск неисполнения обязательств и, как крайний вариант, несостоятельность.

Помимо коммерческих организаций абсолютной конкурсноспособностью обладают и ряд некоммерческих организаций, как-то: потребительский кооператив, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, общественные организации (кроме политических партий). Все указанные организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью (см., например, ст. 116 ГК РФ, ст. ст. 8, 10 Закона о некоммерческих организациях), соответственно, они могут быть признаны банкротами в случае неисполнения своих обязательств или обязанностей.

Относительной конкурсноспособностью обладают два вида некоммерческих организаций: государственная корпорация и фонды. Относительность способности указанных юридических лиц быть признанными банкротами выражается в том, что они приобретают это свойство не в силу общего закона (ГК РФ, законов о банкротстве), а на основании специальных законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций и фондов.

Связано это обстоятельство прежде всего с тем, что оба указанных вида юридических лиц создаются, как правило, для осуществления общественно полезных (публичных) функций — управления, социальных, культурных и т.п. (см. ст. ст. 7, 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

При этом комментируемая норма определяет два подхода к конкурсноспособности государственных корпораций и фондов.

Первый подход касается государственных корпораций; заключается он в том, что закон презюмирует конкурсноспособность корпораций, но при условии, что об этом прямо указано в законе, предусматривающем ее создание. Ни один из действующих законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций, не допускает такой возможности, мало того — запрещает признавать корпорации банкротами (см., например, ст. 19 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития», ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий», ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (несмотря на название, этот фонд является государственной корпорацией), ст. 2 Федерального закона от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», ст. 4 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии», ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»).

Второй подход имеет запрещающий характер — фонды не могут быть признаны банкротами, если это не установлено законами, предусматривающими создание и деятельность таких фондов. В качестве примера фондов, обладающих конкурсноспособностью, можно привести негосударственные пенсионные фонды, в соответствии с п. 17 ст. 7.2 и п. 13 ст. 34.1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» они могут быть признаны банкротами .

———————————
Правда, следует признать некоторую «несостыковку» положений данного Закона с положениями комментируемой статьи ГК РФ: все-таки п. 1 ст. 65 Кодекса установлен принцип ограничения конкурсноспособности фондов в индивидуальном порядке, т.е. специальным законом, предусматривающим создание конкретного фонда.

Причины двух различных подходов к ограничению конкурсноспособности государственных корпораций и фондов законодатель не объяснил, можно лишь предположить, что к фондам у него в этом смысле более «лояльное» отношение.

И наконец, причины, по которым часть юридических лиц принципиально не могут быть признаны банкротами. К этой категории — абсолютно неконкурсноспособных — относятся: казенное предприятие, учреждение любого вида, политическая партия и религиозная организация.

Условно все четыре вида неконкурсноспособных юридических лиц можно подразделить на две группы по основаниям лишения законодателем их этого свойства.

Первую группу составляют казенные предприятия и учреждения. Объединяет эти два достаточно разноплановых вида юридических лиц отношение к принадлежащему им имуществу и механизм их гражданско-правовой ответственности. Оба юридических лица владеют имуществом на праве оперативного управления и отвечают по своим обязательствам исключительно денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества такого юридического лица (соответственно ст. ст. 115 и 120 ГК). Это — правовая причина лишения их возможности быть признанными банкротами. Фактической причиной является то, что они, особенно учреждения, создаются для выполнения особых функций, например по управлению Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, и признание их банкротами как обычных участников имущественного оборота может привести к невосполнимым не только экономическим, но и социальным и политическим последствиям.

Ко второй группе относятся религиозные организации и политические партии. Религиозные организации создаются в целях удовлетворения духовных потребностей граждан, законодательное дозволение возможности их банкротства даже при наличии у них признаков несостоятельности (поскольку такие организации участвуют и в имущественном обороте) может привести к необратимым социально-культурным последствиям, а их имущество, имеющее в основном культовый характер, фактически необоротоспособно (сложно представить потенциальную возможность приобретения кем-либо с торгов культового сооружения с целью организации в нем богослужения по правилам другой религии, а приобретение такого здания с целью изменения его предназначения — такие факты неоднократно имели место в российской истории — можно охарактеризовать как достаточно аморальное явление).

Политическая партия как вид общественной организации выделена комментируемой статьей не случайно : одной из основных целей политической партии является выдвижение кандидатов на выборах органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 3 Закона о политических партиях). Соответственно, возможность признания партии банкротом, как и в предыдущем случае, может повлечь также необратимые, но в данном случае в основном политические, последствия.

———————————
Заметим, что запрет на банкротство касается только политических партий, остальные общественные организации конкурсноспособны.

Второй абзац комментируемой статьи провозглашает, по существу, правовой принцип: ведь помимо упорядочивания процесса производства расчетов с кредиторами банкротство как институт гражданского права служит и другой цели — выведение из имущественного оборота несостоятельного участника. Для граждан процесс выведения заключается в освобождении их от долгов после производства расчетов с кредиторами за счет реализации их имущества . Единственным способом выведения из имущественного оборота юридических лиц при наличии у них признаков несостоятельности и невозможности осуществления расчетов со всеми кредиторами является их ликвидация путем признания банкротами. Даже возможность прекращения производства по делу о банкротстве в связи с производством юридическим лицом — должником, признанным арбитражным судом банкротом, предусмотренная ст. 125 Закона о банкротстве, подтверждает этот принцип: не ликвидируется то лицо, признанное банкротом, которое восстановило свою платежеспособность (рассчиталось с кредиторами). Иными словами, юридическое лицо, признанное банкротом, во всех случаях должно быть ликвидировано, если не успеет до ликвидации освободиться от статуса несостоятельного.

———————————
Иными словами, после признания банкротами граждане свою «жизнь» участников имущественного оборота могут начать «с чистого листа».

2. Как указывалось выше, банкротство является комплексным правовым институтом: гражданское право, устанавливая право юридического лица на банкротство, подчеркивает единственный способ реализации такого права — судебный. Соответственно, сам механизм банкротства имеет по большей части процедурный (процессуальный) характер.

Именно процессуальными законами (или имеющими значительную процессуальную составляющую) регулируются признаки банкротства (основание признания должника банкротом), порядок введения и проведения процедур банкротства, в том числе ликвидационных, очередность удовлетворения требований кредиторов. К таким законам относится прежде всего Закон о банкротстве .

———————————
Хотя ГК РФ говорит о Законе о банкротстве в единственном числе, систему законов, регулирующих банкротство, составляют также специальные законы: Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», а также Арбитражный процессуальный кодекс РФ, определяющий правила проведения арбитражным судом судебного процесса по делу о банкротстве.

Основанием признания юридического лица банкротом является наличие у него признаков банкротства, установленное при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве. Признаками банкротства в соответствии со ст. 3 названного Федерального закона являются в совокупности: неисполнение должником денежного обязательства и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев. При этом закон устанавливает, что при принятии и рассмотрении арбитражным судом заявления учитываются только те обязательства и обязанности, сумма требований по которым в части основного долга составляет не менее 100 тыс. рублей (п. 2 ст. 6 Закона).

Порядок ликвидации юридического лица — банкрота представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Ликвидация юридического лица, имеющего признаки несостоятельности, производится в следующем поэтапном порядке:

1) возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве на основании поступившего в суд заявления самого должника, конкурсного кредитора (кредитора по гражданско-правовому, имеющему денежный характер обязательству), уполномоченного органа (лица, управомоченного Российской Федерацией собирать обязательные платежи — налоги и сборы; уполномоченным органом в деле о банкротстве является Федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения в субъектах и муниципальных образованиях);

2) введение арбитражным судом в отношении должника процедуры наблюдения. В ходе осуществления данной процедуры идет подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству путем проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Также одной из задач наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника. Выполнение задач наблюдения возлагается помимо арбитражного суда на временного управляющего, назначаемого судом;

3) проведение судебного разбирательства и принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом;

4) открытие синхронно с принятием решения о признании должника банкротом процедуры конкурсного производства в отношении должника.

Конкурсное производство является основной ликвидационной процедурой при банкротстве. Иными словами, ликвидация юридического лица, признанного банкротом, производится не в том порядке, который установлен ст. ст. 61 — 64 ГК РФ, а путем осуществления конкурсного производства.

Основными задачами конкурсного производства, осуществляемого конкурсным управляющим, назначаемым арбитражным судом, под контролем суда и кредиторов, являются:

— выявление всех кредиторов должника, т.е. имеющих и денежные, и неденежные требования к должнику, и установление очередности удовлетворения их требований;

— формирование конкурсной массы — сосредоточение во владении должника (реально — конкурсного управляющего) имущества, принадлежащего юридическому лицу, признанному банкротом;

— реализация, как правило путем продажи конкурсной массы;

— производство расчетов с кредиторами на справедливой и соразмерной основе;

5) исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Очередность удовлетворения требований кредиторов юридического лица — банкрота принципиально отличается от той очередности, которая установлена ст. 64 ГК РФ.

Так, достаточно большую часть кредиторов банкрота составляют кредиторы по так называемым текущим платежам (обязательствам и обязанностям, возникшим после обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом). Кроме того, в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим на осуществление этой процедуры расходуются достаточно значительные денежные средства. Все указанные платежи возмещаются за счет имущества должника вне очереди .

———————————
Нередко все денежные средства, вырученные от реализации конкурсной массы, расходуются только на выплату вознаграждения конкурсному управляющему.

При ликвидации юридического лица в общем порядке удовлетворение требований государства по обязательным платежам производится в преимущественном перед требованиями кредиторов по гражданско-правовым обязательствам порядке — в третьей очереди, при банкротстве закон обе эти категории лиц, которым банкрот должен, уравнивает — они включаются в третью (последнюю) очередь, не имея никаких преимуществ друг перед другом .

———————————
Фактически — предпоследнюю, последней является очередь кредиторов, «опоздавших» своевременно заявить свои требования и включенных в очередь, называемую очередью «за реестром».

>Понятие банкротства

Банкротство – определение

Что означает понятие банкротства или несостоятельности компании? В каких случаях целесообразно проводить эту процедуру и почему? Какие нормативно-правовые акты регулируют осуществление подобного мероприятия в России? Разберемся подробнее в основных нюансах.

В соответствии со стат. 2 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. банкротство лиц подразумевает зафиксированную судом неспособность должника погасить в полной мере требования кредиторов или исполнить в полном объеме обязательства по оплате необходимых платежей. При этом должником может признаваться как предприятие-юрлицо, так и ИП-физлицо. К требованиям кредиторов относятся денежные обязательства по заключенным сделкам, а среди обязательных платежей значатся налоги, страховые и прочие сборы, взносы, перечисляемые в бюджет государства и внебюджетные фонды, включая суммы недоимок, пеней и штрафных санкций.

Субъекты банкротства:

  • Должники – юридические лица и предприниматели.
  • Кредиторы.
  • Арбитражные управляющие.
  • Государственные уполномоченные органы.

Цели банкротства заключаются в защите должника от действий кредиторов, защите кредиторов от неправомерного поведения должника. В результате проведенных мероприятий, направленных на оздоровление предприятия и сохранение его жизнедеятельности, при возможности максимально погашаются накопленные обязательства. Если же при всех принятых мерах полностью расплатиться по долгам не реально, проводится признание должника банкротом с распродажей его активов, исключением фирмы из Единого Реестра, то есть компания ликвидируется.

Таким образом, на местном уровне сущность банкротства состоит в восстановлении нормальной платежеспособности должника и конечном исполнении обязательств через реорганизацию или ликвидацию предприятия. Действующий институт банкротства на высшем уровне защищает интересы всех участников процедуры и через исключение убыточных хозяйствующих субъектов направлен на укрепление экономики и улучшение рыночной ситуации страны.

Какие существуют условия банкротства? Об этом пойдет речь далее.

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

Основания для признания должника банкротом:

  1. Минимальный срок задолженности для признания организации банкротом – должен составлять 3 мес. от момента их возникновения (стат. 3). При этом в производство принимаются дела по просроченным долгам свыше 3 мес., а общий период процедуры может растянуться до 2 лет с учетом времени на санацию предприятия.
  2. Минимальная величина задолженности – установлена в 300000 руб. для юрлиц (стат. 6), 500000 руб. – для физлиц, а также глав КФХ (стат. 33).

Указанные основания для признания банкротом работают «в паре», то есть наличия только одного критерия для возбуждения производства недостаточно, обязательно должно соблюдаться условие по времени просрочки долгов и размер обязательств. Если говорить об индивидуальных предпринимателях, также следует помнить, что согласно стат. 24 ГК по своим обязательствам граждане отвечают всем принадлежащим им имуществом, кроме единственного жилья, личных предметов, земли, домашних питомцев и других объектов, запрещенных к взысканию гражданско-процессуальным законодательством РФ.

Обратите внимание! На владельцев юридических лиц полная имущественная ответственность не распространяется – размер ограничен величиной уставного капитала или доли в нем.

Кто может быть признан банкротом

Абсолютно несостоятельными банкротами могут быть признаны должники, не выполняющие расчеты по обязательствам более 3 мес. Инициирование процедуры возможно по желанию предприятия – добровольное банкротство или же по заявлению кредиторов, а также уполномоченных органов. Среди последних чаще всего запускают признание несостоятельности налоговые инспекции, социальные органы – ПФР или ФСС, трудовая инспекция, суд.

Если организация добровольно подает документы о банкротстве, заявление представляется в арбитражный суд по месту официальной регистрации должника. Форма составляется письменно, имеет унифицированную структуру и подписывается руководителем компании. В обязательном порядке прикладываются документы, подтверждающие накопленный размер обязательств – к примеру, по налоговым платежам, это могут быть акты сверок с ИФНС, решения или требования об уплате сумм и т.д. При наличии ходатайств их также следует предъявить.

После детального рассмотрения заявления и при обоснованности представленных доказательства арбитражным судом может выноситься решение об инициировании процедуры банкротства упрощенным или полным способом. Последовательность дальнейших действий включает проведение наблюдения, финоздоровления, конкурсного производства непосредственно погашения долгов и мирового соглашения.

Организационно-правовая форма и отраслевая принадлежность бизнеса никак не ограничивают права юрлица на инициирование процедуры банкротства. Заявить о своей неплатежеспособности могут ООО, ЗАО, ОАО, НПФ, ИП, главы КФХ, сельхозорганизации, финансовые структуры, страховые компании, ПИФ, НПФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные кооперативы (банкротство кредитора), застройщики, банки, физлица (путем личного банкротства гражданина) и др. Полный перечень содержится в Законе № 127-ФЗ.

Законное банкротство, защищая интересы должника и кредиторов, включает мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия под контролем управляющего. Если изыскиваются возможности для реорганизации бизнеса, работа направлена на укрепление финансово-хозяйственной деятельности организации с постепенным погашением всех долгов и возвратом к нормальному функционированию.

Кто не может быть признан несостоятельным банкротом

В нынешних экономических условиях от кризиса не застрахована ни одна фирма. Даже нормы гражданского законодательства оговаривают, что бизнес ведется на собственный страх и риск. Безусловно, банкротство порой представляет собой максимально эффективный выход, чтобы законно справиться с проблемами. А кто не может быть признан несостоятельным согласно законодательным требованиям?

Объявить себя банкротом ни при каких условиях не могут некоммерческие религиозные или политические организации, государственные учреждения, общественные движения. По всем прочим субъектам признание несостоятельности допускается только при соответствии перечисленным основаниям банкрота – размер обязательств от 300000 руб. и срок непогашения от 3 мес. Для граждан минимальный объем долгов составляет 500000 руб. Для физлиц не ограничена возможность самостоятельно инициировать процедуру: как и в случае с юрлицами для этого потребуется подать заявление и приложить все подтверждающие документы. Разница состоит в том, что банкротством физиков занимаются не арбитражные суда, а суды общей юрисдикции по месту проживания.

Вывод – в этом материале мы рассмотрели основные моменты признания банкротства, включая признаки несостоятельности и условия для объявления должника неплатежеспособным. Конечной целью комплексных мероприятий, если невозможно в полной мере рассчитаться по долгам, становится ликвидация предприятия и исключение из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *