Критическая оценка статьи

Анализ научной работы любого уровня квалификации, сопровождающийся его оценкой – процедура схожая, начиная от студенческой работы до научного исследования маститого ученого. Критерии оценки разные и зависят от многих факторов: уровень работы, квалификация исполнителя, учреждения в котором выполнялись исследования и так далее.

Параметры оценки научной работы.

Для начала надо разработать параметры, по которым будет производиться сравнение и оценка научных работ. Затем вводятся количественные критерии оценки, которые позволяют выделить лучшие из них.

  1. Как правило, первым критерием является оформление работы. Именно от него зависит первое впечатление. Недаром все издания научных публикаций размещают на своих страницах адресованные авторам требования к оформлению статей. Кстати, многие из этих требований определены Госстандартом и уже стали традиционными.

Сначала идут требования к структуре статьи, затем к ее оформлению и заканчиваются требованиями к соблюдению параметров текстового редактора.

  1. Актуальность разработки данной темы, включая её новизну, возможную практическую и теоретическую значимость. Это основное требование к исследовательской работе.

Степень изученности и разработанности этой темы является важным критерием обоснованности актуальности изучаемой проблемы.

Актуальность темы обусловлена ее значимостью и востребованностью в теории или практике при решении конкретной проблемы и продиктована необходимостью изучения данной темы в контексте общего развития науки.

  1. Научная новизна означает, что тема исследования содержит решение новой задачи в определенной отрасли науки. Новизна должна быть доказана и научно обоснована, подтверждена экспериментально и на практике.
  2. Структура научной работы и её соответствие общепринятым требованиям. Оценка по этому показателю показывает глубину исследования, ясность и логичность изложения, степень обоснованности выводов и предложений.
  3. Оценка работы зависит от ее научного уровня. Различные уровни предполагают разную методику и разные критерии оценки научной статьи. Студенческие работы больше ориентированы на умение работать с литературными источниками, на формирование научного стиля изложения, овладения методами научного исследования. Магистерские работы уже больше направлены на получение конкретных результатов с использованием практических инструментов исследований, определяющих эмпирический научный уровень статьи.
  4. Аспирантские работы – это уже полноценные научные исследования, которые оцениваются не только по всем предыдущим критериям, но и по критериям актуальности исследований и новизны. Наиболее объективную оценку здесь может дать рецензирование статьи признанными специалистами в этой области. Только они дают эффективный метод оценки новизны и практической значимости работ высокой квалификации.

Рецензирование.

Исследователи в любой дисциплине принимают рецензирование как необходимый фильтр, потому что он контролирует качество и подтверждает содержание научных публикаций, число которых, увеличивается с каждым днем и распространение которых в значительной степени облегчается новыми технологиями.

На рецензировании как методе оценки научных работ следует остановиться подробнее. Насколько безошибочно он может оценить достоинства и недостатки опубликованных исследований? Какие факторы могут влиять на объективность рецензентов:

  1. Могут ли рецензенты ошибаться в своих суждениях? Конечно, могут и нередко это делают. История науки содержит много подобных примеров. Отчего это зависит? Часто от несовпадения позиций, наличия разных точек зрения на ту или иную проблему.
  2. Действительно ли они объективны, когда они высказывают свои суждения? Далеко не всегда. Ведь ученые – это тоже люди, которым свойственно ошибаться, заблуждаться, любить и ненавидеть. Отношения между сотрудниками в научных учреждениях и между преподавателями на кафедрах вузов всегда были и остаются непростыми, особенно в нашей стране с ее административными методами управления наукой и образованием.
  3. Готовы ли рецензенты принять новые идеи? Не всегда, особенно если речь идет о значительных поворотах в науке, таких, например, как смена парадигм, появления новых направлений и дисциплин. Чтобы повысить объективность оценки научной значимости работы часто применяют (при наличии возможности) двойное «слепое» и стороннее рецензирование.
  4. Способны ли авторы совершать неправомерные действия (плагиат, фальсификацию или изготовление) и публиковать сомнительные или сомнительные исследования, несмотря на наличие института рецензирования? Да, могут. Примером служат «мусорные журналы», о которых писали в этом блоге. Обращает на себя внимание интернациональный характер этой проблемы.

В заключение, хотелось бы упомянуть о ещё одной оценке публикаций – это мнение научной общественности, выраженное в комментариях, отзывах, публичных выступлениях, критических заметках. И к этому мнению стоит прислушиваться.

Возможно, Вам будет интересно:

9 советов как писать, чтобы вас цитировали

Где опубликовать научную статью?

Подача статьи в журнал ВАК: чек-лист

Анализ научной статьи – это объективная оценка написанного документа по нескольким параметрам (смысловая нагрузка, информативность, содержательность и т.д.), основанная на теоретической/практической значимости исследований, проведенных автором.

Для чего нужен анализ?

Основные моменты, исследуемые в процессе изучения будущей публикации для издания.

  1. Авторский профессионализм (стиль написания, манера подачи информации, соблюдение правил орфографии и т.д.)
  2. Отсутствие плагиата на другие труды, аналогичные теме исследования.
  3. Аргументированная обоснованность проделанных экспериментов, возможность их применения на практике.

Изучение трудов по разным тематикам – это возможность улучшить багаж знаний редактора по ряду направлений. Основная сложность заключается в работе с публикациями ученых с небольшим опытом.

Что должно быть в готовом анализе?

Структура правильно-составленного документа – это:

  • название труда, данные об авторе/авторах, место публикации;
  • актуальность проведенных экспериментов;
  • наличие/отсутствие новизны;
  • жанр;
  • грамотность составления литературного обзора используемых источников;
  • репрезентативность фактов;
  • практическая/теоретическая значимость для выбранной отрасли;
  • аргументированность выводов автора.

Название труда, место публикации, соответствие стиля

В этой части указывается:

  • данные об авторе/авторах (ФИО, место работы, наличие ученой степени/звания);
  • информация о прошлых публикациях (название издания, степень его авторитетности, индекс цитирования и т.д.);
  • соблюдение требуемого стиля/содержанию заголовка документа.

Актуальность исследования

Редактор определяет степень востребованности темы исследования в современном обществе, опираясь на давность публикации или сроки будущего издания труда.

Новизна работы

Здесь рассматривается наличие/отсутствие новых данных, расценивающихся как значимый вклад в соответствующую отрасль.

Соответствие жанру

Описание этого пункта состоит из нескольких основных частей:

  • соответствие/несоответствие материала требованиям, выдвигаемым к оформлению академического текста и составлению научных трудов;
  • отсутствие громоздких словесных конструкций, уместность использования специализированной терминологии и т.д.;
  • доказательная база, ее весомость в изучаемом документе, использование схемы «тезис-аргумент»;
  • анализ количества используемых цитат и их соответствия выбранной теме исследования;
  • логическая взаимосвязь структурных элементов между собой.

Составление литературного обзора

В этом подразделе изучается качество использованных источников, их авторитетность в исследуемой отрасли, уровень релевантности, соответствующий теме документа.

Репрезентативность фактов

Грамотно-составленный труд содержит объективные, точные данные проделанных экспериментов/опросов/экспертных мнений. Наличие такой информации свидетельствует об исчерпывающей информативности представленного материала.

Теоретическая/практическая значимость

При анализе указанной части статьи, редактор составляет материал в режиме ответов на следующие вопросы.

  1. Предоставляет ли изложенная информация новые знания читателю?
  2. Где рациональнее применять результаты исследований? Что при этом изменится?
  3. Наличие/отсутствие апробаций.

Подробнее о теоретической и практической значимости можно прочитать .

Аргументированность выводов

В заключение проделанной работы, определяется объективность соотношения авторских выводов с информацией, представленной в научной статье.

Если у вас возникли сложности с анализом научных статей, обращайтесь к специалистам компании «Диссертация». Мы работаем только после заключения официального договора о сотрудничестве.

5 конкретных советов, как правильно сделать анализ научной статьи для журнала

Для составления объективного анализа, редактору рекомендуется придерживаться строгого алгоритма действий.

  1. Субъективное мнение – это основная преграда при составлении высококачественного анализа. Для четкого понимания сути текста, его неоднократно перечитывают, уделяя внимание логике построения структурных элементов, информативности, полноте раскрытия темы.
  2. Анализ научной статьи начинается с краткого описания исходных данных. Первый пункт, подробно описываемый редактором – это соответствие заголовка содержанию статьи и выбранной тематике.
  3. Следующий шаг – проработка уровня информативности статьи. Наличие в документе необходимых научных фактов, подтверждающих работу, проведенную автором (результаты апробации проведенных экспериментов, итоги опросов, исследований и т.д.) увеличивает качество текста, уровень его информативности.
  4. Соблюдение автором логики взаимосвязи структурных элементов упрощает анализ представленного документа. Перескакивание с темы на тему, отсутствие поэтапного изложения исследуемой проблемы – грубые ошибки, свойственные начинающим ученым. Поэтапное рассмотрение предмета исследования – это гарантия получения хорошей характеристики при анализе работы.
  5. В процессе изучения текста, редактор внимательно изучает жанр статьи, особенности предмета исследования. Если задача труда – побудить читателя к размышлениям об имеющейся проблеме или начать поиск других источников по теме, допускается небольшой процент «недосказанности» в раскрытии темы.

Образец готового анализа научной статьи по психологии

Чтобы получить представление о том, как правильно составлять анализ, ознакомьтесь с примером «разбора» научной статьи, представленным ниже.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

Т.В. ГУСЬКОВА, М.Г. ЕЛАГИНА

Общая характеристика работы

В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости. Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей вообще и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность в теоретическом и практическом отношении настоящего исследования.

Кризис 3 лет был выбран в качестве предмета исследования.

Проблема исследования состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Исходной в работе была гипотеза, согласно которой: а) центральным для критического возраста является новообразование, в котором качественно преобразуются одновременно три линии отношений, конституирующих личность ребенка; б) в поведении оно обнаруживает себя в виде относительно устойчивого комплекса проявлений.

Материалы первой части исследования (наблюдений) позволили конкретизировать гипотезу. Предполагалось, что а) центральное новообразование кризиса 3 лет проявляет себя в форме «гордости за достижение”, б) существенную роль в его становлении играет общение ребенка со взрослыми и процессы воображения.

В исследовании решались следующие задачи:

  1. Разработка критериев определения центрального новообразования критического возраста и показателей отнесенности проявлений в поведении детей к кризисным.
  2. Описание и анализ симптоматики кризиса 3 лет.
  3. Изучение центрального новообразования кризиса в процессе его становления;

Методика и объем исследований. Методика включала наблюдение, констатирующий эксперимент и беседы. Стандартизированное пролонгированное наблюдение велось за поведением 50 детей в возрасте от 2 до 4 лет в естественных условиях их жизни. Проводились беседы с 35 взрослыми, родителями и педагогами. В экспериментах (около 1000) участвовало 50 детей того же возраста и разных выборок (Дом ребенка, детский сад, семья). Опыты проводились в 1981-83 годах в детских садах-яслях № 132 г, Душанбе, № 1203 г. Москвы и Доме ребенка № 2 г. Душанбе.

Полученные в ходе исследования результаты позволили:

  1. Описать симптоматику кризиса 3 лет и выделить в ней два пояса: первый, состоящий из симптомов, обнаруживающих направленность ребенка на достижение в предметно-практической сфере; второй – из симптомов, характеризующих взаимоотношения ребенка с окружающими.
  2. Вычленить своеобразный комплекс поведенческих проявлений, названный «гордостью за достижение” и выступающий в качестве внешнего коррелята центрального новообразования критического возраста.
  3. Раскрыть психологический смысл этого новообразования как появление у ребенка нового видения себя, других людей и предметного мира, в центре которого стоит «культурно-значимое достижение” и его оценка, как опосредствование системы отношений личности ребенка к миру.

Новизна работы определяется тем, что в ней:

1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка;

2) дана симптоматическая картина течения кризиса 3 лет, разработаны показатели отнесенности тех или иных проявлений в поведении детей к кризисным;

3) выявлено центральное новообразование критического (3 лет) возраста, раскрыто его психологическое содержание;

4) определены роль общения и процессов воображения в становлении центрального новообразования кризиса 3 лет.

Теоретическое значение работы состоит в углублении знаний о кризисе 3 лет – одном из важнейших периодов в детском развитии. Данные, полученные в исследовании, могут послужить основой для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки проблем возрастной периодизации и развития личности в онтогенезе.

Практическое значение работы определяется возможностью управлять воспитательным процессом на этапе перехода от раннего к дошкольному детству на основе психологически корректных воспитательной стратегий, приводящих к гармоническому развитию детской личности.

Достоверность полученных данных обеспечена объемом проведенного исследования, разнообразием экспериментальных приемов, а также статистической обработкой полученных данных.

В заключении работы обобщаются результаты исследования и формулируются выводы:

  1. Кризис 3 лет представляет собой кардинальную перестройку целостной системы отношений ребенка к окружающей действительности. Психологический смысл этой перестройки раскрывается как усложнение структуры составляющих личность отношений, приобретение ими опосредствованного характера. В предметной сфере активность ребенка опосредствуется социально заданными эталонами, которые презентируются ему в виде образцов исполнения деятельности. Ориентация ребенка на них осуществляется взрослыми, выделяющими и оценивающими его достижения как особо ценные для окружающих. Их оценка рождает у малыша переживание успеха-неуспеха, признания-непризнания, связанное с ценностью достигнутого в глазах окружающих.

  2. В том новом узле отношений, которые завязываются в центральном новообразовании критического возраста, отношение к себе становится стержневым. Оно определяет побудительную сторону детской активности в последующий возрастной период, развитие всей сферы Я, процессов самопознания.

  3. Ведущим фактором всех личностных преобразований в период кризиса 3 лет является общение ребенка со взрослыми.

  4. Подробный анализ темы/тезисов научных статей для журнала необходим для определения уровня профессионализма автора перед подачей заявки на публикацию.

  5. Единство текста, соответствие заголовка содержанию документа, наличие практических результатов – это основные критерии правильно-составленного научного труда.

  6. Редактор обязан объективно оценивать работу по всем основополагающим критериям без неаргументированных субъективных суждений.

Компания «Диссертация» оказывает услуги по написанию научных статей и других сложных технических текстов. Мы предлагаем удобную, поэтапную форму оплаты и сотрудничество после заключения официального договора. Будем рады сотрудничеству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *