Корпорации и унитарные

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Корпоративные и унитарные юридические лица

Корпоративные — юр.лица, занимающиеся коммерческой или некоммерческой деятельностью. В унитарных — учредители не являются участниками деятельности, но имеют права на имущество компании.

Корпоративными (корпорациями) называют юридические лица, занимающиеся коммерческой или некоммерческой деятельностью. Учредители подобной организации владеют долей акций, и на основании этого имеют право участвовать в управлении компанией и формировании управленческих структур.

Содержание

Понятие и функции корпоративных юридических лиц

Под корпоративными юридическими лицами (сокращенно корпорация) понимают организации, осуществляющие деятельность коммерческого или некоммерческого характера. Данное понятие были внедрено в гражданское законодательство нашей страны Законом «о внесении изменений в главу 4 ГК РФ».

В соответствии со ст.65 ГК РФ, участники корпоративного юридического лица имеют право принимать непосредственное участие в работе компании, и осуществлять деятельность, которая позволяет им совершать контроль и управление компанией. Участники общества формируют высший управленческий орган, который и занимается всеми вопросами управления компанией.

К корпорациям могут относится не только организации, целью которых является получение дохода, но и структуры некоммерческого назначения.

В качестве корпораций могут выступать:

  • Производственные объединения и предприятия сельхоз назначения;
  • Кооперативы разных типов;
  • Общественные организации и благотворительные структуры;
  • Объединения владельцев недвижимости;
  • Общины малочисленных народов и реестр казачьих обществ.

Виды корпоративных юридических лиц

Корпорация, по сути, является формированием нескольких участников, которые вкладывают некие материальные ресурсы в развитие структуры в целом. Учитывая тот факт, что общая классификация понятия «корпоративное юридическое лицо» устанавливает, что данная организация может заниматься любым видом деятельности, различают следующие виды корпоративных структур:

  • Коммерческие корпорации. Это юрлица, основной задачей которых является предоставление товаров/ услуг или производственная деятельность, конечным итогом работы в которой будет получение прибыли, распределяемой между учредителями в соответствии с их долями в уставном фонде общества;
  • Некоммерческие структуры. Это объединения граждан, основанные на формировании организаций с определенной целью по интересам. Данный тип корпорации не устанавливает своей целью получение прибыли, и существует за счет добровольных взносов учредителей или третьих лиц.
    Кроме этого, различают также еще несколько видов корпоративных юрлиц. В частности, в отношении объединений акционерного типа, выделяют следующие виды корпораций:
  • Публичные АО. Это организации, которые свободно продают свои акции и привлекают новых участников производственного и управленческого процессов. Акции и прочие ценные бумаги таких компаний находятся в свободном доступе, и их может приобрести любой человек или компания;
  • Непубличные АО. Эти структуры не допускают в свою деятельность новых лиц, и свободные акции и ценные бумаги распространяются внутри компании среди ее постоянных участников.

Корпоративные членские права и обязанности

Права и обязанности участников корпорации прописаны в ст.65 ГК РФ. В соответствии с данным нормативом, акционеры имеют следующие права:

  • Своевременно и по запросу получать всю информацию о финансовом состоянии дел в компании;
  • Участвовать в формировании управленческих структур компании и оказывать влияние на некоторые производственные моменты;
  • Действовать от имени корпорации в вопросах, касающихся возврата долговых обязательств, и причинения убытков.

Помимо этого, допускается также наделение учредителей иными правами, которые отдельной главой прописываются в уставной документации корпорации.

Что касается обязанностей акционеров корпоративных структур, то они имеют следующие виды:

  • Участник компании обязан принимать участие в формировании материальных резервов организации;
  • Запрет в разглашении информации, которая предназначена исключительно для внутреннего пользования и считается конфиденциальной;
  • Запрет на совершение любых действий, которые могут поставить корпорацию в невыгодное положение, или же могут привести к убыточной деятельности.

Характеристика унитарных юридических лиц

Корпоративные и унитарные юридические лица имеют между собой много общих характеристик. Однако и различий между ними существует достаточно много.

В соответствии с положениями ст.65.1 ГК РФ, под унитарными юрлицами понимают компании, в которых учредители не являются их участниками деятельности и не приобретают членских прав, но при этом имеют вещные права на имущество компании.

К унитарным юрлицам можно отнести разнообразные государственные фонды и структуры, учреждения, которые контролируются муниципальными властными структурами, организации, чья деятельность связана с религией, разнообразные некоммерческие компании и публично-правовые объединения.

Виды унитарных предприятий имеют аналогичную структуру с делением корпоративных формирований. Однако, при упоминании унитарных структур, необходимо рассмотреть сущность этого понятия, чтобы узреть очевидные различия между ними.

Исходя из текущих основополагающих норм, унитарные предприятия могут быть разделены на:

  • Государственные, в которых имущество принадлежит государственным органам управления, и они же назначают ответственного за ведение деятельности компании;
  • Негосударственные. Эти структуры формируются и управляются обычными гражданами, которые по той или иной причине решили создать организацию, которая будет выполнять определенные функции;
  • Коммерческие. Это юрлица, основной целью которых является получение прибыли в следствие оказания определенных услуг, или в результате производственной деятельности;
  • Некоммерческие. Это добровольное объединение учредителей, каждый из которых вносит некую долю имущества в общий уставный фонд, который принадлежит компании. При этом целью организации не является получение прибыли, и чаще всего данные структуры объединены некоей целью или интересами.

Помимо того, унитарные организации могут быть публичными, то есть открытыми для доступа новых членов, и закрытыми, в которых не допускается появление новых участников.

Отличие корпоративных юридических лиц от унитарных

Анализируя классификацию и правовое положение корпораций и унитарных структур, можно сделать вывод, что между ними существует огромное количество различий.

Среди них можно выделить следующие:

  • Имущество учредителей формирует уставный капитал компании, но при этом, в корпорациях оно принадлежит учредителям по праву собственности, а в унитарных структурах – компании;
  • Учредители в корпорации имеют право принимать активное участие в управление структурой, а вот участники унитарных обществ не могут осуществлять управленческую деятельность;
  • Учредители корпораций имеют право осуществлять определенные действия от имени организации, а вот участники унитарных структур такой функцией воспользоваться не могут;
  • Имущество корпорации формируется за счет взносов со стороны учредителей, и оно принадлежит только им, а в унитарных структурах участники будут иметь некие имущественные права, но при этом управление имущественными активами будет осуществлено самой компанией.
  1. Корпоративные и унитарные юридические лица

  2. Права и обязанности участников корпорации

  3. Управление в корпорации

Корпоративные и унитарные юридические лица

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводит новые понятия — «корпоративное юридическое лицо» и «унитарное юридическое лицо»:

Статья 651. Корпоративные и унитарные юридические лица

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 642. Прекращение недействующего юридического лица
Статья 652. Права и обязанности участников корпорации →
  1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

  2. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

  3. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 651 Гражданского кодекса РФ

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» все юридические лица разделяются на 2 категории:

  • корпорации — организации, основанные на началах членства их учредителей (участников);

  • унитарные организации — юридические лица, в которых ее учредители не становятся участниками и не приобретают прав членства (государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, религиозные организации).

Такая систематицация является единой, т.е. распространяется как на коммерческие, так и некоммерческие организации.

Статья 651 закрепляет два признака корпораций:

  • участие (членство) в них их учредителей (участников);

    Этот признак корпорации вытекает из существа корпоративных отношений как отношений участия (членства), прямо закрепленного в абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК. В этих отношениях общий принцип отделения имущества юридического лица от имущества его учредителей (делающее возможным выступление юридического лица в качестве самостоятельного участника гражданских правоотношений) приобретает необходимое своеобразие: хотя имущество, переданное корпорации ее участниками (учредителями), перестает быть объектом их права собственности (даже долевой), они, однако, остаются ее членами, имеющими возможность участвовать в формировании воли созданного ими юридического лица, в том числе по поводу использования уже не принадлежащего им имущества корпорации.

    Под правом членства понимается право участников юридического лица на участие в управлении деятельностью корпораций.

  • формирование ими высшего органа юридического лица.

    Особенностью гражданско-правового статуса корпорации является еще и то обстоятельство, что ее учредители (участники) по существу автоматически составляют ее высший орган (общее собрание).

Предусмотренное деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ и производственных кооперативов) и некоммерческих корпораций — потребительских кооперативов (включая садоводческие, огороднические, дачные «некоммерческие объединения граждан» и общества взаимного кредитования и взаимного страхования), общественных организаций граждан (включая политические партии, профсоюзы и созданные гражданами объединения по интересам), ассоциаций или союзов (включая торгово-промышленные, адвокатские и нотариальные палаты, объединения (союзы) работодателей, некоммерческие партнерства), а также коммерческих унитарных организаций (государственных и муниципальных унитарных предприятий) и некоммерческих унитарных организаций (фондов, учреждений и религиозных организаций). Такой подход, в основном сохраняя сложившиеся организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, вместе с тем позволяет урегулировать общие элементы их гражданско-правового статуса, котоые в настоящее время «разбросаны» по разным законам (ГК, Закон «О некоммерческих организациях», Закон «Об общественных объединениях» и пр.).

Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников (статьи 651 — 653), что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им в статье 652 ГК права на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д.).

Права и обязанности участников корпорации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводит права и обязанности участников корпорации:

Статья 652. Права и обязанности участников корпорации

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 651. Корпоративные и унитарные юридические лица
Статья 653. Управление в корпорации →
  1. Участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе:

    • участвовать в управлении делами корпорации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса;

    • в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

    • обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и порядке, которые предусмотрены законом;

    • требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 531);

    • оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

    Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

  2. Участник корпорации или корпорация, требующие возмещения причиненных корпорации убытков (статья 531) либо признания сделки корпорации недействительной или применения последствий недействительности сделки, должны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников корпорации и в соответствующих случаях корпорации о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Порядок уведомления о намерении обратиться в суд с иском может быть предусмотрен законами о корпорациях и учредительным документом корпорации.

  3. Участники корпорации, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к иску о возмещении причиненных корпорации убытков (статья 531) либо к иску о признании недействительной совершенной корпорацией сделки или о применении последствий недействительности сделки, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.

  4. Если иное не установлено настоящим Кодексом, участник коммерческой корпорации, утративший помимо своей воли в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц права участия в ней, вправе требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли. Суд может отказать в возвращении доли участия, если это приведет к несправедливому лишению иных лиц их прав участия или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия. В этом случае лицу, утратившему помимо своей воли права участия в корпорации, лицами, виновными в утрате доли участия, выплачивается справедливая компенсация, определяемая судом.

  5. Участник корпорации обязан:

  6. участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации;

    не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;

    участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

    не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;

    не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

    Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Комментарий к статье 652 ГК

Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников, что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им в статье 65.2 ГК права на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д.).

Пукнтом 2 статьи законодательно закрепляется появившаяся в арбитражно-судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации — восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней («восстановление корпоративного контроля»), обеспечивающая права и интересы лиц, пострадавших от необоснованного «списания» акций и долей участия, «корпоративных захватов» и тому подобных неправомерных действий и злоупотреблений.

Управление в корпорации

Отдельная статья Закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» посвящена управлению в корпорации:

Статья 653. Управление в корпорации

(по состоянию на 01.07.2018)

Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах →
  1. Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.

  2. В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом и уставом корпорации.

  3. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

  4. определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

    утверждение и изменение устава корпорации;

    определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

    образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

    утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

    принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

    принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

    избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

    Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.
    Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.

  5. В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

  6. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

    К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи коллегиального органа управления.

  7. Наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

    Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 531), оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 652 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 653 ГК

Статья 653 ГК в общем виде устанавливает систему органов корпорации как юридического лица. Особенности управления, в том числе система органов отдельных видов корпораций, предусмотрены также как специальными нормами самого ГК и законами об отдельных видах корпораций. Эти нормы как специальные имеют преимущество в применении перед общими правилами комментируемой статьи.

Общее собрание участников любой корпорации является ее высшим органом, но законодательство о хозяйственных обществах (коммерческих корпорациях) последовательно сужает компетенцию их общих собраний, особенно специальными законами и уставами этих корпораций, а теперь еще и с помощью корпоративных соглашений. Поэтому рассмотрение общих собраний в качестве высших органов таких корпораций все в большей мере становится символическим.

В п. 2 статьи 653 ГК перечислены вопросы, входящие в исключительную компетенцию общего собрания. Помимо вопросов, прямо перечисленных в указанной норме, к исключительной компетенции общего собрания могут быть отнесены и иные вопросы, если это предусмотрено специальным законом и принятым в соответствии с ним уставом конкретной корпорации. По общему правилу все перечисленные вопросы не могут быть переданы в компетенцию других органов корпорации даже по решению самого общего собрания (что и позволяет говорить об исключительности этой компетенции, а само общее собрание объявлять высшим органом корпорации).

В соответствии с п. 3 статьи 653 ГК в корпорации всегда создается единоличный орган, который становится органом этого юридического лица, уполномоченным выступать от его имени в гражданском обороте (п. 1 ст. 53 ГК), в том числе заключать сделки, подписывать тексты договоров и т.д. Коллегиальные органы корпорации создаются ею в тех случаях, когда это предусмотрено Кодексом, иным законом или уставом корпорации (т.е. волей ее учредителей/участников).

В роли единоличного органа корпорации может выступать не только физическое, но и юридическое лицо («управляющая компания»). Важной новеллой в этом отношении является правило о возможности предусмотреть в уставе конкретной корпорации наличие в ней нескольких лиц, наделенных полномочиями ее единоличного органа и действующих в соответствии с ее уставом либо совместно, либо независимо друг от друга (см. также абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК).

Компетенция единоличного и коллегиального исполнительных органов корпорации формально определяется по «остаточному принципу»: она охватывает вопросы, не вошедшие в компетенцию высшего органа корпорации (а также ее контролирующего органа — наблюдательного совета). Однако именно компетенция исполнительных органов корпорации, которые управомочены на решение всех (любых) вопросов, не только не отнесенных прямо к исключительной компетенции общего собрания, но и изъятых из нее по указанию закона или устава корпорации (либо по решению ее общего собрания, что также предусмотрено законом), фактически становится основной и определяющей всю ее деятельность, тем более что компетенция ее высшего органа, как отмечено выше, постоянно сужается (что особенно характерно для акционерных и других хозяйственных обществ).

В корпорациях в соответствии с законом или уставом могут создаваться и иные их органы (помимо прямо названных в статье 653 ГК), не становящиеся ни волеобразующими, ни волеизъявляющими, т.е. не являющиеся органами корпорации как юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК), способными выступать или принимать корпоративные решения от ее имени. Таким органом в соответствии с п. 2 статьи 653 ГК является, например, ревизионная комиссия (ревизор). К числу такого рода органов корпорации, образуемых исключительно по решению ее участников и в соответствии с уставом конкретной корпорации, относятся постоянно действующие или создаваемые для конкретной ситуации (ad hoc) различные комитеты, комиссии, советы и т.п.

В п. 4 статьи 653 ГК предпринята попытка разграничить статус таких коллегиальных органов корпораций, как совет директоров и наблюдательный совет. Речь идет о двух совершенно разных коллегиальных органах с различными задачами и компетенцией. Наблюдательный совет появился в германском акционерном праве в качестве постоянно действующего (а не периодически созываемого) органа, контролирующего деятельность исполнительных органов общества (а также дающего согласие на совершение обществом определенных сделок и формирующего и изменяющего состав правления — коллегиального исполнительного органа). Наблюдательный совет в германской корпоративной модели состоит из представителей акционеров (а во многих случаях — еще и из представителей наемных работников) и вместе с общим собранием относится к высшим органам акционерного общества. Его наличие позволяет говорить о трехзвенной системе управления обществом: общее собрание — наблюдательный совет — исполнительные органы. Отечественное акционерное право изначально формировалось под определяющим влиянием американского корпоративного права, которому такой орган неизвестен: он считается здесь излишним и без необходимости связывающим инициативу совета директоров. Для постоянного контроля за деятельностью корпоративного менеджмента современное американское право использует категорию «независимый директор» (такой директор является, однако, членом контролируемого им совета директоров).

Именно это положение и послужило основой для «компромиссного» решения об «объединении» германского наблюдательного совета и американского совета директоров. В результате получился единый коллегиальный орган российских акционерных обществ. При этом деятельность такого совета директоров акционерного общества все равно ограничивалась «общим руководством», из чего следовала целесообразность создания других коллегиальных исполнительных органов общества (правления и т.п.), т.е. трехзвенная система управления им (общее собрание — совет директоров (наблюдательный совет) — исполнительные органы), но при отсутствии в ней постоянно действующего контрольного органа.

В абз. 2 п. 4 статьи 653 ГК установлена компетенция членов «коллегиального органа управления» (наблюдательного совета), которая не сводится только к праву на получение информации о деятельности корпорации и знакомству с ее бухгалтерской и иной документацией, но и позволяет им самостоятельно оспаривать некоторые совершенные корпорацией сделки и требовать применения последствий их недействительности. При этом оспаривание соответствующих сделок корпорации вправе совершать именно члены наблюдательного совета, но не сам этот «коллегиальный орган управления» в целом. Поскольку такое право в силу п. 1 ст. 65.2 ГК теперь имеется у любого участника корпорации (и именно они в том или ином качестве входят в состав наблюдательного совета) и даже членами наблюдательного совета оно осуществляется в общем порядке, предусмотренном п. 2 ст. 65.2 ГК (т.е. с предварительным извещением других его членов и т.д.), можно сделать вывод о том, что компетенция самого наблюдательного совета корпорации в такой трактовке принципиально не отличается от компетенции ее ревизионной комиссии, поскольку отечественный законодатель по существу так и не усмотрел в этом органе какой-либо особой надобности.

Статья написана и размещена 17 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 10.05.2014, 03.07.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Полезные ссылки по теме «Корпоративное и унитарное юридическое лицо. Управление в корпорации»

  1. Краткий обзор всех существенных изменений в ГК РФ

  2. Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

  3. Изменения в статьи 48 — 12328 ГК РФ — положения о юридических лицах (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)

  4. Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

  • Объекты гражданских прав (статьи 128 — 136)

  • Ценные бумаги (статьи 142 — 1495)

  • Нематериальные блага и их защита (статьи 150 — 1522)

  • Сделки (статьи 1571 — 1651)

  • Недействительность сделок (статьи 166 — 181)

  • Решение собраний (статьи 1811 — 1815)

  • Представительство. Доверенность (статьи 182 — 1881)

  • Исковая давность (статьи 196 — 207)

  • Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)

  • Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Создание организации

  • Юридическое лицо — понятие и виды

  • Подготовка и оформление документов для регистрации

  • Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции

  • Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате

  • Открытие расчетного счета в банке

  • Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

  • Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

  • Реорганизация юридического лица

  • Способы ликвидации организации

  • Tags: корпоративная, организация, корпоративное юридическое лицо, изменения, Гражданский кодекс

    Понятие и виды корпоративных клиентов

    «Корпоративный» в толковом словаре русского языка под редакцией к.э.н Шведовой Н.Ю. трактуется как узкогрупповой, ограниченный узким кругом.

    Различные авторы по-разному с теоретической точки зрения относят того или иного клиента банка к корпоративному. Например, с точки зрения А.Г. Молчанова одного из ведущих экономистов России под корпоративными клиентами банка понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели как организационно-хозяйственные структуры, имеющие возможности для широкомасштабной реализации научно-технических и технологических достижений, а также хозяйственные организации малого и среднего бизнеса, которые массой противостоят олигархическим тенденциям крупных производителей и создают конкурентную среду, обеспечивая производству гибкость и индивидуализацию . Однако, это не единственная трактовка понятия «корпоративный клиент банка».

    С точки зрения В.М. Власовой доктора экономических наук, профессора, корпоративный клиент банка — контрагент банка, имеющий задолженность перед банком по действующим кредитам, по поручению которого выданы гарантии или открыты аккредитивы, или банком приобретены его ценные бумаги, или реализованы прочие операции, несущие кредитный риск для банка, либо это потенциальный контрагент банка, не относящийся к категории финансовых учреждений, предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления .

    Исследовав различные точки зрения к определению корпоративного клиента банка, мы пришли к выводу, что каждая кредитная организация формирует свои принципы взаимоотношений с корпоративными клиентами, в том числе при осуществлении вложений. Эти принципы включают в себя всестороннюю оценку деятельности клиента и связанных с ней рисков, что обусловлено особенностями банковского бизнеса и его решений в области корпоративного кредитования. В связи с этим анализ инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта, выступающего в роли корпоративного клиента банка, с точки зрения кредитной организации имеет свою специфику .

    Факторы и условия инвестиционной привлекательности корпоративного клиента банка — процессы и явления во внутренней и внешней средах деятельности клиента, оказывающие влияние на его инвестиционную привлекательность. Показатель инвестиционной привлекательности корпоративного клиента банка — переменная, описывающая влияние фактора (условия) инвестиционной привлекательности на стоимость бизнеса корпоративного клиента банка.

    Стоимость бизнеса корпоративного клиента банка — интегральный оценочный показатель, характеризующий инвестиционную привлекательность корпоративного клиента банка и представляющий собой дисконтированную стоимость текущих и будущих денежных потоков корпоративного клиента.

    Общим показателем, отражающим партнерские отношения банка с клиентом, выступает клиентоориентированность, т. е. степень детальности подхода к процессу обслуживания клиентов. Используемые модели оценки клиентоориентированности сведены к ценовой конкуренции, устойчивости банка и широте продуктового ряда банковских услуг, особенностью также является рассмотрение клиентоориентированности «снаружи», с позиций предприятия-клиента, без учета внутренних организационных процессов управления в банке.

    Факторами, свидетельствующими об «ориентации банка на клиента» (и возможно, достаточной клиентоориентированности банка) на современном этапе можно считать: сегментация клиентской базы, особая технология работы с наиболее ценными клиентами; наличие клиентской политики, определение четких целей, приоритетов, ресурсов в формировании нужной для банка клиентской базы, организационное обеспечение этой деятельности, включая ее координацию; создание сильного «клиентского поля» банка, т. е. набора прописанных правил, законов, технологий поведения сотрудника с клиентами (стандарта ответов по телефону, меморандум о клиентах, правила бесконфликтной работы и пр.); реализация принципа тотальности уровня клиентской работы, т. е. во всех точках соблюдается требуемый уровень отношений с клиентами; развитие коммуникаций с клиентами (годовой алгоритм личных встреч руководства с клиентами, установление удаленных терминалов и др.); создание кодекса прав клиента и соблюдение их; квалификация сотрудников клиентоориентированных подразделений, уровень применения современных информационных технологий в работе с клиентами; мониторинг качества обслуживания клиентов, разработка индекса удовлетворенности клиентов банка .

    Традиционно основной характеристикой клиентоориентированной позиции банка является стоимость предлагаемых им банковских услуг. Согласно предложениям банков в спектр услуг банка корпоративным клиентам входят: РКО, система «Банк-Клиент», кредитование, вексельное обслуживание, депозиты (плата по остаткам на счетах), инкассация денежных средств, зарплатные проекты на основе пластиковых карт и лицевых счетов, прием от населения платежей в пользу предприятий и организаций, индивидуальные сейфовые ячейки, информационная поддержка бизнеса клиента.

    Причем между тарифами различных групп банков прослеживается четкая разница: местные банки имеют более высокие тарифы как в обслуживании счета, так и в кредитовании, но при этом готовы предоставлять ресурсы на более длительный срок. У филиалов инорегиональных (особенно недавно открытых) стоимость расчетно-кассового обслуживания практически равна себестоимости или немного выше ее, а по некоторым позициям (прием наличных, ведение счета) обслуживание бесплатное. Все тарифы для корпоративных клиентов представляют собой не фиксированную величину, а некоторую «вилку», между минимальным и максимальным значениями которой может быть установлена плата за ту или иную услугу .

    При заключении договора на оказание банковских услуг в зависимости от договоренности сторон может быть установлена плата из диапазона между минимальным и максимальным значениями. На установление конкретной величины тарифа оказывает влияние значимость клиента, его отраслевая принадлежность, комплекс используемых услуг банка и другие факторы клиентоориентированности банка и приоритетности клиента.

    Для анализа влияния данных факторов на степень индивидуализации обслуживания клиентов и отражения их на клиентоориентированности банка рекомендуется анализ взаимоотношений с клиентами по следующим критериям: конкурентность прописанных клиентских бизнес-технологий; действующая система продаж банковских услуг и продуктов; масштаб деятельности клиента, где в первую очередь в расчет берутся остатки на счетах клиента, его оборот по счетам с выделением VIP и особо значимых клиентов; по численности сотрудников клиентов; отраслевая принадлежность клиента, которая зависит от региональных особенностей и позволяет выделить основные и перспективные направления финансовых потоков; по комплексу используемых услуг банка; по тарифам, используемым в работе с клиентами.

    Параметр позволяет разделить клиентов на целевые группы по различным критериям и определению степени индивидуализации их обслуживания как по отдельному критерию, так и по совокупности.

    Параметры индивидуальности обслуживания клиентов приведены в таблице 1.1.

    Таблица 1.1

    Параметры индивидуального обслуживания корпоративных клиентов*

    Группы

    Параметры индивидуализации обслуживания

    клиентов

    Индивид.-

    наличие

    участие кли-

    выработка

    индивидуальный

    «тариф-

    «индивиду-

    ента в кол-

    стратегии

    подход к обслу-

    ные планы»

    ального ме-

    легиальных

    взаимного

    живанию со-

    неджера»

    органах

    содействия

    трудников

    I группа

    в отдельных

    в исключитель-

    (низкая

    случаях, по

    ных случаях ру-

    значимость

    обращению

    нет

    нет

    нет

    ководство

    для банка)

    клиента

    II группа

    при необхо-

    в исключи-

    (средний

    димости, по

    тельных слу-

    уровень

    обращению

    нет

    чаях и в

    нет

    руководство

    значимости)

    клиента

    особо мас-

    штабных

    III группа

    в зависимо-

    руководители

    (высокая

    сти от зна-

    высшего и сред-

    значимость)

    да

    да

    желательно

    чимости

    него звена

    клиента в

    регионе

    IV группа

    корпоратив-

    большинство

    (особо зна-

    ные схемы

    да

    участвует

    да

    да

    чимые)

    *Источник:

    Например, к параметрам, влияющим на степень индивидуальности обслуживания, согласно практике работы Сберегательного Банка РФ и «Положению по обслуживанию корпоративных клиентов в учреждениях Сберегательного Банка РФ», следует относить: индивидуальные и льготные «тарифные планы», скорректированные в зависимости от специфики работы клиента; наличие «индивидуального менеджера»; участие клиента в коллегиальных органах взаимоотношений банка и клиента («Совет клиентов»); выработка стратегии взаимоотношений банка и клиента; индивидуальный подход к обслуживанию сотрудников организации-клиента как физических лиц. Параметры свидетельствуют, что наибольшее внимание и льготы уделяются значимым клиентам (III — V группа), а мелкая клиентура обслуживается в большей степени на стандартных массовых условиях. Данная схема позволяет учитывать интересы крупных клиентов, корректировать свою политику в соответствии с потребностями значимых системных клиентов, а на основе выработанной стратегии осуществлять обслуживание более мелких клиентов и при необходимости уточнять с отдельными (желающими) из них вопросы их индивидуального обслуживания .

    По критерию объема привлеченных средств согласно «Положению по обслуживанию корпоративных клиентов в учреждениях Сберегательного Банка РФ» клиенты банков классифицируются в зависимости от величины среднедневного остатка на расчетном счете или среднедневного остатка ссудной задолженности (отрицательное сальдо на ссудном счете).

    Отраслевая классификация клиентов позволяет выявить, с каким сектором экономики у банка наиболее тесная взаимосвязь, предприятия какой отрасли имеют наибольшее влияние на деятельность банка, отражает направление специализации банка. Как правило, основная масса клиентов банка — торговля, затем промышленность, строительство и сельское хозяйство. Причем основной особенностью предприятий торговли считаются незначительные остатки на счетах, т. к. практически 100 % их средств находятся в обороте. В этих условиях более подходящим критерием видится величина их оборота, объем полученных кредитов или комплекс используемых услуг. Кроме того, торговля — очень широкое понятие, и целесообразно выделить оптовую, розничную, внешнюю торговлю, а также общепит.

    Промышленные организации характеризуются «классической» экономикой, а во взаимоотношениях с банком — это: четкое разграничение оборотных и внеоборотных активов; преимущественное кредитование строительных проектов, реконструкции, модернизации, приобретения нового оборудования, в значительно меньшей степени — оборотных средств; значительные остатки на счетах (в сравнении с другими отраслями); его масштаб, наличие дочерних структур; небольшое влияние сезонности на деловую активность; средняя скорость оборачиваемости средств на расчетном счете; долговременное сотрудничество с одним банком, комплексность приобретаемых услуг .

    К сельскохозяйственным организациям относятся ООО, образованные на базе колхозов, индивидуальные крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ), животноводческие комплексы; другие сельхозпроизводители, при этом их отличительными особенностями являются: географическое расположение — за чертой города, в сельской местности; сезонность работы, ограниченная товарная номенклатура; списание средств с расчетного счета наличными или перевод в векселя; аграрные кредиты — одна из наиболее распространенных разновидностей кредитных операций; зависимость от организаций оптовой торговли сельхозпродукцией.

    Транспортные предприятия — автоколонны, передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда, автовокзалы, автопарки и т. д. — преобразованные в «общества» различного типа также характеризуются «классической» экономикой.

    Строительные организации имеют, как правило, значительные остатки на расчетных счетах, которые увеличиваются по мере оплаты подрядных работ и сокращения объемов незавершенного строительства. В последнее время количество частных строительных компаний имеет тенденцию роста. Пользуются кредитными услугами: целевые кредитные линии под строительство и связанное кредитование под покупку жилья заемщиком — физическим лицом, ипотечное кредитование. Общественные организации представлены административными структурами разного уровня, органами власти, некоммерческими организациями (товарищества собственников жилья, гаражно-строительные кооперативы, профкомы, садоводческие товарищества), адвокатскими коллегиями.

    Наиболее важными из вышеперечисленных категорий клиентов являются административные структуры и органы власти, которые, помимо значимости на местах, имеют достаточно значительное финансирование из бюджетов разных уровней, играют значительную роль в привлечении на обслуживание в банк новых клиентов, их участие в коллегиальных органах взаимодействия банка с клиентами позволяет на начальном этапе согласовывать деятельность с политикой властных структур и действовать в «едином ключе» .

    С точки зрения комплекса услуг, используемых структурами, это может быть РКО, прием платежей в пользу организаций от физических лиц через филиальную сеть банка, плата по депозитам (неснижаемым остаткам на расчетных счетах). В связи с централизованным учетом за расходованием средств и целевыми поступлениями данные клиенты не пользуются кредитованием.

    Полученную классификацию клиентов банков (как существующих, так и потенциальных) целесообразно использовать при разработке типовых банковских продуктов, ориентированных на ту или иную отрасль, делать упор на дополнительную разработку эксклюзивных банковских продуктов для организаций наиболее многочисленных и быстроразвивающихся отраслей, где потребности внутри отрасли могут варьироваться, и для первоначального стандартного продукта могут потребоваться адаптированные варианты. Исследование клиентуры банка по комплексу используемых услуг позволяет выделить предпочтения клиентов, определить «типовые» пакеты услуг, направления разработки новых и модернизации существующих банковских продуктов, «целевые аудитории» рекламы и потенциальных клиентов. Для всех продуктов, кроме услуг с использованием пластиковых карт, обязательным является наличие расчетного счета в данном банковской: учреждении, а РКО — базовая услуга для юридических лиц и основа пакетного обслуживания. В современных условиях повсеместной автоматизации использование системы электронных платежей «Банк-Клиент», ее доступность и простота становится де-факто для средних и крупных клиентов. Следовательно, можно выделить «минимальный» пакет услуг (РКО плюс система «Банк-Клиент»), и он является наиболее востребованным. Данный пакет используют организации со средним и большим документооборотом, а также «современные» организации и удаленные от банка. Стоимость пакета включает РКО плюс стоимость обслуживания системы «Банк-клиент».

    Важнейшей составляющей любого пакета услуг является кредит, его имеют порядка 10 % клиентов, из них 35 % — более одного одновременно. На этапе подъема экономики данная услуга становится более популярной. В данных условиях клиент, оформляющий ссуду, использует «минимальный» пакет. Данный пакет (с различными дополнительными услугами) имеет большинство крупных клиентов банка.

    «Вексельная схема расчетов» включает РКО плюс работа с ценными бумагами (векселями). Используется в чистом виде организациями, занимающимися сезонной оптовой торговлей (сельхозпродукцией). Перевод денег векселем является альтернативой выдаче наличных денежных средств со счета. Векселя в своей деятельности используют и крупные организации, у которых они не являются основной формой расчетов .

    При этом основным преимуществом данной схемы расчетов в сравнении с обналичиванием средств для клиента будет сокращение комиссионных издержек в обслуживании, отсутствие роста кассовых оборотов и отчетности за них. Среди клиентов банков около 15 % постоянно пользуются вексельным обслуживанием, около 40 % — хотя бы единожды, для Сбербанка данный показатель на 5- 10 % выше, следует учитывать, что клиенты других банков открывают счета в Сбербанке России для вексельного обслуживания.

    Для организаций с большим штатом актуально перечисление заработной платы своих работников на пластиковые карты или во вклады. Инструментом банка в привлечении клиентов на обслуживание, стимулирование клиента к удержанию и накоплению средств на счете является их депозитное обслуживание, плата по остаткам на расчетных счетах.

    Эта услуга актуальна для консервативных организаций, имеющих свободные средства, накопительные счета для уплаты налогов и других обязательных платежей, перечисления выручки в вышестоящие структуры. Но следует учитывать, что использование данной услуги не всегда целесообразно, т. к. привлечение средств на платной основе увеличивает стоимость ресурсов банка, тем самым вынуждая, или терять часть прибыли, или повышать стоимость размещения ресурсов, снижая при этом конкурентоспособность банковского продукта.

    Как составляющая пакетного обслуживания, плата по остаткам на расчетных счетах специфична, является пассивной услугой, часто используется по причине невозможности ведения активной хозяйственной деятельности в текущих условиях, поэтому включение ее в один пакет с кредитованием, ценными бумагами и т. д. нелогично.

    Как правило, депозитное обслуживание включается в пакет только с необходимым минимумом базовых услуг (РКО). Инкассация наличных денежных средств используется при большом обороте наличных средств, большом количестве торговых точек, периодически сдающих наличность. Ее преимущество — снижение риска транспортировки наличных для сдачи в банк, перевод этих рисков на банк. Как пакетное обслуживание, оно актуально для организаций, имеющих большой наличный оборот и использующих систему «Клиент-Сбербанк», т. е. пакет «Удаленное обслуживание», а также «зарплатные проекты» на основе пластиковых карт .

    Прием от населения платежей в пользу юридических лиц и предпринимателей, как правило, характерно при централизованном оказании услуг (регистрационные, страховые, агентские, коммунальные и др.) в одном или нескольких местах (офисах) при широком географическом охвате территории и отсутствии собственной филиальной сети или касс приема платежей, при большом количестве клиентов — физических лиц. Данной услугой в настоящее время пользуются порядка 25 % клиентов СБ РФ. По другим кредитным организациям этот показатель гораздо меньше, т. к. преимущественно данной услугой пользуются образовательные и общественные организации, находящиеся на обслуживании в СБ РФ.

    Наибольшей популярностью пользуются также такие активные услуги банка, как кредитование, затем вексельные схемы расчетов и электронный документооборот с использованием системы «Банк-клиент», но самым доходным остается пакет с использованием кредитования. Учитывая отраслевую классификацию клиентской базы и проведя выборку клиентов, пользующихся данными пакетами услуг, можно сделать вывод, что данные пакеты услуг наиболее востребованы торговыми организациями (оптовая торговля), заинтересованными в быстром документообороте (Банк-клиент), имеющими потребность в пополнении оборотных средств (Кредитование), в крупных налично-денежных расчетах (Векселя).

    Также данный пакет популярен у строительных организаций и предприятий, осуществляющих введение новых производственных мощностей, офисов, т. е. имеющих долговременные финансовые вложения в создание основных средств, и нуждающихся в кредитных ресурсах. Комплексное банковское обслуживание находится в стадии становления и применяется только для крупных клиентов, средние же и мелкие предприятия не используют услуги банков на постоянной основе в силу неотработанности механизмов реализации им банковских услуг (в первую очередь кредитования) и недостаточной прозрачности бизнеса.

    2. Настоящий Кодекс объявляет общее собрание участников любой корпорации ее высшим органом. Однако законодательство о хозяйственных обществах (коммерческих корпорациях) последовательно сужает компетенцию их общих собраний, особенно специальными законами и уставами этих корпораций, а теперь еще и с помощью корпоративных соглашений (см., например, ст. 65.3, п. 3 ст. 66.3, п. 2 ст. 67.1, ст. 67.2 ГК). Поэтому рассмотрение общих собраний в качестве высших органов таких корпораций все в большей мере становится символическим.

    В крупных по числу участников некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах высшим органом может являться не общее собрание, а иной коллегиальный орган, непосредственно представляющий всех их участников. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193 «О сельскохозяйственной кооперации» <1> общее собрание членов кооператива, число которых превышает 200, «может проводиться в форме собрания уполномоченных», которое таким образом объявлено формой общего собрания участников данного кооператива. Для других видов коммерческих корпораций, включая хозяйственные общества (в том числе публичные акционерные общества), такая возможность исключена.

    ———————————
    <1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

    3. В п. 2 комментируемой статьи перечислены вопросы, входящие в исключительную компетенцию общего собрания. Речь идет о наиболее важных вопросах деятельности корпорации, включая само ее существование (реорганизацию и ликвидацию), утверждение и изменение ее учредительных документов, формирование иных органов корпорации, установление порядка приема и исключения членов корпорации (если он не предусмотрен законом), определение основных направлений деятельности корпорации и принципов использования ее имущества, а также утверждение годовых отчетов о деятельности корпорации и принятие решений о создании других юридических лиц (или участии в них), филиалов и открытии представительств. Помимо вопросов, прямо перечисленных в указанной норме, к исключительной компетенции общего собрания могут быть отнесены и иные вопросы, если это предусмотрено специальным законом и принятым в соответствии с ним уставом конкретной корпорации. По общему правилу все перечисленные вопросы не могут быть переданы в компетенцию других органов корпорации даже по решению самого общего собрания (что и позволяет говорить об исключительности этой компетенции, а само общее собрание объявлять высшим органом корпорации).

    Однако на практике данная компетенция постоянно сужается, особенно в акционерных и других хозяйственных обществах. Эта тенденция отчетливо проявляется и в правилах п. 2 комментируемой статьи. Во-первых, общий перечень вопросов, входящих в исключительную компетенцию общего собрания корпорации, может быть иным (как правило, более узким), если это прямо предусмотрено ГК РФ или специальным законом (в особенности это касается Закона об акционерных обществах). Во-вторых, многие из названных здесь правомочий снабжены оговоркой: «Если иное в соответствии с законом не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации» (например, образование других органов корпорации, утверждение ее годовых отчетов, принятие решений об участии в других юридических лицах и др.). Поэтому нормами специального закона (например, Закона об акционерных обществах) можно изъять эти вопросы из исключительной компетенции общего собрания. В-третьих, последний абзац п. 2 комментируемой статьи устанавливает общее правило, в соответствии с которым Кодекс или другой закон (прежде всего, конечно, законы о хозяйственных обществах) может допустить передачу вопросов, входящих в исключительную компетенцию общего собрания корпорации, по его собственному решению другим органам корпорации, причем уже не обязательно коллегиальным. Все это подтверждает положение предыдущего пункта комментария о становящейся во многом формально-символической роли общего собрания как высшего органа корпорации (особенно акционерного общества) и об исключительном характере его компетенции.

    4. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи в корпорации всегда создается единоличный орган, который становится органом этого юридического лица, уполномоченным выступать от его имени в гражданском обороте (п. 1 ст. 53 ГК), в том числе заключать сделки, подписывать тексты договоров и т.д. Коллегиальные органы корпорации создаются ею в тех случаях, когда это предусмотрено Кодексом, иным законом или уставом корпорации (т.е. волей ее учредителей/участников). С этой точки зрения можно сказать, что коллегиальные органы корпорации чаще всего являются ее волеобразующими органами, а единоличный орган корпорации — ее волеизъявляющим органом <1>.

    В роли единоличного органа корпорации может выступать не только физическое, но и юридическое лицо («управляющая компания»). Важной новеллой в этом отношении является правило о возможности предусмотреть в уставе конкретной корпорации наличие в ней нескольких лиц, наделенных полномочиями ее единоличного органа и действующих в соответствии с ее уставом либо совместно, либо независимо друг от друга (см. также абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК). Такое положение давно известно многим развитым зарубежным правопорядкам. Оно, например, делает возможным одновременное существование в обществе с ограниченной ответственностью двух равноправных руководителей (директоров), назначенных двумя его участниками, имеющими равные доли участия (в том числе, когда один из них является иностранным лицом, а само общество — предприятием с иностранными инвестициями).

    В соответствии с абз. 3 п. 3 комментируемой статьи компетенция единоличного и коллегиального исполнительных органов корпорации формально определяется по «остаточному принципу»: она охватывает вопросы, не вошедшие в компетенцию высшего органа корпорации (а также ее контролирующего органа — наблюдательного совета, создание которого теперь предусмотрено п. 4 комментируемой статьи). Однако именно компетенция исполнительных органов корпорации, которые управомочены на решение всех (любых) вопросов, не только не отнесенных прямо к исключительной компетенции общего собрания, но и изъятых из нее по указанию закона или устава корпорации (либо по решению ее общего собрания, что также предусмотрено законом), фактически становится основной и определяющей всю ее деятельность, тем более что компетенция ее высшего органа, как отмечено выше, постоянно сужается (что особенно характерно для акционерных и других хозяйственных обществ).

    В корпорациях в соответствии с законом или уставом могут создаваться и иные их органы (помимо прямо названных в комментируемой статьи), не становящиеся однако ни волеобразующими, ни волеизъявляющими, т.е. не являющиеся органами корпорации как юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК), способными выступать или принимать корпоративные решения от ее имени. Таким органом в соответствии с п. 2 комментируемой статьи является, например, ревизионная комиссия (ревизор), образуемая корпорацией в соответствии с указаниями закона. К числу такого рода органов корпорации, образуемых исключительно по решению ее участников и в соответствии с уставом конкретной корпорации, относятся постоянно действующие или создаваемые для конкретной ситуации (ad hoc) различные комитеты, комиссии, советы и т.п.

    5. В п. 4 комментируемой статьи предпринята не вполне удачная попытка разграничить статус таких коллегиальных органов корпораций (главным образом, хозяйственных обществ), как совет директоров и наблюдательный совет, которые были полностью отождествлены как в прежней редакции ГК (п. 2 ст. 103), так и в Законах о хозяйственных обществах (ст. ст. 64 — 68 Закона об акционерных обществах и п. 2 ст. 32, ст. 44 Закона об ООО).

    Между тем речь идет о двух совершенно разных коллегиальных органах с различными задачами и компетенцией. Наблюдательный совет появился в германском акционерном праве в качестве постоянно действующего (а не периодически созываемого) органа, контролирующего деятельность исполнительных органов общества (а также дающего согласие на совершение обществом определенных сделок и формирующего и изменяющего состав правления — коллегиального исполнительного органа). Наблюдательный совет в германской корпоративной модели состоит из представителей акционеров (а во многих случаях — еще и из представителей наемных работников) и вместе с общим собранием относится к высшим органам акционерного общества. Его наличие позволяет говорить о трехзвенной системе управления обществом: общее собрание — наблюдательный совет — исполнительные органы. Отечественное акционерное право изначально формировалось под определяющим влиянием американского корпоративного права, которому такой орган неизвестен: он считается здесь излишним и без необходимости связывающим инициативу совета директоров. Для постоянного контроля за деятельностью корпоративного менеджмента современное американское право использует категорию «независимый директор» (такой директор является, однако, членом контролируемого им совета директоров).

    Именно это положение и послужило основой для «компромиссного» решения об «объединении» германского наблюдательного совета и американского совета директоров. В результате получился единый коллегиальный орган российских акционерных обществ. При этом деятельность такого совета директоров акционерного общества все равно ограничивалась «общим руководством» (п. 1 ст. 64 и п. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах), из чего следовала целесообразность создания других коллегиальных исполнительных органов общества (правления и т.п.; ср. ст. абз. 2 п. 2 ст. 66 Закона об акционерных обществах), т.е. трехзвенная система управления им (общее собрание — совет директоров (наблюдательный совет) — исполнительные органы), но при отсутствии в ней постоянно действующего контрольного органа. В Концепции развития гражданского законодательства РФ было предложено более четко разделить функции управления и контроля в акционерных и других хозяйственных обществах путем создания наблюдательного совета как контрольного органа при одновременном установлении запрета совмещения должностей в наблюдательном совете и в контролируемом им совете директоров (или в правлении) хозяйственного общества <1>. Однако реализовать эту идею полностью не удалось.

    ———————————
    <1> Концепция развития гражданского законодательства РФ. С. 60.

    Пункт 4 комментируемой статьи допускает создание в корпорации наряду с исполнительными органами еще и особого «коллегиального органа управления», не называемого при этом «исполнительным органом» — наблюдательного или иного совета, для контроля за деятельностью исполнительных органов корпорации, а также для осуществления иных функций, возложенных на него законом или уставом корпорации. Такой орган корпорации может создаваться в случаях, прямо предусмотренных либо ГК РФ (например, в п. 3 ст. 97), либо специальным законом (например, ст. 64 и сл. Закона об акционерных обществах), либо уставом корпорации (т.е. по ее усмотрению).

    Фактически речь идет о традиционно понимаемом наблюдательном совете, который в качестве «органа управления» уже не включается в число «исполнительных органов» общества (корпорации) и потому не может более отождествляться с советом директоров. При этом квалификация наблюдательного совета в качестве «органа управления» (а не «исполнительного органа» или даже одного из высших органов общества, как это имеет место в германском корпоративном праве) дает основания говорить о том, что в российском корпоративном праве этот орган подобно ревизионной комиссии не относится к числу волеобразующих (и тем более волеизъявляющих) органов корпорации как юридического лица (в смысле п. 1 ст. 53 ГК).

    Вместе с тем, следуя действующему правилу абз. 2 п. 2 ст. 66 Закона об акционерных обществах, абз. 1 п. 4 комментируемой статьи в окончательной редакции вновь допустил участие в таком коллегиальном органе (наблюдательном совете) членов контролируемых им коллегиальных исполнительных органов корпорации (хотя их число по-прежнему не может составлять более 1/4 и ни один из них не может возглавлять наблюдательный совет в качестве его председателя, но они могут участвовать в «контроле самих себя»). Очевидно, что такая ситуация все равно представляет собой принципиальное искажение контрольного характера деятельности наблюдательного совета корпорации.

    В абз. 2 п. 4 комментируемой статьи установлена компетенция членов «коллегиального органа управления» (наблюдательного совета), которая не сводится только к праву на получение информации о деятельности корпорации и знакомству с ее бухгалтерской и иной документацией, но и позволяет им самостоятельно оспаривать некоторые совершенные корпорацией сделки и требовать применения последствий их недействительности. При этом оспаривание соответствующих сделок корпорации вправе совершать именно члены наблюдательного совета, но не сам этот «коллегиальный орган управления» в целом. Поскольку такое право в силу п. 1 ст. 65.2 ГК РФ теперь имеется у любого участника корпорации (и именно они в том или ином качестве входят в состав наблюдательного совета) и даже членами наблюдательного совета оно осуществляется в общем порядке, предусмотренном п. 2 ст. 65.2 ГК (т.е. с предварительным извещением других его членов и т.д.), можно сделать вывод о том, что компетенция самого наблюдательного совета корпорации в такой трактовке принципиально не отличается от компетенции ее ревизионной комиссии, поскольку отечественный законодатель по существу так и не усмотрел в этом органе какой-либо особой надобности.

    Вступившие в силу с 1 сентября 2014 года поправки в ГК РФ существенно изменили нормы российского корпоративного права. В частности, коснулись эти изменения и классификации юридических лиц, чем и обусловлена актуальность темы данной статьи. Согласно гражданскому законодательству РФ, все юридические лица, деление которых на коммерческие и некоммерческие, в целом, осталось неизменным, теперь подразделяются еще на два вида – корпоративные и унитарные. Критерий для такого деления установлен законодательно (п. 23 ст. 1 Закона № 99-ФЗ) и заключается в наличии у учредителя юридического лица права участия (членства) в нем, а также в форме влияния на формирование высшего органа соответствующей организации.

    Отметим, что в результате реформы как коммерческие, так и некоммерческие корпоративные и унитарные юридические лица, могут быть учреждены только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

    Корпорации

    Корпорациями (корпоративными юридическими лицами) признаются такие юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них, в отношении которых они имеют корпоративные права, а также формируют высший орган корпораций – общее собрание (в предусмотренных законом случаях – съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган) – в соответствии с требованиями, установленными законом (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Как уже было сказано ранее, поскольку деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие сохранилось, то обновленная классификация юридических лиц (здесь – именно корпоративных) выглядит следующим образом:

    1) Коммерческие корпоративные организации:

    а) хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (публичные и непубличные АО – введены реформой 2014 г.);

    б) хозяйственные товарищества (полные и на вере);

    в) хозяйственные партнерства;

    г) производственные кооперативы;

    д) крестьянские (фермерские) хозяйства.

    2) Некоммерческие корпоративные организации:

    а) потребительские кооперативы;

    б) ассоциации (союзы);

    в) общественные организации (профессиональные союзы, политические партии, общественные движения и другие);

    г) товарищества собственников недвижимости;

    д) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ РФ;

    е) общины коренных малочисленных народов РФ.

    Статус участников корпорации

    Выделение корпораций как особого вида юридических лиц способствовало закреплению непосредственно в ГК РФ общих норм, касающихся статуса, а именно – прав и обязанностей как самих корпораций, так и их участников (членов, акционеров). Это, в свою очередь, позволило расширить круг прав и возможностей защиты интересов не только участников хозяйственных обществ, но и членов любой корпорации (путем предоставления им прав, например, на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д. (ст. 65.2 ГК РФ)). Перечень прав членов корпорации не является исчерпывающим а, следовательно, участники корпорации могут иметь и иные права, предусмотренные законом или перечисленные в уставе корпорации.

    Так называемое «восстановление корпоративного контроля», то есть восстановление утраченных помимо воли участников прав участия в корпорации — это появившаяся в арбитражной судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников, которая также получила законодательное закрепление благодаря реформе 2014 г. Данная форма защиты дополнительно обеспечивает соблюдение прав лиц, пострадавших от различных неправомерных действий и злоупотреблений, как то: необоснованное «списание» акций, проведение «корпоративных захватов» и другое.

    Круг обязанностей участников корпорации закреплен в перечне п. 3 ст. 65.2 ГК РФ и так же, как и перечень прав ее членов – не является закрытым. Одной из отличительных особенностей реформы стало законодательное закрепление за членом корпорации обязанности принимать участие в принятии корпоративных решений, без которых невозможно продолжение деятельности данной корпорации, если его участие необходимо для принятия такого решения. Эта новелла российского законодательства введена в целях предотвращения ситуации «корпоративного тупика» (англ. corporate deadlock), когда ни один из участников или группа участников не имеют возможности принять какое-либо важное решение из-за отсутствия необходимого кворума. Пленум Верховного Суда в своем постановлении от 23.06.2015 № 25 к таким решениям, в частности, относит решения о назначении единоличного исполнительного органа или члена совета директоров, а также о внесении изменений в устав корпорации. Однако интересен тот факт, что ГК РФ не содержит никаких механизмов принуждения участника к исполнению этой обязанности и не налагает на участника реальной ответственности за ее неисполнение.

    Органы управления корпорацией

    Новая статья 65.3 ГК РФ посвящена организации управления в корпорации, согласно которой, общее собрание участников является высшим органом корпорации. Оно обладает широкими полномочиями, которые наделяют общее собрание правами на: утверждение и изменение устава корпорации, самостоятельное определение приоритетных направлений ее деятельности, регламентацию порядка приема участников корпорации, создание или прекращение деятельности других органов корпорации, утверждение годовых отчетов и бухгалтерской отчетности, принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, ее реорганизации, ликвидации и другое.

    Законом также установлено правило, в соответствии с которым, в корпорации должен быть образован единоличный исполнительный орган, в качестве которого может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Устав корпорации, при этом, предусматривает возможность различных вариантов организации корпоративного управления в данном случае: во-первых, когда полномочия одного единоличного исполнительного органа предоставляются одновременно нескольким лицам; либо же, когда есть возможность создания нескольких единоличных исполнительных органов, которые будут действовать независимо друг от друга. В случаях, предусмотренных законом, в корпорации возможно образование и коллегиального исполнительного органа.

    Говоря о структуре органов корпоративного управления, нельзя не упомянуть еще один коллегиальный орган – наблюдательный или иной совет, действующий наряду со всеми вышеперечисленными органами и образуемый в некоторых случаях, указанных в законе или уставе корпорации. В акционерных обществах, например, наблюдательным советом является совет директоров, который совместно с ревизионной комиссией, также являющейся коллегиальным органом управления и осуществляющей контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества (п. 1 ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ), контролирует деятельность исполнительных органов и выполняет иные функции, возложенные на него законом и уставом акционерного общества.

    Унитарные юридические лица

    Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права, не становясь, при этом, участниками этих юридических лиц и не приобретая прав членства в них, признаются унитарными юридическими лицами (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Обновленная классификация юридических лиц (здесь – именно унитарных) с сохранением прежнего деления на коммерческие и некоммерческие выглядит следующим образом:

    1) Коммерческие унитарные организации: государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Следует отметить, что право собственности на имущество, которое закреплено за предприятием собственником, этому предприятию не предоставляется. Оно также не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия (абз. 1 п. 1 ст. 113 ГК РФ), что, соответственно, характеризует это имущество как неделимое.

    2) Некоммерческие унитарные организации:

    а) фонды;

    б) учреждения (частные, государственные и муниципальные);

    в) автономные некоммерческие организации;

    г) религиозные организации;

    д) публично-правовые компании (также введены реформой 2014 г., а в июле 2016 г. был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее – Закон о публично-правовых компаниях);

    е) государственные корпорации (со 2 октября 2016 г.).

    Приведенная классификация, по мнению некоторых теоретиков, не является безупречной. Например, достаточно спорным признается выделение религиозных организаций, ранее признававшихся разновидностью общественных организаций, в самостоятельную организационно-правовую форму. Так как фактическое закрепление приоритета специального законодательства и внутренних установлений над гражданско-правовым статусом данных юридических лиц не позволяет закрепить правовое положение религиозных организаций как участников гражданского оборота.

    К сожалению, Закон о публично-правовых компаниях не смог решить многие вопросы в отношении юридических лиц публичного права. Так, понятие «публично-правовых компаний» определено достаточно широко. При этом один из ключевых признаков (несовместимость целей с предпринимательской деятельностью) чётко не выражен. Кроме того, предполагалось, что публично-правовые компании заменят государственные корпорации, чей по сути привилегированный правовой статус по сравнению с иными юридическими лицами является предметом многочисленных дискуссий. Однако в итоге две эти формы юридических лиц будут сосуществовать в российском праве.

    Следует отметить, что приведенное разделение организаций на унитарные и корпоративные — достаточно условно, так как и в унитарной организации учредитель, не имея членства формально, все же обладает безусловным правом на управление. В качестве примера можно привести нормы об автономной некоммерческой организации, учредителям которой законодатель предоставляет достаточно значимые права и наделяет их существенными полномочиями по управлению организацией (ст. 123.25 ГК РФ), что свидетельствует о смешении признаков корпорации и унитарного юридического лица.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *