Критерии определения малого бизнеса

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса в России и за рубежом



В данной статье рассматриваются основные количественные и качественные критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, качественные показатели, количественные показатели.

Малый и средний бизнес вносит большой вклад в экономику любой страны и способствует ускоренному экономическому росту. Развитие малого и среднего предпринимательства обеспечивает увеличение рабочих мест, сокращение уровня безработицы, насыщение рынков. Но для успешного функционирования предприятиям малого и среднего бизнеса необходима финансовая поддержка. В свою очередь, для ее осуществления необходимы четкие критерии выделения малых и средних предприятий среди других субъектов экономической деятельности. На сегодняшний день в мире не существует единых стандартов определения малого и среднего предпринимательства.

В связи с этим, актуальным вопросом является определение параметров отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу.

Субъектами малого и среднего предпринимательства согласно положениям Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» являются зарегистрированные по требованиям законодательства Российской Федерации, хозяйственные общества и партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели .

Субъектами малого и среднего предпринимательства могут выступать как юридические, так и физические лица, которые отвечают требованиям, установленным законодательством. Определение критериев отнесения субъектов экономической деятельности к малому и среднему бизнесу, установление объекта государственной поддержки, является важным этапом при анализе состояния малого и среднего предпринимательства, а также при разработке государственной политики в области малого и среднего бизнеса.

Разделение субъектов предпринимательской деятельности на группы является также обязательным условием при определении специальных налоговых режимов, координировании антимонопольной деятельности, введении льгот для субъектов экономической деятельности, проведении государственной поддержки, разработке программ развития, банковском кредитовании, а также в других целях.

В развитых странах порядок отнесения субъектов предпринимательства к малому или среднему бизнесу базируется на комбинации количественных и качественных показателей. Наиболее распространено использование количественных критериев.

Как правило, к наиболее общим для всех стран количественным показателям, на базе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, относятся размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода, выручки), валюта баланса, средняя численность работников, занятых за отчетный период в организации и другие .

Критерий численности работников является общепринятым количественным показателем для определения субъектов малого и среднего предпринимательства. Но в его применении в разных странах есть свои особенности: используются разные расчеты численности населения, при определении учитываются или не учитываются виды деятельности предприятия.

Годовой оборот или объем продаж также применяется как дополнительный показатель к численности работников. Основными причинами использования ограничений на объем продаж или годовой оборот как критериев для разграничения предприятий на группы являются: однозначность интерпретации данного показателя, отсутствие потребности применять специальный учет, легкость определения необходимой группы субъектов хозяйственной деятельности.

Показатель валюты баланса также применяется в некоторых странах как еще один критерий вместе с показателями количества занятых и размером оборота. Данный критерий имеет большое значение для определения размеров предприятия в зависимости от имущественных прав. Но так как не все субъекты малого и среднего бизнеса формируют отчетность в виде балансов, применение данного показателя имеет ограниченное использование.

Также распространенным показателем является ограничение на структуру собственности, который дает возможность точнее дифференцировать субъекты малого и среднего бизнеса. Применение этого критерия дает возможность исключить из субъектов малого и среднего предпринимательства несамостоятельные и зависимые субъекты (дочерние, ассоциированные или государственные предприятия).

В России с 2015 года принята классификация микро-, малых и средних предприятий, использующая в своей основе количественный подход (табл. 1).

Таблица 1

Критерии отнесения предприятий ксубъектам малого исреднего предпринимательства вРоссийской Федерации

Микропредприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Средняя численность работников

1–15 чел.

16–100 чел.

101–250 чел.

Выручка от реализации

До 120 млн. руб.

До 800 млн. руб.

До 2 млрд. руб.

Суммарная доля участия в уставном капитале (для ООО):

государство, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные, религиозные организации, благотворительные и иные фонды;

25 %

25 %

25 %

Иностранные юр. лица, юр. лица, не являющиеся малыми и средними предприятиями

49 %

49 %

49 %

К микропредприятиям в России относятся предприятия, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год была не более 15 человек; к малым — от 16 до 100 человек; к средним — от 101 до 250 человек. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год для микропредприятий не должна превышать 120 млн. руб., малых предприятий — 800 млн. руб., средних — 2 млрд. руб. Доля участия в уставном капитале предприятия других коммерческих организаций различается в зависимости от вида организации и не должна превышать 25 % для государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов; 49 % — для иностранных юридических лиц, юридических лиц, не являющихся малыми и средними предприятиями.

В России в рамках законодательства предприятия также имеют возможность вместо доходов использовать балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год. В расчет включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Однако в нем не учитываются предельные значения остаточной стоимости, поэтому в большинстве случаев этот показатель не принимается ведомствами.

В США, например, микропредприятиями считаются предприятия с численностью сотрудников до 20 человек; малыми предприятиями — от 20 до 100 человек; средними предприятиями — от 100 до 499 человек. В США применяется более сложная система разделения субъектов предпринимательства на группы, так как для расчета предельной выручки предприятий малого и среднего бизнеса используется градация среднегодовых доходов в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия: средних уровнях занятости и среднего числа клиентов, свойственных для этих отраслей. Например, предприятие относится к малому предпринимательству в розничной торговле, при условии, что его среднегодовой доход за последние три финансовых года не превышал 5 млн. долл., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила.

В странах ЕС на микропредприятиях количество работников должно быть не более 10 человек; на малых предприятиях — не более 50 человек; на средних предприятиях — не более 250 человек, при максимальных показателях годовой выручки для микропредприятий не более 2 млн. евро; для малых предприятий — не более 10 млн. евро; для средних — не более 50 млн. евро .

Преимуществом количественных критериев деления субъектов предпринимательства на группы является удобство их применения для статистического наблюдения. Количественные критерии легко рассчитать и оценить при изменении экономической ситуации.

В целом показатели выручки и количества занятых на малых и средних предприятиях, несомненно, свидетельствуют о масштабе их деятельности и принадлежности к определенной группе. Но для практической цели приведенные показатели не являются достаточными. Если есть такая возможность, то необходимо учитывать и качественные критерии при расчете количественных показателей.

В соответствии с данными исследований зарубежных экономистов, которые изучают различные качественные критерии для определения размеров предприятия, оптимальным показателем является способ управления организацией, так как именно от успешности управления зависят все иные параметры.

Также важным качественным показателем, успешно применяемым в США и Южной Корее, является отраслевой признак. Применение данного показателя неотрывно связано с количественными показателями осуществления бизнеса.

Обобщая данные западных исследований, среди качественных особенностей, отличающих малый бизнес от других групп предприятий, следует выделить:

– единство права собственности и непосредственного управления фирмой;

– прозрачность деятельности предприятия, небольшой размер которого дает возможность собственнику быть осведомленным обо всем происходящем в организации;

– относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, локальный уровень осуществления бизнеса;

– семейное ведение бизнеса, формирование базового капитала за счет семейных накоплений;

– наличие одного управленческого звена между руководителем и сотрудниками;

– осуществление маркетинговой деятельности самим руководителем;

– особый характер финансирования. В отличие от крупных фирм, получающих необходимые финансовые ресурсы с помощью фондовых бирж, малые предприятия могут надеяться только на небольшие кредиты банков, собственные средства, а также на средства, взятые взаймы .

В научных трудах особое внимание уделяется особенностям, присущим именно малому бизнесу, при этом, не выделено качественных критериев, характеризующих средний бизнес. Это связано с тем, что понятия малого и среднего бизнеса используются неразрывно друг от друга.

Средний бизнес является связующим звеном между крупным бизнесом, малыми предприятиями и потребителями. Средние предприятия выполняют задачи как малого, так и крупного бизнеса, так как предприятия ни одной из двух групп не могут осуществлять сотрудничество напрямую друг с другом. Такая ситуация вызвана относительной рыночной неустойчивостью малого бизнеса и высоким уровнем рисков.

При осуществлении банковского кредитования малого и среднего бизнеса особенно важно правильно определить к какой группе относится данное предприятие. От корректного разграничения предприятий зависит определение подходящих условий кредитования, а следственно дальнейшее эффективное функционирование предприятия.

К качественным показателям, определяющим средний бизнес, можно отнести следующие:

– осуществление деятельности на региональном уровне. Субъекты среднего бизнеса как правило ведут свою деятельность на большой территории (город, область);

– наличие от 2 до 4 управленческих звена в структуре руководства;

– осуществление маркетинговой деятельности определенным специалистом;

– лидерство в инновационной, технологической деятельности. Субъекты среднего предпринимательства способствуют открытию новых сегментов рынка и развивают новые производства;

– высокая гибкость предприятия в изменяющейся рыночной среде.

Таким образом, при отнесении предприятий к малому и среднему бизнесу необходимо использовать комбинированный подход, объединяющий как количественные, так и качественные показатели. Такой метод позволяет безошибочно определить к какой группе предприятий относится исследуемый субъект экономической деятельности, и как следствие со стороны государства оказать ему должную поддержку, а со стороны банка предложить подходящий кредитный продукт и условия сделки.

Литература:

  1. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 384 с.
  2. Литау, Е. Я. Малые и средние предприятия: критерии разграничения // Е. Я. Литау / Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — 34 (337). — С. 55–64
  3. Пурыжова, Л. В. Особенности финансирования малого и среднего бизнеса // Л. В. Пурыжова, С. Н. Клочко / Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 2. — С. 64–67.
  4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.11.2017) . — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий — с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

Категория субъекта МСП

Выручка без НДС за год

Среднесписочная численность работников

Микропредприятие

120 млн рублей

не более 15 человек

Малое предприятие

800 млн рублей

не более 100 человек

Среднее предприятие

2 млрд рублей

не более 250 человек

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь – три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

Малые предприятия в 2019 году — какие компании попадают в эту категорию

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2019 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Критерий

Среднее предприятие

Малое предприятие

Микропредприятие

Доходы

2 млрд. руб.

800 млн. руб.

120 млн. руб.

Численность сотрудников

101–250 человек

100 человек

15 человек

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям. Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года. ВАЖНО! Обратите внимание! С 1 декабря 2018 года Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ в перечень субъектов малого предпринимательства добавлены хозяйственные общества. Теперь они тоже могут предетендовать на поддержку государства.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС. Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

ВАЖНО! Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ, он опубликован на официальном портале правовой документации. Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Недавно мы рассказывали, что субъекты малого предпринимательства, которые не подпадают под обязательные аудиторские проверки, имеют право на упрощенный бухгалтерский учет. В нашем справочнике приводим критерии, по которым предприятия относятся к малым и микро. Заодно упомянем и средние предприятия.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относят:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальных предпринимателей.

К субъектам малого предпринимательства (СМП) организацию отнесут, если она отвечает всем критериям, указанным в таблице.

Таблица. Критерии малого предприятия-2017

Критерий

Предельное значение

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие
1* Для ООО: Суммарная доля участия в уставном капитале ООО государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов

25 %

2* Для ООО: Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднегопредпринимательства, а также иностранных организаций

49 %

3 Для всех: Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

15 человек

100 человек

250 человек
4 Для всех: Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год

120 млн руб.

800 млн руб.

2000 млн руб.

* Исключения см. в п. 1 части 1.1 статьи 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ.

С 01.08.2016 до 01.07.2017 акционерные общества могут быть отнесены к СМП только в редких случаях. А именно: если они одновременно отвечают критериям 3 и 4, указанным в таблице, и при этом попадают в одну из категорий организаций, перечисленных в пп. «б» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Например, если акции АО обращаются на ОРЦБ и относятся к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики (Письма ФНС от 10.10.2016 №ГД-4-14/19140@, от 07.09.2016 №СД-4-3/16672@).

Потеря статуса СМП

Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства, если будет превышено предельное значение доли участия в уставном капитале. Это произойдет с даты изменения по ЕГРЮЛ.

Если превышены критерии по численности сотрудников и доходам, то в течение трех календарных лет подряд организация будет считаться суъектом СМП.

Пример.

Предположим, что в 2017 году у компании сильно увеличится доход и станет выше предельно установленного. Это не критично для организации: согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ можно продолжить пользоваться льготами, установленными для этой категории юридических лиц. К примеру, в 2018 году сумма выручки не изменится, но увеличится штат сотрудников (составит больше 100 человек). И это не повод лишать такую организацию установленных для малого бизнеса преимуществ. И потерять статус малого организация может только с 2020 года, и то если и в 2019 году ей не удастся выдержать установленные предельные ограничения по выручке и численности персонала.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Новые критерии определения малого и среднего бизнеса

Напомним, что к микро-, малым и средним предприятиям относят организации, чья выручка за прошлый год не превышает установленных предельных значений. Новые компании в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к малому бизнесу, если их показатели со дня их госрегистрации не превышают предельных значений. Критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702, они вступили в силу 25.07.2015. Подробнее смотрите в таблице.

Новые критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям

Критерии Микро Малые Средние
Средняя численность, чел. ≤ 14 ≤ 100 ≤ 250
Выручка от реализации (без НДС), млн ₽ ≤ 120 ≤ 800 ≤ 2 000
Суммарная доля участия в уставном капитале других организаций, %
  • иностранных организаций — ≤ 49;
  • российских организаций, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса — ≤ 49;
  • российских организаций, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов — ≤ 25

Признание организации субъектом малого предпринимательства дает ряд преимуществ, нацеленных на развитие данного бизнеса. Так, микро- и малые предприятия могут вести бухучет по упрощенным правилам:

  • использовать сокращенный рабочий план счетов;
  • применять кассовый метод признания доходов и расходов;
  • составлять сокращенную бухгалтерскую отчетность, состоящую из баланса и отчета о финансовых результатах;
  • ведение бухгалтерского учета может возложить на себя руководитель;
  • проценты по любым заемным обязательствам учитывать в составе прочих расходов;
  • перспективно отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики;
  • любые ошибки, включая существенные, исправлять как несущественные;
  • не применять требования: ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02, ПБУ 12/2010;
  • не создавать резервы отпусков и переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения.

У микропредприятий есть дополнительные преимущества. Они имеют законное право не принимать к оплате банковские карты, а также вести бухучет без применения двойной записи.

В налоговом учете льготы для субъектов малого предпринимательства НК РФ не установлены, но органы местного самоуправления могут утвердить пониженные тарифы по налогу на имущество и земельному налогу.

Порядок ведения кассовых операций малые предприятия должны соблюдать, но они вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе и хранить все деньги в кассе, не сдавая их в учреждение банка.

Кроме того, для субъектов малого предпринимательства Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 предусмотрены благоприятные условия для участия в госзакупках.

1. Критерии малого предприятия

Предприятия малого бизнеса являются важнейшей составной частью обширного комплекса всех предприятий Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получили широкое развитие новые формы хозяйствования, были организованы малые предприятия и их ассоциации, в обращение введены ценные бумаги. С 1996г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства.

Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он достаточно гибок, обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды предприятий, выпускает специальные товары и услуги, обладает экономической свободой, деятельность носит инновационный характер.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных законом условиях. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес является базовой составляющей рыночного хозяйства.

Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но в то же самое время одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а взаимодополняют друг друга.

К малому бизнесу относится каждое пятое предприятие, действующее в России.

Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям.

В соответствии с федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены критерии отнесения к малым предприятиям:

1. Для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных фондов не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

— от 100 до 250 человек включительно – для средних предприятий;

— до 100 человек включительно – для малых предприятий;

— до 15 человек – для микропредприятий.

3. Выручка от реализации товаров без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

На 2012г.:

— 60 млн. руб. – для микропредприятий;

— 400 млн. руб. – для малых предприятий;

— 1000 млн. руб. – для средних предприятий.

В 2010 году Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) и Минэкономразвития опубликовали два отчета, которые посвящены влиянию кризиса на российский малый бизнес. Цифры в них приводятся различные. Так, Минэкономразвития говорит о значительно росте числа малых предприятий в России, а в НИСИПП обнаружили, что за последний год небольших компаний стало меньше.

По данным Минэкономразвития, в России работают около 1,3 миллиона малых предприятий и четыре миллиона индивидуальных предпринимателей.

Заслуга в растущей популярности малого бизнеса во многом принадлежит различным государственным программам поддержки предпринимательства, которые стали активно развиваться в кризис:

— субсидии и льготы для желающих стать предпринимателем;

— снижение административных барьеров малому бизнесу, уменьшение числа проверок со стороны контрольно-надзорных органов;

— расширился список сфер деятельности с уведомительным порядком начала работы;

— региональные власти могут самостоятельно снижать ставку налога с 15 до 5% тем малым предприятиям, которые используют упрощенную систему налогообложения.

Однако по данным НИСИПП в России на первое апреля 2010г. зарегистрировано 219,6 тысяч субъектов малого предпринимательства. Как видно, это в разы меньше данных Минэкономразвития. По всей видимости, расхождение в оценках обусловлено различиями в используемой методологии.

Кроме того, малый бизнес в России, по данным НИСИПП, демонстрирует отрицательную динамику. Так, субъектов малого предпринимательства на 01.04.2010г. оказалось на 3,5% меньше показателя годичной давности. Число МП уменьшилось за год на 5,6 единиц до 154,6 единиц на 100 тысяч россиян.

Среднесписочная численность занятых на МП за год снизилась на 4,3%, объем инвестиций в основой капитал снизился на 16,8%. А объем оборота малых предприятий в первом квартале 2010 года оказался на 3,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года.

Квартальный оборот малых предприятий, за первые три месяца 2010 года вырос на 3,5% по сравнению с показателем годичной давности. Одновременно средняя занятость на предприятиях малого бизнеса сократилась на 4,3%, а объем инвестиций в основной капитал уменьшился на 16,8%.

Эксперты НИСИПП сходятся во мнении, что российский малый бизнес находится в кризисе. Дополнительно об этом свидетельствует еще и то, что число малых предприятий растет, но их обороты сильно падают.

По данным Госкомстата на 01.01.2011г. в РФ число малых предприятий (без микропредприятий) составило 219,7 тысяч. В том числе:

— в сфере обрабатывающего производства – 35,3 тыс. (16,1%);

— оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий – 65,5 тыс. (29,8%);

— строительство – 30,9 тыс. (14,1%);

— транспорт и связь – 12,6 тыс. (5,7%);

— операции с недвижимым имуществом, аренда – 38,4 тыс. (17,5%).

По данным Госкомстата, по состоянию на 01.01.2011г. численность занятых на малых предприятиях работников составляла 6016,9 тыс. человек, оборот малых предприятий – 10247 млрд. руб., инвестиции в основной капитал – 258,4 млрд. руб.

За 2010 год число микропредприятий составило 1374,7 тысяч, среднесписочная численность работников – 4526,9 тысяч человек (без внешних совместителей), оборот – 8067,2 млрд. руб.

Однако численность малых предприятий невелика по сравнению с другими странами. На 10000 жителей в РФ приходится 62 зарегистрированных МП, в США – 214 предприятий с числом работников менее 20 человек, в Великобритании – 143 предприятия, Германии – 51, Италии – 693, в Венгрии – 810.

Качественные критерии малого бизнеса показаны в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Наименование

1.Единство функций собственности и управления.

Сосредоточение большей части уставного капитала или акций и основных управленческих функций в руках основателей предприятия или членов их семей.

2.Ограниченность источников финансирования.

Основные источники финансирования – собственные средства, небольшие кредиты банков, займы физических лиц.

3.Организационно-функциональная гибкость.

Структура управления и характер распределения обязанностей между работниками позволяет моделировать производственно-технологические процессы.

4.Гибкость номенклатуры.

Производство осуществляется по небольшой номенклатуре товаров (услуг), но постоянно обновляемому ассортименту.

5.Мобильность.

Происходит быстрое реагирование на изменение спроса и предложения на производимый продукт.

6.Узость рынков сбыта.

Относительно небольшие рынки сбыта, не дают возможности оказывать влияние на цены и объем продаж.

7.Персонифицированный подход к клиентам.

Узость рынка принуждает к индивидуальному подходу к каждому клиенту.

8.Личностный характер отношений внутри предприятия.

Небольшой размер трудового коллектива порождает доверительный характер отношений между хозяином и работником, что обеспечивает объективную оценку деятельности каждого работника, высокую мотивацию и удовлетворенность трудом.

9.Ключевая роль руководителя.

Руководитель непосредственно участвует в производственном процессе и несет ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности.

10.Юридическая и управленческая независимость.

Малые предприятия редко являются частью крупного бизнеса.

11.Преобладающая доля оборотного капитала.

Высокая доля оборотного капитала по сравнению с основными фондами.

12.Уязвимость для внешних факторов.

Недостаточная устойчивость в кризисных условиях, уязвимость перед контролирующими и проверяющими органами.

Постановление Правительства РФ от 22.07.2008г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Семенов С. Особенности подсчета малого бизнеса в России// Вопросы экономики. – 2010. – 12. С.36.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *