Контрактная основа обучения

Вузы должны стать кузницей кадров для конкретных отраслей в зависимости от направления развития региона, на территории которого они расположены, пишет газета «Коммерсант».

Бюджетные места по-новому

В этом году бюджетные места между вузами (так называемые контрольные цифры приема — КЦП) распределялись по новому принципу. На первом месте теперь стоят потребности конкретного региона: вузы получают бюджетные места в зависимости от того, какие отрасли являются приоритетными в экономике региона и сколько кадров необходимо для них подготовить. Кадровый запрос для вузов в 2013 году формировался при участии нескольких сторон. Помимо отраслевых госорганов федерального уровня, таких, как Минтранс России, Минздрав РФ, Минсельхоз и Минкульт, свое слово сказали объединения работодателей — Ассоциация юристов РФ, «Росатом» и т. д. Одновременно потребности экономики в специалистах оценивались региональными органами исполнительной власти при непосредственном участии крупнейших работодателей субъекта РФ. «Это логично: на местах лучше понимают, какие специалисты им нужны»,— подчеркивают в Минобрнауки.

С этого года регионы получили возможность влиять на «потоки» бюджетных мест в вузы, расположенные на их территории. Общий объем КЦП разделили на две части: федеральную (делится между всеми вузами страны) и региональную (на нее претендуют только локальные вузы и их филиалы). Всего в 2013 году федеральная часть КЦП составила 30% от общего объема цифр приема по программам бакалавриата и специалитета, и 70% по программам магистратуры плюс региональная составляющая (70% и 30% соответственно). Такой подход помог сохранить КЦП в регионах, а главное, начать подготовку кадров, необходимых экономике и социальной сфере в конкретной области.

Чтобы определить, сколько именно мест нужно региональным вузам, учитывается кадровая потребность субъектов РФ. Ее рассчитывают исходя из данных самих регионов: объем и профиль приема на фоне возможностей локальной образовательной сети. В результате для каждого региона фиксируются минимальные объемы КЦП. Это делается для того, чтобы не допустить оттока бюджетных мест в столичные вузы. КЦП, полученные регионом, отходят только тем вузам, которые расположены на его территории.

Кроме того, изменилась и структура приема на бюджетные места. В 2013 году количество бесплатных для обучающихся мест в магистратуре выросло на 20%. Одновременно изменились соотношения по направлениям обучения. Так, по естественнонаучным направлениям количество бюджетных мест выросло на 2,5%, по медицинским — на 5,9%, по техническим — на 5,3%, по образованию и педагогике — на 6,1%. Такое увеличение бюджетных мест для получения высшего образования по приоритетным направлениям развития страны стало возможным благодаря сокращению на 19,8% бюджетных мест по экономике и управлению, которые уже давно перепроизводят кадры, обрекая выпускников на профессиональную невостребованность.

Как отмечают в Минобрнауки, объем и структура КЦП наглядно демонстрируют разворот в сторону реального сектора экономики: приоритетными направлениями для регионов при распределении бюджетных мест были специальности, востребованные экономикой, промышленностью и соцсферой. Так, КЦП по инженерно-техническим направлениям выросли в 49 регионах, по естественнонаучным — в 51.

Планы на будущий год уже обнародованы: при распределении бюджетных мест на 2014-2015 учебный год помимо потенциала вуза, рассчитанного на основе показателей его эффективности, будут учитываться данные о трудоустройстве его выпускников (по информации Минтруда). «В 2014 году Минобрнауки России сократит места по не востребованным на рынке труда специальностям, увеличив количество мест в магистратуре и прикладном бакалавриате»,— заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Кроме того, акцент будет сделан на направлениях подготовки в соответствии с госприоритетами. И, наконец, при распределении бюджетных мест будут учитываться минимальные проходные баллы, которые при приеме установили сами вузы.

«Кадры для регионов»

Новая система подготовки специалистов предполагает, что вузы со своей стороны представят программы, разработанные исходя из стратегических направлений развития региона. Стимулировать учебные заведения должен был конкурс «Кадры для регионов», организованный Министерством образования и науки РФ. В рамках проекта вузы, которым не выделяются бюджетные деньги на реализацию их программ развития, должны были создать с нуля или обновить программы основного и дополнительного профессионального образования (в том числе актуализировав их содержание и технологии обучения, повысив квалификацию и поддержку мобильности профессорско-преподавательского состава, а также прибегнув к помощи сторонних специалистов). «Цель конкурса — разработка системы мер по актуализации образовательной деятельности вузов в интересах кадрового обеспечения приоритетных направлений развития экономики региона, на территории которого расположено образовательное учреждение»,— подчеркнули в министерстве.

В конкурсе приняло участие 36 вузов. Из них победителями признали 14 учебных заведений. Всего было предложено подготовить 250 образовательных программ: их реализация поможет создать базовые кафедры на предприятиях-партнерах, а также повысить сразу несколько показателей — процент выпускников, трудоустроенных на местных предприятиях, объем платных образовательных услуг и объем средств по договорам вуза, выполненным по каждому из секторов региональной экономики. Вузы-победители получат субсидию — 50 млн руб. ежегодно в течение двух лет: в 2013 и 2014 годах (при условии, что 20% внебюджетного финансирования обеспечит местный партнер-организация). Что касается самих образовательных программ победителей, например, Амурский государственный университет разработал проект исходя из потенциала горно-металлургического кластера и потенциального создания энергетической особой зоны в своем регионе, сделав упор на подготовку студентов по специальностям «прикладная геология», «горное дело», «электроэнергетика» и «электротехника». Брянская государственная инженерно-технологическая академия сделает акцент на подготовке специалистов для строительного и лесопромышленного комплексов, дорожного и коммунального хозяйств по специальностям «современные технологии в строительстве, стройиндустрии и дорожном хозяйстве региона», «менеджмент производственных процессов в лесопромышленном комплексе региона» и др.

Целевая подготовка

После вступления федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» каждый из участников трехстороннего соглашения «студент—вуз—предприятие» получил не только гарантии соблюдения обязательств, но и реальную ответственность за выполнение договора. «Это новое понимание целевого обучения, закрепленное в законе «Об образовании в Российской Федерации»,— подчеркивает министр образования и науки РФ. Новый механизм взаимодействия с вузами позволяет предприятиям выбирать наиболее перспективных абитуриентов, а кроме того, дает представителям бизнеса конкретные гарантии инвестиций в будущих сотрудников. «Раньше в законодательном порядке не было предусмотрено обязательств ни со стороны работодателей, ни со стороны студентов. Теперь же при поступлении по целевому набору студент заключает с работодателем договор, в котором четко прописываются обязанности сторон»,— напоминает господин Ливанов.

Так, если студент после выпуска не захочет работать в компании-партнере, он должен возместить оплату своей социальной поддержки, а также выплатить штраф — названные расходы в двукратном размере. Аналогичный механизм действует и в обратную сторону. Если компания не может обеспечить последующее трудоустройство выпускника, она обязана выплатить ему компенсацию в двукратном размере расходов, потраченных на меры социальной поддержки.

Слово специалистам

«Сотрудничество вуза и предприятий давно находится, что называется, в тренде отечественной образовательной политики»,— подчеркивает декан кафедры Высшей школы управления и инноваций МГУ им. М. В. Ломоносова Елена Шмелева. «Современный рынок труда неразрывно связан с системой образования»,— соглашается Татьяна Баскина, заместитель генерального директора кадрового холдинга «Анкор».

По мнению экспертов, сейчас предприятия как никогда заинтересованы в том, чтобы специалисты приходили к ним уже подготовленными из вузов. «В последнее время огромная заинтересованность в квалифицированных кадрах возникла именно у предприятий. Если в прошлом вуз шел на предприятие, то сейчас, наоборот, предприятие идет в вузы. Компании-производители, приходящие на российский рынок, выстраивая стратегию развития персонала, изначально уделяют большое внимание блоку «работа с вузами». Их задача — так выстроить взаимодействие с учебными заведениями, чтобы, с одной стороны, внедрить свои квалификационные требования на этапе подготовки кадров, а с другой стороны, создать поток этих кадров на свои предприятия»,— говорит Валерий Васин, генеральный директор консалтинговой компании CASE.

Государство сегодня прикладывает значительные усилия к переориентации системы образования на потребности развития экономики. Все вышеперечисленные меры направлены на подготовку тех профессионалов, которые реально нужны промышленному и социальному сектору. Это залог и востребованности выпускников, и динамичного развития производства.

Бюджетная форма

Каждый гражданин России, имеющий общее среднее образование, может один раз получить высшее или среднее специальное образование на бюджетной основе в государственном вузе. Это значит, что за обучение студента платит государство. Студенту, сдающему сессию на «хорошо» и «отлично», платится стипендия. Тот, у кого в зачетке стоят только «пятерки», может рассчитывать на повышенную стипендию. Бюджетные места есть и в некоторых негосударственных вузах, но их обычно очень мало. Поступают на бюджетное отделение обычно на конкурсной основе, сдав единые государственные экзамены по списку, утвержденному высшим учебным заведением и размещенному на официальном сайте. Некоторым высшим учебным заведениям предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания – например, собеседование или творческий конкурс.
С бюджетного отделения студент может быть отчислен за академическую задолженность. Восстановиться можно, но процедура в большинстве случаев платная, а продолжить обучение можно только на контрактной основе.

Контрактная форма

При контрактной форме студент платит за обучение сам. Поступает он в высшее учебное заведение тоже на конкурсной основе, но при этом еще и заключает двусторонний договор с вузом или колледжем. В договоре, помимо всего прочего, указываются размер и сроки оплаты. Плату можно внести сразу за семестр или помесячно, это определяет вуз. Студент может быть отчислен не только за академическую задолженность, но и за неуплату.
Размер оплаты может быть изменен, и чаще всего в сторону повышения.

Государственный заказ в образовании

В последние годы в России все чаще практикуется система государственного заказа в образовании. Это тоже контрактная форма обучения, но платит не студент, а предприятие, которому нужен специалист того или иного профиля. Заключается трехсторонний договор между студентом, высшим учебным заведением и предприятием. Помимо оплаты за подготовку специалиста, предприятие может предоставить студенту и некоторые социальные услуги – оплатить проживание в общежитии, проезд до места обучения и обратно, а также повысить стипендию. Предприятие предоставляет также возможность пройти практику там, где человек будет работать. Студент обязан после окончания вуза отработать на предприятии несколько лет. Если же его отчисляют, он должен возместить предприятию затраты. Прием в высшие и средние специальные заведения осуществляется также на конкурсной основе.

Смешанные формы

В небольших населенных пунктах практикуется и частично платная форма обучения. Например, вуз открывает филиал, арендует помещение, приглашает преподавателей. Студенты, принятые на бюджетное отделение, за обучение не платят, но остальные расходы ложатся на их плечи, то есть они вносят деньги за аренду помещения и оплату коммунальных услуг. В любом случае это обходится значительно дешевле, чем обучение на контрактной основе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *