Кому подается жалоба на мирового судью?

От ошибок, как известно, не застрахован никто — даже судьи. Само понятие «судебная ошибка» достаточно широко и охватывает как нарушения, препятствующие быстрому разрешению дела, так и мешающие его правильному рассмотрению. Если вы столкнулись с неправомерными действиями (или бездействием) мирового судьи, крайне важно знать, куда обратиться для решения проблемы и как правильно это сделать: в большинстве случае своевременная подача жалобы способна изменить ситуацию к лучшему.

Как написать и куда подать жалобу на действия мирового судьи? Об этом — в нашей новой статье.

Как написать жалобу на мирового судью?

При написании жалобы следует помнить, что это — официальный документ, при рассмотрении которого никто не будет обращать внимания на ваши переживания и эмоции. Жалоба должна быть четкой и предельно лаконичной: можете быть уверены, что такой подход ускорит рассмотрение вашего обращения.

Как и во многих других случаях, жалоба на мирового судью составляется в свободной форме, но при этом должна обязательно содержать следующие сведения:

  1. Наименование адресата (например, Председатель Басманного районного суда г. Москвы);
  2. Ваши данные (ФИО, адрес, контактный телефон);
  3. Суть возникшей проблемы;
  4. Ваши требования (например, ускорить судебное разбирательство и принять меры в отношении мирового судьи);
  5. Список прилагаемых документов;
  6. Дата и подпись.

Скачать образец жалобы на действия мирового судьи>>>

Обратите внимание! Если у вас возникли трудности при составлении жалобы на мирового судью, вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашим юристам.

Куда подать жалобу на мирового судью?

Это известно далеко не всем, но российское законодательство дает право обжаловать не только решение мирового судьи, но и любые другие его действия или даже бездействие. Таким образом, если мировой судья, рассматривающий ваше дело, допускает серьезные нарушения служебной этики, вы можете обратиться с жалобой к председателю суда. В том случае, если факты, изложенные в вашей жалобе, подтвердятся, председатель должен будет обратиться в квалификационную коллегию судей с представлением о наложении соответствующего взыскания на судью.

Подать жалобу на мирового судью вы можете любым удобным для вас способом:

  • Отправить по почте (заказным письмом с уведомлением о доставке) или курьерской службой;
  • Подать жалобу через канцелярию суда (при этом вам должна быть выдана расписка в получении);
  • Вручить жалобу лично председателю суда.

По общему правилу срок рассмотрения жалобы на мирового судью составляет 30 дней с момента регистрации заявления, однако в некоторых случаях этот срок может быть увеличен – об этом вас обязаны уведомить соответствующим образом.

Насколько эффективна жалоба на действия мирового судьи?

Как мы уже говорили в предыдущих статьях, посвященной этой теме, ожидать увольнения мирового судьи после рассмотрения жалобы не стоит: такой исход событий возможен только при очень серьезных нарушениях. В большинстве случае обоснованная жалоба приводит к дисциплинарному наказанию, а также к ухудшению репутации судьи.

Вопрос:

Вправе ли Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации рассматривать обращение Совета судей субъекта Российской Федерации о прекращении полномочий председателя, заместителя председателя арбитражного суда этого субъекта, краевого, областного и равного им суда в связи с совершением им дисциплинарного проступка? Либо такое обращение может быть внесено только Советом судей Российской Федерации?

Ответ:

Президиум Совета судей Российской Федерации 14 февраля 2008 года рассмотрел вопрос о праве Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации рассматривать обращения советов судей субъектов Российской Федерации о прекращении полномочий председателя суда субъекта Российской Федерации, заместителя председателя суда субъекта Российской Федерации, председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации, заместителя председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации в связи с совершением им дисциплинарного проступка и пришел к следующему выводу.

В связи с тем, что вопросы, связанные с назначением на должность, а также наложением дисциплинарного взыскания на вышеназванных лиц отнесены к компетенции Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, как одного из вышестоящих органов судейского сообщества, то и обращения о привлечении к дисциплинарной ответственности их может направлять только Совет судей Российской Федерации.

Советы судей субъектов Российской Федерации не лишены права направлять в Совет судей Российской Федерации обращения о привлечении председателя суда субъекта Российской Федерации, председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации и их заместителей к дисциплинарной ответственности при наличии данных, подтверждающих обстоятельства совершения ими дисциплинарного проступка.

В Москве с 19 по 20 июля 2018 года состоялся семинар-совещание с председателями квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации. В рамках мероприятия Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев поздравил Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации с 25-летием создания.

Первый состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации был избран 30 июня 1993 года, а 15 июля состоялось ее первое заседание. «За относительно небольшой, но исторический период, в Российской Федерации установлены новые, высокие стандарты правосудия, особый статус судей, гарантии его независимости, неприкосновенности, а также оперативный и доступный порядок наделения судей полномочиями и привлечения к ответственности. Квалификационная коллегия – орган судейского самоуправления – принял на себя основную нагрузку в формировании кадрового состава судебной системы, в подборе кандидатов на судейские должности, в квалификационной аттестации судей, рассмотрении вопросов соблюдения судейской этики. Органы судейского самоуправления также достойно выполняли обязанности по предотвращению необоснованного привлечения судей к различным видам ответственности.

Особая роль в данной деятельности отводится Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. На протяжении четверти века в ее состав избираются лучшие представители судейской корпорации и научной общественности. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации все эти годы стабильно и на высоком уровне обеспечивала возложенные на нее задачи, и практика ее работы способствовала оперативному рассмотрению вопросов, возникающих в процессе правоприменения квалификационных коллегий в субъектах Российской Федерации», – подчеркнул Глава Верховного Суда Российской Федерации, и отметил существенную роль, которую в работе Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации сыграли ее председатели.

Характеризуя деятельность квалификационных коллегий судей, Председатель Верховного Суда Российской Федерации обратился к статистическим данным. Так, в среднем за последние пять лет Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации ежегодно рассматривает более 530 заявлений претендентов на должности судей, а квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации – более 6000. За последние пять лет рекомендации на должности судей Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации получили 1971 претендент из 2651, что составляет 74 процента. А в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации положительное заключение получили 22912 претендентов из 31000 заявлений.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации проводит квалификационную аттестацию более 1200 судей, а квалификационные коллегии судей в субъектах Российской Федерации – более 9000 судей. За последние пять лет Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации досрочно прекратила полномочия шести судьям, а квалификационные коллегии судей в субъектах Российской Федерации – 119. К другим видам дисциплинарной ответственности Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации привлечено 10 судей, а квалификационными коллегиями судей в субъектах Российской Федерации – 1023.

Остановился Вячеслав Михайлович Лебедев и на реализации Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации своих полномочий.

«Очевидно, назрела и необходимость изменения законодательства в части расширения полномочий Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в процедуре рассмотрения жалоб на решения квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Следует предоставить право Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации изменять вид дисциплинарного взыскания, если она придет к выводу, что мера дисциплинарной ответственности, избранная квалификационной коллегией судей в субъектах Российской Федерации, применена несоразмерно совершенному дисциплинарному проступку», — заключил выступающий.

В целях оптимизации процедуры, обеспечения ее оперативности и повышения гарантий независимости судей целесообразно передать в компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вопросы о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении мировых судей и судей районных судов. В настоящее время подобные вопросы рассматриваются квалификационными коллегиями судей в субъектах Российской Федерации. Большая часть таких решений обжалуется в Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также в судебном порядке. Так, в 2016 году квалификационными коллегиями судей в субъектах Российской Федерации принято 13 подобных решений, из них в Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации обжаловано 7 решений. В текущем году таких решений квалификационными коллегиями судей в субъектах Российской Федерации было принято 9, из них обжаловано 3.

Кроме того, необходимо изменить и компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в части квалификационной аттестации судей. В настоящее время Верховным Судом Российской Федерации подготовлен проект федерального закона, принятие которого предоставит Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации право присваивать более высокий квалификационный класс относительно предельного класса по занимаемой судьей должности.

Существенно увеличится нагрузка в работе Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в оставшиеся месяцы 2018 года, в связи с изменением в судоустройстве. В рамках закона о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции необходимо подготовиться к мероприятиям, связанным с отбором кандидатов на должности в указанные суды, – подчеркнул Лебедев.

Новые задачи перед Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации поставлены и в связи с Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы». Судейскому сообществу необходимо подготовить предложения по совершенствованию порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, возможного при рассмотрении дел с участием граждан и юридических лиц, с которыми судья, его близкие родственники связаны финансовыми и иными обязательствами. В данном направлении Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в 2017 году уже проделана определенная работа во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы», по результатам которой разработаны методические рекомендации по применению квалификационными коллегиями судей норм законодательства о противодействии коррупции, – акцентировал докладчик.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации также отметил активное участие Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в подготовке законопроектов и существенный вклад сотрудников аппаратов квалификационных коллегий судей в их деятельность.

«Результаты и накопленный опыт работы, бесспорно, свидетельствуют о том, что институт беспристрастного и независимого органа судейского сообщества состоялся», – заключил Глава Верховного Суда Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей

Переход на сайт Высшей квалификационной коллегии судей РФ

Переход на сайт Квалификационной коллегии судей Нижегородской области

скачать: Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ

Статья 17. Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации

1. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации рассматривает вопросы, отнесенные к ее компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимает мотивированные решения.

2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации:

1) рассматривает заявления кандидатов на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации и представляет Президенту Российской Федерации свои заключения;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2) рассматривает заявления кандидатов на должности первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации (далее — заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации), председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов и представляет Председателю Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2.1) рассматривает предложения Председателя Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся представления Президенту Российской Федерации кандидатур судей Верховного Суда Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда Российской Федерации, и представляет Председателю Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 2.1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2.2) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

(пп. 2.2 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

3) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

4) приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливает, возобновляет либо прекращает отставку Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и их заместителей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

5) осуществляет квалификационную аттестацию судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда Российской Федерации и районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

6) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

7) присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;

8) налагает дисциплинарные взыскания на судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

9) утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;

10) рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;

10.1) рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

11) знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий;

12) принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоении им почетных званий Российской Федерации;

13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации может осуществлять свои полномочия, если ее состав сформирован не менее чем на две трети.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 19-П положения статьи 19 признаны не противоречащими Конституции РФ и выявлен их конституционно-правовой смысл.

Статья 19. Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации

1. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, — в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

2. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации:

1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

1.1) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представляют Пленуму Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 1.1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

1.2) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда Российской Федерации, который утверждает председателей указанных коллегий;

(пп. 1.2 введен Федеральным законом от 14.08.2004 N 100-ФЗ)

1.3) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

(пп. 1.3 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

2) утратил силу. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 388-ФЗ;

3) объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

4) организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

5) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливают, возобновляют либо прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 17 настоящего Федерального закона), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 17.07.2009 N 157-ФЗ, от 09.11.2009 N 246-ФЗ)

6) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

7) дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, мировых судей, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

8) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;

9) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *