Коммерческий представитель

Габидуллин Ильдар Равильевич

магистрант 1 курса ОИ МГЮУ (МГЮА) им.О.Е.Кутафина, Россия, г.Оренбург

E-mail:ildar.gabidullin.1993@mail.ru

Научный руководитель: Сиваракша Инна Владимировна

к.ю.н. доцент. Кафедра истории государства и права ОИ МГЮУ (МГЮА)

им.О.Е.Кутафина, Россия, г.Оренбург.

Коммерческое представительство в настоящее время получает всё большее распространение в гражданском обороте. Расширяются сферы применения данных отношений. Нормы, регулирующие отношения коммерческого представительства, некоторыми авторами относятся к числу специальных .Являясь разновидностью добровольного представительства в целом, отношения коммерческого представительства действительно обладают своей спецификой, получающей выражение в различных аспектах. В частности это отражается на фигуре коммерческого представителя, предопределяя специфику его правового статуса.

Раскрывая вопрос об особенностях статуса коммерческого представителя, обратимся к легальной дефиниции, закрепленной в ст. 184 ГК РФ, которая гласит, что коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. Из данного определения можно выделить существенные признаки коммерческого представителя, как участника отношений представительства.

Во-первых, признак постоянности и самостоятельности деятельности коммерческого представителя свидетельствует о том, что такая деятельность носит характер предпринимательской. Из этого следует необходимость регистрации коммерческого представителя в качестве субъекта предпринимательской деятельности . Признак самостоятельности в данном контексте можно понимать, как наличие специальных знаний, профессионализма коммерческого представителя в определенной сфере, что является одной из предпосылок возникновения отношений коммерческого представительства в принципе.

Во-вторых, признак отнесения деятельности коммерческого представителя к предпринимательской позволяет сделать вывод о том, что основной целью деятельности коммерческого представителя является извлечение прибыли, что отличает его от некоммерческих представителей, деятельность которых может носить и безвозмездный характер и не иметь цели систематического извлечения прибыли.

В-третьих, особенностью статуса коммерческого представителя выступает его возможность одновременного представительства разных сторон в сделке с их согласия либо в предусмотренных законом случаях, что прямо закреплено в законе. Эта особенность также отличает коммерческого представителя от иных видов представителей, поскольку для них действует общее правило о недопустимости представительства разных сторон в сделке. Опять же данный признак правового статуса коммерческого представителя обусловлен именно предпринимательским характером его деятельности. В условиях современного рынка заключение договоров, особенно в сфере предпринимательской деятельности нуждается в оперативности и профессионализме. Можно сказать, что это одна из причин предоставления коммерческому представителю такого права.

Четвертой особенностью статуса коммерческого представителя выступает его обязанность действовать в отношениях с представляемыми с заботливостью обычного предпринимателя. Данная особенность также является прямым следствием специфики коммерческого представительства, как отношений между субъектами предпринимательской деятельности. Указанное требование означает невозможность для коммерческого представителя действовать в ущерб представляемым и злоупотреблять предоставленными ему полномочиями. Очевидно, данный признак также специфичен именно для отношений коммерческого представительства, поскольку такое требование не может иметь места в отношениях некоммерческого представительства, где возможно участие сторон, которые не будут являться предпринимателями.

В-пятых, к числу особенностей правового статуса коммерческого представителя можно отнести его возможность отступать от заданных представляемым действий с последующим уведомлением представляемого. Данное обстоятельство прямо закреплено в части 3 статьи 973 ГК РФ. Указанный элемент правового статуса коммерческого представителя является объективной необходимостью, поскольку будучи, профессиональным предпринимателем в определенной сфере, коммерческий представитель способен учитывать изменяющуюся рыночную ситуацию для достижения наибольшего эффекта отношений коммерческого представительства. Иными словами, отступление от указаний представляемого совершается, прежде всего, в его интересах.

Шестой особенностью правового статуса коммерческого представителя является фидуциарность или доверительный характер его связи с представляемым. Некоторыми исследователями данный признак отношений коммерческого представителя ставится под сомнение. Например, Егорова М.А. считает, что коммерческое представительство никогда не может носить лично-доверительного характера, так как коммерческий представитель действует не только в интересах доверителя, но и в собственных интересах, рассчитывая на получение прибыли .Представляется, что данное утверждение нельзя признать полностью правильным. Безусловно, получение прибыли является первоочередной целью для обеих сторон коммерческого представительства в силу предпринимательского статуса данных сторон, однако, стоит определиться с тем, в чьих интересах коммерческий представитель действует в каждом конкретном случае. Коммерческий представитель, исполняя свои обязанности в возникших отношениях, должен руководствоваться принципом добросовестного исполнения своих обязательств. Такая модель действий в каждом конкретном случае влияет на репутацию коммерческого представителя, которая является весьма важным условием осуществления его деятельности в дальнейшем. Именно такой подход к исполнению своих обязанностей порождает у коммерческого представителя доверительные отношения с представляемым, которые на наш взгляд не менее важны в сфере предпринимательской деятельности. Тезис о фидуциарности отношений коммерческого представителя с представляемым находит отражение и в конкретных договорных формах, например в агентском договоре, как одной из самых распространенных конструкций коммерческого представительства. По этому поводу существует мнение, о том, что поскольку агент, действуя в интересах принципала управомочен своими действиями налагать на него обязанности по отношению к третьим лицам, фидуциарные обязанности основаны на самых высоких и правдивых принципах морали . Фидуциарность таким образом, заложена в самой природе агентского договора. Безусловно, фидуциарность присуща и некоммерческому представительству, но в условиях коммерческого представительства данный принцип носит особый характер.

Таким образом, можно говорить об особой природе коммерческого представительства, что было продемонстрировано на примере специфики правового статуса коммерческого представителя. Безусловно, фигура данного субъекта представительских отношений ещё не до конца и не в полном объеме исследована в праве, в том числе в связи с отсутствием детального регулирования этого вопроса в российском праве.

Библиографический список:

  1. Носкова Ю.Б. – Представительство в российском гражданском праве: Автореф.дис. …канд.юрид.наук. Екатеринбург, 2004.

  2. Киздарбекова А.С. – Представительство в предпринимательской деятельности// Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1.

  3. Егорова М.А. – «Коммерческое право: Учебник для вузов». – РАНХиГС при Президенте РФ, «Статут». – 2013.

  4. Brown I. – Commercial Law. – Butterworth. – 2001.

УДК 341.9 ББК 67.412.2

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО ДОГОВОРА

ДИНА ПАВЛОВНА СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой предпринимательского и трудового права Государственного университета управления Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,

семейное право, международное частное право E-mail: dina_str@list.ru Рецензент: доктор юридических наук, доцент Ф.Г. Мышко

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется понятие «международный коммерческий договор», выявляются его основные признаки. Ключевые слова: международный коммерческий договор, иностранный элемент, иностранное лицо, коммерческое предприятие, место коммерческой деятельности.

Annotation. Analyzed the term «international commercial contract», detected its main features.

Основным юридическим средством взаимодействия участников коммерческого оборота выступает гражданско-правовой договор, который опосредует предпринимательскую (коммерческую) деятельность сторон, его заключивших. Указанный договор именуется коммерческим договором. В сфере международного коммерческого оборота коммерческий договор приобретает характер международного коммерческого договора. Термин «международный» означает, что договор имеет связь с правопорядком более чем одного государства.

До настоящего времени международное унифицированное определение международного коммерческого договора отсутствует. Термин «международный коммерческий договор» используется в Принципах международных коммерческих договоров УНИДРУА1, однако его определение в них не раскрывается. Для отечественного законодателя не было характерным использование термина «международный коммерческий договор». Вместо него отечественный законодатель использовал термины «внешнеторговая сделка» (ст. 565-566 ГК РСФСР 1964 г.)2 и позднее «внешнеэкономическая сделка» (ст. 165-166 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.3, п. 3 ст. 162 и п. 2 ст. 1209 Гражданского кодекса РФ), однако определения указанных терминов в законодательстве отсутствовали.

Учитывая отсутствие законодательных определений внешнеторговой и позднее внешнеэкономической сделок, в литературе многократно предпринимались попытки их определения. В разное время указанные определения были сформулированы Ю. Чельцо-

вым, Л.А. Лунцем, В.А. Мусиным, О.Н. Садиковым, И.С. Зыкиным, Г.К. Дмитриевой, В.А. Канашевским и другими учеными4. В целом, несмотря на отличающиеся подходы в определении внешнеторговой и внешнеэкономической сделок, в основу их определения была положена различная государственная принадлежность сторон сделки либо местонахождение их коммерческих предприятий на территории различных государств5.

При формулировании определения понятия «международный коммерческий договор» основная проблема заключается в выборе критерия, который, помимо обоюдного коммерческого характера для участников договора, следует использовать при отнесении его именно к международным, а не национальным коммерческим договорам.

Г.К. Дмитриева предложила использовать термин «международная коммерческая сделка», к которым отнесла сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств»6. Похожее определение международного коммерческого контракта применительно к договору международной купли-продажи было предложено Н.Ю. Ерпылевой7. Таким образом, в указанных определениях акцент также был сделан на местонахождении коммерческих предприятий сторон в разных странах.

В советское время, как известно, при определении внешнеторговой сделки использовался в основном критерий различной государственной принадлежности (национальности) сторон сделки. Т.е. сделка признавалась

ф-

международной, если одна из ее сторон являлась иностранным лицом. Полагаем, что и в настоящее время указанный критерий может быть использован в качестве признака, квалифицирующего коммерческую сделку как международную. Так, договор купли-продажи, заключаемый между российской и итальянской коммерческими организациями, является международным коммерческим договором, поскольку он, во-первых, является коммерческой сделкой, во-вторых, международной, поскольку его участники происходят из разных стран, имея различную государственную принадлежность. Критерий различной государственной принадлежности сторон сделки является чисто юридическим критерием при квалификации сделки как международной, поскольку относится к ее субъектам. Однако в тех случаях, когда стороны договора являются лицами одной национальности, но осуществляют деятельность в разных странах, а также в ряде других случаев указанный критерий оказывается непригодным для применения.

В этой связи другим критерием, который может быть использован в качестве признака, квалифицирующего коммерческую сделку как международную, является критерий местонахождения коммерческих предприятий сторон сделки на территории различных государств. Указанный критерий впервые появился в качестве одного из признаков сделки международной купли-продажи в Гаагский конвенциях 1964 г.8. В настоящее время указанный критерий закреплен в целом ряде международных соглашений: Конвенции ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Гаагской конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г., Оттавской конвенции о международном факторинге 1988 г. и других. Однако его определение в указанных документах не раскрывается.

Понятие «коммерческое предприятие» раскрывается в Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г.9 В п. h ст. 4 указанной Конвенции сказано, что коммерческое предприятие означает любое место, в котором сторона сохраняет не носящее временного характера предприятие для осуществления иной экономической деятельности, чем временное предоставление товаров или услуг из конкретного места.

Нужно отметить, и на это обращается внимание в литературе, что в англоязычной версии Конвенции ООН 1980 г., равно как и Конвенции 2005 г. речь идет не о коммерческом предприятии, а о «place of business», что скорее означает «место коммерческой деятельности»10.

В российском законодательстве критерий местонахождения коммерческих предприятий сторон договора в различных государствах получил закрепление в Законе о международном коммерческом арбитраже. В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Закона международный коммерческий арбитраж может рассматривать гражданско-правовые споры, возникающие при осу-

ществлении международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей11.

Нужно отметить, что российские суды и арбитражи не исследуют детально понятие «коммерческое предприятие». Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 9 ноября 2009 г. № Ф09-8618/09-С1 суд пришел к выводу о том, что «.. .термин «коммерческое предприятие в Конвенции (Конвенция ООН 1980 г. — Д.С.) подразумевает постоянное место осуществления деловых операций и коммерческим предприятием может являться место нахождения главной конторы юридического лица, а также его представительства, филиала. Если место деятельности филиала продавца или покупателя тесно связано с договором купли-продажи и его исполнением, именно их следует рассматривать как коммерческое предприятие для целей ст. 1 Конвенции»12.

Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС при ТПП РФ) также не исследует в своих решениях понятие «коммерческое предприятие» стороны. Решая вопрос о своей компетенции по рассмотрению споров, он обычно исходит из того, что стороны (как правило, коммерческие организации) имеют местонахождение на территории различных государств, и на этом основании определяет сделку, заключаемую между ними как внешнеэкономическую, не вдаваясь в детали, связанные с формулированием ее определения13.

В п. 2 ст. 1211 Гражданского кодекса РФ14 в отличие от Закона о международном коммерческом арбитраже говорится не о коммерческом предприятии, а об основном месте деятельности стороны договора, нахождение которого в иностранном государстве позволяет устанавливать применимое к договору права в отсутствие соглашения сторон о таковом.

Нужно отметить, что в отличие от разнонациональ-ности сторон сделки, критерий места коммерческой деятельности сторон или местонахождения их коммерческих предприятий в разных странах является скорее экономическим, поскольку на его основании квалификация международного коммерческого договора происходит не по субъекту, как одному из элементов сделки, а по месту, где осуществляют свою деятельность стороны договора. Таким образом, коммерческим предприятием, или местом осуществления деятельности, является не само юридическое лицо, его филиал или другое структурное подразделение, а место, где они находятся. В целом полагаем, что рассматриваемый критерий также может служить квалифицирующим признаком международного коммерческого договора, в частности в случаях, когда стороны договора имеют одинаковую национальность, однако осуществляют свою деятельность в разных странах.

В результате изложенного полагаем, что при квалификации коммерческого договора как международной сделки могут учитываться как юридический, так и экономический критерии, наличие одного из которых является достаточным для указанной квалификации. В целом же мы стоим на позиции расширения понятия международного коммерческого договора, при квали-

фикации которого помимо названных, могут использоваться также и другие критерии, проявляющиеся в виде иностранных элементов, наличие которых в договоре может привести к применению права более чем одного государства.

Так, иностранный элемент может проявляться в виде предмета сделки, то есть объекта гражданских прав, находящегося за границей или перемещающегося за границу или из-за границы. В связи с этим заслуживает внимания позиция МКАС при ТИП РФ, который в одном из дел квалифицировал сделку, заключенную между двумя фирмами, находящимися в Австрии, как внешнеэкономическую (международную коммерческую — Д.С.), поскольку произошло перемещение товаров через таможенную границу15. Аналогичным, на наш взгляд, образом в качестве международного коммерческого договора следует квалифицировать договор подряда, заключенный между двумя российскими лицами, в соответствии с которым строительство какого-либо объекта будет осуществляться в иностранном государстве и т.п.

Помимо рассмотренных нами выше, в литературе называют еще несколько дополнительных признаков международных коммерческих (внешнеэкономических) сделок: использование при расчетах с контрагентом иностранной валюты; специфика рассмотрения споров, вытекающих из подобных сделок; специфический круг источников, регулирующих сделки16. На наш взгляд, указанные признаки скорее не признаки, а юридические последствия отнесения той или иной сделки к международному коммерческому договору, что предопределяет специфику их правового регулирования, возможность выбора в качестве применимого lex mercatoria, специфику рассмотрения споров, вытекающих из них и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, международный коммерческий договор — это соглашение, опосредующее коммерческую деятельность сторон, его заключивших, имеющее международный характер, т.е. содержащее иностранный элемент. Иностранный элемент в международном коммерческом договоре может проявляться на стороне субъекта (юридический и/или экономический критерий) либо на стороне предмета сделки. При этом предметом сделки должны являться объекты гражданских прав, способные находиться в коммерческом (гражданском) обороте.

Признаками международного коммерческого договора являются: а) коммерческий характер, проявляющийся в том, что его обе стороны являются коммерсантами; б) международный характер, проявляющийся в том, что обе стороны договора имеют различную национальность и/или осуществляют свою коммерческую деятельность в разных странах, либо в том, что предмет заключаемого сторонами договора находится за границей, перемещается за границу или из-за границы.

При том, что рассмотренный экономический критерий договора, проявляющийся в месте осуществле-

ния коммерческой деятельности в разных странах, является часто достаточным для квалификации коммерческой сделки в качестве международной, различная государственная принадлежность (национальность) участников сделки всегда будет учитываться, поскольку именно на ее основе определяется личный закон участника сделки (договора), включая вопросы его правосубъектности.

1 Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010/ Пер. с англ. А.С. Комарова. М.: Статут, 2013. LXXIV, 758 с.

2 Утв. ВС РСФСР 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.

3 Утв. ВС СССР 31 мая 1991г. № 2211-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.

6 Международное частное право: Учебник / Отв. ред. Г.К. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 364.

7 Ерпылева Н.Ю. Понятие, форма и порядок заключения международных коммерческих договоров // Внешнеторговое право. 2005. № 2.

8 Конвенция относительно единообразного закона о международной купле-продаже товаров 1964 г. и Конвенция относительно единообразного закона о заключении контрактов по международной купле-продаже товаров 1964 г. В силу не вступили. Регистр международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. Т. 1. Нью-Йорк: ООН, 1971. С. 46, 80.

9 Нью-Йорк, 23 ноября 2005 г. РФ участвует с 1 августа 2014 г. Http://uncitral.org.

12 Цит. по: Асосков А.В. Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров: постатейный комментарий к положениям, определяющим сферу ее применения. М.: Инфотропик Медиа, 2013. С. 22-23.

13 Например, Решение по делу № 176/2012 от 21 августа 2013 г.; Решение по делу № 6/2013 от 5 ноября 2013 г., Решение по делу № 195 от 17 марта 2014 г. и др. // СПС «Консультант Плюс».

16 Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки. Правовое регулирование. М.: Международные отношения, 2005. С. 25-28.

Истории возникновения торговых представительств связана со становлением и развитием Советского государства. В 1918 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «О национализации внешней торговли», в котором впервые в мире была установлена монополия государства на внешнюю торговлю. Именно для осуществления на практике этой монополии и были созданы специальные органы внешних сношений – торговые представительства.

В период существования СССР, в соответствии с советским законодательством, торговые представительства являлись частью дипломатического представительства Союза ССР и осуществляли за рубежом права в области внешнеэкономической деятельности Советского государства, обеспечивали защиту его торгово-политических и экономических интересов и эффективность участия страны в системе мировых экономических отношений.

После распада СССР многие бывшие республики СССр сохранили этот институт внешних сношений. Торговое представительство подчиняется дипломатическому представительству государства. Его руководитель и его заместители имеют дипломатические ранги.

Торговые представительства — это зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую деятельность на государственном уровне.

Юридическое положение торговых представительств определяется как национальным законодательством, так и международными договорами. На торгпредство распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сношениях, ибо оно рассматривается как составная часть дипломатического представительства, и его персонал входит в состав дипломатического персонала.

Основные задачи этих органов внешних сношений являются:

— защита экономических интересов и прав отечественных субъектов предпринимательской деятельности в государстве пребывания;

— содействие развитию торгово-экономических связей между государствами и исполнение договоров заключенных с государством пребывания;

— информирование отечественных органов государственной исполнительной власти о ценовой, налоговой, тарифной политике, проводимой государством пребывания в отношении товаров, которые экспортируются из России;

— подготовка заключений в отношении целесообразности импорта товаров и услуг, получения кредитов из государства пребывания, исходя из предложенных этим государством цен, тарифов, кредитных ставок и др.

В дипломатических представительствах многих государств имеются должности торговых советников, торговых секретарей или атташе. Торговые советники, торговые секретари и атташе относятся к дипломатическому персоналу представительств и на них распространяются привилегии и иммунитеты, предусмотренные международным правом.

35 Специальные миссии.

В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) — представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных функций (ведение переговоров, вручение документов и т.д.). Деятельность специальных миссий регламентируется Венской конвенцией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.). Эту деятельность называют дипломатией ad hoc.

Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.

Наличие дипломатических или консульских сношений не является необходимым для посылки или принятия специальной миссии.

Посылающее государство может по своему усмотрению назначить членов специальной миссии, сообщив предварительно принимающему государству всю необходимую информацию о численности и составе специальной миссии и, в частности, сообщив имена и должности лиц, которых оно намеревается назначить. Принимающее государство может не дать своего согласия на направление специальной миссии, численность которой оно не считает приемлемой ввиду обстоятельств и условий в принимающем государстве и потребностей данной миссии. Оно может также, не сообщая причин своего отказа, не дать согласия на назначение любого лица в качестве члена специальной миссии.

Специальная миссия состоит из одного или нескольких представителей посылающего государства, из числа которых это государство может назначить главу миссии. В специальную миссию может также входить дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.

Когда члены постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, находящегося в принимающем государстве, включаются в состав специальной миссии, они сохраняют свои привилегия и иммунитета в качестве членов дипломатического представительства или консульского учреждения, помимо привилегий и иммунитетов, предоставленных Конвенцией 1969 г.

Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства.

Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано.

Министерство иностранных дел или другой орган принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность, уведомляется:

  • о составе специальной миссии и о любых последующих его изменениях;

  • о прибытии и окончательном отбытии членов миссии и о прекращении их функций в миссии;

  • о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии;

  • о назначении главы специальной миссии;

  • о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью.

Принимающее государство может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель посылающего государства в специальной миссии или какой-либо из членов ее дипломатического персонала является persona non grata или что любой другой член персонала миссии является неприемлемым. В таком случае посылающее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в миссии. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию принимающего государства.

Функции специальной миссии начинаются с момента установления миссией официального контакта с министерством иностранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношении которого имеется договоренность.

Глава специальной миссии или, если посылающее государство такового не назначило, один из представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен действовать от имени специальной миссии и вести переписку с принимающим государством.

Привилегии и иммунитета миссии и ее членов аналогичны дипломатическим.

Проблемы экономики и юридической практики

6’2017

11.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Гриднева Ольга Вячеславовна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Место работы: АНОВО «Международный университет в Москве»

olga_ gridneva@bk. ru

Шаповалов Дмитрий Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой кафедры гражданско-правовых дисциплин Место работы: АНОВО «Международный университет в Москве»

shadim@mail. ru

Аннотация: авторы анализируют понятие коммерческого представительства, его особенности. Исследуется договор коммерческого представительства, его форма, основания заключения, изменения и расторжения. В заключении авторы приходят к обобщающим выводам.

Ключевые слова: коммерческое представительство, договор коммерческого представительства, сделка, договор, представитель.

PROFESSIONAL COMMERCIAL OFFICE

Keywords: commercial representation commercial representation agreement, transaction, contract, representative.

Коммерческое представительство обладает особыми чертами, позволяющими отличать его от иных видов представительства. Коммерческое представительство регулируется как общими нормами о представительстве ст. 182-183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), так и специальными нормами ст.184 ГК РФ.

Процитируем содержание п. 1 ст. 184 ГК РФ: «Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности». Таким образом, в силу прямого указания нормы, содержащейся в п. 1 ст. 184 ГК РФ, на стороне представляемого выступает индивидуальный предприниматель либо коммерческая организация. Коммерческим представителем может быть только лицо, которое не просто самостоятельно представительствует от имени предпринимателей, но и делает это на постоянной основе. Коммерческий представитель должен исполнять поручение, которое ему дано, с заботой обычного предпринимателя. На основании содержания п. 1, 2 ст. 184 ГК РФ можно также сделать вывод о том, что коммерческий представитель является предпринимателем, регулярно заключающим договоры в качестве представителя для извлечения прибыли. Таким образом, коммерческим представителем может быть индивидуальный предприниматель или коммерческое юридическое лицо. При этом осуществление представительских функций является единственным или одним из основных видов его деятельности .

Следует помнить, что в соответствии с общими положениями о представительстве, предусмотренными п. 3 ст. 182 ГК РФ, представитель не может совершать сделки в отношении лица,

представителем которого он одновременно является, за исключением предусмотренных законом случаев. Таким исключительным случаем и является коммерческое представительство, поскольку в силу положений п. 2 ст. 184 ГК РФ «…одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон, а также в других случаях, предусмотренных законом. Если коммерческий представитель действует на организованных торгах, предполагается, поскольку не доказано иное, что представляемый согласен на одновременное представительство таким представителем другой стороны или других сторон».

Осуществляется коммерческое представительство на основании заключенного в письменной форме договора, в котором должны содержаться указания на вознаграждение и на полномочия коммерческого представителя, а в случае отсутствия таких указаний необходимо наличие доверенности . А.С. Киздарбекова отмечает то, что особенностью доверенности, выдаваемой для осуществления коммерческого представительства, и ее отличием от обычной доверенности является только то, что в случае коммерческого представительства обе стороны — и представитель и представляемый -являются предпринимателями . Напомним, что с 1 сентября 2013 г. ГК РФ предусматривает возможность выдачи нового для российского гражданского законодательства вида доверенности — безотзывной доверенности, выдаваемой при осуществлении предпринимательской деятельности.

В случае, когда коммерческий представитель будет представлять обе стороны в сделке, в силу прямого указания п.2 ст.184 ГК РФ на заключение указанного выше договора требуется согласие обеих сторон. Как правило, такое согласие дается

Гриднева О. В., Шаповалов Д. А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

сторонами до заключения соответствующего договора в виде разрешения, имеющим своим следствием включение в содержание полномочия представителя возможность заключить такой договор. Если коммерческий представитель заключает указанный договор, не получив хотя бы одно из требуемых согласий для представляемого, который не дал своего согласия, договор может вступить в силу в случае выражения им одобрения .

В случае, когда коммерческий представитель одновременно представляет обе стороны в сделке, он имеет право требовать уплаты обусловленного вознаграждения и возмещения издержек, понесенных при исполнении поручения, от обеих сторон договора в равных долях, если иное не предусмотрено соглашением между ними .

Как уже отмечалось ранее, особенностью коммерческого представительства является то, что представитель должен действовать строго в рамках полномочий, предусмотренных договором или доверенностью . Во всех случаях отступления от указаний доверителя независимо от причин, поверенный обязан уведомить доверителя о произведенных отступлениях. Такое уведомление имеет предварительный характер, поскольку должно быть направлено доверителю до начала практической реализации действия поверенного, которые не соответствуют требованиям доверителя. Исключением из этого правила является деятельность коммерческого представителя, по исполнению поручения которым регулируется п.3 ст.973 ГК РФ: «Поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя, может быть предоставлено доверителем право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. В этом случае коммерческий представитель обязан в разумный срок уведомить доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором поручения».

По мнению Ю.С. Харитоновой в качестве одного из «основных квалифицирующих признаков коммерческого представительства следует выделить наличие функции управления в отношениях коммерческого представительства» .

В соответствии с п.3 ст.184 ГК РФ «особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом или иными правовыми актами», таким образом, особенности коммерческого представительства могут устанавливаться содержащими нормы гражданского права Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. № 506 «О внесении изменений в пункт 16 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»)» было введено понятие «профессиональный поверенный». Отметим, что указанное в Постановлении Правительства № 506 Положение было утверждено Постановлением Правительства от 3 декабря 2004 г. № 738 . Профессиональный поверенный является представителем интересов акционера в советах директоров акционерных обществ, акции которых принадлежат Российской Федерации .

В комментариях к п. 3 ст. 184 ГК РФ отмечается, что особенности коммерческого представительства установлены в таких сферах предпринимательской деятельности как, например, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, мор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ское агентирование, таможенное дело, клиринговая деятельность, страховое дело . Коммерческими представителями могут быть, в частности, биржевые брокеры (п.7 ст.16 федерального закона «Об организованных торгах» ), брокеры на рынке ценных бумаг (ст. 3 федерального закона «О рынке ценных бумаг» ), таможенные представители (ст.60 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ), страховые брокеры (ст.8 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» ).

Коммерческое представительство позволяет предпринимателям осуществлять свою основную деятельность, не отвлекаясь на совершение собственными силами торговых сделок, поскольку для этого необходимо обладать квалифицированными знаниями в области заключения сделок на рынке сбыта товаров и услуг, а также специальной информацией, в частности, об особенностях местной торговли . Не следует также забывать, что для заключения отдельных категорий сделок необходимо обладать особым статусом или иметь лицензию .

С.В. Мельник считает, что «…профессиональное коммерческое (торговое) представительство является разновидностью торгового посредничества, при котором представитель в качестве самостоятельного предпринимателя осуществляет свою деятельность в соответствии с данными ему полномочиями за определенное вознаграждение, оказывает посредничество по заключению сделок для другого предпринимателя или заключает сделки в чужих интересах. Правовые последствия этих действий, если они совершены в пределах предоставленных полномочий, возникают непосредственно у представляемого» .

В диссертационных исследованиях российских ученых даются различные определения коммерческого представительства . С.В. Мельник высказывает мнение, что «… профессиональное коммерческое (торговое) представительство представляет собой трехсубъектное правоотношение, в котором одно лицо (профессиональный коммерческий (торговый) представитель) на основе и в пределах предоставленных ему полномочий за определенное вознаграждение совершает сделки с третьими лицами и оказывает иные возмездные услуги в интересах представляемого либо непосредственно (прямое представительство), либо опосредованно (косвенное представительство), когда профессиональный коммерческий (торговый) представитель не раскрывает своего статуса перед третьими лицами» .

М.Ю. Дороженко предлагает следующее авторское определение коммерческого представительства: «Коммерческое представительство — это единое трехстороннее правоотношение, складывающееся в сфере предпринимательской деятельности между одним лицом (коммерческим представителем), которое постоянно и самостоятельно на основе и в пределах предоставленных ему полномочий за определенное вознаграждение от имени и за счет других лиц (представляемых) или за свой счет, но в интересах представляемых, совершает сделки и иные правомерные юридические действия, создавая юридические последствия непосредственно для представляемых» . Из анализа данных определений характеристика коммерческого представительства данное М.Ю. Дороженко представляется более точным.

Характеризуя соотношение понятий «коммерческое посредничество» и «коммерческое представительство», Е.В. Потудин-ская отмечает отсутствие единого научного подхода к толкова-

Проблемы экономики и юридической практики

6’2017

нию данных понятий и их соотношения между собой. Е.В. По-тудинская высказывает мнение, что коммерческое посредничество является комплексным правовым институтом, сочетающим в себе черты и посредничества и представительства . Б.И. Пугинский указывает на односторонний характер связи, существующей между посредничеством и представительством, которая проявляется в том, что, как правило, в посредничестве содержатся элементы представительства, в то время как представительство обычно не связано с посредничеством .

Анализируя изменения, внесенные в ГК РФ федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ, необходимо отметить следующее. Представляется, что уточнение положений ст. 184 ГК РФ, регулирующих коммерческое представительство, носит как технический, так и смысловой характер . Отметим, что изменениям подверглось содержание п. 2,3 указанной статьи в прежней редакции ГК РФ, поскольку законодатель удалил указание на право коммерческого представителя требовать уплаты предусмотренного вознаграждения и возмещения издержек, указание на основания осуществления деятельности в качестве коммерческого представителя, которыми являются договор либо доверенность, а также ссылку на обязанность коммерческого представителя хранить в тайне сведения о торговых сделках, которые стали ему известны. Видимо, убирая эти положения из содержания новой редакции ст. 184 ГК РФ, законодатель руководствовался тем, что логичнее их разместить в соответствующих отраслевых законах или иных разделах законодательства. Тем не менее, следует подчеркнуть, что и сейчас в соответствии с п. 3 ст. 1 ГК РФ «участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно» .

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ в п.2 ст.184 ГК РФ введена презумпция, в соответствии с которой «если коммерческий представитель действует на организованных торгах, предполагается, поскольку не доказано иное, что представляемый согласен на одновременное представительство таким представителем другой стороны или других сторон». Представляется, что в данном случае законодатель исходил из открытости действий представителя на таких торгах .

Подводя итог выше сказанному, обобщим присущие коммерческому представительству специфичные признаки, которые проявляются в следующем:

1. В основаниях его возникновения, которыми являются договор, заключаемый между представителем и представляемым, либо указанный договор и доверенность. Договор заключается в письменной форме;

2. В особом субъектном составе, поскольку субъектами коммерческого представительства (т.е. представителем, представляемым и третьим лицом) могут быть только осуществляющие предпринимательскую деятельность лица (индивидуальные предприниматели или коммерческие юридические лица). Причем представителем может быть не любой предприниматель, а только тот, видом деятельности которого собственно и является коммерческое представительство. Данные сведения должны быть указаны в его учредительных или регистрационных документах, которые определяют его правосубъектность;

3. В характере сделок, которые заключает от имени и в интересах представляемого коммерческий представитель. Такими сделками являются торговые сделки, т.е. сделки между осу-

ществляющими предпринимательскую деятельность лицами либо с их участием;

4. В объеме прав и обязанностей коммерческого представителя, а именно:

— в возможности одновременно представлять разные стороны в сделке;

— в обязанностях коммерческого представителя исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя. На коммерческого представителя возлагается обязанность по сохранению тайны лиц, которых он представляет в торговых сделках независимо от срока их совершения и прекращения отношений представительства;

— в правах коммерческого представителя на удержание вещей, причитающихся доверителю, в обеспечение своих требований по договору (п. 3 ст. 972 ГК РФ); на отступление от указаний доверителя с соблюдением его интересов, не испрашивая на это предварительного согласия доверителя (п. 3 ст. 973 ГК РФ); на односторонний отказ от договора коммерческого представительства при условии предварительного уведомления другой стороны не позднее чем за 30 дней, если более длительный срок уведомления не предусмотрен договором, в случае реорганизации юридического лица, которое является коммерческим представителем, доверитель вправе отменить поручение без такого предварительного уведомления (п. 3 ст. 977 ГК РФ);

5. Коммерческое представительство может осуществляться в интересах обеих сторон сделки;

6. Коммерческое представительство всегда осуществляется на возмездной основе.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 73,29%.

Список литературы:

3. Гриднева О.В. Договорные отношения с участием представителя в сфере предпринимательской деятельности. В сборнике: Частноправовые проблемы в контексте развития современного законодательства. Сборник статей по итогам научно-практического семинара. 2017. С. 35-41.

4. Гриднева О.В., Степанова Н.А. Информационной посредничество в системе посреднических обязательств по законодательству Российской Федерации.// Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 3. С. 128-132.

5. Дороженко М.Ю. Гражданско-правовое регулирование представительства: проблемы теории и законодательства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2007. С.7.

6. Киздарбекова А.С. Представительство в предпринимательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10-1. С.155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Климова А.Н. К вопросу о понятии и видах коммерческих договоров: историко-правовой аспект// Реформирование местного самоуправления в России: история, актуальное состояние и перспективы развития (к 150-летию Земской реформы в России): сборник научных трудов по материалам научно-практического круглого стола/ отв. ред. Н.Н. Кулешова, Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2014.

8. Климова А.Н. К вопросу о понятии и признаках предпринимательской деятельности// Вестник Костромского государственного университета. 2016. №6. С.182-184.

9. Климова А.Н. К вопросу о праве граждан на занятие предпринимательской деятельностью// Актуальные вопросы модернизации института прав человека в конституционном и международном праве:

Гриднева О. В., Шаповалов Д. А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

10. Ковров Е. Профессиональный поверенный: директор или почтальон? // Хозяйство и право. 2014. № 5. С.102.

11. Ленковская Р.Р. Понятие и правовая природа правовых и юридических услуг.// Пробелы в российском законодательстве.

2015. № 4. С. 36-38.

12. Ленковская Р.Р., Гриднева О.В. Существенные условия договоров поручения, комиссии, агентирования. В сборнике: Частноправовые проблемы в контексте развития современного законодательства./ Сборник статей по итогам научно-практического семинара. 2017. С. 81-85.

13. Мельник С.В. Профессиональное коммерческое (торговое) представительство. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербург, 2004. С.11.

14. О внесении изменений в пункт 16 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»): Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 506 // СЗ РФ. 2011. № 28. Ст.4205.

15. О рынке ценных бумаг: федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 (ред. от 30.12.2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст.1918; СЗ РФ.

2016. № 1 (часть I). Ст.81.

19. Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»): Постановление Правительства от 3 декабря 2004 г. № 738 (ред. от 30.04.2015 г.) // СЗ РФ. 2004. № 50. Ст.5073; СЗ РФ. 2015. № 19. Ст.2873.

20. Овчаренко МД. Актуальные вопросы практического применения коммерческого представительства в отдельных областях предпринимательской деятельности // Право и экономика. 2013. № 9. С.22.

22. Пугинский Б.И. Коммерческое право России: учебник / Б.И. Путинский. — 2-е изд. — М.: Зерцало, 2007. С.211.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Гридневой О.В., Шаповалова Д.А. на тему: «Профессиональное коммерческое представительство» Рецензируемая статья посвящена актуальной теме. Коммерческое представительство обладает особыми чертами, позволяющими отличать его от иных видов представительства. Данный вид представительства регулируется как общими нормами о представительстве ст. 182183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), так и специальными нормами ст.184 ГК РФ.

Коммерческое представительство позволяет предпринимателям осуществлять свою основную деятельность, не отвлекаясь на совершение собственными силами торговых сделок, поскольку для этого необходимо обладать квалифицированными знаниями в области заключения сделок на рынке сбыта товаров и услуг, а также специальной информацией, в частности, об особенностях местной торговли.

Авторы статьи анализируют понятие коммерческого представительства, характеризуют особенности основания возникновения, изменения и прекращения договора, исследуются мнения многих российских цивилистов. Справедливо отмечается, что особенностью коммерческого представительства является то, что представитель должен действовать строго в рамках полномочий, предусмотренных договором или доверенностью.

Авторы особое внимание уделили такой сфере предпринимательской деятельности как, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, морское агентирование, таможенное дело, клиринговая деятельность, страховое дело.

Вывод авторов, что коммерческое представительство обладает специфическими признаками, является вполне обоснованным и аргументированным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом статья Гридневой О.В. и Шаповалова Д.А. полностью раскрывает понятие и особенности коммерческого представительства.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент:

канд. юрид. наук, доцент

Д.А. Матанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *