Конституционное право примеры

В начале 90-х годов прошлого столетия, с момента обретения Казахстаном независимости, начался новый этап в развитии нашего государства. «Переход казахстанского общества от тоталитарного представления об обществе и государстве и его взаимоотношениях с личностью к общецивилизационным ценностям, оформление в Казахстане классического, либерального типа гражданского общества, попытка перейти к автономизации личности предполагает выдвижение конституционализма как общенациональной идеи». .

Но конституционализм – это не только идея, направленная на консолидацию сил общества в деле построения правового, демократического, социального государства, где человек, его жизнь, права и свободы есть высшая ценность, но и целый комплекс компонентов, составных частей, предназначенных для воплощения этих положений в жизнь. Конституционализм имеет в качестве своего ядра конституционные нормы. Последние складываются в конституционно-правовые институты. Реализуясь, конституционно-правовые нормы порождают конституционно-правовые отношения.

Многие ученые-конституционалисты дают свою трактовку определения конституционно-правовой нормы. Ащеулов А.Т. предлагает следующее определение: «конституционно-правовые нормы есть общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством, регулирующие общественные отношения государства, личности и общества по организации государственной власти и управлению обществом». .

Своеобразное определение конституционно-правовой нормы дается Черняковым А.А. как «предела императивной достаточности, выражающегося в императивном правиле, изложенном в Конституции; как меры свободы, права, обязанности; высшей юридической силы и прямого действия на всей территории Республики Казахстан». .

Конституционно-правовые нормы – это нормы, регулирующие общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права. Они являются частью общей системы права и обладают чертами, общими для всех правовых норм других отраслей права. Как и другие нормы права они исходят от государства, являются общеобязательными правилами поведения, выраженными в правовых актах государства, охраняются и обеспечиваются государством. Однако у норм конституционного права есть особенности, отличающие их от норм других отраслей права:

1) непосредственное назначение. Все правовые нормы имеют в качестве общей цели регулирование общественных отношений. Но непосредственные цели регулирования неодинаковы у различных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права – закрепление основ устройства общества и государства.

2) содержание, то есть та сфера общественных отношений, которую они регулируют.

3) источники – основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в Конституции, то есть, акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе.

4) структурные особенности.

Большинство конституционных норм не имеет традиционной трехэлементной структуры, присущей большинству других правовых норм. В них нет указаний на то, кому именно они адресованы, какие и на кого возлагают права и обязанности, каковы те условия, при которых данные нормы применяются, и какова ответственность за их нарушение. В конституционном праве очень много норм общерегулятивного характера (нормы-принципы, нормы-задачи и др.). Такие нормы имеют обычно одну диспозицию. Иногда норма имеет гипотезу и диспозицию и очень редко имеется санкция. Для удобства изучения и применения нормы конституционного права классифицируют по различным основаниям на разные виды:

1) по содержанию, то есть, по кругу регулируемых общественных отношений выделяются нормы, закрепляющие: основы конституционного строя РК, основы правового статуса личности в РК, принципы организации и деятельности государственного механизма и органов местного самоуправления.

2) по юридической силе различаются нормы, выраженные в Конституции РК, конституционных законах, законах, нормативных Постановлениях Парламента, Указах Президента, актах Правительства, договорах и Декларациях, актах местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции.

3) по территории действия различают нормы общереспубликанские и местные. Местные действуют в пределах административно-территориальной единицы и в границах территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

4) по характеру содержащихся в них предписаний различают управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы закрепляют права субъектов осуществлять предоставленные им полномочия, очерчивают их рамки. Такой характер носят все нормы, касающиеся полномочий Президента, Парламента, Конституционного Совета и других органов. К управомочивающим нормам относятся и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели. Хотя они и содержат установления, сформированные в самой общей форме, обращены к неопределенному кругу субъектов, но вместе с тем их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, ст. 2 Конституции п. 1 закрепляет, что РК является унитарным государством с президентской формой правления.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов избрать именно тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Например, ст. 38 Конституции гласит, что граждане РК обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий. Например, ст. 5, п. 1 Конституции гласит, что не допускается создание в государственных органах организаций политических партий.

5) по степени определенности содержащихся в них предписаний различают диспозитивные и императивные нормы.

Императивные нормы – такие, которые устанавливают четкую модель поведения, не допускают свободы усмотрения субъекта, «только так, а не иначе». Например, ст. 62, п. 3 Конституции гласит, что изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее 3/4 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Диспозитивные нормы предоставляют субъекту возможность выбрать определенную модель поведения в строго очерченных рамках. Например, ст. 91, п. 1 Конституции закрепляет, что проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента.

6) по форме их выражения, или по их источникам, то есть, по характеру актов, в которых они содержатся. Это – нормы Конституции, конституционных законов и других источников конституционного права.

7) по назначению в механизме правового регулирования принято различать материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы содержат само правило поведения, ими учреждаются основные устои общества и государства, а процессуальные нормы определяют порядок, организацию, процедуру принятия законов. Например, нормы Регламентов Сената и Мажилиса, а также нормы общего Регламента Парламента. .

Черняков А.А. предлагает еще один вид деления конституционно-правовых норм. Нормы конституционного права подразделяются на два вида – конституционные и субконституционные нормы. Конституционные нормы – это те нормы, которые изложены в Конституции; субконституционные нормы – это нормы, изложенные не в конституции, а в иных актах конституционного права. . Кроме этого, Черняков А.А. отмечает, что «в правоведении выделяются и иные виды норм права, например: абстрактные и казуистические, определенные, кумулятивные, поощрительные и многие другие. Однако, все это не виды норм, а их отдельные черты, стороны и свойства. Норма права, заметим, как самостоятельный вид получает свое классификационное наименование в результате обособления ее по внешнему (отраслевому) признаку, за основание которого берутся объекты и методы правового регулирования». . Данная точка зрения представляется верной.

Российский исследователь Лучин В.О. подразделяет конституционные нормы на конкретно-регулятивные и общерегулятивные (дефинитивные). Характерной чертой первых является то, что в них четко сформулировано правило поведения. Дефинитивные нормы устанавливают такое правило поведения, которое не получает достаточно четкого выражения. Эти нормы определяют правовые цели, принципы, понятия или категории, имеющие юридическое значение. Правило поведения в этих нормах выражено в самых общих чертах, эти нормы не формулируют непосредственно юридических прав и обязанностей. . Такое деление представляется правильным. Примером конкретно-регулятивной нормы может быть конституционный запрет в РК на деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств. Примером дефинитивной нормы может быть конституционное положение о том, что единственным источником государственной власти является народ.

Конституционные нормы имеют первостепенное значение в решении проблем прав человека, так как закрепляют широкий перечень прав и свобод человека и гражданина в РК, основы механизма их охраны и защиты, их гарантии.

Конституционно-правовой институт – это совокупность норм конституционного права, регулирующих определенную взаимосвязанную часть системы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Каков критерий деления отрасли конституционного права на институты? Этот критерий – взаимосвязанность, наличие определенных общих черт регулируемых отношений, родовые связи между ними. Конституционно-правовой институт регулирует комплекс взаимосвязанных общественных отношений, проникнутых внутренним единством. Например, институт гражданства РК объединяет нормы, предусматривающие порядок приобретения, прекращения гражданства и др. Конституционно-правовые институты подразделяют на простые и сложные. К первым относятся такие, которые не подразделяются на другие составляющие их институты (например, институт депутатского запроса, институт депутатского обращения). В составе сложных конституционно-правовых институтов объединяются ряд однородных по предмету регулирования институтов. Например, институт основ правового положения граждан РК состоит из института гражданства, института основных прав и свобод граждан, института основных обязанностей граждан РК.

Конституционно-правовые институты разделяются на правоустановительные и правоохранительные. Нормы правоустановительного института наделяют участников общественных отношений правами и обязанностями. Нормы правоохранительного института предназначены для охраны отношений, урегулированных нормами правоустановительного института. Например, институт депутатского отзыва имел целью охрану и обеспечение предписаний норм, которыми устанавливаются обязанности депутатов.

Нормы конституционного права живут и действуют лишь тогда, когда они реализуются. Под реализацией норм конституционного права РК понимается осуществление участниками общественных отношений установленных в них предписаний. В результате реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовые отношения – это такие общественные отношения, в которых их участники взаимосвязаны правами и обязанностями, установленными нормами конституционного права.

Конституционно-правовые отношения как один из видов правовых отношений обладают чертами, свойственными всем правовым отношениям. Они определяют собой юридическую связь между участниками общественных отношений, характер и пределы которой определены нормами конституционного права, являются волевыми отношениями, ибо зависят от воли и сознания людей, обеспечиваются и охраняются государством.

Вместе с тем им присуща и специфика. Она состоит в следующем:

1) они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2) значение в системе правовых отношений. Юридическое содержание правовых отношений составляют права и обязанности их участников. В конституционно-правовых отношениях они прямо или опосредованно связаны с закреплением основных принципов и устоев общества и государства. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правовых отношений.

3) специфический круг участников (субъекты).

К субъектам относятся:

а) народ Казахстана (выступает в качестве субъекта властеотношений во время референдума);

б) нации и народности Казахстана;

в) государство;

г) административно-территориальные единицы;

д) государственные органы;

е) общественные объединения (партии, движения, различные фонды, комитеты и др.);

ж) должностные лица;

з) депутаты представительных органов;

и) граждане РК;

к) иностранные граждане и лица без гражданства;

л) органы местного самоуправления;

м) избиркомы.

Нормы конституционного права связывают права и обязанности участников конституционно-правовых отношений с определенными объектами действительности. Следовательно, объекты конституционно-правовых отношений – это предметы или явления действительности, с которыми нормы конституционного права связывают права, обязанности и поведение участников правовых отношений. Эти объекты делятся на 3 группы:

1) материальные ценности;

2) поведение людей, действия органов государства, органов местного самоуправления, общественных организаций;

3) личные неимущественные блага – честь, достоинство и пр.

Это – общепринятая классификация объектов конституционно-правовых отношений. Но некоторые ученые-государствоведы-конституционалисты (в частности, Основин В.С.) выделяют еще один объект – государственную территорию. . Но в соответствии со ст. 2 Конституции, суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории, следовательно, не могут возникнуть конституционно-правовые отношения, связанные с изменением территории Республики, передачей части ее территории другому государству.

Многообразие норм конституционного права обусловливает множественность конституционно-правовых отношений. Они классифицируются по разным основаниям на различные виды:

1) по целевому назначению на правоустановительные и правоохранительные. К правоустановительным относятся отношения, целью которых является реализация их участниками прав и обязанностей, установленных правовой нормой.

Правоохранительные правоотношения имеют целью обеспечить исполнение предписания какой-либо нормы конституционного права (правоохранительное отношение по поводу отзыва депутата).

2) по форме различаются конституционно-правовые отношения в собственном смысле слова и правовые состояния. В конституционно-правовых отношениях в собственном смысле слова права и обязанности их участников зафиксированы в правовой норме четко и ясно. В отличие от этого правовое состояние – такая специфическая форма конституционно-правового отношения, при которой права и обязанности участников носят обобщенный характер (например, состояние в гражданстве).

3) по субъектам различаются конституционно-правовые отношения, одной их сторон которых являются вышеперечисленные субъекты.

4) по времени существования различаются срочные и бессрочные конституционно-правовые отношения. По-другому их называют постоянные и временные.

Срочные (временные) – конституционно-правовые отношения действуют в течение определенного срока, они возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются. Например, отношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются выполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.

Действие бессрочных (постоянных) конституционно-правовых отношений не ограничено каким-либо установленным заранее сроком. Например, отношения гражданства. Этот пример показывает, что эти отношения могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина.

5) по содержанию различаются материальные и процессуальные конституционно-правовые отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий.

Основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты.

Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие – связано с волеизъявлением последнего. Примером события может служить смерть депутата, которая влечет прекращение отношений между депутатом и избирателями. Действия могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Обычно развитие правоотношения побуждается целой системой, целью юридических фактов. Например, возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует цепь юридических фактов: принятие акта о назначении выборов, об образовании избиркомов, избирательных округов, участков, составление списков избирателей и др. .

Как уже говорилось выше, конституционализм – это сложная система, состоящая их многих компонентов. Кроме компонентов основного, первого звена (конституционно-правовые нормы, конституционно-правовые отношения, конституционно-правовые институты), существуют и другие компоненты конституционализма (конституционализм как система взглядов, как система соответствующих государственных и негосударственных структур). Все эти компоненты в совокупности и каждый в отдельности играют значительную роль в закреплении, расширении, охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

Список использованной литературы:

1. Конституционное право России как отрасль права: предмет и метод
2. Нормы и институты конституционного права
3. Конституционно-правовые отношения: понятие, структура и виды
4. Субъекты конституционного права РФ
5. Конституционно-правовая ответственность: понятие и основания
6. Система источников российского конституционного права
7. Понятие науки конституционного права, предмет и источники науки
8. История развития науки конституционного права
9. Современные научные проблемы конституционного права
10. Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, функции
11. Развитие российских конституций
12. Структура и юридические свойства Конституции РФ 1993 года.
13. Порядок пересмотра Конституции РФ (главы 1,2 и 9).
14. Процедура внесения конституционных поправок (главы 3-8).
15. Порядок изменения состава и названия субъектов Российской Федерации (статья 65 Конституции РФ).
16. Реализация Основного Закона России: понятие и формы.
17. Понятие, содержание и основные элементы конституционного строя Российской Федерации
18. Современное понимание прав человека
19. Содержание категории конституционный статус личности
20. Общие принципы правового статуса личности
21. Понятие основных прав, свобод и обязанностей.
22. Гарантии прав и свобод граждан.
23. Ограничения прав и свобод человека и гражданина
24. Понятие, сущность и принципы российского гражданства
25. Приобретение российского гражданства
26. Прекращение российского гражданства
27. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве
28. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
29. Миграция. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
30. Право политического убежища
31. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
32. Три поколения прав человека
33. Система основных личных (гражданских) прав и свобод
34. Система основных политических прав и свобод
35. Система основных экономических, социальных и культурных прав
36. Конституционные обязанности российских граждан
37. Гарантии и ограничения прав человека
38. Способы защиты прав и свобод человека и гражданина в России:
39. Органы государства по защите прав и свобод граждан
40. Международная защита прав человека
41. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: порядок формирования и компетенция.
42. Развитие института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации
43. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ и в субъектах РФ: становление и развитие

Примерный перечень задач к экзамену
«Конституционное право России» (1 часть)

1 . Приведите по три примера императивных и диспозитивных норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации с указанием соответствующих статей.
2 . Приведите примеры управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм конституционного права.
3 . Приведите примеры материальных и процессуальных норм; регулятивных и охранительных норм конституционного права.
4 . Назовите фамилии дореволюционных ученых – представителей науки государственного (конституционного) права, развивающих идеи:
1) естественного права
2) юридического позитивизма
3) социологического позитивизма
5 . Выпишите из Конституции вопросы, по которым должны быть приняты, но пока отсутствуют федеральные конституционные законы. Укажите соответствующие статьи Конституции.
6 . Приведите примеры принятых за последний год федеральных законов, которые являются источниками конституционного права РФ с указанием полного наименования такого закона, даты принятия и номера.
7 . Подлежат ли разрешению в судах общей юрисдикции требования о признании положений конституций и уставов субъектов Российской Федерации противоречащими федеральным законам? Имеется ли по данной проблеме правовая позиция Конституционного Суда РФ?
8 . В Республике Башкортостан (а также еще в шести республиках и 10 областях РФ) граждане России на общероссийском референдуме проголосовали против принятия новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. По результатам всероссийского референдума за принятие Конституции РФ проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, причём всего на выборы пришло 54,8% избирателей. Распространяется ли действие Конституции РФ на территорию Республики Башкортостан?
9 . Губернатор Ярославской области издал в 1994 году несколько постановлений о назначении глав администраций городов и районов области. Региональное отделение движения «Демократическая Россия» обратилась в областной суд с жалобой на эти акты, ссылаясь на то, что они противоречат Конституции РФ. Признает ли суд данные постановления недействительными ?
10 . В Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» имеется ссылка на особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации предложил пересмотреть данное положение закона, обосновывая это нарушением статьи Конституции РФ. Какая статья в данном случае нарушена?
11 . Жительница Казахстана хочет переехать к сыну в Краснодар. Имеет ли она право получить российской гражданство в каком-то особом порядке как бывшая гражданка СССР?
12 . Муж и жена – граждане России, собираются выйти из гражданства РФ и получить гражданство США. При этом муж хочет, чтобы их общий ребенок также вышел из гражданства России и получил американское гражданство. Жена категорически против такого решения. Но муж говорит, что не нужно ничьего согласия, так как когда он выйдет из гражданства РФ и получит гражданство США, то же самое произойдет и с его ребенком. Так ли это? Аргументируйте свой ответ.
13 . Родители лишили родительских прав. Их дочь – проживает с бабушкой, матерью мужа десять лет. Родители хотят навсегда уехать жить во Францию. Они собираются выйти из гражданства РФ и получить гражданство Франции. Как это отразится на девочке, которая остается с бабушкой в России и не хочет менять гражданство? Внучке сейчас пятнадцать лет. Дайте аргументированный ответ.
14 . Опекун двенадцатилетнего мальчика хочет, чтобы ребенок, как и он, имел российское гражданство. Каким образом он может приобрести его?
15 . Гражданка Украины собирается получить гражданство РФ. У нее есть дочь в возрасте семи лет, которую она воспитывает одна, так как муж лишён родительских прав. Как оформить гражданство дочери?
16 . Семья — отец, мать и их сын, проживают в Португалии. Отец собирается приобрести российское гражданство. Возможно ли их ребенку получить российское гражданство вместе с отцом?
17 . Организация планирует принять на работу гражданина с двойным гражданством России и Таджикистана. Нужно ли ему получать разрешение на работу в РФ, а также нужно ли уведомлять Федеральную миграционную службу (ФМС России) и центр занятости о заключении трудового договора с таким работником?
18 . Могут ли родители получать выплаты либо пособия на ребенка в возрасте около 1 года, если отец является гражданином РФ, а мать — гражданкой Молдавии? Мать нигде не работала, имеет статус временно проживающей. Отец ребенка работает по трудовому договору. Ребенок имеет гражданство РФ. С момента рождения никакие выплаты на ребенка не производились.
19 . Молодой человек недавно принял гражданство РФ. Теперь ему необходимо явиться в военкомат для постановки на воинский учет. Сейчас молодому человеку 25 лет. Он прошел военную службу на территории другого государства — в Республике Узбекистан в Мобилизационном призывном резерве (МПР). Является ли прохождение военной службы в МПР Республики Узбекистан основанием для получения освобождения от призыва на военную службу в РФ?
20 . Проживающий в Саратове гражданин Российской Федерации Шейман приобрёл гражданство Израиля. В октябре 1998 года он получил повестку, обязывающую его явиться для несения воинской обязанности в Вооружённых силах РФ. Однако в ноябре 1998 года посольство Израиля направило ему аналогичное требование выполнить воинский долг в государстве Израиль. Правомерно ли требование российского государства и как следует поступить в данном случае Шейману, если известно, что Россия и Израиль ещё не подписали Соглашение о двойном гражданстве.
21 . Редакция еженедельника «Собеседник» опубликовала ряд статей, в которых утверждалось, что депутатская фракция Государственной Думы «Женщины России» никому не известна и ее деятельность непродуктивна в силу особенности ее состава. Члены фракции сочли, что этими публикациями нарушаются конституционные нормы. Какие?
22 . Гражданин России Смирнов обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод. Он утверждал, что положение ст. 64 Уголовного Кодекса РФ 1961 г., устанавливающее уголовную ответственность за измену Родине в форме бегства за границу или отказа возвратиться из-за границы, противоречат ряду норм Конституции.
Какое постановление должен вынести Конституционный Суд РФ?
23 . Гражданин Петров обратился в суд с жалобой на действия директора муниципального унитарного предприятия, в котором он работал, отказавшегося выдать ему справку о его пребывании в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Какое решение должен вынести суд?
24 . Помощник машиниста Ткачёв был приказом начальника депо подвергнут дисциплинарному взысканию в виде перевода на другую нижеоплачиваемую работу без его согласия. Не противоречит ли данное взыскание Конституции РФ?
25 . Положением о выборах в Санкт-Петербургское городское Собрание было установлено, что депутатом может быть избран гражданин РФ постоянно, не менее пяти лет, проживающий на территории этого города. По жалобе одного из избирателей Санкт-Петербургский городской суд признал эту норму Положения незаконной. Почему ?
26 . Мать несовершеннолетнего Кузнецова входила в секту Свидетели Иеговы. По совету руководителя секты она отказалась дать согласие на операцию своего ребёнка. Без данной операции здоровье ребёнка ухудшалось, его жизнь была в опасности. Можно ли по решению органов опеки и попечительства отобрать ребёнка у матери?
Будет ли соответствовать такая акция Конституции РФ?
27 . Прокурор Волжского района г. Саратова 25 декабря 1999 года выдал санкцию на арест гражданина Сидоренко, совершившего разбойное нападение, и заключил его под стражу.
Соответствуют ли Конституции РФ действия прокурора?
28 . В одном из субъектов Российской Федерации был принят закон, разрешающий иностранцам приобретать в частную собственность земельные участки на территории данного субъекта. По инициативе ряда депутатов Государственная Дума подготовила запрос в Конституционный Суд России о соответствии этого закона Конституции РФ. Что должен делать в данной ситуации Конституционный Суд РФ?
29 . Гражданин Терзиян постановлением административной комиссии Волжского района г.Саратова за стрельбу из охотничьего ружья в городе был подвергнут штрафу с конфискацией принадлежащего ему ружья. Соответствует ли Конституции РФ данное постановление административной комиссии?
30 . Акционерное общество «Красный луч» обратилось в городской народный суд с иском о признании утратившим право на пользование жилым помещением бывшего работника этого общества Кузнецова, который был осужден к двум годам лишения свободы. Свои доводы они основывали на статье 60 Жилищного Кодекса РСФСР, в которой говорилось о том, что жилое помещение сохраняется за временно отсутствующим нанимателем или членом его семьи в течении шести месяцев.
Конституционный суд РФ, куда обратился Кузнецов, посчитал, что здесь нарушены нормы трех статей Конституции РФ. Каких?

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам классификации оценочных понятий в гражданском праве. Автор анализирует наиболее разработанные классификации, имеющиеся в правовой науке. В результате изучения различных точек зрения по проблеме классификации оценочных понятий предлагается собственное видение разрешения проблемы путем выделения двух групп оценочных понятий в зависимости от частоты употребления в гражданском законодательстве: составляющие ядро системы оценочных понятий (выступающие в качестве принципов, основополагающих начал гражданского права), центральные (часто используемые) и находящиеся на периферии в системе оценочных понятий (используемые редко – периферийные). Необходимо закрепление четких дефиниций оценочных понятий, составляющих ядро системы и выражающих принципы гражданского права, в гражданском законодательстве: добросовестность, разумность, справедливость. Все это разрешит проблему использования их по личному, внутреннему убеждению правоприменителя.

Ключевые слова: оценочные понятия, гражданское право, гражданское право, классификация оценочных понятий.

Keywords: valuation concepts, civil law, civil law, classification of valuation concepts.

Для правильного понимания и использования оценочных понятий в правоприменительной деятельности необходима их строгая систематизация. Исследователи предлагают собственные классификации, подразделяя оценочные понятия на виды, однако систематизации до сих пор не проведено. Анализ литературы по данной проблеме позволил выявить наиболее разработанные классификации оценочных понятий в гражданском праве.

По содержанию выделяют следующие виды оценочных понятий:

А) Количественные («необходимые расходы» — ч. 4 ст. 497 ГК РФ, «разумный срок» — ч. 3 ст. 611 ГК РФ, «обычная цена» — ч. 3 ст. 524 ГК РФ).

Б) Качественные («необходимые действия» — ч. 1 ст. 513 ГК РФ, «уважительная причина» — ст. 205 ГК РФ).

Деление на качественные и количественные оценочные понятия провела Т. В. Кашанина. По ее мнению, «качественные оценочные понятия определяются как выражающие свойства, признаки обобщаемых ими процессов и явлений в зависимости от ценностной ориентации законодателя» . А. А. Кондрашев дает определение количественным оценочным понятиям, согласно которому они «призваны характеризовать явления с позиции выявления количественных показателей» . Таким образом, это то, что можно измерить, например, сумма денежных средств, время и т.д. У качественных все немного сложнее. В отличие от количественных, у них нет какого-то показателя, которому они могли бы соответствовать.

В) Смешанные («существенное нарушение» — ч. 1 ст. 523 ГК РФ, «неблагоприятные последствия» — ч. 2 ст. 166 ГК РФ).

К смешанным оценочным понятиям будут относиться понятия, объединяющие в себе и качественные и количественные показатели. Например, в п. 2 ст. 166 ГК РФ, закреплено понятие «неблагоприятные последствия» в отношении оспариваемых сделок. Сделка будет признаваться недействительной, если кроме всего прочего, повлекла за собой такие последствия для лица, оспаривающего сделку. В таком случае правоприменителем будет учитываться как материальный вред, например, потеря большой суммы денежных средств, так и нематериальный, например, приостановка в работе предприятия. За выделение данного вида оценочных понятий выступали В. В. Питецкий, О. Е. Фетисов, С. Д. Шапченко. Последний именовал их «составными» . Данное деление оценочных понятий является одним из самых распространенных.

А. Ф. Черданцев в зависимости от эмпирических свойств , выделяет оценочные понятия, выражающие:

А) Ситуации и состояния («необходимая оборона» — ст. 1066 ГК РФ, «при чрезвычайных обстоятельствах» — ст. 887 ГК РФ, «чрезвычайная ситуация» — п. 8 ч. 1 ст. 20 Федерального Закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»).

Б) Действия («добросовестно» — ч. 1 ст. 167 ГК РФ, «известить в разумный срок» — ч. 2 ст. 187 ГК РФ).

Г) Причины действий (бездействий) («уважительная причина» — ч. 3 ст. 25. 3 Федерального Закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «существенное заблуждение» — ч.1 ст. 178 ГК РФ).

Д) Предметы и вещи («ценные товары» — п. 3 ч. 1 ст. 1483 ГК РФ).

Подразделяются оценочные понятия и в зависимости от степени интерпретации:

А) Интерпретированные.

Такие оценочные понятия получают свое разъяснение в законодательных актах и актах толкования Российской Федерации. Например, состояние крайней необходимости, это причинение вреда «… совершенное для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами…» . Можно привести в пример и понятие «несоразмерный ущерб». Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, «…под таким ущербом следует понимать невозможность использования имущества по целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности (например, коллекция картин, монет, библиотеки), неудобство в пользовании и т.п.» .

Б) Частично интерпретированные.

Это оценочные понятия, «…которые не определяются ни в законодательстве, ни в актах толкования, но в них содержатся критерии, с помощью которых можно определить стандарт оценочного понятия» . Например, «существенный интерес». Согласно Обзору судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 4, при решении вопроса о существенном интересе судом должны учитываться «нуждаемость в использовании этого имущества в силу возраста, состояния здоровья, профессиональной деятельности, наличия детей, других членов семьи, в том числе нетрудоспособных, и т.д.» .

Смысл таких понятий, также как и их критерии, не отражаются ни в законодательстве, ни в актах толкования Российской Федерации. За разъяснением таких понятий в процессе правоприменения следует обращаться к другим наукам, либо к общечеловеческим моральным ценностям. Например, «тяжелая болезнь» (медицина), «историческая, культурная, художественная ценность» (история, культурология, исскуствоведение), «жестокое обращение с животными» (соответственно, моральные ценности, принципы гуманности). Автор считает важным упомянуть, что и Уголовный кодекс Российской Федерации не дает разъяснения таким понятиям. Например, оценочное понятие «садистские методы» указано законодателем, но не разъяснено. Хотим обратить внимание на то, что в случае установления таких методов используется информация психологии и психиатрии.

Несколько своих классификаций предлагает О. А. Киселев: «по критерию наличия признака «моральности» …в зависимости от того, в моделировании какого из структурных элементов правоотношения используются оценочные понятия… по их предметному объекту… по их принадлежности к элементам структуры нормы права» .

В зависимости от наличия признака «моральности» оценочные понятия классифицируются на:

А) Моральные («добросовестно» — ч. 3 ст. 1 ГК РФ, «злонамеренно» — ч.1. ст. 1062 ГК РФ).

Б). Неморальные («соразмерно» — ч. 2 ст. 1252 ГК РФ, «разумные меры» — ч. 5 ст. 1244 ГК РФ).

В зависимости от того, в моделировании какого из структурных элементов правоотношения используются оценочные понятия, производится деление на следующие виды:

А) По отношению к субъекту («недобросовестный приобретатель» — ч. 4 ст. 147.1 ГК РФ).

Б) По отношению к объекту («предметы роскоши» — ч. 2 ст. 256 ГК РФ).

В) По отношению к содержанию правоотношения — правам и обязанностям субъектов («злостно уклоняющиеся» — ч. 2 ст. 1117 ГК РФ).

Г) По отношению к юридическим фактам («неопределимая сила» — ч. 1 ст. 202)

В зависимости от предметного объекта выделяют:

А) Оценочные понятия, выражающие отношения субъектов к объектам (предметам) («негативное воздействие на окружающую среду» — ст. 14 Федерального Закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Б) Оценочные понятия, выражающие отношения одного субъекта к другому («уважительное отношение» медицинских работников по отношению к пациентам – ст. 6 Федерального Закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»).

В зависимости от их принадлежности к элементам структуры нормы права оценочное понятие может быть:

А) Гипотезным, если оно относится к гипотезе («злоупотребление спиртными напитками» — ст. 1077 ГК РФ).

Б) Диспозиционным, если оно относится к диспозиции («достаточные основания» — ч. 4 ст. 1044 ГК РФ).

В) Санкционным, если оно относится к санкции («ненадлежащее исполнение обязательства» — ч. 1 ст. 393 ГК РФ).

А. С. Рясина, наряду с большинством авторов, выделяет оценочные понятия «в зависимости от отраслевой принадлежности… содержания в разных по юридической силе нормативно–правовых актах…» , а также «исходя из классификации юридической лексики на общеупотребляемую и специальную… в зависимости от субъекта, оперирующего оценочной категорией» .

В зависимости от отраслевой принадлежности классификация оценочных понятий следующая:

А) Оценочные понятия, содержащиеся в конкретной отрасли права («обычные условия гражданского оборота» — ст. 53.1 ГК РФ).

Б) Оценочные понятия, носящие межотраслевой характер («существенный вред» использованы и в ст. 97 УК РФ и в ст. 67 ГК РФ).

В) Общеотраслевые оценочные понятия («разумный»).

В зависимости от юридической силы нормативно–правовых актов выделяются оценочные понятия, содержащиеся в:

А) Конституции РФ ч. 1 ст. 7 («обеспечить достойную жизнь») .

Б) Федеральных конституционных законах («необходимость предоставления льгот») .

В) Федеральных законах («обычные… прямые и косвенные затраты») .

Г) Подзаконных актах («существенное влияние») .

Д) Нормативных актах, принятых представительными (законодательными) органами власти субъектов Российской Федерации («максимально возможное использование… сил») .

Е) В актах органов исполнительной власти субъектов РФ («культурные ценности») .

Ж) В муниципальных нормативных актах («терпимость и уважение») .

Исходя из классификации юридической лексики на общеупотребляемую и специальную оценочные понятия подразделяются на:

А) Исключительно юридические («недобросовестная реклама») .

Б) Употребляемые как в области права, так и в других сферах («уважительная причина»).

В зависимости от субъекта оценочные понятия могут быть:

А) Оцениваемыми субъектами правоотношений (лицами, не наделенными властными полномочиями).

Б) Используемыми специальными субъектом права (лицом, которое в силу своего статуса наделено правоприменительными полномочиями).

На взгляд автора, оценочные понятия должны быть классифицированы в зависимости от частоты их употребления в гражданском законодательстве, что позволит составить определенную систему оценочных понятий. Ядро системы оценочных понятий составят понятия, выступающие в качестве принципов, основополагающих начал гражданского права: добросовестность, справедливость, разумность. Можно выделить часто употребляемые и употребляемые редко. Первые должны представлять центральные (часто используемые) понятия, вторые периферийные (используемые не часто).

Понятия, составляющие ядро системы, обязательно должны быть четко дефинированы. Это даст возможность правоприменителю на практике опираться на принципы законности и целесообразности. Проанализировав все части Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению автора, к первой группе (центральные) должны относиться понятия «необходимо» (упоминается около 200 раз), «существенно» (встречается 151 раз), «обычный» (прописано 64 раза), ко второй (периферии) — все остальные оценочные понятия.

Отдельно стоит остановиться на понятиях справедливости, добросовестности и разумности, так как эти категории не просто являются оценочными понятиями, но и выступают в качестве принципов, основополагающих начал гражданского права и составляют ядро системы оценочных понятий гражданского права. Соответственно, требуется дать четкую дефиницию этих оценочных понятий и закрепить выработанные определения в гражданском кодексе.

Под разумностью понимается познавательная способность, предполагающая установление, упорядочение и выявление смыслового содержания вещей и явлений, исходя из которой действия, должны стремиться к определенному стандарту поведения, при учете его сложности, наличия опыта, специальных и профессиональных знаний. Под добросовестностью подразумевается честное и правильное исполнение закона субъектом правоотношения, где честность представляет собой избегание всеми возможными способами обмана по отношению к другим лицам. Справедливость определяется как устоявшаяся в общественном сознании система требований, прав и благ личности или социальной общности, которая отражает правомерность оценки явлений действительности и поступков участников правоотношений.

Таким образом, делая выводы, автор полагает, что основания приведенных классификаций весьма разнообразны. Оценочные понятия подразделяют в зависимости от: содержания; эмпирических свойств; степени интерпретации; наличия признака «моральности»; того, в моделировании какого из структурных элементов правоотношения используются оценочные понятия; предметного объекта; их принадлежности к элементам структуры нормы права; отраслевой принадлежности; юридической силы нормативно-правовых актов; классификации юридической лексики на общеупотребляемую и специальную; субъекта.

Изложенный выше перечень, тем не менее, не является закрытым и исчерпывающим. Практическая значимость классификации оценочных понятий заключается в стимулировании познания и объяснения новых явлений, критериев, признаков и процессов в оценочно-понятийной проблематике.

Список литературы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *