Комната милиции

Расстановка ударений: ДЕ`ТСКАЯ КО`МНАТА МИЛИ`ЦИИ

ДЕТСКАЯ КОМНАТА МИЛИЦИИ — организуется при городских и районных отделах (отделениях) милиции на основании решения исполкома местного Совета депутатов трудящихся. Задачами Д. к. м. являются: предупреждение безнадзорности и беспризорности детей (см. Безнадзорность детская. Беспризорность детская) г проведение воспитательных мер в отношении детей и подростков, нарушающих общественный порядок или правила поведения в общественных местах, а также-заблудившихся и подкинутых детей. Д. к. м. существуют с 1935. На должности работников Д. к. м. назначаются, лица, имеющие пед. образование или опыт работы с детьми. В своей работе Д. к. м. опираются на широкий актив общественности, нар. дружины, родительские комитеты и др. Общественный контроль за Д. к. м.. осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних,

В Д. к. м. доставляют детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно, задержанных за мелкое хулиганство, драки, оскорбление прохожих, нарушение правил пользования транспортом, азартные игры и т. п.

Задержанные дети и подростки могут находиться в Д. к. м. только в течение времени, необходимого для оформления документов и вызова родителей или..лиц, их заменяющих, но не более 8 часов, Беспризорные направляются в детские приёмники-распределители, определяются через исполкомы местных Советов, органы нар. образования, общественные организации в детские учреждения, в семьи трудящихся или на работу.

Работники Д. к. м. имеют право вызывать для бесед родителей, опекунов, попечителей, руководителей детских учреждений, в необходимых случаях передавать материал на взрослых, создающих своим поведением условия для безнадзорности или правонарушений детей и подростков, в общественные организации по месту их работы, в товарищеский суд, в Комиссию по делам несовершеннолетних. С детьми и подростками, допустившими правонарушения, работники Д. к. м. проводят разъяснительную работу, организуют шефство над ними активистов детской комнаты и т. д. В необходимых случаях материал о несовершеннолетних правонарушителях передаётся в Комиссию по делам несовершеннолетних для применения к ним принудительных мер воспитательного характера. С помощью общественности Д. к. м. совместно с органами нар. образования и комиссиями по делам несовершеннолетних выявляют подростков, прекративших посещение школы и оставивших работу, и оказывают содействркз комиссиям в устройстве их на учёбу или работу, систематически проверяют поведение детей и подростков, два раза и более доставленных в Д. к. м., подростков, в отношении к-рых прекращено уголовное дело, осуждённых условно или к мерам, не связанным с лишением свободы, а также подростков, вернувшихся из детских колоний. При привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности Д. к. м. оказывают органам расследования помощь в выяснении данных о его личности, условиях жизни и воспитания.

Работа Д. к. м. требует постоянной связи их со школами. Педагоги, комсомольский актив школ принимают участие в организуемых Д. к. м. обходах общественных мест с целью выявления безнадзорных детей и подростков, дежурят в них; педагоги, в т. ч. педагоги-пенсионеры, включаются в состав созданных при Д. к. м. советов общественности. Инспектор Д. к. м. немедленно уведомляет школу о правонарушениях учеников. Школа, в свою очередь, должна по первой же просьбе инспектора Д. к. м. дать ему развёрнутую школьную характеристику ученика, взятого на учёт. Рекомендуется совместное проведение школой и Д. к. м. лекций, родительских собраний, в т. ч. специально для родителей, дети к-рых находятся на учёте в Д. к. м., присутствие инспектора Д. к. м. на заседании пед. совета и родительского комитета при обсуждении вопросов борьбы с безнадзорностью, а также поведения детей и подростков, состоящих на учёте в Д. к. м. Недопустимо использование Д. к. м. в качестве «пугала», вызов инспектора для поддержания дисциплины на уроках, передача в Д. к. м. материалов о плохой успеваемости или озорном поведении учеников в школе и т. п.

Начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Оричевский» — подполоквник полиции Модин Сергей Владимирович.

Телефон: +7(83354) 3-65-46.

История службы

Служба участковых уполномоченных милиции относится к числу старейших и имеет глубокие исторические корни. Прототипами современного участкового уполномоченного были – квартальный надзиратель, околоточный надзиратель, урядник, старший милиционер, участковый надзиратель, участковый инспектор. В крупных городах с момента создания Министерства внутренних дел функции участкового уполномоченного выполнял квартальный надзиратель, который наблюдал за внешним порядком, освещением улиц и дворов, своевременным открытием и закрытием торговых заведений в пределах городского квартала. После принятия 25 декабря 1862 года «Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губернии» для непосредственной охраны общественного порядка на местах образовались новые полицейские органы и учреждались новые должности. Крупные города делились на отдельные участки, вверенные особым участковым приставам; участки в свою очередь делились на 2-3 околотка, при этом в каждом околотке на службе состояли два околоточных надзирателя. На должность околоточного надзирателя назначались лица, достигшие 25 лет, обладающие здоровым телосложением, имеющие соответствующее образование, право на льготы второго разряда по воинской повинности или же приобретенную на государственной службе опытность. Обязанности околоточных надзирателей указывались в специальной инструкции, согласно которой, околоточный надзиратель должен был твердо усвоить свои обязанности и четко исполнять их. Он обязан был днем и ночью, как можно чаще, обходить вверенный ему околоток для охраны общественной тишины и порядка, принимать предписанные законом меры к прекращению нарушения таковых. Ему предписывалось предупреждать убийства, разбои, грабежи, кражи и другие преступления против личной безопасности обывателей. Околоточный надзиратель был обязан «не останавливаясь на общем знакомстве с населением околотка, стараться ближайшим образом узнать его жителей, чтобы иметь всегда готовыми те сведения, касательно обывателей околотка, которые необходимы для успешного производства розысков», «он не должен был оставлять без внимания ни одного случая, а, напротив, на все обращать внимание, за всеми следить и все события запоминать и использовать все сведения при необходимости». Для достижения надлежащего успеха в охране общественного порядка Инструкция обязывала околоточных надзирателей взаимодействовать друг с другом, ибо «При полной солидарности всегда скорее и легче обнаруживаются преступления и разыскиваются преступники». 9 июля 1878 года в штаты уездных полицейских управлений для выполнения полицейских функций по обеспечению общественного порядка в уездах и волостях, была введена должность полицейского урядника. Согласно инструкции от 19 июля 1878 года, урядник должен был проживать в своих участках и без разрешения станового пристава не имел права отлучаться из них. Для успешного исполнения своих обязанностей, урядник обязан был тщательно изучать местность, входящую в данный участок, знать расположение сел, поселков, отдельных домов, ознакомиться с местами, где могут укрываться злоумышленные люди, скрывать и сбывать имущество, добытое преступлением. В пределах своего участка урядник выполнял многофункциональные обязанности, он занимался предупреждением и пресечением преступлений, составлением протоколов при обнаружении правонарушений, а так же он был обязан пресекать все действия, направленные против правительства, к подрыву доброй нравственности и прав собственности. На него были возложены такие обязанности, как соблюдение правил против пожара, принятие мер против наводнения, наблюдение за исполнением народного здоровья, за исправное состояние дорог, мостов, телеграфных столбов и другие меры, носящие профилактический характер. Нетрудно заметить, что обязанности и права околоточного надзирателя и урядника, содержание выполняемых ими функций во многом напоминает те, которые в настоящее время характерны для участковых уполномоченных милиции. Институт околоточных надзирателей и урядников существовал до 1917 года. Несмотря на многочисленные нарекания в их адрес и не всегда эффективную работу, этот институт являлся большим шагом вперед в организации полицейской деятельности. В 1918-1920 гг. вместо указанных категорий полицейских работников были введены должности старших милиционеров и волостных милиционеров. Современная служба участковых уполномоченных милиции стала активно формироваться в начале 20-х годов прошлого столетия. 17 ноября 1923 года народным комиссариатом внутренних дел РСФСР была утверждена Инструкция участковому надзирателю. Этот нормативный правовой документ положил начало формированию в городах института участковых. В сельской же местности процесс формирования службы участковых надзирателей затянулся до 1930 года. Дата 17 ноября в соответствии с Приказом МВД России от 6 сентября2002 г. № 868 «Об объявлении дня участковых уполномоченных милиции» считается датой начала формирования в органах внутренних дел института участковых уполномоченных милиции, и Днем участковых уполномоченных милиции. С 13 февраля 1930 года в соответствии с приказом НКВД РСФСР № 109 участковых надзирателей городской милиции и сельских милиционеров, осуществлявших работу на участках, стали называть участковыми инспекторами милиции, а 31 мая 1930 года принято Положение об участковых инспекторах в сельской местности. Статья 3 Положения подчеркивала, что «по своим служебным правам сельский участковый инспектор приравнивается к участковому инспектору в городе». В отличие от сотрудников любого другого подразделения, решающих, как правило, лишь одну из функциональных задач органов внутренних дел, участковые работают по всем направлениям их деятельности. Кроме того, они обязаны оказывать содействие должностным лицам других государственных органов. В тридцатые годы прошлого столетия численность участковых инспекторов была относительно невелика. В 1938 году в штатах УНКВД СССР по Кировской области числилось 16 городских и 215 сельских участковых инспекторов. По образовательному уровню они значительно отличались от современных сотрудников милиции. Чаще всего в анкетах сотрудников НКВД в соответствующей графе было указано наличие лишь начального образования. В целях повышения образовательного и профессионального уровня для сотрудников милиции ежегодно организовывались двухмесячные лагерные сборы. Руководство службой осуществляло отделение по охране общественного порядка и административному надзору УРКМ УНКВД по Кировской области в составе 6 человек. В годы Великой Отечественной войны сотрудники милиции, как и все советские люди, приняли активное участие в борьбе с фашистскими захватчиками. В 1941-1944 годах в действующую армию ушло 2492 сотрудника милиции. 400 кировчан не вернулись с полей сражений, из них 38 были участковыми инспекторами… В настоящее время начальником отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних является подполковник полиции Фофанов Сергей Николаевич. А сам отдел входит в состав управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Кировской области. Сегодня 534 участковых уполномоченных полиции вносят весомый вклад в укрепление общественного порядка и борьбу с преступностью в области. Они являются главным связующим звеном полиции с населением, гарантом защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств. Служба участковых уполномоченных полиции наших дней – это обновленная, претерпевшая серьезную реорганизацию система подразделений в составе органов внутренних дел, со своими, еще не до конца решенными проблемами и широкими перспективами. История создания специализированных подразделений по предупреж­дению правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Кировской области относится к середине 30-х годов. Работа по борьбе с детской пре­ступностью была возложена на аппарат уголовного розыска. Для этого при­казом начальника УНКВД от 26.06.35 выделялся специальный сотрудник ОУР КУРКМ. В годы Великой Отечественной войны условия военного времени объ­ективно способствовали обострению проблем детской беспризорности и без­надзорности. В целях предупреждения этих асоциальных явлений, а также во исполнение указания НКВД СССР № 403 от 22.09.42 и решения Исполни­тельного Комитета Кировского облсовета депутатов трудящихся № 79 от 29.01.43 «Об организации детских комнат при органах милиции» приказом начальника УНКВ от 25.02.43 г. объявлялось о создании с 1 марта того же года детских комнат при отделениях милиции УНКВД. В соответствии с данным приказом было определено 8 отделений ми­лиции, при которых образовывались детские комнаты милиции, объявлялся их штат. Детские комнаты были открыты в г. Кирове — при 1-ом и 2-ом отделе­ниях милиции, при районных отделениях НКВД в городах Котельниче, Сло­бодском, Омутнинске, Уржуме, Зуевке и Мураши. Во всех, вновь создавае­мых подразделениях, за исключением Мурашинского и Омутнинского РОМ НКВД, по штату вводились должности инспектора и помощника инспектора детской комнаты милиции. В городах Мураши и Омутнинске вводились только должности инспекторов. Создание детских комнат именно в этих отделениях милиции осущест­влялось с учетом социально-экономических характеристик районов области, где они дислоцировались. Здесь находились либо крупные промышленные предприятия, либо через районы проходили магистральные линии железных дорог, связывавшие различные районы страны. Последний фактор брался во внимание, в том числе потому, что в это время стали распространенными случаи самостоятельного возвращения в освобожденные районы подростков, эвакуированных в начале войны на восток страны. Увеличение числа безнадзорных и беспризорных детей в годы войны и связанный с этим рост преступлений, совершаемых ими, требовал проведе­ния и других организационных и профилактических мероприятий. Помимо создаваемых детских комнат милиции, 23 июля 1943г. было образовано от­деление по борьбе с детской преступностью и хулиганством при ОУР УМ УНКВД в составе 6 человек: начальника отделения, 2-х старших оперупол­номоченных, 2-х оперуполномоченных и помощника оперуполномоченного. В то же время (приказ от 8.07.43 г. объявлялось о создании в УНКВД отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (ОБДББ). В соответствии с этим приказом из системы ОИТК выделялись исправительно- трудовые ко­лонии для несовершеннолетних и детские приемники-распределители и пе-реводились в подчинение ОБДББ УНКВД. На момент создания отдела БДББ УНКВД в области имелось 4 детских воспитательных трудовых колонии (Чепецкая, Сапожнятская, Порошинская и Халтуринская) и 3 детских приемника-распределителя (в г.г. Кирове, Котельниче, Зуевке). В связи с частой сменяемостью кадров в детских комнатах милиции в период их создания, объясняющейся в частности тем, что многие сотрудники органов НКВД откомандировывались для работы в освобожденные районы страны, полных архивных сведений о первых инспекторах детских комнат милиции не сохранилось. В течение длительного времени, примерно до конца 50-х начала 60-х годов количество детских комнат милиции в области практически не меня­лось. В августе1945 г. была создана детская комната милиции в Вятско-Полянском РОМ с введением здесь должностей инспектора и помощника ин­спектора. Одновременно этим же приказом были сокращены соответствующие должности в Уржумском РОМ. В мае 1948 года произошла реорганизация в областном центре. На базе детских комнат при отделениях милиции в г. Кирова была образована детская комната УМ УНКВД, в штат которой входило 3 инспектора и 2 помощника инспектора. Первым руководителем дет­ской комнаты милиции был Вагин Семен Николаевич1920 г.р., прослужив­ший в подразделениях по делам несовершеннолетних с 1946 по 1954 годы. В 1959 году детская комната УМ УООП была передана в подчинение отдела милиции Кировского городского совета депутатов трудящихся, без изменения штатной численности. В таком виде она просуществовала до 1964 года. Летом 1964 года данная детская комната милиции была ликвидирована. Личный состав ее был переведен во вновь созданные детские комнаты мили­ции в Ленинском и Октябрьском районных отделах милиции г. Кирова. Старшими инспекторами детских комнат милиции в этих подразделениях были назначены соответственно Демшина Галина Семеновна и Белозерова Людмила Ивановна. С середины 60-х годов начинается образование детских комнат мили­ции и в сельских районных отделах милиции. В 1964-1965 г.г. они были соз­даны при отделах милиции Верхнекамского, Лузского, Нолинского, Уржум­ского, Яранского районов, в г. Нолинске и ряде других. В первой половине 70-х г.г. детские комнаты милиции были образованы во всех 43 районных от­делах милиции области. Координация деятельности и руководство этими подразделениями осуществлялось аппаратами уголовного розыска. В соответствии с приказами МООП РСФСР и МВД СССР в1964 г. в ОУР УООП была введена должность старшего оперуполномоченного по делам несовершеннолетних. В 1974 году в составе отдела уголовного розыска УВД было создано отделение профилактики преступлений несовершеннолетних. Первым руко­водителем этого подразделения был Куимов Валерий Артемьевич. С сентября 1975 до 1977 года указанное подразделение возглавлял Розуван Алексей Михайлович, в настоящее время депутат Государственной Думы. В июне 1977 г. в соответствии с Указом Президента Верховного Со­вета СССР от 15 февраля в составе отдела профилактической службы Управ­ления уголовного розыска на правах отделения была создана самостоятель­ная инспекция по делам несовершеннолетних, осуществлявшая координа­цию деятельности инспекций по делам несовершеннолетних в горрайорганах области. Начальником инспекции был назначен Курочкин Георгий Пав­лович, находившийся в данной должности, до выхода на пенсию в1983 г. В 1989 году ИДН были переведены из штатов уголовного розыска в профилактическую службу, ас1991 г. стали одной из составляющих мили­ции общественной безопасности. Несмотря на относительно непродолжительное время существования службы уже сменилось не одно поколение инспекторов по делам несовер­шеннолетних. Если в1943 г. в области насчитывалось всего 14 инспекторов детских комнат милиции, то в настоящее время их 173. Произошли не только количественные изменения, но и качественные. При знакомстве с биографи­ческими сведениями в анкетах первых сотрудников детских комнат милиции зачастую в графе образование указывалось, что они имеют начальное, в луч­шем случае 7-летнее. Лишь единицы из них имели педагогическое образова­ние. Сейчас две трети сотрудников ПДН имеют высшее педагогическое, ли­бо юридическое образование. Реализация принимаемых в области мер по со­вершенствованию ПДН, способствовала закреплению кадров, увеличению их вклада в раскрытие и профилактику преступлений. Нынешнее поколение сотрудников ПДН с большим уважением отно­сится к своим предшественникам, т.к. на их плечи легло самое трудное: им приходилось начинать эту специфическую работу, не имея никакого опыта и даже представления о ней. Они с честью справились со своей задачей и впо­следствии делились наработанным опытом с молодежью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *