Коррупция в судебной системе

Введение

Мы часто слышим выражения «неподкупный судья», «беспристрастный суд» и практически никогда не задумываемся, что, собственно, это уже не норма, как должно быть, а скорее исключение из общего правила. Современная модель товарно-рыночных отношений, коммерциализация всех сфер нашей жизни не пощадила и судебную власть: здесь тоже все продается и покупается. При этом разница только в цене.

Справедливая и беспристрастная Фемида ужаснулась бы своим современникам: нередко в наших судах исход того или иного процесса решает взятка. Банально, но это так. Как говорил историк Джон Филд, «судьи — всего лишь люди, и, как другие, испытывают влияние предрассудков». Наверное, оставаться или нет без остатка преданным своему делу и служить исключительно Закону, каждый судья для себя выбирает сам. Моральные принципы либо есть, либо их нет.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что большинство жалоб, которые поступают, это жалобы на деятельность судов — 89%. Жалобы на суды общей юрисдикции по гражданским делам составляют — 74%. Количество жалоб на судей уголовного судопроизводства составляет 12 %. коррупция суд правонарушение взятка

Жалобы на коррупцию в судах для пострадавшего в 99% случаев заканчиваются ответом, что суд независимый и правоохранительные органы не имеют права вмешиваться в дела суда. Либо санкциями в отношении потерпевшего вплоть до привлечения к уголовной ответственности за клевету, с тем, что отвечать человеку придется перед тем же судом, который он ранее обвинил в коррупции.

Целью данной работы будет являться изучение структуры судебной власти и возникающей в ней коррупции.

Задачи данной работы:

1. Разобраться что же такое коррупция.

2. Изучить суды действующие в Российской Федерации.

3. Рассмотреть коррупцию действующую в судах.

1.1 Понятие коррупции

Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция: незаконное принятие либо извлечение в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, замещающими государственные должности, а равно должности государственной гражданской или муниципальной службы, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. Корруцпционное правонарушение: это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое действующими правовыми актами предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

1.2 Виды коррупционных правонарушений

Дисциплинарные коррупционные проступки — проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Административные коррупционные правонарушения — обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

Коррупционные преступления — виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции

Преступления, связанные с коррупционными преступлениями — любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

К основным коррупционным преступлениям, могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний: злоупотребление должностными и иными полномочиями; получение и дача взятки; служебный подлог.

1.4 Что может быть взяткой

Взяткой могут быть:

Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки — передача денег якобы в долг, банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего кредита, оплата товаров по заниженной цене и покупка товаров у определенного продавца по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику или указанным им лицам (родственникам, друзьям), получение выгодного или льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи или книги, преднамеренный проигрыш в карты, бильярд и т.п., «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, фиктивная страховка, увеличение процентных ставок по банковскому вкладу или уменьшение процентных ставок по кредиту, оформленному взяткополучателем и т.д.

Взятка впрок — систематическое получение взятки должностным лицом в форме периодических отчислений от прибыли (дохода) предпринимателя — взяткодателя, если взяткополучатель совершает каждый раз новое деяние в его пользу, либо оказывает общее покровительство и попустительство.

2. Определение понятия суд и виды его в Российской Федерации

Суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

В судебную систему России входят суды следующих уровней:

федеральные суды — Конституционный суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды, Дисциплинарное судебное присутствие, Суд по интеллектуальным правамсуды субъектов Федерации — конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи.

По юрисдикции (специализации) суды делятся на:

конституционные и уставные — рассматривают соответствие законодательства Конституции РФ и конституциям (уставам) субъектов Федерации;

суды общей юрисдикции — рассматривают административные, гражданские и уголовные дела, а также иные дела, отнесенные законом к их компетенции;

арбитражные суды — рассматривают споры в сфере экономической и иной хозяйственной деятельности;

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее — жалоба) и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;

Суд по интеллектуальным правам — являясь частью системы арбитражных судов, рассматривает споры об установлении права и его защите (аналогичен патентным судам иностранных государств).

Судебную систему Российской Федерации составляют суды трех звеньев:

суды высшей инстанции — Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд;

суды второй инстанции — федеральные суды субъектов Федерации (верховный суд республики, краевой, областной суд, суд автономного округа, автономной области, суд города федерального подчинения), окружные (флотские)военные суды, федеральные арбитражные суды округов и апелляционные арбитражные суды (строго говоря последние два — это суды третьей и второй инстанции соответственно);

суды первой инстанции — федеральные городские и районные суды, мировые судьи, гарнизонные военные суды, арбитражные суды субъектов Федерации;

конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не имеют какой-либо инстанции и не подчинены Конституционному суду РФ.

3.1 Денежная коррупция в судах

Деньги и не только служители судов берут по самым разным поводам. Например, при взятии под стражу судья может согласиться с доводами следствия или оперативников, а может сказать: не предоставили фактов, свидетельствующих, что надо арестовывать. И то, и другое — законно. Решить предвзято судья может не только за деньги, но и по звонку или под давлением, что редко но бывает. Деньги или какие то дополнительные блага ему после. или предварительно предоставит благодарная сторона следствия.

ВЗЯТКА — зависит от сложности дела и от благосостояния подсудимого или потерпевшего. В районе Московской области «арест -не арест» — даже от 200 долларов. В Москве 2003 год было от 2 тысяч долларов. Потом ставки поднялся до 5, сейчас до 10 тысяч. Но это если не vip-персоны. И категория дел простая, с нетяжкими преступлениями. Никто не выпустит серийного убийцу, а вот мошенника выпустят с удовольствием как только выяснят его платежеспособность. Впрочем, если жулик взял миллион-другой, то за 10 тысяч никто не выпустит, это будет дороже.

Еще момент — назначение дел к слушанию. Не секрет, что дела могут слушаться годами особенно о мошенничестве. Хотите ускорить — платите деньги, хотите затянуть -платите. Тогда заседания будут не раз в три месяца, а, скажем, раз в неделю или наоборот. В законе о начале процесса есть оговорка «в разумные сроки». Это можно трактовать как угодно. Тут взятка тоже от дела зависит. По Москве ускорить дело,или затормозить можно (в простых случаях) 2—3 тысячи долларов. В Области от 500 долларов.

Как говорят сами судьи, берем не за принятие НЕЗАКОННОГО решения, а за принятие ЗАКОННОГО. И так уже последние лет пять. Ведь судья дорожит репутацией- а точнее кормушкой и весьма солидной зарплатой а работой судьи не так уж обременены как нам стараются навязать, Будут жалобы, найдут незаконность — судье даже самому тупому и жадному это не надо, а народ стал грамотный и тем более интернет позволяет выложить любой компромат на судью, разложить его действия весьма с достоверной коррумпирующей составляющей А если не заплатить за законное решение, его тоже примут, но когда? И срок заключения от судьи зависит. Но таксы «за скостить годик. другой» нет, как утверждают сами судьи ,а есть умение свести к минимуму и даже за убийство дадут условно. За это берут, но в каждом случае по-разному. Если это ДТП, можно дать условно, а можно реально. Законно и то, и то. За «условно» надо платить. В Москве — от 10 до 200 тысяч долларов. Хотя если у вас крутой джип, и сбили не бомжа, пришили, не какого ни будь, а крутого, да богатенького то значительно дороже, до 1000 000 долларов.

Сейчас судьи стали реже отправлять дела на допрасследование, но бывает — когда нельзя оправдать, а сажать нельзя, ибо судья деньги уже взял. За это тоже платят, в Москве от 10 000 долларов. В области от 2000 и как договоришься.

Если «занесли» деньги в вышестоящий суд, и ситуация такая: нельзя отменить решение (законное) первой инстанции, и свое нельзя вынести, ибо виноват человек, или даже невиновного надо обязательно осудить, чаще всего невиновных осуждают чтобы отобрать его имущество тогда придираются к мелочам. Например, плохо, неразборчиво написан протокол, судья не может прочитать, не соблюдены некоторые нормы закона а нарушения всегда найдутся. И тогда дело отправляют на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В Верховном суде вариантов больше — это кассационная инстанция, так что могут вернуть в нижестоящею инстанцию, могут — в первую на новое рассмотрение. Все это, как показывает изучение материалов и выявили сами граждане , в ряде случаев стоит денег. Хотя, конечно, нельзя всех судей мазать черным и присваивать ярлык «взяточник». Однако сама система такова, что кристально честные люди там долго не задерживаются, увольняются в течение года, да и попасть честному человеку в судейский корпус практически невозможно. Ну а кто остается то понятно , играет по правилам ты мне я тебе.

3.2 Как происходит коррупция и в каких судах чаще встречаются

Судьи предпочитают наличные, принимают их только от хорошо знакомых людей и стараются «отбить» деньги, заплаченные за должность. на втором месте доли в предприятиях, ценные бумаги, недвижимость и тому подобное, но этим грешат уже более пожилые, зрелые и дальновидные. Которые готовят запасной аэродром

1. По своеобразному «рейтингу» коррумпированности на первом месте — Городской Суд (Например Суд города Москвы) ,Верховный суд . Там ходят суммы порой и в несколько десятков миллионов долларов если не больше — точно знает только генпрокурор ,но он снами не поделится данной информацией ,тем более зная где и как, какой судья берет можно и самому организовать любое «законное действие»,чем и грешна прокуратура ,и не только генеральная, но и низовая. ( Пример — изъятые суммы у некоторых экс-судей. Экс прокуроров) . Районные суды города берут меньше, особенно районные суды области еще поменьше -несколько десятков тысяч ,ну или за более мене крупное дело сотни тысяч. Так что, они где то ближе к третьему месту

2. На втором месте — Арбитражные суды. Там обычная такса — от 3% до 30% от суммы рассматриваемого иска (например, о приватизации или ее отмене на предприятии, о разделе между собственниками и чаще о передаче прав другим собственникам) то есть все уже предугадано и сколько дать, судье голову ломать не надо. Однако если речь идет о разделе очень крупного имущества или чаще всего мутное дело ( не для никого не секрет, что все более или менее крупные состояния нажиты не непосильным трудом а в основном криминалом то одним преступлением меньше одним больше разница не велика), в котором высок риск не только потерять должность но и голову, ведь порой дешевле ликвидировать судью, особенно после решения( и что чаще, чтобы скрыть сговор) чем ему платить, да и обиженная сторона не всегда смирится с потерей и потребует сатисфакции. Желающих найти ликвидировать судью( имеется не физическое уничтожение а так сказать моральное, лишение должности) среди его врагов не так уж сложно, да и необязательно его убивать есть более гуманные способы, так сказать натуральные способы были бы деньги на оплату данной услуги(подстроить можно все что угодно). По этому за риск и могут затребовать и 50% от «делимой» суммы, да еще предоплату.

3. Третье место ( некоторые данные указывают на то что как бы суд то мелкий а в общей сумме взяточек набегают весьма приличные суммы) — так называемые суды общей юрисдикции, с которыми чаще всего имеет дело население ( мировые судьи, районные области, районные мировые города, кассационные ). В этих судах берут деньги за следующее:

арест или отказ в аресте, в провинции это стоит от 0 до 500, чаще зависимые в отношениях судьи выносят и без денег , а в Москве ныне начинается — от 1000;

назначение к слушанию без «затяжек», — от -3 тыс.;

принятие решения (чаще всего — законного), — от 5000;

направление дела на дополнительное расследование, — от 0000;

направление дела опять в суд первой инстанции (из кассационного суда), но в другом составе, чтобы убрать «строптивого» судью, от -10 тыс. каждому, в кассации как правило три судьи.

исключение из приговора «тяжких» статей, что дает возможность применить амнистию, — от 0000 и предела жадности не имеет

3.4 Как победить коррупцию в судах

Ряд юристов, опрошенных независимыми людьми (все из средств СМИ, интернета. литературы и т.п.) , назвали нам несколько изменений, которые следует обязательно ввести законодательно, чтобы если не искоренить( что невозможно в принцепе), то хотя бы уменьшить уровень коррупции в судейском корпусе. В частности, об этом говорят известные адвокаты, доктора юридических наук и просто грамотные юристы ,которых за грамотность не пустят в судьи, ну и естественно часть обиженных которым не получилось припасть к такой кормушке.

1. Надо готовить судью отдельно в специализированных учебных заведениях и только очно ,а не выбирать из бывших ментов .прокурорских, секретарей(смотри Выше) и тому подобное. Надо упразднить практику назначения районных судей на первый срок президентом. По мнению юристов, этих судей должны избирать, их должны знать жители района. И должен быть принцип состязательности, чтобы выбор был хотя бы из пяти-десяти кандидатов. Это принцип касается только небольших районных судов, мировых судей. Где и должны данные судьи проходить стажировку и только после определенного срока давать судье право стать уже федеральным судьей со всеми правами и обязанностями перед законом..

2. Следует создать постоянно действующие дисциплинарные комиссии, которые бы рассматривали исключительно проступки судей, готовили материалы на их снятие. Ныне же этим занимаются «по совместительству» квалификационные комиссии, принимающие экзамены у кандидатов в судьи, сами понимаете если я за взятку назначил судью я же не позволю его снять он же первый меня продаст, особенно если не успел наворовать на отбитие затрат. В эти дисциплинарные комиссии могли бы войти отставные судьи (не имеющих даже намека на нарушения судейской этике), прокуроры с большим опытом, адвокаты, научные работники и обязательно граждане которые сейчас лучше судьи разбираются в коррумпированных схемах взяточничества и наущениях закона.. И надо, чтобы в эту комиссию с жалобой на судью мог бы обратиться любой гражданин, а не так как сегодня, когда это право принадлежит немногим категориям власть имущих (нардепам, прокурорам и прочим близких к кормушке, председателю суда, представителям президента и Уполномоченного по правам человека, которые и в основном и пользуются продажными судьями).

3. Ограничить права председателя суда любого уровня, забрать у них возможность распределять, кому какое дело расписать, потому что здесь кроется еще одна коррупционная схема. Ведь есть категория «жирных» дел, на которых можно получить крупную взятку и поделиться с руководством суда. А есть «пустые» дела, где заведомо понятно — поживиться нечем.

4. Ввести настоящий ,а не бутафорский , институт присяжных заседателей. Это не уничтожит коррупцию полностью, но существенно ее уменьшит. Сегодня есть присяжные заседатели, но в народе их не зря называют болванчиками, статистами, кивалами, они одобрят любое решение председательствующего судьи. А 12 присяжных подкупить возможно но дорого . И вводить этот институт надо не только для дел, где речь идет о пожизненном, или суровом наказании, но и в любом случае, когда подсудимый этого желает. Ведь присяжные определяют не только «виновен-невиновен», но и квалификацию преступления, например, это неосторожное или умышленное убийство и так ли опасен человек как решил судья за кражу 15000 рублей три года, а за хищение миллионов долларов условный срок. Да еще без выплат потерпевшим. А тут наказание разное. Да и судья будет умнее, а ограничения возможности пососать из кормушки желающих стать судьями резко убавится.

5. Так изменить закон о судоустройстве, чтобы избавиться от случайных, продажных людей среди судей. Надо, чтобы квалификационная комиссия состояла из постоянно работающих членов и несли персональную ответственность за каждого назначенного судью.

6. Ввести для кандидатов в судьи компьютерные экзамены, вроде тех, что сейчас сдают в гаи. Сдавать следует не только теорию, но и практическое ее применение. Особенно в казусных случаях — типа как вы поступите: первый, второй, третий вариант. Да проверять грамотность судьи почаще

7.Обязательный срок стажировки и весьма длительный так чтобы стало понятно за чем этот человек идет в судейский корпус. За доходом или за честью.

Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Взятка — это деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. В настоящее время, сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

Судебную систему Российской Федерации составляют суды трех звеньев:

суды высшей инстанции — Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд;

суды второй инстанции — федеральные суды субъектов Федерации (верховный суд республики, краевой, областной суд, суд автономного округа, автономной области, суд города федерального подчинения), окружные (флотские)военные суды, федеральные арбитражные суды округов и апелляционные арбитражные суды (строго говоря последние два — это суды третьей и второй инстанции соответственно);

суды первой инстанции — федеральные городские и районные суды, мировые судьи, гарнизонные военные суды, арбитражные суды субъектов Федерации;

конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не имеют какой-либо инстанции и не подчинены Конституционному суду РФ.

Судьи предпочитают наличные, принимают их только от хорошо знакомых людей и стараются «отбить» деньги, заплаченные за должность. на втором месте доли в предприятиях, ценные бумаги, недвижимость и тому подобное, но этим грешат уже более пожилые, зрелые и дальновидные. Которые готовят запасной аэродром.

1. По своеобразному «рейтингу» коррумпированности на первом месте — Городской Суд (Например Суд города Москвы) ,Верховный суд .

2. На втором месте — Арбитражные суды.

3. Третье место ( некоторые данные указывают на то что как бы суд то мелкий а в общей сумме взяточек набегают весьма приличные суммы) — так называемые суды общей юрисдикции, с которыми чаще всего имеет дело население ( мировые судьи, районные области, районные мировые города, кассационные ).

Не надо забывать что наведения порядка в суде это сразу пойдет по цепочке порядок в прокуратуре и в полиции.

«Если в милиции будут брать взятки то ее надо переименовать в полицию»» .

Сказано было в 60 годах прошлого столетия но как точно предугадал что будет через пятьдесят лет .

dinsk_kbk

НЕЗАВИСИМЫЙ ДОКЛАД ВСЕРОССИЙСКОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ «ЧИСТЫЕ РУКИ»

ВВЕДЕНИЕ

Большинство жалоб, которые к нам поступают, это жалобы на деятельность судов – 89%. Жалобы на суды общей юрисдикции по гражданским делам составляют – 74%. Количество жалоб на судей уголовного судопроизводства составляет 12 %. Согласно содержанию жалоб граждан, повсеместно установилась система посреднических услуг через так называемых «черных адвокатов», которые берут на себя роль уладить дело с конкретным судьей за определенное вознаграждение. При этом чаще всего «черными адвокатами» являются родственники, друзья судей. Как правило, коррупционная схема выстроена следующим образом: «черный адвокат»- судья — помощник судьи. Конторы таких «черных адвокатов» обычно расположены рядом с судами, обратившимся судьи рекомендуют своих адвокатов, «чужие» адвокаты притесняются или судья недвусмысленно намекает на необходимость смены адвоката, создавая административные барьеры при подаче иска в суд. Если сторона не привлекает «черного адвоката», то обычно проигрывает. Прикрывается схема Председателем суда, собирающим дань со всех судей, а часть денежных средств, как правило, ежемесячно передается Председателю суда региона субъекта РФ, который имеет «своих» лоббистов-судей в Верховном суде РФ.

Сама схема сложно доказуема с точки зрения доказуемости самой потерпевшей стороной, так как судебный процесс, по закону, состязательный и незаконность самого решения не доказывает факт коррупции, а лишь является косвенным подтверждением. Сторона не имеет процессуальных прав установки наблюдения за судьями и т.п., так как это входит в обязанность правоохранительных органов, Следственного комитета, Прокуратуры и ФСБ. Иными словами, факт коррупции практически невозможно доказать. При этом руководство Следственного комитета, прокуратуры и ФСБ на местах стараются сохранить тесные отношения с Председателями судов, которые в дальнейшем ими будут использованы в коррупционных целях самого же руководства правоохранительных органов.

Жалобы на коррупцию в судах для пострадавшего в 99% случаев заканчиваются ответом, что суд независимый и правоохранительные органы не имеют права вмешиваться в дела суда. Либо санкциями в отношении потерпевшего вплоть до привлечения к уголовной ответственности за клевету, с тем, что отвечать человеку придется перед тем же судом, который он ранее обвинил в коррупции.

ПРИМЕРЫ КОРРУПЦИОННЫХ СХЕМ В СУДАХ.

Однако существуют исключения, когда коррупционные схемы имеют доказательную базу, в этом отношении, по сути, бесценной, является информация о коррупции в судах и применяемых схемах, предоставленная самими работниками судов.

Уникальный пример – жалоба на коррупцию в судах Беловинской Александры Ахмедовны, более 10 лет проработавшей в должности секретаря судебного заседания в К-ском районном суде.

Александра Беловинская перешла в К-ский городской суд в феврале 2008 года. Сначала она работала с судьей Наниковым Г.П., который с первых же дней совместной работы дал ей указание о том, что определения по гражданским делам и постановления по уголовным делам должен печатать секретарь судебного заседания, что является нарушением ГПК и УПК РФ. Секретарь судебного заседания стала замечать, что судья допускает нарушения процессуального закона, в частности, судья, не вынося определение о назначении экспертизы, мог отдать дело адвокату и потребовать, чтобы адвокат напечатал указанное определение самостоятельно. Так было, например, с делом по заявлению Р-вой С.Н. о признании гражданина недееспособным. Подготовка определения суда о назначении психиатрической экспертизы по данному делу судьей была поручена адвокату Ш-новой З. Другой пример — гражданское дело по заявлению Г-вой от 18 сентября 2008 года – о признании договора купли-продажи действительным. Дело было передано нотариусу Козенко Л., которая самостоятельно составила и отпечатала решение.

Согласно жалобе А.А. Беловинской, судьи К-ского городского суда передавали дела адвокатам, чтобы последние подготовили соответствующие процессуальные акты, т.е. адвокаты принимали непосредственное участие в изготовлении решений, определений и иных процессуальных документов, имеющие значение по делу. Как утверждает Беловинская, такую схему в своей работе использовала судья Кончицкая (К-ский городской суд): она передавала вообще все дела адвокатам, юристам и помощникам судей – и гражданские, и уголовные. Решения по делам печатали даже стороны по делу. Дела выносились из суда, вовремя не возвращались – всегда с опозданием больше, чем на неделю.

Кроме того, Александра Беловинская заявила, что около 90% (девяносто процентов) судебных решений являются коррупционными.

В качестве яркого примера А. Беловинская указала постановление суда, вынесенное 08 августа 2008 года единолично председателем К-ского суда Судаловой, без участия в судебном заседании гособвинителя, секретаря и адвоката. Судалова рассмотрела материалы уголовного дела в отношении А-вой, обвиняемой по части 4 статьи 228 УК РФ, однако четвертой части в данной статье вообще не существует.

По словам Александры Беловинской, размер взяток в судах зависит от сложности дела. В ее распоряжении имеется письмо Межрайонного отдела К-ской ОРЧ 1 по борьбе с экономическими преступлениями при МВД РФ одного из южных регионов. Документ подписан начальником указанного отдела, который информировал первого заместителя прокурора города К-ра о установившихся размерах суммы взяток по уголовным делам, которые варьируют от 50 000 рублей до 1000 000 рублей в зависимости от сложности дела.

Как заявляет Беловинская, судьи не отказываются и от гораздо меньших денежных сумм. По гражданским делам сумма взятки начинается с 15 000 рублей, причем 15 000 рублей берутся для обжалования в вышестоящей инстанции, а еще 15 000 рублей предназначается самому судье. По административным делам судьи берут, кто сколько даст.

Если адвокат не «черный», ему вообще не дадут работать. Адвокат должен работать по схеме, предложенной местным судом.

Согласно неофициальной информации, продление должностных полномочий председателя суда оценивается от девяти миллионов рублей.

Для самой Александры Беловинской выступление против коррупции в судах обернулось увольнением и возбуждением в отношении нее уголовного дела. Как рассказывает Беловинская, с января по 13 марта 2009 года в отношении нее были проведены 5 (пять) служебных проверок. 13 марта 2009 года ее уволили за, якобы, прогул. Как утверждает Беловинская, с 15 декабря 2008 года до 13 марта 2009 года она просто ходила на работу: у нее забрали компьютер, если в кабинет кто-то приходил, приставы человека просто выгоняли, никаких дел с 15 декабря 2008 года ей не поручали. Аналогичные действия применялись и в отношении других сотрудников суда, которые открыто высказывали свое возмущение воцарившимся произволом и беззаконием судей.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Как видно из материалов доклада, коррупция в судах приобрела масштабный характер, и фактически подорвала доверие к российскому правосудию, нанесла непоправимый вред авторитету российской государственности. Деятельность судей напоминает деятельность менеджмента коммерческой фирмы, что приводит к масштабным нарушениям прав и свобод граждан, на охране которых, в первую очередь, должна стоять судебная власть.

В результате «коммерческой детальности судов» в последнее время мы отмечаем всплеск протестных настроений, особенно в южных регионах страны, что создает благоприятную среду для роста радикальных политических течений в стране. Это приводит к росту, особенно в неблагоприятных регионах, террористических актов, преступности. Ситуация также усугубляется неуверенными шагами в борьбе с коррупцией и бездействием.

Необходимо построение новой политической системы, подконтрольной обществу, где государство будет ему подконтрольно — парламентская республика, построенная на реальной демократии с ограниченными полномочиями президента, что оптимально для российского государства. Это позволит развивать политическую конкуренцию на местах, тем самым, стимулируя появление общественного контроля за властью на местах, на региональном и федеральном уровне. Только гражданский контроль и реальная политическая оппозиция смогут ликвидировать причины порождения коррупции. Возродятся культурные ценности и традиции, получив свое последующее развитие.

Также необходимо провести кадровую чистку среди судей и представителей правоохранительных органов, провести новый набор указанных должностных лиц и обеспечить постоянную ротацию судей и представителей правоохранительных органов по регионам РФ с ограничением срока работы в регионе.

P/S. (Доклад публикуется с сокращениями редакции — dinsk-kbk). Приведенная история борьбы Александры Беловинской с коррупцией в отдельно взятом суде показательна и имеет широкое множество аналогичных примеров «отправления» правосудия российскими судами.

Метки: суд коррупция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *