Критерии нетрудоспособности

С 1 января 2020 года вступает в силу ПРИКАЗ от 27 августа 2019 г. N 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями) теряет силу.

Принятию приказа предшествовала научная работа и проведение в 2017 году пилотного проекта в Главных бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской и Смоленской областях по отработке новых подходов к установлению инвалидности гражданам в возрасте до 18 лет. Минтрудом России в 2018-2019 годах была организована работа по доработке классификаций и критериев с учетом полученных предложений и выявленных рисков в ходе пилотного проекта. Приказом одновременно утверждена количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма детям и гражданам в возрасте 18 лет и старше. На всех этапах подготовки документа осуществлялись общественные обсуждения с привлечением общественных организаций инвалидов, пациентских организаций, осуществлялось выявление возможных рисков при их внедрении.

В сравнении с прежним приказом новый документ более развернутый.

Критерии инвалидности по взрослым и детям будут приведены в ОТДЕЛЬНЫХ (разных) приложениях к Приказу, а не в одном общем (как это сделано в пока еще действующем приложении к Приказу 1024н). Такое разделение несомненно облегчит работу экспертов бюро МСЭ.

Следует обратить внимание на то, что в приказе №585н произошли изменения по определенным нозологическим формам:

1. Заболевания сердечно-сосудистой системы оцениваются по степени выраженности: недостаточности кровообращения, легочной гипертензии, нарушении сердечного ритма, частоты и тяжести обострения и поражения органов мишеней.

2. Заболевания опорно- двигательной системы оцениваются: на основании клинико– функциональных нарушений и данных рентгенологических обследований, и степени деформации.

3. При злокачественных новообразованиях при первичном освидетельствовании учитываются клинико–морфологические факторы прогноза, локализация и размеры опухоли, анатомическая форма роста, темп роста опухоли и распространение опухоли, наличие и характер поражения лимфатических узлов наличие или отсутствие отдаленных метастазов, гистологическое строение и степень дифференцировки и злокачественности опухоли, стадию опухолевого процесса. При повторном освидетельствовании количественная оценка проводиться с учетом степени нарушения функций организма после проведенного лечения, наличие ремиссии или возникновения рецидивов, метастазов, осложнений, продолженного роста опухоли после радикального лечения, а также неэффективность проводимой терапии.

4. При заболевании органов кроветворения и иммунной системы оценивается количественная оценка степени выраженности нарушений функций крови: данным клинико- лабораторного обследования, частоты и тяжести кризов, наличия и вида кровоизлияний во внутренние органы, а также в полости крупных суставов, от поражения органов – мишеней, вида, объеме и эффективности проводимого лечения.

5. Заболевания нервной системы оцениваются по степени выраженности двигательных нарушений (параличи, парезы, атаксии, гиперкинезы), а также по степени выраженности речевых и языковых нарушений, нарушения сенсорных функций организма.

6. Эпилепсия и эпилептические синдромы оцениваются по степени выраженности нарушений психических функций организма. Лечение и наблюдение таких больных должно быть у врачей – психиатров. При наличии стойких нарушений психических функций направляются на МСЭ через психоневрологический диспансер в специализированное бюро МСЭ.

7. Заболевания органов дыхания оцениваются по степени тяжести дыхательной недостаточности исходя из геометрических показателей — парциального давления кислорода крови и сатурации крови кислородом, учитываются также форма и тяжесть течения, наличие и частота обострений, объем и эффективность базовой терапии, распространённость патологического процесса, включение органов — мишеней, наличие осложнений.

В новом Приказе критерии занимают более двух страниц приложения (см. стр. 296-302 для взрослых, стр. 624-631 для детей).

Обсуждение новых классификаций и критериев установления инвалидности совместно с председателями врачебных комиссий медицинских организаций Новгородской области состоится 27 декабря 2019 года на практической конференции Главного бюро медико-социальной экспертизы по Новгородской области Минтруда России.

Текст приказа Минтруда России от 27 августа 2019г. № 585н «О классификациях и критерии, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» опубликован на официальном сайте ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России в разделе «Документы»

Телефоны горячей линии по вопросам правоприменения положений Приказа Минтруда России от 27 августа 2019г. № 585н «О классификациях и критерии, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» — 8 (8162) 73-82-54, 73-80-56

Показатель первичной инвалидности трудоспособно­го населения:

Число лиц трудоспособного возраста, впервые

признан­ных инвалидами в отчетном году

—————————————————————— ·10.000 (1000)

Общая численность лиц трудоспособного возраста

Показатель первичной инвалидности детского насе­ления:

Число детей до 18 лет, впервые признанных

инва­лидами в отчетном году

———————————————————— ·10.000 (1000)

Общее число детей до 18 лет

3. Показатель структуры первичной инвалидности по заболеваниям (возрасту, социальной принадлежности):

Число лиц, впервые признанных инвалидами

от отдель­ных заболеваний в отчетном году

———————————————————— ·100%

Общее число лиц, впервые признанных

инвалидами в отчетном году

4. Показатель структуры первичной инвалидности по группам инвалидности:

Число лиц, впервые признанных инвалидами

1 (2, 3) группы в отчетном году

———————————————————— ·100%

Число лиц, впервые признан­ных инвалидами

в отчетном году

5. Показатель общей инвалидности трудоспособного на­селения (распространенность инвалидности):

Число инвалидов трудоспособного возраста

————————————————————————- · 10.000 (1000)

Среднего­довая численность трудоспособного населения

6. Показатель общей инвалидности детского населения (распространенность детской инвалидности):

Число детей-инвалидов до 18 лет

————————————————————————— ·10.000 (1000)

Среднегодовая чис­ленность детского населения до 18 лет

7. Удельный вес лиц, впервые признанных инвали­дами:

Число лиц, впервые признанных инвалидами

в отчетном году

——————————————————————— ·100%

Общее число инвалидов на начало отчетного года

Органы здравоохранения в своей работе широко используют показатели инвалидности, выявляют их тенденции для опреде­ления состояния здоровья населения и разработки мер по улучшению, разработке мероприятий по реабилитации инвали­дов.

Инвалидность — это сложный многофакторный процесс, зависящий от лечебно-диагностической, профилактической дея­тельности лечебных учреждений, социальных, гигиенических и экологических факторов, производственных и бытовых условий и многих других моментов.

Показатели реабилитации инвалидов, методика расчета.

Оценка мероприятий по реабилитации проводится на основании трех групп показателей:

1) медицинской и профессиональной реабилитации инвалидов;2) стабильности групп инвалидности при повторном освидетельствовании;3) утяжелении групп инвалидности повторно освидетельствованных.Показатели медицинской и профессиональной реабилитации инвалидов:1) полной реабилитации:общее число инвалидов, признанных нетрудоспособными х 100 / общее число повторно освидетельствованных инвалидов;2) частичной реабилитации:общее число признанных инвалидами III группы х 100 / общее число повторно освидетельствованных инвалидов I и II групп.Показатели стабильности групп инвалидности: стабильности Iгруппы инвалидности( II и III групп инвалидности):общее число инвалидов, оставшихся после очередного освидетельствования в прежней группе х 100 / общее число освидетельствованных инвалидов данной группы.Показатели утяжеления групп инвалидности:1) утяжеления II группы инвалидности:число переведенных в I группу (из числа инвалидов II группы) х 100 / общее число освидетельствованных II группы;2) утяжеления III группы инвалидности:число переведенных в I и II группу (из числа инвалидов III группы) х 100 / общее число освидетельствованных III группы.Методика изучения инвалидности предусматривает не только анализ документов МСЭ и ЛПУ, но и методы непосредственного наблюдения за лицами, имеющими стойкую нетрудоспособность, для характеристики качества их жизни. Применяются также методы экспертных оценок качества оказания медико-социальной помощи инвалидам.

В структуре первичной инвалидности инвалиды I группы составляют примерно 15 %, II группы – 60 %, III группы – 25 %. В течение последних лет отмечается рост первичного выхода на инвалидность.

Особое место в инвалидности занимает проблема детей-инвалидов, которые составляют более 200 тыс. человек в России. В структуре инвалидности с детства преобладают психоневрологические заболевания, включая умственную отсталость (более 50 %), далее следуют заболевания нервной системы, включая детский церебральный паралич, врожденные аномалии, последствия травм и отравлений. Ежегодно в России рождается более 30 тыс. детей с врожденной и наследственной патологией, из них 2/3 в последующем становятся инвалидами, причем в 60–80 % случаев инвалидность детей обусловлена перинатальной патологией.

Утверждаю

Заместитель Министра

здравоохранения СССР

А.И.БУРНАЗЯН

14 июля 1980 года

Начальник

Центрального

военно-медицинского

управления МО СССР

генерал-полковник мед. службы

Ф.И.КОМАРОВ

29 мая 1980 года

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОЦЕНКЕ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ЛИЦ,

ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРЫЕ РАДИАЦИОННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ

1. Инструкция предназначена для врачей специализированных стационаров, ведомственных экспертных комиссий, ВТЭК и должностных лиц в качестве руководящего документа при оценке трудоспособности лиц, перенесших острые радиационные поражения.

2. Инструкция содержит сведения как для группового прогнозирования — в целях определения ожидаемой частоты различных нарушений трудоспособности, так и для врачебно-трудовой экспертизы лиц, перенесших острые радиационные поражения.

3. В Инструкции рассматривается состояние трудоспособности в периоды;

— восстановления (спустя 2 мес. и до 1 года после однократного общего кратковременного облучения);

— ближайших последствий (от 1 года до 5 лет);

— отдаленных последствий (более 5 лет после облучения и на протяжении последующей жизни).

4. В указанные сроки по сравнению с периодом разгара болезни

наблюдается улучшение общего состояния с нормализацией основных

физиологических функций и относительно стойким восстановлением показателей

периферической крови — лейкоцитов до (4 — 4,5) x 10 и тромбоцитов до (1,5

— 2,0) x 10 в 1 мкл крови.

5. Вместе с тем возможно выявление некоторых осложнений и признаков перенесенного острого радиационного поражения (астенизация, повышенная истощаемость, вегетативно-сосудистые и вестибулярные нарушения, умеренная нестойкая цитопения). В случае неравномерных облучений могут наблюдаться дистрофические изменения в пораженных органах и тканях, сопровождающиеся болевым синдромом и развитием язв.

В период ближайших последствий могут выявляться различные функциональные нарушения (астено-вегетативные, вегетативно-вестибулярные, диэнцефальные).

При более высоких дозах обнаруживаются признаки органического поражения нервной и сосудистой систем (рассеянная неврологическая симптоматика, проявления хронической недостаточности мозгового и периферического кровообращения). Возможно также развитие поздних трофических язв, лучевых катаракт, вторичной глаукомы. Исходами местных поражений могут быть ампутационные дефекты.

В период отдаленных последствий на фоне перечисленных выше функциональных расстройств встречаются дистрофические, склеротические нарушения; отмечается прогрессирование лучевых катаракт со снижением зрения, дистрофические изменения и ангиопатия сетчатки.

6. Используются следующие общие градации трудоспособности:

Трудоспособность сохранена. Профессиональные обязанности выполняются в полном объеме.

Трудоспособность ограничена. Выполнение тяжелой физической работы затруднено. В сфере умственного труда увеличено число допускаемых ошибок, замедлено усвоение новых знаний и навыков. Затруднено выполнение работы в соответствии с временным графиком.

Трудоспособность существенно ограничена. Возможно выполнение лишь легкой физической работы. В сфере умственной деятельности возможно выполнение основных закрепленных навыков, без быстрого анализа сложной обстановки, увеличено число допускаемых ошибок. Существенно ограничено время продуктивно выполняемой работы.

Трудоспособность отсутствует. Выполнение профессиональных обязанностей невозможно.

7. Клинические критерии оценки трудоспособности лиц, перенесших острую лучевую болезнь, представлены в таблице 7.1.

Таблица 7.1

КЛИНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ЛИЦ,

————-T————————————————————¬

¦Состояние ¦ Вид поражения ¦

¦трудоспособ-+——————————T——————————+

¦ности ¦ общее ¦ преимущественно местное ¦

+————+——————————+——————————+

¦Сохранена ¦Отсутствуют объективные ¦Лучевая катаракта I стадии ¦

¦ ¦признаки заболевания ¦без снижения остроты зрения ¦

+————+——————————+——————————+

¦Ограничена ¦Умеренно выраженная ¦Нерезко выраженные местные ¦

¦ ¦астенизация с проявлениями ¦трофические нарушения ¦

¦ ¦дезадаптации ¦(легкая атрофия кожи, ¦

¦ ¦Вегетативно-сосудистые ¦подкожной клетчатки, мышц) ¦

¦ ¦нарушения ¦ ¦

¦ ¦Нейро-циркуляторная дистония ¦ ¦

¦ ¦Нестабильность показателей ¦Лучевая катаракта II стадии ¦

¦ ¦периферической крови (число ¦с остротой зрения на лучшем ¦

¦ ¦лейкоцитов периодически менее ¦глазу 0,5 — 0,8 ¦

¦ ¦ 3 ¦ ¦

¦ ¦3,0 x 10 , тромбоцитов — менее¦ ¦

¦ ¦ 5 ¦ ¦

¦ ¦1,5 x 10 в 1 мкл) ¦ ¦

+————+——————————+——————————+

¦Существенно ¦Астенический синдром с ¦Глубокие трофические, ¦

¦ограничена ¦повышенной истощаемостью и ¦дегенеративные и ¦

¦ ¦функциональной недостаточнос- ¦склеротические местные ¦

¦ ¦тью регуляторных систем, в ¦изменения, поздние ¦

¦ ¦первую очередь нервной и ¦радиационные язвы, болевой ¦

¦ ¦сосудистой ¦синдром ¦

¦ ¦Признаки органического ¦Контрактуры и ампутационные ¦

¦ ¦поражения нервной и сосудистой¦дефекты, не ограничивающие ¦

¦ ¦систем с нарушением мозгового ¦выполнение простых действий ¦

¦ ¦и периферического ¦ ¦

¦ ¦кровообращения ¦ ¦

¦ ¦Нестабильность показателей ¦Лучевая катаракта III стадии ¦

¦ ¦периферической крови — более ¦с остротой зрения на лучшем ¦

¦ ¦выраженный цитопенический ¦глазу 0,1 — 0,5 ¦

¦ ¦синдром с признаками ¦ ¦

¦ ¦гипоплазии костного мозга ¦ ¦

+————+——————————+——————————+

¦Отсутствует ¦Прогрессирование и обострение ¦Рецидивирующие радиационные ¦

¦ ¦перечисленных выше состояний ¦язвы, контрактуры и ¦

¦ ¦с выраженными декомпенсирован-¦ампутационные дефекты, ¦

¦ ¦ными нарушениями мозгового и ¦исключающие возможность ¦

¦ ¦коронарного кровообращения, ¦трудовой деятельности. ¦

¦ ¦лейкоз, опухоли ¦Лучевая катаракта IV и V ¦

¦ ¦ ¦стадий с остротой зрения на ¦

¦ ¦ ¦лучшем глазу ниже 0,1 ¦

L————+——————————+——————————

8. Ожидаемая частота различных нарушений физической и умственной трудоспособности представлена в таблицах 8.1 и 8.2.

Таблица 8.1

ОЖИДАЕМАЯ ЧАСТОТА (В %) НАРУШЕНИЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ

Доза, Гр
(рад.)

Вид
деятель-
ности

Состояние
трудоспо-
собности

Время после облучения

месяцы

годы

2 — 3

4 — 6

7 — 12

1 — 2

2 — 3

3 — 5

5 — 10

более 10

1 — 2
(100 —
200)

Физическая

Сохранена

Ограничена

Существенно
ограничена

Умственная

Сохранена

Ограничена

2 — 4
(200 —
400)

Физическая

Сохранена

Ограничена

Существенно
ограничена

Умственная

Сохранена

Ограничена

4 — 6
(400 —
600)

Физическая

Сохранена

Ограничена

Существенно
ограничена

Отсутствует

Умственная

Сохранена

Ограничена

Существенно
ограничена

Более 6
(более
600)

Физическая

Ограничена

Существенно
ограничена

Отсутствует

Умственная

Сохранена

Ограничена

Существенно
ограничена

Отсутствует

Таблица 8.2

В РАЗЛИЧНЫЕ СРОКИ ПОСЛЕ НЕРАВНОМЕРНОГО ОБЛУЧЕНИЯ

Локальная
доза,
Гр (рад.)

Вид дея-
тельности

Состояние
трудоспо-
собности

Время после обучения

месяцы

годы

2 — 3

4 — 6

7 — 12

1 — 2

2 — 3

3 — 5

5 — 10

более
10

12 — 20
(1200 —
2000)

Физическая

Сохранена

Ограничена

Умственная

Сохранена

20 — 25
(2000 —
2500)

Физическая

Ограничена

Существенно
ограничена

Отсутствует

Умственная

Сохранена

Ограничена

26 — 30
и более
(2600 —
3000 и
более)

Физическая

Отсутствует

Умственная

Сохранена

Ограничена

Физическая

Отсутствует

Умственная

Ограничена

Существенно
ограничена

Состояние трудоспособности оценивают с учетом характера трудовой деятельности (преимущественно умственной или преимущественно физической).

9. Врачебно-трудовая экспертиза. Лечебные учреждения направляют на освидетельствование во ВТЭК лиц, перенесших острое радиационное поражение, не позднее 4 мес. со дня установления временной нетрудоспособности. ВТЭК производит освидетельствование больных при наличии направления организации (предприятия) и акта расследования или акта о несчастном случае.

9.1. При определении степени стойкого нарушения трудоспособности врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) руководствуются следующими положениями:

— рекомендуемый труд должен способствовать восстановлению здоровья, сохранению материального обеспечения и улучшать моральное состояние лиц, перенесших радиационные поражения;

— условия труда должны учитывать характер и выраженность патологического процесса и способствовать вовлечению больных в трудовую деятельность;

— группа инвалидности устанавливается лицам, у которых нарушения функций организма или анатомические дефекты являются стойкими и препятствуют или ограничивают выполнение ими профессиональных обязанностей. В этих случаях возникает необходимость прекращения профессионального труда на длительный срок или требуется значительное изменение условий трудовой деятельности;

— экспертное решение о состоянии трудоспособности принимается после углубленного медицинского обследования с учетом основной профессии, производственной характеристики, отражающей особенности и объем выполняемой работы (производительность труда и т.д.).

При вынесении экспертного решения ВТЭК исходит из медицинских и социальных данных и учитывает: морфологические изменения, особенности функционального состояния организма, характер и течение патологического процесса, степень компенсации, конкретные условия труда, общую и профессиональную подготовку, возраст и социальную мотивацию.

9.2. Определение группы инвалидности и сроки переосвидетельствования. Деление на группы инвалидности соответствует общепринятым в практике ВТЭК.

Третью группу инвалидности устанавливают при снижении трудоспособности, обусловленной перенесенной острой лучевой болезнью, в случаях:

— перевода по состоянию здоровья на другую работу с изменением профессии или квалификации вследствие невозможности продолжать прежнюю работу;

— существенного сокращения объема производственной деятельности в своей профессии и тем самым снижения квалификации;

— значительного ограничения возможностей трудового устройства лиц низкой квалификации или ранее не работавших;

— анатомических дефектов или деформаций, влекущих за собой нарушение функций и значительные затруднения в выполнении профессиональной обязанности;

— необходимости приобретения новой профессии.

Вторую группу инвалидности определяют при значительно выраженных нарушениях функций органов и систем:

— лицам с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, не нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

— при наличии противопоказаний ко всем видам труда вследствие возможности ухудшения течения заболевания под влиянием трудовой деятельности;

— лицам, которым труд доступен лишь в специально созданных для них условиях, при выраженных последствиях острого лучевого поражения, с комбинированными дефектами опорно-двигательного аппарата и значительной потерей зрения.

Первую группу инвалидности устанавливают лицам:

— с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

— со стойкими резко выраженными функциональными нарушениями, приспособленным к отдельным видам трудовой деятельности, но нуждающимся в постоянном постороннем уходе или помощи.

Переосвидетельствование инвалидов III и II групп производится один раз в год, а инвалидов I группы — один раз в два года.

9.3. Определение процента утраты профессиональной трудоспособности осуществляется ВТЭК по представлению предприятий и организаций в целях возмещения материального ущерба, понесенного пострадавшим.

9.4. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) производится в соответствии с Методическими указаниями <*> (Приказ N 8 Министерства социального обеспечения РСФСР от 24 января 1972 г.) и многочисленными документами союзных республик, Методическими указаниями <**>, утвержденными заместителем министра здравоохранения СССР 21.06.72 и Председателем ЦК профсоюза 14.07.72. Процент утраты трудоспособности определяется ВТЭК на срок от 6 мес. до 2 лет.

<*> «О порядке определения степени утраты профессиональной трудоспособности (в %) при освидетельствовании во ВТЭК рабочих и служащих, получивших увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с их работой».

<**> «О порядке определения первичными ВТЭК 3-го Главного управления степени утраты трудоспособности (в %) рабочими и служащими, получившими увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с их работой».

В случае полной (100%) потери профессиональной и частично общей трудоспособности размер возмещения равен среднемесячному заработку пострадавшего за вычетом части минимального заработка (установленного для данной местности), соответствующей сохранившейся у него общей трудоспособности (пункт 2 Правил <***>).

В случае частичной потери профессиональной трудоспособности потерю общей трудоспособности не учитывают. При этом размер возмещения составляет часть среднемесячного заработка потерпевшего, соответствующую потере им профессиональной трудоспособности, за вычетом пенсии, назначенной в связи с данным увечьем либо иным повреждением здоровья.

При установлении степени утраты общей и профессиональной трудоспособности для возмещения ущерба ВТЭК определяет ее исходя только из последствий данного увечья или иного повреждения здоровья, не учитывая при этом другие дефекты или заболевания (пункт 3 Правил <***>).

<***> Постановление Совета Министров СССР N 921 от 9 октября 1961 г. «О правилах возмещения предприятиями, учреждениями и организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с их работой».

9.5. Определение степени утраты общей трудоспособности (в %) производится в соответствии с Инструкцией Министерства финансов СССР «О порядке организации и проведения врачебно-страховой экспертизы» N 110 от 12 мая 1974 г. в случаях, сопровождающихся поражениями:

— центральной и периферической нервной системы (статьи 1 — 8, 10, 11);

— органов дыхания (статьи 33 — 40);

— сердечно-сосудистой системы (статьи 48 — 50);

— органов пищеварения (статьи 60 — 62, 64);

— мочеполовой системы (статьи 71 — 74);

— органов зрения (статьи 12 — 22, 24) с учетом остроты зрения, бывшей до заболевания; зрение учитывается без коррекции;

— мягких тканей (статьи 75 — 77);

— опорно-двигательного аппарата (статьи 79 — 175).

При множественных повреждениях конечностей процент утраты высчитывают путем суммирования, однако он не должен превышать процент, устанавливаемый за отсутствие данной конечности.

При множественных повреждениях организма процент утраты общей трудоспособности также высчитывают путем суммирования, но он не должен превышать 100%.

9.6. Применительно к радиационным поражениям процент утраты трудоспособности оценивают в соответствии с данными таблиц 9.6.1 и 9.6.2. Таблицы построены с учетом тяжести лучевой болезни, степени равномерности облучения, объема возможной трудовой деятельности и необходимости в постороннем уходе.

Таблица 9.6.1

И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОЦЕНТА УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

———-T————————————T—————T————¬

¦ Степень ¦ Показания к установлению группы ¦Состояние тру-¦Процент ¦

¦ тяжести ¦инвалидности и определению процента ¦доспособности ¦утраты про-¦

¦ острой ¦ утраты профессиональной ¦ ¦фессиональ-¦

¦ лучевой ¦ трудоспособности ¦ ¦ной трудо- ¦

¦ болезни ¦ ¦ ¦способности¦

+———+————————————+—————+————+

¦I ¦Необходимость по состоянию здоровья ¦Группу ¦0 — 25 ¦

¦(легкая) ¦ограничения доступных условий труда ¦инвалидности ¦ ¦

¦ ¦(вывод из основного производства, ¦не устанавли- ¦ ¦

¦ ¦ограничение значительного ¦вают <*> ¦ ¦

¦ ¦физического напряжения, сдельной ¦ ¦ ¦

¦ ¦работы и т.д.) ¦ ¦ ¦

+———+————————————+—————+————+

¦II ¦Необходимость по состоянию здоровья ¦Группу ¦0 — 25 ¦

¦(средняя)¦ограничения доступных условий труда ¦инвалидности ¦ ¦

¦ ¦(вывод из основного производства, ¦не устанавли- ¦ ¦

¦ ¦ограничение физического напряжения, ¦вают <*> ¦ ¦

¦ ¦сдельной работы и т.д.) ¦ ¦ ¦

¦ ¦Невозможность выполнять работу по ¦Третья группа ¦0 — 60 ¦

¦ ¦основной профессии. Процент утраты ¦инвалидности ¦ ¦

¦ ¦трудоспособности устанавливают на ¦<**> ¦ ¦

¦ ¦период переквалификации в ¦ ¦ ¦

¦ ¦зависимости от снижения квалификации¦ ¦ ¦

¦ ¦и заработка ¦ ¦ ¦

+———+————————————+—————+————+

¦III ¦Необходимость по состоянию здоровья ¦Трудоспособ- ¦0 — 25 ¦

¦(тяжелая)¦значительного ограничения доступных ¦ность сохране-¦ ¦

¦ ¦условий труда (вывод из основного ¦на ¦ ¦

¦ ¦производства, ограничение ¦ ¦ ¦

¦ ¦физического напряжения, сдельной ¦ ¦ ¦

¦ ¦работы и т.д.) ¦ ¦ ¦

¦ ¦Невозможность выполнять работу по ¦Третья группа ¦0 — 60 ¦

¦ ¦основной профессии. Процент утраты ¦инвалидности ¦ ¦

¦ ¦трудоспособности устанавливают на ¦ ¦ ¦

¦ ¦период переквалификации в ¦ ¦ ¦

¦ ¦зависимости от снижения квалификации¦ ¦ ¦

¦ ¦и заработка ¦ ¦ ¦

¦ ¦Выполнение работы возможно в ¦Вторая группа ¦70 — 100 ¦

¦ ¦специально созданных условиях ¦инвалидности ¦ ¦

¦ ¦Невозможность выполнять любую ¦Первая группа ¦90 — 100 ¦

¦ ¦работу, при необходимости ¦инвалидности ¦ ¦

¦ ¦постороннего ухода ¦ ¦ ¦

+———+————————————+—————+————+

¦IV ¦Выполнение работы возможно в ¦Вторая группа ¦70 — 100 ¦

¦(крайне ¦специально созданных условиях ¦инвалидности ¦ ¦

¦тяжелая) ¦Невозможность выполнять любую ¦Первая группа ¦90 — 100 ¦

¦ ¦работу, при необходимости ¦инвалидности ¦ ¦

¦ ¦постороннего ухода ¦ ¦ ¦

L———+————————————+—————+————

<*> В индивидуальных случаях после сочетанного радиационного поражения при значительных ограничениях возможностей трудового устройства лицам с низкой квалификацией или ранее не работавшим определяют третью группу инвалидности на период приобретения профессии.

<**> При наличии осложнений в периоде последствий может быть установлена вторая или первая группа инвалидности.

Таблица 9.6.2

ТРУДОСПОСОБНОСТИ ПРИ ОСТРЫХ МЕСТНЫХ РАДИАЦИОННЫХ

———-T————————————T—————T————¬

¦ Степень ¦Показания к установлению группы ¦Состояние тру-¦Процент ¦

¦ тяжести ¦инвалидности и определению процента ¦доспособности ¦утраты про-¦

¦поражений¦утраты профессиональной трудоспособ-¦ ¦фессиональ-¦

¦ ¦ности ¦ ¦ной трудо- ¦

¦ ¦ ¦ ¦способности¦

+———+————————————+—————+————+

¦I ¦ ¦Группу инва- ¦ ¦

¦(легкая) ¦ ¦лидности не ¦ ¦

¦ ¦ ¦устанавливают ¦ ¦

+———+————————————+—————+————+

¦II ¦Невозможность выполнять тяжелую ¦Группу инва- ¦0 — 25 ¦

¦(средняя)¦физическую работу, но сохранение ¦лидности не ¦ ¦

¦ ¦способности выполнять более легкую ¦устанавливают ¦ ¦

¦ ¦без снижения квалификации и потери ¦ ¦ ¦

¦ ¦заработка ¦ ¦ ¦

¦ ¦Невозможность выполнять работу по ¦Третья группа ¦0 — 40 ¦

¦ ¦основной профессии. Процент утраты ¦инвалидности ¦ ¦

¦ ¦трудоспособности устанавливают на ¦<*> ¦ ¦

¦ ¦период переквалификации в ¦ ¦ ¦

¦ ¦зависимости от снижения квалификации¦ ¦ ¦

¦ ¦и потери заработка ¦ ¦ ¦

+———+————————————+—————+————+

¦III ¦Невозможность выполнять работу по ¦Третья группа ¦40 — 60 ¦

¦(тяжелая)¦основной профессии и необходимость ¦инвалидности ¦ ¦

¦ ¦перехода на работу более низкой ¦ ¦ ¦

¦ ¦квалификации со снижением заработка ¦ ¦ ¦

¦ ¦Выраженные изменения, приводящие к ¦Вторая-первая ¦70 — 100 ¦

¦ ¦полной постоянной или длительной ¦группа ¦ ¦

¦ ¦потере трудоспособности; при ¦инвалидности ¦ ¦

¦ ¦возможности выполнять отдельные ¦ ¦ ¦

¦ ¦виды работы в особо организованных ¦ ¦ ¦

¦ ¦индивидуальных условиях ¦ ¦ ¦

+———+————————————+—————+————+

¦IV ¦Возможность выполнять работу в ¦Вторая группа ¦90 — 100 ¦

¦(крайне ¦специально созданных условиях ¦инвалидности ¦ ¦

¦тяжелая) ¦Невозможность выполнять любую ¦Первая группа ¦100 ¦

¦ ¦работу, необходимость в постороннем ¦инвалидности ¦ ¦

¦ ¦уходе ¦ ¦ ¦

L———+————————————+—————+————

<*> При наличии осложнений в периоде отдаленных последствий может быть установлена вторая или первая группа инвалидности.

10. Настоящая Инструкция является основным документом по экспертизе и оценке трудоспособности лиц, перенесших острые радиационные поражения.

При необходимости детализации и уточнения для некоторых контингентов ведомственные рекомендации учитывают основные принципы, изложенные в данной Инструкции.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: продажа брус 150 150 по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Инструкция по оценке трудоспособности лиц, перенесших острые радиационные поражения
Скачать: Инструкция по оценке трудоспособности лиц, перенесших острые радиационные поражения

Ганузин В.М. (Ярославль, Россия)

Ганузин Валерий Михайлович

– кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Революционная ул., 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (485) 272-65-19.

E-mail: vganuzin@rambler.ru

Аннотация. В статье освещаются вопросы реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Представлены современная классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы детей и подростков. Дана структура первичной инвалидности среди детского населения. Показана важность полипрофильной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети; инвалиды; классификация; программа реабилитации и абилитации.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных . В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха . Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по-прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений .

Из числа детей, признанных инвалидами в стране, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития и психическими расстройствами. А среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% — дети с умственной отсталостью.

В Ярославской области на начало 2016 года числилось 3397 инвалидов детства, что составило 17,5 на 10 000 детского населения. В структуре первичной инвалидности первое место занимали врожденные аномалии развития (23%), второе — эндокринные заболевания (19,8%), третье — психические расстройства (17,5%), четвертое — болезни нервной системы (10,1%). Другие причины встречались реже: болезни костно-мышечной системы — 7,4%, злокачественные новообразования — 6,4%, болезни уха и сосцевидного отростка — 4,4%, болезни органов зрения — 2,5%.

К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Факторы риска и причины возникновения основных инвалидизирующих состояний. Все причинные факторы делятся на три основные группы: социально-демографические, социально-психологические и медицинские, которые, в свою очередь, можно подразделить на медико-биологические и медико-организационные .

В Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» определены классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, в т.ч. детей, при осуществлении медико-социальной экспертизы .

Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности

К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);

нарушения языковых и речевых функций: устной речи (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной речи (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования;

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции; боль);

нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);

нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;

нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень — стойкие, незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень — стойкие, умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень — стойкие, выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень — стойкие, значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Она основана на нормальной смене возрастных этапов развивающегося человека и основных форм его социального бытия на этих возрастных этапах:

от 0 до 3—4 лет (ранняя помощь семье и ребенку);

от 4—5 до 7—8 лет (воспитание в дошкольном учреждении);

от 7—8 лет до 14—16 лет (систематическое обучение);

от 14—16 до 21—24 лет (профессиональная подготовка).

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:

a)

способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно обеспечивать свои основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены, а именно:

1 степень — способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;

б)

способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом, а именно:

1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в)

способность к ориентации — способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения, а именно:

1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г)

способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации, а именно:

1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа органов слуха — способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;

2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д)

способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм, а именно:

1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е)

способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни, а именно:

1 степень — способность (определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии) к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением специальных технических средств обучения;

2 степень — способность (определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии) к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам, при необходимости — обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением специальных технических средств обучения;

3 степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма;

ж)

способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы, а именно:

1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

3 степень — способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

Критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) по установлению инвалидности у ребенка в возрасте до 18 лет. Основные требования к оформлению медицинской документации

Для того чтобы ребенка признали инвалидом, необходимо пройти медико-социальную экспертизу (далее — МСЭ). Направление на прохождение МСЭ можно получить в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства (больница, поликлиника) либо через органы социальной защиты. Его оформляет лечащий врач больницы или участковый врач-педиатр, вписывая туда заключения врачей-специалистов, дополнительных и инструментальных методов исследования (перечень осмотров специалистами при различной патологии указан в приложении Приказа МТ и СР РФ № 1024н от 17.12.2015).

Данное направление подписывается главврачом и заверяется печатью учреждения, выдавшего направление. С этим направлением ребенок-инвалид в сопровождении родителя или лица, его заменяющего, направляется на МСЭ, где он освидетельствуется и получает Заключение о назначении ему инвалидности или отказе в этом. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения им 18 лет.

С 1 января 2016 года вступит в силу новый порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалидов, выдаваемых государственными учреждениями медико-социальной экспертизы . Программа содержит как реабилитационные или абилитационные мероприятия, предоставляемые ребенку-инвалиду бесплатно, так и мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица и организации.

ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро МСЭ.

ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения им возраста 18 лет. В новую ИПРА ребенка-инвалида вписываются реабилитационные и абилитационные мероприятия, в которых нуждается ребенок-инвалид. Ранее выданная ИПРА ребенка-инвалида после оформления заключения о ее выполнении погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в правом верхнем углу надписи «погашена», приобщается к акту медико-социальной экспертизы ребенка.

ИПРА ребенка-инвалида, оформленная на бумажном носителе, подписывается руководителем и ребенком-инвалидом (его законным или уполномоченным представителем), заверяется печатью бюро и выдается на руки ребенку-инвалиду, его законному или уполномоченному представителю.

В случае отказа ребенка-инвалида (его законного представителя) подписать сформированную ИПРА ребенка-инвалида она приобщается к его акту медико-социальной экспертизы.

При реализации ИПРА ребенка-инвалида обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Учреждение МСЭ направляет Выписку из ИПРА инвалида в орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности, региональные отделения Фонда социального страхования по месту жительства ребенка-инвалида, определенные в соответствии с его ИПРА исполнителями реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Выписка направляется для выполнения следующих мероприятий:

а)

по медицинской реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья;

б)

по профессиональной реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в области содействия занятости населения;

в)

по психолого-педагогической реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования;

г)

по социальной реабилитации или абилитации — в части обеспечения техническими средствами реабилитации (далее — TCP), предоставляемыми ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета в сфере социальной защиты населения;

д)

физкультурно-оздоровительных мероприятий, занятий спортом — в орган исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта;

е)

по обеспечению TCP, предоставляемых ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета, — в региональное отделение Фонда социального страхования.

В выписке указываются:

а)

наименование и адрес органа исполнительной власти, регионального отделения Фонда, в который направляется Выписка;

б)

наименование бюро медико-социальной экспертизы, направившего Выписку;

в)

номер ИПРА ребенка-инвалида, номер и дата (число, месяц, год) протокола проведения медико-социальной экспертизы, согласно которому разработана данная ИПРА ребенка-инвалида;

г)

заполненный раздел общих данных об ребенке-инвалиде в ИПРА;

д)

заполненная таблица мероприятий реабилитации или абилитации ИПРА ребенка-инвалида, исполнителем которых определено региональное отделение Фонда, в который направляется Выписка;

е)

дата направления Выписки, которая подписывается руководителем бюро МСЭ.

Выписка направляется в орган исполнительной власти не позднее 3 рабочих дней с даты выдачи ИПРА ребенка-инвалида. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, включает в себя паспортные данные ребенка; информацию о сроке, до которого установлена категория «ребенок-инвалид»; данные о месте жительства законного представителя ребенка-инвалида; показания к проведению реабилитационных мероприятий; перечень ограничений основных категорий; степень ограничения (1, 2, 3) жизнедеятельности, способности к самообслуживанию, способности к передвижению, способности к ориентации, способности к общению, способности к обучению, способности к трудовой деятельности, способности к контролю за своим поведением. В ИПР ребенка-инвалида вносятся данные о том, разработана она впервые или повторно, на какой срок (указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено очередное переосвидетельствование, либо делается запись «до достижения возраста 18 лет», и указывается дата наступления возраста 18 лет). Отмечается дата выдачи ИПР ребенка-инвалида.

Мероприятия медицинской реабилитации включают в себя следующие пункты: «Перечень мероприятий медицинской реабилитации», «Срок проведения реабилитации», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении медицинской реабилитации с указанием причины».

Медицинская реабилитация включает реконструктивную хирургию, восстановительную терапию, санаторно-курортное лечение, протезирование, ортезирование и др. Указываюся прогнозируемый результаты медицинской реабилитации: восстановление нарушенных функций (полностью, частично); достижение компенсации утраченных функций (полностью, частично) .

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации включают в себя следующие пункты: «Перечень мероприятий психолого-педагогической реабилитации», «Срок проведения мероприятий», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении психолого-педагогической реабилитации».

Если планируется получение дошкольного воспитания, то указывается тип дошкольного образовательного учреждения: дошкольное учреждение общего назначения; дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима; коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

При получении общего образования планируется и рекомендуется тип школьного образовательного учреждения: общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах, при соблюдении специального режима учебного процесса (коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения)); специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Указываются условия получения общего образования: в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении; форма получения общего образования: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат; режим занятий; учебная нагрузка в день; объем изучаемого материала.

При получении профессионального образования указывается рекомендуемая профессия; специальность; тип образовательного учреждения профессионального образования: общего назначения, специальное для инвалидов; форма получения профессионального образования: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат; рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

При проведении психолого-педагогической коррекции указываются виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков. Также отмечается прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведением; достижение психологической коррекции мотивации к обучению, к труду; реализация возможности получения полного общего образования, профессионального образования; получение профессии (специальности); достижение профессионально-производственной адаптации; закрепление инвалида на рабочем месте .

Мероприятия социальной реабилитации включают в себя следующие пункты: «Перечень мероприятий социальной реабилитации», «Срок проведения мероприятий», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении социальной реабилитации».

Указывается прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию (полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное, частичное); восстановление социально-средового статуса (полное, частичное) .

Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР) включают в себя пункты: «Перечень ТСР», «Срок проведения мероприятий», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении применением ТСР».

Примечание. Во всех графах, где указывается срок проведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям указываются даты начала и окончания проведения реабилитационного мероприятия либо делается запись «до достижения возраста 18 лет»; в графах, где указывается исполнитель проведения реабилитационных мероприятий по соответствующим позициям, указывается исполнитель проведения реабилитационного мероприятия (Фонд социального страхования, орган социальной защиты населения, учреждения службы занятости населения, работодатель, органы управления здравоохранением, образованием, медицинские, образовательные, реабилитационные организации либо сам инвалид).

В графах, содержащих отметку о выполнении или невыполнении реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям, делается запись «выполнено» или «не выполнено» организацией, указанной в качестве исполнителя, и данная запись заверяется подписью ответственного лица этой организации и печатью.

Согласие с содержанием ИПР ребенка-инвалида подтверждается подписью ребенка-инвалида или его законного представителя и визируется руководителем учреждения медико-социальной экспертизы.

Далее дается заключение о выполнении ИПР ребенка-инвалида:

Оценка результатов медицинской реабилитации: достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная); восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют и др.

Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации: восстановлены (компенсированы) функции общения, контроля за своим поведением; достигнута психологическая коррекция мотиваций к обучению, к труду; реализована или реализуется возможность получения полного общего образования, профессионального образования; получена профессия (специальность); достигнуты профессионально-производственная адаптация, закрепление инвалида на рабочем месте и др.

Оценка результатов социальной реабилитации: достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная); восстановлены навыки бытовой деятельности (полностью, частично); восстановлен социально-средовой статус (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют и др.

Оценка ограничений основных категорий жизнедеятельности: достигнуты компенсация (полная, частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности; положительные результаты отсутствуют и др.

Особые отметки о реализации ИПР ребенка-инвалида: вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий, в том числе заключение о достижении возможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни детей-инвалидов по достижении ими 18 лет, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Данное заключение подписывается руководителем учреждения медико-социальной экспертизы и заверяется печатью.

Заключение

Реабилитация ребенка-инвалида, в силу его особого положения в обществе, теснейшим образом связана с воздействием на него социальных макро- и микрофакторов (семьи, социального окружения и др.), с педагогическим воздействием (общим и специальным образованием) и, по сути, является медицинской, социально-психологической и психолого-педагогической реабилитацией.

Реабилитация детей-инвалидов — это длительный динамический процесc, сопровождающий ребенка на разных возрастных этапах и учитывающий закономерности психического развития, в связи с чем предполагается использование большого арсенала средств и методов в зависимости от возраста ребенка.

Литература

2. Арпентьева М.Р. Проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей и взрослых) и их семей // Медико-социальные проблемы инвалидности. – 2016. – № 2. – С. 48–52.

4. Ганузин В.М., Ганузина Г.С. Организация врачебной профессиональной консультации школьников с отклонениями в состоянии здоровья // Поликлиника. – 2007. – № 1. – С. 72–73.

5. Ганузин В.М., Романычева Е.Н., Курчина Е.Г. Деятельность отделения медико-социальной помощи поликлиники в профилактике и реабилитации детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2016. – № 2. – С. 36–38.

13. Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов: Приказ Минтруда России от 18.08.2016 N 436н.

14. О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н.

Ссылка для цитирования

УДК 616-036.865-053.2-084-036.868

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *