Контрольный орган в сфере закупок 44 ФЗ

Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный

Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

  1. Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
  2. Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
  3. Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).

Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Последний способ контроля проводится:

  • общественными объединениями;
  • гражданами без какого-либо статуса;
  • объединениями юридических лиц.

Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

  • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
  • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
  • подавать заявления в суд.

***

Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю. Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.

Контроль в сфере закупок (Шадрина Т.)

Осуществление закупок для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений проводится по правилам, установленным Законами N N 44-ФЗ <1> и 223-ФЗ <2>. И если в Законе N 223-ФЗ о контроле в данной сфере написано очень кратко (ст. 6 состоит из одного предложения), то Закон N 44-ФЗ не только устанавливает области, подлежащие контролю, но и определяет порядок контрольных мероприятий, органы, уполномоченные на проведение данного контроля, а также их права и обязанности. В статье расскажем о порядке осуществления контроля за проведением закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
———————————
<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
<2> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Кто контролирует?
Согласно ст. 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок производят следующие органы контроля в пределах их полномочий:
— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на проведение контроля в сфере закупок;
— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
— органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
Конечно, пока еще мало нормативных актов, определяющих контролеров на уровне субъектов РФ, муниципальных районов и городских округов, но все-таки они есть. Например, Распоряжением комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 04.03.2014 N 19-р в качестве исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного на осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определена Контрольная комиссия Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга.
Итак, основными контролирующими органами являются:
— Федеральная антимонопольная служба (Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»);
— Росфиннадзор (Приказ Минфина России от 20.03.2014 N 18н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере»);
— Федеральное казначейство (Приказ Федерального казначейства от 29.05.2014 N 106 «Об утверждении Регламента проведения Федеральным казначейством ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд»).
Кого проверят и чем будут интересоваться?
Кого будут контролировать названные выше органы, конкретизируется в ч. 2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ. Так, органы, уполномоченные на проведение контроля в сфере закупок, при помощи плановых и внеплановых проверок будут контролировать заказчиков, контрактные службы, контрактных управляющих, комиссии по осуществлению закупок и их членов, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, специализированные организации, выполняющие отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, операторов электронных площадок.
Федеральное казначейство проводит контроль:
1) за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
а) в планах-графиках, — информации, содержащейся в планах закупок;
б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, — информации, содержащейся в планах-графиках;
в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), — информации, содержащейся в документации о закупках;
г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, — информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контрактов.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении (ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):
— соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона N 44-ФЗ, и обоснованности закупок (с 01.01.2016);
— соблюдения правил нормирования в сфере закупок (ст. 19 Закона N 44-ФЗ);
— обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
— применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
— соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
— своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
— соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Такой контроль ориентирован в первую очередь на существенное снижение рисков незаконного и нецелевого использования бюджетных средств, в том числе в части полномочий по контролю в сфере закупок для государственных нужд (Письмо Минфина России от 28.01.2014 N 02-11-09/3021).
Виды контрольных мероприятий
Как и любой контроль и надзор, проверочные мероприятия бывают плановыми и внеплановыми.
Плановые проверки в силу ч. 13 ст. 99 Закона N 44-ФЗ в отношении каждого заказчика, контрактной службы или контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа или учреждения, операторов электронной площадки проводятся не чаще чем один раз в шесть месяцев.
А вот в отношении специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок (котировочной, конкурсной, аукционной и пр., но не постоянно действующей) плановые проверки могут проводиться не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Для проведения внеплановой проверки нужны основания. Они установлены ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ:
— получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;
К сведению. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном ст. ст. 105 — 107 Закона N 44-ФЗ. В случае если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
— поступление информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
— истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с п. 2 ч. 22, п. 3 ч. 27 ст. 99 Закона N 44-ФЗ предписания. В данном случае проверка может проводиться лишь органом, выдавшим предписание, исполнение которого контролируется.
Права проверяющих и результаты мероприятий по контролю
При проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа в сфере закупок вправе (ч. 26 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):
— беспрепятственно находиться в помещениях и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу. Такой доступ возможен только при предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа о проведении данных проверок;
— запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки.
Должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля помимо перечисленных выше полномочий имеют право (ч. 27 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):
— выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. При этом в рамках осуществления контроля за соблюдением требований к обоснованию закупок и НМЦК, включенной в план-график, указанные предписания выдаются до начала закупки;
— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
— рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере госзаказа и принимать меры по их предотвращению;
— обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными.
К сведению. В силу ч. 23 ст. 99 Закона N 44-ФЗ предписание об устранении нарушения законодательства в сфере закупок должно содержать указание на конкретные действия, которые необходимо совершить лицу, получившему такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения данного предписания. В течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания контрольный орган в сфере закупок обязан разместить это предписание в единой информационной системе (ч. 24 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Если в контрольный орган поступит информация о неисполнении предписания, он вправе применить к неисполнившему лицу меры административной ответственности в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ: наложить на должностных лиц штраф в размере 50 000 руб., на юридических — 500 000 руб.
Согласно ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, при проведении проверок осуществления органами финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), контроля за соблюдением названного Закона имеют право на проведение проверок субъектов контроля в части закупок, в отношении которых органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), осуществлены мероприятия по контролю в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
При выявлении нарушений в результате проведения проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок контрольный орган может:
— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
— выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении данных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными.
К сведению. При выявлении в результате проведения проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, органы контроля обязаны передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие этот факт, в течение трех рабочих дней с даты его выявления.
В соответствии с ч. 21 ст. 99 Закона N 44-ФЗ информация о проведении плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения названных документов и информации в обозначенном реестре, утверждается Правительством РФ.
Ведомственный контроль в сфере закупок
Согласно ст. 100 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном Правилами осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89 (далее — Правила), а также высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Ведомственный контроль производится в соответствии с регламентом, утвержденным органом ведомственного контроля. В настоящее время разработано и принято 11 таких регламентов для Федерального казначейства (Приказ от 29.05.2014 N 106), Минобрнауки (Приказ от 23.04.2014 N 398), Роспотребнадзора (Приказ от 05.05.2014 N 376), Минздрава (Приказ от 19.06.2014 N 293н) и т.д. А вот Минспорт пока еще не утвердил такого регламента.
При осуществлении ведомственного контроля проверяются:
— соблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
— соблюдение требований о нормировании в сфере закупок;
— правильность определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
— соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок;
— предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;
— соблюдение требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
— соблюдение требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
— обоснованность в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;
— своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги и т.д.
Согласно п. 6 Правил ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных мероприятий, которые проводятся по поручению, приказу (распоряжению) руководителя органа ведомственного контроля.
О предстоящей ведомственной проверке орган контроля уведомляет заказчика путем направления уведомления, которое должно содержать не только предмет проверочного мероприятия (в том числе период времени, за который проверяется заказчик), но и перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление мероприятия ведомственного контроля, а также запрос о представлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля.
Примечание. На ведомственный контроль п. 11 Правил отведено 15 календарных дней. При этом данный срок может быть продлен, но только однократно и не более чем на 15 дней.
Права должностных лиц при осуществлении ведомственного контроля определены п. 12 Правил, но более подробно они устанавливаются в соответствующих регламентах. Так, контролеры имеют право на:
— беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания заказчика (в необходимых случаях — на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и уведомления;
— истребование необходимых документов;
— получение объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам контроля.
По результатам ведомственного контроля составляется акт проверки, который подписывается проверяющим и представляется руководителю органа ведомственного контроля.
Если выявлены нарушения, должностные лица органа ведомственного контроля разрабатывают и утверждают план их устранения. Если выявлены действия (бездействие) с признаками административного правонарушения, материалы проверки направляются в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, а если с признаками состава уголовного преступления — в правоохранительные органы.
Иные виды контроля в сфере закупок
Сами заказчики тоже должны исполнять функции по контролю. Так, в силу ст. 101 Закона N 44-ФЗ они обязаны контролировать:
— исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством РФ;
— привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, ст. 102 Закона N 44-ФЗ предусмотрен общественный контроль, который могут осуществлять граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
К сведению. Запросы и иные обращения от общественных объединений или объединений юридических лиц рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней.
Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:
— подготавливать предложения по совершенствованию законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
— направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
— производить независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов;
— обращаться в государственные и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю;
— обращаться в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика признаков состава преступления;
— обращаться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц.
В заключение
Итак, основными органами, осуществляющими контроль за государственными и муниципальными заказчиками в сфере госзаказа, являются ФАС, Федеральное казначейство и Росфиннадзор. Процедура данного контроля достаточно хорошо регламентирована и Законом N 44-ФЗ, и иными нормативными актами, в том числе ведомственными. А поскольку административные штрафы в сфере закупок немалые (могут достигать для должностных лиц 50 000 руб., а для учреждения — 500 000 руб.), рекомендуем спортивным организациям как можно тщательнее подходить к вопросу организации и проведения процедур закупок, а также исполнения контрактов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *