Коллежского асессора диктант

Диктанты «на засыпку»

Подборка нескольких замечательных диктантов, которые помогут вам «поиздеваться» над коллегами и друзьями и проверить собственные познания и познания учащихся в знании великого и могучего русского языка.

Диктант на исключения из правил

Пловчихе Тане, живущей в древнем городе Ростове на берегу медленно катящего свои волны озера Неро, неслыханно повезло. В одно зимнее утро, декабрьское или январское, к ней нежданно-негаданно явился молодой человек по имени Ростислав, держащий под мышкой коробку шоколада. «О милостивая государыня, затмевающая своей красой всех девиц города Ростова!» — выпалил он. – Не хочешь ли ты сочетаться со мною законным браком?»

Жених был не какой – нибудь там ветреник или перекати-поле. Он был передовиком важнейшей отрасли промышленности и за каждый трудодень выдавал на-гора невиданное количество тонн угля. Однако, несмотря на свои заслуги, Ростислав был вовсе не интересен Тане, нет, совсем неинтересен. Но зато ей во что бы то ни стало нужно было выйти замуж. Ей невтерпеж было дальше жить с дядюшкой, бывшим брильянтщиком, названым братом ее матери, от которого она зависела и которого ненавидела всей душой. Этот старый юродивый, отметивший недавно свое девяностолетие, день-деньской шатался по дому в своем жеваном халатишке, круша стеклянную посуду и спьяну обзывая Таню «цокотухой».

Вся округа знала, что дядюшка держит Таню в ежовых рукавицах и вертит ею как хочет, но мало кому было известно, что он в течение многих лет пропивает Танюшино приданое, вследствие чего старинный кованый сундук , который стоял в сенях вечно заваленный какими-то колышками , значительно опустел. Оловянные миски и кружки, разная деревянная утварь и даже вышитый полотняный полог уже перешли во владение ростовщика, жившего на выгарках. Смышленая девушка не могла вытерпеть дальнейшего разорения. Вот почему, невзирая на свое полное равнодушие к Ростиславу, она согласилась на его предложение и побежала сообщить дяде, что он будет посаженым отцом на её свадьбе.

Н и НН

Именинник бешено вопил, иступленно размахивая над головой рваным башмаком, стащенным второпях с ноги насмерть перепуганного соседа. Изумленные гости и родственники в первую минуту ошеломленно застыли, но потом под градом масленых вареников, пущенных в их сторону взбешенным именинником , вынужденно отступили к отворенным дверям. «Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!»- отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленном продранной клеенкой. «Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого!»- кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. Брошенная вслед за ним палка копченой колбасы угодила в стеклянную вазу, наполненную дистиллированной водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженную , крашенную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленным видом жавшейся у двери. Та, раненная в голову колбасой, картинно взмахнув обнаженными по локоть руками и сдавленно пискнув, повалилась на пол, увлекая за собой рождественскую ёлку, украшенную слюдяными игрушками, посеребренными сосульками и с золоченой звездой на самой макушке. Восхищенный произведенным эффектом, именинник упоенно пританцовывал на выкрашенном масляной краской комоде, инкрустированном тисненой кожей, куда он перебрался с сундука непосредственно после падения дамы для лучшего обзора кутерьмы, вызванной его экзальтированным поступком.

Диктанты «на засыпку»

1. С камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича Парашютова винегретом со снетками и фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде.
2. Веснушчатый ветреный Ванечка, шофер-дилетант по профессии, любитель потанцевать и покуролесить, боясь аппендицита и катара, решил сделаться вегетарианцем. Однажды, надев свой коломянковый костюм и искусно причесав клочок волос на темечке, он отправился в гости к своей свояченице Апполинарии Никитичне. Пройдя террасу с балюстрадой, всю заставленную глиняными и алюминиевыми горшочками, он как привилегированный гость, отправился прямо на кухоньку. Хозяйка, видя, что это ни кто иной, как ее приятель, зааплодировала так, что уронила конфорку самовара, а затем стала потчевать его винегретом с копчушками, а на десерт подала монпансье с прочими яствами.
3. На солнечной дощатой террасе близ конопляника веснушчатая Агриппина Саввишна потчевала коллежского ассесора Аполлона Сигизмундовича винегретом и другими яствами.
4. На дощатой террасе близ асимметричного куста конопляника небезызвестная вдова подьячего Агриппина Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом с моллюсками и разными другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.
5. С камушка на камушек порхал воробышек, а на террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, под искусственным абажуром, закамуфлированным под марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича винегретом со снетками.
6. На дощатой веранде близ конопляника под аккомпанемент виолончели веснушчатая Агриппина Саввишна исподтишка потчевала винегретом и варениками коллежского асессора Аполлона Фаддеича.
7. На колоссальной дощатой террасе близ конопляника с жимолостью под искусный какофонический аккомпанемент виолончели и беспричинный плач росомахи небезызвестная вдова подьячего веснушчатая Агриппина Саввишна Филиппова потчевала исподтишка можжевеловым вареньем, калифорнийским винегретом с моллюсками и прочими яствами безъязыкого коллежского асессора Фаддея Аполлоновича, сидевшего на веранде, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец правой подмышку.
8. На колоссальной дощатой террасе, сидя на оттоманке, веснушчатая Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом, варениками и прочими яствами коллежского асессора Филиппа Аполлинарьевича.
9. На дощатой террасе близ конопляника индифферентная веснушчатая падчерица Агриппина Саввишна исподтишка потчевала винегретом с ветчиной, моллюсками и другими яствами под аккомпанемент виолончели коллежского асессора Аполлона Ипполитовича.

10. Пресловутая Агриппина Саввична явно была экзальтированной особой. Устроив «романтический завтрак» «на колоссальной дощатой террасе вблизи можжевельника» (некоторые, правда, утверждают, что это было вблизи «конопляника», что весьма правдоподобно, если учесть пристрастие А.С. к оригинальничанью), она подавала какое-то невообразимое угощение: «потчевала моллюсками и винегретом», при этом не забывая всё это месиво сопровождать музыкой. Так ведь и сказано: «под аккомпанемент аккордеона и виолончели». Как она умудрялась всё это организовать, никто не знает, кроме бедного коллежского асессора Аполлона Филипповича, который и был подопытным кроликом: ему приходилось эти моллюски с винегретом есть, заодно слушать виолончель с аккордеоном, а при этом ещё наблюдать за взбалмошной А.С. А не наблюдать было нельзя: ведь потчевала-то она его «исподтишка»! Стало быть, могло ей в голову взбрести что угодно. Бедный, бедный А.Ф.!

11. На искусственной, колоссальной, дощатой, брусчатой террасе близ конопляника с жимолостью, вдова небезызвестного подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична, сидя на оттоманке, под аккомпанемент аккордеона и виолончели исподтишка потчевала моллюсками, винегретом, можжевеловым вареньем, мороженым крем-брюле и прочими яствами местного коллежского асессора Аполлона Филипповича.
12. С камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича Парашютова, винегретом со снетками, фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде, чаем с можжевеловым вареньем и сахаром вприкуску.
13. На колоссальной четырёхъярусной дощатой террасе, искусно задрапированной гобеленами, вблизи конопляника и малинника, но вдали от можжевельника, небезызвестная супруга бывшего протоиерея, а ныне подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична в течение часа потчевала исподтишка винегретом с моллюсками, варениками и прочими яствами коллежского асессора Аполлона Филипповича под дилетантский аккомпанемент аккордеона и виолончели, исподлобья поглядывая на своего суженого Фаддея Аполлинарьевича.
14. Однажды, нежданно и негаданно, местный подьячий Кирилл Святославович – племянник вдовствующего протоиерея Аполлона Филипповича Шапошникова-Шалунова- надел костюм, причесал клочок волос на темечке и отправился к своей свояченице Аполлинарии Никитичне. Пройдя гостиную, коридор, прилежно оштукатуренную лестницу с балюстрадой, уставленную глиняными горшочками с традесканцией, как привилегированный гость вошел в кухню. Хозяйка, увидев, что это не кто иной, как приятель, зааплодировала так громко, что конфорка упала с самовара.

15. За ажурными оконными переплетами превосходно просматривался палисадник, где вблизи асимметричных зарослей конопляника и жимолости с камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на колоссальной дощато-брусчатой террасе, искусно задрапированной гобеленами, под искусственным освещением от антикварного абажура, небезызвестная вдова коллежского асессора Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала под какофонический аккомпанемент аккордеона с виолончелью из шепелявящего граммофона и беспричинный плач росомахи винегретом со снетками и калифорнийскими моллюсками, фаршированными анчоусами, ветчиной, варениками с можжевеловым вареньем, бланманже в шоколаде и прочими искусно приготовленными яствами свояченика — околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа, небезызвестного Фаддея Аполлинарьевича Парашютова, восседающего на скрипящей кожаной оттоманке, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец в правую подмышку, а веснушчатая безъязыкая падчерица подглядывала исподтишка.

16. Ветреный Иннокентий Вячеславович, гвардии поручик, дилетант в искусстве, любитель покуролесить, помял осунувшуюся физиономию, надел сюртук и любимые панталоны и, взбив клочок волос на темячке, отправился к аппетитной свояченице.

17. Возьмите купленный банан,

Лишенный шкурки баклажан,

Добавьте резаный батон.

И киньте в сваренный бульон.

На масле жаренный бекон

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов протушенный бифштекс.

В духовке пропеченный кекс.

В кастрюле брошенный чеснок-

Приправа для куриных ног.

А пара вяленых лещей

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в свеклу дробленый орех

Бросайте быстро, без помех.

Ваш маринованный салат

Отведать каждый будет рад.

18. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же, Сашкина подружка, шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа- ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин, зальцбуржский бесперспективняк, из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.

Предложения с удвоенной согласной.

Зажужжала муха, запахло жженой резиной, я бросил вожжи и спрятался в можжевельнике.

На аккордеоне под аккомпанемент рояля аккуратно подбирал аккорды хоккеист.

Вчера я смотрела странную программу: сначала в ней рассказывали о правилах грамматики, затем обсуждали симметрию и асимметрию, зачитывали телеграммы, давали комментарии, а закончили беседой об иммунитете.

В одной палате оказалась группа ребят, подхватившая грипп после похода на ипподром, а ещё девушка из театральной труппы, потерявшая аппетит после аппендицита.

Корреспондент, встречавший министра на перроне, успел задать несколько некорректных вопросов о коррупции и терроре, пока не появилась баррикада из телохранителей.

В холле на стеллажах – миллионы, миллиарды долларов, или это галлюцинации.

Нужно иметь миллионы, миллиарды долларов, чтобы носить бриллианты, покупать виллы и коллекции картин.

Пассивный ассистент после сессии не мог отойти от стресса, а его жена-стюардесса прославилась в прессе.

Мама качала пресс, папа разгадывал кроссворд, сестра читала прессу, а я пошла в бассейн, чтобы снять стресс.

Афиша с афоризмом лежала на асфальте.

Труженики, которые добывали минералы, были накормлены винегретом и мороженым в гостиной.

Актриса искусно состроила гримасу, потому что продюсер не повез ее на вернисаж.

Вожатый в лагере раздавал драже всем «труженикам» отряда.

На балу во Дворце «Беларусь» среди белорусов и белорусок было огромное количество иностранцев.

В небольшой галерее стояло несколько велюровых кресел с подлокотниками в брильянтах.

Словарные слова для работы в 8-9 классах, расположенные по алфавиту.

Словарный диктант №1. А-Б

Аккомпанемент, аккомпанировать, абракадабра, аппликация, артиллерия, аттракцион, апелляция, апеллировать, бацилла, барокамера, баллотироваться, аллитерация, ассортимент, аллегория, адъютант, аплодисменты, бюллетень, брошюра, бечёвка, беллетристика, адмирал.

Словарный диктант № 2. В-Г-Д

Словарный диктант № 3. Д-Е-Ж-З-И

Дезертировать, дезорганизация, дезориентация, дезинфекция, дезинтеграция, дисквалифицировать, джентльмен, диапозитив, единомышленник, жаргонизм, жалюзи, жонглёр, иждивенец, иллюминация, интеллигентный, интеллектуальный, искусство, искусный, инцидент.

Словарный диктант № 4. К

Словарный диктант № 5. Л-М

Словарный диктант № 6. Н-О

Словарный диктант № 7. П

Словарный диктант № 8. Р-С

Словарный диктант № 9. Т-У

Словарный диктант № 10. Ф-Я

Зажужжала муха, запахло жженой резиной, я бросил вожжи и спрятался в можжевельнике.

На аккордеоне под аккомпанемент рояля аккуратно подбирал аккорды хоккеист.

Вчера я смотрела странную программу: сначала в ней рассказывали о правилах грамматики, затем обсуждали симметрию и асимметрию, зачитывали телеграммы, давали комментарии, а закончили беседой об иммунитете.

В одной палате оказалась группа ребят, подхватившая грипп после похода на ипподром, а ещё девушка из театральной труппы, потерявшая аппетит после аппендицита.

Корреспондент, встречавший министра на перроне, успел задать несколько некорректных вопросов о коррупции и терроре, пока не появилась баррикада из телохранителей.

В холле на стеллажах – миллионы, миллиарды долларов, или это галлюцинации.

Нужно иметь миллионы, миллиарды долларов, чтобы носить бриллианты, покупать виллы и коллекции картин.

Пассивный ассистент после сессии не мог отойти от стресса, а его жена-стюардесса прославилась в прессе.

Мама качала пресс, папа разгадывал кроссворд, сестра читала прессу, а я пошла в бассейн, чтобы снять стресс.

Афиша с афоризмом лежала на асфальте.

Труженики, которые добывали минералы, были накормлены винегретом и мороженым в гостиной.

Актриса искусно состроила гримасу, потому что продюсер не повез ее на вернисаж.

Вожатый в лагере раздавал драже всем «труженикам» отряда.

На балу во Дворце «Беларусь» среди белорусов и белорусок было огромное количество иностранцев.

В небольшой галерее стояло несколько велюровых кресел с подлокотниками в брильянтах.

На дощатой террасе близ конопляника под звуки виолончели веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Кирилловича винегретом и прочими яствами.
На колоссальной дощатой террасе вблизи можжевельника, жена небезызвестного местного подьячего веснушчатая Аграфена Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича моллюсками и винегретом под аккомпанемент аккордеона и виолончели.
На солнечной дощатой террасе близ конопляника веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Сигизмундовича винегретом и другими яствами.
На дощатой террасе близ асимметричного куста конопляника небезызвестная вдова подьячего Агриппина Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом с моллюсками и разными другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.
С камушка на камушек порхал воробушек, а на террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, под искусственным абажуром, закамуфлированным под марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича винегретом со снетками.
На дощатой веранде близ конопляника под аккомпанемент виолончели веснушчатая Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом и варениками коллежского асессора Аполлона Фаддеича.
На колоссальной дощатой террасе близ конопляника с жимолостью под искусный какофонический аккомпанемент виолончели и беспричинный плач росомахи небезызвестная вдова подьячего веснушчатая Агриппина Саввична Филиппова потчевала исподтишка можжевеловым вареньем, калифорнийским винегретом с моллюсками и прочими яствами безъязыкого коллежского асессора Фаддея Аполлоновича, сидевшего на веранде, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец в правую подмышку.
На колоссальной дощатой террасе, сидя на оттоманке, веснушчатая Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом, варениками и прочими яствами коллежского асессора Филиппа Аполлинарьевича.
На дощатой террасе близ конопляника индифферентная веснушчатая падчерица Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом с ветчиной, моллюсками и другими яствами под аккомпанемент виолончели коллежского асессора Аполлона Ипполитовича.
С камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича Парашютова винегретом со снетками и фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде.
Веснушчатый ветреный Ванечка, шофер-дилетант по профессии, любитель потанцевать и покуролесить, боясь аппендицита и катара, решил сделаться вегетарианцем. Однажды, надев свой коломянковый костюм и искусно причесав клочок волос на темечке, он отправился в гости к своей свояченице Аполлинарии Никитичне. Пройдя террасу с балюстрадой, всю заставленную глиняными и алюминиевыми горшочками, он, как привилегированный гость, отправился прямо на кухоньку. Хозяйка, видя, что это ни кто иной, как ее приятель, зааплодировала так, что уронила конфорку самовара, а затем стала потчевать его винегретом с копчушками, а на десерт подала монпансье и прочие яства.

«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами». Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.  Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» — это еще как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре». Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться. Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило. Судите сами: «брусчатая» — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);»небезызвестная» — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом «известная». А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;»потчевал» — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-. Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству. Где грамотные? «Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: «Здраствуйте дети» — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы. И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать? Причины безграмотности: Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность. Причина — заболевание Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше. «Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».  Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту: ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);пропускает слоги в словах: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.). Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги. А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография». Миф о врожденной грамотности Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике? Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка! Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему. «Иногда я слышу, как человек хвастается: «Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!» — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте». Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась? Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью. Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации. А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные: работа с картинками «Найди 10 отличий»;игра в «Что пропало?»: разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти. Учимся Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять. До школы При чтении вслух четко проговаривайте все слова.Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает… И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически. Начальная школа В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: «А как бы ты их написал?»Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.Для закрепления пройденного полезно так называемое «письмо с дырками». То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол…ко. Проверочное слово «молочный». Это отличный прием для выработки самоконтроля.Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать. Средняя школа Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме. И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут. Запоминалки Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть. Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова. А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно. А, например, словосочетание «Зося ждет» включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-. Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг. Что еще помогает подружиться с родным языком? Поработайте со словом, в котором постоянно делаете ошибку: несколько раз напишите его, выговорите по слогам, раскрасьте букву, в которой ошибаетесь.Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы превосходно развивают наши интеллектуальные способности.Простая и забавная игра: один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.Запишите свою речь на диктофон (а еще лучше — создайте видеоклип). Велика вероятность, что, послушав себя со стороны, обнаружите, что совершаете множество речевых ошибок: неправильно строите предложения или используете слова-паразиты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *