Критерий достаточной переработки товара

Утверждены
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Правилах определения страны происхождения товаров
от 30 ноября 2000 года

ПРАВИЛА
определения страны происхождения товаров

Настоящие Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств — участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 2 апреля 1999 года (далее — государство — участник Соглашения) и находящихся в торговом обороте между этими государствами.

Порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенные территории государств — участников Соглашения из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальными законодательствами государств — участников Соглашения и международными договорами.

Для целей настоящих Правил используются следующие термины и понятия:

«страна происхождения товара”- страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке;

«критерий достаточной обработки/переработки” — один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более стран, считается происходящим из страны, где он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

Для оценки критерия достаточной обработки/переработки может применяться кумулятивный принцип, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки/переработки в государствах — участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара;

«товар” — любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров), перемещаемое через таможенную границу;

«товарная номенклатура” — применяемая в государствах — участниках Соглашения Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и комбинированной тарифно-статистической номенклатуры ЕС;

«добавленная стоимость” — доля стоимости декларированных товаров, выраженная в процентном отношении, которая определяется разницей между стоимостью декларируемой продукции и стоимостью используемых для ее производства импортных сырья и материалов;

«резидент” — любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики.

Однако в указанное понятие не включается лицо, которое подвергается налогообложению в государстве только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров;

«сертификат о происхождении товара” — документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный органом государства-экспортера, уполномоченным в соответствии с национальным законодательством.

1. Страной происхождения товара считается государство — участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.

2. Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

а) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море или на дне этого моря;

б) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;

ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте «е”;

з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

и) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;

л) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах «а” — «к” настоящего пункта.

3. Для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве — участнике Соглашения, применяется кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке/переработке.

Если в производстве конечного товара в одном из государств — участников Соглашения используется сырье или материалы, происходящие из других государств — участников Соглашения, подтвержденные сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 и подвергаемые поэтапной последующей обработке в других государствах — участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут обработке/переработке.

При отсутствии сертификата о происхождении сырья или материалов формы СТ-1 определение страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки/переработки (подпункты «а”, «б”, «в” пункта 4 настоящих Правил).

4. В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств — участников Соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара.

Критерий достаточной обработки/переработки может выражаться:

а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4-х знаков, произошедшим в результате обработки/переработки;

б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

Основным критерием достаточной обработки/переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4-х знаков; он применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (приложение 1, являющееся неотъемлемой частью настоящих Правил).

В данный перечень в качестве одного из условий может быть включено правило адвалорной доли как самостоятельно, так и в сочетании с другими критериями достаточной обработки/переработки товара.

В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:

— для импортируемых материалов — по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или, при неизвестном происхождении импортированных материалов, по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;

— для конечной продукции — по цене на условиях «франко-завод” («франко-склад”) продавца.

5. Не отвечающими критерию достаточной обработки/переработки товара считаются:

а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;

б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

в) простые сборочные операции;

г) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

д) убой скота;

е) комбинация двух или большего числа указанных выше операций.

6. При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде (поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации) могут рассматриваться по желанию декларанта как единый товар.

Условиями применения этого правила являются:

— предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, приложением подробной спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, а также уведомления о разбивке товара на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации — при документальном подтверждении ошибочности разбивки товара;

— поставка всех партий из одной страны одним экспортером; ввоз и оформление всех партий товара через одну и ту же таможню;

— поставка всех партий товара в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации.

7. Для определения страны происхождения товара происхождение используемой для их производства тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если данные приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и продаются в комплекте с вышеуказанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами и в количестве, обычно поставляемом с данными устройствами.

Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно.

Для определения страны происхождения товара, если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, учитывается только та упаковка, в которой товар обычно реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила «в” пункта 4 (правило адвалорной доли).

8. Если товар, происхождение которого отвечает условиям настоящих Правил, используется в производстве другого конечного товара, то требования к происхождению, применяемые к сырью, материалам, комплектующим, использованным для производства этого товара, не принимаются во внимание при определении страны происхождения конечного товара.

9. Товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств — участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также:

а) экспортируется на основании договора/контракта между резидентом одного из государств — участников Соглашения, и резидентом другого государства — участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства — участника на таможенную территорию другого государства — участника Соглашения;

б) ввозится физическим лицом — резидентом государства — участника Соглашения с таможенной территории одного из государств — участников на таможенную территорию другого государства — участника Соглашения.

При этом товар не должен покидать территории государств — участников Соглашения, кроме случаев, если такая транспортировка невозможна в силу географического положения государства-участника или отдельной его территории, а также случаев, согласованных компетентными органами государств — участников Соглашения, экспортирующих и импортирующих товары.

10. Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве — участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (приложение 2, являющееся неотъемлемой частью настоящих Правил) или декларации о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или лицом, перемещающим товары, на коммерческом счете либо ином документе, имеющем отношение к товару.

Сертификат о происхождении товара оформляется, как правило, на каждую отдельную поставку товара, которая осуществляется одним или несколькими транспортными средствами одному и тому же грузополучателю от одного и того же грузоотправителя.

11. При экспорте товаров из государств — участников Соглашения сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера.

Сертификат оформляется на специальном защищенном бланке формата А4 (210 х 297 мм), изготовленном типографским способом. Срок действия сертификата формы СТ-1 составляет 12 месяцев со дня выдачи.

Государства — участники Соглашения обмениваются образцами сертификатов формы СТ-1, печатей органов и подписей лиц, уполномоченных удостоверять сертификаты. Без представления указанных образцов сертификаты считаются недействительными и на товары не распространяются преференции, предусмотренные Соглашением.

12. Заполнение сертификата о происхождении товара формы СТ-1 должно отвечать следующим требованиям:

графа 1 — «Отправитель/экспортер (наименование и почтовый адрес)”. Допускается запись согласно свидетельству о регистрации предприятия. В случае, если отправитель и экспортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что отправитель (наименование и почтовый адрес) действует «по поручению” экспортера (наименование и почтовый адрес);

графа 2 — «Получатель/импортер (наименование и почтовый адрес)”. В случае, если получатель и импортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что получатель (наименование и почтовый адрес) действует «по поручению” импортера (наименование и почтовый адрес);

графа 3 — «Средства транспорта и маршрут следования (насколько это известно)”;

графа 4 — указывается номер сертификата (регистрационный и/или номер бланка), его форма, страна, выдавшая сертификат, и страна, для которой этот сертификат предназначен;

графа 5 — «Для служебных отметок”. Вносятся служебные отметки государственных контролирующих органов стран экспорта, транзита и/или получения товара, а также при необходимости следующие записи: «Дубликат”, «Выдан взамен сертификата”, «Выдан впоследствии”, «Кумуляция СНГ”;

графа 6 — «Номер”. Указывается порядковый номер товара;

графа 7 — «Количество мест и вид упаковки”;

графа 8 — «Описание товара”. Указывается коммерческое наименование товара и другие сведения, позволяющие произвести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления.

В случае недостаточности места на лицевой стороне для заполнения графы допускается применение дополнительного листа (листов) о происхождении товара (приложение 3), заполняемого в установленном порядке (заверенного подписью, печатью и имеющего тот же порядковый номер, что и бланк сертификата). Заполнение сертификата на оборотной стороне не допускается;

графа 9 — «Вес брутто/нетто (кг)”. Указываются весовые либо количественные характеристики товара; расхождение между фактическим количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать 5%;

графа 10 — «Номер и дата счета-фактуры”. Указываются сведения о счете-фактуре или счете-проформе, или ином документе, отражающем финансово-количественные параметры товара (при осуществлении долгосрочных контрактов, когда груз идет железнодорожным транспортом от одного и того же грузоотправителя одному и тому же грузополучателю, заполнение графы не обязательно);

графа 11 — «Удостоверение”. Заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату удостоверения сведений, указанных в сертификате, а также подпись, фамилия и инициалы лица, уполномоченного заверить сертификат;

графа 12 — «Декларация заявителя”. Указывается страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя и подпись, фамилию и инициалы уполномоченного лица заявителя.

В том случае, когда товар вывозится (ввозится) физическим лицом — резидентом одного из государств — участников Соглашения, сертификат формы СТ-1 заполняется с учетом следующих особенностей:

графа 1 — Ф.И.О., адрес грузоотправителя;

графа 2 — при наличии данных — Ф.И.О., адрес грузополучателя, а также отметка «Для свободного обращения”;

графа 5 и графа 10 при отсутствии данных могут оставаться незаполненными;

графа 12 заверяется подписью грузоотправителя с указанием даты и Ф.И.О. грузоотправителя.

Инструкция по оформлению и выдаче сертификатов происхождения товара разрабатывается и утверждается национальным уполномоченным органом государства — участника Соглашения.

13. В случае утраты или повреждения сертификата о происхождении товара выдается официально заверенный его дубликат. При выдаче дубликата в его пункте 11 «Уполномоченный орган” указывается дата выдачи дубликата, а в пункте 5 «Для служебных отметок” указываются слово «Дубликат”, номер и дата оригинала утерянного сертификата формы СТ-1. Дубликат сертификата вступает в силу с даты выдачи оригинала; суммарный срок действия оригинала и дубликата не может превышать 12 месяцев.

Сертификат может быть выдан и после отгрузки товара на основании письменного обоснованного заявления заказчика, при этом заказчик наряду с пакетом предусмотренных документов представляет в уполномоченный орган по сертификации подтверждение фактической отгрузки товара (экспортная декларация с отметкой таможни). В этом случае в графе 5 сертификата указывается: «Выдан впоследствии”.

При аннулировании по каким-либо причинам ранее выданного сертификата в графу 5 вносится запись «Выдан взамен сертификата” с указанием номера и даты аннулированного сертификата (сертификату, выданному взамен другого сертификата, присваивается новый порядковый номер).

При применении кумулятивного принципа в графу вносится запись «Кумуляция СНГ” с указанием номеров сертификатов формы СТ-1 и стран, в которых она выдавалась.

При реэкспорте в другое государство графа заполняется в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.

14. Заполнение сертификата производится в трех экземплярах (первый является оригиналом, второй и третий — копиями, выполненными на незащищенных бланках) в отпечатанном виде на русском языке. Наличие подчисток в сертификате недопустимо.

Исправления в сертификат вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания скорректированных сведений, заверяемых затем подписью и печатью уполномоченного органа государства.

15. Оригинал сертификата происхождения товара представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления.

16. В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза товара может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми выборочными проверками сертификатов.

17. Случаи, когда в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, может быть представлена декларация о происхождении товара, а также когда представление документов о происхождении товара не обязательно, определяются в соответствии с национальным законодательством страны ввоза.

18. При реэкспорте товаров в рамках государств — участников Соглашения возможна выдача заменных сертификатов при наличии сертификата формы СТ-1 страны происхождения товара. При этом в пункте 5 сертификата отмечается: «Сертификат выдан на основании сертификата страны происхождения” (с указанием номера и даты).

При реэкспорте товаров в рамках государств — участников Соглашения, изготовленных на их территориях и завезенных на таможенные территории государств-участников до введения в действие Правил определения страны происхождения товара от 24 сентября 1993 года, возможна выдача сертификата происхождения товара формы СТ-1 с отметкой в графе 5 «Товар изготовлен в ________(страна) в _________году”. Страна происхождения указывается согласно подтверждающим документам на товар. Выдача сертификата возможна в любом из государств — участников Соглашения с отметкой об изготовителе и его расположении.

19. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и/или сведения, подтверждающие его происхождение.

20. Непредставление правильно оформленного сертификата происхождения товара или сведений о происхождении товара не является основанием для их задержания таможенными органами, за исключением случаев, предусмотренных национальными законодательствами государств — участников Соглашения.

Товары, происхождение которых не установлено, или происхождение которых установлено, но при этом в их отношении не может быть применен режим свободной торговли из-за отсутствия необходимых для этих целей документов, пропускаются в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования страны-импортера.

Таможенным органом государства — участника Соглашения может быть отказано в пропуске товара лишь при наличии достаточных оснований полагать, что товар происходит из страны, товары которой не подлежат пропуску в страну ввоза в соответствии с международными соглашениями, действующими для этого государства, и/или его национальным законодательством.

21. К товарам, указанным в абзаце 2 пункта 20, может применяться (восстанавливаться) режим свободной торговли на таможенных территориях государств — участников Соглашения при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении (по форме СТ-1) или других необходимых документов в течение одного года с даты таможенного оформления.

22. Копии сертификатов, а также любая связанная с ними документация, подтверждающая происхождение товара, хранятся в течение трех лет уполномоченным органом страны-экспортера.

Согласно п. 3 ст. 23 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее – Соглашение) до вступления в силу решений Комиссии Таможенного союза (Евразийской экономической комиссии), предусмотренных ст. 19 Соглашения, в целях признания товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товарами Таможенного союза применяются критерии достаточной переработки, установленные в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
Рассмотрим, какие документы используются в настоящее время в Республике Беларусь для целей признания товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товарами Таможенного союза.

К законодательству Республики Беларусь, регулирующему вопросы применения критериев достаточной переработки, относятся:
– Правила определения страны происхождения товаров, утв. Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009;
– Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007;
– постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2007 № 1306 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров».
Статьей 19 Соглашения предусмотрено принятие Комиссией Таможенного союза (Евразийской экономической комиссией) отдельных решений по следующим вопросам:
1) о перечне условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза;
2) о перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
3) о форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром Таможенного союза;
4) о порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
По вопросам 2), 3) и 4) соответственно Комиссией Таможенного союза приняты:
– Решение от 17.08.2010 № 373 «О Перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада»;
– Решение от 17.08.2010 № 437 «О форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза»;
– Решение от 18.11.2010 № 515 «О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада».
Таким образом, до принятия и вступления в силу решения Евразийской экономической комиссии по вопросу 1) в целях признания товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товарами Таможенного союза применяются критерии достаточной переработки, установленные национальным законодательством. При этом в качестве документального подтверждения статуса товаров Таможенного союза используется сертификат о происхождении товара формы СТ-1, заполнение которого производится в соответствии с положениями упомянутых выше Правил определения страны происхождения товаров.

Доклад начальника отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Татарстанской таможни А. Р. Салахова в Казани на публичном мероприятии для участников внешнеэкономической деятельности и иных заинтересованных лиц по вопросам правоприменительной практики таможенных органов и соблюдения обязательных требований, 21 марта 2019 года.

С вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза существенные изменения коснулись и направления определения происхождения товаров.

По-прежнему основными документами о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (статья 29 ТК ЕАЭС).

Декларация о происхождении товара представляет собой коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны происхождения товара или страны вывоза товара. К примеру, счет-фактура, CMR, коносамент, упаковочный лист и др. (ст. 30 ТК ЕАЭС).

Однако изменились требования к сертификату о происхождении товара. Согласно статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара — документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, — страны вывоза товара.

Ранее под сертификатом о происхождении товара понимался документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза.

Также ранее, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимал решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

Согласно пункту 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Подтверждение происхождения товаров декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара осуществляется в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердил новые правила определения страны происхождения товаров для целей получения тарифных преференций, а также «непреференциальные правила», действующие при ввозе товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС):

  • Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) (Решение Совета ЕЭК от 13 июля 2018 г. № 49)
  • Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (Решение Совета ЕЭК от 14 июня 2018 г. № 60)

Напоминаю, что ввоз ряда товаров на территорию ЕАЭС из развивающихся и наименее развитых стран возможен с применением тарифных преференций (пониженной ставкой таможенных пошлин). Указанные правила приняты в развитие положений Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. и заменяют соответствующие Соглашения, которые были заключены членами ЕАЭС и действовали с 2008 года.

В целом новые правила охватывают современные тенденции в сфере электронного документооборота, и восполняют ряд существующих в настоящий момент правовых пробелов.

Решением Совета ЕЭК от 14 июня 2018 г. № 60 утверждены Правила определения происхождения товара из развивающихся и наименее развитых стран (товары, в отношении которых при ввозе на территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции). Правила вступили в силу 16 января 2019 г. и пришли на смену Соглашению о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г. Новые правила важны для участников внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров из развивающихся и наименее развитых стран с применением тарифных преференций. В целом общий подход к определению страны происхождения не претерпел существенных изменений. В частности, для получения тарифных преференций необходимо соблюсти ряд критериев, таких как прямая поставка, непосредственная закупка, документальное подтвержденное происхождение товара, достаточная переработка.

Происхождение партии товара, таможенная стоимость которой превышает в эквиваленте 5 000 евро подтверждается оригиналом сертификата о происхождении товара, за исключением случаев договоренности между таможенным органом государства-члена ЕАЭС и уполномоченным органом (организацией) о применении электронной системы верификации происхождения товаров, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата о происхождении товара и достоверности содержащихся в нем сведений. При этом реквизиты такого сертификата должны быть указаны в таможенной декларации.

Это особенно актуально при развитии электронного декларирования товаров и призвано упростить процедуры документального подтверждения и контроля происхождения.

Требования по заполнению преференциального сертификата о происхождении товара существенных изменений не претерпели.

Особое внимание следует уделить критериям определения происхождения товаров.

Товар признается происходящим из страны-пользователя преференций, если он полностью получен или произведен в стране-пользователе преференций (пункт 4 Правил) или подвергнут достаточной переработке в такой стране, если при производстве товара использовались иностранные материалы.

Критерий достаточной переработки предусматривает, что при производстве товара в стране, включенной в перечень развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, может быть использовано не более 50 процентов иностранных материалов в стоимости готового товара на условиях «Франко – завод» (пункт 5 Правил).

При производстве товара в стране, включенной в перечень наименее развитых стран — пользователей ЕАЭС, предусмотрена поэтапная либерализация критерия происхождения в части возможности использования таких иностранных компонентов (пункт 6 Правил) (на дату выдачи документа о происхождении товара):

  1. до 31 декабря 2019 г. может быть использовано до 50 процентов иностранных материалов в стоимости товара;
  2. с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. может быть использовано до 55 процентов иностранных материалов в стоимости товара;
  3. с 1 января 2025 г. доля иностранных материалов в стоимости товара может достигать 60 процентов.

При этом Правилами установлен перечень операций, выполнение которых не влияет на признание товара происходящим из страны-пользователя преференций (пункт 7 Правил).

С вступлением в силу ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров. Исключения составляют товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита и ввозимые на таможенную территорию Союза для личного пользования.

Например, таможенные органы Российской Федерации вправе требовать документы, подтверждающие происхождение товаров в случаях, когда в отношении таких товаров могут применяться антидемпинговые или компенсационные пошлины:

  • подшипники качения (за исключением игольчатых), происходящие из Китайской Народной Республики и ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Решение Коллегии ЕЭК №139 от 21 августа 2018 года);
  • холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали, происходящие из Китайской Народной Республики и Малайзии (Решение Коллегии ЕЭК №200 от 11 декабря 2018 года);
  • металлопрокат с полимерным покрытием (Решение Коллегии ЕЭК №14 от 23 января 2018 года);
  • некоторые виды бесшовных труб, происходящие из Украины.

Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) устанавливают критерии определения происхождения товаров, а также требования к сертификату о происхождении товара.

Если при производстве продукции используются материалы из других государств, то происхождение товаров определяется на основании одного из двух альтернативных критериев, который участник внешнеэкономической деятельности сможет выбрать сам: по коду товара, который может быть изменен на уровне любого из первых четырех знаков или по доле стоимости иностранного товара в продукте – его стоимость при переработке или производстве не должна превышать 50% цены готового товара.

Товар не сможет называться происходящим из страны, если на ее территории осуществляются лишь формальные операции – формируется партия продукции, наносятся логотипы или приклеиваются этикетки, осуществляется фасовка товаров в банки и т.д.

Одно из важных новшеств документа — Правила предоставляют максимум возможностей для объективного определения страны происхождения товаров, когда от этого зависит начисление платежей при ввозе. Так, в отношении продукции, по которой в Союзе применяются меры защиты внутреннего рынка, предусмотрена возможность определить происхождение по особым критериям определения происхождения товаров, которые могут устанавливаться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Например, страна происхождения может быть определена по тому, где продукт получил максимальную добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 25 непреференциальных Правил в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о ЕАЭС и обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, подтверждается сертификатом о происхождении товара.

Подтверждать происхождение ввозимых на таможенную территорию Союза товаров, аналогичных тем, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о ЕАЭС, сертификатом о происхождении товаров не требуется в случае уплаты антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также, если общая таможенная стоимость ввозимых товаров не превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США.

Новые Правила определения происхождения непреференциальных товаров не устанавливают определенную форму бланка сертификата, однако в данном документе содержатся требования, предъявляемые к сертификату происхождения товара. Также в качестве документа о происхождении товара может использоваться сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, однако графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку «для непреференциальных целей».

Требования к сведениям, содержащимися в сертификате, представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в данном документе. Допускается указание дополнительной информации:

  1. наименование страны происхождения товара;
  2. номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;
  3. наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
  4. наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
  5. описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;
  6. вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
  7. реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);
  8. информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

Следует отметить, что в настоящее время контроль происхождения товаров регламентирован статьей 314 ТК ЕАЭС.

В этом случае проверяются документы и сведения о происхождении товаров, в том числе их достоверность, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

Особое внимание следует уделить необходимости подтверждения происхождения товаров. Так, в случае заявления происхождения товаров неизвестно, а в отношении данных товаров могут применяться меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, зависящие от происхождения товаров, таможенный орган вправе запросить документы о происхождении товаров.

И в случае неподтверждения происхождения товаров ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, а специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок.

В завершении хочется сказать, что наша с вами задача, сделать все возможное для упрощения декларирования товаров. Таким образом, в настоящее время в случаях заключения внешнеэкономических договоров (контрактов) необходимо дополнительно предусматривать обязательство поставщиков о представлении сертификатов о происхождении товаров наряду с иными документами, сопровождающими данные поставки. И обращать особое внимание на соблюдение требований к заполнению данных сертификатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *