Коммунитарное право

Источники права ЕС

Структура права ЕС и его юридическая природа

Тема №3: Правовая система ЕС

Право ЕС представляет собой объединение норм коммунитарного и международного права, регулирующего деятельность ЕС в рамках, установленных учредительными договорами.

Коммунитарное право — это особая система права, создаваемая руководящими органами интеграционных объединений для достижения поставленных перед данным объединением целей.

ЕС в соответствии с Маастрихтским договором 1992 года и Лиссабонским договором 2007 года осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:

· социально-экономическая интеграция;

· совместная внешняя политика и политика безопасности;

· сотрудничество органов юстиции и охраны правопорядка.

Отношения в рамках первого направления регулируются нормами коммунитарного (интеграционного) права. Отношения в рамках второго и третьего направлений регулируются нормами международного права.

Нормы коммунитарного права принимаются органами ЕС в результате специальной процедуры (необходимо квалифицированное большинство голосов), и его нормы могут быть обязательны для государства без его согласия. В отношении же «классических» норм международного права необходимо единогласие, в случае отсутствия которого каждое государство принимает собственное решение.

Под правом ЕС понимают совокупность коммунитарного права и международного права. В последние годы нормы коммунитарного права стали частично регулировать вопросы внешней и внутренней политики. Так, по отдельным вопросам внешней и внутренней политики руководящие органы ЕС вправе принимать соответствующие решения и акты, и на эти вопросы распространяется юрисдикция Суда ЕС.

Источники права ЕС подразделяются на первичные и вторичные. К первичным источникам права ЕС относятся международные договоры, заключаемые между государствами-членами ЕС, а ко вторичным — правовые нормы, создаваемые руководящими органами ЕС в соответствии со специальной процедурой (их также именуют «вторичным правом»).

К первой группе, в первую очередь, относятся учредительные договоры ЕС. Порядок их изменения определен в договоре о ЕС. Предложения о внесении таких изменений могут выдвигать правительства государств-участников, Европейский Парламент или Комиссия. Такие предложения вносятся в Совет. Если Совет, проконсультировавшись с Комиссией и Европейским Парламентом, признает целесообразным рассмотрение этих предложений, они вносятся в специально создаваемый орган — Конвент.

В Конвент входят представители парламентов государств-участников, представители глав государств-участников или правительств государств-участников, представители Европейского парламента и Комиссии. Конвент должен рассмотреть предлагаемые изменения в учредительные договоры и одобрить предложения о внесении этих изменений на рассмотрение межправительственной конференции. После консультации с Европейским парламентом Совет может принять решение не созывать Конвент, а внести их прямо на рассмотрение межправительственной конференции.

Межправительственная конференция должна подготовить текст соглашения о внесении изменений в учредительные договоры. Данное соглашение подписывается представителями правительств государств-участников, после чего это соглашение подлежит обязательной ратификации.

Задачей Конвента в данной процедуре является ее демократизация. Единожды Конвент уже был создан для создания Европейской Конституции. Документ был разработан, но в силу он так и не вступил (хотя бы и не по его вине).

Источники вторичного права ЕС указаны в договоре о функционировании ЕС:

· регламенты;

· директивы;

· решения;

· рекомендации;

· мнения.

В соответствии с Конституцией ЕС 2004 года регламенты переименовывались в законы ЕС, а директивы — в рамочные законы ЕС, однако в Лиссабонском договоре были сохранены прежние названия. По сути же ничего не изменилось.

Регламент — это нормативный акт, содержащий обязательные правила поведения. Регламент может регулировать деятельность органов ЕС, правительств государств-участников, частных физических и юридических лиц. Регламент имеет обязательную силу на всей территории ЕС и применяется без одобрения законодательными органами власти государств-участников. Таким образом, по сути это закон, но ЕС не является государством, а потому, с психологической точки зрения граждан ЕС, ему не положено иметь законы.

Директива также имеет обязательный характер, но она обязательна только для государств-участников. В директиве определяются цели, которые должны быть достигнуты государствами-участниками в течение установленного срока. При этом правовые способы достижения данных целей государства-участники определяют самостоятельно. Иными словами, нормы директив не обязательны для частных лиц, но обязательны для государств-участников, которые обязаны принять собственный нормативный акт (или использовать иной правовой способы), который и станет обязательным для частных лиц.

При этом учредительные договоры избегают вопросы последствий нарушения требований директив. Однако в соответствии с решением Суды Европейских сообществ по делу Франковича в случае, если государство-член ЕС не выполняет положения директивы, и частные лица несут в результате этого ущерб, то такие частные лица вправе требовать возмещения понесенного ущерба от государства-нарушителя. Таким образом, Суды Европейских сообществ (ныне Суд ЕС) своей рукой «дописал» учредительные договоры (пусть и с молчаливого согласия государств-участников).

Решения также имеют обязательный характер, но они являются правоприменительными, а не правоустанавливающими актами. Решения могут быть адресованы как государствам, так и отдельным лицам.

Рекомендации и мнения не имеют обязательной силы.

Проект нормативного акта ЕС готовится в Комиссии ЕС. Комиссия представляет этот проект в Совет и Европейский Парламент. Европейский Парламент проводит первое чтение по данному проекту и сообщает свое мнение Совету. Если Совет одобряет поправки, сделанные Европейским Парламентом, акт считается принятым.

Если же поправки не были одобрены, Совет определяет собственную общую позицию и сообщает ее Европейскому Парламенту. Если Европейский Парламент в течение 3 месяцев либо одобряет общую позицию Совета, либо не принимает решение, акт считается принятым. Если же Европейский Парламент не соглашается с позицией Совета и абсолютным большинством от списочного состава отвергает проект, он не принимается.

Если Европейский Парламент принимает поправки к общей позиции Совета, они направляются в Совет. Если в течение 3 месяцев после этого Совет квалифицированным большинством одобрит поправки Европейского Парламента, проект считается принятым. Для принятия поправок, против которых выступает Комиссия, требуется единогласие.

Если Совет не одобрит поправки Европейского Парламента, председатель Совета и председатель Европейского Парламента в течение 6 недель собирают согласительную комиссию. Если согласительная комиссия в течение 6 недель сумеет выработать общий текст, одобренный в течение следующих 6 недель Советом и Европейским Парламентом (умолчание Европейского Парламента в таком случае считается отказом в одобрении), акт считается принятым. Если в указанные сроки этого сделать не удается, акт не принимается.

Сроки в 3 месяца и в 6 недель могут быть продлены на 1 месяц или 2 недели по согласию Совета и Европейского Парламента.

Таким образом, правом законодательной инициативы наделена только Комиссия (ни Европейский Парламент или его депутаты, ни государства-участники и прочее). Далее проект вносятся в два законодательных органа: Совет и Европейский Парламент, которые фактически равноправны. При этом полномочия Европейского Парламента значительно выросли со времени создания ЕС, но они до сих пор «не дотягивают» до полномочий национальных парламентов.

Нормативные акты ЕС подписываются председателем Европейского Парламента и председателем Совета и публикуются в официальном органе ЕС на языке каждого государства-участника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *