Конфликт интересов в полиции

Конфликт интересов и «утрата доверия» по отношению к сотруднику ОВД

Наиболее частой причиной использования формулировки «в связи с утратой доверия» для увольнения сотрудника ОВД, как было выявлено из анализа судебной практики, является наличие и неурегулирование конфликта интересов.

Рис. 3. Конфликт интересов сотрудника ОВД

Ранее уже было сказано, что конфликт интересов — это ситуация, при которой личные интересы сотрудника могут оказать влияние на его служебную деятельность.

Личная заинтересованность государственного служащего — это наличие возможности получения незаконных доходов или выгоды другой формы для себя или своей семьи в ходе выполнения служебных обязанностей. К примеру, если сотруднику ОВД директор крупного предприятия предлагает финансовые средства за закрытие дела о некотором правонарушении, то у сотрудника ОВД возникает личная заинтересованность и, следовательно, конфликт интересов. Конфликтом интересов является также ситуация, когда сотрудник ОВД принимает участие в расследовании уголовного дела своего родственника.

Конфликт интересов не всегда принимает коррупционную направленность. Так, к конфликту интересов относится наличие служебного спора между сотрудниками. Между тем не вызывает сомнений, что неадекватное управление разрешением конфликта между личными интересами и государственными обязанностями должностных лиц органов внутренних дел может порождать коррупцию.

Сотрудник обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. В данном случае сотруднику ОВД необходимо знать не только собственные права и обязанности, ограничения и запреты, но и требования служебной дисциплины, служебного поведения.

Наличие конфликта интересов и непринятие мер к его урегулированию является поводом для увольнения сотрудника из органов внутренних дел с использованием формулировки «в связи с утратой доверия», что объясняется двумя причинами:

— во-первых у сотрудника всегда есть возможности для урегулирования конфликта интересов путем обращения к вышестоящему руководству. Если конфликт не был урегулирован, следовательно, руководство ОВД имеет право сделать вывод о преднамеренном сокрытии информации сотрудником, а значит о наличии виновного деяния;

— во-вторых сокрытие информации о конфликте интересов сотрудником ОВД может объясняться и тем, что этим сотрудником ситуация создавалась намеренно, что также является виновным деянием.

Рис. 4. Схема правового регулирования конфликта интересов в ОВД

Подробно типовые ситуации конфликта интересов государственных служащих рассматриваются в методических рекомендациях МВД.

Рассмотрим некоторые из возможных ситуаций:

1. Участковый уполномоченный полиции, находясь в служебном помещении, получает подарок от представителя «Жилкомсервиса», который находится в прямой зависимости от принимаемых им управленческих решений (нарушение законодательства об охране окружающей среды, проверка соблюдения должностными лицами и гражданами установленных правил регистрационного учета и др.).

Сотруднику в данном случае рекомендуется не принимать никаких подарков вне зависимости от их стоимости.

2. Сотрудник полиции пользуется льготами и скидками коммерческих организаций, которые находятся на обслуживаемой им территории.

Сотруднику следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. Непосредственному начальнику в данном случае следует оценить возможность необъективного исполнения сотрудником своих должностных обязанностей, и если вероятность возникновения конфликта интересов высока, то рекомендуется отстранить данного сотрудника от выполнения управленческих функций органов внутренних дел.

3. Руководитель органа внутренних дел получает подарки от физических лиц или организаций, которые находятся в прямой зависимости от принимаемых им управленческих решений.

Сотруднику в данном случае рекомендуется не принимать никаких подарков вне зависимости от их стоимости.

4. Руководитель органа внутренних дел пользуется платными услугами физических лиц или организаций, которые находятся в прямой зависимости от принимаемых им управленческих решений.

Сотруднику следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. Непосредственному начальнику в данном случае следует оценить возможность необъективного исполнения сотрудником своих должностных обязанностей, и если вероятность возникновения конфликта интересов высока, то рекомендуется отстранить данного сотрудника от выполнения управленческих функций органом внутренних дел.

5. Руководитель органа внутренних дел пользуется платными услугами коммерческих организаций, которые находятся в прямой зависимости от принимаемых им управленческих решений.

Сотруднику следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. Непосредственному начальнику в данном случае следует оценить возможность необъективного исполнения сотрудником своих должностных обязанностей, и если вероятность возникновения конфликта интересов высока, то рекомендуется отстранить данного сотрудника от выполнения управленческих функций органом внутренних дел.

6. Руководитель органа внутренних дел принимает решение о размещении бюджетных средств в банке, в совет директоров которого входит его супруга.

Сотруднику следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. Непосредственному начальнику рекомендуется до принятия сотрудником мер по урегулированию конфликта интересов отстранить сотрудника от выполнения управленческих функций органом внутренних дел, на территории которого находится обозначенный банк.

7. Сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы вручает представление об установке камеры видеонаблюдения директору магазина «Оружие», рекомендуя воспользоваться услугами определенной фирмы.

Сотруднику при выявлении нарушений законодательства в ходе контрольно-надзорных мероприятий рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

При неурегулировании рассмотренных ситуаций со стороны сотрудника ОВД принимается решение о проведении служебной проверки и последующем расторжении служебных отношений с использованием формулировки «в связи с утратой доверия».

Для предотвращения или урегулирования конфликта интересов представителем нанимателя сотрудника ОВД могут быть предприняты следующие меры: перевод сотрудника на другую должность или изменение служебного положения сотрудника, отстранение сотрудника от исполнения обязанностей, отказ сотрудника от личной выгоды.

В территориальных ОВД ситуации возникновения и урегулирования конфликта интересов анализируются на заседаниях комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике согласно Приказу МВД РФ № 579 от 27 июля 2009 г.

Комиссии в рамках собственных полномочий рассматривают возможности совмещения видов трудовой деятельности сотрудника (совместительства), предоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и ситуации склонения сотрудника ОВД к коррупционным правонарушениям.

Заседания комиссии ведутся в плановом порядке и по заключению руководства органа, территориального ОВД, учреждения системы МВД РФ о заслушивании работника или же рассмотрении задач закрепления законности и дисциплины в территориальных органах. Заседания могут быть открытыми и закрытыми.

Рис. 5. Причины конфликта интересов со стороны сотрудника ОВД

Основанием для заключения руководства о заслушивании сотрудника на комиссии может стать:

1. Несоблюдение сотрудником служебной дисциплины.

2. Несоблюдение сотрудником норм профессиональной этики.

3. Наличие сведений о личной заинтересованности сотрудника, которая может стать или уже стала причиной конфликта интересов, коррупционного правонарушения.

4. Межличностный инцидент в коллективе.

Работник, как правило, обязан быть заблаговременно осведомлен с причинами его заслушивания на комиссии.

В случае поступления в комиссию информации из иных источников о наличии у работника личной заинтересованности, которая может стать или уже стала причиной конфликта интересов и о совершении сотрудником нарушения законности, служебной дисциплины, норм профессиональной этики, председатель комиссии незамедлительно сообщает о ситуации и руководству органа, территориального ОВД, учреждения системы МВД РФ в целях принятия им мер по предотвращению коррупционного правонарушения или же конфликта интересов.

Организационно-техническое и документационное обеспечение работы комиссии возлагается на аппарат по работе с сотрудниками органа, территориального ОВД, учреждения системы МВД РФ, в котором комиссия осуществляет деятельность.

В рамках работы комиссии не реже одного раза в полугодие проводится оперативное совещание, на котором председателем комиссии представляется доклад о проделанной работе.

При этом в целях эффективной деятельности комиссии оговаривается, что заседание должно быть проведено не позднее десятидневного срока с момента поступления указания руководителя органа, территориального ОВД, учреждения системы МВД РФ.

Несмотря на правовое урегулирование конфликтов интересов в органах внутренних дел, нежелание ряда государственных служащих выполнять требования к служебному поведению и избегать конфликта интересов при прохождении государственной службы остается одной из основных проблем в системе государственной службы в РФ, в связи с чем необходимо:

— проводить политику по информированию сотрудников ОВД;

— обеспечить регулирование взаимоотношений сотрудников на уровне ОВД, с населением, организациями, внутренними положениями и нормами.

Оценка степени вины сотрудника в возникновении и неурегулировании конфликта интересов проводится в рамках служебной проверки. В зависимости от результатов служебной проверки и принимаются меры о форме дисциплинарной ответственности.

На сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее – сотрудники) федеральными законами от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе), от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции), от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе) и от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон о запрете иметь счета в иностранных банках) налагаются ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Закона о службе сотрудник обязан соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты.

Сотрудник и гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, при заключении контракта о прохождении службы в органах внутренних дел (далее – контракт) обязан соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (часть 3 статьи 21 Закона о службе).

Ограничения и запреты, установленные Законом о службе и Законом о полиции

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о службе на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 29 Закона о полиции.

Согласно части 1 статьи 29 Закона о полиции сотрудник полиции не может находиться на службе в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

Кроме того, частью 2 статьи 29 Закона о полиции определено, что на сотрудника полиции распространяются ограничения и запреты, установленные Законом о противодействии коррупции и статьями 17, 18 и 20 Закона о государственной гражданской службе, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона о службе в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника.

Ограничения и запреты, установленные Законом о государственной гражданской службе

Статьей 17 Закона о государственной гражданской службе установлены следующие запреты, связанные с гражданской службой:

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Законом о запрете иметь счета в иностранных банка.

3. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

5. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ограничения и запреты, установленные Законом о противодействии коррупции и Законом о запрете иметь счета в иностранных банках

Согласно подпунктам «а» и «д» пункта 1 и пункту 2 части 1 статьи 7.1 Закона о противодействии коррупции в случаях, предусмотренных Законом о запрете иметь счета в иностранных банках, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:

1) лицам, замещающим (занимающим):

а) государственные должности Российской Федерации;

д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в пункте 1 настоящей части.

В соответствии со статьей 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Ответственность сотрудников

Статьей 30.1 Закона о полиции предусмотрено, что за несоблюдение сотрудником полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.

Согласно статье 49 Закона о службе нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, является грубым нарушением служебной дисциплины.

За нарушение служебной дисциплины согласно части 1 статьи 50 Закона о службе на сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

В соответствии с пунктом 20 части 2 статьи 82 Закона о службе за несоблюдение сотрудником запретов и ограничений контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 7 части 4 статьи 82 Закона о службе сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае нарушения сотрудником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Законом о запрете иметь счета в иностранных банках, запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

>Сотрудник полиции не имеет право заниматься

Ответы юристов (5)

сотрудникам полиции запрещается заниматься всеми видами предпринимательской деятельности,

В силу ст.17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»( Запреты, связанные с гражданской службой) запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность.

Закон «О полиции» данный вопрос оставил неурегулированным. Однако ч. 4 ст. 34 ФЗ № 342 «О службе в органах внутренних дел» указывает, что работа сотрудников органов внутренних дел по совместительству не допускается, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел

добрый день — да есть так

Сотрудник полиции обязан:

12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

Доброго времени суток!

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
Статья 14. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел
2. На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Таким образом, сотрудникам полиции прямо запрещено заниматься предпринимательской деятельностью

>Может ли полицейский подрабатывать?

СПАСИБО!
Сообщение отредактировал oleg_m: 01 October 2012 — 01:18

участник 01 Oct 2012

Доброго всем дня!

Вот такой вопрос:
Имеет ли право сотрудник МВД подрабатывать в частной компании?

Детали сюжета:
1. Работа в свободное время (один день в неделю, 2-6 рабочих часов)
2. Это не охранная или ей подобная деятельность
3. Оформление — обязательно официально
4. Это ни в коем случае никакой не криминал, а даже вполне можно сказать, что социально-ориентированный бизнес. С точки зрения государства и законодательства совершенно точно и ни под каким углом зрения к тому, чем будет заниматься компания и к тому, чем будут в ней заниматься СП претензий не возникнет.
(бизнес совсем новый, такого ещё нет. Сейчас в стадии проработки, поэтому пока, к сожалению, не могу объяснить конкретно — о чём речь.
Как только «проработаем теорию» и сдвинемся дальше — обязательно тут расскажу подробности, и ещё позадаю вопросы)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ Статья 34. Совмещение обязанностей на службе в органах внутренних дел. Совместительство п.-4.
Работа сотрудников органов внутренних дел по совместительству не допускается, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел . При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Об осуществлении такой деятельности сотрудник обязан уведомить непосредственного руководителя (начальника).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ Статья 34. Совмещение обязанностей на службе в органах внутренних дел. Совместительство п.-4.

Спасибо большое!
Такая формулировка вполне замечательно нас устраивает.

>Могу ли я иметь дополнительный заработок

Здравствуйте. У меня вопрос стоит так: «Могу ли я иметь дополнительный заработок работая на должности полицейского МВД РФ?»

Ответы юристов (4)

Здравствуйте.
Согласно ст. 29 Федерального закона «О полиции»( Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции) на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности.
Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу ст.17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»( Запреты, связанные с гражданской службой) запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность.

Таким образом, сотрудникам полиции запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.

Есть вопрос к юристу?

Добрый день! В силу ст.17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещается осуществлять другую оплачиваемую деятельность государственным служащим.

Добрый вечер!
Можете. Законный и незаконный. 🙂
Согласно части второй ст. 29 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ и пункту третьему части первой ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ Вы не можете заниматься предпринимательской деятельностью.
В то же время, Вы можете заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью в соответствии со ст. 34 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ.

Статья 34. Совмещение обязанностей на службе в органах внутренних дел. Совместительство
1. С согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел имеет право выполнять обязанности по иной должности в органах внутренних дел (совмещать обязанности).
2. Совмещение обязанностей на службе в органах внутренних дел допускается при условии, что это не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел и не приводит к возникновению конфликта интересов.
3. Порядок и условия совмещения обязанностей на службе в органах внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Работа сотрудников органов внутренних дел по совместительству не допускается, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Об осуществлении такой деятельности сотрудник обязан уведомить непосредственного руководителя (начальника).

Здравствуйте, Сергей! Согласно закону «О полиции» сотрудник полиции является государственным служащим. На государственных служащих распространяется действие закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. А именно закон запрещает госслужащему заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной и преподавательской:

Статья
12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации, государственные
должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
1.
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации,
государственные должности субъектов Российской Федерации, не вправе
замещать иные государственные должности Российской Федерации,
государственные должности субъектов Российской Федерации, если иное не
установлено федеральными конституционными законами или федеральными
законами, а также муниципальные должности, должности государственной или
муниципальной службы.

3.
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для
которых федеральными конституционными законами или федеральными законами
не установлено иное, лица, замещающие государственные должности
субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие
свои полномочия на постоянной основе,не вправе:
1) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
2)
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных
лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за
исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов,
садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов,
товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного
в установленном порядке);
3)
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,
научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская,
научная и иная творческая деятельность не может финансироваться
исключительно за счет средств иностранных государств, международных и
иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если
иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации,
законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной
основе федеральных органов государственной власти с государственными
органами иностранных государств, международными или иностранными
организациями;

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

>Статья 29. Утратила силу.

Статья 29. Утратила силу.

Комментарий к Ст. 29 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Рекомендуется расширительное толкование пункта 3 ч. 1 комментируемой статьи. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции как в случае прекращения в отношении его уголовного дела, так и в случае отказа в возбуждении уголовного дела в отношении сообщения (заявления) о совершении им преступления по нереабилитирующему основанию.

2. Согласно ст. 10 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудникам полиции разрешено совместительство. Порядок и условия работы по совместительству в системе МВД РФ определяются Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1993 г. N 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» .
———————————
См.: Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 31. Ст. 2856.

3. Сотруднику полиции запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД РФ, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Сотрудник органов внутренних дел не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ.

4. Творческой может быть признана деятельность, осуществляемая в сфере литературы, изобразительного искусства и дизайна, архитектуры, музыкального, хореографического, театрального и циркового искусства, кино, музейного и библиотечного дела, художественных промыслов и ремесел, народного творчества, образования и научных исследований . Соответственно, научная и преподавательская деятельность всегда является творческой. Любым из перечисленных видов деятельности сотрудник полиции вправе заниматься вне зависимости от того, оплачиваемая (приносящая доход) или нет эта деятельность, лишь бы было соблюдено обязательное условие, закрепленное в анализируемой части комментируемой статьи.
———————————
По аналогии с положениями, закрепленными в п. 2 Положения о присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. См.: О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства: Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. N 1061 // Собр. законодательства РФ. 1996. N 38. Ст. 4431.

5. О понятии «преступление» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

6. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. также комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

8. См. также комментарий к п. 33 ч. 1 ст. 12, 40 настоящего Федерального закона.

>Полицейский-бизнесмен?

Может ли полицейский иметь собственный бизнес? Либо состоять в ЗАО или ООО?

Система антикоррупционных запретов, связанных с получением вознаграждений государственными служащими: проблемы и перспективы развития

Традиционно под вознаграждением (подарком) в России понимаются материальные или имущественные ценности.

Система запретов, связанных с дарением и получением вознаграждений государственными служащими является одной из основных антикоррупционных мер безопасности. Ведь именно принятие подарков даже малой стоимости может стать первым шагом к коррупции. Такое дарение, направленное на улучшение совместной работы и поддержание контактов, подготавливает почву для последующих коррупционных отношений и может поставить под сомнение репутацию должностного лица.

Запрет на дарения служащим устанавливается Гражданским кодексом РФ. Ст. 575 ГК РФ не допускает дарения государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, если стоимость подарка превышает 3 000 рублей. Данная норма устанавливает ограничение размера принимаемого подарка для лица в общепринятых случаях (день рождения, памятные, знаменательные события), занимающего должность государственной службы.

Специальные запреты, ограничивающие использование служебного положения для извлечения личной выгоды, предусмотрены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года. П. 6 ст. 17 данного закона запрещает государственным служащим «получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц». При этом под вознаграждением понимаются: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.Таким образом, норма ст. 575 ГК РФ практически утрачивает свое значение, т.к. подарки являются вознаграждением, которое государственному служащему брать запрещено.

Запрет для гражданского служащего выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц можно также рассматривать как частный случай запрета на вознаграждения. Гражданский служащий не вправе получать средства сверх выделенных командирующим органом от любых организаций и граждан; не имеют пава пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов. 3 Исключение составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Традиционно под вознаграждением (подарком) в России понимаются материальные или имущественные ценности. Но данное положение оставляет определенные пробелы. Так, государственный служащий может получить за свою деятельности и иные преимущества, не выраженные в конкретных материальных благах. Еще один неоспоримый пробел — отсутствие в российском законодательстве запрета опосредованного получения вознаграждения. Подарки запрещается принимать только самим служащим, но не лицам и организациям, с которыми он находится в тесной связи (родственникам, друзьям, лицам и организациям, с которыми служащий, имел, имеет или будет иметь в ближайшем будущем деловые, политические или личные отношения).

Спорным является ограничение данного запрета только периодом нахождения на государственной службе. Ранее Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года распространял действие данного ограничения и на период после выхода государственного служащего на пенсию. Цель продления действия запрета на получение подарков и вознаграждений после увольнения с государственной службы очевидна: предотвратить безнаказанноеполучение какие-либо преимуществ. Ведь по окончании государственной службы лицо может бесконтрольно принимать подарки за деятельность, которую оно осуществляло в период осуществления должностных полномочий, что затрудняет предотвращение и выявление коррупционных преступлений. При этом нет необходимости устанавливать какие-либо временные ограничения для данного запрета, достаточно указать, что вознаграждение было получено в связи с исполнением бывшим государственным служащим своих должностных обязанностей.

Отсутствие четко прописанного дисциплинарного взыскания за нарушения запрета на получения вознаграждений государственным служащим (в случае отсутствия признаков уголовного деяния) также не способствует соблюдению данного антикоррупционного правила.

Следует отметить, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» разрешил проблему принятия государственными служащими подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями. Они признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством (т.е. ст. 575 ГК РФ, если стоимость подарка не превышает 3000 рублей). При желании, чиновник может выкупить данный подарок у соответствующего бюджета. Но ни общего порядка сдачи таких даров, ни способов их оценки, ни условий и порядка выкупа подарков, являющихся государственной или муниципальной собственностью, действующим законом не предусмотрено. И далеко не во всех государственных органах такой порядок прописан и доведен до сведения служащих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *