Концепция миграционной политики 2019

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (81) 2019 УДК 342.9

и. н. озеров

кандидат юридических наук, доцент Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д.

Российская Федерация, 308024, г. Белгород, ул. Горького, Телефон: (4722) 51-71-35.

Катаева о. В.

кандидат юридических наук, доцент Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д.

Российская Федерация, 308024, г. Белгород, ул. Горького, E-mail: kataeva_70@mail.ru.

Ряпухина и. А.

кандидат юридических наук, доцент Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д.

Российская Федерация, 308024, г. Белгород, ул. Горького, E-mail: 3609150@mail.ru

Модернизация миграционной политики Российской Федерации

Аннотация: 31 октября 2018 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, которая пришла на смену прежней национальной миграционной стратегии, утвержденной в 2012 году. Это стало знаковым событием в становлении отечественной политики в области миграции и очередной вехой процесса демократического развития миграционной деятельности страны. Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с современной модернизацией миграционной политики Российской Федерации, а также анализу факторов, оказавших влияние на необходимость корректировки миграционной стратегии государства. Проводится исторический анализ социально-политических концепций и взглядов на феномен миграции в России.

Авторами делается вывод о необходимости постоянного мониторинга миграционных процессов, а также системного исследования национальных и глобальных проблем миграции в целях дальнейшего совершенствования государственного регулирования миграционных процессов.

Ключевые слова: миграционная политика, миграционная система, демографические проблемы, миграционный прирост, государственное регулирование миграционных процессов.

Igor N. Ozerov

Cand. Sci. (Jurid.), Docent I.D. Putilin Belgorod Law Institute of the MIA of Russia

71, Gorkyi str., Belgorod, 308024, Russian Federation. Phone: (4722) 51-71-35.

Путилина 71.

Путилина 71.

Путилина 71.

Olga V. Kataeva

E-mail: kataeva_70@mail.ru.

Irina A. Riapukhina

E-mail: 3609150@mail.ru.

The modernization of the migration policy of the Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные национальные и глобальные проблемы в сфере миграции обусловливают значительный интерес к вопросам формирования и развития государственной миграционной политики Российской Федерации отечественных учёных, политиков и представителей гражданского общества. Меняющаяся ситуация на международной арене, отражающаяся на внутриполитической обстановке российского государства, требует постоянного мониторинга миграционного движения, анализа его тенденций и динамики, выработки на этой основе

гибкой государственной политики в сфере миграции, подразумевающей возможность, в случае необходимости, оперативного её пересмотра и корректирования. Таким образом, выработка и модернизация миграционной политики в соответствии с современными реалиями являются одними из приоритетных направлений деятельности нашего государства.

Ярким примером результативности работы в этом направлении стала разработка новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации

на 2019-2025 годы, утверждённой Президентом Российской Федерации 31 октября 2018 года. При этом положения ранее действовавшей Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года1 признаны утратившими силу. Необходимость корректировки принятой ранее Концепции миграционной политики страны связана с динамичными изменениями, произошедшими в международной политической и экономической обстановке, коренным образом изменившими геополитические условия в современном многополярном мире. Взвешенная и глубоко продуманная политика в сфере миграции, позволяющая взять миграционные процессы под строгий государственный контроль, призвана обеспечить Российской Федерации лидирующие позиции на мировой арене и позволит ей в полной мере реа-лизовывать и защищать свои национальные интересы.

Необходимо отметить, что современная миграционная стратегия России начала формироваться в условиях изменений в политической, социально-экономической, правовой, демографической и иных сферах, происшедших на постсоветском пространстве в 90-х годах XX века. Ее основу заложил Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. № 1668, утвердивший Федеральную миграционную программу Российской Федерации2. Это была первая попытка официального формулирования на государственном уровне совокупности социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, предпринятая в условиях, когда волна мигрантов, хлынувшая в страну после распада СССР, показала, что российскому государству необходимо в кратчайшие сроки взять миграционные потоки под контроль. Отсутствие опыта в

1 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. № Пр-1490 (документ утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс».

2 О Федеральной миграционной программе : Указ Президента Российской Федерации от 9 августа

1994 г. № 1668 (документ утратил силу) // СПС «Кон-сультантПлюс».

этой сфере государственного регулирования сказалось на положениях принятой миграционной программы и расставленных в ней акцентах. Так, в качестве первостепенной задачи миграционной политики была провозглашена защита прав и интересов мигрантов. Цели миграционной политики также были сформулированы в основном исходя из интересов этих лиц. В частности, декларировались создание условий для беспрепятственной реализации их прав, обеспечение гуманного отношения к вынужденным мигрантам и пр.

По мере развития общественных отношений в сфере миграции менялись политические взгляды на это явление. Так, в 2003 г. Правительством Российской Федерации утверждена новая официальная стратегия государственной деятельности в миграционной сфере3, которая в качестве целей регулирования миграционных процессов в Российской Федерации провозгласила обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, для достижения которого должна быть прежде всего решена задача защиты прав и свобод российских граждан.

Далее в условиях динамично изменившихся тенденций и направлений миграционных процессов государством предпринимались серьёзные меры по разработке стратегических ориентиров в данной области.

В результате этой деятельности в 2012 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 г. как выбор наиболее приоритетных векторов развития внутренней и внешней миграции. Вместе с тем приходится констатировать, что в процессе её реализации проблемы в сфере миграции своего окончательного разрешения не нашли. По-прежнему оставались актуальными вопросы, связанные с незаконной миграцией и сопутствующими ей криминальными проявлениями и

3 О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р (документ утратил силу) // «СПС КонсультантПлюс».

социальной напряжённостью. Кроме того, обострение внешнеполитической обстановки, активизация процессов вынужденной миграции и рост ксенофобии придали имеющимся проблемам еще большую остроту. В связи с этим отечественными исследователями высказывалось мнение о том, что в целях реализации положительного потенциала миграции необходимы изменения миграционной политики на федеральном уровне , а также модернизация всей системы управления миграционными процессами в Российской Федерации . При этом миграционная политика государства должна формулироваться взвешенно и обдуманно, а критериями ее качества должны стать отражённые основные потребности государства и политическая дальновидность, поскольку эффективная миграционная политика будет способствовать определению дальнейшего развития страны .

Следует отметить и такие позитивные факторы как устойчивость социально-экономического положения, сохранение исторических и культурных связей народов государств — участников СНГ, взаимные безвизовые поездки, создание Евразийского экономического союза, которые, в свою очередь, тоже послужили предпосылками формирования обновлённой миграционной политики государства4.

Тщательный анализ тенденций в сфере миграции в Российской Федерации, обусловленных экономическими и социальными факторами, позволил новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Президентом Российской Федерации, сформулировать основные векторы государственной деятельности в сфере регулирования миграционных отношений на современном этапе.

Прежде всего это необходимость совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации, которое на данный момент является во многом не-

4 О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы : Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 // СПС «КонсультантПлюс».

согласованным, а иногда и противоречивым. Так, отечественные исследователи этого вопроса говорят о наличии системных и редакционных недостатков нормативных правовых актов в области миграции, зачастую неадекватной оценке в них степени и характера общественной опасности миграционных правонарушений и пр. . Устранение имеющихся противоречий предполагается путём систематизации действующей нормативной правовой базы регулирования миграционных процессов, а также посредством установления простых и понятных для граждан исполнимых правил.

В области совершенствования механизмов противодействия незаконной миграции также предлагается прежде всего совершенствование её правовой основы, в том числе регулирование ответственности лиц за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации. Кроме того, необходимо развитие инфраструктуры Государственной границы Российской Федерации, её инженерной укреплённости.

Тесно связано с законотворческой работой информационно-аналитическое обеспечение миграционной деятельности, которое в целях создания точного и однозначного представления о реализуемой миграционной политике предполагает дальнейшее совершенствование языка описания миграционных процессов. Нормативное правовое закрепление основных терминов и формулировок в области миграционных отношений, широко используемых сегодня в общественном лексиконе, позволит исключить возможность произвольной их трактовки.

Как важный акцент Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, необходимо отметить то, что для решения демографической проблемы государства основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами провозглашено его естественное воспроизводство, при этом миграционный прирост признан только вспомогательным средством.

Вместе с тем, по мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, наибо-

лее значимым направлением обновлённой миграционной политики государства является её направленность на формирование комфортных условий для переселения в Россию на постоянной основе соотечественников из-за рубежа, а также на создание чётких правил въезда и получения права на проживание, работу, приобретение российского гражданства5.

Это целевая группа иммигрантов, которые нужны государству и регионам. По мнению отечественных учёных, несмотря на то, что в отношении граждан бывшего СССР в миграционной стратегии России были сформированы определённые приоритеты, они недостаточно чётко выражены, и на практике не всегда реализуются . Поэтому добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, способных успешно интегрироваться в российское общество, названы в Концепции миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы в числе первостепенных её задач.

Также необходимо подчеркнуть, что функционирующая сегодня в стране система миграционного контроля включает практически все социальные институты, образующие единую миграционную систему государства. При этом обновлённая Концепция миграционной политики Российской Федерации впервые чётко закрепила иерархию и полномочия субъектов миграционной деятельности страны. Так, основы миграционной политики определя-

ются Президентом Российской Федерации. Работу по её законодательному обеспечению ведут Палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции, а также обеспечивает проведение единой миграционной политики в стране Правительство Российской Федерации. Непосредственно реализация миграционной политики возложена на федеральные органы государственной власти при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Очевидно, что слаженная, созидательная и ответственная работа всех уровней выстроенной миграционной системы государства будет способствовать полноценной реализации задач государственной миграционной политики .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, современная миграционная система страны выстраивается более чётко, одновременно и миграционная политика Российской Федерации становится более гибкой, сочетающей в себе четкую стратегию с возможностью непрерывного обновления. Вместе с тем необходимо и далее постоянно осуществлять мониторинг миграционных процессов, анализировать инновационные подходы в решении проблем миграции, беженцев и вынужденных переселенцев в деятельности международных организаций , а также системно исследовать национальные и глобальные проблемы миграции в целях постоянного совершенствования государственного регулирования миграционных процессов в контексте геополитических, экономических и демографических интересов страны.

Список литературы

2. Симонова С. В. Воссоединение семей как вектор современной миграционной политики: проблемы внедрения и перспективы совершенствования // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 4. — С. 53-61.

4. Кочеткова Н. Д. Миграционные риски — как факторы выявления основных направлений превенции в механизме реализации миграционной политики Российской Федерации // NB: Административное право и практика администрирования. — 2019. — № 2. — С. 135-143.

6. Полякова Н. В. Актуальные вопросы квалификации административных правонарушений по главе 18 КоАП РФ // Общественная безопасность, законность и правопорядок в 3-м тысячелетии : сборник материалов международной научно-практической конференции — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2017. — С. 65-71.

7. Полякова Н. В. Нелегальная миграция: современное состояние и проблемы административно-правового регулирования // Общественная безопасность, законность и правопорядок в 3-м тысячелетии : сборник материалов международной научно-практической конференции — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2016. — С. 233-238.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Утверждено

Президентом РФ

31 октября 2018 года

Концепция
государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы

I. Общие положения

1. Настоящей Концепцией определяются цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы (далее — миграционная политика) исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере миграции.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. Настоящая Концепция разработана с учетом основополагающих документов, затрагивающих вопросы реализации миграционной политики, прежде всего Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

II. Условия формирования и реализации миграционной политики

4. Современные тенденции в сфере миграции в Российской Федерации обусловлены в основном экономическими и социальными факторами. Устойчивое социально-экономическое положение, сохранение исторических и культурных связей народов государств — участников Содружества Независимых Государств, взаимные безвизовые поездки, учреждение Евразийского экономического союза являются мощными факторами миграционной привлекательности Российской Федерации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5. В 2012-2017 годах интенсивность внутренней миграции в Российской Федерации увеличилась на 10 процентов. При этом сохранилась общая тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный регионы страны, что является постоянным фактором роста диспропорции в размещении населения. Практически весь потенциал внутренней миграции приходится на такие городские агломерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также на Краснодарский край.

Президент России Владимир Путин подписал указ о Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 — 2025 годы. Текст документа опубликован на официальном сайте Кремля.

О подписании документа глава государства сообщил, выступая на заседании Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом. «Она направлена в том числе на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа и на создание четких правил въезда и получения право на проживание, работу, на приобретение российского гражданства», — цитирует ТАСС слова Владимира Путина.

Как отмечается в тексте концепции, современные тенденции в сфере миграции в РФ обусловлены в основном экономическими и социальными факторами. Устойчивое социально-экономическое положение, сохранение исторических и культурных связей народов государств-участников СНГ, взаимные безвизовые поездки, учреждение ЕАЭС являются мощными факторами миграционной привлекательности РФ.

При этом, на консульском учете за рубежом состоит более 2 миллионов граждан Российской Федерации. Ежегодно около 60 тысяч российских граждан выезжает на работу за границу.

В последние годы миграционный приток в нашу страну компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. Гражданство получили более миллиона человек.

Целью миграционной политики, говорится в концепции, является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного кода. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем.

В документе также перечисляются основные принципы миграционной политики, среди которых — комплексность решения задач миграционной политики с учетом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации, приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории, учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *