Конкурентные переговоры

Когда и как можно общаться с заказчиком по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ?

При планировании закупки

1-й этап общественного обсуждения

С 1 января 2017 года все закупки дороже 1 млрд рублей проходят обязательное общественное обсуждение. Как правило, на обсуждение выставляют крупные закупки на строительство дорог и зданий. Требование распространяется на всех заказчиков по 44-ФЗ и на некоторых заказчиков по 223-ФЗ. Порядок прописан в постановлении правительства от 22.08.2016 № 835. Региональные власти могут устанавливать свои требования.

На этом этапе обсуждают закупки, которые заказчик опубликовал в плане закупок. Обсуждение происходит в специальном разделе ЕИС «Обязательное общественное обсуждение закупок». Для участия надо пройти регистрацию в ЕИС и получить доступ к этому разделу.

Первый этап длится не меньше 20 дней с момента публикации плана закупок.
Любой зарегистрированный участник может комментировать информацию о закупке, опубликованную в плане закупок. В течение 2 дней ответственный за проведение обсуждения отвечает на поступившее предложение или замечание.

В течение 10 дней после окончания первого этапа проводят очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке. Слушания открытые, прийти может любой желающий.

По результатам первого этапа принимают решение: отменить закупку, изменить условия или проводить без изменений.

Консультации

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ проводят только те закупки, которые включены в план-график. В любой момент поставщик может заранее узнать, кто планирует закупать его продукцию в ближайший год:

  • в каком объеме,
  • с какой начальной ценой,
  • какие есть требования к исполнителю,
  • в какие сроки нужно исполнить контракт и т.д.

У заказчика по 44-ФЗ на стадии планирования есть возможность организовать консультацию с поставщиком, чтобы определить конкурентную среду (п. 6 ч. 4 ст. 38 44-ФЗ). Из формулировки закона следует, что инициатором этих консультаций выступает заказчик, но теоретически участники тоже могут обратиться к заказчику с предложениями улучшить характеристики товара, условия поставки и т.д.

Закон не обязывает заказчика отвечать на эти обращения, но для обеих сторон эти консультации — возможность улучшить условия закупки. Поставщик получает ответы на вопросы и озвучивает проблемы, с которыми может столкнуться, выполняя заказ. А заказчик в результате такой обратной связи может еще до публикации закупки скорректировать требования к товару или условиям выполнения работа.

223-ФЗ не регламентирует общение с поставщиками, но по наблюдениям специалистов по сопровождению торгов, заказчики по 223-ФЗ активнее прибегают к помощи поставщиков при подготовке закупки. Анастасия Аржанникова, руководитель центра сопровождения торгов СКБ Контур:

— Если закупка конкурентная и не аффилированная, заказчики заинтересованы, чтобы на торги пришло как можно больше участников, которые будут конкурировать между собой: предлагать лучшие условия поставки и снижать начальную цену контракта. Для этого они гораздо охотнее, по сравнению с заказчиками по 44-ФЗ, общаются с потенциальными участниками и отвечают на их вопросы.

На этапе подачи заявок

2-й этап общественного обсуждения

На втором этапе обсуждают информации о закупке, опубликованной в извещении и документации. Обсуждения на втором этапе проходят только в ЕИС. Зарегистрированные участники оставляют свои замечания и предложения. В течение 2 дней на них отвечает ответственный за проведение обсуждения.

Второй этап завершается за 8 дней до даты окончания подачи заявок. Если во время обсуждений обнаружат нарушения, заказчик должен будет внести изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменить закупку.

За 2016 год провели 253 общественных обсуждения. В результате в 152 закупках обнаружили нарушения, 2 закупки отменили.

Запрос разъяснений

Ст. 46 44-ФЗ запрещает переговоры с заказчиком на этапе подачи заявок, если в результате у поставщика появляются преимущества перед другими. Но у участников часто возникают вопросы, которые они не могут задать в рамках 44-ФЗ. Например, в открытом конкурсе или аукционе можно подать всего три запроса на разъяснения. В других процедурах закон не обязывает заказчика отвечать на вопросы поставщиков.

Если время для запроса разъяснений истекло или после трех запросов остались еще вопросы, можно попробовать обратиться к заказчику напрямую — по электронной почте или телефону, но учесть, что заказчик может:

  • проигнорировать запрос, поданный не по правилам,
  • не выполнить обещание, данное по телефону.

Жаловаться в ФАС в этом случае не имеет смысла, так как поставщик сам в первую очередь нарушил запрет на переговоры с заказчиком.

— Все-таки лучше отправлять официальные письменные запросы. На него заказчик обязан ответить в установленный законом срок. Шаблон можно скачать в разделе «Формы и шаблоны» в ЕИС, иногда форма уже есть в документации. Если заказчик не дал исчерпывающих разъяснений на ваши запросы, советуем обратиться с жалобой в ФАС. Приложите ответ заказчика на ваш запрос, чтобы подтвердить свои претензии. Если это необходимо, проанализируйте спорную техническую документацию с экспертами.

Выезд на объект

Один из распространенных случаев обращения к заказчику — просьба осмотреть объект на наличие скрытых работ, например, для клининговых или строительных услуг. Что делать, если заказчик не предусмотрел такую возможность в документах закупки?

По официальной позиции Минэкономразвития из письма от 25.07.2016 N Д28и-1869, участника не следует допускать к месту работ. Это может создать ему преимущества перед другими. Но на практике такая позиция может привести к тому, что реальные условия выполнения контракта не будут соответствовать условиям из контракта и стоимость работ удорожается.

Что делать в этой ситуации?

  1. Подайте запрос разъяснений с вопросом, в какие даты можно приехать для осмотра объекта. Если заказчик ответит на него, уточнив график и условия приезда на объект, то все остальные участники также увидят этот график и будут в равных условиях.
  2. Проведите качественную оценку рисков и постарайтесь выяснить в запросе на разъяснения максимум условий, которые могут привести к удорожанию работ или увеличат сроки исполнения контрактов. Например, если это строительство, какие условия работ, на каких почвах, получены ли все нужные разрешения, согласования т.д.

Конкурентные переговоры

Этот вид закупки можно провести по 223-ФЗ или в коммерческих торгах. Конкурентные переговоры проводят, если нужно провести закупку быстро, сэкономив время на сбор и оценку заявок. Заказчик общается со всеми участниками сразу или по отдельности, обсуждая с ними:

  • цену и характеристики товаров,
  • условия выполнения работ,
  • формы договора и оплаты,
  • порядок привлечения субподрядчиков и т.д.

Конкурентные переговоры — менее прозрачная процедура, так как при личном общении заказчика и участника есть риск сговора, а при общем обсуждении поставщикам придется озвучивать коммерческую информацию. Тем не менее, такой формат закупок есть, о нем нужно помнить.

При выполнении контракта

Победив в закупке, поставщик общается с госзаказчиком, как с любым другим контрагентом. Главное — обе стороны должны придерживаться норм 44-ФЗ и условий контракта. Какие форматы общения можно использовать, чтобы защищать свои права?

Переписка

Все действия, проблемы, нарушения условий контракта фиксируйте в переписке. Это дисциплинирует заказчика, поможет в претензионной работе и судебных разбирательствах. Указывайте, что заказчик не предоставил исходные данные, неправомерно отказывается принимать товар, задерживает оплату и т.д.

Бумажные письма, документы и претензии нужно отправлять заказным письмом или передавать лично. Также суды принимают в качестве доказательства переписку с личной или корпоративной электронной почты контрагентов.

Запись переговоров

Можно ли «поймать» заказчика на лжи, записав телефонный разговор с ним?

Суды принимают аудиозаписи в электронном виде, но требуют объяснить их происхождение. В Арбитражном процессуальном кодексе использование аудиозаписей в качестве доказательств регламентируется ч. 2 ст. 64, ч. 2 ст. 69, ч. 2 ст. 162 АПК РФ.

Чтобы суд учел запись в качестве доказательства, аудиозапись должна быть гласной, то есть нужно в начале разговора с заказчиком объявить, что разговор записывается. В этом случае поставщик не нарушает законное право заказчика на частную жизнь.

Запрос котировок по 223-ФЗ — пошаговая инструкция

Запрос котировок, который проводится в рамках действия 223-ФЗ имеет ряд преимуществ для заказчика. Он не накладывает на закупщика обязанностей по заключению контракта и проведению сделки. Кроме того, организатор вправе самостоятельно определять перечень документов, которые придется предъявить поставщику для участия в процедуре.

Что нужно помнить перед тем, как участвовать в закупке

Каждая организация, которая планирует поучаствовать в запросе котировок по 223-ФЗ должна помнить следующие особенности процедуры:

  1. В качестве участника может выступать любое юридическое или физическое лицо, которое соответствует требованиям, установленным закупочной документацией. Некоторые закупки допускают привлечение поставщиком субподрядчиков.
  2. Во время оценки заявок заказчик не имеет права предъявлять к поставщику требования, которые не прописаны в закупочной документации. Критерии оценки предложений равнозначны для всех участников.
  3. Заказчик имеет право установить требование об отсутствии участника в Реестре недобросовестных поставщиков, сформированном на основании статьи 5 223-ФЗ, а также 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  4. Допускается проведение запроса котировок, в котором могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Перед подачей заявки ознакомьтесь со всеми положениями 223-ФЗ. Это поможет избежать спорных ситуаций. Вы сможете грамотно отстаивать свою позицию.

Порядок участия поставщика в запросе котировок

Запрос котировок – это одна из самых быстрых закупочных процедур. Как правило, на формирование заявки поставщику отводится не более 7 дней. Последовательность участия в процедуре выглядит следующим образом:

1. Поиск извещения. Заказы на суммы свыше 100 тысяч рублей организатор обязан размещать не только на выбранной им электронной площадке, но и на Общероссийском Официальном Сайте zakupki.gov.ru. Если закупка предполагает НМЦК ниже 100 тысяч рублей и запрос котировок проводится не в электронной форме, то есть заявки принимаются исключительно на бумажном носителе, то извещения могут быть размещены только на сайте самого заказчика.

2. Изучение закупочной документации. При этом особое внимание необходимо уделять не только функциональным характеристикам закупаемого товара или услуг, но и особенностям поставки. Изучите сроки и место поставки товара или предоставления услуг, порядок и сроки оплаты выполненных работ, порядок оценки заявок участников, особенности формирования цены контракта.

3. Определение соответствия требованиям. После того, как вы выяснили, что закупка удовлетворяет вашим потребностям, определите, отвечает ли ваша компания заявленным требованиям. Заказчик может установить ограничения участия в области субъектов малого и среднего предпринимательства, предъявить требования к наличию у поставщика материально-технических ресурсов, отсутствию негативных отзывов со стороны других заказчиков, а также судебных решений, вынесенных не в пользу участника.

4. Изучите перечень документов, необходимых для подачи заявки. Такой список каждый организатор разрабатывает самостоятельно. При этом в каждой документации должна быть прописана инструкция по составлению заявки, приведены образцы форм необходимых документов. Вам наверняка придется предоставлять полный пакет Уставных документов организации, сведения об учредителе, акционерах и директоре компании, выписку ЕГРЮЛ или ЕГРИП, справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам, а также бухгалтерскую отчетность за последний отчетный период и последние три года. Особое внимание обратите на оформление сведений о поставляемых товарах или услугах.

5. После того как вы собрали все документы, проверьте правильность их оформления. Если вы предоставляете оригиналы, то на них обязательно должна присутствовать печать организации, а также подпись с расшифровкой руководителя. На копиях также должна присутствовать печать компании, а также подпись руководителя рядом с надписью «Копия верна». Документы, предоставленные вам Налоговой инспекцией или другими органами можно оставлять в первозданном виде.

6. Дальнейшие действия будут зависеть от того, в каком виде необходимо предоставить заявку заказчику:

  • На бумажном носителе. В этом случае все документы необходимо разложить в том порядка, в каком они перечислены в закупочной документации, составить их опись. Сшейте документы в единый том и скрепите печатью. Пронумеруйте все страницы. Поместите подготовленную заявку в непрозрачный конверт. Как правило, особенности оформления самого конверта также приведены в закупочной документации. Если их нет, пользуются универсальными нормами. На конверте обязательно указывается наименование заказчика, номер извещения запроса котировок, а также время, до которого нельзя вскрывать заявку.
  • В электронном виде. Все документы необходимо отсканировать и прикрепить в соответствующую форму на электронной торговой площадке. Если документов слишком много, то их предварительно лучше заархивировать.

Поле этого вам останется только дождаться даты рассмотрения заявок и формирования протокола. Все сроки должны быть прописаны в закупочной документации.

Если вы не согласны с действиями организатора во время проведения закупки, за вами остается право подать жалобу в ФАС. Это возможно, если заказчик не разместил сведения о крупной закупке на ООС, предъявил к участнику требования, не установленные документацией или нарушил иные нормы 223-ФЗ. По вашей жалобе будет назначено заседание комиссии, в ходе которого контролирующий орган, выслушав доводы обеих сторон, вынесет решение.

Открытые конкурентные переговоры

В данном случае заказчик беседует со всеми исполнителями, чьи предложения показались ему наиболее интересными. После обсуждения деталей подрядчики окончательно определяются с условиями, на которых они готовы выполнить предлагаемые работы или предоставить определённые услуги.

На следующем этапе заказчик анализирует все предложения поставщиков, особое внимание уделяется цене вопроса. После чего заключается контракт с компанией, которая предложила наиболее подходящие условия и приемлемую стоимость.

Подготовка заявки на конкурентные переговоры

в соответствии с требованиями закупочной документации заказчика

Заказать

Закрытые конкурентные переговоры

В этом случае заказчик предварительно определяет для себя минимальный ценовой порог. В связи с этим, отклоняются предложения исполнителей, которые не соответствуют ожиданиям заказчика по стоимости.

Те предложения, которые устраивают в плане цены, ранжируются и среди них выбирается подрядчик, чьи условия заказчик сочтёт наиболее подходящими. Если беседа с ним не принесёт успеха, то для переговоров приглашается исполнитель, который в списке занимал следующую, более низкую позицию. И так продолжается до тех пор, пока заказчик не подберёт поставщика, чьи условия заключения контракта ему бы оптимально подошли.

Основным отличием данных подтипов конкурентных переговоров является то, что при беседе со всеми подрядчиками одновременно вся информация (в том числе и окончательная стоимость контракта), которую заказчик не всегда желает предавать огласке, становится известной всем игрокам.

Каждый игрок в курсе всех ценовых предложений своих соперников и стремится активно снизить цену. В то время как последовательные переговоры проводятся индивидуально с каждой компанией за закрытыми дверями. При этом конкурентная борьба становится не такой острой.

Чаще всего к данному типу торгов прибегают в том случае, если необходимо выбрать поставщика в очень короткие сроки. Однако этот вид торгов нельзя отнести к популярным способам выбора подрядчика.

Костоломова Алена, специалист тендерного отдела ООО «РусТендер»:

Конкурентные переговоры – один из наименее эффективных способов закупки, так как заказчик не всегда обладает достаточными навыками и ресурсами для качественной проверки всех игроков. К тому же данный тип торгов не регулируется 44-ФЗ, поэтому если в процессе его проведения поставщик заподозрил сговор, то для него будет сложно (а в ряде случаев просто невозможно) добиться того, чтобы ФАС приняла какие-либо меры по отношению к нарушителю.

Коммерческие предложения в закупках

Для определения НМЦК бюджетная организация, которая выступает в роли заказчика, должна запросить коммерческие предложения минимум у пяти потенциальных исполнителей. В качестве ответа она должна получить как минимум три ценовых письма с описанием товаров или услуг, отвечающих всем заявленным в плане закупки условиям.

Основной целью является сбор действующей ценовой информации с целью последующей ее аналитики. По результатам тщательного анализа и выводится НМЦК.

Содержательная часть ценового документа на основании 44-ФЗ и Приказа Минэкономразвития № 567 должна соответствовать законодательно установленным требованиям и включать следующую фактическую информацию:

  1. Максимально точное и подробное описание закупаемых товаров, работ или услуг. Это подразумевает и количественные данные, и единицу измерения, и объем выполняемых работ.
  2. Ряд заглавных условий из проекта контракта — все, что касается особенностей поставки, оказания услуг или специфических характеристик работ. Также отмечаются пункты оплаты и обеспечения контракта и необходимая гарантийная информация о закупаемых товарах, работах или услугах.
  3. Пояснения о том, что предоставленная ценовая информация указывает конкретную реальную стоимость запрашиваемых заказчиком товаров, работ или услуг и не является основанием для последующего заключения договорных отношений.

Образец запроса коммерческих предложений по 44-ФЗ

Предоставление коммерческого предложения

После того, как заказчик в поиске трех поставщиков для расчета НМЦК планируемой закупки рассылает письмо (образец запроса на коммерческое предложение представлен выше), ему приходят официальные ответы от выбранных организаций.

Так что же представляет собой ответ? В первую очередь, это документ на официальном бланке поставщика, заверенный «живой» печатью и подписью руководителя, а в некоторых случаях финансового директора или главного бухгалтера. Он включает в себя следующую информацию:

  • полные реквизиты предприятия;
  • актуальную на момент запроса цену предоставляемого товара или услуги;
  • полное описание включенных в стоимость услуг с конкретными характеристиками и плановыми сроками выполнения, если подразумеваются определенные виды работ.

Важно помнить, что такая бумага носит исключительно информационный характер и не является прямым побуждением к заключению договора.

Стоит отметить, что срока действия полученные данные о стоимости не имеют. Это также необходимо отметить в ответе. При использовании этого материала для расчетов в будущих периодах текущая цена будет индексироваться в соответствии с коэффициентом пересчета.

Далее в статье вы найдете ответ на запрос коммерческого предложения: пример составлен с учетом всех параметров, прописанных в законе о контрактной системе.

Ответ на запрос КП для обоснования НМЦК

Запрос коммерческих предложений согласно 223-ФЗ

Если бюджетное учреждение оказывает дополнительные услуги населению, то есть ведет предпринимательскую деятельность и получает официальный доход, оно имеет право вывести часть закупок из-под жестких регламентаций 44-ФЗ и воспользоваться более лояльным к бюджетным заказчикам 223-ФЗ.

ВАЖНО! Стоит различать конкурентный способ определения поставщика и непосредственно запрос ценовой информации для проведения конкурса или аукциона по ФЗ-223. Данные о стоимости товаров, работ и услуг запрашиваются с той же целью, что и в ФЗ-44 — для выявления актуальных цен и определения НМЦК.

Письмо с просьбой предоставить информацию о ценах составляется аналогично 44-ФЗ.

На основании этого закона действует дополнительный конкурентный способ определения поставщиков, именуемый запросом предложений. Заказчик размещает в системе извещение о проводимой таким образом закупке и подробно указывает всю необходимую информацию. При этом к участию могут приглашаться определенные исполнители, соответствующие техническим критериям заказчика. В запросе предложений может участвовать любая организация, которая удовлетворяет требованиям организатора закупки. Затем идет прием, рассмотрение и финальная оценка заявок. Членами комиссии учитываются как минимум два установленных критерия для оценки. В результате, по итогам процедуры, заключается контракт именно с тем поставщиком, который предложил самые выгодные условия. Итог ЗП также отражается заказчиком на официальном сайте в открытом доступе.

Этот способ также может применяться в случае расторжения заказчиком действующих контрактов или же при повторном проведении конкурентных способов (конкурс, аукцион) и признании их несостоявшимися.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *