Комиссия по применению кодекса добросовестных практик

Положение о комиссии по применению КДП

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОДЕКСА ДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРАКТИК ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТОРГОВЫМИ СЕТЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Глава 1. Общие положения, цели и задачи Комиссии

1. Настоящее Положение, являющееся приложением к Кодексу добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров (далее – Кодекс), регламентирует задачи и формы деятельности Комиссии, порядок ее формирования и организации работы.

2. Задачами Комиссии по применению Кодекса (далее – Комиссия) являются:

• содействие использованию Кодекса во взаимодействии между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров;
• анализ эффективности применения Кодекса и отдельных положений;
• выработка рекомендаций по изменению Кодекса, информирование поставщиков и торговых сетей о возможности изменения Кодекса в связи с изменениями практики взаимоотношений между поставщиками и торговыми сетями;
• разрешение споров между торговыми сетями и поставщиками, передавшими разногласия, связанные с применением Кодекса, на рассмотрение Комиссии;
• разработка и распространение среди торговых сетей и поставщиков рекомендаций по типовым ситуациям и спорам, возникающим в процессе взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками;
• взаимодействие с государственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями, а также торговыми сетями и поставщиками.

3. В целях содействия использованию Кодекса во взаимоотношениях между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров Комиссия:

• ведет пропаганду Кодекса и преимуществ его применения для присоединившихся к нему поставщиков потребительских товаров и торговых сетей, потребителей их продукции и услуг;
• ведет работу по присоединению к Кодексу хозяйствующих субъектов и ассоциаций;
• консультирует отраслевые ассоциации и союзы, торговые сети и поставщиков по вопросам применения Кодекса,
• подготавливает и распространяет рекомендации по типовым ситуациям, возникающим в процессе взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками.

4. Для выполнения возложенных задач Комиссия:
• разрешает споры между торговыми сетями и поставщиками;
• подготавливает и распространяет среди присоединившихся к Кодексу лиц обзоры собственной практики (без указания конкретных участников споров), а также рекомендации по типовым спорам, возникающим в процессе взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками.

5. В целях анализа эффективности применения Кодекса и выработки рекомендаций по его развитию Комиссия:
• ведет учет взаимных претензий торговых сетей и поставщиков, в том числе рассматриваемых арбитражными судами;
• проводит опросы торговых сетей и поставщиков, присоединившихся и не присоединившихся к Кодексу;
• собирает и анализирует результаты применения разработанных Комиссией рекомендаций по типовым ситуациям и спорам, возникающим в процессе взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками
• собирает и анализирует предложения торговых сетей и поставщиков о внесении в Кодекс изменений и дополнений, направленных на расширение и повышение эффективности его применения.

6. В порядке взаимодействия с государственными органами Комиссия:
• добивается представительства торговых сетей и поставщиков в консультативных органах и рабочих группах, создаваемых государственными органами по вопросам производства и оборота потребительских товаров;
• осуществляет оценку регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов в области производства и оборота потребительских товаров;
• организует обсуждение среди присоединившихся к Кодексу компаний предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего производство и оборот потребительских товаров;
• вносит в государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего производство и оборот потребительских товаров.

Комиссия вправе распространять информацию, затрагивающую интересы конкретных торговых сетей, поставщиков, отраслевых Ассоциаций и союзов, присоединившихся к Кодексу, только с письменного согласия заинтересованных лиц. Члены комиссии не вправе выступать с заявлениями в прессе от имени Комиссии. Председатель информирует средства массовой информации (далее «СМИ») о результатах рассмотрения споров посредством распространения заявления, единогласно одобренного членами Комиссии.

Глава 2. Состав и принципы формирования Комиссии

8. В состав Комиссии входят представители торговых сетей, поставщиков, Ассоциаций и союзов, подписавших Кодекс, а также независимые (неаффилированные с торговыми сетями или поставщиками) члены.

9. Комиссия состоит из десяти членов и включает трех представителей от торговых сетей, трех представителей от поставщиков, трех независимых представителей, а также ответственного секретаря. Председатель Комиссии избирается из состава членов Комиссии, не считая ответственного секретаря.

10. Председатель Комиссии:
• руководит работой Комиссии, в том числе определяет место и время проведения заседаний Комиссии, направляет членам Комиссии предложения по формированию повестки заседаний;
• представляет Комиссию в консультативных органах и рабочих группах, создаваемых государственными органами по вопросам производства и оборота потребительских товаров, действуя в рамках поручений, одобренных Комиссией;
• выступает в прессе от имени Комиссии с заявлениями, одобренными единогласно членами Комиссии.
• на каждом заседании отчитывается перед Комиссией о своей работе, в том числе о поступивших обращениях, планах работы и ее итогах.

11. Председатель Комиссии избирается из числа членов Комиссии единогласно сроком на один год единогласно Союзами и Ассоциациями торговых сетей и поставщиков, подписавших Кодекс. Одно и то же лицо не может быть избрано Председателем на два срока подряд. По решению Межотраслевого Экспертного Совета, принятому единогласно, председатель Комиссии может быть отстранен от своей должности досрочно в следующих случаях:
• совершение действий, порочащих его репутацию;
• выступление в СМИ от имени Комиссии с превышением своих полномочий;
• грубое нарушение поручений Комиссии, в том числе при осуществлении представительских функций;
• неэтичные высказывания в адрес торговых сетей, поставщиков или членов Межотраслевого Экспертного Совета ;
• разглашение конфиденциальной информации, ставшей известной ему в связи с исполнением возложенных на него функций.

12. Ответственный секретарь Комиссии не имеет права голоса при рассмотрении вопросов повестки дня Комиссии и осуществляет функции подготовки документов для работы Комиссии и рассмотрения споров, а также руководства секретариатом, сформированным на базе Межотраслевого экспертного Совета.

13. Список кандидатов в члены Комиссии формируется Союзами и Ассоциациями торговых сетей и поставщиков, присоединившимися к Кодексу. При этом каждая из Ассоциаций и Союзов поставщиков и торговых сетей имеет право выдвинуть своих кандидатов. Список независимых кандидатов в члены Комиссии (в том числе кандидатов на должность Председателя комиссии) и кандидатов на должность ответственного секретаря формируется консолидировано Союзами и Ассоциациями, подписавшими Кодекс, и включает кандидатуры, по которым нет возражений ни у одного из Союзов и Ассоциаций, подписавших Кодекс.

14. Выборы в состав Комиссии организуются на базе Межотраслевого экспертного Совета. В голосовании участвуют Союзы и Ассоциации торговых сетей и поставщиков, подписавшие Кодекс. Решение по кандидатурам от торговых сетей и поставщиков принимается простым большинством голосов, причем представители торговых сетей выбирают членов Комиссии от торговых сетей, а представители поставщиков выбирают членов Комиссии от поставщиков. Решение по независимым членам, Председателю и ответственному секретарю Комиссии принимается единогласно Союзами и Ассоциациями торговых сетей и поставщиков, подписавших Кодекс.

15. Ротация состава Комиссии осуществляется по решению Межотраслевого экспертного совета.

16. Члены Комиссии:
• Обязаны являться на заседания, принимать активное участие в работе Комиссии, в том числе голосовать по поставленным вопросам;
• Быть беспристрастными и соблюдать этические нормы поведения;
• Члены Комиссии могут быть отстранены от своей должности досрочно по решению Комиссии, принятому большинством в 2/3 голосов, в следующих случаях:
o неявка на заседания Комиссии более двух раз в течение года без уважительных причин;
o совершение неэтичного поступка;
o выступление в СМИ от имени Комиссии;
o выступление перед третьими лицами от имени Комиссии;
o неэтичные высказывания в адрес торговых сетей, поставщиков или членов Межотраслевого Экспертного Совета;
o разглашение конфиденциальной информации, ставшей известной ему в связи с исполнением функций члена Комиссии.

Глава 3. Принятие решений комиссией

17. Решение комиссии правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие 7 членов, с обязательным участием Председателя, двух независимых членов; ответственный секретарь не входит в кворум.

18. Решения по всем вопросам принимаются квалифицированным большинством в 3/4 членов Комиссии, присутствующих на заседании. Заседание считается состоявшимся, если в нем приняли участие не менее семи из девяти членов Комиссии.

19. Комиссия проводит заседания по мере формирования повестки дня (запросов на рассмотрение споров или подготовку разъяснений), но не реже одного раза в три месяца. Председатель Комиссии готовит сообщение о поступивших жалобах и о возможности их рассмотрения Комиссией в соответствии с ее компетенцией. Комиссия принимает решение о повестке дня заочным голосованием по электронной почте. Ответственный секретарь уведомляет членов Комиссии о времени заседания не позднее, чем за 5 рабочих дней до заседания с учетом пожеланий членов Комиссии.

Глава 4. Порядок разрешения споров

20. Спор между поставщиком и торговой сетью, может быть передан на рассмотрение Комиссии только с письменного согласия сторон спора. Письменное согласие на рассмотрение спора является безотзывным. В случае, когда вторая сторона отказывается или уклоняется от рассмотрения спора, спор не может быть рассмотрен Комиссией.

21. Правом обратиться за рассмотрением спора обладает любой поставщик или торговая сеть, присоединившиеся к Кодексу.

22. Комиссия рассматривает споры, связанные с применением недобросовестных практик при согласовании условий договора, его заключении и исполнении. Комиссия не рассматривает другие споры, связанные с условиями заключенных договоров.

23. Сторона, намеренная передать спор на рассмотрение Комиссии, направляет ответственному секретарю Комиссии соответствующие материалы (включая письменное согласие на рассмотрение спора Комиссией, договоры, переписку, касающуюся спора, письменные объяснения). Председатель определяет относимость предмета спора к компетенции Комиссии и уведомляет заявителя об отказе или о возможности принятии заявления к производству, а также информирует вторую сторону спора и запрашивает ее согласие на рассмотрение спора Комиссией. В случае получения письменного согласия второй стороны спор принимается Комиссией к производству. По предложению Председателя Комиссия формирует и утверждает график рассмотрения споров. Ответственный секретарь информирует остальных членов Комиссии о принятии спора к производству. В случае спора об относимости заявления Комиссия принимает решение о рассмотрении спора на заседании Комиссии.

24. Председатель назначает дату рассмотрения спора в соответствии с графиком рассмотрения споров. Ответственный секретарь заблаговременно, но не позднее чем за 10 календарных дней, направляет копии материалов спора членам Комиссии. Участие представителей сторон в заседании не является обязательным.

25. Стороны спора вправе направлять для рассмотрения любые материалы, подтверждающие их доводы, приглашать экспертов для дачи пояснений, а также знакомиться с материалами, представленными второй стороной спора. Стороны вправе делать копии материалов дела, имеющихся в распоряжении Комиссии.

26. Комиссия обязана предоставить второй стороне разумный срок для представления письменного отзыва и для представления доказательств.

27. Рассмотрение спора является закрытым, при рассмотрении стороны вправе ссылаться только на те сведения и материалы, которые были предоставлены Комиссии. СМИ и третьи лица, не являющиеся участниками спора, к работе Комиссии не допускаются.

28. Рассмотрением спора руководит Председатель комиссии, который объявляет сторон спора, его предмет и основания, оглашает представленные материалы и доказательства. Стороны имеют право давать дополнительные пояснения, приглашать свидетелей для дачи пояснений, заявлять возражения относительно доводов второй стороны. В случае если на заседании Комиссии была оглашена информация, не содержащаяся в представленных заранее материалах спора, рассмотрение спора должно быть отложено, либо такие доказательства не учитывается при вынесении решения Комиссией. Неявка стороны спора, надлежащим образом уведомленной о согласованной дате и времени рассмотрения, не препятствует рассмотрению спора.

29. Стороны вправе в любой момент прекратить рассмотрение спора Комиссией путем заключения соглашения о неприменении недобросовестных практик.

30. Комиссия выносит решение по существу спора после закрытого обсуждения и голосования без участия сторон спора и третьих лиц, не являющихся участниками дела. Председатель оглашает решение Комиссии и срок, в течение которого Комиссией будет подготовлено и направлено Сторонам мотивированное решение. Комиссия принимает заявление для СМИ.

31. Решение Комиссии должно быть изготовлено в срок не более 10 дней с даты его оглашения, текст согласовывается членами Комиссии по электронной почте. Решение должно содержать краткое описание предмета и обстоятельств спора, доводы, приведенные сторонами спора в поддержку своей позиции, описание представленных материалов, мотивы, на которых основано решение, вывод о наличии или отсутствии признаков применения недобросовестных практик и/или нарушения Кодекса одной из сторон спора, иные, существенные для спора сведения. При вынесении Решения Комиссия не вправе выйти за пределы первоначального требования и дать оценку добросовестности действий обеих сторон.

32. Заявление для прессы об итогах рассмотрения спора не должно содержать каких-либо сведений, позволяющих идентифицировать участников спора без их письменного согласия (наименования, адреса, персональные данные лиц, цитаты из утвержденных и применяемых типовых договоров, протоколов разногласий и т д). Информация, передаваемая Комиссии, является строго конфиденциальной и не подлежит разглашению, о чем с участниками рассмотрения спора и членами Комиссии заключается соответствующее соглашение о конфиденциальности. К конфиденциальной информации относятся: документы и сведения, переданные участниками спора Комиссии, экспертные заключения, материалы дел Комиссии, обсуждения членов Комиссии и результаты таких обсуждений, голосование по делам, решения Комиссии, любая иная информация, в отношении которой любой из сторон спора было сделано соответствующее заявление.

33. Решение Комиссии по применению Кодекса носит рекомендательный характер и не препятствует любой из сторон договора в передаче спора на разрешение в органы исполнительной власти, арбитражного суда или третейского суда (международного коммерческого арбитража).

34. Разрешение спора Комиссией является бесплатным для сторон, передавших спор на рассмотрение (за исключением случаев, указанных в настоящем Положении).

35. Если для разрешения спора, по мнению Комиссии, требуется привлечение подрядчика для выполнения каких-либо работ (проведения экспертиз и т. д.), то финансирование этих работ осуществляется лицами, передающими спор на рассмотрение. При этом решение о выборе подрядчика принимается единогласно конкурсным комитетом в составе 5 человек, в который входят по одному представителю каждой из сторон, передающих спор на рассмотрение, и по одному представителю из членов Комиссии от торговых сетей, поставщиков и независимых членов.

Положение о финансировании комиссии

36. Представители от торговых сетей и поставщиков работают в Комиссии на общественных началах.

37. Вознаграждение предусматривается для Председателя Комиссии, независимых членов Комиссии и ответственного секретаря. Размер, периодичность и условия выплаты вознаграждения Председателю Комиссии, независимым членам Комиссии и ответственному секретарю определяется Межотраслевым экспертным советом. Выплата вознаграждения Председателю Комиссии, независимым членам Комиссии и ответственному секретарю осуществляется Межотраслевым экспертным советом.

38. Председатель Комиссии, независимые члены Комиссии и ответственный секретарь имеют право отказаться от оплаты и осуществлять работу в Комиссии на общественных началах.

В декабре 2012 года 7 ведущих отраслевых союзов и ассоциаций участников потребительского рынка (АКОРТ, «Русбренд», «СОЮЗМОЛОКО», «Руспродсоюз», Национальная мясная Ассоциация, Рыбный Союз, Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции), Комитет по потребительскому рынку ТПП РФ и Союз потребителей РФ подписали «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров«. В церемонии подписания принял участие 1-й заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, руководители Министерства промышленности и торговли, Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития. В 2013 году Кодекс подписали Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности (СОЮЗЛЕГПРОМ) и Союз Независимых Сетей России, в 2014 году — Союз российских пивоваров, а в 2015 году — Союз производителей алкогольной продукции и Российская гильдия пекарей и кондитеров. Также к Кодексу присоединились участники потребительского рынка Рязанской, Московской, Калужской, Волгоградской областей и ряда других регионов.

В августе 2013 года Межотраслевым экспертным советом создана Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик, в состав которой вошли по три представителя от ассоциаций производителей и розничных торговых сетей, а также три независимых члена. Ответственным секретарем Комиссии по применению Кодекса единогласным решением Межотраслевого экспертного совета избран управляющий партнер компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, в 2012 году возглавлявший рабочую группу по разработке Кодекса добросовестных практик.

В апреле 2014 года Комиссия по применению Кодекса утвердила форму дополнительного соглашения к договору поставки и договору об оказании услуг по продвижению потребительских товаров, обеспечивающего внедрение в договорные практики взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками норм Кодекса добросовестных практик. Дополнительное соглашение предусматривает, что стороны договора: 1) присоединяются к Кодексу добросовестных практик; 2) согласны с применением к правоотношениям между ними Кодекса добросовестных практик включая «Положение о Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик» 3) согласны на передачу споров по вопросам применения Кодекса добросовестных практик на рассмотрение Комиссии по применению Кодекса в порядке, предусмотренном Положением «О Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик». В июне 2014 года ФАС России письмом №АК 24749/14 от 20.06.2014 сообщила, что «замечаний к тексту дополнительного соглашения не имеет». С начала 2015 года крупнейшие торговые сети, входящие в состав Ассоциации «АКОРТ», подписывают с поставщиками дополнительные соглашения, обеспечивающие внедрение в договорные практики норм Кодекса добросовестных практик.

2 октября 2014 года на заседании Правительства Российской Федерации Председатель Правительства Дмитрий Медведев, Первый заместитель Председателя Правительства Игорь Шувалов, Министр промышленности и торговли Денис Мантуров и Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев высоко оценили развитие саморегулирования на потребительском рынке и внедрение в деловой оборот норм Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, а также деятельность Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик по внесудебному урегулированию конфликтных ситуаций между торговыми сетями и поставщиками. Выдержки из протокола заседания Правительства Российской Федерации, основным в повестке которого был вопрос «О конкуренции в сфере торговли» доступны по .

11 марта 2015 года на Совещании в Правительстве Российской Федерации Министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил, что «Мы считаем, что в закон (ФЗ-381) должны имплементироваться только те принципы и подходы, которые уже отработаны в рамках механизма саморегулирования. Они должны основываться прежде всего на решениях, которые консолидированно приняты производителями и торговлей и успешно действуют в рамках применения Кодекса добросовестных практик». Выдержки из протокола совещания в Правительстве Российской Федерации, основным в повестке которого был вопрос «О государственном регулировании в сфере торговли» доступны по .

3 июля 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный Закон №273-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и Кодекс РФ об административных правонарушениях». В марте 2017 года Комиссия по применению Кодекса проинформировала участников потребительского рынка о том, что в связи со вступлением в силу поправок утратила силу часть норм статьи 16 Кодекса «Обмен документами», определяющих практики обмена документами при приемке продовольственных товаров, в то время как остальные статьи и нормы Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров продолжают действовать.

По мнению первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Ивановича Шувалова, «возможность совмещения государственного надзора и саморегулирования бизнеса позволяет создать эффективный механизм, направленный на цивилизованное развитие сектора розничной торговли в России. Это подтверждает многолетний опыт существования Кодекса добросовестных практик и Комиссии по его применению, деятельность которой базируется на принципах взаимного уважения и добросовестного поведения участников рынка. Очень важно, чтобы положения Кодекса соблюдались всеми присоединившимися к нему отраслями и игроками на рынке нашей страны».

Цели Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров:

  • формирование практик взаимодействия, основанных на принципах добросовестности, при заключении и исполнении договоров между поставщиками и торговыми сетями и обеспечение баланса коммерческих интересов
  • повышение эффективности взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками и оптимизация издержек по всей цепочке поставок
  • создание условий для соблюдения всеми участниками рынка этических правил использования рыночной силы и содействие развитию конкуренции на рынке
  • содействие в удовлетворении потребностей покупателей в качественных потребительских товарах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *