Коммунальные платежи проводки

Отражение коммунальных платежей в бухгалтерском учете жск и ТСЖ

На расчетные счета жилищно — строительных кооперативов (ЖСК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ) регулярно поступают от домовладельцев средства двух видов:

  1. направляемые на покрытие расходов по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества дома и управлению его эксплуатацией (членские взносы);
  2. предназначенные для оплаты услуг, оказываемых различными организациями владельцам квартир: коммунальных услуг, услуг радиосвязи, телевидения и пр. (коммунальные платежи).

Традиционно и тот, и другой виды платежей трактовались и отражались в бухгалтерском учете ЖСК и ТСЖ как целевые поступления. Данное положение было официально закреплено в Рекомендациях по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденных Приказом Госстроя России от 14.07.1997 N 17-45 и одобренных Письмом Минфина России от 14.04.1997 N 16-00-16-74. В этом документе коммунальные платежи жильцов было рекомендовано отражать на субсчете «Целевые сборы за коммунальные услуги» счета «Целевые финансирование и поступления».

После ввода в действие гл.25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ стали появляться утверждения о том, что коммунальные платежи надо рассматривать как объект обложения налогом на прибыль, так как в п.2 ст.251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень целевых поступлений, которые не учитываются при определении налоговой базы, а применительно к ЖСК и ТСЖ поименованы только поступления из бюджета, вступительные, членские взносы и паевые вклады. Следовательно, теперь коммунальные платежи не могут быть отнесены к целевым поступлениям и их нельзя отражать с использованием бухгалтерского счета 86 «Целевое финансирование».

Но из того, что коммунальные платежи не считаются целевыми поступлениями, не следует, что они представляют собой объект обложения налогом на прибыль. Согласно ст.247 НК РФ прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Можно ли считать коммунальные платежи, поступающие на расчетный счет ЖСК и ТСЖ, доходом этих организаций?

Прежде всего нужно сразу исключить всякую связь коммунальных платежей с выручкой от продаж. К сожалению, и такие мнения можно услышать. Если ЖСК или ТСЖ осуществляют только уставную деятельность, то они никому ничего не продают. Утверждения о том, что ЖСК и ТСЖ «перепродают услуги» жильцам, не выдерживают критики. Услуги тем и отличаются от товаров и результатов работ, что они производятся, реализуются и потребляются одновременно (см., например, п.5 ст.38 НК РФ). Это означает, что услуга всегда оказывается непосредственно потребителю, перепродать услугу невозможно. Жильцы непосредственно потребляют все услуги, оказываемые им организациями — поставщиками услуг. ЖСК и ТСЖ лишь оплачивают эти услуги из средств, поступающих на расчетный счет в виде коммунальных платежей. Причем все эти средства должны быть либо полностью использованы по назначению, либо по решению общего собрания ЖСК и ТСЖ направлены на пополнение резерва расходов по смете.

В соответствии со ст.41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Это значит, что доходом можно считать любое поступление, если только оно не сопровождается равноценным приростом обязательств, ибо в этом случае экономической выгоды от такого поступления не происходит. Примерами подобных поступлений служат получаемые авансы, кредиты, займы, которые никогда не считались и не могут считаться доходом. Поступающие от жильцов на расчетный счет ЖСК и ТСЖ средства в уплату поставщикам услуг ничем не отличаются от поступления заемных средств, так как они образуют у ЖСК и ТСЖ обязательство перед жильцами по оплате оказанных им услуг точно в той сумме, какая поступила на расчетный счет.

Поскольку ЖСК и ТСЖ сами никаких услуг не оказывают, коммунальные платежи владельцев квартир, которые аккумулируются на расчетном счете ЖСК и ТСЖ, — это направление средств не в адрес ЖСК и ТСЖ, а поставщикам услуг (транзитные платежи).

Для точного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с коммунальными платежами, достаточно к счету 76, на котором обычно отражают все расчеты ЖСК и ТСЖ с жильцами, открыть субсчета:

76-1 «Расчеты с жильцами»;

76-2 «Расчеты по коммунальным платежам».

Кроме того, к счету 86 «Целевое финансирование» открывают субсчета:

86-1 «Целевые поступления от жильцов»;

86-2 «Ассигнования из бюджета на возмещение льгот по коммунальным платежам».

Основные хозяйственные операции, отражающие движение коммунальных платежей в бухгалтерском учете ЖСК и ТСЖ, представлены в таблице.

Хозяйственная операция Корреспонденция
счетов
Дебет Кредит
1. Начислены членские взносы жильцам за
месяц
76-1 86-1
2. Начислена сумма коммунальных платежей
жильцам
76-1 76-2
3. Поступили платежи от жильцов 51 76-1
4. Поступили ассигнования из бюджета на
возмещение льгот по коммунальным платежам
51 86-2
5. Начислена поставщику стоимость
коммунальных услуг из средств коммунальных
платежей жильцов
76-2 60
6. Начислена поставщику стоимость
коммунальных услуг за счет поступлений из
бюджета
86-2 60
7. Оплачены коммунальные услуги поставщику 60 51
8. Переплата коммунальных платежей жильцов
использована в следующем месяце
76-2 60
9. Переплата направлена по решению высшего
органа ЖСК, ТСЖ на пополнение резерва
расходов по смете
76-2 96-1

В хозяйственной операции 2 (в отличие от операции 1) вместо формирования целевых поступлений (счет 86-1) образуется кредиторская задолженность ЖСК и ТСЖ перед жильцами по коммунальным платежам (счет 76-2). Указанная задолженность погашается операцией 5. Кредитовое сальдо по счету 76-2 означает переплату жильцами коммунальных платежей, которая может быть принята в зачет последующих взносов (операция 8), либо использована для покрытия сметных расходов (операция 9). Начисление средств к уплате поставщикам услуг проводится с помощью операций 5 и 6. Одна часть долга поставщикам услуг начисляется за счет коммунальных платежей жильцов (операция 5), а другая (операция 6) — за счет поступлений из бюджета, предназначенных для возмещения полагающихся жильцам льгот по оплате услуг.

И.Фельдман

Кафедра экономики и

предпринимательства МИИГАиК

Бухучет в ТСЖ на упрощенке в 2019 году: проводки

ТСЖ является некоммерческой организацией (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Средства ТСЖ состоят из следующих (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):

  • обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ;
  • платежи от собственников жилья, которые не являются участниками ТСЖ;
  • доходы от предпринимательской деятельности ТСЖ, направленной на выполнение целей, задач и обязанностей ТСЖ (ст. 152 ЖК РФ);
  • субсидии на эксплуатацию общего имущества, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иные субсидии;
  • прочие поступления.

Учет целевых средств ТСЖ ведет на счете 86 «Целевое финансирование». К счету 86 необходимо открыть субсчета в разрезе источников поступления средств. Рассмотрим бухгалтерский учет взносов ТСЖ, кроме платежей за жилищно-коммунальные услуги, учет которых будет рассмотрен ниже.

Операция Дебет счета Кредит счета
Начисление причитающихся к получению с членов ТСЖ взносов, включая взносы на капительный ремонт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 86 «Целевое финансирование»
Поступление взносов (кроме взносов на капремонт, которые аккумулируются на специальном счете) 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Поступление взносов на капитальный ремонт 55 «Специальные счета в банках» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Отражение текущих расходов по управлению общим имуществом 20 «Основное производство»,
26 «Общехозяйственные расходы» и др.
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Списание затрат по управлению общим имуществом за счет средств целевого финансирования 86 «Целевое финансирование» 20 «Основное производство»,
26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Учет предпринимательской деятельности ТСЖ ведется в обычном порядке с использованием счета 90 «Продажи».

При определении доходов при УСН не учитываются, в частности, доходы, полученные в рамках целевого финансирования (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) и целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). К ним ТСЖ может, в частности, отнести:

  • вступительные и членские взносы участников ТСЖ;
  • пожертвования;
  • бюджетные средства на финансирование капремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ и ЖК РФ;
  • средства собственников жилья, поступающие в ТСЖ на проведение ремонта.

Доходы эти не учитываются только в том случае, если ТСЖ ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Если раздельный учет отсутствует, то целевые поступления учитываются в доходах упрощенца на общих условиях.

Порядок ведения раздельного учета ТСЖ разрабатывает самостоятельно и закрепляет его в своей учетной политике для целей налогообложения. В качестве примеров для разработки регистров учета поступления и использования целевых средств можно использовать образцы регистров, приведенные в Рекомендациях МНС РФ.

При этом в КУДиР ТСЖ на упрощенке не отражает доходы и расходы, которые не учитываются при расчете налога при УСН.

Коммунальные платежи ТСЖ: учет и налогообложение

А каков порядок учета сумм, поступивших товариществу в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг? Суммы, полученные от собственников (пользователей) жилья в счет оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями, не включаются в доходы при УСН (пп.4 п.1.1 ст.346.15 НК РФ, Определение ВС от 11.05.2018 № 305-КГ17-22109 по делу № А41-86032/2016). Это при условии, что полученная за коммунальные услуги плата перечисляется в дальнейшем (Письмо Минфина от 14.06.2018 № 03-11-06/2/40525):

— ресурсоснабжающей организации — за поставку ресурсов;
— региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами — за оказанные услуги.

Если между ТСЖ и собственником жилых помещений заключен посреднический договор, то доходом ТСЖ будет только соответствующее вознаграждение (Письма Минфина от 18.08.2017 № 03-11-11/53260, от 27.01.2017 № 03-11-11/4260).

Таки образом, если ТСЖ выступает лишь в качестве посредника между собственниками жилья и ресурсоснабжающей организацией (оператором), то бухучет будет такой:

Операция Дебет счета Кредит счета
Начисление платы за коммунальные услуги, подлежащей получению с собственников жилья 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Отражение дохода ТСЖ в виде его агентского вознаграждения 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 90 «Продажи»
Поступление платы за коммунальные услуги ТСЖ и его агентского вознаграждения 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Если же ТСЖ самостоятельно оказывает услуги собственникам (пользователям) жилья, то плата за эти услуги включается в доходы ТСЖ. И бухучет коммунальных платежей будет выглядеть следующим образом:

Операция Дебет счета Кредит счета
Начисление платы за коммунальные услуги, подлежащей получению с собственников жилья 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
90 «Продажи»
Поступление платы за коммунальные услуги ТСЖ 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета»
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Аналитический учет плательщиков коммунальных платежей на счетах 62,76 организуется в разрезе собственников жилья, чтобы получать информацию о состоянии расчетов с каждым собственником на отчетную дату.

Бухгалтерский учет для ТСЖ и ЖКХ. Формирование проводок.

В бухгалтерских программах Бухсофт: Упрощенная система и Бухсофт: Предприятие автоматизирована возможность ведения бухгалтерского и налогового учета для ТСЖ, ЖКХ, СНТ и других некоммерческих организаций работающих с населением.

В бухгалтерских программах Бухсофт: Упрощенная система и Бухсофт: Предприятие автоматизирована возможность ведения бухгалтерского и налогового учета для ТСЖ, ЖКХ, СНТ и других некоммерческих организаций работающих с населением. Предусмотрено формирование всей налоговой отчетности (в том числе зарплатной). В последних релизах добавлена возможность формирования проводок по начислению коммунальных платежей для населения и перечисление их ресурсоснабжающим организациям.

Если требуется не только ведение бухгалтерского учета, но и детальный учет по каждому квартиросъемщику, можно воспользоваться программой Бухсофт Коммунальные платежи. До конца года в программе будет открыта возможность обмена данными с системой ГИС ЖКХ. Из программы Коммунальные платежи предусмотрен импорт данных в бухгалтерские программы Бухсофт.

Типовая структура доходов и расходов ТСЖ представлена на схеме. На каждом этапе формируются собственные проводки.

В Программе по умолчанию для расчетов с населением используются следующие счета:

76.7 – Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (счет используется в форме НКО для начисления коммунальных платежей и взносов населению);

76.94 – Расчеты по коммунальным платежам ;

86.3 – Учет целевых поступлений;

20.1 (26.9) – Расходы ТСЖ по некоммерческой деятельности;

20.2 – Расходы ТСЖ по коммерческой деятельности.

При необходимости счета могут быть изменены. Автоматические проводки представлены в таблице.

Дебет Кредит Программная форма
76.7 76.94 Начислены коммунальные платежи населению НКО/ Начисление
76.7 86.3 Начислены взносы на кап.ремонт (и прочие целевые взносы) НКО/ Начисление
76.7 91.1 Начислены пени за несвоевременную уплату задолженности. Сумма попадет в Книгу Доходов и Расходов для организаций на УСН и в Декларацию по налогу на прибыль для организаций на ОСН. НКО/ Начисление
51.1 76.7 Поступление средств от населения НКО/ Поступление
76.94 60.2 Начислена задолженность перед ресурсоснабжающими организациями Учет покупок/ Оприходование – указываем счет 76.94
60.2 51 Погашена задолженность перед ресурсоснабжающими организациями Учет покупок/ Оплата
20.1 (26) 60.2 (71) Текущие расходы ТСЖ на целевую деятельность (начисление и оплата расходов на услуги сторонних организаций, покупка канц.товаров и т.д.- в том числе при оплате подотчетными лицами) Учет покупок/ Оприходование
60.2 (71) 51 Оплата текущих расходов ТСЖ Учет покупок/ Оплата
26 51 Комиссия банка Банк/ Расходы/ Услуги банка (при включенной настройке Сведения об организации/ Некоммерческие организации)
20.1 (26) 70.1 (69) Начисление заработной платы сотрудникам ТСЖ, в том числе работающим по договорам ГПХ. Проводки по начислению сумм взносов формируются автоматически. Расчет зарплаты
70.1 51 Выплата заработной платы. Проводки по удержанию НДФЛ формируются автоматически. Выплата зарплаты
69 51 Перечисление взносов Форма Платежи
86.3 20.1 (26) Отнесены текущие расходы ТСЖ на счета целевых расходов (при необходимости программа автоматически распределит сумму расходов между направлениями целевого финансирования) Закрытие счетов НКО
62.2 (76) 90.1 Начислена арендная плата арендаторам (если были доходы от коммерческой деятельности) Учет продаж/ Отгрузка
51 62.2 (76) Получены денежные средства от арендаторов Учет продаж/ Оплата

Для добавления операции по начислению коммунальных платежей в форме НКО в справочнике нужно указать счет 76.94 и ресурсоснабжающую организацию.

Подробнее информацию по каждому виду доходов и расходов некоммерческих организаций можно посмотреть в инструкции к программе.

Бюджетным образовательным учреждением начислена заработная плата работнику, источником финансового обеспечения которой является субсидия на иные цели — КФО «5». По заявлению работника удержана оплата коммунальных услуг за проживание в общежитии. Начисление за коммунальные услуги отражается бухгалтерской проводкой «Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 130».
Как в бухгалтерском учете отразить хозяйственные операции?

25 октября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Средства удержанной заработной платы в целях оплаты коммунальных услуг за проживание в общежитии подлежат перечислению с отдельного лицевого счета бюджетного учреждения на «основной» лицевой счет с отражением в учете соответствующих корреспонденций счетов.
Возможность перечисления денежных средств с отдельного лицевого счета на «основной» лицевой счет бюджетного учреждения следует согласовать с казначейским органом.

Обоснование вывода:
Для начала следует отметить, что собственное заявление сотрудника об удержании из средств причитающейся ему заработной платы задолженности перед работодателем в целях оплаты коммунальных услуг за проживание в общежитии не является бесспорным основанием для совершения действий по удержанию данных средств. Ограниченный перечень оснований для удержания из заработной платы работника средств в целях погашения его задолженности перед работодателем содержится в ст. 137 ТК РФ. Размер ограничений таких удержаний установлен в ст. 138 ТК РФ. Оплата коммунальных услуг в соответствующем перечне не содержится.
Говорить о наличии сформировавшейся официальной позиции по данному вопросу не приходится. В письме Роструда от 18.07.2012 N ПГ/5089-6-1 отмечено, что никакие другие дополнительные вычеты из заработной платы по решению работодателя, помимо предусмотренных ст. 137 ТК РФ, не допускаются, за исключением случаев, когда другими федеральными законами на работодателя возлагается обязанность производить удержания из заработной платы работников. Поэтому удерживать по заявлению работника суммы из его зарплаты в случаях, прямо не установленных ст. 137 ТК РФ или другими федеральными законами, работодатель не вправе. А уже в письме от 26.09.2012 N ПГ/7156-6-1 Роструд высказал мнение, что подобная ситуация правомерна, поскольку речь идет не об удержании, а о волеизъявлении работника распорядиться начисленной заработной платой, и что положения ст. 138 ТК РФ в данном случае не применяются.
В силу наличия обозначенных рисков в учреждении может быть принято решение о выплате сотруднику заработной платы в полном размере, несмотря на наличие заявления. Погашение задолженности перед работодателем по оплате коммунальных услуг при этом производится работником путем внесения средств в кассу или на лицевой счет учреждения.
Теперь остановимся на порядке бухгалтерского учета сложившейся хозяйственной ситуации. Бюджетные учреждения по общему правилу все операции с поступающими им средствами осуществляют через лицевые счета (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). При этом для учета средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а также средств от приносящей доход деятельности открывается лицевой счет бюджетного учреждения с кодом «20», для учета средств целевых субсидий — отдельный лицевой счет с кодом «21» (п.п. 5, 8.2 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н).
В рассматриваемой ситуации удержанные из начисленной по КФО «5» заработной платы сотрудника средства направляются на погашение обязательств сотрудника перед учреждением по оплате коммунальных услуг, начисленных по КФО «2». Поскольку средства бюджетного учреждения по КФО «2» и «5» учитываются на разных лицевых счетах, то отразить соответствующее направление средств в качестве некассовой операции, проводимой в рамках одного лицевого счета, не представляется возможным. Средства удержанной заработной платы должны быть перечислены с отдельного лицевого счета бюджетного учреждения на «основной» лицевой счет.
На принципиальную возможность осуществления такой операции неоднократно указывали специалисты финансового ведомства (смотрите, в частности, письма Минфина России от 09.02.2012 N 02-03-09/428, от 25.03.2013 N 02-06-07/9374). Однако, поскольку расходование средств субсидии на иные цели подлежит санкционированию в установленном порядке, прежде чем осуществлять указанную операцию, следует согласовать возможность перечисления денежных средств с отдельного лицевого счета на «основной» лицевой счет учреждения с казначейским органом.
В учете бюджетного учреждения операция по перечислению удержанной из заработной платы суммы в счет оплаты коммунальных услуг за проживание в общежитии может быть отражена, согласно положениям Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), следующими бухгалтерскими записями:
1) Дебет 5 401 20 211 Кредит 5 302 11 730
— начислена заработная плата за счет средств субсидии на иные цели (п. 153 Инструкции N 174н);
2) Дебет 5 302 11 830 Кредит 5 304 03 730
— отражено удержание по заявлению сотрудника оплаты коммунальных услуг за проживание в общежитии (п. 139 Инструкции N 174н);
3) Дебет 5 304 03 830 Кредит 5 201 11 610, одновременно отражается увеличение забалансового счета 18 (КВР 111, КОСГУ 211)
— отражено перечисление удержанной заработной платы с отдельного лицевого счета бюджетного учреждения на «основной» лицевой счет в целях оплаты коммунальных услуг (п. 140 Инструкции N 174н);
4) Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 31 660, одновременно отражается увеличение забалансового счета 17 (КВД 130, КОСГУ 130)
— отражено поступление средств на «основной» лицевой счет бюджетного учреждения в счет оплаты коммунальных услуг (п. 94 Инструкции N 174н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *