Коррупция в уис

Причины и условия коррупционных преступлений в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы

Коррупция — сложное, многогранное явление, по древности не уступает истории человеческой цивилизации. В общем виде коррупция представляет собой некий социальный феномен, порожденный обществом и общественными отношениями.

Исторически так сложилось, что коррупционные преступления совершались на протяжении всей эволюции человеческого общества. В настоящее время рассматривается много различных гипотез о причинах и условиях возникновения и совершения коррупционных преступлений, что обусловлено повышенным вниманием к этой проблеме и, соответственно, высоким уровнем коррупциогенности в обществе.

Так, А.И. Долгова отмечает, что коррупция является следствием как общих процессов детерминации и причинности преступности, так и специфических. Последние преимущественно связаны с государственной или иной службой, а также с развитием организованной экономической преступности, отсутствием действенных преград на пути перерастания экономического интереса соответствующих преступников в политический и использования криминальных доходов на подкуп.

В современной России проблема коррупции приобретает особую остроту и значимость. Как результат появляется все больше криминологических исследований, посвященных вопросам противодействия коррупции. Вместе с тем остаются не до конца исследованными причины и условия, порождающие коррупцию.

В настоящее время в научной, учебной, правовой литературе существуют различные понятия коррупции. Так, федеральный закон

«О противодействии коррупции» в определение коррупции включает ряд составов должностных преступлений, связанных со злоупотреблением служебным положением и служебными полномочиями, дачей и получением взятки, коммерческим подкупом, незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В отечественной криминологии в большинстве случаев коррупцию определяют как должностную преступность, которая представляет собой совокупность совершаемых должностными лицами преступлений (и лиц, их совершивших) против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Общественная опасность коррупции велика и заключается она не только в угрозе верховенству закона, подрыве основ государственной власти и управления, ущемлении конституционных прав и интересов граждан, но и препятствует развитию экономики, способствует росту организованной преступности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. коррупция названа в числе основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности.

В большей или меньшей степени коррупции подвержены многие институты Российской Федерации. Это органы полиции, таможенные органы, налоговые органы, политические партии, суды, система органов образования и здравоохранения, миграционная служба, военные ведомства и др. Свое место в этом списке, к сожалению, занимает и уголовно- исполнительная система, которая включает в себя разветвленную сеть учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Анализ судебной практики показывает, что наибольший процент совершения преступлений коррупционной направленности приходится на территориальные исправительные учреждения (46%), немного меньше на следственные изоляторы и тюрьмы (39%)‘. Согласно статистическим данным, по материалам подразделений собственной безопасности ФСИН России в 2013 г. возбуждено 371 уголовное дело коррупционной направленности в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы (в 2012 г. — 288 уголовных дел), из них: 48 уголовных дел связано с мошенничеством (ст. 159 УК РФ), 12 — с присвоением или растратой (ст. 163 УК РФ), 11 — с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (п. «б» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ), 35 — со злоупотреблениями должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), 47 — с превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), 201 — с получением взятки (ст. 290 УК РФ), 15 — с дачей взятки (ст. 291 УК РФ), 4 — со служебным подлогом (ст. 292 УК РФ) .

Как показывает статистика, в последние годы сохраняется устойчивая тенденция к росту количества преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Причины роста количества должностных преступлений в уголовно-исполнительной системе определяются в первую очередь общими факторами, которые обусловливают любую преступность. К таким факторам можно отнести желание сотрудника извлечь и получить личную выгоду, низкий уровень правовой культуры, низкий уровень благосостояния, коррумпированность отдельных сотрудников и их свзь с лидерами преступных групп (наиболее характерно для сотрудников пенитенциарных учреждений). Кроме общих причин можно выделить и ряд специфических, способствующих совершению коррупционных преступлений именно сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Любое преступление, совершенное сотрудником уголовно-исполнительной системы, представляет собой противоправное разрешение противоречий между конкретным сотрудником, обществом и государством.

Преступления коррупционной направленности, совершаемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы, имеют свои специфические причины и условия.

Причины, способствующие совершению рассматриваемых преступлений в уголовно-исполнительной системе, можно разделить на несколько групп.

Первая группа — объективные причины. Они многообразны и могут одновременно порождать различные социальные отклонения или отступления от социальных норм, а некоторые из них способны быть противоправными, аморальными и общественно вредными. Например, одной из таких причин могут выступать алкогольные эксцессы. Многие сотрудники исправительных учреждений употребляют алкоголь с целью снять чрезмерное напряжение, тревогу, психический дискомфорт.

К объективным причинам коррупционной преступности также следует отнести социальную нестабильность и экономическую незащищенность в российском обществе, которые негативно отражаются на материальном, моральном, правовом, социально-бытовом положении большинства сотрудников уголовно-исполнительной системы. В результате у наиболее неустойчивых сотрудников могут проявляться стрессовые состояния, приводящие к психологическому дискомфорту. В таких случаях стресс и дискомфорт в сочетании с индивидуальными особенностями конкретного сотрудника могут приводить к срывам, в том числе и к их крайнему проявлению — противоправному поведению.

Важным фактором, детерминирующим преступность в учреждениях и органах, исполняющих наказания, может являться и низкий социальный статус сотрудников. Так, профессор А.И. Зубков справедливо отмечал: «В социальном плане профессия “тюремщика” в любой ее модификации в России (особенно в советское время) не являлась престижной, и в УИС люди шли работать в своей основной массе не из желания удовлетворить в полном объеме свои творческие способности, а зачастую в силу необходимости».

Объективные условия коррупционной преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, как правило, связаны с недостатками организационного, правового, технического порядка, а иногда и стимулирующим действием субъективных и объективных причин. Одним из таких условий является недостаточный ведомственный контроль за деятельностью сотрудников исправительных учреждений, который должен быть направлен на выявление нарушений оперативно-служебной, производственной, кадровой, финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соблюдение сотрудниками законности и обеспечения прав и законных интересов осужденных. Результатом ненадлежащего ведомственного контроля становится достаточно высокий уровень поступления жалоб на нарушения законности сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Их в 2013 г. зафиксировано 2018 (в 2012 г. — 2116 жалоб), в том числе: на злоупотребление служебным положением руководителями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — 120, незаконное выдворение в ШИЗО — 755, незаконное лишение или предоставление прав осужденным — 9, незаконное применение спец- средств — 34, рукоприкладство — 627. Справедливости ради необходимо отметить, что только в 45 случаях факты подтвердились либо подтвердились частично.

Противоправному поведению способствует также сверхнормативность труда и перегруженность служебными обязанностями. Проявляется такое поведение, как правило, в халатном отношении к своим функциональным обязанностям и неразборчивости в средствах при достижении поставленных задач.

На количество совершаемых должностных преступлений влияют субъективные причины, которые можно объединить во вторую группу. Среди них следует выделить:

  • — некачественный подбор кадров, недостатки профессиональной подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы. Несоответствие личных качеств кандидатов профессиональным требованиям может отрицательно сказаться на криминогенной обстановке в исправительном учреждении в целом;
  • — уровень и состояние правосознания. Состояние правосознания оказывает существенное влияние на поведение людей, мотивы принятия ими решений. Как правило, к злоупотреблениям в рассматриваемой сфере тяготеют сотрудники, имеющие так называемую деформацию правосознания. Она может проявляться в отсутствии сформированных и достаточных знаний, игнорировании правовых предписаний, регламентирующих деятельность в уголовно-исполнительной системе, и др.;
  • — низкий уровень нравственно-правовой культуры сотрудников, в том числе и дефекты нравственно-деловой сферы. Наблюдаются безразличное отношение к людям, отрицание положительных качеств человека, безответственное отношение к служебным обязанностям, профессиональному долгу, неумение противостоять провоцирующему влиянию преступной среды и сдерживать себя в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. Самоутверждение и повышение собственной репутации у таких лиц в основном связано с карьеризмом.

Третья группа — нравственные и психологические причины. Сложно бороться с коррупцией, когда ни взяткополучатель, ни взяткодатель не считают, что они совершают противоправный поступок. Более того, современное общество относится к этому терпимо, это входит в нормы поведения. Вместе с тем общий упадок нравственности в обществе сопровождается стремлением к стяжательству, необоснованному и противоправному обогащению.

Система ценностей и установок большей части нашего общества не предполагает наличие нравственного барьера для пресечения или отказа от коррупционных действий. Этим обусловливается формирование коррупционной мотивации многих сотрудников, которые в дальнейшем продолжат распространять идеи среди окружающих и коллег, изобретая более изощренные способы совершения преступлений. В результате происходит интенсивное массовое разложение сознания должностных лиц органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также осужденных и простых граждан, обратившихся к ним для решения своей проблемы. Так, в 2013 г. коррупционный характер нарушений был отмечен в 126 жалобах граждан (в 2012 г. — 102), в ходе проведенных проверок в 15 из них факты частично были подтверждены.

По мнению ученых, природа коррупции основывается на аморальных установках должностного лица, ее сущность заключается в безнравственности. Коррупционное преступление характеризуется не только наличием корыстного мотива, но еще и предательством интересов государства, общества, «чести мундира». Коррупция существует там, где не сформирована цивилизованная ценность зако- нопослушания. Коррупционер по своему усмотрению и в своих интересах трактует закон, наделяет себя правом интерпретатора нормативного акта. Причем эта интерпретация ничего общего не имеет с юридической герменевтикой, так как суть ее — полный произвол. В этом смысле одной из причин коррупции выступает отсутствие должного воспитания и образования, которые бы выработали уважительное и щепетильное отношение к закону.

К нравственным причинам возникновения коррупции в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы можно отнести и несоответствие этических норм, установленных в ведомстве, установкам отдельных сотрудников. В этой связи определенную значимость представляют вопросы, касающиеся мотивации лиц, поступающих на службу в учреждения уголовно-исполнительной системы.

Четвертая группа — экономические причины. В современном обществе весьма распространенным является мнение о том, что причиной коррупции является низкий уровень благосостояния.

Однако коррупционные преступления совершаются и сотрудниками с достаточно высоким уровнем дохода. Стереотипом построения служебных отношений для таких коррупционеров является извлечение выгоды из служебного положения. Их материальное положение, в основном, складывается из средств, полученных в результате использования своих служебных полномочий. Учитывая сказанное, при планировании мероприятий по противодействию коррупции необходимо существенно пересмотреть кадровую политику уголовно-исполнительной системы и сформировать реестр «коррупцион- но уязвимых» должностей. Кандидаты на эти должности должны проверяться как с точки зрения их профессионально-личностных качеств, так и со стороны источников, имеющихся у кандидата, материальных и денежных средств. Первым шагом в данном направлении можно считать издание приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 31 августа 2009 г. № 372 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Пятая группа — правовые причины. Несмотря на неоднократные попытки систематизации правовых и организационных мер борьбы с коррупцией в российском законодательстве имеются определенные пробелы, позволяющие должностному лицу избежать ответственности. Несмотря на важность проблемы в отечественном законодательстве по-прежнему отсутствует нормативное закрепление определения коррупционной преступности. В уголовном законодательстве Российской Федерации коррупционные преступления также не выделяются в отдельную группу.

Если рассматривать правовые причины коррупционных правонарушений в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, то здесь определяющим фактором является несовершенство формулировок нормативно-правовых актов, которые предоставляют должностным лицам возможность применять его произвольно, по собственному усмотрению. Действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство содержит ряд статей, нормы которых прямо не предписывают удовлетворение законных интересов осужденных в обязательном порядке. Формулировки статей предусматривают реализацию законных интересов осужденных в зависимости от усмотрения администрации исправительного учреждения. В связи с этим полностью разделяем мнение А.В. Клад- кова: «Если в норме сказано, что правоприменитель “может”, а не обязан, то в ней уже заложена коррупционная составляющая. Должностное лицо может применить ее так, как ему будет выгодно. А это открывает возможности для его подкупа».

В УИК РФ к числу таких норм относятся, например, ч. 2 ст. 46 «Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания» (по усмотрению уголовно-исполнительной инспекции); ст. 78 «Об изменении вида исправительного учреждения» (по усмотрению суда); ч. 2 ст. 77 «Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию» (по усмотрению начальника СИЗО), ст. 89 «Свидания осужденных к лишению свободы» (по усмотрению начальника учреждения); ст. 115 «Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы», п. «г» ч. 2 ст. 118 «Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах» и др.

Нормы, содержащие решение вопросов по усмотрению при исполнении наказаний, содержатся и в УК РФ. Решение рассматриваемых вопросов зависит от усмотрения суда. К числу таких норм относятся: ст. 79 «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания», ч. 2 ст. 80 «Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания», ч. 2 ст. 81 «Освобождение от наказания в связи с болезнью», ч. 1, 2 ст. 82 «Отсрочка отбывания наказания», ч. 3 ст. 83 «Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда» и др. Законодательная закрепленность административного усмотрения может способствовать увеличению произвола администрации исправительных учреждений и создавать предпосылки для коррупционных правонарушений. В силу этого в правоприменительной деятельности должен быть найден разумный компромисс между формальной определенностью права и оценочной деятельностью правоприменителя.

Таким образом, рассмотренные объективные, субъективные, нравственно-психологические, правовые, экономические причины и условия представляют собой обширный пласт обстоятельств, способствующих совершению коррупционных преступлений. Взаимодействуя между собой, они образуют причинно-следственные связи и детерминируют коррупционную преступность в уголовно-исполнительной системе. Следовательно, для нейтрализации и минимизации рассматриваемого явления — коррупция в учреждениях уголовно-исполнительной системы — необходимо проводить мероприятия профилактического характера, направленные на устранение или минимизацию причин и условий объективного и субъективного характера, а также оказывать предупредительное воздействие на лиц, склонных к совершению служебных преступлений.

  • См.: Паршин И.С. Причины и условия коррупционной преступности // Российский следователь. 2014. № 1. С. 36.
  • См.: Криминология: Учеб, для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2010.
  • См.: СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.
  • См.: Криминология: Учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова,В.Г. Гриб и др.; под ред. В.Д. Малкова.
  • См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537″О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» //СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
  • См.: Пенитенциарная криминология: Учеб. / Ю.М. Антонян, А.Я. Гришко,А.П. Фильченко. Рязань, 2009. С. 552.
  • См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний . URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/DROND%202013-2014.pdf (дата обращения:03.03.2015).
  • Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. М., 1998. С. 109.
  • См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Феде ральной службы исполнения наказаний . URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/DROND%202013-2014.pdf (дата обращения: 03.03.2015).
  • См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.
  • См.: Сулима И.И., Сулима Е.В. Природа коррупции и образование // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры предупреждения, международное сотрудничество: Сб. ст. / Под ред. П.Н. Панченко, А.Ю. Чупровой,А.И. Мизерия. Н. Новгород, 2001. С. 253.
  • См.: Волкова В.В., Ильин Б.В. Факторы коррупции в УИС . URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/economy-311/mechanism-of-regulation-of-the-economy-311/7566-factors-of-corruption-in-the-uis (дата обращения: 01.03.2015).
  • См.: Деятельность оперативных подразделений уголовно-исполнительнойсистемы по противодействию коррупции: Учеб, пособие / С.Е. Шокин .Владимир, 2011. С. 73.
  • Кладков А.В. Коррупционная составляющая норм уголовного законодательства и практики его применения // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью: Сб. науч. ст. М., 2009. С. 73-80.
  • См.: Рарог А.И., Степалин В.П. Судейское усмотрение при назначении наказания // Государство и право. 2002. № 2. С. 36.

Предупреждение коррупционной преступности

Федеральный закон «О противодействии коррупции» определил противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • — по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • — выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • — минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Подобное определение такой деятельности подразумевает, что в России провозглашена стратегия противодействия коррупционной преступности с опорой главным образом на репрессивные меры, осуществляемые в рамках уголовного судопроизводства. Бесспорно, преступники должны привлекаться к ответственности, предаваться суду, отбывать наказания. Но это практически не влияет на само явление коррупции. Международная и отечественная практика свидетельствуют о малоэффективное™ подобного подхода. Такой вывод объясняется тем, что основные силы объективно направляются на борьбу с коррупционерами, т.е. фактически на ликвидацию последствий уже совершенных преступлений. Поэтому стратегическим направлением борьбы с коррупционной преступностью должна стать система правовых, организационных, экономических и воспитательных мер по устранению причин, порождающих коррупционную преступность, т.е. антикоррупционная профилактика.

1. Правовые меры.

Изучение отечественной антикоррупционной нормативной базы и других документов в этой сфере свидетельствует о том, что реализация заложенных в них мероприятий требует соответствующего обеспечения, в том числе правового.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы при приоритете правил международного договора. Именно поэтому изучение международных конвенций, зарубежного антикоррупционного законодательства и опыта его применения в зарубежных странах необходимы для наиболее эффективного внутреннего нормотворчества. Наличие полноценного законодательства по противодействию коррупции, его соответствие международно-правовым стандартам являются фундаментом системы предупреждения коррупционной преступности.

В связи с этим полезной представляется разработка следующих направлений правового регулирования, положительно зарекомендовавших себя в зарубежных, наименее коррумпированных, странах:

  • — в Финляндии, Дании, Швеции, Нидерландах — касающихся численности государственного аппарата; государственной службы; системы прав и обязанностей должностных лиц, включая кодексы корпоративной этики;
  • — Канаде, Великобритании, США — касающихся ограничения представителей бизнеса в политической жизни; поведения парламентариев;
  • — Японии — касающихся отстраненности чиновников от частного бизнеса; законодательно прописанной процедуры требования населением проверки деятельности и увольнения как выборных должностных лиц, так и ответственных чиновников;
  • — Южной Корее — касающихся возможности контролировать через Интернет процесс рассмотрения своих обращений государственными чиновниками.

Представляется полезным и опыт Республики Казахстан, чей Уголовный кодекс устанавливает негативные последствия для лица, виновного в совершении коррупционного преступления:

  • — пожизненное лишение права занимать определенные должности;
  • — невозможность применения условного осуждения;
  • — невозможность освобождения от ответственности в связи с примирением сторон или истечением сроков давности.

Анализ международного опыта противодействия коррупционной преступности позволяет сформулировать вывод о том, что эффективность такой деятельности была достигнута за счет:

  • — упрощения бюрократических процедур;
  • — введения административных регламентов деятельности;
  • — соблюдения нравственных и этических стандартов в сфере оказания государственных услуг;
  • — повышения престижа государственной службы;
  • — создания специализированных служб противодействия коррупции.
  • 2. Организационные меры предусматривают:
    • — совершенствование статистического учета коррупционных преступлений с целью получения объективных масштабов коррупционной преступности. Как указывалось выше, перечень статей УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления коррупционной направленности, определяется совместным Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России. В связи с этим получаемые ежегодно сведения о числе коррупционных преступлений зависят от «состояния» этого перечня;
    • — преодоление дефицита научной проработки проблемы предупреждения коррупционной преступности;
    • — совершенствование взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества;
    • — обеспечение надежными и достаточными правовыми средствами для выявления коррупционных деяний сотрудников правоохранительных органов, а также их защита государством от попыток их дискредитации при правомерном выполнении задач борьбы с преступностью;
    • — совершенствование практики выявления, раскрытия, расследования и профилактики коррупционных преступлений;
    • — улучшение материальной базы деятельности по предупреждению коррупционной преступности;
    • — внедрение в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность принятия нормативных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие органов с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
    • — расширение системы правового просвещения населения.
  • 3. Экономические меры предполагают:
    • — создание условий стабильного функционирования реального сектора экономики. Участие в коррупционных схемах обусловлено потребностью субъектов экономической деятельности скрыть иные правонарушения (финансовые, налоговые и др.), непосредственно оказывающие отрицательное влияние на процедуры формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов, выступающих источником финансирования и обеспечения общенациональных интересов. Установление надежных барьеров против утаивания доходов от налогообложения, ввоза товаров на территорию РФ с занижением тарифных платежей за счет нарушений декларирования, осуществления запрещенных видов деятельности создаст необходимые антикоррупционные предпосылки;
    • — совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с международными стандартами;
    • — совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;
    • — контроль за имущественным положением государственных и муниципальных служащих и членов их семей;
    • — стимулирование деятельности по осуществлению достоверного антикоррупционного мониторинга;
    • — решение проблемы возмещения ущерба по делам о преступлениях коррупционной направленности.
  • 4. Воспитательные меры должны включать:
    • — пропаганду и стимулирование активной антикоррупционной позиции граждан;
    • — своевременное доведение до сведения неограниченного круга лиц принимаемых нормативных правовых актов по противодействию коррупции;
    • — создание системы моральной и материальной мотивации к отказу от коррупционного поведения;
    • — действенное поощрение за высокие результаты работы достойных сотрудников;
    • — внедрение при проверке соответствия уровня профессиональных и личностных качеств сотрудников занимаемой должности методов оценки, разработанных специально для конкретных подразделений и учитывающих специфику их деятельности, что помогло бы избежать субъективизма в отношении кандидата;
    • — создание условий для успешного выполнения служащими их функций.

Рассмотренная система мероприятий способна качественно повысить результативность антикоррупционной деятельности только при

условии, если она будет обеспечена проведением комплекса мер общесоциального характера.

  • Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию коррупции / под общ. ред. А. В. Кудашкина. С. 129.
  • См.: Борисов А. В. Специальные меры предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления // Противодействие преступлениям коррупционной направленности / под общ. ред. А. И. Бастрыкина. С. 39—43.

Борьба с коррупцией громогласно сводилась только к карательной стороне, а на деле это оборачивалось некоторой активизацией выявления и наказания лишь тех лиц, которые брали взятки вне соучастия с должностными лицами высокого ранга, крупными предпринимателями, организованными преступными формированиями с широкими коррумпированными связями. Крайне важно обеспечение взаимосвязанной борьбы с организованной преступностью и коррупцией, так как организованная преступность осуществляет масштабный подкуп служащих на постоянной или регулярной основе. Во все времена коррупция осуждалась, с ней велась постоянная борьба. О масштабах этого зла свидетельствуют слова Цицерона о том, что взяточники должны трепетать, если они наворовали лишь сколько нужно для них самих. Когда же они награбили достаточно для того, чтобы поделиться с другими, то им нечего бояться.

Обещания искоренить коррупцию содержались и содержатся в программах всех без исключения политических партий и движений. И, тем не менее, этот порок процветает даже в самых изолированных режимах.

При обсуждении проблемы коррупции необходимо различать те ее аспекты, которые относятся к предложению и спросу на эту деятельность. Коррупция в аспекте предложения подразумевает дачу взяток в обмен на получение конкретных услуг, особого режима или контрактов, в то время как практика коррупции в аспекте спроса проявляется в подстрекательстве к даче взяток или в их вымогательстве. Последнее типично для коррупции с участием представителей финансовых органов и органов политической власти.

Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией» борьба с коррупцией осуществляется на основе следующих принципов:

  • 1) равенства всех перед законом;
  • 2) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства;

5) признаки допустимости ограничений прав и свобод должностных и

других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции РК;

восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных правонарушений;

обеспечения личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;

  • 8) защиты государственных прав и законных интересов лиц. уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;
  • 9) недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также контроль за нею;

осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества;

установления запрета для лиц, указанных в пунктах 1, 2, и 3 статьи 3 настоящего закона, на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями.

Статьей 12 рассматриваемого Закона предусмотрены правонарушения, создающие условия для коррупции, а также ответственность за них. Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:

неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;

использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников;

  • — оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;
  • — оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской или иной связанной с извлечением дохода деятельности;
  • — использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;
  • — необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;

требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;

передача государственных и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений;

нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов;

дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства, а также при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также контроль за нею;

передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;

участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами.

Совершение лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, приравненных к ним, какого-либо из указанных в пункте 1 настоящей статьи правонарушений, влечет понижение в должности, увольнение с должности или иное освобождение от выполнения государственных функций либо наложение в установленном законом порядке иного дисциплинарного взыскания (ч.2 ст. 12).

Повторное совершение любого из указанных правонарушений в течение года после наложения дисциплинарного взыскания за первое правонарушение влечет увольнение с должности или иное освобождение от выполнения государственных функций в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 12).

Борьба с коррупционной преступностью предполагает привлечение к ответственности и тех, кто осуществляет подкуп служащих, а также устранение последствий коррупционных правонарушений: взыскание незаконно полученного имущества или стоимости предоставленных услуг, аннулирование актов и действий, совершенных в результате правонарушений, связанных с коррупцией, восстановление нарушенных законных прав и интересов.

Необходима разработка концептуальных основ уголовной политики государства в сфере борьбы с теневой экономикой. Она должна базироваться прежде всего на национальных нормативных источниках и учитывать специфику и традиционно сложившиеся социально-экономические особенности Казахстана. В процессе ее развития следует осуществить научные исследования по следующим направлениям:

сбор, обобщение, анализ и сравнительная характеристика абсолютных и относительных показателей состояния, структуры и динамики преступности в рассматриваемой сфере в республике;

формирование целостной и объективной картины распространения теневой экономики, прогнозирования ее динамики;

  • -достоверный экономико-правовой анализ последствий рассматриваемой преступной деятельности в масштабах всей республики;
  • — качественная характеристика законотворческой и правоприменительной практики в борьбе с теневой экономикой;
  • — всестороннее изучение деятельности судебных органов и прокуратуры, оценки эффективности мер административного и уголовного преследования, практики функционирования системы исполнения наказаний;
  • — совершенствование правовой основы и механизма выявления, регистрации и расследования преступлений в сфере экономической деятельности;

внедрение технических средств и информационных систем в практику работы оперативно-следственных подразделений. Результаты указанных исследований позволят:

разработать концепцию уголовной политики государства в борьбе с теневой экономикой;

подготовить проекты ряда законодательных и нормативно-правовых актов, как содержащих правоустанавливающие нормы в области борьбы с теневой экономикой, так и регламентирующих административную и процессуальную деятельность ряда органов различных ветвей государственной власти;

разработать программы предупреждения роста теневой экономики в различных регионах республики, прикладных научно-методических рекомендаций по вопросам: предупреждения, выявления и расследования различных видов преступлений в сфере экономической деятельности изучения личности преступника, эффективной защиты от противоправных посягательств;

— сформировать массив новейшей научной литературы, учебных и спра-вочно-информационных пособий, осуществить проведение конференций.

Для предотвращения коррупции, на наш взгляд, необходимо принятие целого комплекса мер экономического, правового и политического характера, а именно:

  • — повышение материального благосостояния государственных служащих;
  • — формирование нравственной позиции граждан по отношению к коррупции;
  • -повышение профессионализма сотрудников правоохранительных органов;
  • — ведение реального контроля за доходами государственных служащих и их законностью;
  • -введение эффективного порядка конфискации преступных доходов и приобретенного преступным путем имущества;
  • — усиление контроля по периметру казахстанской границы в целях пресечения контрабанды товаров, сырья и наркотиков. Государственная служба — это часть политической системы и управляется ею, поэтому:
  • — госслужащий не должен брать на себя никаких обязательств, так или иначе затрагивающих Президента, Правительство или саму службу;

он не должен использовать свою должность таким образом, чтобы сложилось впечатление государственного санкционирования его действий, выходящих за рамки служебных обязанностей;

госслужащий не должен использовать свою должность в интересах общественных организаций, членом которых он состоит;

чиновник не вправе заниматься политической деятельностью, носящей подрывной характер — государственная служба обязана представлять любому лицу информацию о деятельности службы, носящей общественный характер, и периодически отчитываться перед общественностью за свою деятельность.

Основные направления борьбы с коррупцией нам представляются в следующем:

1) обеспечение четкой правовой регламентации деятельности системы государственных органов, гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

совершенствование структуры государственного аппарата управления и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций;

предоставление государственным служащим заработной платы, обеспечивающей им и их семьям достойный уровень жизни;

4) защита государством прав и законных интересов государственных,

служащих;

5) осуществление специальных мер финансового контроля;

установление и последовательная реализация ответственности государственных служащих, физических и юридических лиц за нарушение законодательства о борьбе с коррупцией в соответствии с принципом равенства всех граждан перед законом независимо от должностного положения и других обстоятельств;

восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, ликвидация вредных последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в уголовно-исполнительной системе России

8 апреля 2010 года состоялось выездное заседание Комиссии и Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности в ФСИН России с повесткой дня: «О предупреждении и законодательном обеспечении противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдении законности по обеспечению безопасности и охраны лиц, содержащихся под стражей, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы»
Со вступительным словом выступил председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности В.А.Васильев: —
В утвержденной Президентом Российской Федерации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года однозначно указано на то, что одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности должно стать совершенствование нормативного правового регулирования, предупреждения и борьбы с преступностью и коррупцией.
В феврале 2009 года на заседании Президиума Государственного совета РФ, рассмотревшего вопрос «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», были определены направления и подходы к ее долгосрочному развитию.
Президент Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, общественные организации высказались за принципиально новые подходы к исполнению наказаний в виде лишения свободы: отказ от исправительно-трудовых колоний, которые по сути являлись печально известными исправительными лагерями, способствующим развитию криминального уклада жизни на их территории, объединению уголовной преступности для установления теневого управления среди спецконтингента.
Предусматривается замена существующей системы исправительных колоний на два основных типа учреждений — тюрьмы и колонии-поселения, при сохранении лечебно-исправительных, лечебно-профилактических учреждений и следственных изоляторов. Воспитательные колонии будут реорганизованы в воспитательные дома либо воспитательные центры для несовершеннолетних правонарушителей.
В 2009 году ФСИН России проведена большая работа по совершенствованию правового обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: приняты 11 федеральных законов, 3 Указа Президента Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации.
В 2010 году Государственной Думой принято 3 федеральных закона, направленных на государственную поддержку уголовно-исполнительной системы, закрепление юридических гарантий прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Разработаны законопроекты, которыми вносятся изменения в Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы, в Закон Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Два из них внесены в Государственную Думу и находятся на рассмотрении в Комитете по безопасности.
В этих условиях особую актуальность приобретает разрешение проблем предупреждения и пресечения всевозможных злоупотреблений со стороны сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, поставленных государством на страже закона, искоренению в их деятельности такого явления, как коррупция.
Число сотрудников УИС, в отношении которых возбуждены уголовные дела, в 2007 г. составило 150 человек (в связи с исполнением служебных обязанностей — 131).
В 2008 г. к уголовной ответственности привлечено 132 сотрудника (в связи с исполнением служебных обязанностей — 95).
В 2009 г. этот показатель составил 243 сотрудника (в связи с исполнением служебных обязанностей — 172).
Число сотрудников УИС, допустивших нарушения законности составило в 2007 г.-695; 2008 г. -739; в 2009 г. — 661. Каждый третий случай — это вступление в запрещенные связи с осужденными и лицами, содержащимися под стражей. Как правило, речь идет о выполнении тех или иных просьб за вознаграждения. В 2009 г. количество таких фактов возросло и составило 292.
Пользуясь средствами мобильной связи, осужденные звонят и в Государственную Думу.
Так, например, в ноябре прошлого года, осужденный к 14 годам лишения свободы, находясь в ИК-6 города Липецка, звонил в Комитет по безопасности и охотно делился своими соображениями о том, какие меры следует принять по его обращению в Государственную Думу, в котором предъявлялись претензии к следственным органам.
По таким звонкам аппарат Комитета оперативно связывается с центральным аппаратом ФСИН и, уверены, необходимые меры принимаются. Представляется, что противодействие коррупции необходимо осуществлять по двум основным направлениям: исправление осужденных, отбывающих наказания за преступления коррупционного характера; противодействие коррупции в самой системе –среди сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.
Распространению коррупции зачастую способствуют низкий профессионализм и некомпетентность сотрудников.
Эти проблемы довольно распространенные в правоохранительных органах качества и объективно обусловлены недостатками в подборе и расстановке кадров. Нередко руководители принимают на службу в систему тех или иных лиц исходя не из деловых качеств, а по необходимости – укомплектовать свободные штатные единицы, чтобы их не сократили при очередном реформировании.
К числу важных причин и условий, способствующих распространению коррупции, следует отнести нравственное разложение сотрудников, попирающих требования закона в целях извлечения материальной выгоды.
С другой стороны, мы видим, что уровень социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы давно уже не отвечает сложившемуся в стране социально-экономическому положению. Отсутствие социальных гарантий, ненормированный рабочий день, низкая заработная плата не соответствующая объёму и сложности выполняемой работы, проблемы материально-технического обеспечения не позволяют предъявлять к кандидатам при приеме на службу в уголовно-исполнительную систему необходимые требования.
Для устранения перечисленных причин распространения коррупции необходимо принимать меры экономического воздействия, которые позволят снять остроту обозначенных проблем. Также очевидно, что руководству уголовно-исполнительной системы для объективного освещения работы пенитенциарной системы следует активнее взаимодействовать со средствами массовой информации, развивая собственные пресс-службы на принципах открытости и оперативности работы с общественностью.
Представляется, что перечисленные проблемы должны найти свое отражение в разработанном в Минюсте России и ФСИН России проекте Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года.
Комиссия Государственной Думы по законодательному
обеспечению противодействия коррупции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *