Коренные малочисленные

Содержание

Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае

ЗАКОН
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
от 18 сентября 2008 года N 126
Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае

(в редакции Законов Камчатского края от 01.04.2014 N 403, от 02.10.2017 N 152, от 11.03.2019 N 317)

Принят
Постановлением
Законодательного Собрания
Камчатского края
02 сентября 2008 года N 284

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются понятия, определенные Федеральным законом от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральным законом от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

Статья 2. Правовая основа организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, осуществляющих свою деятельность на территории Камчатского края

1. Правовую основу организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае (далее — община коренных малочисленных народов, община), осуществляющих свою деятельность на территории Камчатского края, составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Камчатского края, настоящий Закон, иные законы Камчатского края и нормативные правовые акты Камчатского края.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

2. Решения по вопросам внутренней организации общин коренных малочисленных народов и взаимоотношений между их членами могут приниматься на основании традиций и обычаев коренных малочисленных народов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству Камчатского края и не наносящих ущерба интересам других этнических общностей и граждан.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на все общины коренных малочисленных народов (семейные (родовые), территориально-соседские), на союзы (ассоциации) общин коренных малочисленных народов, осуществляющие свою деятельность на территории Камчатского края.

Статья 4. Цели создания общин коренных малочисленных народов

Общины коренных малочисленных народов создаются в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

Статья 5. Принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов

1. Организация и деятельность общин коренных малочисленных народов основываются на принципах:

1) равенства общин коренных малочисленных народов перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины коренных малочисленных народов;

2) добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

3) свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности;

4) гласности.

2. Деятельность общин носит некоммерческий характер.

Статья 6. Организация общин коренных малочисленных народов

1. Организация общин коренных малочисленных народов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.

2. В соответствии с федеральным законодательством учредителями общин коренных малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет, при этом число учредителей не может быть менее трех.

3. Общины коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину коренных малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей коренных малочисленных народов).

4. Учредителями общин коренных малочисленных народов не могут быть:

1) иностранные граждане;

2) лица без гражданства;

3) юридические лица;

4) органы государственной власти Российской Федерации и их должностные лица;

5) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица;

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

6) органы местного самоуправления и их должностные лица.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

5. Общины коренных малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

6. В соответствии с федеральным законодательством по решению общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

7. Отказ лица от вступления в общину коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством не может служить основанием для ограничения его права на самостоятельное осуществление традиционной хозяйственной деятельности и занятие традиционными промыслами.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

8. Община коренных малочисленных народов вправе иметь печать, а также бланки со своим полным наименованием и зарегистрированную в установленном порядке символику.

9. Учредительными документами общины коренных малочисленных народов являются:

1) учредительный договор;

2) устав.

10. Учредительный договор заключается учредителями общины коренных малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов данной общины.

11. В учредительных документах общины коренных малочисленных народов должны быть определены:

1) сведения о принадлежности учредителей к коренным малочисленным народам;

2) наименование общины;

3) местонахождение;

4) основные виды традиционной хозяйственной деятельности.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

12. Учредительные документы подписываются учредителями общины коренных малочисленных народов.

13. С момента принятия решения об организации общины коренных малочисленных народов она считается созданной.

Статья 7. Учредительное собрание общины коренных малочисленных народов

В соответствии с федеральным законодательством решения о создании общины коренных малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины коренных малочисленных народов, где вправе присутствовать все граждане, проживающие на территории (части территории) соответствующего муниципального образования.

Статья 8. Устав общины коренных малочисленных народов

1. Устав общины коренных малочисленных народов должен определять:

1) вид общины, предмет и цели ее деятельности;

2) состав учредителей;

3) наименование и местонахождение;

4) источники формирования имущества общины и порядок его использования;

5) порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционной хозяйственной деятельности и изделий традиционных промыслов;

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

6) порядок возмещения убытков;

7) условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины;

8) порядок использования имущества в случае ликвидации общины;

9) структуру и компетенцию органов управления общины, порядок принятия ими решений, перечень вопросов, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов;

10) порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы;

11) периодичность проведения общего собрания (схода) членов общины;

12) порядок созыва общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов;

13) порядок реорганизации и ликвидации общины;

14) права и обязанности членов общины;

15) порядок и условия приема в члены общины и выхода из нее;

16) порядок и характер участия членов общины в ее хозяйственной деятельности;

17) сроки полномочий органов контроля общины;

18) ответственность членов общины за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию;

19) иные положения, предусмотренные Федеральным законом от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и настоящим Законом.

2. В уставе общины коренных малочисленных народов могут содержаться иные положения, относящиеся к деятельности общины коренных малочисленных народов, не противоречащие федеральному законодательству.

3. Об изменениях в своем уставе община коренных малочисленных народов должна сообщить в органы государственной власти Камчатского края и (или) органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в течение одного месяца со дня принятия решения о внесении таких изменений путем направления уведомления с приложением соответствующего протокола общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов и текста изменений, вносимых в устав, а также текста устава общины коренных малочисленных народов с учетом внесенных изменений.

Статья 9. Регистрация общины коренных малочисленных народов

Созданная община коренных малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община коренных малочисленных народов приобретает права юридического лица.

Статья 10. Права общины коренных малочисленных народов

Община коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством вправе:

1) защищать права и законные интересы общины коренных малочисленных народов и ее членов;

2) утратил силу. — Закон Камчатского края от 02.10.2017 N 152;

3) участвовать в защите исконной среды обитания посредством взаимодействия со специально уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае;

4) распространять информацию о деятельности общины коренных малочисленных народов;

5) организовывать воспитание и обучение детей членов общины коренных малочисленных народов исходя из традиций и обычаев этих народов;

6) содержать и охранять культовые места;

7) создавать собственные культурные центры и другие общественные объединения;

8) объединяться в союзы (ассоциации) с другими общинами коренных малочисленных народов;

9) сохранять свой национальный язык, культуру, традиции и обычаи;

10) осуществлять иные права в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Камчатского края.

Статья 11. Общее собрание (сход) членов общины коренных малочисленных народов

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

1. В соответствии с федеральным законодательством высшим органом управления общины коренных малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины коренных малочисленных народов (далее в настоящей статье — собрание), которое созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

2. Собрание рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины коренных малочисленных народов.

3. В исключительной компетенции собрания находятся:

1) принятие устава общины коренных малочисленных народов;

2) избрание правления (совета) общины коренных малочисленных народов и его председателя;

2(1) определение основных направлений деятельности общины коренных малочисленных народов;

(п. 2(1) введен Законом Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

3) принятие новых членов;

4) исключение из общины коренных малочисленных народов;

5) избрание ревизионной комиссии;

6) принятие решений о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины коренных малочисленных народов;

7) утверждение решений председателя правления (совета) общины коренных малочисленных народов.

Уставом общины коренных малочисленных народов к полномочиям собрания могут быть отнесены и другие вопросы деятельности общины коренных малочисленных народов.

4. Собрание считается полномочным при условии участия в нем не менее половины членов общины коренных малочисленных народов, если уставом общины коренных малочисленных народов не установлены иные правила.

Статья 12. Правление (совет) общины коренных малочисленных народов

1. В соответствии с федеральным законодательством органом управления общины коренных малочисленных народов является правление (совет) общины коренных малочисленных народов.

Наименование правления (совета) общины коренных малочисленных народов определяется уставом.

Правление (совет) общины коренных малочисленных народов избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины коренных малочисленных народов простым большинством голосов. Количественный состав правления (совета) общины коренных малочисленных народов определяется уставом общины коренных малочисленных народов.

Полномочия правления (совета) общины коренных малочисленных народов и срок полномочий устанавливаются уставом общины коренных малочисленных народов.

Избранными в состав правления (совета) общины коренных малочисленных народов считаются члены общины, получившие более половины голосов ее членов, присутствующих на общем собрании (сходе) членов общины коренных малочисленных народов.

2. Правление (совет) общины коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством вправе:

1) рассматривать заявления граждан, изъявивших желание вступить в общину, и рекомендовать их к вступлению в общину коренных малочисленных народов;

2) определять количество работников, привлекаемых общиной коренных малочисленных народов по трудовым договорам, и порядок оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

3) утверждать решение председателя правления (совета) общины коренных малочисленных народов.

Уставом общины коренных малочисленных народов правлению (совету) общины коренных малочисленных народов могут быть предоставлены и иные полномочия.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

Статья 13. Полномочия председателя правления (совета) общины коренных малочисленных народов

1. В соответствии с федеральным законодательством председатель правления (совета) общины коренных малочисленных народов:

1) организует работу правления (совета) общины коренных малочисленных народов;

2) в период между заседаниями правления (совета) общины коренных малочисленных народов решает все организационные, производственные и иные вопросы, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов или правления (совета) общины коренных малочисленных народов;

3) в соответствии с уставом общины коренных малочисленных народов собирает правление (совет) общины коренных малочисленных народов и общее собрание (сход) членов общины коренных малочисленных народов;

4) представляет общину коренных малочисленных народов в отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

2. Уставом общины коренных малочисленных народов председателю правления (совета) общины коренных малочисленных народов могут быть представлены и иные полномочия.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

Статья 14. Права членов общины коренных малочисленных народов

1. Члены общины коренных малочисленных народов в соответствии с уставом общины коренных малочисленных народов имеют право на:

1) участие в принятии решений общины коренных малочисленных народов;

2) участие в выборах органов управления общины коренных малочисленных народов и право быть избранными в эти органы;

3) получение доли из имущества общины коренных малочисленных народов или ее компенсации при выходе из общины коренных малочисленных народов либо при ее ликвидации;

4) выход из общины коренных малочисленных народов;

5) иные права, предусмотренные уставом общины коренных малочисленных народов.

2. Члены общины коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Камчатского края вправе использовать для нужд традиционных хозяйственной деятельности и промыслов объекты животного и растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые и другие природные ресурсы.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

Статья 15. Имущество общин коренных малочисленных народов

1. В собственности общины коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством могут находиться:

1) имущество, переданное членами общины коренных малочисленных народов в качестве вклада (взноса) при организации общины коренных малочисленных народов;

2) финансовые средства, принадлежащие общине коренных малочисленных народов (собственные и заемные);

3) добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных;

4) иное имущество, приобретенное или полученное общиной коренных малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Общины коренных малочисленных народов самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащей им собственностью.

3. Общины коренных малочисленных народов несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Общины коренных малочисленных народов с согласия членов общины коренных малочисленных народов вправе реализовывать продукты труда, произведенные ее членами.

Статья 16. Союзы (ассоциации) общин коренных малочисленных народов

1. Общины коренных малочисленных народов независимо от видов их традиционной хозяйственной деятельности вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин. Правоспособность союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

Союзы (ассоциации) общин коренных малочисленных народов являются некоммерческими организациями.

2. Общины коренных малочисленных народов — члены союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

3. Союз (ассоциация) общин коренных малочисленных народов не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами союза (ассоциации).

4. Наименование союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова «союз» или «ассоциация».

Статья 17. Взаимоотношения органов государственной власти Камчатского края и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае с общинами коренных малочисленных народов

1. Органы государственной власти Камчатского края, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Камчатского края.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

2. Органы государственной власти Камчатского края в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством могут оказывать общинам коренных малочисленных народов, а также союзам (ассоциациям) общин коренных малочисленных народов помощь в виде:

1) заключения с общинами коренных малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин коренных малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с гражданским законодательством;

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

2) целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам коренных малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин коренных малочисленных народов для самоуправления и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

3) бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

4) социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам коренных малочисленных народов, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

(в ред. Закона Камчатского края от 01.04.2014 N 403)

5) выделения материальных и финансовых средств, необходимых для социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

Статья 18. Реорганизация общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов

(статья 18 в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

1. В соответствии с федеральным законодательством реорганизация общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов осуществляется по решению общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов или съезда (конференции) союзов (ассоциаций) общин, принятому квалифицированным большинством членов общины коренных малочисленных народов или союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов.

2. Реорганизация общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения и выделения общин.

3. Государственная регистрация общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов, вновь образованных после реорганизации, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

4. Имущество общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов, являющихся юридическими лицами, переходит после их реорганизации к вновь образованным общинам коренных малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин коренных малочисленных народов, ставшим юридическими лицами, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 19. Ликвидация общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

1. Общины коренных малочисленных народов, союзы (ассоциации) общин коренных малочисленных народов могут быть ликвидированы на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством.

(часть 1 в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

2. При ликвидации общины коренных малочисленных народов ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между членами общины в соответствии с их долей из имущества общины коренных малочисленных народов, если иное не установлено уставом общины коренных малочисленных народов. Решение об использовании оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общины коренных малочисленных народов, союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов публикуется ликвидационной комиссией в органах печати.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

3. Ликвидация общины коренных малочисленных народов считается завершенной, а община коренных малочисленных народов — прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Споры о ликвидации общин коренных малочисленных народов решаются в суде.

Ликвидация союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов осуществляется в соответствии с уставом данного союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

(абзац введен Законом Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

4. В случае, если община коренных малочисленных народов не проходила государственную регистрацию, решение о ее ликвидации или самороспуске принимается на общем собрании (сходе) членов общины коренных малочисленных народов. Копия протокола общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов направляется в органы государственной власти Камчатского края и (или) органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в срок не позднее чем пять дней с момента решения о ее ликвидации или самороспуске.

Статья 20. Обжалование действий органов государственной власти и органов местного самоуправления

Общины коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и их должностных лиц, ущемляющие права общин коренных малочисленных народов и их членов, в установленном законом порядке, а также требовать возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба окружающей среде.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 22. Заключительные положения

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Корякского автономного округа от 01.12.2005 N 93-оз «Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Корякском автономном округе».

Губернатор
Камчатского края
А.А.КУЗЬМИЦКИЙ

г. Петропавловск-Камчатский

9 августа ежегодно отмечается Международный день коренных народов, который был провозглашен ООН с целью привлечь внимание общественности к проблеме выживания и сохранения идентичности аборигенов.

В мире насчитывается около 370 миллионов представителей коренных народов, живущих в 90 странах. При том, что они составляют менее 5% мирового населения, 15% беднейших жителей планеты приходятся именно на них. Коренные народы являются носителями 5000 различных культур и подавляющего большинства мировых языков, общее количество которых составляет приблизительно 7000.

На территории России проживает 47 этносов, относящихся к коренным малочисленным народам. В составе этой группы отдельно выделяются 40 малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. С 2017 г. в рамках программы «Реализация государственной национальной политики» реализуется подпрограмма «Коренные малочисленные народы России». Планируется, что до 2025 года на поддержку этой группы населения будет выделено 1,3 млрд.рублей. Согласно статье 69 Конституции, Россия гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

Поощрение и защита прав коренных народов является одним из основных приоритетов Российской Федерации на правозащитном направлении в рамках органов системы ООН. Последовательно выступаем против политизации проблематики коренных народов и использования ее в качестве повода для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Исходим из того, что деятельность ООН по поощрению и защите прав данной категории лиц должна строиться исключительно на основе равноправного сотрудничества и партнерского диалога без использования «двойных стандартов» в оценке ситуации с коренными народами.

В работе на данном направлении Россия активно взаимодействует с соответствующими международными механизмами, в частности с Постоянным форумом ООН по вопросам коренных народов (ПФКН), Экспертным механизмом Совета ООН по правам человека (СПЧ) по правам коренных народов (ЭМПКН), а также Спецдокладчиком СПЧ по правам коренных народов.

Российские представители принимают активное участие в ежегодных сессиях и экспертных тематических мероприятиях ПФКН, ЭМПКН и СПЧ, используя их для информирования международного сообщества о богатом российском опыте решения проблем коренных народов. Успешно развивается практика привлечения к работе на указанных международных площадках представителей заинтересованных субъектов Российской Федерации, которые при содействии российских неправительственных организаций коренных народов и промышленных компаний проводят «на полях» сессий дополнительные мероприятия с презентацией своего передового регионального опыта.

В частности, в феврале 2015 г. в г.Салехарде (ЯНАО) было проведено выездное заседание Постоянного форума, а в апреле 2017 г. в г.Ханты-Мансийске (ХМАО) – межсессионное заседание ЭМПКН. Спецдокладчик по правам коренных народов находился с визитом в России в 2010 г.

По инициативе ПФКН, в том числе его российских экспертов, Генеральной Ассамблеей ООН 2019 год был провозглашен Международным годом языков коренных народов (резолюция Генассамблеи ООН 71/178 «Права коренных народов»).

По случаю Международного дня коренных народов мира, который празднуется 9 августа, Постпредство России при ООН совместно с Федеральным агентством по делам национальностей, Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и Музеем Победы прославляют вклад коренных народов в Великую Победу нашей страны в Великой Отечественной войне.

Цель инициативы – в год 75-летия Великой Победы рассказать международной общественности о мужестве проживающих на территории России коренных народов, которые проявили себя истинными патриотами в годы борьбы с нацистской агрессией и японским милитаризмом. Об этом свидетельствуют и активное молодежное добровольческое движение по отправке на фронт, и примеры массового героизма, и выдающиеся подвиги бойцов из числа малочисленных этносов на полях сражений. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. Многие были награждены орденами и медалями СССР. Представители коренных народов не только продемонстрировали доблесть и отвагу в боевых операциях, но и самоотверженно трудились в тылу, собирали средства на нужды фронта.

В рамках совместного проекта в течение 10 дней до международного праздника организаторы делились в социальных сетях историями представителей коренных народов-подлинных героев Великой Отечественной войны, рассказывали о таких уникальных военных формированиях, как оленно-лыжные батальоны, почитали память погибших. Свои жизни за мир и свободу отдали многие выдающиеся представители малочисленных этносов, их культурный и интеллектуальный цвет – всемирно известные художники и косторезы, первые писатели-северяне, ученые. Их подвиг не должен быть забыт.

Принят Государственной Думой 6 июля 2000 года

Одобрен Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы) — народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

представители других этнических общностей — представители этнических общностей, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в районах проживания этих народов и осуществляющие традиционное хозяйствование малочисленных народов;

общины малочисленных народов — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;

семейные (родовые) общины малочисленных народов — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

территориально-соседские общины малочисленных народов -формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

союзы (ассоциации) общин малочисленных народов — межрегиональные, региональные и местные объединения общин малочисленных народов.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, деятельности, реорганизации и ликвидации общин малочисленных народов.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общины малочисленных народов, в том числе созданные до его вступления в силу, а также на союзы (ассоциации) общин малочисленных народов.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов

1. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Решения по вопросам внутренней организации общины малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.

Статья 5. Принципы организации и деятельности общин малочисленных народов

Организация и деятельность общин малочисленных народов основываются на принципах:

равенства общин малочисленных народов перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины малочисленных народов;

добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности;

гласности.

Деятельность общин носит некоммерческий характер.

Статья 6. Ограничение на организацию и деятельность общин малочисленных народов

Запрещаются организация и деятельность общин малочисленных народов в других целях, кроме целей, обозначенных настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, учредительными документами соответствующей общины малочисленных народов.

Статья 7. Взаимоотношения общин малочисленных народов с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов в виде:

предоставления налоговых льгот и преимуществ;

целевого финансирования региональных и местных программ сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

заключения с общинами малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг;

целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования малочисленных народов;

бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования малочисленных народов;

предоставления на конкурсной основе социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов.

В местах компактного проживания малочисленных народов органы местного самоуправления по предложению общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов могут наделять их отдельными полномочиями органов местного самоуправления.

2. Вопросы, затрагивающие интересы общин малочисленных народов, решаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом мнения общин малочисленных народов.

3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие самостоятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 8. Организация общин малочисленных народов

1. Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

2. Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

Учредителями не могут быть юридические лица.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

3. Учредительными документами общины малочисленных народов являются:

учредительный договор;

устав.

Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины.

В учредительных документах общины малочисленных народов должны быть определены:

наименование общины;

местонахождение;

основные виды хозяйствования.

В учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Учредительные документы подписываются учредителями общины малочисленных народов.

С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной.

Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

4. По решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов.

5. Отказ лица от вступления в общину малочисленных народов не может служить основанием для ограничения его права на самостоятельное осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами.

Статья 9. Учредительное собрание общины малочисленных народов

Решения о создании общины малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины малочисленных народов. На учредительном собрании общины малочисленных народов вправе присутствовать все граждане, проживающие на территории (части территории) соответствующего муниципального образования.

Статья 10. Устав общины малочисленных народов

1. Устав общины малочисленных народов должен определять:

вид общины, предмет и цели ее деятельности;

состав учредителей;

наименование и местонахождение;

источники формирования имущества общины и порядок его использования;

порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов;

порядок возмещения убытков;

условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины;

порядок использования имущества в случае ликвидации общины;

структуру и компетенцию органов управления общины, порядок принятия ими решений, перечень вопросов, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов;

порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы;

периодичность проведения общего собрания (схода) членов общины;

порядок реорганизации и ликвидации общины;

права и обязанности членов общины;

порядок и условия приема в члены общины и выхода из нее;

порядок и характер участия членов общины в ее хозяйственной деятельности;

ответственность членов общины за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию.

Устав общины малочисленных народов может содержать описание символики общины малочисленных народов.

В уставе общины малочисленных народов могут содержаться иные положения, относящиеся к деятельности общины, не противоречащие федеральному законодательству.

2. Об изменениях в своем уставе община малочисленных народов должна сообщить в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в сроки и в порядке, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Членство в общине малочисленных народов

1. Членство в общине малочисленных народов может быть коллективным (членство семей (родов) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам).

Индивидуальными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Члены общины малочисленных народов имеют право выхода из нее.

В случае выхода из общины малочисленных народов члену общины и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины малочисленных народов.

При выходе из общины одного или нескольких ее членов и выделении им доли из имущества общины должно предусматриваться сохранение за вышедшими возможности вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционное хозяйствование.

Права и обязанности членов общины малочисленных народов, порядок и условия вступления в общину и выхода из нее определяются уставом общины малочисленных народов.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами общины малочисленных народов, но вправе оказывать общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов материальную, финансовую и иную помощь.

2. Принадлежность к общине малочисленных народов лиц, относящихся к малочисленным народам, не может служить основанием для ограничения их прав и свобод человека и гражданина, условием предоставления им органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть членами общины малочисленных народов.

Статья 12. Права членов общины малочисленных народов

1. Члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на:

участие в принятии решений общины;

участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы;

получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации;

выход из общины;

другие права, предусмотренные уставом общины.

2. Члены общины малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации вправе использовать для нужд традиционных хозяйствования и промыслов объекты животного и растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые и другие природные ресурсы.

Статья 13. Обязанности членов общины малочисленных народов

1. Члены общины малочисленных народов обязаны:

соблюдать устав общины;

рационально использовать природные ресурсы и осуществлять природоохранные меры;

исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Члены общины малочисленных народов отвечают по обязательствам общины малочисленных народов в пределах своей доли из имущества общины малочисленных народов.

3. Община малочисленных народов не отвечает по обязательствам ее членов.

Статья 14. Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов

1. Высшим органом управления общины малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов считается полномочным при условии участия в нем не менее половины членов общины, если уставом общины не установлены иные правила.

В уставе общины малочисленных народов может быть предусмотрен созыв общего собрания (схода) членов общины по требованию не менее одной трети ее членов.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины малочисленных народов.

2. В исключительной компетенции общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов находится:

принятие устава общины;

избрание правления (совета) общины и его председателя;

принятие новых членов;

исключение из общины;

определение основных направлений деятельности общины;

избрание ревизионной комиссии;

принятие решений о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины;

утверждение решений председателя правления (совета) общины.

Уставом общины малочисленных народов к полномочиям общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов могут быть отнесены и другие вопросы деятельности общины малочисленных народов.

Статья 15. Правление (совет) общины малочисленных народов

1. Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов.

Правление (совет) общины малочисленных народов избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины малочисленных народов простым большинством голосов.

Правление (совет) общины малочисленных народов организует деятельность общины малочисленных народов в перерывах между общими собраниями (сходами) членов общины малочисленных народов и проводит заседания по мере необходимости.

Полномочия правления (совета) общины малочисленных народов и срок полномочий устанавливаются уставом общины малочисленных народов.
Избранными в состав правления (совета) общины малочисленных народов считаются члены общины, получившие более половины голосов ее членов, присутствующих на общем собрании (сходе) членов общины.
2. Правление (совет) общины малочисленных народов вправе:

рассматривать заявления граждан, изъявивших желание вступить в общину, и рекомендовать их к вступлению в общину;

определять количество работников, привлекаемых общиной малочисленных народов по трудовым договорам, и порядок оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

утверждать решение председателя правления (совета) общины.

Уставом общины малочисленных народов правлению (совету) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

Статья 16. Полномочия председателя правления (совета) общины малочисленных народов

Председатель правления (совета) общины малочисленных народов:

организует работу правления (совета) общины;

в период между заседаниями правления (совета) общины решает все организационные, производственные и иные вопросы, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению общего собрания (схода) членов общины или правления (совета) общины;

в соответствии с уставом общины собирает правление (совет) общины и общее собрание (сход) членов общины;

представляет общину в отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Уставом общины малочисленных народов председателю правления (совета) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

Статья 17. Имущество общин малочисленных народов

1. В собственности общины малочисленных народов могут находиться:

имущество, переданное членами общины в качестве вклада (взноса) при организации общины;

финансовые средства, принадлежащие общине (собственные и заемные);

добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных;

иное имущество, приобретенное или полученное общиной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Общины малочисленных народов самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащей им собственностью.

3. Общины малочисленных народов с согласия членов общины вправе реализовывать продукты труда, произведенные ее членами.

4. Общины малочисленных народов несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Льготы, предоставляемые членам общины малочисленных народов

В целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов члены общины малочисленных народов пользуются льготами, установленными федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 19. Деятельность общин малочисленных народов в сфере образования и культуры

1. В целях сохранения культур малочисленных народов общины малочисленных народов могут организовывать воспитание и обучение детей членов общины, исходя из традиций и обычаев этих народов.

Привлечение преподавателей для воспитания и обучения детей членов общины малочисленных народов может осуществляться на основе договоров общин малочисленных народов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2. Общины малочисленных народов имеют право на соблюдение религиозных традиций и обрядов малочисленных народов, если такие традиции и обряды не противоречат законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации, содержание и охрану культовых мест, создание собственных культурных центров и других общественных объединений.

Статья 20. Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов

1. Общины малочисленных народов независимо от видов их хозяйствования вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин. Правоспособность союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями.

2. Общины малочисленных народов — члены союза (ассоциации) общин малочисленных народов сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

3. Союз (ассоциация) общин малочисленных народов не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) общин малочисленных народов несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами союза (ассоциации).

4. Наименование союза (ассоциации) общин малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова «союз» или «ассоциация».

Статья 21. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов

1. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов осуществляется по решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов или съезда (конференции) союзов (ассоциаций) общин, принятому квалифицированным большинством членов общины малочисленных народов или союза (ассоциации) общин малочисленных народов.

2. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения и выделения общин.

3. Государственная регистрация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, вновь образованных после реорганизации, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

4. Имущество общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, являющихся юридическими лицами, переходит после их реорганизации к вновь образованным общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов, ставшим юридическими лицами, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 22. Ликвидация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов

1. Общины малочисленных народов, союзы (ассоциации) общин малочисленных народов могут быть ликвидированы на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством.

2. Кроме того, общины малочисленных народов могут быть ликвидированы в случае:

выхода из состава общины более двух третей учредителей или членов данной общины или иной фактической невозможности продолжения деятельности данной общины;

прекращения осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами;

неоднократных грубых нарушений общиной целей, определенных в уставе данной общины. Ликвидация осуществляется по решению суда.

3. При ликвидации общины малочисленных народов ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между членами общины в соответствии с их долей из имущества общины малочисленных народов, если иное не установлено уставом общины малочисленных народов. Решение об использовании оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общины малочисленных народов, союза (ассоциации) общин малочисленных народов публикуется ликвидационной комиссией в органах печати.

4. Запись о прекращении деятельности общины малочисленных народов вносится в реестр органа юстиции, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, при представлении следующих документов:

заявление о прекращении деятельности общины, подписанное лицом, уполномоченным общим собранием (сходом) членов общины малочисленных народов;

решение соответствующего органа о ликвидации общины;

устав общины малочисленных народов;

ликвидационный или разделительный баланс;

документ об уничтожении печати общины.

Споры о ликвидации общин малочисленных народов решаются в суде.

Ликвидация союза (ассоциации) общин малочисленных народов осуществляется в соответствии с уставом данного союза (ассоциации) общин малочисленных народов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Решение о ликвидации общины малочисленных народов, союза (ассоциации) общин малочисленных народов, являющихся юридическими лицами, направляется в орган юстиции, зарегистрировавший общину малочисленных народов, союз (ассоциацию) общин малочисленных народов.

В случае, если община малочисленных народов не проходила государственную регистрацию, решение о ее ликвидации или самороспуске направляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в порядке и в срок, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 23. Обжалование действий органов государственной власти и органов местного самоуправления

Общины малочисленных народов вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, ущемляющие права общин малочисленных народов и их членов, в установленном законом порядке, а также требовать возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба окружающей среде.

Статья 24. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Последняя редакция Статьи 69 Конституции РФ гласит:

1. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

3. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.

Комментарий к Ст. 69 КРФ

Комментируемая статья определяет основы отношений государства с коренными малочисленными народами. К таковым, согласно ФЗ от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 18. ст. 2208), относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (п. 1 ст. 1). Этот статус обретается ими не автоматически при наличии названных признаков, а только после включения соответствующего народа по представлению органа государственной власти субъекта Федерации, на территории которого он проживает, в Единый перечень коренных малочисленных народов, утвержденный Правительством РФ. Первично в него вошло 45 народов, в том числе 40 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (ненцы, ханты, манси, долганы, коряки и др.) (Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов РФ».//СЗ РФ. 2000. N 4. ст. 1493; Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-Р//СЗ РФ. 2006. N 17. ч. 2. ст. 1905). Предполагается, что изменения и дополнения в Перечень будут вноситься Правительством РФ на основании представлений органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации (п. 3 Постановления).

Коренные малочисленные народы можно рассматривать в качестве разновидности национальных меньшинств. Выделяющая их особенность состоит в образе жизни и культуре, для которых характерна неразрывная связь с землей и занятие традиционными промыслами: оленеводством, рыболовством, охотой, сбором дикоросов. Это, в свою очередь, обуславливает специфику притязаний и правового положения коренных малочисленных народов.

Рассматриваемая норма — новелла в Конституции. Ее появление согласуется с конституционной характеристикой Российского государства как демократического, федеративного, правового и социального (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7), где человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Включение же данной нормы в главу Конституции «Федеративное устройство» подчеркивает, что вопросы, связанные с указанными народами, составляют важный элемент национальной и региональной политики России. Такой подход достаточно типичен для государств, где проживают подобные этнические общности (Канада, Норвегия, Финляндия, Дания), и отвечает требованиям Конвенции N 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», принятой Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 г., которая определяет: «Правительства несут ответственность за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их целостности» (ст. 2).

Комментируемая статья закрепляет наиболее существенные элементы статуса коренных малочисленных народов. Из нее следует, что эти этнические общности официально выделяются в специальную группу в составе многонационального народа России, именуемую «коренные малочисленные народы»; признается их своеобразие, право на традиционный образ жизни, а также необходимость особого государственно-правового регулирования; допускается наличие специфических прав (статуса) данных народов, в том числе быть субъектом права; государство берет на себя постоянную обязанность гарантировать их права; в решении указанного вопроса Российская Федерация ориентируется на общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России (т.е. на права, заключенные в названных нормах), намерена руководствоваться ими при принятии необходимых законов и в правоприменительной практике; коренные малочисленные народы и их объединения вправе требовать от органов государственной власти и местного самоуправления действий, соответствующих международно-правовым нормам.

Малочисленные этносы находятся как бы в трех ипостасях: они и народы, и национальные меньшинства, и особые этнические общности. Сообразно с этим на них распространяются три группы международно-правовых норм, содержащих разные по своему юридическому значению положения (гарантии):

— общие нормы, относящиеся ко всем народам мира (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; международные пакты 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах);

— нормы, на которые ориентируется мировое сообщество применительно к национальным меньшинствам (см. комм. к п. «в» ст. 71);

— нормы, учитывающие специфику жизнедеятельности коренных народов. Это, например, Конвенция 1992 г. о биологическом разнообразии (ратифицирована ФЗ от 17 февраля 1995 г.//СЗ РФ. 1995. N 8. ст. 601), которая признает большую и традиционную зависимость коренного населения от биологических ресурсов и роль их знаний и практики для сохранения биологического разнообразия.

Полнее всего гарантии прав коренных малочисленных народов отражает упомянутая Конвенция МОТ N 169; она пока не ратифицирована, хотя данный вопрос в феврале 1992 г. уже включался в повестку дня сессии Верховного Совета РФ (Ведомости РФ. 1992. N 11. ст. 533). В частности, Конвенция декларирует право указанных народов выбирать собственные приоритеты развития, а также право на традиционно занимаемые земли, пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих землях, получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый в связи с использованием данных земель, права в области найма и условий занятости, профессиональной подготовки, кустарных промыслов и сельских ремесел, социального обеспечения и здравоохранения, образования и средств общения, судебно-правовой защиты с учетом обычаев названных народов и особенностей их экономического, социального и культурного положения.

В июне 2006 г. на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН внесена Декларация о правах коренных народов.

Международно-правовые нормы, касающиеся коренных народов, развиваются во внутрироссийском праве, и прежде всего на федеральном уровне. Комплексно их статус определен ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». В нем разграничиваются предметы ведения и полномочия Федерации и ее субъектов по защите прав малочисленных народов, называются соответствующие правомочия органов местного самоуправления, закрепляются коллективные и индивидуальные права, в том числе право на территориальное общественное самоуправление, создание общин, замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Отдельные стороны жизнедеятельности коренных малочисленных народов (в дополнение к нормам, относящимся ко всем национальным меньшинствам, о языке, культуре, образовании, национально-культурной автономии; см. комм. к п. «в» ст. 71 Конституции) получают отражение в специальных федеральных законах. В частности, им гарантируются:

— условия (за счет допущения отклонения до 40 процентов от средней нормы представительства избирателей по округам в местах компактного проживания малочисленных народов), при которых они способны полнее реализовать свои избирательные права (ст. 18 ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»//СЗ РФ. 2002. N 24. ст. 2253);

— право на создание общин (ФЗ от 20 июля 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»//СЗ РФ. 2000. N 30. ст. 3122);

— государственная поддержка традиционной хозяйственной деятельности и культуры, что обеспечивается особым отношением государства к культурам малочисленных этнических общностей (ст. 22 Основ законодательства РФ о культуре//Ведомости РФ. 1992. N 46. ст. 2615), принятием федеральных программ экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564//СЗ РФ. 2001. N 32. ст. 3257), установлением специальных социальных, финансовых и налоговых мер (ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1996. N 17. ст. 1915; ст. 217, 238, 333.2, 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г.//СЗ РФ. 2001. N 1. ч. 2. ст. 18).

Права и гарантии коренных малочисленных народов дополняются и развиваются на уровне субъектов Федерации. Например, приняты законы: в Республике Саха (Якутия) — о правовом статусе коренных малочисленных народов Севера (от 31 марта 2005 г.), об оленеводстве (от 25 июня 1997 г.), о статусе языков коренных малочисленных народов Севера (от 20 февраля 2004 г.), о статусе национального административно-территориального образования в местностях (на территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера (от 27 января 2005 г.); в Хабаровском крае — об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов (от 27 ноября 2001 г.); в Сахалинской области — о сохранении и развитии народных художественных промыслов коренных малочисленных народов Севера (от 12 сентября 2000 г.); в Ханты-Мансийском автономном округе — о традиционных видах деятельности коренных малочисленных народов Севера (от 4 декабря 2001 г.), о фольклоре коренных малочисленных народов Севера (от 18 июня 2003 г.), о святилищах коренных малочисленных народов Севера (от 8 ноября 2005 г.), о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения (от 28 декабря 2006 г.); в Чукотском автономном округе — о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера (от 21 июня 2002 г.); в Ямало-Ненецком автономном округе — о регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (от 14 октября 1997 г.), о рыболовстве (от 18 июня 1998 г.), об оленеводстве (от 2 ноября 1998 г.).

Гарантирование прав коренных малочисленных народов — это не только их нормативное закрепление, но и последовательное осуществление как обязанность всех органов государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем в системе органов публичной власти есть такие, для которых данная обязанность является профилирующей. К ним, например, относится Министерство регионального развития РФ (п. 1, подпункты «ж»-«и» п. 2. Вопросы Министерства: Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2004 г. N 501//СЗ РФ. 2004. N 40. ст. 3956).

Признание Российской Федерацией международно-правовых стандартов в области прав коренных малочисленных народов (национальных меньшинств) обуславливает возможность каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если, как записано в Конституции (ч. 3 ст. 46), исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

По всему миру 9 августа отмечается Международный день коренных народов. В России, по официальным данным, живут 47 коренных народов, насчитывающих меньше 50 тысяч человек. Чтобы пересчитать самых малочисленных из них, хватит пальцев на одной руке. Причем на грани исчезновения находятся не только северные народы, которые проводят всю жизнь в трудных условиях, но и коренные жители вполне климатически благополучных регионов.

● Негидальцы (Хабаровский край) ● 513 человек ●

Тунгусо-маньчжурский народ, проживающий в Хабаровском крае. Негидальцы делятся на «низовских» и «верховских». У первых основным занятием было рыболовство, у вторых — охота, первые использовали для перевозок собак, вторые — оленей.

На негидальском языке говорят 74 человека, хотя лингвисты полноценными носителями языка считают всего троих. Делится на низовской и верховской говоры. Представителей первого диалекта, предположительно, уже не осталось.

● Алеуты (Камчатский край) ● 482 человека ●

Коренное население Алеутских островов. В основном они проживают на Аляске в США, в России же живут на Камчатке и входят в перечень коренных малочисленных народов Севера. Сами себя алеуты называют «унанган» или «унангас».

На алеутском языке в России говорят около 45 человек. В языке существуют четыре диалекта: западный, восточный, беринговский и аттуанский. Последний — вымерший. Одна из интересных особенностей языка в том, что в нем отсутствует разряд прилагательных.

● Чулымцы (Томская область, Красноярский край) ● 355 человек ●

Тюркский народ, входящий в перечень коренных малочисленных народов Севера. Чулымцы проживают в Томской области и Красноярском крае, в основном в бассейне реки Чулым. Первоначально они жили родовыми общинами, потом перешли на территориально-советские общины. Традиционно у чулымцев женщины и мужчины были равноправны.

Чулымским языком, по официальным данным, владет 44 человека, по мнению лингвистов — около 12. Он делится на среднечулымский и нижнечулымский диалекты. Эксперты предполагают, что он вымрет в течение 25 лет. Считается бесписьменным языком, хотя в 2019 году был издан перевод Евангелия от Марка на чулымский язык. В нем использовался алфавит, разработанный преподавателем Томского государственного педагогического университета Валерией Лемской.

● Уйльта / Ороки (Сахалин) ● 295 человек ●

Уйльта, ульта или ороки — тунгусо-маньчжурский народ, входит в список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они делятся на северную группу «доронени» («люди, живущие на Севере») и южную группу «суннени» («люди, живущие ближе к солнцу»). В основном уйльта живут на Сахалине.

Орокским или уйльтинским языком сегодня владеют чуть менее 50 человек. Во время его активного использования, язык уйльта делился на восточносахалинский и поронайский, однако сейчас считается монодиалектным. Он младописьменный — букварь на основе кириллицы был выпущен в 2008 году.

● Тазы (Приморский край) ● 274 человека ●

Тазы относятся к коренным малочисленным народам Севера, живут в Приморском крае. Тазы — сравнительно молодой метисный народ, произошедший от смешения китайцев и манчьжуров с удэгейцами и нанайцами и окончательно сложившийся к концу XIX века. Тазы никогда не считали себя китайцами и отличались от них по культуре и укладу.

Тазы общались на тазском диалекте китайского языка, в котором было очень много удэгейский и нанайских заимствований. Это вымерший язык — на данный момент, по официальной информации, на нем никто не говорит. Современные тазы используют русский язык.

● Ижорцы (Ленинградская область) ● 266 человек ●

Ижорцы или ижора — финно-угорский народ, в основном проживающий в Ленинградской области. Занимались земледелием, рыболовством, лесными промыслами, в XIX веке — посреднической торговлей и различными ремеслами.

Язык ижорцев относится к северной группе прибалтийско-финских языков уральской языковой семьи и находится на грани исчезновения: на нем говорят около 120 человек. Ижорский язык делится на четыре диалекта: сойкинский, нижнелужский, хэваский и оредежский, причем последние два — мертвые. Одна из особенностей языка — фиксация ударения на первом слоге.

● Энцы (Красноярский край) ● 227 человек ●

Представителей этого самодийского народа осталось всего около 300, в России из них проживают 227 человек. Самоназвание — «эннэчэ», что означает «человек». В основном энцы живут на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района. Их традиционные занятия — охота на оленя и на пушного зверя, рыболовство, вьючное и упряжное оленеводство.

Энецкий язык, который относится к самодийской группе уральских языков, долгое время был бесписьменным, пока в 1986 году Наталья Терещенко не опубликовала проект энецкого алфавита с лесным диалектом языка в опоре. На сегодняшний день энцы — практически единственный таймырский северный народ, не имеющий юридически зафиксированной письменности. Сейчас специалисты продолжают заниматься этим вопросом — результаты их работы уже были представлены в ООН.

● Сето (Псковская область) ● 214 человек ●

Этот финно-угорский народ в России в основном проживает в Псковской области и Красноярском крае. Всего в мире насчитывается около 10 тысяч сето, в России — только 214. Многие специалисты считают язык сето диалектом эстонского языка или частью выруского диалекта южноэстонского языка-диалекта, но сами представители народа считают его отдельным языком, не имеющим аналогов. Письменности у сето нет.

В основном сето занимались пашенным земледелием и животноводством, выращивали зерновые и лен, разводили домашний скот и птицу. У этого народа развито прикладное искусство: узорное ткачество, вышивка, плетение кружев. Познакомиться с культурой сето можно в деревне Сигово Псковской области, неподалеку от границы с Эстонией.

● Водь (Ленинградская область) ● 64 человека ●

Исчезающий финно-угорский народ. В России вожане живут в основном в Ленинградской области, где есть несколько деревень с их компактным проживанием: Лужицы (здесь был создан первый Водский музей), уже упраздненная Краколье и Пиллово.

Раньше вожане в основном занимались сельским хозяйством: выращивали злаки, разводили скот и ловили рыбу. Сами себя они называют «ваддялайзыд». У них есть свой флаг и герб, созданные в 2002 году. Флаг представляет собой белый треугольник острием вниз на синем фоне. На самом треугольнике нарисован красный крест. Водский язык на грани исчезновения — на нем говорят всего около 6-10 человек.

● Кереки (Чукотка) ● 4 человека ●

Кереки называют себя аӈӄалҕакку, что переводится как «приморские люди». В середине XX века их было около 100, к 2002 году численность снизилась до восьми, к 2010 — еще в два раза. Основная причина их исчезновения — ассимиляция с чукчами. Ранее кереки делились на северных и южных, какое-то время их причисляли к корякам.

Существует бесписьменный керекский язык, о владении которым в 2010 году заявили 10 человек. Иногда керекский язык считается диалектом корякского. В экспедициях 1988—1989 годов был записан керекский словарь на четыре-пять тысяч слов.

Кереки вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством, охотой и оленеводством. Предполагается, что запряжку собак цугом (в две-три пары, гуськом) изобрели именно они, после чего этот способ у них переняли чукчи.

Национальный акцент

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *