Котловой счет

Порядок оформления платежных документов на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды РФ

Платежные поручения на перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования оформляются плательщиками, при перечислении платежей со своих счетов, в соответствии с правилами, установленными Положением Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», а также Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в Бюджетную систему Российской Федерации».

При заполнении расчетных документов необходимо соблюдать правильность заполнения следующих полей:

в поле (101) расчетного документа указывается одно из следующих значений статуса лица оформившего платежный документ:

(«01») – налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо;

(«02») — налоговый агент;

(«03») – организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица;

(«04») – налоговый орган;

(«05») — территориальные органы Федеральной службы судебных приставов;

(«06») – участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо;

(«07») – таможенный орган;

(«08») — плательщик – юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

(«09») – налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель;

(«10») — налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой;

(«11») — налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет;

(«12») — налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства;

(«13») — налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка(владелец банка);


(«14») — плательщик, производящий выплаты физическим лицам;

(«15») — кредитная организация(филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков – физических лиц;

(«16») – участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо;

(«17») — участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель;

(«18») – плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей;

(«19») – организации и их филиалы (далее — организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке;

(«20») – кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица;

(«21») – ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков;

(«22») — участник консолидированной группы налогоплательщиков;

(«23») – органы контроля за уплатой страховых взносов;

(«24») – плательщик – физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

(«25») – банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;

(«26») – учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели при оформлении платежных поручений на перечисление страховых взносов в поле (101) указывают статус «08».

Физические лица при оформлении платежных поручений на перечисление страховых взносов в поле (101) указывают статус «24».

В случае указания в поле (101) значения «08», в реквизитах полей (106-110) указывается ноль («0»).

В случае указания в поле (101) значения «24», в реквизитах полей (106,107,109,110) указывается («0»), а в поле «108» — идентификатор сведений о физическом лице. В качестве сведений о физическом лице используется страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета ПФ РФ (СНИЛС).

В поле (60) указывается «ИНН» плательщика;

В поле (61) указывается «ИНН» получателя;

В поле (102) указывается «КПП» плательщика;

В поле (103) указывается «КПП» получателя;

В Поле (104) указывается один из следующих кодов бюджетной классификации (далее – КБК):

392 1 02 02010 06 1000 160 – страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;

392 1 02 02020 06 1000 160 – страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;

392 102 02101 08 1011 160 – страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

392 102 02101 08 1012 160 — страховые взносы на ОМС, ранее зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2012г.);

392 1 02 02140 06 1000 160 – страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;

392 1 02 02150 06 1000 160 – страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;

392 1 02 02080 06 1000 160 – взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в ПФР на выплату доплат к пенсии;

392 1 02 02100 06 1000 160 – страховые взносы на ОПС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013г.);

392 1 02 02110 06 1000 160 — страховые взносы на ОПС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013г.);

392 109 10010 06 1000 160 – страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010года);

392 109 10020 06 1000 160 – страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010года);

392 102 02031 06 1000 160 – страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002г. по 2009г. включительно);

392 102 02032 06 1000 160 – страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002г. по 2009г. включительно);

392 102 02131 06 1000 160 – страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;

392 102 02132 06 1000 160 – страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;

392 1 16 20010 06 6000 140 — денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации);

392 1 16 20050 01 6000 140 – денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами, в соответствии со статьями 48-51 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

392 1 02 02041 06 1000 160 — дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии и взносы в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом 14 разряд КБК (код подвида дохода) используются для раздельного учета страховых взносов, пеней, штрафов и процентов:

1000 – сумма страховых взносов;

2000 – сумма пени по соответствующему платежу;

3000 – сумма штрафа согласно законодательству Российской Федерации;

4000 – прочие поступления (в случае заполнения платежного документа плательщиком с указанием кода подвида доходов, отличного от кодов подвида доходов 1000, 2000, 3000, орган ПФР производит уточнение платежей с указанием кода подвида доходов 4000 с целью их отражения по кодам подвида доходов 1000, 2000, 3000);

5000 – сумма процентов, начисленных при нарушении срока возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, и процентов, начисленных на сумму излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, по соответствующему платежу.

С 01.01.2014г. в реквизите поле (105) вместо кода ОКАТО указывается код ОКТМО в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований. Каждому коду ОКАТО соответствует свой код ОКТМО. На официальном сайте Министерства финансов РФ размещена электронная форма «Таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО».

В поле (106) указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значение:

«АП» — погашение задолженности по акту проверки;

«АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

«БФ» — текущие платежи физических лиц — клиентов банка (владельцев счета), уплачиваемые со своего банковского счета;

«ВУ» — погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления;

«ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим периодам при отсутствии требования об уплате страховых взносов от органов ПФР;

«ОТ» — погашение отсроченной задолженности;

«ПР» — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;

«РС»- погашение рассроченной задолженности;

«РТ»- погашение реструктурируемой задолженности;

«ТП» — платежи текущего года;

«ТР» — погашение задолженности по требованию органа ПФР об уплате страховых взносов;

С 01 февраля 2014г. изменяется наименование Банка получателя:

-Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному округу г.Москва (полное);

-Отделение 1 Москва (краткое).

Другие реквизиты для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование (единый казначейский счет – 40101810800000010041, ИНН – 7703363868, КПП – 770301001 и наименования получателя — УФК по г.Москве (для ГУ-Отделения ПФР по г.Москве и Московской области) не изменились.

В поле назначения платежа (24) указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, и регистрационный номер плательщика в системе ПФР.

Фонд ремонта в «котле»: взнос включен в общую платежку (Козырева С.Н.)

Известно, что на практике в некоторых регионах в случае формирования фонда на счете регионального оператора (РО) последний заключает с управляющими МКД (УК и ТСЖ) агентские договоры о начислении, сборе и учете взносов на капитальный ремонт в домах, находящихся в управлении данных организаций. Это выгодно оператору, так как выставление отдельной платежки ставит под угрозу сбор платежей: граждане сильно сомневаются в законности выставления таких счетов (в одном из регионов уровень платежей по отдельному счету составил всего 20%). Какие обязанности возникают в связи с заключением и исполнением подобного договора у УК (ТСЖ)? Пожалуй, основной вопрос состоит в том, приобретает ли управляющий МКД статус платежного агента согласно Закону N 103-ФЗ <1>.

———————————
<1> Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Прежде чем перейти к порядку формирования платежных документов и приема взносов на капитальный ремонт, следует обратить особое внимание на то, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете РО («котловым» методом) у управляющего МКД не возникает перед собственниками помещений обязательств по проведению капитального ремонта в соответствии с региональной программой. Взносы на капитальный ремонт в такой ситуации составляют имущество РО (п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ) и не являются активом управляющего МКД. Поэтому независимо от движения денежных средств (например, если управляющий принимает взносы в пользу РО в соответствии с договором) у управляющего не возникает оснований для формирования в учете источника финансирования (фонда капитального ремонта), никаких налоговых обязательств, связанных с поступлением взносов на счета и их последующим перечислением РО, также не существует.

О выставлении платежных документов

В силу ч. 1 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных РО, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ. Из этой специальной нормы следует, что по общему правилу платежные документы представляет региональный оператор, но иное может быть установлено региональным законом. Минстрой России трактует эту норму следующим образом: законом субъекта РФ обязанность по выставлению платежных документов на уплату взноса на капитальный ремонт может быть возложена на иных лиц (например, на РКЦ) (см. ответ на вопрос 8 из Письма N 12315-АЧ/04 <2>). Однако региональные власти подходят к проблеме иначе: они предоставляют РО право заключать договор о выпуске платежных документов с третьим лицом.
———————————
<2> Письмо Минстроя России от 07.07.2014 N 12315-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства РФ по вопросам организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

На взнос составляется отдельный платежный документ

Например, Законом Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ региональному оператору предоставлено право привлекать на основании соответствующего договора юридическое лицо или ИП для подготовки и (или) представления собственникам помещений в МКД платежных документов. Привлечение РО юридического лица или ИП осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ о защите персональных данных и при условии перечисления взносов на капитальный ремонт непосредственно на счет, счета регионального оператора (ч. 2 ст. 20). Аналогичным образом согласно Закону Ульяновской области от 05.07.2013 N 108-ЗО региональный оператор вправе в установленном гражданским законодательством порядке уполномочить иное лицо на осуществление от имени РО деятельности по начислению взносов на капитальный ремонт и представлению собственникам помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора, соответствующих платежных документов, в которых должны содержаться сведения о размере подлежащего уплате взноса на капитальный ремонт, а также о наименовании, адресе места нахождения и банковских реквизитах РО (п. 3 ч. 2 ст. 2).
Если речь идет только о формировании отдельных платежных документов от имени регионального оператора и их доставке потребителям, мы имеем дело с обычным оказанием услуг. Такой договор регулируется положениями гражданского законодательства с учетом норм о защите персональных данных. Управляющий домом признает в составе доходов вознаграждение за оказанные услуги. Причем здесь неважно, каким способом такие услуги будут оказаны: хозяйственным или подрядным (если, к примеру, платежные документы для управляющего формирует расчетный центр по договору).

Взнос включается в общую квитанцию

Отметим, что составление отдельного платежного документа на взносы на капитальный ремонт в настоящее время лишено смысла: у регионального оператора есть интерес включать взнос в общую квитанцию. Тогда вероятнее, что граждане уплатят его, что называется, заодно. К примеру, в Законе Московской области от 01.07.2013 N 66/2013-ОЗ об этом сказано прямо: РО вправе заключить с УК, ТСЖ, иной организацией, осуществляющей начисление и сбор платы за жилое помещение и коммунальные услуги, договор о включении в платежный документ, на основании которого вносится плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, сведений о размере взноса на капитальный ремонт с указанием наименования РО, номера его банковского счета и банковских реквизитов, его адреса (места нахождения) (ч. 3 ст. 6). Аналогичная норма есть в Законе Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-З: региональный оператор вправе заключить с УК, ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, РСО, другим юридическим лицом договор (соглашение) о включении в платежный документ, на основании которого вносится плата за содержание и ремонт жилого помещения и (или) коммунальные услуги, сведений о размере взноса на капитальный ремонт. При этом сроки уплаты собственниками взносов на капитальный ремонт устанавливаются равными срокам, установленным для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Обязательным условием такого договора (соглашения) должно являться обеспечение перечисления взносов на капитальный ремонт в полном объеме непосредственно на счет, счета регионального оператора в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем (ч. 3 ст. 7).
То есть включение в общую квитанцию информации о размере взноса на капитальный ремонт в данном случае фактически приравнивается к передаче третьему лицу не только полномочий по начислению взносов и формированию платежных документов, но и полномочий по приему денежных средств в счет уплаты взноса на капитальный ремонт.
Насколько правомерно включение в платежный документ взноса на капитальный ремонт, подлежащего уплате на счет РО?
Вообще платежный документ содержит информацию:
— необходимую для расчета размера платы;
— необходимую для внесения платы (сумму к уплате, данные о получателе платежа, позволяющие внести денежные средства разными способами).
Кстати, нормальной считается практика, когда в один платежный документ включаются два вида услуг: коммунальные (регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, см. п. 69) и жилищные (содержание и ремонт общего имущества). Правда, получатель платы за эти услуги всегда один и тот же — управляющий домом.
В Методических рекомендациях по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона России от 19.09.2011 N 454, предлагается указывать реквизиты РСО и суммы, подлежащие внесению им напрямую, в случае перехода на прямые расчеты за коммунальные услуги по решению общего собрания собственников помещений в МКД. Рассуждая по аналогии, не видим ничего предосудительного в том, чтобы включить в платежный документ, формируемый УК, и взнос на капитальный ремонт в «котел».
Точно так же Минстрой России полагает, что в единый платежный документ по поручению РО лицу, осуществляющему формирование такого единого платежного документа, может включаться и взнос на капитальный ремонт (ответ на вопрос 8 из Письма N 12315-АЧ/04). Обратим внимание, что при этом, по мнению чиновников, ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных функций (по печати и доставке платежного документа) сохраняется за региональным оператором.
Представляется, что в данном случае из платежного документа должно однозначно следовать, что собственник помещения обязан внести такую сумму непосредственно РО. Это возможно, если плата вносится путем безналичных расчетов:
— с банковского счета плательщика деньги перечисляются непосредственно на счет регионального оператора;
— физическое лицо осуществляет через банк перевод денежных средств без открытия банковского счета также непосредственно на счет регионального оператора.
Подчеркнем, что в этом случае роль управляющего МКД ограничивается предоставлением услуг по формированию платежного документа, но зачастую РО этого мало.

О приеме платежей

Согласно ч. 15 ст. 155 ЖК РФ юридическое лицо, которому в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (взнос на капитальный ремонт — это элемент такой платы), а также его представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, которые ведут деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Из этой нормы следует, что РО и его представитель вправе привлекать платежных агентов и банковских платежных агентов для осуществления расчетов и взимания взноса на капитальный ремонт.
Если управляющий МКД на основании договора с РО берет на себя обязательство принимать от собственников помещений взносы на капитальный ремонт, подлежащие перечислению на счет РО, возможно несколько вариантов.
Самый простой для управляющего вариант, когда у него нет кассы и он принимает платежи исключительно на свой банковский счет без участия платежных агентов. В этом случае предметом договора являются посреднические действия: прием взносов на капитальный ремонт и перечисление их на счет РО с представлением соответствующего отчета в порядке, предусмотренном договором. В данной ситуации реквизиты РО могут быть указаны справочно, а весь платеж общей суммой (плата за жилое помещение и коммунальные услуги, взнос на капитальный ремонт) поступает на расчетный счет управляющего.
Существенным осложнением является ситуация, когда управляющий принимает наличные денежные средства от собственников помещений непосредственно в кассу. В этом случае в его действиях присутствует предмет регулирования Закона N 103-ФЗ — прием наличных денежных средств, направленных на исполнение денежного обязательства физического лица перед РО (поставщиком).
Среди прочего данным Законом установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику (см. ст. 5). Это значит, что на сумму взноса на капитальный ремонт должен быть пробит отдельный кассовый чек со специальными реквизитами, на эти расчеты не распространяется возможность заменить кассовый чек бланком строгой отчетности. Также управляющему МКД необходимо вносить полученные наличные денежные средства на специальный счет (его придется открыть для расчетов в качестве платежного агента) и уже с него перечислять деньги на специальный счет РО. Кроме того, перед началом приема платежей придется встать на учет в Росфинмониторинге (ч. 5 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).

К сведению. Существует мнение о том, что в данной ситуации управляющий не является платежным агентом, а выступает в роли представителя собственников помещений в МКД в правоотношениях по уплате взносов на капитальный ремонт. Мы в корне не согласны с данной точкой зрения по следующим причинам. При формировании фонда капремонта на счете РО у последнего и собственников помещений возникают прямые отношения на основании договора о формировании фонда и организации проведения капитального ремонта (ч. 1, 2 ст. 181 ЖК РФ). В такой ситуации из договора управления МКД фактически выпадают все правоотношения, связанные с уплатой обязательных взносов и проведением ремонта в соответствии с региональной программой. Чтобы управляющий был посредником, действующим в интересах собственников помещений, в рамках исполнения их обязанности по уплате взносов, этот момент должен быть специально урегулирован соглашением между управляющим и каждым отдельным собственником. Хотя теоретически можно допустить существование такой схемы, весьма сложно представить реализацию ее на практике и особенно затруднительно пояснить ее смысл населению и мотивировать граждан на участие в ней.

Движение взносов на капитальный ремонт с участием платежного агента

Еще один момент заслуживает особого внимания. Он касается порядка выплаты вознаграждения за прием платежей. Закон N 103-ФЗ не регулирует данный момент, а на практике зачастую вознаграждение платежного агента удерживается из сумм, причитающихся к перечислению поставщику. Из содержания и смысла положений ЖК РФ о порядке формирования фонда капитального ремонта следует, что на счет РО должны поступить денежные средства в суммах, внесенных собственниками помещений, без каких-либо удержаний. Поясним сказанное.
Согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в МКД, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, образуют фонд капитального ремонта. В силу ч. 3 ст. 3 Закона N 103-ФЗ денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. То есть уплаченными следует считать взносы в сумме, внесенной собственником помещения платежному агенту.
В свою очередь, в соответствии с ч. 3 ст. 179 ЖК РФ средства, полученные РО от собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах РО, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих домах. Использования указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов РО, не допускается. Финансовое обеспечение текущей деятельности РО (оплата труда работников, административные, хозяйственные и прочие расходы, необходимые для обеспечения работы РО и выполнения уставных задач) предлагается осуществлять путем предоставления субсидий за счет средств регионального бюджета в соответствии со сметой <3> либо за счет иных источников формирования имущества РО, например процентов, начисляемых за пользование денежными средствами, находящимися на счете (счетах) РО (см. ответ на вопрос 13 из Письма Минстроя России N 12315-АЧ/04).
———————————
<3> См. п. 4.3 Методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности, утв. Приказом Минстроя России от 10.02.2014 N 43/пр.

Обязательства РО, связанные с оплатой расходов на прием взносов, не должны влиять на объем фонда капитального ремонта, формируемого за счет уплаченных собственниками помещений взносов и процентов.
Таким образом, поступления от собственников помещений не являются источником финансирования расходов на прием платежей, именно поэтому в договоре о приеме платежей между управляющим МКД и РО должно быть предусмотрено, что вознаграждение не удерживается из сумм, принятых от собственников помещений, а выплачивается отдельно со счета РО.

О платежных агентах и субагентах

Нередко управляющие МКД заключают договоры с расчетными центрами, которые одновременно начисляют плату, формируют платежные документы, доставляют их потребителям и принимают платежи от граждан. При таких вводных возможны два варианта развития событий.

Управляющий — оператор по приему платежей

Если у РО есть только договор с управляющим МКД, на основании которого управляющий начисляет взносы на капитальный ремонт, формирует и доставляет собственникам помещений платежные документы, принимает денежные средства от граждан, то при условии перепоручения выполнения функций по приему наличных денежных средств расчетному центру УК (ТСЖ) становится оператором по приему платежей, а расчетный центр — платежным субагентом. В частности, это означает, что расчетный центр не вправе привлекать иных лиц для приема платежей (ч. 7 ст. 4 Закона N 103-ФЗ), а также принимать платежи, требующие идентификации плательщика, то есть на сумму более 15 000 руб. (ч. 10 той же статьи). Для этого, очевидно, необходимо при включении в перечень обязанностей расчетного центра начисления и приема взносов на капитальный ремонт оговорить, что управляющий МКД выступает в роли оператора по приему платежей. В этом же договоре нужно предусмотреть, что взносы на капитальный ремонт перечисляются УК в полном объеме ввиду аналогичного условия в договоре между УК и РО.

Пример. УК, применяющая общую систему налогообложения и отказавшаяся от освобождения от уплаты НДС, ведет расчеты с заказчиками по договору управления и иными потребителями через расчетно-кассовый центр (РКЦ). Согласно договору с платежным агентом его вознаграждение составляет 2,5% сумм, принятых от потребителей. Ежедневно РКЦ представляет поставщику отчеты о принятых суммах, а денежные средства за вычетом своего вознаграждения перечисляет еженедельно.
РО заключил с УК договор о приеме взносов на капитальный ремонт (в случаях, когда фонд капремонта формируется на счете регионального оператора), соответствующее условие было включено в договор между УК и РКЦ. Вознаграждение УК составляет 2,5% фактически принятых взносов на капитальный ремонт, оно выплачивается ежемесячно. Принятые взносы на капитальный ремонт перечисляются РКЦ на спецсчет УК, а затем — на спецсчет РО в полном объеме.
Взносы на капитальный ремонт включены в единый платежный документ, формируемый РКЦ по договору с УК, на основании соглашения между УК и РО и задания для РКЦ.
Всего за апрель 2015 г. согласно отчетам РКЦ поступило 2 500 000 руб. в счет внесения платы по платежным документам за март 2015 г., включая взносы на капитальный ремонт — 300 000 руб. Согласно ежемесячно составляемому акту об оказании услуг вознаграждение агента составило 62 500 руб., в том числе НДС — 9534 руб. Счет-фактура получен. УК квалифицировала затраты на выплату вознаграждения агента как расходы, связанные с оказанием услуг по управлению МКД. Удержанное РКЦ самостоятельно вознаграждение равно 55 000 руб. (2 200 000 руб. x 2,5%), на специальный счет УК в течение месяца от РКЦ было получено 2 445 000 руб. В мае 2015 г. УК перечислила РКЦ вознаграждение за сбор взносов на капитальный ремонт в сумме 7500 руб., РО не уплатил вознаграждение УК в надлежащий срок.
В рабочем плане счетов УК к счету 76 открыты субсчета 76-6 «Расчеты с РО» и 76-7 «Расчеты с РКЦ», а к счету 20 — субсчет 20-5 «Управление МКД».
В бухгалтерском учете УК будут составлены следующие записи:

Жилищным кодексом предусмотрено два варианта формирования средств на капитальный ремонт: это на специальном счете в банке или в «общем котле» у регионального оператора. Что же лучше и как определиться со способом накоплений на капитальный ремонт мы попробуем разобраться.

Спецсчет

Переходить на специальный счет эксперты советуют в первую очередь тем собственникам, в чьих домах капитальный ремонт запланирован еще не скоро. Допустим, в многоэтажке фасад будут ремонтировать только через 15 лет, а кровлю еще позже. Открыв отдельный счет, работы можно будет начать, как только накопится необходимая сумма.

И такие примеры в Камчатском крае уже есть.

«Когда была сформирована региональная программа капитального ремонта, мы увидели, что первые работы по дому запланированы на 2024-2028 гг. Поэтому способ формирования средств на капитальный ремонт на специальном счете для нас был очевиден, — рассказал управляющий ТСЖ «Энергетик» Дмитрий Костюков. – У нас были некоторые накопления на капитальный ремонт, и уже в этом году нам удалось капитально отремонтировать кровлю».

Кроме того, в начале июля вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ и теперь денежные средства специального счета можно будет положить на специальный депозит, который будет приносить дополнительный доход. Еще одно изменение — это упрощение принятия решения о переходе на спецсчет. Теперь, чтобы выбрать способ формирования средств на специальном счете достаточно большинства голосов собственников (ранее их должно было быть не менее двух третей).

Однако тут стоит отметить, что все бремя ответственности по отбору подрядчиков, контроль за ходом проведения работ и приемка работ ложится на плечи собственников. И бороться с неплательщиками жители также должны самостоятельно.

Региональный оператор – Фонд капитального ремонта Камчатского края

Второй, более простой для собственников способ – это оплачивать взносы в Фонд капитального ремонта Камчатского края. В данном случае собственники оплачивают квитанции и ждут, когда, согласно программе, в их доме проведут капитальный ремонт.

Когда подойдет срок капремонта, специалисты Фонда на конкурсной основе отберут подрядчика, будут контролировать ход работ, решать необходимые организационные вопросы с подрядчиком, а также принимать выполненные работы. Но и в этом случае собственники не должны быть безучастны.

«Мы всегда призываем жителей быть более активными, как в процессе проведения, так и во время приёмки работ. Все акты выполненных работ обязательно подписываются уполномоченным лицом из числа собственников», — отметил генеральный директор Фонда капитального ремонта Камчатского края Сергей Течко.

Собственники могут в любой момент изменить способ накопления средств на капитальный ремонт. Переход со спецсчёта в фонд регионального оператора осуществляется в течение месяца. Возможен и обратный переход — но это решение вступает в силу по истечении двух лет. Кстати, выбрав услуги регионального оператора, люди могут себе зарезервировать время для решения организационных вопросов, а потом перейти на спецсчёт, накопленные средства никуда не денутся. При этом необходимо учитывать один важный нюанс. Если в то время, когда средства на капремонт копились на счёте регионального оператора, а в доме были сделаны те или иные виды работ, то собственники не смогут перейти на спецсчёт, пока не рассчитаются за уже выполненные работы.

Что вполне логично. Ремонт сделан, значит, он должен быть оплачен. При этом никто не запрещает людям на общем собрании увеличить размер взноса на капремонт и выплатить долг как можно скорее, а затем уже переходить на спецсчёт.

Все мы понимаем, что капитальным ремонтом государство вечно заниматься не будет. Согласно Жилищному кодексу, бремя финансовой ответственности за содержание общего имущества лежит на собственниках. Они же по логике вещей и должны управлять деньгами, идущими на ремонтные работы. В перспективе люди должны будут постепенно уходить от услуг регионального оператора, и в конечном итоге перейти на спецсчета. То есть граждане должны начать чувствовать себя настоящими собственниками, хозяевами домов, в которых они живут, и должны научиться управлять своими многоэтажками.

«Газпромбанк» перехватил «котловой счет» у Альфа-Банка

ОАО «Газпромбанк» победил во втором конкурсе на открытие счета регионального оператора капремонта многоквартирных домов Новосибирской области. С 1 января жители региона смогут платить взносы без комиссии в отделениях Почты России.

«Региональный оператор провел второй конкурс. Смысл его в определении организации, которая бы обеспечивала максимальное количество точек приема взносов на капремонт при нулевой ставке за открытие счета и за перечисление средств. Победителем признан «Газпромбанк», — сообщил министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис Вершинин.

По его словам, банк предложил следующие условия: с 1 января 2015 года с нулевой комиссией он обеспечит бесплатный прием взносов в 92 отделениях Почты России на территории Новосибирска и 464 отделениях на территории области. Министр назвал эти условия беспрецедентным достижением и отметил, что регион первым добился таких условий в России

По системе «Город» остается платеж в размере 15 рублей, по Сбербанку пока тоже ничего не изменилось, отметил он.

«Надеюсь, в первом квартале завершится работа по интеграции системы регионального оператора с системой Сбербанка, и это существенно снизит себестоимость этих операций для банка. Ожидаю, что после такой интеграции стоимость комиссионных Сбербанка упадет», — сказал Вершинин.

В первом конкурсе на размещение «котлового счета» регионального оператора — Фонда модернизации ЖКХ, который правительство проводило весной, победил Альфа-Банк. Но, в сентябре, после старта работы программы, в правительство и фонд стали приходить жалобы от жителей, недовольных, что им приходится платить за открытие счета в банке более 50 рублей. Другие операторы взимали комиссии за перевод платежа.

«От 15 рублей требует «Почта России», до 50 руб. — Сбербанк, 59 руб. — Альфа-Банк. Взнос за типовую однокомнатную квартиру площадью 36 кв. м составляет 202 руб. — выходит, комиссия составляет от 8% до 25% от платежа», — говорил на одно из заседаний комитета по ЖКХ регионального парламента депутат Олег Сметанин. Без комиссии платежи принимал только Газпромбанк.

В октябре на заседании Заксобрания Вершинин заявил, что область поставила условие перед Альфа-Банком и если кредитная организация его не выполнит, то договор о размещении в банке «котлового счета» будет расторгнут. Новый тендер область объявила в начале ноября.

В Альфа-Банке на запрос РБК.Новосибирск поясняли, что «в публичном конкурсе тема сбора платежей заявлена не была, соответственно, не прописана в заключенном и действующем договоре».

«Со стороны Альфа-Банка была дополнительно реализована возможность бесплатного совершения платежа в адрес Фонда по каналам дистанционного банковского обслуживания посредством интернет ресурсов «Альфа-Клик» и мобильного приложения «Альфа-Мобайл» для мобильных устройств. Также Альфа-Банк организовал каналы бесплатного приема платежей населения в пользу Фонда в двух офисах ОАО «Балтийский Банк», — уточняли в пресс-службе.

В банке также отметили, что завершают подключение к приему платежей торговой сети Новосибирска: «Это позволит организовать бесплатный прием платежей населения в пользу Фонда еще в 30 точках города».

«Таким образом, на сегодняшний момент, Альфа-Банк полностью выполнил требования Фонда, как заявленные в условиях конкурса, так и возникшие в дальнейшем, в процессе работы с приема платежей в адрес Фонда ЖКХ», — говорилось в ответе, полученном РБК.Новосибирск.

Сумму, которая аккумулируется на «котловом счете», Вершинин не назвал. Руководитель областного Фонда модернизации ЖКХ Виктор Спирин ранее пояснял РБК.Новосибирск, что в Альфа-Банк поступали платежи от жителей 9000 домов, которые не выбрали индивидуальный счет накопления, предпочтя «общий котел». В общей сложности в Новосибирской области счета для формирования фонда капитального ремонта были открыты в 11 банках, в первой тройке были — Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *